Муниципальное казенное учреждение
«Информационно - методический центр Мариинского муниципального района»
Программа деятельности
муниципальной инновационной площадки
2019-2020г.г.
Модель цифровой образовательной среды школы, сетевого взаимодействия участников образовательной деятельности, электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
Мариинск, 2019
Составитель:
Долгих Н.А., методист МКУ «ИМЦ Мариинского муниципального района»
Современные образовательные организации продолжают осваивать электронное обучение с использованием дистанционных технологий, выполняя требования закона РФ № 273 - ФЗ «Закон об образовании», ст. 16. В современном обществе происходит развитие цифровой образовательной среды.
Программа поможет педагогам школы организовать эту работу в рамках одной из предложенных моделей по направлениям: дистанционное сопровождение образовательного процесса; участие в учебных сетевых проектах; использование электронных образовательных ресурсов, в т.ч. электронной формы учебника; индивидуальный образовательный маршрут ученика в современной цифровой школе.
Содержание
Паспорт
Введение
Актуальность
Цель Программы
Задачи Программы
База инновационной площадки
Прогнозируемые результаты и возможные риски
Сроки и этапы реализации Программы
План мероприятий по реализации Программы инновационной площадки
Оценивание результатов реализации Программы
Формы представления результатов инновационной площадки
Литература
Паспорт
Наименование программы | Программа муниципальной инновационной площадки «Разработка моделей цифровой образовательной среды школы, сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий» |
Разработчики программы | Долгих Н.А., методист МКУ ИМЦ Мариинского муниципального района Гусельникова Н.А, заместитель директора по УВР МАНОУ «Гимназия № 2» Паршинцева О.Г., учитель информатики МБОУ «СОШ № 7» Куренко Н.В., учитель информатики МАНОУ «Гимназия№ 2» Каличкина Е.М, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 1» Корниенко С.Г., директор МБОУ «СОШ № 6» |
Основания для разработки | Закон РФ № 273 - ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 г. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы». Положение об организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях Кемеровской области и дистанционных образовательных технологий (опубликовано на сайте Департамента образования и науки Кемеровской области 01.07.2013 года). Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013 г. N 367 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014-2025 годы» (с изменениями и дополнениями) (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА" НА 2014 - 2025 ГОДЫ). Муниципальная целевая программа «Развитие системы образования Мариинского муниципального района Кемеровской области на 2007-2020 годы» (утверждена постановлением Коллегии управления образования от 19.01.2007г. № 1). Приказ Управления образования Мариинского муниципального района № 189 от 28.04.2016 г «О внедрении дистанционного обучения»; Приказ Управления образования Мариинского муниципального района № 290 от 10.07.2016 г «О мероприятиях по внедрению дистанционного обучения». Приказ Управления образования Мариинского муниципального района «О внедрении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс» № 424 от 21.10.2016г. Приказ Управления образования Мариинского муниципального района «О создании Координационного совета по развитию цифровой образовательной среды школы, сетевого взаимодействия, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий » № 298 от 16.11.2016 г. |
Цель программы | Обеспечение высокого качества образования с помощью цифровых технологий Обеспечение реализации электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в ОО Мариинского муниципального района |
Задачи программы | 1. Организовать и провести подробный анализ состояния муниципальной информационно-образовательной среды по следующим позициям: -определение оснащенности образовательных учреждений в соответствии с требованиями к реализации ФГОС ООО, НОО, СОО; -наличие стратегии внедрения ЭО и ДОТ на среднесрочную перспективу (программа информатизации, программа формирования ИОС ОО и др.); -контент-анализ образовательной части официальных сайтов образовательных учреждений; - уровень ИКТ-компетентности педагогов в соответствии с требованиями Профессионального стандарта. 2. Продолжить формирование муниципальной информационно-образовательной среды средствами: -функционирования муниципального образовательного портала, объединяющего образовательные ресурсы муниципальной системы образования (сайтов ОУ, мини-сайтов, блогов учителей, учебных сетевых проектов, и т.д.); -создания условий для активной работы педагогов в сетевых профессиональных сообществах педагогических работников (в т.ч. в муниципальных творческих лабораториях) в процессе получения методической помощи; 3. Обеспечить эффективную работу Координационного совета по реализации цифровых технологий, ЭО и ДОТ по направлениям: -инициирование разработки и проведения новых образовательных событий в области освоения педагогами современных образовательных технологий на основе ЭО и ДОТ, формирование сетевой муниципальной “Карты неформального повышения уровня профессионализма педагогов”; -согласование на основе принципов дополнительности и полноты разработку электронных образовательных ресурсов в системе дистанционного обучения, учебных сетевых проектов, образовательных событий на основе ВКС и т.д. -организация общественно-профессиональной экспертизы электронных образовательных ресурсов в системе дистанционного обучения, учебных сетевых проектов, образовательных событий на основе ВКС. 4. Модернизировать нормативную базу использования ЭО и ДОТ с учётом разработки и апробации моделей ЭО с использованием ДОТ и цифровых технологий. 5. Обобщить и распространить опыт апробации моделей электронного обучения с использованием дистанционных образовательных и цифровых технологий |
