СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный проект "Патриотическое воспитание в организации дополнительного образования посредством туристско-краеведческой деятельности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание патриотизма через туристско-краеведческую деятельность- это многогранный и сложный процесс, который расширяет

кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к изучению природы, культуры, истории малой родины.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект "Патриотическое воспитание в организации дополнительного образования посредством туристско-краеведческой деятельности"»

14


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «КАЛЕЙДОСКОП»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН












Инновационный проект

«Патриотическое воспитание в организации дополнительного образования посредством туристско-краеведческой деятельности»





















ст. Медведовская

2022 г.

  1. Тема инновационного проекта: «Патриотическое воспитание в организации дополнительного образования посредством туристско-краеведческой деятельности».

  2. Актуальность проекта для развития системы образования, соответствие

ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края.

Приоритетной задачей системы образования сегодня является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Это зафиксировано в ряде основополагающих документов: Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, паспорте федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», примерной программе воспитания. Патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного общества. Одним из средств патриотического воспитания является туристско-краеведческая деятельность.

Детско-юношеский туризм и краеведение представляют гибкую систему воспитания, направленную на непосредственное предметное познание окружающей действительности родного края, страны. Эта система органично объединяет в себе две равноправные стороны – туризм как путешествие в свободное время, вид активного отдыха, средство оздоровления и краеведение, как изучение определенной части страны, края, района, станицы обучающимися, для которых эта территория считается родным краем. Туризм и краеведение развивают у обучающихся высокие нравственные качества, одновременно решают вопросы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной ориентации. Если в школе формируются в основном моральные понятия и убеждения, то туристская деятельность создает условия для их конкретного воплощения. Туризм и краеведение делают более образным и ярким восприятие учебно-воспитательного материала, который изучается за школьной партой.
В решении задач воспитания моральных и волевых качеств физического развития личности туризму и краеведению принадлежит особая роль, так как в походах и путешествиях происходит проверка и закалка таких качеств, как организованность, ответственность, смелость, честность. Отличительная черта воспитания патриотизма - акцент на региональные и местные особенности. Патриотическое осмысление малой родины – места рождения и проживания является важным воспитательным фактором, в котором огромную роль может сыграть туристско-краеведческая работа – походы, экспедиции, экскурсии по родному краю. Корни патриотизма лежат в любви к родным местам, к родному дому.

Воспитание патриотизма через туристско-краеведческую деятельность – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Именно поэтому, в современных условиях необходимо усилить внимание к туристско-краеведческой деятельности как форме патриотического воспитания детей. Отметим, что в Краснодарском крае сегодня развиваются не только пешие детско-юношеские походы. Есть водные и велосипедные маршруты, такие отрезки пути включены в большие проекты Центра туризма и экскурсий Краснодарского края – «Кубанская кругосветка», «Звезда Кубани», «Мой Кавказ» и т.д. Статистика по распространению походно-экскурсионной и экскурсионной деятельности с обучающимися в Краснодарском крае говорит об охвате к 01.01.2022 г. только 2 % детей. Данные показатели к 2024 году планируется увеличить до 5%, к 2030 году до 10 %. В Краснодарском крае находится более 400 объектов туристического показа, 17 тысяч памятников, в том числе 675 памятников архитектуры, археологии и истории. Потенциал для развития событийного, этнографического, экологического, культурного, патриотического туризма безграничный.

Актуальность данного инновационного проекта заключается в необходимости совершенствования форм и методов туристско-краеведческой деятельности с обучающимися Центра творчества «Калейдоскоп», в создании воспитательной системы для активизации патриотического воспитания учащихся.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Калейдоскоп» муниципального образования Тимашевский район на протяжении своей 20-летней истории всегда стремился к продвижению идей патриотического воспитания.

Разработка данного проекта позволяет более полно реализовать положения, зафиксированные в Концепции развития дополнительного образования детей, Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, Плане основных мероприятий Десятилетия детства, Стратегии развития воспитания до 2025 года, в которых одним из приоритетных направлений является развитие детско-юношеского туризма и патриотическое воспитание. Туризм в патриотическом воспитании дает возможность реально влиять на становление конкретных жизненных компетентностей обучающихся, расширяет диапазон выявления ее способностей, знаний, умений, увеличивает возможность каждого занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую активность. Чем полнее и содержательнее получены знания о родном крае, его людях, прошлом и настоящем, тем эффективнее решается одна из главных воспитательных задач – формирование человека, который уважает и почитает традиции своего народа, гордится его материальной и духовной культурой, является социально ответственным, неравнодушным к судьбе своей родины. 

Всё сказанное диктует необходимость усиления внимания к патриотическому воспитанию учащихся средствами детско-юношеского туризма в образовательных организациях любого уровня.

В основу инновационного проекта по созданию модели патриотического воспитания в условиях организации дополнительного образования средствами туристско-краеведческой деятельности мы положили деятельностный подход. Внедрение модели формирования гражданственности и патриотизма учащихся посредством туризма и краеведения на современном этапе имеет практический интерес, который обоснован происходящими переменами и требованиями, предъявляемыми меняющейся социально-политической ситуацией. Необходимость развития интересов обучающихся в области туризма и краеведения связана и с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания обучающихся о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, уважения к традициям своего народа, любви к родной земле.

3. Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта.

Нормативно-правовое обеспечение проекта составляют следующие документы:

Федерального уровня:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 14.07.2022 г.);

- Национальный проект РФ «Образование», утвержденный Указом президента РФ № 204 от 07.05.2018 г.;

- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование»‎ на 2021-2024 гг.:

- Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;

- Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 г. № 22-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.»;

- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.»;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196;

- Приложение к письму Министерства Просвещения России от 02.08.2019 г. № 06–787 «Разъяснения по вопросам, связанным с организацией туристско-краеведческой деятельности с детьми в условиях природной среды».

Регионального уровня:

- Закон Краснодарского края от 16.07.2013 года N 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»;

- Закон Краснодарского края от 30.12. 2013 года № 2867-КЗ «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Краснодарском крае» (в ред. от 06.02 2015 года);

- Стратегия патриотического образования детей и молодежи Краснодарского края (утверждена приказом министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 30.10.2017 г. №4514);

- Региональный проект «Патриотическое воспитание» (2021-2024 гг.), утвержденный протоколом от 29.01.2021 г. №1;

- Концепция организации воспитания обучающихся в Краснодарском крае на 2021- 2025 годы (приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 27.07.2021 года № 2437);

- Распоряжение Главы администрации (губернатора) Краснодарского края №329-р от 11.08.2022 г. «Об утверждении плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030, I этап (2022-2024 года) в Краснодарском крае».

Муниципального уровня:

- Муниципальная целевая программа по развитию дополнительного образования детей в муниципальном образовании Тимашевский район в условиях реализации целевой модели развития региональной системы дополнительного образования Краснодарского края.

- Программа развития муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр творчества «Калейдоскоп» муниципального образования Тимашевский район на 2021-2024 гг.

