СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный педагогический проект «Повышение эффективности развития речи младших школьников как необходимый фактор реализации ФГОС НОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

инновационный педагогический проект, представленный на конкурсе профессионального мастерства

Просмотр содержимого документа
«Инновационный педагогический проект «Повышение эффективности развития речи младших школьников как необходимый фактор реализации ФГОС НОО»»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Школьники пишут:

слайд

Ромео и Джульетта были очень молодыми и еще не успели обрасти пережитками прошлого. 


слайд

У кавалериста на ногах были шпроты.


слайд
Добрый молодец шепнул на ухо девице такое, что она стала красной. 

слайд
На берегу сидела девочка. Рядом с ней сидела собака. Она была одета
в голубое платье и в косыночку в горошек.

слайд
Свиноватое выражение лица…

слайд

Чем я тебя породил, тем я тебя и убью…


Это цитаты из сочинений современных выпускников школ. Прокомментировать эти высказывания можно лишь словами классика: «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…»

Почему же подростки, проучившись 11 лет в школе, так и не научились формулировать и высказывать свои мысли? По мнению современных учёных-лингвистов их речевая деятельность находится на уровне 10-11 лет.

Сегодня проблема недоразвития речи стоит наиболее остро и злободневно по нескольким причинам:

слайд

Во-первых, нейропсихологические причины. 85% детей, рожденных после 1991 года, имеют нейропсихологические проблемы.

слайд
Вторая причина.

Современные дети – это дети мультимедийных технологий, поколение, родившееся в информационном обществе – поколение « Z», связанное между собой интернетом в целом, мобильными телефонами, SMS- общением.

Третья причина.

Сегодня современные родители недопустимо мало уделяют внимание живому общению с детьми: для этого есть телефоны, планшеты, компьютеры, развивающие, но такие же, электронные игры, аудиокниги и так далее. То есть, всё, кроме живого общения.

слайд

К тому же дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия.


слайд
Четвёртая причина мне видется в том, что, зачастую, родной язык в школе изучается как «информационное средство», используя традиционные методики и подходы, без учёта современных изменений в индивидуальном, возрастном и социальном статусе ученика.


Это одна сторона вопроса.

слайд


С другой стороны, современные реалии нашей жизни, предъявляют к молодым людям достаточно высокие требования к образованию, к коммуникативной культуре для успешной интеграции, социализации в обществе.

слайд

Возникает противоречие между:

необходимостью успешного овладения речевыми навыками в соответствии с государственными программами

потребностью общества в образованной подрастающей личности, приобщённой к культурным ценностям своего народа, хранилищем которых является язык народа

и фактическим уровнем речевого развития учащихся.

Таким образом, мы видим, что традиционные подходы к развитию речи не дают должного результата.

Я провела блиц- опрос среди коллег своей школы. Был задан всего один вопрос: «Как повысить эффективность работы по формированию и развитию речевых учений современных детей?»

Проанализировав высказывания педагогов, я сформулировала такие варианты ответов:

  1. Старо как мир. Вечная тема. Будем работать, как и работали.

  2. Всё новое – хорошо забытое старое.

  3. Современные дети – современные подходы.

Мне хотелось бы узнать ваше мнение по данной проблеме в начале моего выступления.

Уважаемые коллеги!

Я прошу Вас поднять карточки зелёного цвета, если вы согласны, что проблема стара как мир, и всё что остаётся делать учителю – вести работу по «натаскиванию» учащихся для демонстрации хоть какого-нибудь результата.

Если вы разделяете мнение, что всё новое – это хорошо забытое старое, то поднимите карточку синего цвета.

Если же Вам ближе мнение о том, что современные дети требуют и современных подходов, то поднимите карточки жёлтого цвета.

Ваши мнения разделились, как и мнения педагогов моей школы.

слайд

Поэтому, тема моего проекта «Повышение эффективности развития речи

младших школьников, как необходимый фактор реализации ФГОС НОО»

слайд

Мне будет интересно узнать ваше мнение в конце представления моего проекта.