Сроки и этапы реализации программы | 2018 г - 2019 г 1 этап: подготовительный сентябрь 2018 г - апрель 2019 г 2 этап: организационно-деятельностный май 2019 г - май 2020 г 3 этап: аналитический июнь - сентябрь 2020 г 4 этап: обобщающий октябрь-декабрь 2020 г. |
Перечень основных мероприятий | 1. Изучение уровня владения педагогами ОО современными образовательными технологиями для реализации образовательных программ с использованием цифровых технологий, ЭО и ДОТ (анкетирование, наблюдения) и оказание адресной помощи в овладении цифровых и дистанционных образовательных технологий. 2. Мониторинг состояния муниципальной информационно - образовательной среды (мониторинг сайтов: школьных (на сайте управления образования Мариинского муниципального района), персональных сайтов, сайтов педагогических сообществ, коммуникаций с использованием сервисов Веб.2.0. и социальных сетей; мониторинг участия педагогов в сетевых профессиональных сообществах различного уровня; мониторинг использования ВКС, возможностей сайта Центра методической и технической поддержки http://centrdot.kuz-edu.ru/) и обеспечение развития муниципальной информационно - образовательной среды (вовлечение в сетевые коммуникации новых участников образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей), обеспечение активного участия педагогов в работе профессиональных сетевых сообществ, освоение возможностей электронной системы управления обучением Кемеровской области). 3. Создание необходимых условий для опережающего развития профессионального уровня педагогических работников (проведение консультаций, семинаров для педагогов, участвующих в реализации выбранной модели ЭО). 4. Создание нормативной базы для реализации выбранной модели ЭО с использованием ДОТ (издание приказов, составление Положения о реализации модели ЭО с использованием ДОТ, разработка плана работы по реализации модели и т.д.) 5. Апробация выбранной модели ЭО с использованием ДОТ на базе образовательной организации. 6. Диссеминация опыта работы по теме реализации электронного обучения с использованием дистанционных образовательных и цифровых технологий в ОО Мариинского муниципального района (представление модели ЭО на конференциях, Кузбасском Образовательном форуме, педагогических конкурсах) |
Исполнители программы | - Учителя физики, математики, информатики, начальных классов и ученики 2, 4 классов; 5-7 классов МБОУ СОШ № 6 г. Мариинск; - Учителя информатики, математики и ученики 5-8 классов МБОУ СОШ № 7 г. Мариинск; - Учителя начальных классов, информатики и обучающиеся 2-7 классов МАНОУ «Гимназия №2» г. Мариинск; - Учителя химии, географии, биологии, информатики, английского языка, физики, начальных классов и ученики 1-3 классов, 5-9 классов МБОУ СОШ № 1 г. Мариинск; - Учителя информатики, химии, физики, английского языка, ученики 5-11 классов МБОУ СОШ № 6 г. Мариинск; - Учителя информатики, химии и биологии, ОБЖ МБОУ ООШ № 6 г. Мариинск, ученики начальной и основной школы |
Социальные партнеры | КРИПКиПРО МКУ «ИМЦ Мариинского муниципального района» Управление образования Мариинского муниципального района |
Ожидаемые результаты | Разработана и реализована модель муниципальной информационно-образовательной среды. Разработан долгосрочный план работы Координационного совета по развитию цифровой образовательной среды школы, ЭО и ДОТ. Разработана нормативная база использования цифровых технологий, ЭО и ДОТ. Разработаны и апробированы следующие модели ЭО с использованием ДОТ: - модель дистанционного сопровождения образовательного процесса с использованием возможностей СЭУО Кемеровской области (http://eschool.kuz-edu.ru/); -модель использования электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности; - модель использования учебных сетевых проектов Путеводитель УСП (https://sites.google.com/site/putevoditelusp/) Обеспечена доступность использования представленных моделей ОО Мариинского муниципального района |
Организация контроля за выполнением программы | Отчёты о промежуточных результатах работы инновационного проекта на методическом совете один раз в год. Выступления педагогов - участников реализации Программы на педагогических советах в ОО 2 раза в год. Размещение информации о ходе выполнения Программы на страницах школьных сайтов «Инновационная работа» не реже 1 раза в четверть |
Введение
Сегодня образовательные организации Мариинского муниципального района освоили ФГОС НОО и ФГОС ООО и работают в условиях перехода на ФГОС СОО. В основе стандартов лежит системно - деятельностный подход, реализация которого требует использования образовательных технологий, обеспечивающих не только предметные, но и личностные, метапредметные результаты, а также формирование компетентностей человека 21 века - информационных, ИКТ - компетентности.
Обеспечить реализацию требований ФГОС начального, основного и среднего образования позволяют дистанционные образовательные технологии (ДОТ). В соответствии с требованиями статьи 16 закона РФ № 273 - ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, каждая образовательная организация сегодня обязана обеспечить возможность электронного обучения (ЭО) и использования ДОТ для участников образовательного процесса.
Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников). Формы ДОТ: e-mail; дистанционные конкурсы, олимпиады; дистанционное обучение в Интернете; видеоконференции; оn-line тестирование; интернет-уроки; сервисы электронного журнала; надомное обучение с дистанционной поддержкой; вебинары; skype-общение; облачные сервисы и т.д.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и педагогов, а также использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Использование дистанционных образовательных технологий повышает доступность образования, позволяет более широко и полно удовлетворять образовательные запросы граждан. Для учащихся с ограниченными возможностями использование дистанционных технологий улучшает не только условия обучения, но и качество жизни в целом. Образовательный процесс, реализуемый с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий учащихся, не имеющих возможности ежедневного посещения занятий; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны образовательной организации, а также регулярный систематический контроль и учет знаний обучающихся.
Главными целями применения ДОТ и ЭО как важной составляющей в системе беспрерывного образования являются:
- повышение качества образования учащихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями;
- предоставление учащимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства учащегося или его временного пребывания (нахождения);
- развитие предпрофильного и профильного образования в рамках ОО на основе использования информационных технологий как комплекса социально-педагогических преобразований;
- создание условий для более полного удовлетворения потребностей учащихся в области образования - выстраивание индивидуального образовательного маршрута.
Дистанционные образовательные технологии и использование электронного обучения выводят школу на новый уровень информатизации - способствуют формированию и развитию школьной информационно - образовательной среды (ИОС).
ФГОС основного общего образования (п. 26) определяет, что «Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационной образовательной средой». Информационно - образовательная среда (ИОС) включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.
Создание и активное функционирование муниципальной ИОС на основе модели внедрения ЭО и ДОТ, позволит школам, обладающим материально- техническими и кадровыми ресурсами для реализации ДОТ, возможность значительно увеличить контингент обучающихся, реализовать различные образовательные программы, в том числе профильного обучения.
Ещё одним актуальным направлением внедрения ДОТ и ЭО является размещение учебных материалов, разработок педагогов и работ обучающихся в информационно-образовательной среде образовательной организации. Таким образом, осуществляется поддержка и сопровождение очного процесса обучения, что способствует работе с одарёнными и слабоуспевающими детьми, обучению детей c ОВЗ.
Актуальность
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального, основного, среднего образования разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, обозначено одним из основных мероприятий. Таким образом, электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий сегодня является необходимым условием формирования информационно - образовательной среды школы.
В региональной Концепции использования дистанционных образовательных технологий в ОО Кемеровской области (принятой в 2012 г) перечислены критерии и показатели использования дистанционных образовательных технологий ОО области - такими будут:
- количество учителей, имеющих методические страницы в сети интернет
(блоги, сайты, электронный журнал);
- участие в сетевых проектах (проведение совместных учебных проектов с
учениками разных школ);
-участие учащихся в интернет – мероприятиях (олимпиады, конкурсы,
фестивали, викторины, чемпионаты и т.д.);
-школьные мероприятия, проведенные с использованием ДОТ (предметная неделя, дискуссия на форуме, конкурс творческих работ, школьная олимпиада и др.), отраженные на школьном сайте;
- участие педагогов с представлением материалов для ДОТ в конкурсах
учебных материалов;
-обучение с использованием системы электронного дистанционного обучения.
Инновационный характер осуществляемых в образовании перемен требует новых, современных подходов к организации методической работы. За последние годы деятельность муниципальных методических служб стала более сложной, разнообразной по своему содержанию, задачам, а также формам и методам реализации. Наряду с традиционной работой муниципальные методические службы обеспечивают научно-методическое сопровождение педагогических инноваций, устанавливая тесные связи с региональными учреждениями, участвуя в региональных проектах.
В Мариинском муниципальном районе большинство образовательных организаций оснащены мультимедийным оборудованием: интерактивными электронными досками, мультимедиа-проекторами, плазменными и жидкокристаллическими панелями. Исходя из этого, становятся наиболее востребованными практико-ориентированные семинары, на которых происходит демонстрация внедрения в образовательную деятельность новых информационных технологий.
В рамках сетевого взаимодействия в нашем районе активно используется видеоконференцсвязь. Между шестью образовательными организациями (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7», МБОУ «Сусловская средняя общеобразовательная школа», МБОУ «Калининская основная общеобразовательная школа», МБОУ «Благовещенская основная общеобразовательная школа») организовано сотрудничество. Определен методист, который занимается отслеживанием содержания занятий и их проведением и школа-координатор (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»), которая курирует расписание дистанционных консультаций и обеспечивает подключение ВКС. Ежемесячно методист МКУ «Информационно-методический центр» и ответственный за видеоконференцсвязь в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» составляют график проведения вебинаров и дистанционных консультаций.
Также осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», которое организуется в ходе реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках приоритетного национального проекта «Образование», планомерно входя в проект по дистанционному обучению детей-инвалидов, обучающихся по индивидуальным программам на дому.
Учителя образовательных организаций ежегодно проходят дистанционное обучение. Среди видов такой формы обучения в образовательной деятельности используются:
- он-лайн уроки,
- вебинары и консультации,
- веб-конференции.