  1. Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы инновационного проекта.

Необходимость разработки данного инновационного проекта по патриотическому воспитанию учащихся в условиях Центра творчества «Калейдоскоп» определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов. За последние годы в системе патриотического обучения и воспитания, развития детско-юношеского туризма, особенно в организациях дополнительного образования значительно обострились противоречия между:

- возрастающими требованиями к уровню и качеству патриотического воспитания и туристско-краеведческой деятельности с ограниченностью возможностей сельских образовательных организаций в изменившихся условиях политической и социальной жизни;

- отсутствием прочного фундамента для непрерывного формирования позитивного патриотического мировоззрения подрастающего поколения станицы Медведовской;

- педагогическим потенциалом туристско-краеведческой деятельности в воспитании патриотизма и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к эффективному использованию содержания, методов, форм, средств данной деятельности;

- потребностью педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса воспитания патриотизма обучающихся в Центре творчества и недостаточной степенью разработанности программно-содержательных аспектов патриотического воспитания в условиях туристско-краеведческой направленности дополнительного образования.

Обозначенные выше противоречия позволили сформулировать проблему данного исследования, которая состоит в создании и апробации эффективной инновационной модели формирования патриотических компетенций обучающихся средствами детско-юношеского туризма и краеведения.

Мы исходили из предположения о том, что эффективность от создания гибкой и открытой системы работы по патриотическому воспитанию обучающихся во взаимодействии с семьей, организациями образования муниципального образования Тимашевский район, организациями культуры, воинскими частями может стать координационным центром патриотического воспитания. Данная модель будет обладать мощным потенциалом для формирования активной гражданской позиции и патриотической направленности обучающихся, приобщения их к истории, культуре, природе родного края, страны.

Отсутствие современной материально-технической базы для реализации программ туристско-краеведческой направленности приводит к непродуктивному использованию имеющихся кадровых ресурсов, недостаточному уровню освоения программ, снижению безопасности в детско-юношеском туризме. Вследствие ужесточения нормативно-правовой базы наблюдается кризис походного туризма. Несмотря на огромное воспитательное и образовательное значение, туристско-краеведческая деятельность стала редко использоваться в школе. В Центре творчества «Калейдоскоп» доля обучающиеся в объединениях туристско-краеведческой направленности составляет 2 % от общего количества обучающихся.

Отсутствие эффективной модели сетевого взаимодействия по организации и развитию детско-юношеского туризма, мешает расширению возможности обучения и воспитания обучающихся Тимашевского района и учащихся МБУДО ЦТ «Калейдоскоп», снижает вероятность положительного эффекта от содержания работы по развитию детско-юношеского туризма и вопросов патриотического воспитания.

Методологическую основу проекта составили общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; психолого-педагогические представления о формировании патриотических компетенций подрастающего поколения.

Теоретико-методологической основой исследования послужили исследования (Г.Н. Мусс, Д.С. Сенюк, А.С. Целовальникова), в которых отмечается, что в организации туристско-краеведческой работы имеет место формализм, осложняющий процесс патриотического воспитания обучающихся. Среди прочих факторов исследователи указывают на слабое методическое обеспечение процесса формирования патриотической направленности обучающихся средствами туристско-краеведческой работы; недостаточный учёт их личностных особенностей, интересов и потребностей; недостаточная теоретическая и методическая подготовленность педагогического коллектива. В советской педагогике патриотическое воспитание подрастающего поколения разрабатывалось на основе трудов Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других. Они заложили фундамент теории и практики основ советского патриотического воспитания учащихся, раскрыли сущность понятия «социалистический патриотизм» и особенности его формирования.

Исследованию туристско-краеведческой деятельности обучающихся посвящены работы И.А. Дрогова, Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова, Г.С. Усыскина и других. А.А. Остапец-Свешников определяет туристско-краеведческую деятельность как: а) инновационная самостоятельная и самоценная деятельность в системе дополнительного (внешкольного) образования, органично взаимодействующая с основной образовательной деятельностью школы; социально значимой деятельностью детско-взрослых общественных объединений, научных, экологических, культурных структур социума; б) особая комплексная образовательная деятельность, ориентированная на активизацию внутренних сил ребенка, творчество педагога, проявляемых в реальных условиях жизнедеятельности человека, включения самого человека в процессы приобщения к культурным ценностям человека, природы, окружающей среды; органически включающая (в разной мере и степени ее практической конкретной реализации) основные образовательные направленности. Он отмечал, что любой вид туристско-краеведческой деятельности включает три составные части, образуя в комплексе туристско-краеведческий цикл, который включает подготовку туристского мероприятия, его проведение и подведение итогов. По его мнению, для формирования разносторонне развитой личности обучающегося, на всех участках туристско-краеведческого этапа необходимо сочетание различных форм и методов воспитания и обучения. Известный организатор детско-юношеского туризма в России Ю.С. Константинов считает, что в туристско-краеведческой работе с учащимися чрезвычайно важно взвешенное сочетание туризма и краеведения.

Проблема патриотизма рассматривалась в трудах ряда исследователей с уклоном на применение нижеперечисленных педагогических подходов: деятельностный подход (А.В. Мудрик, В.А. Караковский). Получить опыт гражданского поведения, присвоения социально значимых ценностей возможно лишь через деятельность. Опора на системный подход использовалась в работах Л.И. Новиковой. Она подчеркивала, что патриотическое воспитание - система, требующая постоянного анализа, совершенствования, повышения профессиональной компетентности педагога. Использование событийного подхода (Д.В. Григорьев, Н.Л. Селиванова) предполагает организацию совместной деятельности учащихся и взрослых, их совместное событие, когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно действовать при поддержке взрослого. Изучением вопросов педагогической эффективности образовательных экскурсий и путешествий занимались И.И. Полянский, Б.А. Федченко, И.И. Михайлов, Л.А. Ильин, Н.П. Анциферов. Наиболее известными работами по освещению развития туризма в Краснодарском крае являются труды В. Азарова, А. Бероева, А. Будуна, Е. Вороновой, И. Васильева, Ю. Веденина, В. Преображенского, Ю. Данилова и других авторов.

Труды вышеперечисленных ученых подготовили определённую платформу для разработки основополагающих подходов к исследованию проблемы патриотического воспитания: структруирования целей, сущности и определения содержания патриотического воспитания, конструирования структурно-функциональной базовой модели, создания методического инструментария диагностики результатов патриотического воспитания в условиях организации дополнительного образования средствами детско-юношеского туризма.

Научно обоснованный и практически, проверенный 20-летний опыт образовательной и воспитательной деятельности Центра творчества «Калейдоскоп» позволяет сделать выводы об инновационной роли туристско-краеведческой деятельности в развитии и совершенствовании системы образования, приоритетом которой является воспитание человека-патриота.

Реализация мероприятий инновационного проекта позволит создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок, вовлечения детей и подростков в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия Краснодарского края, его культуры, истории и природы. Создание клуба «Семейный туризм» усилит взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным.

