Инновационный проект учителя физики Грузиновой Н.А.
КГУ «Средняя школа № 24»
акимата города Усть-Каменогорска
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЧЕНИЮ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ
« Черчение является звеном, соединяющим математические
и физические науки с техническими".
Профессора Н.А. Рычин
Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. Одним из способов их формирования является интеграция учебных дисциплин. Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов.[1]
Выпускники современных школ, достаточно часто заканчивая школу желают продолжить обучение по техническим специальностям. На 1-2 курсе ВУЗа ребята осваивают «Инженерную графику» , «Начертательную геометрию», «Машиностроительное черчение». Провести основательную подготовку в школе при 2 часах в неделю в течение одного года достаточно сложно.
В связи с тем, что процесс усвоения знаний в общеобразовательной школе в области «Черчения» включает в себя четыре этапа – понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач, – и с тем, что все они связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, то применение знаний в новых ситуациях, органичность использования проблемных ситуаций и творческих задач в программе по черчению обусловит целостность и завершенность процесса обучения. .[2]
Поэтому, обращая внимание на важность развития сенсорных способностей обучающихся посредством освоения ими основ графической грамоты, мое обращение к интеграции уроков черчения, изобразительного искусства, технологии, физики, геометрии продиктовано тем, что интеграция является еще и основой развития у детей пространственного представления, позволяющих обучаемым выработать эффективный способ переработки информации – ее визуализацию, что способствует значительной экономии времени.
При таком способе работы информация трансформируется в некоторую обобщенную модель, содержащую необходимые и достаточные элементы для понимания формы, ситуации, явления и др., что позволяет в учебном процессе у обучающихся формировать целостную картину окружающего мира. И, кроме того, не просто адаптироваться в окружающем мире, но и уметь творчески его преобразовывать. .[3]
Рассматривая суть интеграции уроков черчения с другими предметами школьной программы можно отметить, что каждый из этих предметов имеет свое содержание, логику построения курса, свои задачи, требования и методы. Однако, несмотря на существенное различие, данные предметы имеют много общих вопросов. К ним следует отнести:
1) формирование и развитие пространственных представлений и пространственного воображения обучающихся;
2) развитие наблюдательности, внимания, образной памяти, глазомера;
3) умение воплощать свою идею в конкретную форму;
4) обучение анализу формы и конструкции разных предметов;
5) приобретение умений и навыков в графическом изображении предметов.
Вот некоторые из таких задач:
· повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
· рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
· организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
· показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Знание только своего предмета не дает возможности хорошего творческого обучения. Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Необходимо создать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся. Создание учебных проектов, участие в НПК, олимпиадах, «Днях творчества» порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. Благодаря применению на практике знаний из других областей науки их навыки конкретизируются, становятся более жизненными. Технологическая деятельность обогащает жизненный опыт школьников, дает им конкретный материал, который в дальнейшем используется во внеклассной работе для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей. Межпредметные связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.[4]
Очень тесная связь должна быть между ИЗО и черчением. Обучение учащихся пониманию и выполнению графических изображений начинаются с 1-го класса на уроках изобразительного искусства. Например, "Рисования с натуры геометрических тел", "Наброски с технических деталей", "Узоры в различных геометрических телах", те же самые натюрморты из бытовых предметов: (кружка, яблоко, бидон, вазы).
Поэтому к 9 классу учащейся приходят с такой графической подготовкой, которую нельзя не учитывать на уроках черчения: большая часть учащихся умеет рисовать с натуры сложные предметы, анализировать их геометрическую форму, узнавать и называть отдельные геометрические тела, плоские фигуры и т.д.На уроках труда и технологии учащиеся работают с чертежом, эскизом и техническим рисунком. На уроках рисования получают первоначальные правила изображения, (навыки изображения).
Таким образом, интеграция предметов осуществляется для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим учебным предметом.
При использовании технологического подхода в разработке отдельного курса по черчению я вычленяю межпредметные связи различного типа
ВОЗМОЖНЫЕ | Сопутствующие межпредметные связи- информатика, геометрия, физика, технология | Создание интегрированных уроков |
НЕОБХОДИМЫЕ | Предшествующие межпредметные связи "как цель" | Требуют предварительного изучения в другом предмете (ИЗО,технология) |
Перспективные межпредметные связи "как результат" | Предметы, нуждающиеся в изучении содержания графической грамотности (инженерная графика, начертательная геометрия, компьютерный дизайн) |
Возможные (сопутствующие межпредметные связи):
Имея в качестве основного объекта изучения прямоугольное проецирование, аксонометрические проекции предмет “Черчение” использует элементы знаний из других предметов для понимания и демонстрации собственных положений, теорий и т.п. Элементы содержания других учебных предметов, характеризующие какую-либо действительность с других позиций, могут стать основой для параллельного рассмотрения действительности, для создания интегрированных курсов. Например «Компьютерная графика» (информатика + черчение), «Занимательное черчение» (физика, математика + черчение). «Дизайн - проекты» (технология + черчение)
Такие и аналогичные им взаимосвязи можно и нужно реализовывать. Это позволит существенно повысить уровень понимания, глубину изучения содержания учебных предметов: черчения, информатики, физики, математики, технологии.
