СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный проект"Беседы с родителями"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа школьного логопеда с родителями. Актуальность данного проекта.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект"Беседы с родителями"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Черницынская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Курской области







ПРОЕКТ «Беседы с родителями»


учитель-логопед

Храмцова Лилия Владимировна





Предлагаю вашему вниманию проект по теме « Беседы с родителями». Целевая аудитория данного проекта направлена на родителей младших школьников.


Актуальность проекта.

Почему я обратилась именно к этой теме? Потому что считаю её актуальной, так как в практике образования взаимодействие учителя-логопеда и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем.


Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, др.) позволяет рассматривать взаимодействие учителя-логопеда и родителей, как важное условие эффективности в коррекционно-образовательном процесса. В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество обучающихся с нарушениями развития речевой сферы. Эта категория детей нуждается в целенаправленной систематической коррекции. В развитии устной речи особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком в семье. Невзирая на то, что большую часть дня обучающийся находится в школе, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. Ведь семья – это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Эффективность коррекционно-образовательного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Есть родители, которые не заинтересованы в развитии ребенка и поэтому игнорируют рекомендации, полученные от учителя-логопеда. Другие родители, наоборот, предъявляют к своему ребенку завышенные требования. Часто родители относят нарушения речи у детей к возрастным особенностям. Считают, что это исправится само собой и не осознают всей тяжести речевого недоразвития ребенка, не предполагают, что у обучающегося системное нарушение всех компонентов речи (общее недоразвитие речи) и обращают внимание только на неправильное произношение отдельных звуков. Некоторые родители вообще не интересуются речевым развитием своего ребенка, не задумываются о возможных последствиях школьной дезадаптации. Многие родители осознают, что проблема существует, но не в силах ее решить из-за педагогической некомпетентности. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. В современных условиях модернизации образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Построить «диалог» между семьей и школой – одна из актуальных задач полноценного развития ребенка. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие учителя-логопеда с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. В силу своей занятости родители не могут присутствовать на периодических консультациях или на открытых логопедических занятиях, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными методами и приемами коррекции речевых нарушений у обучающихся. Следовательно, задача учителя-логопеда — максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему. Выход из данной ситуации мы видим в дистанционном просвещении родителей. Широкое применение информационно-коммуникационных технологий в школе поможет с легкость решить данную проблему. Интересный, яркий, доступный наглядный материал предложенный родителям для изучения и занятий с ребенком в домашних условиях – наиболее эффективное средство для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи обучающихся. Кроме консультаций, обратной связи через тетрадь обучающегося, записи в дневнике, можно предложить специальную литературу и различные пособия для занятий дома, в том числе видео- и аудиоматериалы, компьютерные программы.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с обучающимися является: ранняя диагностика, исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Цель Проекта – создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условие повышения эффективности коррекции речевых нарушений у обучающихся.

Задачи Проекта:

-Сформировать единое пространство социального развития обучающегося между учителем-логопедом и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;

-Способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс;

-Повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;

-Разработать и внедрить наглядные пособия для эффективности коррекционного процесса.

Новизна Проекта заключается в привлечении родителей в коррекционно-образовательный процесс путем подбора наглядных пособий, программного обеспечения, мультимедийных средства в индивидуальном порядке, а так же использование современных технологий для дистанционного общения с теми родителями, у которая есть такая возможность.

Описание содержания Проекта Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у обучающихся является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей должна осуществляется комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия. К традиционным формам и методам работы можно отнести:

- анкетирование,

-семинары-практикумы,

-консультации,

-родительские собрания,

-открытые занятия,

-домашние задания.

Индивидуальные формы работы имеет преимущество над коллективными, так как позволяют установить более тесный контакт с родителями. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе учителя- логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях, ясное указание способов ответа. Семинары-практикумы, открытые занятия помогают логопеду привлечь родителей для решения проблем, развить дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Некоторые взрослые, не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности. В ходе семинара-практикума или открытого занятия взрослые обучатся практическим приёмам работы с ребёнком. Данный вид работы облегчит понимание предлагаемого материала родителями. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые могут стать интересными для родителей: “Артикуляционная гимнастика”; “Развитие мелкой моторики”; “Выполнение домашнего задания”; “Развитие внимания и мышления”; “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”; “Речевые игры дома”. Групповые родительские собрания целесообразно проводить 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на совместную работу, активно включиться в процесс обучения ребенка. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Тема собрания сообщается заранее, чтобы родители сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Учителю-логопеду чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданным заданиям. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то учителю-логопеду следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. При выполнении домашних заданий учитель-логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальную тетрадь обучающегося, чтобы они могли проследить динамику обучения ребенка, организовать их участие в выполнении домашнего задания.

