Инновационный проект
для детей дошкольного возраста
«Сказка в песочнице»
Составитель: | Ольга Ивановна Дубяга педагог-психолог |
г. Лабытнанги
Содержание
Введение
Цель создания проекта в МАДОУ
Задачи создания проекта в МАДОУ
Основная идея проекта:
Основная часть проекта
Срок реализации Проекта
Участники Проекта
Социальная значимость Проекта
Экономическая целесообразность Проекта
Открытость Проекта
Организационно-подготовительный (мотивационный) этап
Практический (развивающий) этап
Основные виды деятельности детей в реализации проекта
Система познавательной активность дошкольников посредством проектной работы в процессе игровой деятельности с песком
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста
Активные формы взаимодействия с родителями
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста
Заключительный (итоговый) этап
Способы распространения результатов реализации проекта
Управление Проектом.
Заключение
Используемая литература:
Введение
Познавательная активность дошкольника как интегративное качество личности характеризуется эмоционально-положительным отношением к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремлением к самостоятельному поиску решения развивающих задач.
Познавательная активность проявляется в инициативности, любознательности к окружающему миру, способствует накоплению индивидуального опыта формирующей деятельности.
Жизнь не стоит на месте и диктует новые тенденции, подходы, техники в обучении детей. Чтобы активировать познавательную деятельность детей, повысить речевую мотивацию, закрепить полученные знания, умения, навыки необходимо наряду с непосредственно организованной деятельностью использовать и нетрадиционные формы обучения.
Для использования полученных знаний, умений, навыков, для создания положительного эмоционального настроя в выполнении заданий в новых условиях педагогом-психологом и воспитателем средней группы был разработан проект познавательного характера, который используется в игровой деятельности детей с песком. Игры с песком - это современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка.
Песок являются одним из самых любимых увлечений дошкольников, одной из форм естественной активности ребенка, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается окружающий мир. Дети делают из песка различные постройки, фигуры, фантазируют, придумывают сказочные сюжеты, «оречевляют» свои действия и с удовольствием рассказывают о своих «песочных сказках». Поэтому такой подход в организации речевой активности детей через игры с песком соединяет разные виды деятельности: коммуникативную, двигательную, игровую, продуктивную, опытно-исследовательскую, трудовую, музыкальную. Объединение всех видов деятельности дает хорошие результаты в развитие детей 4- 7 лет и эффективно решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Данный проект составлен в соответствии нормативно - правовыми документами:
Конституция РФ, ст. 43,72;
Конвенция о правах ребенка;
Закон №273- ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
СанПиН 2.4. 1.3049-13;
Устав МАДОУ «Ромашка»;
ФГОС ДО от 17.10.2013 № 1155;
Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ» № 636 от 22.10.1999г;
Письмо Мо РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N1014г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Приказ МТ и СЗ РФ. От 24 июля 2015г. №3514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2016 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»;
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденная распоряжением от 4 февраля 2009 года N 132-р
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271)
"Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов"(утв. Президентом РФ 03.04.2012)
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы"
Закон ЯНАО от 31 января 2000 года № 6-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе».
Актуальность данного проекта обусловлена развитием познавательного уровня воспитанника, повышение его социального статуса в дошкольном учреждение, обеспечивающий равенство возможностей каждого ребёнка в получение качественного дошкольного образования с учетом соответствия ФГОС.
При написании проекта мы следовали следующим педагогическим принципам:
Цель создания проекта в МАДОУ
Целью данной работы является познавательное развитие детей в процессе игровой деятельности с песком.
Задачи создания проекта в МАДОУ
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Создать условия для интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста.
Развитие познавательного интереса и творческого воображения у детей.
Формирование активной речевой деятельности.
Совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации на плоскости.
Развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
Воспитание бережного отношения к природе.
Совершенствование навыков позитивной коммуникации, стабилизация психоэмоционального состояния.
Основная идея проекта:
В МАДОУ «Ромашка» педагогом - психологом была проведена диагностика по выявлению уровня развития детей среднего дошкольного возраста. По результатам данной диагностики возникла идея по созданию проект для всестороннего развития интеллекта детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Новизной данной программы является совместная работа педагога – психолога и воспитателя, а также, то что дети будут получать дополнительные знания с использованием песка и будет использоваться практический материал на развитие логического, познавательного интереса и творческого воображения, координации движений, мелкой моторики, ориентации на плоскости, совершенствование навыков позитивной коммуникации, стабилизация психоэмоционального состояния.
Данная проект базируется на методическом пособии из опыта работы логопедической службы структурного подразделения ГБОУ СОШ№ 519 ЮВАО г. Москвы Под редакцией Каушкаль О.Н., Чернышовой И.Н., Лебедева Л.В., Антохина Н.В., Богданова ТЛ., Витушкина Ю.Ю., Журавлева Н.Н., Зуева Т.Л., Каушкаль О.Н., Козина И.В., Морозова Ю.М., Павлова Т.С., Чернышова И.Н.
Основная часть проекта
Срок реализации Проекта: 3 года (сентябрь 2016 - сентябрь 2019 года).
Участники Проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста педагог-психолог, воспитатель, родители (законные представители),
Социальная значимость Проекта:
совершенствование навыков позитивной коммуникации, стабилизация психоэмоционального состояния
участие детей и педагогов в Международных, Всероссийских и Региональных конкурсах.
участие родителей в организации и реализации Проекта.
Экономическая целесообразность Проекта:
пополнение материально-технической базы для развития детей участвующих в Проекте
Открытость Проекта: предполагает расширение социальных контактов.
Проект реализуется в три этапа: организационно-подготовительный, практический, заключительный.
Организационно-подготовительный (мотивационный) этап.
