Инновационный проект
МАОУ СОШ №72, ГО «Город Лесной» Свердловской области
«Инженерный Центр МАОУ СОШ №72»
В условиях стремительного развивающихся высокоточных технологий в России существует острая нехватка инженерных кадров – молодежи, которая будет заинтересована в трудоустройстве по специальности после окончания вуза. По данным Росстата 55% выпускников высших учебных заведений в России работают не по специальности. К этому числу также относятся выпускники инженерно-технических высших учебных заведений.
Одна из предпосылок проблемы – низкий уровень профессиональной заинтересованности молодого поколения. Одним из вариантов решения видим создание условий для стимулирования интереса к инженерным специальностям и областям науки, тесно с ними связанным, обучению по профориентационным программам, развитию предпрофессиональных навыков на уровне общего образования. Таким образом, возрастает потребность в поиске решений по моделированию школьной системы обучения с целью повышения эффективности подготовки обучающихся к получению образования инженерно-технической направленности.
Приоритетным направлением работы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 72» (далее – МАОУ «СОШ №72») является организация научно-методической, предметно-развивающей, материально-технической среды для реализации инженерно-технического образования обучающихся на школьном, муниципальном, региональном и других уровнях в условиях развития сетевых форм взаимодействия с организациями-партнерами на основе работы школьного «Инженерного Центра».
Школьный «Инженерный Центр» (далее – Центр) обеспечивает одну из наиболее востребованных потребностей современного общества – подготовку выпускников школы к осознанному заинтересованному профессиональному овладению инженерными специальностями, ориентированных на поступление в средне-специальные и высшие учебные заведения для освоения профессий инженерно-технической направленности и дальнейшее самосовершенствование в выбранной области. Актуальность проекта заключается в его высокой степени соответствия государственному заказу в сфере развития инженерно-технического образования в рамках:
Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
Приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации";
Приоритетного проекта "Создание современной образовательной среды для школьников";
Приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей";
Государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области» в том числе по реализации проекта «Уральская инженерная школа»;
Муниципальной программы «Развитие системы образования в городском округе «Город «Лесной» до 2026 года».
За последние несколько лет в образовательном учреждении сложилась сквозная система обучения инженерно-математической и естественнонаучной направленности (Приложение 1). Опыт работы МАОУ СОШ №72, потенциал педагогического коллектива, материально-технические условия позволяют разрабатывать программы и участвовать в проектах различного уровня. Важно отметить возможность участия разновозрастных групп обучающихся через включение их в деятельность по ведущим направлениям, благодаря чему осуществляется преемственность между всеми уровнями образования.
Данный проект позволяет реализовать модель деятельностного обучения на основе интеграции предметов инженерно-математического, естественно-научного и технического циклов, популяризации профессий инженерно-технической направленности через вовлечение обучающихся в техническое творчество, обучение на практико-ориентированных предпрофильных сменах. Совершенствование методик преподавания отдельных предметов, внедрение новых форм организации деятельности учащихся через опытно-экспериментальные практики, предпрофессиональные пробы, межпредметные погружения, внедрение опыта дуального обучения позволяет комбинировать технологии, методы и приемы проектирования, моделирования, конструирования, программирования с современными методами обучения по предметам математического, естественно-научного и инженерно-технического циклов. Такой подход к обучению является яркой особенностью данного проекта, так как позволяет синтезировать познание и творчество, формировать системное мышление школьников и служит основой для внедрения инновационных практик в школе.
Участие в конкурсных испытаниях по направлениям математического, естественно-научного и инженерно-технического циклов является основой работы Центра. Стимулом к созданию методической сети на основе реализации Программы послужила острая необходимость целенаправленной подготовки выпускников школы, высоко мотивированных к освоению инженерных специальностей, готовых к поиску нестандартных решений поставленных задач, быстрому и точному реагированию при работе с высокотехнологичным оборудованием. На конкурсе для обучающихся создаются условия, в которых школьники «проживают» опыт по решению трудных задач. Индивидуально-командная работа стимулирует поиск новых решений, заставляет детей быстро адаптироваться к проблемной ситуации и найти одно или несколько решений поставленной задачи. Организуя конкурсное движение, образовательное учреждение имеет возможность проводить мониторинг уровня сложности заданий и, соответственно, год за годом усложнять их. Постепенное увеличение порога трудности заданий – условие развития инженерного мышления обучающихся, пренебречь которым нельзя. Преимуществом программы является возможность охватить большое количество обучающихся разновозрастных групп от 10 до 18 лет, адаптировать формат и содержание конкурсов соответственно возрасту участников.