Необходимые межпредметные связи разделяют на:
межпредметные связи "как цель" (предшествующие)
межпредметные связи "как результат" (перспективные).
Более важную роль для конкретного предмета играют целевые межпредметные связи, так как без их реализации изучение рассматриваемого учебного материала считается невозможным.
Межпредметные связи "как цель" в курсе черчения могут быть реализованы с такими предметами как математика, физика, биология, анатомия, технология. При изучении вопросов, связанных с проецированием следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей. Например, использование технологической обработки металлов и необходимость учета человеческого фактора при этой обработке. Устройство и действие механизмов сборочной единицы и др.
Реализация межпредметных связей "как результат" необходима для обеспечения преподавания другого предмета. Выполнение чертежей, графиков, схем, выполнение надписей чертежным шрифтом широко используется на уроках технологии, математики, физики и др. При этом они способствуют более глубокому, наглядному изучению рассматриваемого предмета.
Межпредметные связи "как результат" должны инициироваться предметами, нуждающимися в элементах графического образования. В этом плане на сегодняшний день потенциал курса черчения широко востребован.
В связи с новыми задачами школы в современных условиях появилась необходимость пересмотра самого содержания графического образования учащихся. Под графическим образованием следует понимать совокупность тех знаний, умений, навыков, которые получают школьники в процессе изучения черчения, факультативного или элективного курса по данному предмету.
Реализация многообразия связей черчения с другими курсами образовательных дисциплин проводится в рамках единой системы графического образования.[5]
Школьный графический компонент образования должен обеспечить:
формирование основ графической грамоты, навыков графической деятельности;
осуществление связи обучения с практикой (производством, технологией и др.), знакомство школьников с устройством машин, механизмов и т.д.;
подготовку учащихся к конструкторско- технологической и творческой деятельности, различным видам моделирования;
развитие пространственных представлений школьников, их наблюдательности, глазомера, измерительных навыков и др.;
формирование эстетического, художественного вкусов, элементов общей культуры.
На уроках черчения приводятся в систему и обогащаются графические знания, приобретенные ими в процессе трудового обучения:
типы линий
технологические базы
изображение и обозначение резьбы и др.
чтение чертежей
изготовление и контроль по чертежам изделий
выполнение эскизов
использование измерительных инструментов
работа со справочной литературой.
Видами мыслительной деятельности, объединяющим черчение и труд, являются:
1. масштабные
2. пространственные
3. конструктивные и др
В процессе изучения методов графических изображений следует опираться на опыт учащихся, приобретенный на занятиях по изобразительному искусству:
знания о форме
перспективном методе ее изображения
техническом рисунке и др.
При ознакомлении с геометрическими построениями используются знания и умения, полученные на уроках математики. К началу изучения курса черчения учащиеся знакомы с такими понятиями, как:
точка, прямая, луч, угол, плоскость, треугольник, четырехугольники и их свойства
умеют измерять отрезки и углы
знают равенства треугольников
имеют представление о перпендикуляре и могут построить серединный перпендикуляр отрезка, разделить отрезок на несколько равных частей
знают признаки параллельности двух прямых и их свойства
знакомы с понятием поперечного масштаба и др.
Связь геометрии с черчением становится более тесной в 9 классе, так как там оба эти предмета преподаются одновременно. Здесь гораздо больше возможностей для развития способностей учеников, потому, что связь геометрии с черчением можно показать непосредственно, проводя кроме дифференцированных уроков, более действенные - бинарные. Так на параллели 9 классов мной и учителем математики Антроповой Л.А. в течении 5 лет совместной работы были проведены бинарные уроки «Центральное проецирование. Гомотетия », «Точка и прямая в плоскости», «Взаимное расположение прямых в пространстве», «Взаимное расположение плоскостей», «Многогранники и их элементы».
Перспективна связь черчения и информатики. Так, на уроках черчения учащиеся разрабатывают чертежи, а на занятиях по информатике составляют программы для вывода изображений на экран дисплея или графопостроитель.
Поскольку графический язык общепризнан международным языком общения, изучение предмета «Черчение» является необходимым. Это требует рассматривать графическое образование как необходимую составляющую содержания общего образования. Создание интегрированных курсов, организация кружков, при умелом использовании межпредметных связей, делает преподавание этого предмета не как самоцель, а как средство для познавательной и созидательной деятельности, освоив которую ученик поднимется на еще одну ступень творения своей жизни.
Реализация межпредметных связей в обучающей деятельности учащихся – необходимое дидактическое средство формирования знаний, которые являются межпредметными по своему содержанию и функциональному назначению. [6]
Я считаю, что интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к познанию окружающей действительности, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей. Именно такая подготовка обеспечивает конкурентоспособного специалиста в интегрированном информационном пространстве современного общества.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что уроки черчения должны занимать важное место в системе развивающего обучения и решать не только частные задачи технического воспитания, но и более глобальные – развивать интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
Бабанский Ю.К.Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 251 с.
Борисов Б.М. Черчение с основами начертательной геометрии. М.: Просвещение, 1978. - 317 с.
Жембровский П.Ф. Межпредметные связи на уроках черчения //Школа и производство.-№5.1996.-с.58
Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. - 134 с.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. - 218 с.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. М.: Просвещение, 1987. - 150 с.