Методы исследования, которые использовались при разработке инновационного проекта: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, синтез, беседа, наблюдение, моделирование, анкетирование, тестирование, изучение опыта образовательных организаций по проблеме проекта.

Анализ научной литературы и педагогической практики позволяет сделать вывод о больших возможностях туристско-краеведческого профиля для формирования гражданской позиции и патриотического мировоззрения обучающихся в условиях общего и дополнительного образования детей.

  1. Цель инновационного проекта: создание эффективно функционирующей системы туристско-краеведческой деятельности, способствующей патриотическому воспитанию обучающихся Центра творчества.

  2. Задачи инновационного проекта. В соответствии с целью инновационного проекта определены следующие задачи:

- разработать и апробировать целостную структурно-функциональную модель организации учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию обучающихся в условиях туристско-краеведческой деятельности;

- разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма обучающихся через активную практическую деятельность, осуществляемую в разных сферах жизни и отношений;

- разработать и провести мониторинг по результатам реализации модели по формированию патриотических компетенций обучающихся средствами туризма и краеведения;

- определить эффективность модели патриотического воспитания в условиях туристско-краеведческой деятельности;

- разработать систему рекомендаций по внедрению модели патриотического воспитания обучающихся в условиях сельского Центра творчества;

- формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней;

- способствовать обновлению и обогащению содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств через туристско-краеведческую деятельность;

- способствовать организации работы по разработке экскурсионных маршрутов, тематических экскурсий по достопримечательностям и памятным местам (памятникам культуры, природы, истории) станицы Медведовской и Тимашевского района;

 - укрепить социальное и сетевое партнерство Центра творчества с общеобразовательными организациями, ветеранскими организациями Тимашевского района, со всеми заинтересованными учреждениями и лицами;

- организовать методическое сопровождение функционирования модели патриотического воспитания в условиях туристско-краеведческой деятельности;

- разработать механизмы трансляции инновационного опыта и сетевого взаимодействия в области патриотического воспитания в Центре творчества на основе туристско-краеведческой деятельности.

  1. Обоснование идеи, приемы и механизмы её реализации в рамках инновационного проекта.

Создание на базе Центра творчества «Калейдоскоп» модели патриотического воспитания обучающихся, апробация данной модели через систему мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся в организации дополнительного образования в условиях туристско-краеведческой деятельности.

Идея проекта предполагает обоснование положений, обеспечивающих высокий уровень патриотического воспитания обучающихся в Центре творчества «Калейдоскоп» через туристско-краеведческую деятельность, что возможно при следующих условиях:

- в ориентации патриотического воспитания на формирование активной жизненной позиции, проявляющейся в изучении и сохранении природного и культурно-исторического наследия станицы Медведовской, состояния природных комплексов, памятников и объектов культуры Тимашевского района и Краснодарского края;

- в организации процесса патриотического воспитания средствами туризма и краеведения по принципу взаимосвязи и взаимодействии его компонентов: мировоззрения, отношений, поведения, обеспечивающих более глубокое использование социокультурного опыта обучающегося, педагогов, родителей в становлении патриотических позиций у подрастающего поколения;

- в определении приоритетных направлений патриотического воспитания обучающихся в условиях туристско-краеведческой деятельности;

- в совершенствовании и обновлении форм организации патриотического воспитания средствами детско-юношеского туризма и краеведения.

Актуальность и значимость поставленных задач позволяет сделать вывод, что патриотическое воспитание обучающихся является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных организаций разного уровня.

В рамках проекта мы сможем разнообразить набор используемых форм и видов туристско-краеведческой деятельности и на региональном уровне. Сделать акцент на видовое разнообразие в детско-юношеском туризме: походы выходного дня, велопоходы. Также использование семейного туризма, который предполагает посещение экскурсионных объектов совместно с родителями, братьями, сестрами, позволяющее детям прикоснуться к историческому прошлому, организация и проведение туристско-краеведческих экспедиций по памятным местам Тимашевского района, разработка экологических маршрутов, маршрутов ГТО для обучающихся общеобразовательных организаций станицы Медведовской, создание экскурсионного бюро.

Система туристско-краеведческой деятельности и патриотического воспитания «стоит» на 3-х «опорах» –  программно-методическом и ресурсном обеспечении, решении кадровых проблем при условии эффективного перспективного и годового планирования и организации работы.

  1. Модернизация программно-методического обеспечения – для педагогов, обучающихся и организаторов туристско-краеведческой деятельности и патриотической работы. В течение работы над инновационным проектом будет создан учебно-методический комплекс для программ туристско-краеведческой направленности, доступный для всех продукт («программа», кейс, раздаточный материал в электронном на сайтах или бумажном виде) для педагогов, родителей и обучающихся.

  2. Совершенствование ресурсного (материально-технического) обеспечения это – второе направление совершенствования системы туристско-краеведческой деятельности и военно-патриотической работы.

  3.  Совершенствование планирования, организации деятельности сферы ОДО – это условие успешности функционирования модели патриотического воспитания средствами туристско-краеведческой деятельности, задача для педагогических работников Центра творчества.

Механизм формирования модели воспитательной системы туристско-краеведческой деятельности и патриотического воспитания в условиях организации дополнительного образования может быть представлен в данном инновационном проекте следующей схемой.

Модель патриотического воспитания учащихся в Центре творчества создается на базе организационно-педагогических условий, которые объединены в следующие блоки: диагностический блок, блок правового регулирования, методический блок, блок методический, содержательный модуль, а также принципы, функции и педагогические условия результативности процесса.



Содержательный блок модели представлен 8 модулями: модуль 1 «Путешествия», модуль 2 «Патриот», модуль 3 «Туристический слёт», модуль 4 «Высота», модуль 5 «Краеведение», модуль 6 «Экологический, семейный туризм», модуль 7 «Служить Отчизне», модуль 8 «Казачий край».



Содержание деятельности по направлениям реализации инновационного проекта


п/п

Направление

Формы

Содержание деятельности

1.

Историко-патриотическое

Экскурсии, исследовательская и поисковая работа, интеллектуальные игры, интерактивные игры; КВИЗ-викторины, краеведческие игры-квесты; информационные стенды, тематические музейные занятия.

- проведение системных мероприятий и проектов патриотической направленности;

- привлечение учащихся к историко-краеведческой и туристической деятельности;

- проектная деятельность учащихся по истории семьи, станицы, Тимашевского района, отдельных личностей и т.д.;

- организация акций по выявлению, реставрации и сохранению памятников истории и культуры;

- организация и проведение муниципальных этапов краевых конкурсов

по плану ГБУ «Центр туризма и экскурсий» Краснодарского края.

2.

Гражданско-патриотическое

Тематические линейки, посвященные памятным датам России, выставки, фестивали.

- воспитание учащихся в духе уважения к Конституции Российской Федерации;

- привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов Российской Федерации;

- организация выставки, посвященной истории создания и развития российской государственности;

- проведение флешмобов, посвященных Российскому флагу.