МАОУ СОШ №72 является городской площадкой проведения профессиональных конкурсов с 8 по 11 класс в течение 13 лет. Имея опыт в подготовке и проведении конкурсных испытаний, в современных условиях видим необходимым создание на базе образовательного учреждения Центра по подготовке к конкурсным испытаниям «WorldSkillsJunior» по компетенциям инженерно-технического, естественнонаучного профилей в возрастных категориях «10+», «16+». Мы рассматриваем сетевой формат реализации этого направления как системное ежегодное обучение учащихся на базе учреждений-партнеров по программам развития вышеназванных компетенций в рамках участия в Открытом профориентационном инженерно-техническом фестивале-конкурсе «Лига АтомПрофи». Заключительные мероприятия – погружение в компетенции, конкурсные испытания как контрольные мероприятия по итогам обучения – планируется проводить в рамках Фестиваля-конкурса, а так же тематических (выездных) смен. Развитие данного перспективного направления позволит значительно качественно улучшить сферу предпрофессиональной подготовки в школе, повысить интерес обучающихся к инженерным профессиям, ускорить процесс приобретения навыков в рамках компетенций, дать обучающимся возможность более широкого выбора деятельности в сфере инженерно-технического творчества без учета гендерного подхода.
Таким образом, возникает ряд противоречий между:
- потребностью государства в выпускниках школы, готовых продолжать обучение в учебных заведениях инженерно-технической направленности, и несовершенством системы предпрофильной подготовки по данному направлению, отсутствием обширной деятельностной опытно-экспериментальной основы обучения с применением предпрофильных проб и межпредметных погружений на ранних этапах обучения в школе;
- необходимостью обучения школьников решению инженерно-технических конкурсных заданий и организации конкурсного движения по данному направлению и несовершенством предметно-пространственной, научно-методической базы образовательного учреждения, недостаточной партнерской поддержки для организации инженерно-технических конкурсных испытаний с предшествующей им качественной высококвалифицированной подготовкой;
- между потребностью образовательного учреждения в научно-методическом, информационно-опытном обмене с коллегами-единомышленниками, повышении квалификации педагогов на основе дистанционных технологий и невозможностью в полной мере обеспечить данный процесс с материально-технической точки зрения.
На основе выявленных противоречий проблему видим в отсутствии сетевой образовательной программы, при реализации которой можно было бы разработать эффективную модель инженерно-технического образования обучающихся.
Стратегической целью проекта являются:
- создание модели инженерно-технического образования обучающихся МАОУ «СОШ №72» на основе систематизации учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения в инженерно-техническом, математическом, естественно-научном направлениях в рамках работы школьного «Инженерного Центра».
Достижение цели проекта предполагает решение следующих задач:
Задачи | Подзадачи |
1. Формирование нормативно-правовой и научно-методической базы проекта | - Создание инициативной группы по внедрению проекта; - Разработка и апробация нормативно-правовых документов; - Создание научно-методической основы проекта; - Проведение мониторинговых исследований на уровне результатов обучения по инженерно-техническому, математическому и естественнонаучному направлениям; - Проведение мониторинговых исследований на уровне результатов педагогической деятельности. |
2. Разработка и апробация программы школьного «Инженерного Центра» | - Координация деятельности ОУ по созданию школьного «Инженерного Центра», заключение соглашений с учреждениями-партнерами; - Вовлечение единомышленников в деятельность по реализации программы через активную публичную презентацию деятельности Центра, проведение совместных мероприятий по реализации программы; - Сбор статистических данных по результатам работы Центра; - Анализ результатов апробации программы Центра, проведение мониторинговых исследований; - Обеспечение материально-технических условий для эффективной работы Центра; - Разработка модели инженерно-технического образования МАОУ «СОШ №72» на основе реализации программы Центра; - Внедрение новых методов, приемов и технологий при реализации проекта. |
3. Повышение квалификации педагогов | - Обучение на курсах повышения квалификации очно и дистанционно; - Проведение выездных семинаров с привлечением организаций-партнеров; - Организация методических выездных смен по профессиональному погружению; - Разработка авторских методических материалов педагогами школы; - Участие педагогов в конкурсной деятельности по теме проекта. |
4. Публичная презентация опыта работы Центра и результатов апробации программы | - Создание видео-контента проекта; - Разработка и проведение серии мастер-классов, вебинаров, семинаров, стажировок; - Публикация статей, доклады на конференциях; - Создание сетевых методических он-лайн классов; - Публикация в СМИ. |
5. Оценка результатов реализации проекта | - Создание условий для обеспечения внутренней и внешней экспертизы реализации мероприятий в рамках проекта; - Мониторинг образовательных результатов по итогам реализации проекта; - Проведение рефлексивного анализа и развитие перспективных направлений работы Центра. |
Перспективы развития проекта видим в укреплении единой методической базы Центра, способствующей координированию деятельности учреждений-партнеров по подготовке учащихся к конкурсным испытаниям по методике WorldSkills, а также проведении системных конкурсных испытаний для школьников города в рамках Открытого профориентационного инженерно-технического фестиваля-конкурса «Лига АтомПрофи» (далее – Фестиваль), являющегося одним из направлений работы Центра.
