СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный образовательный проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 2011/2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый ФГОС НОО. Отличительной особенностью нового ФГОС начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра стандарта второго поколения являются универсальные учебные действия (УУД). Внедрение данного образовательного инновационного проекта соответсвует  требованиям новых ФГОС и позволит обучающимся уже на первой ступени обучения  отработать навыки , необходимые в дальнейшем при  подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный образовательный проект»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа









Инновационный образовательный проект

«Итоговое тестирование как средство повышения качества знаний обучающихся первой ступени обучения»







С. Алексеевка

2012 г.

Программа инновационной деятельности

  1. Тема образовательного инновационного проекта:

«Итоговое тестирование как средство повышения качества знаний обучающихся первой ступени обучения»

  1. Концепция проекта:

Актуальность проекта. Современная социально-экономическая ситуация диктует потребность в повышении качества образования. Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование призвано помочь России решить задачи, стоящие перед ней в социальной и экономических сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Концепция модернизации российского образования содержит ключевое положение о том, что главной задачей российской образовательной политики выступает обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В настоящее время в связи с ориентацией образования на субъект-субъектные отношения требуется разработка новых подходов к его характеристике с позиций повышения качества. Необходимо отслеживать продвижение каждого ребенка в процессе обучения и воспитания, определять его учебные достижения.

Особое значение повышение качества образования имеет в начальной школе, которая закладывает основы функциональной грамотности обучающихся, вооружает их основными умениями и навыками общения и учебного труда, приобщает к отечественной и мировой культуре, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы.

С 2011/2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый ФГОС НОО. Отличительной особенностью нового ФГОС начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра стандарта второго поколения являются универсальные учебные действия (УУД). Внедрение данного образовательного инновационного проекта соответсвует требованиям новых ФГОС и позволит обучающимся уже на первой ступени обучения отработать навыки , необходимые в дальнейшем при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Однако создание системы непрерывного отслеживания состояния качества образования младших школьников требует решения целого ряда сложных научных и организационных вопросов, в числе которых создание инструментария диагностики, позволяющего отследить динамику учебных достижений учащихся. При этом все составляющие диагностики необходимо задать в системе объективных инструментальных показателей, допускающих однозначную интерпретацию.

В школьной практике основной характеристикой качества начального образования являются показатели академической успеваемости, отражающие степень освоения школьниками знаний, умений и навыков, а не уровень учебных достижений младших школьников.

Разрабатывая данный проект, творческая группа столкнулась со следующими противоречиями:

1.применяемые в школьной практике средства измерения учебных достижений личности зачастую не позволяют получить информацию, носящую индивидуально-личностный характер, демонстрирующую продвижение каждого школьника в процессе обучения и воспитания;

2. учителя начальных классов недостаточно осведомлены о том, каким образом повышать качество начального образования средствами мониторинга учебных достижений младших школьников, каковы его цели, задачи, принципы и этапы организации.

Следствием этого является несистематичное отслеживание учебных достижений младших школьников, недостаточное внимание к вопросам преемственности начальной школы и основной, в частности, к показателям прочности образовательных результатов.

  1. Программа инновационной работы:

Объект исследования: повышение качества начального образования.

Предмет исследования: Итоговое тестирование как средство повышения качества знаний обучающихся первой ступени обучения.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия повышения качества начального образования средствами.

С опорой на проблему, цель и предмет исследования была сформулирована его гипотеза: повышение качества начального образования средствами итогового тестирования младших школьников будет обеспечиваться следующими педагогическими условиями:

    • включение в структуру компонентов качества начального образования показателей учебных достижений младших школьников, позволяющее установить их взаимосвязь и взаимообусловленность;

    • разработка и реализация на практике теоретической модели итогового тестирования младших школьников, обеспечивающей измерение уровней сформированности: ключевых компетенций младших школьников (математическая, языковая и естественнонаучная грамотность), ценностных ориентаций, мотивации достижения успеха и творческой познавательной активности младших школьников;

    • систематическое и поэтапное измерение прочности образовательных результатов школьников при переходе из начальной в основную школу.

В соответствии с предметом, гипотезой и целью определены задачи исследования:

  1. Определить педагогическую сущность проблемы повышения качества начального образования.

  2. Выявить структурные компоненты, критерии качества начального образования и разработать средства его измерения.

  3. Спроектировать теоретическую модель итогового тестирования младших школьников, обеспечивающую повышение качества начального образования.

