СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный подход во внеурочной деятельности через технологию критического мышления

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом семинаре.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный подход во внеурочной деятельности через технологию критического мышления»







Инновационный подход во внеурочной деятельности через технологию критического мышления



Выступление на методическом семинаре №2

«Методы и технологии внеурочной деятельности

в условиях реализации ФГОС общего образования»







Кузнецова Елена Леонидовна,

учитель физики и информатики









Ухта 2017




Содержание

Введение …………………………………………………………………………………. 3

Структура технологии критического мышления……………………………………… 5

Основные методические приемы технологии развития критического мышления… 10

Заключение……………………………………………………………………………… 15

Список использованных источников…………………………………………………...16





































Введение

Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.

Оноре де Бальзак.


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.

Правильно выстроенная внеурочная деятельность в школе будет способствовать выходу на заданный образовательный результат – способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных учеников, и обеспечение социализации через достижения личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

В настоящее время существует много современных педагогических технологий, которые обеспечивают развитие социально-активной творческой личности.

В своей практике учебной деятельности применяю образовательную технологию развития критического мышления через чтение и письмо, которую думаю полезно будет проецировать и использовать и во внеурочной деятельности.

Цель работы: раскрыть инновационный подход во внеурочной деятельности через технологию критического мышления.

Технология была разработана группой американских педагогов Джени Стил, и другие. В России технология стала известна с 1997г. Российским педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться. В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем Д. Дьюи, Ж. Пиажа, Л.С. Выгодского. Данная технология подробно освещается в работах С.И.Заир-Бека, который под критическим мышлением понимается «мышление оценочное, рефлексивное», где знание является не конечной, а отправной точкой [1].











  1. Структура технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Что же такое «критическое мышление»? Прежде всего критическое мышление — это:

  • способность ставить новые, полные смысла вопросы;

  • вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

  • принимать независимые продуманные решения.

Сегодня каждого из нас окружает мощное информационное поле, ориентироваться в котором подчас трудно не только ребенку, но и взрослому человеку. В связи с этим будущие граждане должны уметь:

  • Сотрудничать

  • Работать на равных и в то же время главенствовать и руководить

  • Уважать людей самого разного происхождения

  • Проявлять личную инициативу

  • Отстаивать свои принципы и в то же время умело увязывать «вечные» ценности с быстро меняющимися ситуациями.

А для этого и дополнительное образование непременно должно быть активным. В традиционной системе обучения и воспитания мы привыкли к тому, что учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии. Учитель четко знает: как и что должен отвечать ученик и к концу урока не остается ни одного вопроса без ответа. Технология критического мышления разрушает стереотипы.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, который состоит из трёх этапов (стадий). Каждая стадия имеет свои цели, задачи набор характерных приёмов [2].

На стадии вызова происходит:

  • обобщение имеющихся знаний по данной проблеме;

  • пробуждение интереса к изучаемому природному объекту (явлению);

  • и самое главное осознание учеником, что его знаний не достаточно для целостного восприятия темы. И вот здесь-то рождается потребность в получении новых знаний.

Каковы действия УЧИТЕЛЯ?

  • Провоцирует ученика

  • Задает вопросы

  • Создает ситуацию актуализации опыта ученика

  • Формирует мотивацию ученика

УЧЕНИК же

  • Отвечает на провокацию

  • Вспоминает все, что знает по данной теме

  • Формулирует первые гипотезы

  • Определяется в своих мотивах и целях

Перед просмотром документального фильма происходит актуализация знаний через приём «Мозговой штурм». Перед тем, как учащиеся начнут просмотр фильма, предлагается немного подумать об этом ученом или явлении. Взять лист бумаги и ручку и в течение 3 минут ответить на вопрос:

Что вы знаете о нем? Или вам кажется, что вы это знаете. Или вы думаете, что вы это знаете.

Важно записать все, что придет на ум. Допускаются и ошибочные суждения. После того как учащиеся записали все, что знали, необходимо это обсудить с партнером. К этим записям учащиеся вернуться после просмотра фильма и сами проанализируют высказанные мысли.

Осмысление. Стадия характеризуется активным получением новой информации. Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с информацией (текстом), причем работа, направленная, осмысленная. Понятие текст в технологии трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

УЧИТЕЛЬ

  • Предлагает текст по теме

  • Организует процессы усвоения материала

  • Управляет групповой динамикой

  • Поддерживает мотивацию и цели

  • Учит работать сообща


УЧЕНИК

  • Включается в процессы просмысливания (а не запоминания)

  • Участвует в групповом взаимодействии

  • Делает коррекцию своих целей

  • Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в виде…

  • Учится работать в группе

Работа с текстом может осуществляться через прием «Инсерт» (пометки на полях). В процессе чтения текста обучающиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста.

ü Знакомая информация

+ Новая информация

– Противоречит моему мнению

? Не понятная информация

Обучающиеся ищут подтверждение или опровержение своему мнению, которое высказали.

Рефлексия (размышление) характеризуется:

  • обобщением полученной информации;

  • выработкой собственного отношения к изучаемому материалу;

УЧИТЕЛЬ

  • Управляет подведением итогов

  • Ставит новые вопросы и задачи на будущее

  • Оценивает деятельность ученика

УЧЕНИК

  • Суммирует в групповой работе весь полученный материал

  • Задает вопросы на будущее

  • Делает самооценку своей деятельности

Вполне возможно, что на стадии рефлексии останутся вопросы, на которые не были получены ответы. Это будет новый вызов.