Главной особенностью Фестиваля будет создание условий для подготовки к конкурсным испытаниям по методике WorldSkills через совместные разработку, планирование и организацию системно-деятельностных мероприятий для обучающихся: предпрофессиональных проб, практик и погружений, лабораторно-исследовательской деятельности, организации опытно-экспериментальных площадок на базе учреждений-партнеров. Создание Единого реестра конкурсных заданий (ЕРКЗ) облегчит, с одной стороны, подготовку учащихся к конкурсным испытаниям, с другой стороны, позволит всем организациям-партнерам осуществлять конкурсные испытания и проводить мониторинг результатов деятельности в рамках конкурсного движения в едином требований совместно разработанного положения и содержания.
Реализация программы проекта с учетом перспективы развития рассчитана на три года:
В 2024 г. планируется создать инициативную группу по внедрению проекта, разработать необходимую нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность Центра; систематизировать работу ОУ по основным направлениям, осуществлять координацию деятельности; разработать и апробировать новые форматы обучения и воспитания обучающихся; обеспечить научно-методическую основу проекта; заключить соглашения с учреждениями-партнерами; разработать и апробировать Программу Открытого профориентационного инженерно-технического фестиваля-конкурса «Лига АтомПрофи».
В 2025 г. планируется повышение квалификации педагогического коллектива очно и дистанционно, проведение выездных семинаров с привлечением организаций-партнеров, организация методических выездных смен по профессиональному погружению, разработка авторских методических материалов педагогами школы, участие педагогов в конкурсной деятельности по основным направлениям проекта; вовлечение единомышленников в деятельность по реализации программы Центра через активную публичную презентацию его деятельности, проведение совместных мероприятий по реализации программы.
В 2026 г. планируется проанализировать результаты работы Центра, провести итоговые мониторинговые исследования по результатам внедрения инновационного проекта и апробации новых форматов организации деятельности обучающихся в рамках деятельности Центра, образовательных технологий; в условиях сетевого взаимодействия доработать и описать модель Центра; дополнить Программу Центра с учетом устранения выявленных дефицитов системы инженерно-технического образования в ОУ реализации программы инновационного проекта
За указанный период времени в МАОУ «СОШ №72» будут созданы условия для непрерывного повышения квалификации педагогов в рамках работы Центра, усовершенствована предметно-развивающая среда учреждения, разработана нормативно-правовая, научно-методическая база по реализации и продвижению проекта, реализованы новые направления работы Центра, разработаны и апробированы новые.
1.2. Описание комплекса работ по реализации мероприятий1:
1.2.1. Обоснование выбора мероприятия, в том числе с указанием проблем в содержании и технологиях общего образования, на решение которых направлена предлагаемая к финансовой поддержке программа инновационной деятельности.
В качестве методического обеспечения процесса реализации инновационных форматов деятельности обучающихся и педагогического коллектива ОУ планируется разработать методическое портфолио проекта на основе изучения и внедрения в деятельность ОУ по основным направлениям работы Центра технологий межпредметного обучения, которые лежат в основе системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС.