3.

Военно-патриотическое

Уроки мужества, уроки памяти, военно-спортивные и ролевые игры, просмотр фильмов, творческие и исследовательские проекты и конкурсы

- изучение военной истории Тимашевского района и станицы Медведовской, формирование гордости за старшие поколения защитников Отечества, изучение военной политики Российской Федерации, места и роли Вооруженных Сил Российской Федерации;

- воспитание на воинских традициях казачества: организация и проведение районных казачьих игр;

- активное взаимодействие с представителями детско-юношеского движения «Союз казачьей Кубани» и детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия».

4.

Спортивно-патриотическое

Спортивные соревнования, игры «Зарница», дни здоровья, походы, туристические слеты.



- проведение системных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;

- обучение обучающихся навыкам безопасного

поведения на воде, в лесу, в походах и других опасных местах, экстремальных ситуациях;

- организация и проведение муниципальных туристических слетов «Туризм, спорт, движение»;

- организация и проведение родительских собраний по проблеме ЗОЖ.

5.

Социально-патриотическое

Творческие конкурсы, благотворительные и специальные акции, субботники, пресс-центр


- проведение благотворительных акций с привлечением широкого круга участников (концерты, проведение мастер-классов, сбор вещей для малоимущих и др.);

- организация и проведение акций и движения «Зеленое движение Кубани» социальной направленности;

- экологические походы и экскурсии;

- активное взаимодействие с представителями правоохранительных органов;

- организация и проведение праздников, направленных на сохранение и развитие семейных традиций.


Гарантами успешности механизма реализации инновационного проекта являются его главные составляющие: обеспечение нормативного, методического и информационного направлений деятельности; выделение и структурирование форм и методов работы с обучающимися, респондентами, социальными партнерами; систематическое осуществление мониторинга выполнения мероприятий проекта.

  1. Новизна инновационного проекта.

Новизна проекта состоит в расширение аудитории и привлечения в качестве активных участников реализации инновационного проекта: педагогов, родителей, сетевых и социальных партнеров муниципального образования Тимашевский район. Проект жизнеспособен и актуален, имеет варианты развития, достаточно проработан, что делает возможным его использование на практике.

Новизна проекта заключается в создании системы работы, направленной на новое качество и содержание учебно – воспитательного процесса по патриотическому воспитанию в условиях сетевого взаимодействия и распространения педагогического инновационного опыта в рамках туристско-краеведческой деятельности. Сетевое взаимодействие образовательных организаций сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться. Использование сетевого взаимодействия позволит преодолеть локальность инновационных процессов по патриотическому воспитанию в условиях туристско-краеведческой деятельности, расширить масштаб внедрения инноваций, выйти на более высокий уровень, в том числе и региональный. Центр творчества «Калейдоскоп» станет источником инновационного опыта для образовательных организаций Тимашевского района, что будет способствовать развитию конкурентно-партнерских отношений. Сетевое взаимодействие позволяет: распределять ресурсы при общей задаче деятельности; опираться на инициативу каждого конкретного участника; осуществлять прямой контакт участников друг с другом; выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели; использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.

9.Критерии и показатели (индикаторы) эффективности инновационного проекта.

Критерии и показатели анализа и оценки

Методики педагогического анализа

1. Овладение обучающимися опытом патриотической деятельности (качество результата).

1.1. Сформированность эмоционально – чувственного   компонента опыта патриотической деятельности обучающихся;

1.2.Сформированность мировоззренческого компонента опыта патриотической деятельности обучающихся;

1.3. Сформированность действенно – практического компонента опыта патриотической деятельности обучающихся.

2. Проектирование и реализация ситуации патриотического воспитания (качество процесса)

2.1. Способность педагогов к постановке целей;

2.2. Отбор содержания воспитания, способствующего овладению опытом патриотической деятельности;

2.3. Активизация чувств, переживаний, смысловой сферы, нравственных мотивов обучающихся при подготовке и проведении мероприятий патриотического характера, а также в процессе учебных занятий;

2.4. Реализация ситуационно-событийного подхода в процессе овладения обучающимися;

опытом патриотической деятельности, учет гендерного подхода;

2.5. Вовлечение обучающихся в рефлексию смысла деятельности патриотического характера.

3. Внутрицентровский менеджмент процесса патриотического воспитания

3.1. Качество документационного обеспечения процесса патриотического воспитания;

3.2. Качество организационно – методического сопровождения процесса патриотического воспитания управленческой командой Центра творчества;

3.3. Осуществление управленческими структурами педагогического анализа процесса патриотического воспитания.

1.1.1 Программа наблюдения за проявлением эмоций и чувств, в связи с событиями и явлениями патриотического характера;

1.1.2. Шкалирование;

1.2.1. Анкетирование с целью определения степени сформированности у обучающихся патриотического отношения к действительности;

1.2.2. Графическое тестирование сформированности патриотического отношения обучающихся и педагогов к действительности;

1.3.1. Тест по определению степени овладения действенно - практическим компонентом патриотического опыта.

 

2.1.1. Анкетирование с целью изучения   характера целеполагания при организации патриотического воспитания

2.2.1. Программа самоанализа фрагмента образовательного процесса, включающая наблюдение за реализацией признаков ситуации патриотического воспитания;

2.3.1. Вопросы для анализа (самоанализа) реализации событийного подхода при проектировании патриотического воспитания;

2.4.1. Мини-сочинение «Будущее страны в наших руках» и др.;

2.4.2. «Продолжи предложение»;

2.5.1. Наблюдение за учётом гендерных особенностей при подготовке и проведении мероприятий патриотического характера.

 

3.1.1. Экспертная оценка качества Концепции патриотического воспитания, программ, планов и др. ОУ;

3.1.2. Программа оценки качества деятельности структур управления по организационно – методическому сопровождению   процесса патриотического воспитания;

3.1.3. Программа анализа фрагмента оучебно-воспитательного процесса, включающая наблюдение за реализацией признаков ситуации патриотического воспитания.

 

Для определения результатов патриотического воспитания используются следующие основные методы: наблюдение, анализ конкретной ситуации, анализ результатов деятельности, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, сравнительный анализ, систематизация и другие.

При педагогическом анализе и оценке качества патриотического воспитания мы руководствуемся принципами целостности, научности, систематичности и последовательности, доступности, осмысленности деятельности и активности педагогов.

Ожидаемые результаты по внедрению инновационного проекта:

Для обучающихся:

  1. Создание воспитательной среды, в которой каждый обучающийся будет чувствовать себя патриотом своей родины.

  2. Увеличение количества обучающихся, охваченных мероприятиями по патриотическому воспитанию.

  3. Положительная динамика уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма обучающихся.

Для организации дополнительного образования:

  1. Сохранение и увеличение контингента обучающихся туристско-краеведческой направленности.