Актуальность проблемы и её социальная значимость определили выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследования: процесс развития речи учащихся 1-4 классов.

Предмет исследования: закономерности, условия и методы речевого развития школьников.

слайд


Цель исследования: определение методических условий, повышающих эффективность процесса речевого развития в условиях ФГОС НОО.

Гипотеза исследования: эффективность речевого развития учащихся может быть достигнута путём реализации современных подходов к развитию речи на уроках в начальной школе.

слайд

Для реализации цели исследования и проверки данной гипотезы были поставлены следующие  практические задачи:

  1. Раскрыть понятие «развитие речи» с точки зрения современной лингвистики.

  2. Проанализировать систему работы по развитию речи в УМК «Перспективная начальная школа»

  3. Исследовать и внедрить инновационные методы, приёмы развития речи.

  4. Осуществить рефлексию достижения целей и задач.



слайд

Следуя поставленным задачам, выяснила:
 Многогранное понятие «развитие речи» современными методистами-речевиками рассматривается с разных позиций.

Эти позиции были обозначены Еленой Викторовной Архиповой:

· Развитие речи – это система развития языковой способности ребенка в единстве с развитием личности.

· Развитие речи – это процесс развития всех компонентов языковой способности, развития чувства языка и творческого отношения к слову. · Развитие речи – это результат обучения родному языку во всех его функциях (коммуникативной, функции познания и мышления, эмотивной, прагматической, функции освоения духовной культуры и передачи ее из поколения в поколение и др.).

· Развитие речи – важнейшее средство социализации личности и развития ее интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоционально-волевой сфер. Это способ приобщения личности к культуре общества, с одной стороны, и условие саморазвития растущего человека как личности – с другой.


Таким образом, основная цель педагогов, на чьи плечи, в основном, в современном обществе ложится проблема речевого развития подрастающего поколения, состоит в формировании языковой личности ученика, а развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, (точнее – развитие мысли становится центральной задачей развития личности).


Практическая значимость данной работы видится в том, что материалы работы могут пополнить методическую копилку работы по развитию речи в соответствии с целесообразностью их использования в каждом конкретном случае.


слайд

На данном этапе я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Хочется отметить, что в этом УМК система работы по развитию речи младших школьников выстроена следующеи образом:



  • включение словарей разного назначения во все учебники

«Походы в словари» по программе ПНШ включены в деятельность на уроке, без словарей часто нельзя выполнить упражнения (только во 2 классе обращение в словари на уроке русского языка 153 раза, а дальше – больше).В результате, в конце 4-го класса у детей вырабатывается навык работы со словарями и другими источниками информации, а в нашем мире это так ценно.



  • постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами

  • создание условий для выражения детьми двух равноправных точек зрения, для работы с несколькими источниками информации)





слайд

  • максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу

  • прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки с учёными Академии Наук

  • включение школьников в клубную деятельность(клубы «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир»)

  • Единая система пиктограмм: чтение по цепочке, чтение по ролям, работа в парах, в малой группе, индивидуальная работа, эксперимент, наблюдение

слайд



  • Активные формы и приемы организации урока (заседания предметных клубов, «Походы в Музейный Дом», выставки работ детей, взаимопроверка)

  • «Азбука вежливости» устного и письменного общения как специальная линия в рамках «Развития речи».

Таким образом, в УМК «ПНШ» развитие речи - это специально выделенная современная, дидактически наполненная система работы.

слайд

Следуя поставленным задачам проекта, я проанализировала как современные методы и приёмы работы по развитию речи, которые применяются в различных инновационных педагогических технологиях, так и авторские методики и находки.

слайд

Проектно-исследовательская технология.

  • Энциклопедия одного слова”.

Опираясь на природную любознательность младшего школьника, организую ситуации по анализу слова в определенной системе. Результат работы условно и считаем энциклопедией слова.



