СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный процесс в реализации программы развития образовательной организации

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются актуальные вопросы педагогической задачи как основной единицы инновационного процесса в реализации программы развития образовательной организации и порядка внутреннего мониторинга качества образования.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный процесс в реализации программы развития образовательной организации»

Инновационный процесс

в реализации программы развития образовательной организации


В настоящее время идет процесс значительной активизации инновационной работы образовательных организаций. Инновационная деятельность в образовательной системе - это разработка нового содержания образования, внедрение новых методов обучения, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления, направленное на повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного развития обучаемых.

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Термин «инновация» происходит от латинского innovati — нововведение. Существует два подхода к понятию «инновация»: инновация как процесс (АВ Лоренс, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, О. Г. Хомерики) и инновация как само новшество ( Ангеловски, А.Ф., Балакирев, С. Д. Ильенкова) [3, c. 47]. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств — это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений. А. В. Хуторской подчеркивает единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения [10]. Педагогическая инновация — это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Инновационный методический арсенал педагогических работников включает в себя анализ проблемных ситуаций, кейс-метод, метод проектов, деловые и ролевые и имитационные игры, дебаты, технологию развития критического мышления, применение ИКТ, Интернет технологий, командные и групповые формы работы и др.

Практика показала, что при системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, модератором, что меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего» учитель последовательно превращается в более опытного партнера, работающего с обучающимися в одной команде.

Новая образовательная парадигма республики ориентирована, прежде всего, на повышение активности, самоконтроля и творческих способностей детей и подростков, расширение использования активных форм и методов обучения, организации творческой работы обучающихся. Мы считаем, что для эффективного управления деятельностью системы образования и образовательных организаций в ней, необходимо правильно оценивать как качество инновационной педагогической деятельности преподавателя, так и результаты, достигнутые обучающимися.

Педагогическая задача - это основная единица педагогического процесса по которой мы можем судить о его течении и она должна соответствовать следующим условиям:

  • обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;

  • являться общей при реализации любых педагогических целей;

  • наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.

Задачи, которые ставят перед собой педагогические коллективы Донецкой Народной Республики, очень разнообразны, однако объединяет их то, что все они решаются согласно одной и той же схеме, которая предполагает следующие взаимосвязанные этапы:

  • анализ ситуации и постановки педагогической задачи;

  • проектирование вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;

  • осуществление плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

  • анализ результатов решения.

Сегодня мы свидетели того, что важной задачей и составной частью инновационной деятельности, во многих образовательных организациях Донецкой Народной Республики, стала научно-исследовательская работа. Основным документом, на основе которого строится вся система учебно-воспитательного процесса в образовательной организации, должна стать программа развития. В программе должны быть определены стратегия и тактика развития образовательной организации. При этом стратегия развития соответствует идеям приоритетных направлений государственных образовательных стандартов, концепциям развития образования, а тактика выражена в самой программе развития. Можно утверждать, что программа развития - это план будущего. Главная задача программы – переход образовательной организации из режима функционирования в режим развития. Разработка программы развития и ее реализация в ходе образовательного процесса – это основное условие управления. Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива педагогов и обучающихся. Выбор инновационных обучающих технологий широк и разнообразен, что дает педагогическим коллективам возможность использовать в своей практике те средства обучения, которые позволяют выйти на качественно новый уровень процесс обучения и воспитания в условиях образовательной организации.

Инновационные подходы требуют постоянной диагностики достигнутого обучающимися уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных методов и форм деятельности. В этой связи, возникает необходимость активной разработки методов контроля, которые бы создавали условия для развития индивидуальных способностей, активизации их творческой деятельности. К числу наиболее признанных способов контроля результатов обучения на всех этапах образовательного процесса в мировой практике относится тестирование. Современные тестовые технологии можно рассматривать как составную часть системы управления качеством образования. По сравнению с традиционными формами контроля, компьютерный тестовый контроль результатов обучения имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими формами контроля и бесспорно является одним из основных методов процедуры мониторинга качества образования. Следует отметить, что тестирование повышает эффективность и объективность контроля качества знаний обучающихся. Поэтапная диагностика уровня обученности позволяет педагогическим работникам образовательных организаций своевременно корректировать методику преподавания и их основной задачей становится управление познавательной активностью обучаемых и контроль ее результатов. Вместе с тем, эффективность тестирования может быть обеспечена только целенаправленной подготовкой в области тестологии, поскольку составление тестовых заданий - очень трудоемкий, требующий специальных и профессиональных знаний процесс. Таким образом, для успешного решения этой задачи необходимо:

  • провести обучение педагогов современным средствам оценивания результатов обучения;

  • разработать и апробировать тестовые задания по образовательным отраслям и другим вопросам обучения и воспитания;

  • сформировать тематические базы тестовых заданий;

  • провести экспертизу тестовых заданий;

  • организовать проведение, обработку и анализ результатов оценки качества образования.

Опыт подтверждает, что компьютерное тестирование может стать эффективным средством управления качеством образования. Однако нельзя абсолютизировать возможности тестирования. Например, такие показатели, как умение логически, связно выражать свои мысли, давать оценки различным явлениям, умение работать в группе, некоторые другие характеристики, относящиеся к общим и некоторым профессиональным компетенциям, оценить с помощью тестирования невозможно. Наилучший эффект при контроле результатов оценки качества образования дает сочетание различных методов контроля: например, тестирования в сочетании с наблюдением, защитой портфолио, собеседованием и другими нетрадиционными формами контроля.

Резюмируя все вышеизложенное, следует отметить, что в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов для обеспечения оценки качества образования необходим комплексный подход к организации мониторинговых мероприятий образовательного процесса. При этом очень важно осознавать, что задача оценки качества образования – это стимулирование развития образования, а не наказание за полученный результат. В педагогике, как правило, под мониторингом понимается процедура отслеживания результатов; систематическое наблюдение за любым процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемым результатам или конечным целям; диагностически обоснованный метод непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирующих и корректирующих функционирование образовательного учреждения.

Сегодня мониторинг активно используется в педагогике и психологии.

А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса. Э.Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления. Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями [1 с. 34].


Для правильного осуществления мониторинговых исследований, руководствуясь программой развития образовательной организации, администрации, совместно с педагогическим коллективом единомышленников, необходимо разработать порядок внутреннего мониторинга качества образования.




Нормативные правовые акты

1. Донецкая Народная Республика. Закон «Об образовании». № 55-IHC от 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 29.03.2016. – Режим доступа: http://qoo.by/14C0

2. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Приказ «Об утверждении Положения о мониторинге качества образования в образовательных организациях общего образования Донецкой Народной Республики» от 05.11.2015. № 765. – Режим доступа: http://old.mondnr.ru/?p=35114

3. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Решение коллегии «О внедрении мониторингового подхода к изучению

состояния обучения и воспитания по новым образовательным стандартам» от 27.09.2016. ПК – 4/3 http://qoo.by/14BZ


Основная литература

1. Базаров М. Инновация в образовании — весомый фактор развития общества // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1417-1421.

2. Бекетова О. А. Инновация в образовании: понятие и сущность // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 1-2.

3. Иванченко В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. — Ростов н /Д: Феникс, 2011. — С. 341.

4. Иценко В.В. Административно-организационные основы информатизации управления общеобразовательных учебных заведений на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт». Педагогика: традиции и инновации: материалы IV международной научно-практической конференции (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С.25-28.

5. Коваленко М.В. Модель системы оценки качества образования общеобразовательного учреждения // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – №1. – С.21-38 .

6. Кучер С.Н., Гозман Т. М. Организация внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении: Методические рекомендации / Авт.-сост. С.Н. Кучер. – Барнаул, 2011. – С.129.

7. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

8. Рыбина О.В. Мониторинг эффективности образовательного процесса как ресурс управления образовательным учреждением // Управление современной школой. Завуч. – 2012. – № 7. – С. 18-58.

