«Инновационные педагогические технологии как условие реализации системно-деятельностного подхода»
Модель урока
по УМК «Гармония» ( 3 класс)
предмет литературное чтение
тема урока И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
технология эвристического обучения
Выполнена:
Тисейко Галиной Григорьевной,
учителем начальных классов
Технопогия эвристического обучения.
Теоретическая часть
В современном обществе ещё недавно было принято считать, что задача образования – передать опыт, знания, умения и навыки от предыдущего поколения новому. Но мы живём в стремительно меняющемся мире, и это понимание роли образования вступает сегодня в противоречие с социальными запросами общества. От современного человека требуется осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственные цели, действовать продуктивно в личных, образовательных и профессиональных областях.
В соответствии с требованиями программы и ФГОС нового поколения школьник выступает как самостоятельный субъект образовательной деятельности, которая подразумевает воспитание творчески активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно. Такой подход к обучению позволяет реализовать технология эвристического обучения.
Актуальность эвристического обучения заключается в том, что обучение в современной школе должно ориентироваться на развитие эвристической личности, способной самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности.
Важнейшей целью эвристического обучения школьников выступает развитие у них творческих способностей, обеспечивающих создание субъективно или объективно нового и значимого для ученика продукта.
Эвристическое обучение - педагогическая технология, ориентирующая на создание учащимися внешних (материализованных) и внутренних (духовных) образовательных продуктов и происходящее на этой основе творческое саморазвитие и личностное приращение учащихся.
Преимущества эвристического обучения:
-высокая степень мотивации;
- развитие творческой личности ребенка;
- делает работу на уроках интересной;
- развивает умения добывать знания;
- способствует воспитанию самостоятельности;
Этапы эвристического урока:
1 этап. Мотивация к учебной деятельности
2 этап. Актуализация знаний и умений. Постановка учебной задачи.
3 этап. Планирование учебной деятельности
4 этап. Решение учебной задачи.
5 этап. Первичное закрепление
6 этап. Включение нового знания в систему знаний
7 этап. Рефлексия деятельности (итог урока) .
8 этап. Домашнее задание.
Практическая часть
Тема: «И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
Тип урока: урок ознакомления с новыми знаниями
Цели урока.
Образовательные:
• познакомить учащихся с басней Ивана Андреевича Крылова "Стрекоза и Муравей",
уметь анализировать басню, научиться выделять главную мысль произведения,
совершенствовать навык правильного, осознанного чтения,
понимать нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым произведением и реалиями жизни,
учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни;
Воспитательные:
• воспитание культуры учебного труда
• создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
Развивающие:
• развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме;
• развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы
• развивать внимание и память учащихся
• развивать умение слушать товарищей
• развивать умение оценивать себя и своих одноклассников
Планируемые результаты
Предметные результаты.
Знать:
- понятие «басня»;
- понятие «эпиграф» и его смысловую характеристику
- понятие «алгоритм»
-содержание и раздел учебника;
- названия произведения и их авторов
- понятие «план»;
-понятие «синквейн»;
- понятие «кластер»
Уметь:
- правильно, осознанно, выразительно читать, читать по ролям.
- различать речь автора и героев басни.
- использовать в рассуждении термины «басня», «мораль басни», «автор».
- формулировать вывод, полученный в результате исследования.
Личностные результаты
Личностные УУД:
-проявление творческого отношения к процессу обучения.
- оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни.
Метапредметные результаты
Познавательные
- находить сходство и различие между героями басни.
- перерабатывать и обобщать информацию, полученную из разных источников.
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Регулятивные
- ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику и того, что ещё неизвестно.
-составлять совместно с учителем и одноклассниками план действий.
-контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
Коммуникативные
- формулировать свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
- сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнение других.
Материально- техническое обеспечение.
