МБОУ «Амгинская СОШ им. Р. И. Константинова»
Инновационный образовательный проект: «проектная деятельность в обучении математики»
Автор: учитель математики
Турантаева С.Е.
с. Чурапча 2017 г.
Цель :
выявить, апробировать и обосновать педагогические условия, необходимые
для внедрения технологии проектного обучения на уроках математики,
направленного на формирование учебно - познавательной компетентности
учащихся основной школы.
Задачи :
- изучить методическую и соответствующую литературу;
- вовлечь учащихся в практическую проектную деятельность как фактор
личностного развития школьников;
- научить применять элементарные математические знания в повседневной
жизни;
- подбор примерных задач;
- составить расчеты, смету подсобного хозяйства;
- сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных
проектов.
- Объект исследования : проектная деятельность в образовательном процессе.
- Предмет исследования : учебно - познавательные компетенции.
- Мною сформулирована и в процессе реализации проекта доказана гипотеза: предположим, что внедрение методов и приемов проектной деятельности способствует оптимизации познавательной деятельности учащихся, развитию навыков практической деятельности и формированию учебно - познавательных компетенций.
- Продукт педагогического опыта – авторский образовательный модуль «проектная деятельность в обучении математики»
- Инновация данного опыта заключается в формировании у школьников не только знаний, но и компетенций, способствующих их адаптации в окружающем социуме.
- Новизна заключается в том, что он реализуется через авторский образовательный модуль: «проектная деятельность в обучении математики».
План реализации проекта
п/п
Мероприятия
1
Сроки выполнения
2
Изучение теоретического материала по
Участие в очных, дистанционных конференциях, конкурсах, мастер – классах.
Ответственные
выбранной теме. Подбор примерных задач;
3
2016
Турантаева С.Е.
Составить расчеты, смету подсобного хозяйства
Изучение опыта коллег по формированию учебно- познавательных компетенций через использование проектной технологии. Внедрение в личную педагогическую практику метода проектов, позволяющего добиться реальных результатов при реализации данного проекта.
4
Период реализации
Турантаева С.Е.
проекта
Разработка проекта: «Проектная деятельность в обучении математики».
5
2016-2017
Сентябрь-ноябрь
Турантаева С.Е.
Участие в различных улусных,
учебный год
6
2016г.
региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, нпк.
Обобщение результатов проекта.
Турантаева С.Е.
7
период реализации проекта
Турантаева С.Е.
Анализ результатов, подведение итогов, мониторинг учителя и качества знаний учащихся. Поэтапный контроль, мониторинг результатов: рейтинг успеваемости, контрольные и самостоятельные работы, анкетирование (приложение №1).
2016- 2017
8
учебный год
Турантаева С.Е.
Разработка мастер- класса по использованию проектной технологии для учителей школы.
2016-2017
9
Турантаева С.Е.
учебный год
Создание сайта Турантаевой С.Е. на портале «Мультиурок».
10
2016-2017
Администрация школы.
Защита проекта. Презентация.
2016- 2017
Турантаева С.Е.
учебный год
Турантаева С.Е.
учебный год
2017г.
Турантаева С.Е.
Этапы реализации проекта: 2016 – 2017 учебный год
- Теоретическая часть – I четверть решения примерных задач
- Практическая часть – II – IV четверти, решения задач (сбор материала, планирование, расчеты и смета участка) изготовления макета.
- Завершающий этап: готовые расчеты, сметы, макеты учащихся.
Теоретическая часть проекта:
Пример №1
Найдите площадь прямоугольника, если периметр равен 80 см, а отношение сторон равно 2:3
Пример №2 Измерьте длину и ширину своей комнаты. Начертите в тетради план этой комнаты в масштабе 1:100
Пример №3
Длина дома на плане 25 см. чему равна длина дома на местности, если план сделан в масштабе 1:300?
Пример №4
Найдите площадь участка двора, если длина 70 м и 40 м.
Пример №5
Сделайте план участка, расположите следующие объекты: дом, гараж, сарай, душ, огород, уборная.
Пример №6
Огород занимает 8 га. Картофелем занято 45 % площади этого огорода. Сколько гектаров занято картофелем?
Пример № 7
Площадь огорода 0,04 га. Капустой засажено 0,8 огорода, а остальная часть - другими овощами. Сколько гектаров засажено другими овощами?