Преимущество инновационных форм и методов взаимодействия учителя-логопеда с родителями неоспоримы и многочисленны. В своей работе учитель-логопед может широко использовать наглядные пособия, программные обеспечения, мультимедийные средства.

Для проведения праздника привлекаются родители. Совместные мероприятия помогут максимально сплотить членов семьи. В конце учебного года родители приглашаются на итоговое занятие — праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Накапливая опыт по методической работе, учитель-логопед тем самым может оформить игротеку. Роль игры очень велика в коррекции устной и письменной речи младших школьников. Пополнить игротеку можно оригинальными идеями, предложениями самих родителей, где подбором и изготовлением практического материала и пособий занимаются они сами. Существенную роль в результативной работе родителей с обучающимися играет правильно подобранная учителем-логопедом библиотека авторских пособий, которой можно с успехом воспользоваться в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволит не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью, а задача учителя-логопеда подобрать соответствующую и максимально интересный для обучающихся и родителей материал.

Со всеми предложенными инновационными формами работы предлагаю знакомить родителей не только при очной встрече, но и по средствам использования интернета. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, а в домашних условиях они с легкостью могут выкроить несколько минут своего времени для ознакомление с предлагаемым логопедом материалом. Имея методические рекомендации от учителя-логопеда на электронном носителе, родители всегда с легкостью проведут занятие с обучающимся в домашних условиях.

Результаты:

-Во-первых, это положительный эмоциональный настрой учителя-логопеда и родителей на коррекционно- образовательный процесс. Родители всегда уверены в том, что учитель-логопед всегда поможет в решении педагогических проблем и в тоже время не навредит.

- Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Учитель-логопед постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого обучающегося и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

-В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

Этапы реализации Проекта

I этап, подготовительный (май 2018г. – сентябрь 2018г.)

Задачи этапа:

1. Разработка Проекта.

2. Подготовка педагогического коллектива начальной школы, обучающихся и их родителей к реализации данного Проекта.

II этап, основной (сентябрь 2018г. – апрель 2019г.)

Задачи этапа:

Реализация ключевых мероприятий Проекта.

III этап, обобщающий (май 2019г.)

Задачи этапа:

1. Обработка данных, описание результатов деятельности.

2. Оценка эффективности внедрения Проекта.


Основные мероприятия Проекта

Название мероприятий

Сроки

1.

Анкетирование

май 2018г.

2.

Родительское собрание «Давайте познакомимся»

Сентябрь 2018г

3.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» (очная и дистанционная форма)

Октябрь 2018г

4.

Открытое логопедическое занятие

Октябрь 2018г

5.

Семинар-практикум

Ноябрь 2018г

6.

Консультация для родителей «Автоматизация звуков»

(очная и дистанционная форма)

Ноябрь 2018г

7.

Родительское собрание «Экватор»

Декабрь 2018г

8.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики»

(очная и дистанционная форма)

Январь 2019г.

9.

Консультация для родителей «Речевые игры дома»

(очная и дистанционная форма)

Февраль 2019г

10.

Консультация для родителей «Обогащение словаря»

(очная и дистанционная форма)

Март 2019г

13.

Открытое логопедическое занятие «Говорун-шоу»

Апрель 2019г

14.

Родительское собрание «Подведём итоги»

Апрель 2019г.

15.

Анкетирование

Май 2019г.


Ожидаемые результаты реализации Проекта

Качественные:

-создание в школе организованного пространства взаимодействия с семьей;

- информирование родителей о физиологических возможностях обучающихся с целью успешного осуществления коррекционно-образовательного процесса.

Количественные результаты:

- повышение процента качества коррекционно-образовательного процесса (не менее 80%) увеличение числа младших школьников (не менее 90%), выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи. Перспективы распространения Проекта

Проект может быть востребован образовательными организациями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционно-образовательного процесса.

Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных организациях.

Литература:

  1. Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии 2002. №3.

  2. Вотинова Е.М, Полюхович Е.А. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ.// Логопедия сегодня №4, 2011г. – с.70-74

  3. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: 50 логопедических игр. – СПб, 2000.

  4. Гуйва-Зверева Е.Н. Организация работы учителя-логопеда с семьей через совместную деятельность родителей и детей с ОНР.// Логопедия сегодня №4, 2011г. – с.41-44

  5. Зверева О. Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М., 2005.

  6. Иванова Е.В. Повышение ИКТ — компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».- 2009.- №12.

  7. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. — М., 2006.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!