В дистанционном обучении применяются современные интерактивные технологии: модульные, кейс-технологии, технология проектного обучения, технология организации исследовательской деятельности, игровые технологии и др.
В нашем районе педагоги являются активными участниками сетевых сообществ, модераторами своих сайтов и блогов, экспертами в профессиональных сообществах. Педагоги и учащиеся также участвуют в различных интернет-конкурсах, олимпиадах, викторинах. Участие в интернет-конкурсах способствует формированию критического мышления учащихся, обучает работе с информационными потоками, позволяет включить в контекст школьного образования внешкольную информацию, умению извлекать смысл из полученной информации, проводить их осмысление и анализ.
В Мариинском муниципальном районе созданы определенные условия для создания сетевого взаимодействия:
- в районе сформирована и функционирует единая информационно-образовательная среда;
- в каждой образовательной организации района имеется определенная информационно – технологическая инфраструктура: локальные сети, серверы, сайты, медиатеки и др.;
- педагоги и руководители теоретически готовы к использованию современных информационных технологий (за последние 3 года курсовую подготовку в области ИКТ прошли более 90 %);
- практически каждый педагог и руководитель использует в своей профессиональной деятельности широкий спектр коммуникационных средств, являющихся технологической платформой развития сетевых форм взаимодействия.
Сетевое взаимодействие представляет расширение как учебного, так и воспитательного пространства: открытие возможностей выбора, появление новых профессиональных и социальных связей, закрепление контактов учащихся, актуализирует необходимость педагогического сопровождения школьников.
В соответствии с приказом Управления образования Мариинского муниципального района № 189 от 28.04.2012 организовано внедрение дистанционных образовательных технологий уже в течение 4-х лет. В соответствии с приказом УО Мариинского муниципального района № 298 от 16.11.2015 создан Координационный совет, деятельность которого направлена на сопровождение реализации процесса введения цифровых образовательных технологий, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее ЭО и ДОТ) в муниципальной образовательной сети Мариинского района. Но при заполнении АИС за 2015-16 учебный год ни одна школа не отметила направлением инновационной работы следующее: «Электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий».
По результатам опроса, проведённого в конце 2017-18 учебного года, в котором приняли участие 62 % школ, почти во всех организациях назначен ответственный за ДО, но «Положение о внедрении ЭО и ДОТ» разработано только в 50 % организаций.
Таким образом, в образовательных организациях Мариинского муниципального района недостаточно эффективно происходит внедрение ЭО и ДОТ, что не позволяет в полной мере обеспечить требования ст.16 закона № 273 - ФЗ «Об образовании», обеспечить необходимый уровень взаимодействия образовательных организаций на основе функционирования муниципальной ИОС. Возникла необходимость разработки Программы по организации эффективной работы по освоению ЦОТ, ЭО и ДОТ.
Тема инновационной площадки «Разработка моделей цифровой образовательной среды школы, сетевого взаимодействия участников образовательного процесса, электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»
Цель программы
Обеспечение реализации электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в ОО.
Задачи Программы
1. Провести подробный анализ состояния муниципальной информационно-образовательной среды по следующим позициям:
-определение оснащенности образовательных учреждений в соответствии с
требованиями к реализации ФГОС ООО, НОО, СОО;
-наличие стратегии внедрения ЭО и ДОТ на среднесрочную перспективу (программа информатизации, программа формирования ИОС ОО и др.);
-контент-анализ образовательной части официальных сайтов образовательных учреждений;
- уровень ИКТ-компетентности педагогов в соответствии с требованиями Профессионального стандарта.
2. Продолжить формирование муниципальной информационно-образовательной среды средствами:
- создания и функционирования муниципального образовательного портала, объединяющего образовательные ресурсы муниципальной системы образования (сайтов ОУ, мини-сайтов, блогов учителей, учебных сетевых проектов, и т.д.);
-создания условий для активной работы педагогов в сетевых профессиональных сообществах педагогических работников (в т.ч. в муниципальных творческих лабораториях) в процессе получения методической помощи;
3. Обеспечить эффективную работу Координационного совета ЭО и ДОТ по направлениям:
-инициирование разработки и проведения новых образовательных событий в области освоения педагогами современных образовательных технологий на основе ЭО и ДОТ, формирование сетевой муниципальной “Карты неформального повышения уровня профессионализма педагогов”;
-согласование на основе принципов дополнительности и полноты разработку электронных образовательных ресурсов в системе дистанционного обучения, учебных сетевых проектов, образовательных событий на основе ВКС и т.д.
-организация общественно-профессиональной экспертизы электронных образовательных ресурсов в системе дистанционного обучения, учебных сетевых проектов, образовательных событий на основе ВКС.
4. Модернизировать нормативную базу использования ЭО и ДОТ с учётом разработки и апробации моделей ЭО с использованием ДОТ.