9. Чепик Г. П. Проблема мониторинга в психолого-педагогических исследованиях / Г. П. Чепик // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 206–210. — ISSN 2410-8642.

10. http://www.eidos.ru/journal /2005/0910–19.htm ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» Хуторской А. В. докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва «Педагогическая инноватика — рычаг образования»/

о всех подразделениях вуза вводится документация, регламентирующая работу вуза по управлению и контролю за качеством образования.

Мониторинг — это инструмент управленческого анализа состояния системы высшего образования.

Из множества аспектов деятельности образовательных заведений, изучение которых предполагает мониторинг, следует выделить системообразующие аспекты.

Системообразующими аспектами мониторинга являются: 

Экономический

Педагогический

Социальный

Управленческий

1. Экономический аспект предполагает отслеживание оптимальности использования финансовых и материальных ресурсов для обеспечения качественной подготовки квалифицированных кадров.

Преимущества мониторинга

• Получение объективных оценок, основанных на фактах

• Системный подход к совершенствованию деятельности

• Выявление и анализ процессов, в которые можно ввести улучшения

• Внедрение различных инициатив по управлению качеством в повседневную деятельность вуза

• Использование при оценке своей деятельности и ее результатов единого комплекса критериев

• Возможность сравнения с лучшими результатами

• Обучение персонала использованию принципов всеобщего управления качеством

• Определение динамики изменений, происшедших с момента предыдущей самооценки

Оптимальным считается достижение наилучших результатов при минимальных затратах. В экономических показателях выделяют две составляющих.

Текущие расходы — непосредственно обеспечивающие образовательный и вспомогательный процессы.

Перспективные расходы — вложения в учебно-материальную базу, которые не дают немедленного эффекта, но работают на развитие учебного заведения; нельзя считать эффективной работу тех учебных заведений, которые об этом не заботятся. Главными показателями являются затраты средств на подготовку одного квалифицированного специалиста.

2. Педагогический аспект предполагает отслеживание результатов деятельности педагогических коллективов в обучении и воспитании студентов, в формировании у них готовности к профессиональной деятельности и решению актуальных проблем в системе реальных социально-экономических отношений.

Базовые составляющие:

• уровень подготовки выпускников в своей профессиональной области в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;

• профессиональный кругозор будущих специалистов, их способность перенести имеющиеся у них профессиональные знания в другие сферы, овладевать новыми передовыми технологиями;

• адекватная социализация, т.е. освоение ими различных социальных ролей.

Для оценки педагогической эффективности важны также показатели востребованности выпускников на рынке труда и их профессиональный рост.

3. Социальный аспект отражает адекватность функционирования системы профессионального высшего образования требованиям общества. Характеризуется эта адекватность отношением различных социальных слоев к высшему образованию и соответствующей профессии: 

• молодежи, которая осуществляет не только выбор профессии, но и определяет способ ее приобретения;

• руководителей, которые в перспективе будут не только осуществлять прием на работу выпускников, но и формировать заказ для системы высшего образования;

• властей, осуществляющих реальную правовую и экономическую поддержку высших учебных заведений.

Социальный аспект отражает имидж образовательного заведения, то место, которое оно занимает в структуре общественных отношений.

4. Управленческий аспект предполагает отслеживание эффективности управления системой высшего образования в регионе. Он оценивает эффективность управленческой поддержки системы на разных уровнях.

На уровне региона это выражается в создании условий для взаимодействия высших и средних учебных заведений с региональными и муниципальными управленческими структурами, контроле за выполнением федерального государственного образовательного стандарта, организационном и научно-методическом обеспечении педагогического процесса.

На уровне учебного заведения изучение управленческой эффективности может осуществлять как по общим результатам деятельности учебного заведения, так и на основе анализа косвенных данных, таких как методическая обеспеченность образовательного процесса, подготовленность коллективов к решению педагогических задач, их кадровая обеспеченность научно-педагогическими работниками.


истема мониторинга предполагает осуществление контрольных мероприятий на всех уровнях управленческой иерархии. И на каждом из уровней мониторинг образования рассматривается как функция системы управления образованием, инструмент анализа, интерпретации данных статистики, социологии и оценки качества образования и подготовки на их основе управленческих решений.

