Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Черницынская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьского района Курской области
ПРОЕКТ «Беседы с родителями»
учитель-логопед
Храмцова Лилия Владимировна
Предлагаю вашему вниманию проект по теме « Беседы с родителями». Целевая аудитория данного проекта направлена на родителей младших школьников.
Актуальность проекта.
Почему я обратилась именно к этой теме? Потому что считаю её актуальной, так как в практике образования взаимодействие учителя-логопеда и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем.
Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, др.) позволяет рассматривать взаимодействие учителя-логопеда и родителей, как важное условие эффективности в коррекционно-образовательном процесса. В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество обучающихся с нарушениями развития речевой сферы. Эта категория детей нуждается в целенаправленной систематической коррекции. В развитии устной речи особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком в семье. Невзирая на то, что большую часть дня обучающийся находится в школе, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. Ведь семья – это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Эффективность коррекционно-образовательного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Есть родители, которые не заинтересованы в развитии ребенка и поэтому игнорируют рекомендации, полученные от учителя-логопеда. Другие родители, наоборот, предъявляют к своему ребенку завышенные требования. Часто родители относят нарушения речи у детей к возрастным особенностям. Считают, что это исправится само собой и не осознают всей тяжести речевого недоразвития ребенка, не предполагают, что у обучающегося системное нарушение всех компонентов речи (общее недоразвитие речи) и обращают внимание только на неправильное произношение отдельных звуков. Некоторые родители вообще не интересуются речевым развитием своего ребенка, не задумываются о возможных последствиях школьной дезадаптации. Многие родители осознают, что проблема существует, но не в силах ее решить из-за педагогической некомпетентности. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. В современных условиях модернизации образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Построить «диалог» между семьей и школой – одна из актуальных задач полноценного развития ребенка. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие учителя-логопеда с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. В силу своей занятости родители не могут присутствовать на периодических консультациях или на открытых логопедических занятиях, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными методами и приемами коррекции речевых нарушений у обучающихся. Следовательно, задача учителя-логопеда — максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему. Выход из данной ситуации мы видим в дистанционном просвещении родителей. Широкое применение информационно-коммуникационных технологий в школе поможет с легкость решить данную проблему. Интересный, яркий, доступный наглядный материал предложенный родителям для изучения и занятий с ребенком в домашних условиях – наиболее эффективное средство для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи обучающихся. Кроме консультаций, обратной связи через тетрадь обучающегося, записи в дневнике, можно предложить специальную литературу и различные пособия для занятий дома, в том числе видео- и аудиоматериалы, компьютерные программы.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с обучающимися является: ранняя диагностика, исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Цель Проекта – создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условие повышения эффективности коррекции речевых нарушений у обучающихся.
Задачи Проекта:
-Сформировать единое пространство социального развития обучающегося между учителем-логопедом и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
-Способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс;
-Повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;
-Разработать и внедрить наглядные пособия для эффективности коррекционного процесса.
Новизна Проекта заключается в привлечении родителей в коррекционно-образовательный процесс путем подбора наглядных пособий, программного обеспечения, мультимедийных средства в индивидуальном порядке, а так же использование современных технологий для дистанционного общения с теми родителями, у которая есть такая возможность.
Описание содержания Проекта Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у обучающихся является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей должна осуществляется комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия. К традиционным формам и методам работы можно отнести:
- анкетирование,
-семинары-практикумы,
-консультации,
-родительские собрания,
-открытые занятия,
-домашние задания.
Индивидуальные формы работы имеет преимущество над коллективными, так как позволяют установить более тесный контакт с родителями. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе учителя- логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях, ясное указание способов ответа. Семинары-практикумы, открытые занятия помогают логопеду привлечь родителей для решения проблем, развить дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Некоторые взрослые, не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности. В ходе семинара-практикума или открытого занятия взрослые обучатся практическим приёмам работы с ребёнком. Данный вид работы облегчит понимание предлагаемого материала родителями. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые могут стать интересными для родителей: “Артикуляционная гимнастика”; “Развитие мелкой моторики”; “Выполнение домашнего задания”; “Развитие внимания и мышления”; “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”; “Речевые игры дома”. Групповые родительские собрания целесообразно проводить 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на совместную работу, активно включиться в процесс обучения ребенка. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Тема собрания сообщается заранее, чтобы родители сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Учителю-логопеду чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданным заданиям. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то учителю-логопеду следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. При выполнении домашних заданий учитель-логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальную тетрадь обучающегося, чтобы они могли проследить динамику обучения ребенка, организовать их участие в выполнении домашнего задания.