  4. Осуществить экспериментальную проверку теоретической модели мониторинга учебных достижений младших школьников для повышения качества начального образования.

Опытно-экспериментальной базой проекта являются начальные классы МБОУ Алексеевской сош. В экспериментальной работе принимают участие учителя начальных классов.

Научная новизна образовательного проекта заключается в том, что:

  • выявлена взаимосвязь компонентов качества начального образования и показателей учебных достижений младших школьников: ключевые компетенции младших школьников (математическая грамотность, языковая грамотность и естественнонаучная грамотность ); ценностные ориентации, мотивация достижения успеха и творческая познавательная активность младших школьников; прочность образовательных результатов школьников при переходе из начальной в основную школу;

  • обоснованы компоненты качества начального образования: нормативный (соответствие характеристик выпускников начальной школы требованиям Государственного образовательного стандарта начального образования); процессуальный (соответствие характеристик процесса образования нормам и требованиям); социальный (соответствие характеристик школьников запросам потребителей результатов образования, возможностям и интересам всех субъектов педагогического процесса (дети – педагоги – родители); личностный (сформированность ключевых компетенций, мотивов и ценностей младших школьников);

  • выявлены критерии качества начального образования: социальный (показатели: прочность образовательных результатов школьников при переходе из начальной школы в основную; наличие здоровьесберегающей составляющей в образовательном процессе; удовлетворенность родителей образовательной деятельностью начальной школы); функциональный критерий (показатели: математическая грамотность, языковая грамотность, естественнонаучная грамотность и грамотность чтения); мотивационно-ценностный критерий (показатели: ценностные ориентации, мотивация достижения успеха и творческая познавательная активность младших школьников), разработан комплекс диагностических средств, позволяющий отслеживать изменения качества начального образования;

  • разработана теоретическая модель итогового младших школьников, ориентированная на повышение качества начального образования, включающая целеполагающий (цель, задачи, принципы и функции диагностики), содержательный (содержание мониторинга, педагогические условия его результативности) и процессуальный блоки (средства измерения и этапы диагностики);

  • определены педагогические условия повышения качества начального образования средствами итогового тестирования младших школьников: включение в структуру компонентов качества начального образования показателей учебных достижений младших школьников; разработка и реализация на практике теоретической модели итогового тестирования младших школьников, обеспечивающего измерение уровней сформированности: ключевых компетенций младших школьников (математическая, языковая и естественнонаучная грамотность), ценностных ориентаций, мотивации достижения успеха и творческой познавательной активности младших школьников; систематичное и поэтапное измерение прочности образовательных результатов школьников при переходе из начальной в основную школу.

Теоретическая значимость исследования состоит:

  • в разработке и обосновании теоретической модели итогового тестирования младших школьников, ориентированного на повышение качества начального образования;

  • в обосновании итогового тестирования младших школьников как средства повышения качества начального образования на основе тесной взаимосвязи структурных компонентов качества начального образования и показателей учебных достижений младших школьников;

  • в определении применительно к задачам первой ступени общего образования понятия «повышение качества начального образования», являющегося теоретическим основанием для конструирования научного взгляда на проблему.

Практическая значимость исследования заключается:

  • в реализации педагогических условий повышения качества начального образования средствами итогового тестирования учебных достижений младших школьников;

во внедрении в практику теоретической модели итогового тестирования, ориентированного на повышение качества начального образования; отработку навыков обучения, необходимых в дальнейшем при подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ.

  • в разработке комплекса тестов по определению уровня сформированности ключевых компетенций младших школьников (по русскому языку, математике, естествознанию), который позволяет учителям начальных классов и администрации образовательного учреждения оптимизировать процесс сбора, хранения, обработки и использования информации об учебных достижениях младших школьников.



  1. Описание системы обеспечения реализации проекта



Федеральные документы

  • Инновационная Россия – 2020 (Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.)

  • Приказ МО РФ №218 от 23.06.2009 г. «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»

  • Основные направления деятельности федеральных инновационных площадок на 2011 г.

  • Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г.

  • Федеральный закон об инновационной деятельности в РФ (проект № 344994-5)



Региональные документы

  • Областная долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Ростовской области на 2010-2015 годы» (Постановление Администрации Ростовской области от 14.09.2011 г. № 621)

  • Положение об областной экспериментальной площадке (приказ МО и ПО Ростовской области от 27.10.2010 г. № 845)

  • Положение о стажировочной площадке (приложение № 1 к приказу МО и ПО РО от 23.09.2011 г. № 826)

  • Положение об областной инновационной площадке.