Анализ результатов практической учебной деятельности выявил недостаток форм, выстроенных на основе межпредметных технологий. Владение методиками в рамках данных технологий позволит педагогам обучить школьников решению нестандартных задач. Через погружение в деятельность учащиеся смогут быстрее и эффективнее понять суть инженерно-технической деятельности, стимулировать самомотивацию и проявлять осознанный интерес к предметам математического, естественнонаучного и инженерно-технического циклов. Для решения данной комплексной проблемы нами предложены ряд мероприятий:
Проблемы в содержании и технологиях ОО | Мероприятия | Механизмы достижения |
Недостаточная эффективность применения узко-предметных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. | Рассмотрение межпредметных технологий как средства повышения эффективности обучения. | Создание рабочей группы по анализу имеющегося опыта, изучению и обмену с образовательными учреждениями. |
Отсутствие научно-методического обеспечения по данному направлению. | Создание единого научно-методического банка данных по межпредметным технологиям. | Проведение проектного семинара, педагогического совета по проблеме. Создание муниципальной методической сети по проблеме с центром в ОУ. Проведение вебинара по обмену опытом. |
Недостаточный уровень квалификации педагогов ОУ по применению межпредметных технологий в обучении. | Повышение квалификации педагогов в данном направлении. | Обучение на курсах повышения квалификации очно / дистанционно. Посещение семинаров-практикумов. Организация межпредметных погружений, практик для учителей. Организация выездных школ с приглашением специалистов, преподавателей, тьюторов. Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства по данному направлению. |
Отсутствие авторских методических материалов по применению межпредментых технологий. | Разработка авторских методических материалов по применению межпредментых технологий. | Разработка занятий урочного и внеурочного формата с применением данных технологий. Разработка программ элективных курсов, внеурочной деятельности, выездных тематических смен. Разработка программы Открытого профориентационного инженерно-технического фестиваля-конкурса «Лига АтомПрофи». Привлечение школ / организаций-партнеров к созданию совместных модулей инновационной программы. Расширение методической сети за счет увеличения участников. |
Недостаточный уровень оснащенности ОУ необходимым оборудованием для реализации программы Центра. | Создание материально-технических условий для реализации инновационной программы. | Привлечение дополнительного финансирования, совершенствование материально-технической базы. |
Недостаточный опыт применения межпредметных технологий в обучении. | Применение межпредметных технологий в учебно-практической деятельности как индивидуально (отдельный педагогом), так и коллективно. | Участие рабочей группы в координации деятельности по реализации инновационного проекта, авторских программ и разработок. Проведение открытых занятий-практикумов, уроков-лабораторий, других форм межпредметной учебной деятельности. Проведение системной подготовки обучающихся к участию в конкурсных испытаниях в рамках реализации программы Открытого профориентационного инженерно-технического фестиваля-конкурса «Лига АтомПрофи». Проведение оценочных и рефлексивных мероприятий, текущего мониторинга результатов работы по реализации инновационного проекта с привлечением экспертов школ / организаций-партнеров. |
Недостаточный масштаб презентации опыта применения межпредметных технологий в рамках инновационного проекта. | Создание презентационной площадки для трансляции наработок в данной области на основе сетевого взаимодействия. | Проведение вебинаров, семинаров, стажировок, выездных презентационных площадок. Публикации в СМИ, участие в научно-практических конференциях очно/заочно, доклады на форумах, съемки видеороликов о результатах апробации инновационной программы. |
Несовершенство системы инженерно-технического образования. | Моделирование системы инженерно-технического образования на основе полученного опыта. | Разработка, апробация и совершенствование модели инженерно-технического образования на основе анализа результатов деятельности по внедрению проекта. |
Отсутствие единой системы мониторинга результатов апробации проекта. | Разработка единой мониторинговой системы анализа результатов. | Работа методической сети по созданию системы мониторинга результатов обучения с применением межпредметных технологий. |
1.2.2. Состав работ в рамках реализации проекта, в том числе:
1) формирование в образовательной организации нормативных правовых и организационно-методических условий системной инновационной деятельности:
- проведение оценки нормативно-правовой и организационно-методической документации на предмет создания документов, регламентирующих инновационную деятельность в учреждении;
- проведение организационных мероприятий по разработке проектов документов;
- разработка пакета нормативных документов, регламентирующих инновационную деятельность в учреждении;
2) формирование предложений (в том числе, по внесению необходимых изменений в условия реализации основных общеобразовательных программ) по совершенствованию в организации содержания и технологий обучения и воспитания в рамках направления «Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании»:
- проведение анализа образовательной деятельности на предмет оценки качества методической работы учителей при реализации образовательных программ урочной и внеурочной деятельности по теме инновационного проекта;
- обобщение опыта применения технологий, методов, приемов на учебных занятиях, соответствующих требованиям ФГОС в условиях реализации системно-деятельностного подхода, критический анализ эффективности их использования;
- обучение педагогов с целью повышения квалификации по межпрежметным технологиям как эффективного средства достижения высоких результатов обучения и воспитания по естественно-научному и инженерно-математическому направлениям;
- создание единого научно-методического банка разработок и программ по применению межпредметных технологий;
- внесение изменений и необходимых дополнений в основную образовательную программу по корректировке пояснительной записки к программе, учебного плана и программы внеурочной деятельности;
- разработка программ кружков и элективных курсов на основе межпредметного подхода к организации деятельности обучающихся и включение их в основную образовательную программу по профилю инновационного проекта;
- апробация методических разработок и программ, составленных на основе межпредметного подхода к организации деятельности обучающихся;
- заключение соглашений и договоров с организациями-партнерами для осуществления сетевого взаимодействия в условиях деятельности по проекту;
- создание условий для развития материально-технической базы для осуществления обучения и воспитания с привлечением сетевых учреждений-партнеров в рамках проекта;
- создание презентационной площадки для трансляции опыта в данной области на основе сетевого взаимодействия;
- разработка и описание модели инженерно-технического образования на основе полученного опыта;
- разработка единой системы мониторинга для оперативного анализа результатов;
3) формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы (локальных актов), регламентирующих и регулирующих функционирование усовершенствованных содержания и технологий обучения и воспитания в рамках направления «Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании»:
- разработка положений и локальных актов о включении в перечень нормативной базы учреждения новых документов, разработанных в рамках инновационной деятельности, в том числе:
- программы проекта школьного «Инженерного Центра»;
- программы «Открытого профориентационного инженерно-технического фестиваля-конкурса «Лига АтомПрофи»» на базе образовательного учреждения по обучению и подготовке школьников к соревнованиям WorldSkillsJunior;
- комплексной программы межпредметного курса «Моделирование процессов»;
- программы сетевого взаимодействия с ресурсными образовательными центрами г. Лесной – сетевая школа МАОУ «Лицей», «АтомКЛАСС» МБОУ СОШ №64, ресурсный центр региональной инновационной площадки «Дворец Молодежи» г. Екатеринбурга МАОУ СОШ №76, выполняющих функции ресурсных, учебно-методических, организационных, экспертно-консультационных и социокультурных центров;
- программы стажировочной площадки инженерно-математического и естественно-технического направления на базе школы.
4) предложения по распространению усовершенствованных содержания технологий и обучения и воспитания в рамках направления «Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании» с использованием сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями:
- создание презентационной площадка для трансляции наработок по результатам работы Центра на основе сетевого взаимодействия;
- проведение серии вебинаров, открытых / выездных семинаров-практикумов, стажировки;
- доклады на форуме, научно-практических конференциях;
- публикация сборника статей от образовательного учреждения по результатам реализации инновационного проекта;
- публикации в сборниках статей научно-практических конференций, СМИ;
- создание видеороликов для освещения результатов работы по реализации инновационного проекта;
- публикации на сайте образовательного учреждения о мероприятиях, предусмотренных программой реализации инновационного проекта и результатах их проведения.
5) предложения по мониторингу инновационной деятельности:
- создание единой системы мониторинга для анализа результатов апробации инновационного проекта;
- создание рабочей группы по отслеживанию результатов деятельности в рамках мероприятий по реализации инновационного проекта;
- привлечение внешних и внутренних наблюдателей, экспертов.
6) иные механизмы управления реализацией государственной программы «Развитие образования» в образовательной организации:
- общественно-государственные механизмы: наблюдательный совет образовательного учреждения, общешкольный родительский комитет;
- экспертно-профессиональные механизмы: общешкольный экспертный совет по вопросам реализации инновационного проекта, педагогический совет, методический совет;
- экспертно-государственные механизмы: кураторы проекта, внешние наблюдатели.
1.2.3. Программа деятельности Центра и участники её реализации, целевые группы, на которые ориентированы основные эффекты работы Центра и содержания обучения и воспитания в рамках основных направлений.