  2. Расширение возможности ОДО для обучения и патриотического воспитания за счет ресурсов сетевых партнеров.

  3. Совершенствование нормативно-правовой базы для ОДО.

  4. Разработка эффективного механизма стимулирования инновационной деятельности педагогов.

Для родителей:

  1. Увеличение количества родительской общественности, принимающей активное участие в жизнедеятельности Центра творчества.

  2. Формирование у родителей интереса к образовательным программам и воспитательным мероприятиям Центра творчества.

  3. Поддержка имиджа ОУ.

  4. Создание клуба «Семейный туризм (расширение взаимосвязи и преемственности между семейным воспитанием и общественным).

Для партнеров:

  1. Участие в проведении общественно значимых патриотических мероприятиях муниципального, регионального уровней средствами туристско-краеведческой деятельности.

  2. Обмен ресурсами с участниками инновационного проекта.

Для педагогов ОДО:

  1. Увеличение количества педагогов, участвующих в инновационной деятельности.

  2. Участие в обмене опытом в проведении мастер-классов для образовательного сообщества Тимашевского района и других муниципалитетов.

  3. Повышение мотивации к освоению инноваций по патриотическому воспитанию обучающихся в условиях туристско-краеведческой деятельности.

Для муниципальной системы образования Тимашевского района:

  1. Повышение качества подготовки специалистов-педагогов в направлении краеведения и туризма.

  2. Объединение усилий и ресурсов по совершенствованию качества образования обучающихся в проектно-исследовательских технологиях, проведении воспитательных мероприятий туристско-краеведческой и патриотической направленности.

  3. Разработанная модель сетевого взаимодействия включит проведение мероприятий на учрежденческом, муниципальном и региональном уровне максимальное количество муниципалитетов (7) и образовательных организаций.

Целевые показатели (индикаторы) реализации инновационного проекта: наличие пакета нормативных документов и методических материалов, обеспечивающих организацию патриотического воспитания и туристско-краеведческой работы в Центре творчества; количество педагогов, чья профессиональная компетентность соответствует современным требованиям; наличие программного обеспечения реализации военно-патриотического, туристско-краеведческого направлений воспитания и обучения детей; наличие методических рекомендаций для педагогов и руководителей по вопросам организации учебно-воспитательного процесса обучающихся по данному патриотическому направлению работы в системе образования средствами туристско-краеведческой деятельности.

Результативный компонент предполагает диагностику изменений уровня сформированности патриотической направленности обучающихся средствами туристско-краеведческой работы в региональной системе дополнительного образования.

Для выявления уровня патриотической направленности обучающихся как результата проведенных мероприятий нами были выбраны, как наиболее важные, следующие компоненты проявления патриотической направленности обучающихся: патриотические ценности; идеал патриота своего Отечества; патриотические убеждения; интерес обучающихся к туристско-краеведческой работе патриотической направленности; желание заниматься поисковой работой. Отслеживание и оценка уровня патриотической направленности обучающихся предполагает разработку соответствующих критериев и способов их оценивания.

Предполагается достижение следующих показателей:

- повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах патриотического воспитания и обучения;

- расширение арсенала использование форм, методов и средств патриотического воспитания;

- увеличение количества обучающихся, занимающихся в объединениях туристско-краеведческой направленности;

- увеличение количества проведенных мероприятий патриотической тематики в Центре творчества средствами туристско-краеведческой деятельности;

- увеличение доли обучающихся, участвующих в мероприятиях патриотической направленности муниципального, регионального уровней;

- увеличение количества мероприятий системного, комплексного, долговременного, инновационного характера;

- улучшение уровня подготовленности и профессиональной компетентности организаторов мероприятий патриотической направленности средствами детско-юношеского туризма.

Возможность для внедрения в практику образовательных организаций Краснодарского края: инновационный проект и разработанные к нему информационно-методические материалы могут быть диссеминированы в другие образовательные организации Российской Федерации.

Ожидаемые эффекты проекта заключаются в том, что созданная авторская методическая сеть приведет к положительным изменениям в системе туристско-краеведческой деятельности и патриотического воспитания в муниципальном образовании Тимашевский район.

Наличие авторской методической сети:

Предлагаемая модель авторской методической сети предполагает участие образовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей, общественных ветеранских организаций, воинских частей, организаций культуры и спорта муниципального образования Тимашевский район.

В рамках работы методической сети планируется организация проведения обучающих мероприятий по вопросам патриотического воспитания средствами туристско-краеведческой деятельности:

- расширение фонда авторских учебно-методических материалов из опыта работы педагогов Центра творчества «Калейдоскоп»;

- публикации учебно-методических материалов по теме инновационной деятельности в периодических изданиях, сборниках, на образовательных порталах.

Мы определяем следующие направления развития методической сети:

- разработка сетевых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности с привлечением заинтересованных организаций;

- проведение мероприятий по повышению компетентности педагогов в области патриотического воспитания обучающихся:   тематические педагогические советы; семинары – практикумы;      круглые столы совместно с представителями социальных партнёров; мастер-классы лучших практик;    конференции, семинары, вебинары, консультации (в том числе онлайн участие) и других;

- расширение масштабов диссеминации.

Диссеминационная модель патриотического воспитания представляет собой внедрение авторских методических разработок учебных занятий, сценариев праздников, образовательных квестов, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы средствами туристско-краеведческой деятельности по проблемам развития патриотической грамотности и формированию патриотической позиции обучающихся.

От педагога при реализации данной модели требуются: активность в создании новых образовательных программ; предметная переориентация содержания учебных занятий туризмом и краеведением;  авторские разработки учебных занятий и многое другое.

Данная авторская методическая модель будет:

  • охватывать всех участников воспитательного процесса;

  • создавать условия для формирования  у обучающихся  гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ,   уважительного отношения к историческому прошлому Родины, к своему народу, его обычаям и традициям;

  • развивать чувство привязанности к тем местам, где человек родился и гордость за социальные и культурные достижения своей страны;  

  • способствовать осознанию долга перед Родиной, необходимость отстаивания ее чести и достоинства, свободы и независимости.

Результатом сетевого взаимодействия станет появление новых разработок, авторского опыта, привлечение к деятельности консультантов, партнеров. Возрастет эффективность деятельности всей системы, которая обусловлена целенаправленным развитием выбранных направлений деятельности, концентрацией усилий. Сетевое взаимодействие станет ресурсом развития организаций в вопросах патриотического воспитания.




Наименование организации

Функции в инновационном проекте

1.

Совет ветеранов, труда Вооруженных сил и правоохранительных органов.

Использование опыта нравственного и духовного потенциала ветеранских общественных организаций для укрепления и развития преемственности поколений.

2.

Медведовское станичное казачье общество Тимашевского районного казачьего войска, расположено по адресу: ст. Медведовская, ул. Ленина, 53.

Содействие в создании условий для изучения

героических страниц истории казачества. Реализация плана совместных мероприятий.

3.

13 отряд противопожарной службы пожарная часть №134.