5. Обобщить и распространить опыт апробации моделей электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
База инновационной площадки
В реализации Программы примут участие следующие образовательные организации, обеспеченные необходимыми материально - техническими и кадровыми ресурсами:
ОО | Материально-техническая база | Кадровые ресурсы | Программно - методическое обеспечение |
МБОУ СОШ № 6 | Мобильный класс, интерактивная доска -1, проекторы - 3 | Учителя начальных классов - категория первая (3 педагога). Учитель химии - категория высшая. Учителя информатики и математики - категория первая (3 педагога). Учитель английского языка - категория высшая | Программа работы ОО - ресурсного центра по теме «Проектные и дистанционные технологии в сетевых проектах» |
МБОУ СОШ № 1 | Компьютерный класс, интерактивные доски -3, проекторы - 3 | Учитель информатики - категория первая. Учитель технологии - категория высшая | |
МБОУ СОШ № 7 | Компьютерный класс, проекторы - 2 | Учитель информатики - категория высшая. Учитель химии и биологии - категория высшая. Учитель ОБЖ – категория | |
МАНОУ «Гимназия № 2» | Компьютерный класс -2, интерактивные доски -2, проекторы - 3 | Учителя начальных классов- категория высшая (5 педагогов) и первая (1 педагог). Учитель химии - категория высшая. Учитель информатики - категория высшая. Учитель географии – высшая категория. Учитель биологии – высшая категория. Учитель английского языка - категория высшая. Учитель физики – высшая категория | Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности МАНОУ «Гимназия № 2» |
Прогнозируемые результаты и возможные риски
Результатами реализации Программы станут:
- разработанная и реализованная модель муниципальной информационно-образовательной среды;
- долгосрочный план работы Координационного совета по ЭО и ДОТ;
- обновлённая нормативная база использования ЭО и ДОТ;
- не менее трёх апробированных моделей ЭО с использованием ДОТ, доступные для использования ОО Мариинского муниципального района:
- модель дистанционного сопровождения образовательного процесса с использованием возможностей СЭУО Кемеровской области (http://eschool.kuz-edu.ru/);
-модель использования электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности;
- модель использования учебных сетевых проектов Путеводитель УСП (https://sites.google.com/site/putevoditelusp/)
№ п\п | Риски | Пути компенсации |
1 | Отсутствие необходимого материально-технического обеспечения для реализации требований ФГОС в части реализации ЭО с применением ДОТ | 1. Формирование целевых программ материально-технической поддержки сети. 2. Четкое следование плану технического обеспечения на2019-2020 гг. 3. Привлечение спонсоров |
2 | Несвоевременность пополнения материально-технической базы ОО для обеспечения условий реализации моделей ЭО на основе ДОТ | 1. Публичность в работе инновационной площадки. 2. Система организации представления результатов работы площадки |
3 | Сбой в своевременности и качестве оказания образовательных услуг внутрисетевого взаимодействия | 1. Рефлексия на каждом этапе реализации проекта. 2. Создание банка данных учителей, способных к созданию ЭОР на основе ДОТ. 3. Выстраивание взаимоотношений на консультационно-методическом сопровождении |
4 | Отсутствие системы личностных и профессиональных компетенций в области ИКТ-технологий и в области технологий ЭО. Недостаточное владение общедидактическими и методическими компетенциями для реализации процесса ЭО | Создание условий для повышения профессионального уровня педагогических работников в области ИКТ и технологий ЭО через работу в сетевых сообществах и на очных семинарах |
Сроки и этапы реализации Программы
1 этап: подготовительный
сентябрь 2018 г. - апрель 2019 г.
Содержание деятельности:
изучение состояния муниципальной информационной образовательной среды и уровня готовности педагогов ОО использовать современные образовательные технологии для реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ;
изучение структуры, состава и функциональных возможностей информационно-образовательной среды образовательных организаций – участников инновационного проекта;
изучение кадровых, нормативно-правовых, материально-технических, информационно-методических условий внедрения ЭО и ДОТ образовательных организаций – участников инновационного проекта.
изучение теоретических основ и методических подходов к построению муниципальной информационно- образовательной среды и разработка проекта муниципальной информационно- образовательной среды до 2020 года;
разработка проекта образовательного раздела сайта образовательнойорганизации;
разработка муниципальной «Карты неформального повышения квалификации педагогов»;
разработка нормативно-правовой базы инновационной площадки; разработка программы инновационной деятельности и программы мониторинга ее результативности;
теоретическая и методическая подготовка педагогов к реализации программы инновационной площадки;
проектирование возможных моделей электронного обучения с использованием ДОТ.
2 этап: организационно-деятельностный
май 2019 г. - май 2020 г.
Содержание деятельности:
уточнение имеющихся и разработка новых индикаторов и показателей эффективности муниципальной информационно- образовательной среды;
уточнение и конкретизация выбранной модели ЭО с использованием ДОТ в каждом ОО - участнике проекта;
функционирование муниципального образовательного портала с обновлённым содержанием образовательного раздела;
фасилитация и модерация муниципальных сетевых профессиональных сообществ педагогических работников, в т.ч. в рамках муниципальных творческих лабораторий;
пополнение муниципальной «Карты неформального повышения квалификации» в области освоения педагогами современных образовательных технологий на основе ЭО и ДОТ;
реализация выбранной модели ЭО с использованием ДОТ в ОО-участниках проекта.