Наименование | Содержание |
Программа школьного «Инженерного Центра» |
Участники реализации программы. Содержание деятельности по реализации инновационного проекта: - участие организаций-партнеров в разработке и апробации элементов программы Центра; - совместное проведение вебинаров по темам проекта; - предоставление условий для повышения квалификации педагогов, он-лайн обучения учащихся, педагогов, осуществление консультативной помощи по вопросам реализации инновационного проекта; - осуществление экспертно-методической поддержки реализации проекта; - участие в презентационных мероприятиях по результатам внедрения проекта. | На основе имеющихся партнерских соглашений и договоров: ФГУП «Комбинат «Электрохиприбор». ТИ НИЯУ МИФИ, г. Лесной Свердловской обл. МБУ СП «Солнышко». МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». Муниципальное бюджетное учреждение “Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара”. МБУ ДПО «Центр детского творчества». МБДОУ №28 «Ветерок». На основе предложения по заключению партнерских соглашений и договоров: На региональном уровне: Высшие учебные заведения г. Екатеринбурга по профилю инновационного проекта (не менее 2-х). Федеральные инновационные площадки Уральского региона (не менее 1). На муниципальном уровне: Некоммерческие организации города по направлению работы с молодежью, профориентационной деятельностью, развитием предпринимательства (не менее 1). Образовательные учреждения города уровней дошкольного, основного и среднего общего образования (не менее 15). |
Целевые группы, на которые ориентированы основные эффекты внедрения технологий и содержания обучения и воспитания в реализации программы Центра. Содержание деятельности по реализации проекта: - совместная разработка и апробация технологий межпредметного обучения; - осуществление рефлексивно-оценочной деятельности по итогам апробации проекта. | Студенты, учащиеся, воспитанники, преподавательский состав организаций-партнеров из числа высших учебных заведений, учреждений уровней дошкольного, основного и среднего общего образования. |
1.2.4. Квалификационный уровень экспертов в общеобразовательной организации, обеспечивающих консультационную и методическую поддержку по реализации программы Центра – по согласованию.
1.2.5. Презентация (описание) моделей создания и развития методических сетей по распространению эффективных технологий организации и содержания общего образования в муниципальной системе образования (в системе образования субъекта Российской Федерации): основной общеобразовательной программы (раздела основной общеобразовательной программы), плана по распространению инновационного опыта.
Запуск проекта. Анализ предметно-развивающей образовательной среды учреждения. Проблемный семинар по новым технологиям обучения и воспитания, на котором после завершения проектной части состоится рефлексия. На семинаре – презентация идеи проекта, обозначена позиция инициации создания инновационного методического сетевого ресурса (МАОУ СОШ №72 – инициатор и модератор проекта) для поиска совместных решений по внедрению новых технологий межпредметного обучения.
Организационно-правовые условия. Создание положения, регламентирующего правила работы Центра, установление графика заседаний Центра. Совместная разработка программы овладения технологиями межпредметного обучения. Повышение квалификации педагогов по технологиям межпредметного обучения и внедрения в образовательный процесс, анализа полученных результатов (первичной оценки). Обмен опытом, анализ рисков и перспектив развития Центра.
Организационные, финансовые-хозяйственные условия. Оборудование специального кабинета для он-лайн трансляций, осуществления конференцсвязи, проведения вебинаров, открытых сетевых методических классов. Оснащение кабинетова видеонаблюдением, удобной мобильной мебелью, другим необходимым оборудованием. Отладка работы системы. Проведение вебинара для педагогического сообщества города.
Организационно-методические, педагогические условия. Разработка программы методической сети. Описание модели проведения соревнований для школьников, разработка механизмов реализации на уровне Центра в МАОУ СОШ №72. Составление программы сетевого обучения учащихся города Лесного в Центре на основе межпредметных технологий. Создание пакета документов программы, разработка механизмов осуществления обучения. Внедрение технологий межпредметного обучения в урочной и внеурочной деятельности на базе МАОУ СОШ №72 и организаций-партнеров. Проведения проблемно-педагогических погружений в рамках выездного семинара, проведение погружений в компетенции с последующими конкурсными испытаниями.
Система оценки качества подготовки к соревнованиям на занятиях с применением межпредметных технологий. Разработка экспертно-оценочной документации совместно с партнерами методической сети. Проведение независимой экспертизы занятий урочных и внеурочных форматов, осуществление экспертизы проводимых соревнований.