Создание условий для организации социальных практик для эффективного инструмента гражданского-патриотического воспитания личности учащихся. Реализация плана совместных мероприятий.

4.

Тимашевское отделение Российского Союза ветеранов Афганистана.

Использование опыта нравственного и духовного потенциала ветеранских общественных организаций для укрепления и развития преемственности поколений.

5.

Тимашевский музей семьи Степановых – филиал государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д. Фелицина.

Содействие патриотическому воспитанию учащихся на основе культурно-исторических и историко-этнографических ценностей наследия

Краснодарского края.

6.

Воинская часть 2440, расположенная в станице Медведовской;

воинская часть 51128 (97 отдельный путевой железнодорожный батальон), дислоцированная в г. Тимашевске.

Создание условий для организации патриотических практик для эффективного инструмента военно-патриотического воспитания личности учащихся. Реализация плана совместных мероприятий.

7.

Сельские дома культуры.

Создание условий для организации патриотических практик для эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания личности учащихся. Реализация плана совместных мероприятий.

8.

Редакция газеты «Знамя труда», редакция краевой газеты «Молодежный вестник Кубани».

Информационное освещение реализации инновационного проекта.

9.

Государственное бюджетное учреждение «Центр туризма и экскурсий» Краснодарского края.

Подготовка специалистов для работы по туристско-краеведческому, военно-патриотическому направлению, участие педагогов, обучающихся в мероприятиях и в краеведческих конкурсах оказание практической помощи в проведении походов, фестивалей, слетов.

Инновационными продуктами реализации данного проекта составят:

- организационно-методические материалы по патриотическому воспитанию обучающихся средствами туристско-краеведческой деятельности;

- методический пакет «Учебно-методический комплекс дополнительных программ туристско-краеведческой направленности»;

- банк «Методический инструментарий педагога по патриотическому воспитанию в условиях туристско-краеведческой деятельности» (база организационных форм, методов, приемов, техник, вариантов учебных ситуаций, проектов учебных занятий, педагогических диагностик, видов контрольно-измерительных материалов);

- методический сборник ««Воспитать патриота» (алгоритм патриотического воспитания средствами туристско-краеведческой деятельности)»;

- видеофильм «Патриотическое воспитание средствами туристско-краеведческой деятельности. Идеи. События. Инновации. Опыт»;

- авторская методическая разработка «Путешествуйте, маршрутами малой Родины»;

- авторские разработки «Образовательные маршруты Тимашевского района»;

- создание экскурсионного бюро «Медведовская. ru»: обучение гидов- экскурсоводов; разработка маршрутов обзорной автобусной и пешеходных экскурсий «Наш родной Тимашевский район: прошлое, настоящее и будущее» (описание маршрута, портфель экскурсовода, выпуск рекламной продукции: буклетов, магнитов); виртуальных экскурсий «Память нужна живым» (памятники Тимашевского района, посвященные героям Великой Отечественной войны»);

- создание туристского клуба «Семейный туризм» (положение о создании клуба, устав клуба, планы мероприятия по патриотическому воспитанию, презентации о деятельности туристского клуба).

  1. Диагностические методики и методы, позволяющие оценить эффективность проекта.

Диагностический комплекс соответствует критериям и их показателям патриотической воспитанности и адаптирован для обучающихся Центра творчества, родителей (законных представителей), педагогов:

- Мотивационно-потребностный – методика «Я – патриот» (Маслова Т.М.), методика «Патриотизм. Как я его понимаю» (Фридман Л.М.).

- Когнитивный (познавательный) – методика «Незаконченное предложение» (Маслова Т.М.).

- Мировозренческо-ценностный – методика «Мое отношение к малой родине» (Маслова Т.М.), методика «Патриотизм. Как я его понимаю» (Фридман Л.М.);

- Деятельностно-поведенческий – методика «Я – патриот» (Маслова Т.М.); анкета «Патриот» (по Быкову Д.В.)

Определение результатов работы по патриотическому воспитанию в виде конкретной оценки предполагает в первую очередь всесторонний анализ деятельности по социализации личности учащихся с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням, измеряемым в баллах. Основное содержание и последовательность этой методики включает в себя следующие моменты:

- составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения;

- сбор данных (информации) о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов, так различных категорий участников инновационного проекта. Источниками данных являются: личные наблюдения, мнения, просьбы; результаты бесед, опросов, анкетирования; результаты и выводы итоговых мероприятий;

- анализ и оценка действенности воспитательной работы по патриотическому воспитанию в условиях туристско-краеведческой деятельности с различными категориями участников реализации инновационного проекта.

В качестве изучения результативности работы по реализации инновационного проекта используются следующие методы диагностики результатов: тестирование, наблюдение, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности.

Мониторинговая деятельность позволяет анализировать результативность деятельности по патриотическому воспитанию и вносить соответствующие корректировки, усиливая, при необходимости, активность на том или ином направлении; способствует формированию адекватных решений, включающих в себя как планирование конкретных мероприятий, так и вовлечение в воспитательную деятельность новых субъектов.

  1. Разработанные инновационные продукты.

На данный момент нами разработаны следующие инновационные продукты:

- разработано положение о проведении районного туристического слета «Туризм, спорт, движение»;

- разработано положение о проведении военно-спортивных игр, посвященных памяти генерал-майора Кухаренко Я.Г. и 95-летию со Дня образования Тимашевского района, В играх приняли участие 12 образовательных организаций Тимашевского района (100 обучающихся);

- разработано положение о проведении традиционного турнира по пулевой стрельбе среди команд образовательных организаций муниципального образования Тимашевский район, посвященный памяти атамана МХКО Головина А.Т.

- разработана типовая форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ и типовая форма соглашения по оказанию образовательных услуг в рамках сетевой формы реализации образовательных программ между общеобразовательными учреждениями и МБУДО ЦТ «Калейдоскоп» муниципального образования Тимашевский район;

- разработано положение о проведении традиционного турнира по пулевой стрельбе из пневматической винтовки, посвященного памяти участника Великой Отечественной войны Петренко Н.К.

- разработаны инструкции по технике безопасности при работе на тренажере «Скалодром», установленном на базе МБОУ СОШ №10 станицы Медведовской;

- разработана документация по организации и проведению туристско-краеведческой экспедиции «Тимашевская кругосветка» с участием образовательных организаций муниципального образования Тимашевский район. Цель экспедиции: формирование у обучающихся патриотизма, бережного отношения к историческому прошлому в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., культурному и природному наследию малой Родины; приобщение к здоровому образу жизни посредством туристско-краеведческой деятельности.

- методистом Сочневой Т.П. разработана авторская методическая разработка краеведческой квест-игры «В поисках подарка потомкам». Методист Сочнева Т.П. принимала участие в XIX Всероссийском конкурсе методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками, проведенного Центром детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения». По итогам конкурса в номинации 6 «Методические рекомендации по организации учебного процесса» она стала лауреатом с данной методической разработкой историко-краеведческой квест-игры «В поисках подарка потомкам»;

- разработаны положение о проведении военно-патриотической игры среди обучающихся старших классов станиц Медведовской, методические разработки сценариев проведения военно-патриотической игра «Отчизны верные сыны».