Пример исследования слова «солнце» учениками моего класса есть в конкурсных материалах.

Активно использую приёмы технологи критического мышления

  • «Феномен»

  • Корзина идей”

  • Составление кластера”

  • Написание синквейна”

  • Толстые и тонкие вопросы”

  • Письмо по кругу”

Кроме этого, применяя ТРИЗ – технологию, строю работу с текстом на основе моделирования.

  • "Ромб ассоциаций"

  • Модель “Морфологический ящик / копилка 

Служит для сбора и анализа информации по заданным признакам. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах.

  • Модель “Создай паспорт 

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использована для создания характеристик, например, на литературном чтении – паспорт героев литературных произведений.

слайд

Особенно ценны авторские находки.

В связи с этим мне очень нравится «фирменный» приём Вячеслава Анатольевича Синицына - « слово- магнит» .

Слово - это живое существо, способное, как и человек, радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Отмечаем добрые слова знаком «плюс», а злые - знаком «минус». Немного пофантазируем и представим, что произнесенное и записанное слово превратилось в… Магнит. Это слово-магнит может притягивать, присоединять к себе другие слова. Слова совсем как в жизни: все доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому. Притягивающиеся слова могут принадлежать к разным частям речи. У нас получается целое «поле слов». Мы подготовили строительный материал( «речевые кирпичики») для строительства целого здания – составления своего письменного текста.



Видео

Текст получился таким: «Радость - это всегда хорошо. Хорошо, когда никто не болеет, когда никто не ссорится, когда все вокруг улыбаются. Радость - это то, что у меня есть моя любимая семья: мама, папа и брат. Радость - это возможность заниматься моим любимым лыжным спортом. Радость - это когда нет никакой беды и горя, когда у тебя всегда веселое настроение».

”Слова-магнит” – эффективный способ “копания” в своей речи, ведь происходит естественный процесс речевого созидания от слова к тексту.

слайд

Творческая работа с текстом.

Использование в процессе развития речи опыта обучения продуктивному ( творческому) пересказу позволяет эффективно решать задачу формирования языковой личности.

Одна из уникальных методик обучения краткому пересказу, успешно используемая в начальных классах, - самарский вариант технологии.

В основу разработки самарского варианта технологии обучения пересказу была положена закономерность последовательного применения трех опор: на ключевые слова, предварительное прослушивание образцового пересказа и на повышение частоты упражнений.

слайд

Эта технология предусматривает последовательное выполнение шести упражнений по 1-2 минуты каждое:

Весь цикл упражнений требует 10-12 минут и проводится ежедневно.

Использование данной технологии помогла моим детям осознать процесс деятельности при подготовке краткого пересказа. в качестве примера, могу сказать, что мои ученики могут пересказать сказку кролобок 5-ю предложениями, удерживая при этом основную мысль.

слайд

При работе над содержательно – композиционном анализе текста изложения, использую приём моделирования Г.В. Королёвой.

После чтения текста демонстрирую детям пока еще пустую схему с нацеливающими вопросами, поставленными в том месте, где после прочтения текста дети должны будут разместить полученную информацию.

А вот такая схема получается после работы над текстом.

Схема заполняется при анализе произведения: запись характеристики героев на схеме выстраивается по значимости, а не по порядку

смысловые мешочки – опора для составления плана.

Это может быть коллективная, груповая, парная или индивидуальная работа учеников.



Ёщё один приём моделирования, который я использую в своей работе.

слайд

При этом следует обратить внимание на типы текстов:



  • Модель типа «жучок» используется для повествовательных рассказов

В овал ( тело жучка) записывается основная мысль.

Основная мысль каждого абзаца – ножки.

Ключевые слова абзаца – «башмачки» на ножках

Сформулировать свое отношение к прочитанному - "усики".