Востребованность опыта работы методической сети организациями-партнерами в регионах страны. Распространение опыта реализации инновационного проекта, создание Единого реестра заданий для конкурсных испытаний СКИМ. Проектирование модулей испытаний по возрастам. Системность проведения мероприятий инновационного проекта.
1.3. План-график (сетевой график) выполнения работ2
План-график выполнения работ |
Год выполнения | Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению | Срок (период) выполнения отдельного действия (здесь указывается дата начала и дата завершения каждого действия) |
2018 | 1) Формирование в образовательной организации нормативных правовых и организационно-методических условий системной инновационной деятельности: | |
- произведена оценка нормативно-правовой и организационно-методической документации на предмет создания документов, регламентирующих инновационную деятельность в учреждении; | |
- проведение организационных мероприятий по разработке проектов документов; | |
- создан пакет пакет нормативных документов, регламентирующих инновационную деятельность в учреждении. | |
2) Формирование предложений (в том числе, по внесению необходимых изменений в условия реализации основных общеобразовательных программ) по совершенствованию в организации содержания и технологий обучения и воспитания в рамках направления «Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании»: | |
- проведен анализ образовательной деятельности на предмет оценки качества методической работы учителей при реализации образовательных программ урочной и внеурочной деятельности по теме инновационного проекта; | |
- обобщен опыт применения технологий, методов и приемов на учебных занятиях, соответствующих требованиям ФГОС в условиях реализации системно-деятельностного подхода и критическоий анализ эффективности их использования; | |
- проведено обучение педагогов с целью повышения квалификации по межпрежметным технологиям как эффективного средства достижения высоких результатов обучения и воспитания по естественно-научному и инженерно-математическому направлениям; | |
- создан единый научно-методический банк разработок и программ на основе использования межпредметных технологий; | |
- внесены изменения и необходимые дополнения в основную образовательную программу по корректировке пояснительной записки к программе, учебного плана и программы внеурочной деятельности; | |
- расширена сеть кружков и элективных курсов учреждения (программы которых составлены на основе использования межпредметных технологий) и включена в основную образовательную программу по профилю инновационного проекта; | |
- апробированы разработки и программы, составленные на основе межпредметных технологий; | |
| - заключены соглашения и договора с организациями-партнерами для осуществления сетевого взаимодействия в условиях инновационной деятельности по проекту; | |
- созданы условия для развития материально-технической базы для осуществления обучения и воспитания с привлечением сетевых учреждений-партнеров в рамках инновационного проекта; | |
- создана презентационная площадка для трансляции опыта в данной области на основе сетевого взаимодействия; | |
- разработана и описана модель инженерно-технического образования на основе полученного опыта; | |
- разработан единая система мониторинга для оперативного анализа результатов. | |
3) формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы (локальных актов), регламентирующих и регулирующих функционирование усовершенствованных содержания и технологий обучения и воспитания в рамках направления «Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании»: | |
- разработаны положения и локальные акты о включении в деятельность образовательного учреждения инновационного проекта; | |
- разработан и реализован проект методической сети «Школа WorldSkills»; | |
- разработана и апробирована программа центра «Школа WorldSkills» на базе образовательного учреждения по обучению и подготовке школьников к соревнованиям «WorldSkillsJunior» и СКИМ (по компетенциям профиля инновационного проекта); | |
- разработана и апробирована комплексная программа курса «Моделирование процессов» с последующим созданием центра на базе образовательного учреждения; | |
- разработана программа сетевого взаимодействия с областным модельным центром дополнительного образования детей, в том числе на базе детских технопарков "Кванториум" (в перспективе г. Екатеринбург, Свердловская область), выполняющего функции ресурсного, учебно-методического, организационного, экспертно-консультационного и социокультурного центра в региональной системе дополнительного образования детей, региональной инновационной площадкой «Дворец Молодежи» г. Екатеринбурга; | |
- разработаны и реализованы проекты сетевого взаимодействия с образовательными организациями профессионального образования и образовательными организациями высшего образования по профилю инновационного проекта; | |
- создана стажировочная площадка для развития инженерно-математического и естественно-технического образования на базе школы. | |