Рефлексия может осуществляться путем возврата к вопросам, озвученным в начале занятия (мероприятия) и дать им разъяснительный ответ. В конце занятия, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по теме использую приём «Эссе».

Например, перед просмотром фильма «Исаак Ньютон. Последний из магов» будут выданы каждому участнику просмотра листочки с недоконченными фразами, куда обучающиеся вносят свою информацию, заканчивая фразы и получая текст к концу просмотра.

Мне уже было знакомо…

Сегодня узнал..

Меня удивил тот факт, что…

Еще стоит разобраться в том, что….

























  1. Основные методические приемы технологии развития критического мышления

Прием «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ?».

На стадии вызова учащимся можно предложить ответить на вопросы и обосновать свое мнение:

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, закон всемирного тяготения Ньютон открыл, сидя под яблоней?

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ускорение тела обратно пропорционально приложенной к телу силе?

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, что Ньютон был хранителем монетного двора?

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, что Ньютон был еще и поэтом?


Прием “Кластер”

Выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление. Разбивку на кластеры можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:

1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.

2. Далее записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.

3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.



На стадии вызова предлагается школьникам проанализировать свой жизненный опыт, ранее полученную информацию и записать первую часть кластера цветным фломастером. Учитель составляет вместе с учащимися схему на доске. После окончания работы с текстом, на стадии рефлексии происходит возврат к стадии вызова. Совместно достраивается вторая часть кластера на доске цветным мелом – учащиеся называют новые категории, используя свои записи, и одновременно проверяют и достраивают, если необходимо, свою схему. Кластер, выполненный на доске и в тетради двумя цветами, красноречиво показывает результаты работы на занятии – прирост знаний обучающихся.

Таблица «ЗУХ»

После прочтения текста ученик составляет маркировочную таблицу «Знаю – Узнал - Хочу узнать».

З

У

Х

Что мы знаем?

Что мы узнали?

Что мы хотим узнать?


Материал обсуждается в парах, ученик от пары сообщает информацию, которая фиксируется учителем на доске. Обсуждение информации способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы. Сравнивая содержимое столбцов можно осуществить рефлексию.

Для систематизации полученных знаний используется таблица «Бортовой журнал». Выглядит таким образом: «Знаю – Узнал».


Приём «Фишбоун» (рыбный скелет):

Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Учащиеся оформляют схему. Голова – ключевое слово темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – определение ключевого слова. Записи должны быть краткими и ёмкими. Можно изменить содержание верхних и нижних косточек (+) и (-) моменты темы























Прием «ПОПС-формула»


Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

  • П – позиция

  • О – объяснение (или обоснование)

  • П – пример

  • С – следствие (или суждение)

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…»

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …»

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать это на примере …»

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Прием «Синквейн»

Синквейн - это стихотворение, которое требует переработки информации и материала в коротких выражениях.

Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему.

Правила написания синквейна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

  2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

  3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

  4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  5. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Например, вот такой синквейн был составлен на конкурсе в рамках декады физико-математического цикла «Да будет свет!»

Свет

Видимый, двойственный

Отражается, преломляется, поглощается

Источник жизни на Земле!

Излучение





Прием «Шесть шляп КМ» стадия обобщения. Группа примеряет шляпу, высказывая 6 точек зрения.

  • Белая шляпа” — АТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения);

  • «Желтая шляпа» — ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);

  • «Черная шляпа» — НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);

  • «Синяя шляпа» — АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи);

  • «Зеленая шляпа» — ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые бредовые идеи и предположения);

  • «Красная шляпа» — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом).

Прием «Новогодняя елка» на стадии обобщения и систематизации данных. Ствол – тема, например, силы в природе. Ветки – примеры сил, например, тяжести или упругости. Подвешиваем к ветке игрушку, в которй записываем формулу для данной силы.

В технологии КМ существуют и другие интересные приемы. Технология развивается.

Заключение

Технология критического мышления через чтение и письмо – общепредметная технология, приемлемая в любых программах и предметах. В ней синтезированы идеи и методы коллективных и групповых способов познания. Реализует личностно-ориентированный подход в обучении. Технология критического мышления учит:

  1. Мыслить в условиях быстро меняющегося мира.

  2. Быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужную информацию.

  3. Применять полученную информацию и аргументировать её.

  4. Смотреть на старые идеи с новой точки зрения.

  5. Выделять причинно-следственные связи.

Данная технология формирует универсальные учебные действия, ее вполне можно применять не только во время уроков, но и во внеурочной деятельности.



















Список использованных источников:


Список литературы:


  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. 

  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4. C.66-72.

 

Интернет ресурсы:

  1. http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm Дэвид Клустер “Что такое критическое мышление?”

  2. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm  Ода синквейну

  3. .http://lib.1september.ru/2004/21/17.htm  Ученик-исследователь.Учебная стратегия “Бортовой журнал”. Учебная стратегия “Знаю – хочу узнать – узнал”, “До и после”. Использование графических и визуальных форм представления информации

  4. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm#3   “Кластеры как форма организации мышления” Мария Элиза Дулама преподает на факультете психологии и педагогических наук в университете “Бабес-Боляй” г. Клюж, Румыния.

  5. http://lib.1september.ru/2004/20/13.htm  Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, “Фишбон” и “Мозаика проблем”

  6. http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!