3 этап: аналитический
июнь - сентябрь 2020 г.
Содержание деятельности:
анализ апробированных моделей ЭО с использованием ДОТ;
анализ эффективности сформированной муниципальной ИОС;
анализ эффективности сетевого взаимодействия педагогов в рамках реализации Программы;
корректировка механизмов сетевого взаимодействия педагогов при реализации моделей ЭО с использованием ДОТ;
корректировка сформированной муниципальной ИОС в зависимости от результатов мониторинга их эффективности.
4 этап: обобщающий
октябрь-декабрь 2020 г.
Содержание деятельности:
подготовка и публикация методических рекомендаций по формированию и развитию ИОС на школьном, муниципальном уровне;
диссеминация опыта работы по теме реализации электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в ОО Мариинского муниципального района;
участие в научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах профессионального мастерства разного уровня.
План мероприятий по реализации Программы инновационной площадки
1. Программные мероприятия подготовительного этапа
№ п\п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1.1. | Разработка программы инновационной деятельности | Сентябрь - декабрь 2018г. | Долгих Н.А., методист ИМЦ, руководители рабочих групп |
1.2. | Сбор данных для проведения анализа состояния муниципальной ИОС | Декабрь 2018г. - январь 2019г. | Долгих Н.А., методист МКУ ИМЦ руководители рабочих групп |
1.3. | Изучение существующих моделей ЭО с использованием ДОТ, выбор и разработка моделей, которые будут реализованы в рамках Программы | февраль 2019г. - март 2019г. | Долгих Н.А., методист МКУ ИМЦ руководители рабочих групп |
1.4. | Мониторинг школьный сайтов в рамках Образовательного портала, мониторинг сайтов и блогов педагогов, блогов профессиональных сообществ; активности участия педагогов в работе сетевых профессиональных сообществ | январь 2019г. - февраль 2020г | Долгих Н.А., методист ИМЦ руководители рабочих групп |
1.5. | Проведение заседания Координационного совета | декабрь 2018 г | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
1.6. | Разработка локальных актов по организации инновационной работы и обеспечению внедрения моделей ЭО с использованием ДОТ | Март - апрель 2019 | Руководители рабочих групп |
1.7. | Определение уровня ИКТ-компетентности педагогов – участников проекта с учётом требований Профессионального стандарта | Январь 2019г. | руководители рабочих групп |
1.8. | Разработка программы мониторинга результативности инновационной деятельности | Март 2020г. | Долгих Н.А., методист ИМЦ, руководители рабочих групп |
1.9. | Подготовка педагогов к реализации Программы инновационной деятельности: - практический семинар «…»; - консультации «…» | Апрель 2019г. | Долгих Н.А., методист ИМЦ, руководители рабочих групп |
2. Программные мероприятия основного организационно-деятельностного этапа
№ п\п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
2.1. | Организация обучения в ОО учеников - участников инновационного проекта на основе одной из моделей ЭО с использованием ДОТ: - модель дистанционного сопровождения образовательного процесса с использованием возможностей СЭУО Кемеровской области (http://eschool.kuz-edu.ru/) МБОУ СОШ № 6 (9 классы), МАНОУ гимназия № 2(9-11 классы), МБОУ СОШ № 1 (основная школа) -модель использования электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности (МБОУ СОШ № 7); - модель использования учебных сетевых проектов Путеводитель УСП (https://sites.google.com/site/putevoditelusp/) (МБОУ СОШ № 7 (начальные классы), МБОУ СОШ № 6 | Сентябрь 2017- май 2019 | руководители рабочих групп |
2.2. | Промежуточный мониторинг уровня развития муниципальной ИОС | Январь 2018, январь 2019 | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
2.3. | Организация участия педагогов в работе портала Образовательная Галактика - участие в он-лайн конференциях, тренингах, мастер-классах, ведение блога, публикация статей, участие в работе форума Путеводитель сетевых проектов (https://edugalaxy.intel.ru/?showforum=99) | Сентябрь 2018 - декабрь 2019 | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
2.4. | Организация и проведение образовательных событий для педагогов в области освоения новых образовательных технологий на основе ЭО и ДОТ (дистанционные семинары, тренинги, мастер-классы с использованием СЭУО, вебинаров, форумов, блогов) | Январь 2019 - декабрь 2020 | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
2.7. | Представление работы площадки на МС | Апрель 2019г., 2020г. | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
3. Программные мероприятия аналитического этапа
№ п\п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
3.1. | Организация общественной экспертизы разработанных моделей ЭО с использованием ДОТ | Апрель - сентябрь 2019 | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
3.2. | Анализ результатов инновационной деятельности | Июнь 2019 | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
3.3. | Проведение городского семинара с представлением опыта работы по выбранной модели ЭО с использованием ДОТ | Сентябрь 2020 г. | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
3.4. | Оформление методических рекомендаций по реализации выбранной модели | Май - июнь 2019 г. | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
3.5. | Корректировка механизмов сетевого взаимодействия педагогов при реализации моделей ЭО ч использованием ДОТ | Май - сентябрь 2019 | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
3.6. | Корректировка механизмов развития муниципальной ИОС в зависимости от результатов мониторинга её эффективности | Май - сентябрь 2019 | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
4. Программные мероприятия обобщающего этапа