  1. План реализации инновационного проекта на 2023-2025 годы.

    Задача

    Наименование

    мероприятия

    Срок

    реализации

    Полученный

    (ожидаемый)

    результат

    Этап 1. Организационный этап (сентябрь 2022 г. - май 2023 г.)

    1.

    Анализ ресурсов для реализации проекта.

    Создание творческой рабочей группы по внедрению модели сетевого взаимодействия.

    Определение приоритетных направлений деятельности Центра творчества в реализации проекта.

    сентябрь 2023 г.

    Положение о творческой рабочей группе, приказ о создании рабочей группы. Создание координационного совета по реализации проекта.

    2.

    Поиск и информирование сетевых партнеров.

    Организация сетевого педагогического социального партнерства в ОУ.

    Сентябрь 2022 г.

    -май

    2023 г.

    Заключение договоров о сетевом и социальном партнерстве, составление совместных планов работы.

    3.

    Ознакомление педагогов с нормативно-правовыми основами реализации проекта и новыми направлениями деятельности ОДО.

    Заседания МО педагогов по теме «Инновационный проект в действии».

    Январь

    2023 г.

    Протоколы заседаний.

    4.

    Создание информационного поля для обмена мнениями.

    Страница на сайте Центра творчества,

    Публикации в СМИ и журналах.

    Январь- май 2023 г.

    Медиа-обеспечение туристско-краеведческой деятельности и освещение системы патриотического воспитания.

    5.

    Разработка нормативно-правовой базы проекта

    Локальные акты и положения.


    Сентябрь-

    декабрь 2022 г.

    Совершенствование нормативно-правовой базы по реализации проекта.

    6.

    Разработка научно-методического сопровождения сетевого взаимодействия.

    Проектирование ДООП разноуровневого содержания.

    Сентябрь 2022 г.

    -май 2023 г.

    УМК ДООП.

    7.

    Определение положений и диагностических средств мониторинга за результатами патриотического воспитания обучающихся.

    Анкеты и методики для проведения мониторинга по результатам реализации проекта.

    Январь-май

    2023 г.

    Пакет диагностических методик.

    Анализ мониторинга участников проекта.

    Этап 2. Основной этап (июнь 2023 г. – декабрь 2024 г.)

    1.

    Апробация новых направлений и форм сотрудничества с социальными партнерами.

    Проведение конкурсов, праздников, фестивалей, акций в рамках сетевого взаимодействия.

    В течение срока реализации

    проекта

    Совместные сетевые проекты

    Патриотической направленности

    Корректировка нормативно-правовых актов в сетевых организациях.

    Локальные акты и положения.

    2.

    Формирование банка данных проектной и исследовательской деятельности обучающихся по краеведению и туризму.

    Банк сетевых образовательных программ, модулей, авторских продуктов деятельности.

    В течение срока реализации

    проекта.

    Повышение педагогического мастерства.

    3.

    Организация информационно-просветительской и агитационной работы по участию в программах и направлениях деятельности проекта.

    Реклама инновационного проекта.

    Календарь образовательных событий.

    июнь 2023 г. - декабрь

    2024 г.

    Повышение уровня системной работы по патриотическому воспитанию обучающихся.

    4.

    Реализация мероприятий событийного характера, способствующих

    патриотическому воспитанию обучающихся.

    План проведения массовых мероприятий учрежденческого, районного уровней

    В течение срока реализации

    проекта.

    Повышение уровня патриотических компетенций

    обучающихся

    5.

    Создание экскурсионного бюро

    «Медведовская.ru»

    Программа экскурсий по памятным местам станицы.

    Июнь 2023 г.

    Расширение охвата

    обучающихся экскурсионными формами организации деятельности.

    6.

    Создание туристского клуба «Семейный туризм».

    Программа работы клуба.

    Июнь 2023 г.

    Расширение привлечения родителей к патриотическому воспитанию детей.

    7.

    Подготовка технологических карт экскурсионных маршрутов, походов выходного дня, туристско-краеведческих экспедиций, туристических слётов.

    Описание экскурсионных

    маршрутов, карта маршрутов.

    Оформление портфеля экскурсовода.

    Июнь-сентябрь

    2023 г.

    Совершенствование

    методического сопровождения патриотического воспитания.

    8.

    Апробирование разработанных походных и экскурсионных маршрутов.

    Отчеты о проведенных походах, экскурсиях.

    Маршрутные книжки. Фото- и видео-отчеты.

    В течение срока реализации

    проекта.

    Повышение уровня патриотических компетенций

    обучающихся

    9.

    Проведение цикла семинаров и мастер-классов по реализуемым мероприятиям инновационного проекта.

    План семинаров, методические разработки семинаров.

    В течение срока реализации

    проекта.

    Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, участников проекта.

    10.

    Мониторинг уровня сформированности модели патриотического воспитания обучающихся, степени удовлетворенности участников результатами деятельности в проекте.

    Пакет контрольно-измерительных методик: анкет, опросов, тестов

    В течение срока реализации

    проекта.

    Корректировка модели патриотического воспитания средствами детско-юношеского туризма.

    Этап 3. Заключительный (январь-октябрь 2025 г.)

    1.

    Обобщение, распространение опыта реализации проекта и презентация.

    - Создание методических продуктов:

    - разработка совместных мероприятий, сценариев;

    - материалы семинаров, мастер-классов, детских исследовательских проектов;

    - фотоколлажей, стендовых докладов, видеосюжетов.

    Январь-октябрь 2025 г.

    Методическая и организационная поддержка инновационной деятельности.

    Методические пособия в печатном и электронном издании.


    2.

    Соотнесение полученных результатов с целевыми установками и прогнозируемыми результатами.

    1. 1.Разработка системной модели учебно-воспитательного процесса Центра творчества, обеспечивающего формирование патриотических компетенций личности учащихся

    через туристско-краеведческую деятельность.

    2. Проведение совещаний, круглых столов, семинаров по итогам инновационной деятельности;

    3. Публикации в научно - методических сборниках, в сетевых профессиональных сообществах педагогов.

    Январь-октябрь 2025 г.

    Выпуск методического пособия. Участие в научно-практических конференциях. Трансляция опыта.

    3.

    Коррекция инструментария системы оценки качества личностных образовательных результатов, критериев эффективности инновационной деятельности в области патриотического воспитания обучающихся.


    Мониторинг инновационной деятельности.

    Январь-октябрь 2025 г.

    Повышение уровня патриотического воспитания обучающихся.

  2. План сетевого взаимодействия с образовательными организациями по теме инновационного проекта.

Форма сетевого взаимодействия

Тема мероприятия

Наименование

организации

Муниципалитет

(при наличии)

1.