4) предложения по распространению усовершенствованных содержания технологий и обучения и воспитания в рамках направления «Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании» с использованием сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями: | |
- презентационная площадка для трансляции наработок в данной области на основе сетевого взаимодействия; | |
- проведение серии вебинаров, открытых / выездных семинаров-практикумов, стажировок; - доклады на форумах, научно-практических конференциях; - публикация сборника статей от образовательного учреждения по результатам реализации инновационного проекта; - публикации в сборники статей научно-практических конференций, СМИ; - создание видеороликов для освещения результатов работы по реализации инновационного проекта; - публикации на сайте образовательного учреждения о мероприятиях, предусмотренных программой реализации инновационного проекта, и результатах их проведения. | |
5) предложения по мониторингу инновационной деятельности: | |
- создана единая система мониторинга для анализа результатов апробации инновационного проекта; | |
- создана рабочая группа по отслеживанию результатов деятельности в рамках мероприятий по реализации инновационного проекта. | |
6) механизмы финансирования деятельности при реализации мероприятия в субъекте Российской Федерации. Финансирование мероприятий в рамках программы реализации инновационного проекта будет производиться за счет: | |
- средств гранта в форме субсидии, выделяемой на реализацию программы инновационного проекта; | |
- областных субвенций; | |
- местного бюджета. | |
7) иные механизмы управления реализацией государственной программы «Развитие образования» в образовательной организации: | |
- общественно-государственные механизмы (Наблюдательный совет образовательного учреждения, общешкольный родительский комитет); | |
- экспертно-профессиональные механизмы (Общешкольный экспертный совет по вопросам реализации инновационного проекта, педагогический совет, методический совет); | |
- экспертно-государственные механизмы (кураторы проекта, внешние наблюдатели). | |
2. Планируемые значения целевых показателей эффективности предоставления субсидии в результате реализации мероприятия на 2018 год:
1. Доля учителей, освоивших методику преподавания
по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей – 50%3 (от общего числа учителей образовательной организации, с учетом учителей повысивших квалификацию).
3. Статистические данные
3.1. Количество обучающихся в общеобразовательной организации
МАОУ СОШ №72 городского округа «Город Лесной» Свердловской области: 563 человека;
3.2. Количество учителей в общеобразовательной организации 39 человек;
3.3. Количество персонала, включая учителей, в образовательной организации 60 человек;
3.4. Опыт выполнения (участия в выполнении) общеобразовательной организацией масштабных (общероссийских, межрегиональных) инновационных программ и проектов по одному из выбранных направлений инновационной деятельности развития образования за последние 5 лет, указанных в п.1.2.2.:
N | Наименование проекта\ мероприятия | Статус проекта\ мероприятия (региональный, межрегиональный, общероссийский) | Количество участников | Объем финансирования и источник финансирования проекта\ мероприятия | Основные результаты | Практическое применение результатов |
| | | | | | |
3.5. Научно-методический кадровый потенциал образовательной организации.
Прикладываются резюме конкретных специалистов с указанием уровня квалификации (описанием опыта работы в общеобразовательной организации, списком публикаций, копии документов, подтверждающих квалификацию и т.д.).
3.6. Дополнительные сведения.
3.6.1. Наличие в образовательной организации опыта инновационной деятельности в качестве муниципальной (региональной, федеральной) инновационной площадки, а также организации эффективного функционирования методической поддержки модернизации технологий и содержания воспитания в соответствии с основными нормативными и правовыми документами;
3.6.2. Наличие в образовательной организации системы локальных актов, регулирующих и регламентирующих инновационную деятельность,
в том числе по вопросам выбранной тематики, и планируемые меры правового регулирования инновационной деятельности;
3.6.3. Наличие в образовательной организации практики по принятию управленческих решений, в том числе с опорой на данные результатов
ГИА, ЕГЭ, НИКО, ВПР и т.д., а также иные объективные независимые оценки качества учебных достижений в целях совершенствования содержания и технологий образования, основных образовательных программ общего образования;
3.6.4. Наличие и объемы внебюджетных средств, привлекаемых образовательной организацией на софинансирование программы инновационной деятельности;
3.6.5. Наличие в образовательной организации эффективно действующих органов государственно-общественного управления, с приложением информации о количественных результатах деятельности таких органов и принятых решениях.
1 Концепция реализации мероприятия должна обладать целостной структурой и отражать комплекс последовательных действий, направленных на реализацию показателей мероприятия.
2 Должен включать в себя все работы из подпункта 1.2.2.
3