№ п\п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
4.1. | Публикация статей о результатах инновационной деятельности | Август - декабрь 2020 | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
4.2. | Участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства: ИТ - педагог Кузбасса 21 века Цифровой гуманизм Педагогические таланты Всероссийский конкурс учебных и социальных проектов | Август - декабрь 2020 | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
4.3. | Проведение мастер-классов, тренингов для педагогов города по освоению моделей ЭО с использованием ДОТ по темам: -Организация участия учеников в УСП; -Возможности СЭУО Кемеровской области; -Создание ЭОР и размещение в депозитарии -Конструирование урока с использованием ЭОР коллекций ЕКЦР и ФЦИОР | Август - декабрь 2020 | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
4.4. | Представление продуктов инновационной деятельности в сетевом профессиональном сообществе | Август - декабрь 2020 | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
Оценивание результатов реализации Программы
Критерии | Показатели | Измерители | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Высокий уровень сформированностимуниципальной ИОС | - Оптимальная структура школьных сайтов с эффективной организацией обратной связи -Увеличение количества персональных блогов, сайтов педагогов -Увеличение количества педагогов - участников профессиональных сетевых сообществ | -Мониторинг школьный сайтов -Аналитическая справка о состоянии Образовательного портала -Мониторинг наличия персональных сайтов и блогов педагогов -Аналитическая справка -Мониторинг активности педагогов - участников сайта Образовательная Галактика и др. -Самооценка педагогов сформированности ИКТ-компетенций | Руководители рабочих групп |
Эффективность работы Координационного совета | Наличие анализа состояния и путей развития муниципальной информационно-образовательной среды. Наличие перспективного план работы Координационного совета, планов работы на учебный год рабочих групп ОО - участников проекта Разработаны механизмы взаимодействия ОО по реализации моделей ЭО с использованием ДОТ | Аналитическая справка Аналитическая справка | Руководители творческих групп МБОУ СОШ № 1, 6,7 Долгих Н.А. |
Наличие нормативной базы использования ЭО и ДОТ с учётом выбранной модели | Наличие локальных актов в ОО: -Положение об инновационной деятельности в ОО; - Приказ о создании рабочей группы по разработке и апробации выбранной модели ЭО с использованием ДОТ; -Положение о рабочей группе; -Положение о модели ЭО с использованием ДОТ; - План работы по реализации выбранной модели; - Положение о стимулирующих надбавках педагогам, занимающимся инновационной деятельностью - Нормативная документация о Координационном совете | Аналитическая справка | Руководители рабочих групп |
Реализация трех моделей ЭО с использованием ДОТ: - модель дистанционного сопровождения образовательного процесса с использованием возможностей СЭУО Кемеровской области; - модель использования электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности; - модель использования учебных сетевых проектов Путеводитель УСП | -Описание разработанной модели ЭО с использованием ДОТ: -Описание системы работы участников реализации модели -Система мониторинга результатов функционирования модели | Аналитическая справка Анкеты для участников реализации модели | Руководители творческих групп |
Наличие системы определения результативности выбранной модели ЭО с использованием ДОТ | Программа мониторинга результативности выбранной модели | Отчёт о ходе инновационной деятельности | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
Повышение уровня профессиональной, в т.ч. ИКТ-компетентности учителей | Использование ЭО и ДОТ в учебной и внеурочной деятельности - проведение не менее 50 % уроков с использованием ЭО и\или ДОТ | Анализ уроков и внеурочых занятий | Долгих Н.А., методист ИМЦ |
Формы представления результатов инновационной площадки
Результаты инновационной деятельности будут представлены в форме следующих продуктов:
- модель муниципальной информационно-образовательной среды;
- современная нормативная база использования ЭО и ДОТ;
-перспективный план работы Координационного совета;
- не менее трёх моделей ЭО с использованием ДОТ:
- модель дистанционного сопровождения образовательного процесса с использованием возможностей СЭУО Кемеровской области (http://eschool.kuz-edu.ru/);
-модель использования электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности;
- модель использования учебных сетевых проектов Путеводитель УСП (https://sites.google.com/site/putevoditelusp/)
-муниципальная карта неформального повышения квалификации педагогов ;
- методические рекомендации по:
формированию сетевой распределенной структуры неформального повышения квалификации педагогов в области ЭО и ДОТ в муниципальной информационной образовательной среде;
организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, включая основные принципы и механизмы этого взаимодействия;
разработке совместных образовательных событий для неформального повышения квалификации педагогов на основе ЭО и ДОТ;
распространению реализации модели муниципальной информационной образовательной среды.
Список литературы
Внедрение ЭО и ДОТ в МСО [Электронный ресурс] -режим доступа: https://sites.google.com/site/otdelrazvitiaobrazovania/obrazovatelnyj-kontent/ucebnosetevye-proekty
Образовательная Галактика Intel [Электронный ресурс] -режим доступа: https://edugalaxy.intel.ru/
Организация методической работы в условиях введения стандарта второго поколения [Текст] / под общ.ред.проф.Р.Г.Чураковой. - М.: Академкнига / Учебник, 2012. - 112 с.