• Основной целью развития статистики и мониторинга качества функционирования системы образования вуза является совершенствование механизмов управления образованием на внутривузовском уровне на основе разработки показателей оценки доступности, качества и эффективности образования, а также развитие процедур сбора, транспортировки, хранения, обработки, анализа и презентации статистики высшего образования в России.

• К основным моделям мониторинга высшего образования относятся: мониторинг соответствия нормам выходного контроля и мониторинг достижений, с использованием процессного подхода.

• Состояние системы высшего образования в вузе должно соответствовать целям государственной политики и миссии вуза, а мониторинг должен отображать степень этого соответствия и выдавать системе управления сигналы для корректировки отклонений.


Показатели качества образования

Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.

1. Качество преподавательского состава.
2. Состояние материально-технической базы учебного заведения.
3. Мотивация преподавательского состава.
4. Качество учебных программ.
5. Качество студентов.
6. Качество инфраструктуры.
7. Качество знаний.
8. Инновационная активность руководства.
9. Внедрение процессных инноваций.
10. Востребованность выпускников.
11. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
12. Достижения выпускников.

 

Остановимся на содержании перечисленных блоков показателей.

Ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель. Поэтому политика обеспечения качества начинается с формирования преподавательского корпуса.

Возникает вопрос: как же определить качество преподавателя. Вопрос этот является ключевым, ответ на него будет определять содержание образования, качества учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и другие составляющие качества образования. При этом преподаватель не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность. Поэтому качество преподавателя — понятие комплексное, включающее в себя:

  • уровень компетентности — знания и опыт в определенной области науки и практики;

  • потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;

  • наблюдательность — способность подмечать существенные, характерные особенности учеников;

  • способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;

  • известность;

  • научно-исследовательскую активность;

  • наличие научной школы.

 

В открытом образовании, одной из особенностей которого является дистантность, т. е. наличие расстояния между обучающимся и учебным заведением, задачи преподавателя меняются. Он занимается координацией учебного процесса, консультирует, руководит учебными проектами, совершенствует учебный курс, повышает свою квалификацию. Образовательный процесс становится высокотехнологичным, в нем используются достижения информационных и телекоммуникационных технологий.


Характерно, что каждая из составляющих понятия «качество преподавателя» может быть детализирована и, как правило, не поддается количественной оценке. Например, уровень компетентности определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области.

Безусловно, качество образования зависит от мотивации персонала. У преподавателей должен быть соответствующий социальный статус, что обеспечит привлекательность преподавательской работы.

Качество учебных программ проявляется не только в соответствии образовательным стандартам в области той или иной учебной дисциплины, но и в наличии инновационной составляющей.

В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний — обучающийся. Именно для него/нее читаются лекции, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве обучающегося, который является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса. Качество обучающегося можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

  • знания, полученные ранее по профильным для обучающегося учебным дисциплинам;

  • знание компьютера;

  • владение иностранным языком;

  • желание учиться;

  • интеллект;

  • духовность;

  • одаренность;

  • память;

  • дисциплинированность;

  • настойчивость;

  • работоспособность;

  • наблюдательность;

  • планирование карьеры.

 

Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения. В открытом образовании организацией мониторинга за карьерой выпускников могут заниматься руководители региональных центров, для чего целесообразно создавать базы данных о выпускниках. Поскольку большинство показателей качества образования не могут иметь количественной характеристики, получение сводных показателей качества по блокам показателей и обобщающих оценок возможно с помощью квалиметрии.

 

Выводы
  • Качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. К раскрытию этого понятия целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

  • Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

  • Процессный подход означает непрерывность управления, последовательность и взаимосвязь отдельных образовательных процессов в рамках их системы, а также их комбинацию и взаимодействие.

  • Система менеджмента качества является интегрированной, ориентированной на современные информационные технологии, использование достижений теории и практики менеджмента. Ее успешность может быть оценена с применением качественных и количественных показателей.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!