На данном этапе были определены участники проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов.
На данном этапе предполагается:
изучение методической литературы;
создание условий для развития интеллектуальных способностей и развития кругозора;
создание материально – технической базы;
создание тематического плана;
разработка конспектов занятий, презентаций;
подборка материалов по работе с песком.
Таким образом, организационно-подготовительный этап позволил выявить проблемы и перспективы дальнейшего развития Проекта, сформировать подборку практического игрового материала и создать банк информационного материала.
Практический (развивающий) этап направлен на создание и организацию работы проекта «Сказка в песочнице»
Сказка составляется педагогом-психологом, дети из предлагаемого природного и специально подготовленного материала выполняют песочные постройки, а затем раскрывают содержание сказки. Может быть и другая форма проведения, когда дети после постройки из песка сами сочиняют сказку. Игры в песочнице проводятся по мотивам известных сказок по программному материалу в соответствии с возрастом.
В организацию детской деятельности педагог-психолог и воспитатель включают разнообразные методические приемы: беседы, сюрпризные моменты, отгадывание загадок, рассматривание предметных картинок, графических схем, лексико-грамматические игры и упражнения, дыхательные, голосовые, артикуляционные, мимические упражнения, подвижные речевые игры, игры на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Таким образом, данная технология «Сказка в песочнице» является эмоционально приятной, разнообразной, динамичной, неутомительной деятельностью детей при достаточно высокой познавательной активности.
Основные виды деятельности детей в реализации проекта
Детская деятельность | Специфические задачи психолого-педагогической работы |
Двигательная | накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, развитие физических качеств |
Игровая | развитие игровой деятельности детей, формирование положительного отношения к себе, к окружающим, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. |
Продуктивная | развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству |
Коммуникативная | развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности |
Познавательно- исследовательская | развитие сенсорной культуры, - развитие познавательно-исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности, формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей |
Музыкально- художественная | Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству. |
Система познавательной активность дошкольников посредством проектной работы в процессе игровой деятельности с песком:
Активные формы взаимодействия с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до старшего дошкольного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты и педагоги МАДОУ, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья ребёнка в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста:
Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении познавательного развития детей среднего возраста.
Родительское собрание «Игры с песком дома».
Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Заключительный (итоговый) этап включает в себя:
наличие широкого кругозора и запаса знаний;
развитое наглядно – образное мышление, воображение, память;
развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
снятие мышечного напряжения;
помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
вызывает положительные эмоции (радость, удивление), стабилизируют эмоциональные состояния, снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
способствуют расширению словарного запаса;
песочная игротерапия совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в безобидной форме;
достижение оптимальных результатов невозможно без глубокого изучения атмосферы семьи, без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями.
Способы распространения результатов реализации проекта:
размещение методических материалов и информации о ходе реализации проекта на официальном сайте МАДОУ;
публичные отчёты о результатах деятельности;
создание видеотеки полученных результатов в ходе реализации проекта;
Управление Проектом.
Заместители директора координируют мотивационную, информационно-
-аналитическую, оценочно-результативную функции работы педагогов в развитие познавательного процесса детей дошкольного возраста через игру с песком.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игры с песком позволяют стабилизировать психоэмоциональное состояние, совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетическую чувствительность, развивать навыки общения и речь, стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор, разнообразить способы сотрудничества.
Также игры с песком снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.
Поэтому игры с песком успешно используются, как на обучающих занятиях с детьми, так и на коррекционно – развивающих.
Используемая литература: Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. –СПб , 1998. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь „особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб , „Детство-пресс", 2001. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005 Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь", 2002. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, „Речь", 2007. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению». Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Практикум по песочной терапии», СПб «Речь»,2006. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказко- терапии. — СПб., 2006.
Федосеева М.А. «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет», «Учитель»,2015. Крюкова С.В., И.И. Слободчиков удивляюсь, злюсь, боюсь. Хвастаюсь и радуюсь. – М., 2000 г. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателей/ под ред./ В. А. Петровского, А. Н. Виноградовой. – М., 1993 г. Азбука настроения: Практическое пособие для психолога. - М., 1997.
Учебный план реализации Проекта
№ п/п | Название блока и темы занятия | Общее количество часов | В том числе |
теоретические | практические |
Средняя группа (4-5 лет) |
1 | «Колобок» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | «Божья коровка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | «Пчелка Жу-жа» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | «Муравей» | 1 | 0.5 | 0,5 |
5 | «Анютины глазки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | «Три поросенка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | «Лесной городок» | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | «Воробей» | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | «Одуванчик» | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | «Сказка о самолетике» | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | «Путешествие Незнайки по улицам города» | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | «Елочка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Старшая группа (5-6 лет) |
1 | «Умный Карандаш» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | «Мы на кораблике плывем» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | «Смелая внучка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | «Мышонок» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | «Волшебный гриб» | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | «Корова, лошадь и собака» | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | «Друзья» | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | «Дом для поросенка» | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | «Приключения маленького поросенка, овечки и пчелки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | «Хитрая лиса» | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | «Морская семья» | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | «Песочные истории» | | | |
Подготовительная группа (6-7 лет) |
1 | «Песочная лаборатория» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | «Чудеса на песке» | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | «Берег Больших черепах» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | «Вслед за радугой» | 1 | 0.5 | 0,5 |
5 | «Встреча с Мышиным королем» | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | «Доброе превращение и чудесное спасение» | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | «Необыкновенное путешествие» | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | «Проулка в царство Матушки Природы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | «Путешествие в сказку» | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | «Затерянный город» | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | «Проделки Песчаной бури» | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | «Сказочная страна» | 1 | 0,5 | 0,5 |