  • Модель типа "генеалогическое дерево" используется для научно-популярных статей

Основное понятие (тезис) заключается в овал, от которого будут отходить "ветви" (доказательства тезиса), отражающие основное содержание материала

слайд

  • Модель типа "тропинка", характерна для описательных текстов, в которых мысли как бы нанизываются друг на друга.

Используемые в таких моделях способы иллюстраций между уровнями текста хорошо понятны учащимся, идея обусловленности и причинного характера этих связей становится более доступной.

Как следствие, тексты, созданные после использования этих методик – это не запись текста по предложениям, а самостоятельная творческая работа каждого ученика.

слайд

Творческие сочинения

  • "Фантастическая добавка"

  • Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего

  • Метод, основанный на знаменитом магическом «если бы...» К.Станиславского

  • Урок-фантазия

Все ребята любят фантазировать (фантазия - от греческого слова, означающее «творческое воображение, мечта, выдумка»), поэтому в своей практике я использую такую форму работы над сочинением, как урок-фантазию.

После нескольких уроков написания сочинений по картине в 4 классе, я провожу урок – фантазию.

Слайд

Необходим яркий эмоциональный настрой, например: сегодня вы будете писать сочинение по самой красивой, лучшей картине на свете.

Слайд

Почему же картина пустая? Да потому, что каждый из вас – художник слова и самая лучшая картина – это собственное воображение, фантазия.

Вот что ощутила ученица, превратившись в цветок:

слайд (видеоряд розы, а голос ребёнка читает)

«Я чувствую, что я сейчас цветок. Я - роза. У меня красивые красные, нежные лепестки. Меня любят, за мной ухаживают. Все мной любуются и все время хотят сорвать. Но у меня есть шипы, которые могут больно уколоть. Рвать меня не надо, мной надо любоваться».

Достигнутые результаты.

Изучив и апробировав инновационную практику коллег, собственный опыт работы, мною были продуманны этапы работы по развитию речи младших школьников с 1- 4 классы. Для каждого этапа определены формируемые навыки и умения и виды работы над текстом. Данный материал может быть использован при работе в любом УМК.

Используя современные технологии, методы и приёмы работы, мною был разработан урок развития речи по теме «Типы текста». С этим материалом я участвовала в открытом конкурсе педагогического мастерства «Учитель – курянин 21 века», где работа была отмечена дипломом особого мнения жюри.

Применяя в своей практической педагогической деятельности современные подходы для развития речи учащихся, достигнуты достаточно высокие результаты:

  • творческие работы моих учеников печатаются в школьном журнале «Парус» и газете «Переменка»

  • слайд

  • дети принимают участие и отмечены не только сертификатами, нои дипломами в региональных научно-практических конференциях с 1 класса:

слайд

  • «Сергеевские чтения»

  • «Признана, любима, хранима, родной землёй»

  • «Куряне – подвижники Святаго Духа»

  • Диагностика сформированности УУД учащихся моего класса показывает стабильно высокий уровень

личностные – 67% высокий уровень

регулятивные – 72% высокий уровень

познавательные – 65% высокий уровень

коммуникативные – 96% высокий уровень

Таким образом, по- моему мнению, гипотеза исследования, о том, что эффективность речевого развития учащихся может быть достигнута путём реализации современных методов и приёмов на уроках в начальной школе, нашла своё подтверждение.



Уважаемые коллеги! Давайте вспомним вопрос, на который вы отвечали в начале моего выступления:

слайд

«Как повысить эффективность работы по формированию и развитию речевых учений современных детей?»

Какое мнение вы поддерживаете теперь?

Ваше мнение даёт мне дополнительную мотивацию к дальнейшей работе.








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18 им. А.С.Сергеева» г.Курска







Представление педагогического проекта на конкурсе профессионального мастерства «Учитель года - 2016»



Тема проекта:

«Повышение эффективности развития речи младших школьников, как необходимый фактор реализации ФГОС НОО»







Подготовила

Прокофьева Л.Н.

учитель начальных классов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!