Чертеж приусадебного участка (раздаточный материал)
Смета на строение жилого дома общей площадью 100 кв.м.:
№
Наименование материала
Фундамент
Ед.изм
1
Количество
2
Лафет дерево
Цена за ед.
земля
м 3
11
Материалы:
1
машина
Сумма
2
9000
Брус 150*150 (обрезной/профилированный)
2
Брус 100*200 (балки пола)
3
м 3
2000
99000
Брусок 50*50 (черепной брусок)
м 3
50
4
4000
12000
5,28
Брус 50*200 (стропила)
м 3
5
1,5
м 3
12000
6
600000
Доска обрезная 25мм-черновой пол
1300
4
Доска обрезная 25мм-потолок
м 3
63360
7
6200
5
Доска обрешетка 25мм необрезной
м 3
1950
8
9
леса
24800
м 3
10000
5
10000
м 3
Рубероид
0,6
10
50000
8000
1,5
Метизы(скобы строит., степлер, гвозди
рулон
11
50000
Крыша ондулин
8000
18
4800
Итого:
Шт
400
12000
80
Всего: 974110 рублей
7200
600
8000
48000
974110
План расположения парников, для овощей
Кабачки, редис
Морковь, свекла
зеленый лук, салат, укроп
3 м
3 м
3 м
1 м
1 м
1 м
Расчет материалов парников:
Наименование материала:
Доска обрезная
Размер материала: (мм)
600*150*25
Брус 100*100
Количество:
48
600*100*100
6
Смета строительства парников:
Наименование материала
Ед.измерения
Доска необрезная
количество
Брус 100*100
м 3
цена
м 3
3
8000
сумма
1
12000
24000
12000
Итого:
36000тыс.
Пример №1 Составьте формулу вычисления периметра прямоугольника, если его стороны а и в.
2 см
8 см
2 см
3 см
5 см
Пример № 2 Прямоугольный параллелепипед имеет измерения 3 см, 5 см и 10 см. вычислите его объем.
Пример №3
Дан брус длина которого 6м толщина 150*150. Найти объем бруса. Рассчитайте количество бруса в 1 куб.метре .
D
5 м
В
Е
10 м
С
А
8 м
Пример №4.
Найти площадь поверхности крыши, заданного на рисунке
Пример №5.
Сколько листов ондулина размером 1,75м*1,15м понадобится, для крыши нарисованного на рисунке
Ученики 5 класса во время внеурочных занятий по математике
Давид: «теперь я знаю, зачем мы учим математику»
Алина: «Мне больше нравится работать пластилином»
Во время занятий, дети делают расчеты
Проект: «Мой будущий дом»
Диодорова Валерия, ученица 6 класса награждена похвальной грамотой;
Ильин Арсен, ученик 7 класса и я учитель математики награждены
дипломом III степени в республиканской нпк: «Башаринские чтения»
Заключение
Показателями эффективности реализации проекта являются стабильные
результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели
динамики их достижений с учётом участия обучающихся в олимпиадах,
конкурсах, научных обществ. Данная работа содержит список информационных
источников, использованных в работе.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт
школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту,
расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей
действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал.
Как показывают результаты учащихся проект эффективен, гипотеза нашла
подтверждение, деятельность имеет практическую значимость, цель достигнута.
Использованная литература:
1. Петров В.А. преподавание математики в сельской школе: Кн.для учителя.-М.: Просвещение, 1986
2. «Математика в школе» № 8 2003г. «Расчётно-экспериментальные работы при изучении математики».
3. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства, Кочетов А.И., Москва, 2000г.
4. Интернет – ресурсы
5. Виленкин Н.Я. и др., Учебник по математике для 5-6 классов
6. Козлов В.В. и др., Учебник по математике для 5 класса, 2016 г.
7. Атанасян и др., Учебник по геометрии 7-9 классы
8. Мустакимов Р.Д., Геометрия 7 класс, Якутск, 2000г.
9. Сборник задач по математике для учащихся 4 и 5 классов
общеобразовательных школ, Якутск, 1989г.
10. Задача хомуурунньуга 5 – 6 кылаас, Дьокуускай, 1995 с.
11. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. Народное образование, № 10, 2005
12. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Методист, №1, 2004.-с.42
13. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.-М.: Народное образование, 2001.- 272 с.