Преимущество инновационных форм и методов взаимодействия учителя-логопеда с родителями неоспоримы и многочисленны. В своей работе учитель-логопед может широко использовать наглядные пособия, программные обеспечения, мультимедийные средства.
Для проведения праздника привлекаются родители. Совместные мероприятия помогут максимально сплотить членов семьи. В конце учебного года родители приглашаются на итоговое занятие — праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Накапливая опыт по методической работе, учитель-логопед тем самым может оформить игротеку. Роль игры очень велика в коррекции устной и письменной речи младших школьников. Пополнить игротеку можно оригинальными идеями, предложениями самих родителей, где подбором и изготовлением практического материала и пособий занимаются они сами. Существенную роль в результативной работе родителей с обучающимися играет правильно подобранная учителем-логопедом библиотека авторских пособий, которой можно с успехом воспользоваться в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволит не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью, а задача учителя-логопеда подобрать соответствующую и максимально интересный для обучающихся и родителей материал.
Со всеми предложенными инновационными формами работы предлагаю знакомить родителей не только при очной встрече, но и по средствам использования интернета. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, а в домашних условиях они с легкостью могут выкроить несколько минут своего времени для ознакомление с предлагаемым логопедом материалом. Имея методические рекомендации от учителя-логопеда на электронном носителе, родители всегда с легкостью проведут занятие с обучающимся в домашних условиях.
Результаты:
-Во-первых, это положительный эмоциональный настрой учителя-логопеда и родителей на коррекционно- образовательный процесс. Родители всегда уверены в том, что учитель-логопед всегда поможет в решении педагогических проблем и в тоже время не навредит.
- Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Учитель-логопед постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого обучающегося и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
-В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
Этапы реализации Проекта
I этап, подготовительный (май 2018г. – сентябрь 2018г.)
Задачи этапа:
1. Разработка Проекта.
2. Подготовка педагогического коллектива начальной школы, обучающихся и их родителей к реализации данного Проекта.
II этап, основной (сентябрь 2018г. – апрель 2019г.)
Задачи этапа:
Реализация ключевых мероприятий Проекта.
III этап, обобщающий (май 2019г.)
Задачи этапа:
1. Обработка данных, описание результатов деятельности.
2. Оценка эффективности внедрения Проекта.
Основные мероприятия Проекта
№ | Название мероприятий | Сроки |
1. | Анкетирование | май 2018г. |
2. | Родительское собрание «Давайте познакомимся» | Сентябрь 2018г |
3. | Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» (очная и дистанционная форма) | Октябрь 2018г |
4. | Открытое логопедическое занятие | Октябрь 2018г |
5. | Семинар-практикум | Ноябрь 2018г |
6. | Консультация для родителей «Автоматизация звуков» (очная и дистанционная форма) | Ноябрь 2018г |
7. | Родительское собрание «Экватор» | Декабрь 2018г |
8. | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики» (очная и дистанционная форма) | Январь 2019г. |
9. | Консультация для родителей «Речевые игры дома» (очная и дистанционная форма) | Февраль 2019г |
10. | Консультация для родителей «Обогащение словаря» (очная и дистанционная форма) | Март 2019г |
13. | Открытое логопедическое занятие «Говорун-шоу» | Апрель 2019г |
14. | Родительское собрание «Подведём итоги» | Апрель 2019г. |
15. | Анкетирование | Май 2019г. |
Ожидаемые результаты реализации Проекта
Качественные:
-создание в школе организованного пространства взаимодействия с семьей;
- информирование родителей о физиологических возможностях обучающихся с целью успешного осуществления коррекционно-образовательного процесса.
Количественные результаты:
- повышение процента качества коррекционно-образовательного процесса (не менее 80%) увеличение числа младших школьников (не менее 90%), выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи. Перспективы распространения Проекта
Проект может быть востребован образовательными организациями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционно-образовательного процесса.
Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных организациях.
Литература:
Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии 2002. №3.
Вотинова Е.М, Полюхович Е.А. Компетентность родителей – необходимое условие успешной коррекционной работы логопеда ДОУ.// Логопедия сегодня №4, 2011г. – с.70-74
Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: 50 логопедических игр. – СПб, 2000.
Гуйва-Зверева Е.Н. Организация работы учителя-логопеда с семьей через совместную деятельность родителей и детей с ОНР.// Логопедия сегодня №4, 2011г. – с.41-44
Зверева О. Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М., 2005.
Иванова Е.В. Повышение ИКТ — компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».- 2009.- №12.
Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй. — М., 2006.