Программа Intel “Обучение для будущего” [Электронный ресурс] -режим доступа: http://www.iteach.ru/
Сетевое взаимодействие в системе образования: Технология организации инновационной деятельности [Текст] / под ред. А.М.Соломатиной, Р.Г.Чураковой. - М.:Академкнига / Учебник, 2014. - 88 с.
Сетевая школа методиста.[Электронный ресурс] -режим доступа: http://www.net-edu.ru/
Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. методическое пособие.[Текст] - М.: Центр педагогического образования, 2010. - 448 с.
Казанская О.В. Электронное обучение в техническом университете: формы организации и ресурсы // Электронное обучение в традиционном университете. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – С. 10-18.
Заметки про e-learning [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog.labmedia.su/2012/01/2012.html.
Управление внедрением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в школе: учебно методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / сост. А.Ю. Муратов. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://loktkom.ucoz.ru/Metod_otdel/vnedrenie_dot.pdf
Приложение 1
Модели ЭО с использованием ДОТ
В соответствии с положениями «Концепции использования дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области» могут быть использованы элементы ДОТ или системное обучение с использованием ДОТ. (стр. 11-12 «Концепции…» Электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий может быть реализовано с помощью следующих средств обучения:
Средства при использовании элементов ДОТ | Средства при системном использовании ДОТ |
электронный журнал (ЭШ 2.0.) | электронная система управления обучением Кемеровской области http://eschool.kuz-edu.ru/: дистанционные курсы |
видеоконференцсвязь | электронная система управления обучением Кемеровской области http://eschool.kuz-edu.ru/: дистанционное сопровождение образовательного процесса |
вебинары и форумы | систематическое использование вебинаров (при поддержке Центра… или другой платформы) в учебной и внеурочной деятельности |
сайты и блоги (школьные и персональные) (Образовательный портал г. Белово) | учебные сетевые проекты сайта “Путеводитель УСП” https://sites.google.com/site/putevoditelusp/home |
видеоуроки и ЭОР (в т.ч. депозитария) | ЭОР коллекций ЕКЦР, ФЦИОР, авторские ЭОР |
Применение электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий может быть направлено на:
Реализацию индивидуальных образовательных маршрутов 5 - 8 класс, 9 класс, 10 - 11 класс (подготовка к ОГЭ, ЕГЭ, подготовку к олимпиадам, работу с детьми с ОВЗ, работу с неуспевающими учениками), реализацию профильной и\или предпрофильной подготовки.
Организацию внеурочной деятельности (начальная школа, основная школа) с использованием сетевых учебных проектов Путеводителя УСП.
Использование ЭФУ (электронная форма учебника) в условиях введения ФГОС ОО (возможность использования учебника учениками и дома, и в школе).
Использование ЭОР (авторские, коллекций ФЦИОР или ЕКЦР и др.) как условие выполнения требований ФГОС (возможность самостоятельной работы учеников с ЭОР).
Дистанционное сопровождение образовательного процесса с использованием Электронной системы управления обучением Кемеровской области http://eschool.kuz-edu.ru/.
Использование персональных блогов, сайтов как средство обучения при переходе на ФГОС ООО
Участие педагогов и учеников в дистанционных образовательных мероприятиях как условие повышение уровня ИКТ - компетентности.
В рамках вышеуказанных направлений могут быть разработаны следующие модели:
- модель дистанционного сопровождения образовательного процесса с использованием возможностей СЭУО Кемеровской области (http://eschool.kuz-edu.ru/);
-модель использования электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности;
- модель использования учебных сетевых проектов Путеводитель УСП (https://sites.google.com/site/putevoditelusp/)
Приложение 2
Мероприятия, участие в которых способствует созданию моделей ЭО с использованием ДОТ
1. КРИПиПРО:
конференции
II межрегиональные Андреевские чтения, посвященных памяти Александра Николаевича Андреева – известного кузбасского ученого-математика и педагога - одна из задач ˗ пути повышения уровня математической, физической подготовки обучающихся, в том числе, с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения - http://reg.kuz-edu.ru/conference (http://ipk.kuz-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5446%3A2016-01-15-07-44-10&catid=216%3A-13-14&Itemid=92) до 11.01. 2017
2. Вебинары:
Эффективные приёмы работы с электронной формой учебника
16.12. 2016 в 20.00.
http://b48097.vr.mirapolis.ru/mira/Do?id=7&s=ekEdKWZzgwkKg6fS9W6J&type=LightWeightRegistrationFrame&doaction=Go
3. Дистанционные курсы серии "Элементы" https://edugalaxy.intel.ru/?act=programms
в любое время, электронный сертификат, обязательна регистрация на сайте Образовательная Галактика https://edugalaxy.intel.ru/
4. Дистанционные тренинги, мастер-классы:
"Первые шаги к сетевым проектам" в рамках международного марафона "Купаловские проекты", январь 2017
18