  • Положение о пилотной площадке.





Школьные документы


  1. Заявка на открытие инновационной площадки (эксперимента).

  2. Положение об инновационной деятельности в ОУ(№ 45 от 13.03.2012 г).

  3. Положение о деятельности педагога-экспериментатора (№ 45 от 13.03.2012г).

  4. Положение о творческой группе учителей (№ 48 от 15.03.2012 г).

  5. Инновационный образовательный проект.

  6. Программа инновационной работы (эксперимента) с выделением этапов.

  7. Устав школы

  8. Отражение инновационной деятельности в программе развития образовательного учреждения



  1. План работы по внедрению проекта

Срок реализации проекта: 2012 – 2016 г.г.

Этапы инновационной деятельности.

Название этапа

Содержание работы

Сроки исполнения

Формы представления результата


Подготовительный

Сравнительный анализ результатов работы за последние 3 года: уровень учебных достижений младших школьников.


Март 2012 г.

Заседание ШМО учителей начальных классов

Организационный

Создание творческой группы. Изучение литературы и передового опыта по данной проблеме

март 2012 г.

Приказ о создании творческой группы №48 от 15.03.2012г.

Практический

Выявление критериев качества начального образования и разработка средств его измерения

апрель-май 2012 г

Рабочие материалы проекта

Контрольный

Подтверждение или опровержение предположения относительно эффективности экспериментальных мер. Сравнение полученных и исходных результатов

Апрель 2013-апрель 2016

Отчетные материалы

Обобщающий

Анализ итогов:

- описанием результатов осуществления экспериментальных мер (конечное состояние исследуемого объекта);

-характеристикой условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;

- описанием особенностей субъектов эксперимента (качество обучения);

- разработкой рекомендаций;

- корректировка диагностических инструментов.


Май - июнь 2016 г.

Отчетные материалы








  1. Кадровое обеспечение проекта



Ф.И.О.

Занимаемая должность

Функция в проекте

Пужалина Т.В.

Зам. директора по УВР

управление инновационным проектом

Кавалерист Н.А.

Учитель начальных классов

координация работы творческой группы;

разработка диагностических материалов

Сидоренко С.Б.

Учитель начальных классов

разработка материалов

тестирования

Маркина Е.А.

Учитель начальных классов

разработка материалов

тестирования

Короткая С.В.

Учитель начальных классов

разработка материалов

тестирования

Рассолова Н.Г.

Учитель начальных классов

разработка материалов

тестирования



  1. Учебно-методическое обеспечение проекта:



Автор

Наименование издания


Программы образовательных учреждений. Начальная школа (1-4 классы). УМК «Планета знаний»

О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова

«Математика. Итоговое тестирование. 1 класс»

О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова

«Математика. Итоговое тестирование. 2 класс»

О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова

«Математика. Итоговое тестирование. 3 класс»

И.Р.Высоцкий, Е.В.Такуш

«Начальная школа. Математика. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников. 4 класс»

О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова

«Русский язык. Итоговое тестирование. 1 класс»

О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова

«Русский язык. Итоговое тестирование. 2 класс»

О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова

«Русский язык. Итоговое тестирование. 3 класс»

Л.Ю. Комиссарова

«Начальная школа. Русский язык. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников. 4 класс»

Е.Г. Каткова

«Окружающий мир. Итоговая аттестация за 1 класс»

Е.Г. Каткова

«Окружающий мир. Итоговая аттестация за 2 класс»

Е.Г. Каткова

«Окружающий мир. Итоговая аттестация за 3 класс»

Е.Г. Каткова

«Окружающий мир. Итоговая аттестация за курс начальной школы»


  1. Планируемые результаты:

    1. Повышение качества начального образования средствами итогового тестирования;

    2. Реализация преемственности начальной и основной школ в повышении качества общего образования;

    3. Разработка содержания и методики проведения итогового тестирования младших школьников.


Предполагается, что реализуемый проект повысит качество знаний обучающихся первой ступени обучения.

Данный проект должен оптимизировать технологию проведения итогового тестирования обучающихся первой ступени .

Продуктивность проекта будет представлена системой показателей повышения качества обучающихся. Внедрение данного образовательного инновационного проекта позволит обучающимся уже на первой ступени обучения отработать навыки, необходимые в дальнейшем при подготовке к ГИА и ЕГЭ.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!