Разработка и утверждение совместной дополнительной общеобразовательной программой, реализуемой в сетевой форме с организацией-партнером.

«Проектирование ДООП, реализуемой в сетевой форме».

МБУДО ЦТ

«Калейдоскоп»

Тимашевский

2.

Оформление типового договора.

Заключение договоров о сетевой форме реализации дополнительной общеобразовательной программы.

МБУДО ЦТ

«Калейдоскоп» и образовательные организации партнеры.

Тимашевский

3.

Организация образовательного процесса по соответствующей дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в сетевой форме.

Составление расписания учебных занятий.

МБУДО ЦТ

«Калейдоскоп» и образовательные организации партнеры.

Тимашевский

4.

Оценка эффективности реализации совместной дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой в сетевой форме.

Мониторинг реализации дополнительных общеобразовательных программ.

МБУДО ЦТ

«Калейдоскоп» и образовательные организации партнеры.

Тимашевский

5.

Планирование совместной работы с социальными партнерами.

План мероприятий.

МБУДО ЦТ

«Калейдоскоп» и образовательные организации социальные партнеры.

Тимашевский

Абинский

г. Краснодар

6.

Реклама инновационного проекта.

Дни открытых дверей в ОО партнеров.

МБОУ СОШ

№2; 10;13

Тимашевский

7.

Семинар-дискуссия

«Инновационные подходы в патриотическом воспитании. Обмен опытом».

ОО и организации дополнительного образования.

Тимашевский

8.

Круглый стол

«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения».

МБУДО «Калейдоскоп»;

представители

социальных партнеров.

Тимашевский,

Калининский

9.

Педагогический

практикум

«Патриотизм в действии».

МБУДО «Калейдоскоп»;

социальные партнеры

Тимашевский

10.

Межрайонный семинар-практикум

«Перспективы

туристско-краеведческой деятельности в патриотическом воспитании».

МБУДО «Калейдоскоп»;

социальные

партнеры

Тимашевский,

Калининский,

Брюховецкий,

Кореновский,

Абинский,

Белореченский,

г.Краснодар

11.

Корректировка модели социального партнерства, реализация планов совместной деятельности. Апробация новых направлений и форм сотрудничества (в том числе дистанционных) с социальными партнерами.


Новые направления и формы работы с социальными партнерами.

МБУДО «Калейдоскоп»;

социальные

партнеры

Тимашевский,

Калининский,

Брюховецкий,

Кореновский,

Абинский,

Белореченский,

г.Краснодар


Количество организаций, учреждений, муниципалитетов, вовлеченных в сеть.

Планируемое количество участников сети в Тимашевском районе –

- ОО муниципального образования Тимашевский район – 20;

- ОДОД муниципального образования Тимашевский район – 4;

- администрация муниципального образования Тимашевский район;

- отдел по делам молодежи администрации муниципального образования Тимашевский район

- государственное бюджетное учреждение «Центр туризма и экскурсий» Краснодарского края;

- районный военно-патриотический центр «Юнармия», созданный на базе МБОУ СОШ №4 муниципального образования Тимашевский район.

Планируемое количество муниципалитетов – 7 (Тимашевский, Абинский, Калининский, Брюховецкий, Кореновский, г. Краснодар, Белореченский).

  1. Практическая значимость и перспективы развития инновационного проекта.

Практическая значимость для развития системы образования: в результате реализации проекта мы сможем предложить образовательным организациям новую, а главное, воспроизводимую и востребованную модель патриотического воспитания и туристско-краеведческой деятельности подростков и молодежи. Инновационный проект обладает полнотой, вариативностью, универсальностью и достаточным потенциалом для использования в любом муниципальном образовании Краснодарского края. Результаты проекта позволят повысить эффективность функционирования системы патриотического воспитания Краснодарского края.

Мы полагаем, что значимость проекта для развития системы образования Краснодарского края обусловлена обогащением региональной практики предоставления эффективных условий организации сетевых и социальных отношений между организациями дополнительного образования, детскими садами, школой, социальными партнерами через создание воспитательной модели по патриотическому воспитанию обучающихся через туристско-краеведческую работу.

Практическая значимость инновационного проекта состоит в возможности включения в единое целое благодаря патриотическому воспитанию, образовательных организаций Тимашевского района в условиях туристско-краеведческой деятельности.

Апробация инновационных идей и их реализации в практике работы будет осуществляться на мастер-классах, вебинарах и образовательных событиях для педагогов, педагогических мастерских, семинарах разного уровня, мастер-классах. По теме проекта могут быть подготовлены и опубликованы статьи в профессиональных периодических изданиях. Итоговые продукты будут представляться на конференциях, круглых столах по профилю проекта. Проект будет способствовать: увеличению степени патриотического сознания обучающихся; внедрению новых форм и направлений в систему патриотического воспитания муниципального образования Тимашевский район средствами туристско-краеведческой деятельности; повышению качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству; созданию условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию; привлечению внимания общественности к проблемам патриотического воспитания детей и молодежи и достижению высокой вовлеченности граждан в организацию и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию на всех уровнях;
развитию партнёрских отношений образовательных организаций Краснодарского края и оптимизации использования ресурсов участников методической сети;
распространению опыта работы по данному направлению;
расширению социального и профессионального партнерства.

  1. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационного проекта. Материально-техническая база.

Для достижения целей инновационного проекта в МБУДО ЦТ «Калейдоскоп» имеются квалифицированные кадровые ресурсы, имеются развитая материально-техническая база.

Созданы благоприятные методические условия: разработан учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вертикаль», а также разработаны Положения, регламенты и условия соревнований и мероприятий; банк методических разработок педагогов по военно-патриотическому воспитанию; перечень объектов для экскурсий; календарь знаменательных дат; материалы, отражающие достижения обучающихся.

Информационные условия: официальный сайт МБУДО ЦТ «Калейдоскоп»; официальная группа МБУДО ЦТ «Калейдоскоп» в социальной сети «ВКонтакте»; устная реклама педагогов в школах и образовательных учреждениях.

Нормативные условия: договоры о сотрудничестве между МБУДО ЦТ «Калейдоскоп» и образовательными организациями муниципального образования Тимашевский район.

Кадровые условия: в реализации проекта участвуют директор Центра творчества, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.

Материально-технические условия:

- приобретен за счет средств муниципального бюджета скалодром, который установлен в спортивном зале МБОУ СОШ №10, полоса препятствий, спортивные площадки;

- учебные кабинеты;

- информационно-библиотечный центр (медиатека, книжный фонд по патриотической тематике, туризму и краеведению);

- туристическое снаряжение для военно-спортивного и познавательного видов туризма.

Организационные условия, при которых возможна реализация сетевого взаимодействия: создание информационно-образовательной среды, наличие ресурсов у участников взаимодействия, ясность общей цели и понимание путей её достижения, создание координирующего центра на базе МБУДО ЦТ «Калейдоскоп», совместное планирование и согласованность действий, коммуникационная доступность сетевых участников.