- учебник «Литературное чтение», 3 класс, О.В.Кубасова;
- мультимедийный проектор;
- презентация
Технологическая карта урока в соответствии с требованием ФГОС
Тема: И.Крылов «Стрекоза и Муравей»
Этап урока | Содержание заданий (для учащихся) | Виды деятельности, формы организации работы | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные, метапредметные (формирование УУД) |
1. Мотивация к учебной деятельности | К этому высказыванию выберите подходящие картинки и обсудите в группах, что их объединяет? Эпиграф «Весь огромный мир полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире!" Слайд: (картинки: Врач с микроскопом, ученик с книгой, пекарь.. Стрекоза, муравей, пчела… Лошадь, слон, верблюд | -читают эпиграф, подбирают и компонуют картинки к эпиграфу Работа в группах. Памятка «Правила работы в группе» (на листочках) Работай дружно. Спокойно высказывай своё мнение. Уважай мнение другого. Терпеливо выслушивай мысли других. Вместе находи правильное решение. Капитан определяет выступающего (выступающих). 1 группа: «люди» 2гр. – «насекомые» 3 гр. – «звери» Труд | Знать: -понятие «эпиграф» и его смысловую характеристику
Уметь: - читать; -работать с понятием «эпиграф», -определять тематику картинок | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к литературному чтению при работе с понятием «эпиграф» и тематическими картинками, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; - сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; - сформированность основных моральных норм и ориентация на их выполнение при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; - сформированность эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; - развитие эмпатии как понимания и сопереживания чувствам других людей при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; Регулятивные УУД: - составление плана (алгоритма) решения учебного задания самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации в различных источниках при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; - умение структурировать знания при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; - выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; Коммуникативные УУД: - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; понимание возможности различных позиций и точек зрения при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; умение договариваться, находить общее решение при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу;… рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при работе с понятием «эпиграф» и тематикой картинок, подборе и компоновки картинок к эпиграфу; |
2.Актуализация знаний и умений. Постановка учебной задачи. | Работая по алгоритму, сформулируйте тему и задачи урока. Алгоритм для работы 1.Рассмотрите картинки на слайде. 2. Откройте учебник на с.190 3. Найдите раздел, с которым мы работаем. 4. Определите, с каким произведением мы сейчас начнём работать. (п/о- И.Крылов «Стрекоза и Муравей) п/о -узнать что-то новое, прочитать и проанализировать это произведение). | -работают по алгоритму, находят необходимую информацию в учебнике -формулируют тему, ставят задачи урока (Работа в группах). | Знать: -понятие «алгоритм» -содержание и раздел учебника; - названия произведения и их авторов Уметь: -работать по алгоритму; - формулировать тему урока и ставить задачи | Личностные УУД: -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности при работе по алгоритму, с содержанием и разделом учебника, формулировании темы и задач урока - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока - сформированность основных моральных норм и ориентация на их выполнение при работе по алгоритму, при выявлении изученных произведений и их авторов; - сформированность эстетических чувств на основе изученных художественных произведений Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока - осуществление контроля и коррекции при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока - оценивание успешности при формулировании учебной задачи Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации в различных источниках при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока - умение структурировать знания при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока - постановка и формулирование проблем при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока - выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока Коммуникативные УУД: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока -умение договариваться, находить общее решение при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока -умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при выполнении алгоритма, формулировании темы и задач урока - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания на формулирование темы и задач урока |
3. Планирование учебной деятельности | -Прослушайте актерское исполнение басни. -Каким образом работать с произведением, вам поможет «Памятка по работе с басней И.Крылова «Стрекоза и Муравей» 1.Чтение басни 2.Выбор героя. 3.Работа над художественным образом. 4.Распеделение ролей 5.Обыгрывание басни 6.Составление кластера 7.Составление синквейна Примечание: для плана выберите необходимые пункты. Проявить себя можно в роли художника, театрала, литератора -Обсудите в группах план действий и представьте его. 1гр. –«Юные художники» 1.Чтене басни 2.Выбор героя. 3.Работа над художественным образом. 2 гр. –«Театралы» 1.Чтение басни 2.Распеделение ролей 3.Обыгрывание басни 3гр. – «Литераторы» 1.Чтение басни 2.Составление кластера 3.Составление синквейна - Что общего в ваших планах? (одно произведение) - В чём отличие? (представление басни можно в разных видах творческой деятельности) -Вернёмся к этому вопросу в конце урока. | -слушают актерское исполнение - работают с памяткой -осуществляют поиск и выделение необходимой информации в тексте басни -осуществляют выбор наиболее эффективных способов при построении плана действий -участвуют в учебном диалоге с одноклассниками при обсуждении построения плана деятельности - участвуют в самостоятельном создании плана деятельности (Работа в группах). Коллективная работа | Знать: - понятие «басня»; - понятие «план»; -понятие «синквейн»; - понятие «кластер» Уметь: - осознанно, произвольно читать; -составлять план; -работать по плану; | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к литературному чтению при работе с понятием «басня» «план» , «синквейн» «кластер» -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности при работе с понятием «басня», «план» , «синквейн» «кластер» - сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при прослушивании актерского исполнения, - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей при работе с понятием «басня» «план» , «кластер» - развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения при осуществлении поиска и выделения необходимой информации в тексте басни - сформированность основных моральных норм и ориентация на их выполнение при осуществлении поиска и выделения необходимой информации в тексте басни - сформированность эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой при прослушивании актерского исполнения - развитие эмпатии как понимания и сопереживания чувствам других людей при обсуждении построения плана деятельности в учебном диалоге. - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе с понятием «басня» «план» , Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при выборе наиболее эффективных способов составления плана
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при создании плана деятельности
- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при осуществлении поиска и выделения необходимой информации Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации в различных источниках при работе с текстом и планом - умение структурировать знания при самостоятельном создании плана деятельности - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при обсуждении построения плана деятельности
- постановка и формулирование проблем при выявлении сходства и различия в планах
Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при выявлении сходства и различия в планах
- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при составлении плана действий Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем при обсуждении построения плана деятельности - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при обсуждении построения плана деятельности - понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при обсуждении построения плана деятельности
- умение договариваться, находить общее решение при обсуждении построения плана деятельности -умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при обсуждении построения плана деятельности -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания на выявление сходства и различия в планах |
4. Решение учебной задачи | - Приступайте к выполнению ваших планов | (Работа в группах). По пунктам плана, представленным каждой группой уч-ся работают с басней. | Знать: - понятие «басня», «мораль»; - понятие «план»; -понятие «синквейн»; - понятие «кластер» Уметь: - работать с текстом, | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к литературному чтению при работе с понятием «басня» «план» , «синквейн» -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности при работе с понятием «басня», «план» , «синквейн» - сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при прослушивании актерского исполнения, - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей при работе с понятием «басня» «план» , - развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения при осуществлении поиска и выделения необходимой информации в тексте басни - сформированность основных моральных норм и ориентация на их выполнение при осуществлении поиска и выделения необходимой информации в тексте басни - сформированность эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой при прослушивании актерского исполнения - развитие эмпатии как понимания и сопереживания чувствам других людей при обсуждении построения плана деятельности в учебном диалоге. - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе с понятием «басня» «план», «мораль» Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при выборе наиболее эффективных способов реализации планов
- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при работе с понятием «басня» «план» , «синквейн»
- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при работе с понятием «басня» «план» , «синквейн»
Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - построение знаково-символических моделей при работе с понятием «басня» «план» , «синквейн» - поиск и выделение необходимой информации в различных источниках при работе с понятием «басня» «план» , «синквейн» - умение структурировать знания при работе с понятием «басня» «план» , «синквейн» - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при работе с понятием «басня» «план» , «синквейн»
- выбор наиболее эффективных способов решения задач при работе с понятием «басня» «план» , «синквейн»
- постановка и формулирование проблем при работе с понятием «басня»
Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с басней
- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при работе с понятием «басня» , «мораль»
- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при работе с понятием «басня» , «мораль» Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем при работе с понятием «кластер» и «синквейн» - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при выполнении плана действий понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при выполнении плана действий
умение договариваться, находить общее решение при выполнении плана действий умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при выполнении плана действий
|
5. Первичное закрепление | -Представьте результаты своей работы. (Учитель предоставляет слово каждой группе) 1гр. «Юные художники»- представляют свои работы (рисунки) 2гр. «Театралы»- инсценировка басни (Действующие лица: автор, Стрекоза, Муравей) 3 гр. «Литераторы» -представление кластера и синквейна | Групповая и индивидуальная -представляют результат своего «видения» произведения | Знать: -понятие «басня», «мораль» - понятие «синквейн»; - понятие «кластер» Уметь: - выражать свои чувства и отношения к главным героям через рисунок, - передавать голосом, интонациями характер героя; -работать с текстом | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к литературному чтению при работе с понятием «басня», «мораль», «план» , «синквейн» «кластер» -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности при работе с понятием «басня», «мораль», «план» , «синквейн» «кластер» - сформированность широкой мотивационной основы учебной деятельности (включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы) при прослушивании актерского исполнения, - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей при работе с понятием «басня» «план» , «кластер» - развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения при осуществлении поиска и выделения необходимой информации в тексте басни - сформированность основных моральных норм и ориентация на их выполнение при осуществлении поиска и выделения необходимой информации в тексте басни - сформированность эстетических чувств на основе знакомства с отечественной художественной культурой при прослушивании актерского исполнения - развитие эмпатии как понимания и сопереживания чувствам других людей при обсуждении построения плана деятельности в учебном диалоге. - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе с понятием «басня» «план» , Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при выборе наиболее эффективных способов составления плана
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при создании плана деятельности
- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при осуществлении поиска и выделения необходимой информации Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации в различных источниках при работе с текстом и планом - умение структурировать знания при самостоятельном создании плана деятельности - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при обсуждении построения плана деятельности - постановка и формулирование проблем при выявлении сходства и различия в планах Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при выявлении сходства и различия в планах - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при составлении плана действий Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем при обсуждении построения плана деятельности - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при обсуждении построения плана деятельности - понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при обсуждении построения плана деятельности
- умение договариваться, находить общее решение при обсуждении построения плана деятельности -умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при обсуждении построения плана деятельности -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания на выявление сходства и различия в планах |
6. Включение нового знания в систему знаний | На уроках литературного чтения мы с вами часто используем один из жанров устного народного творчества - пословицы. Прочитайте пословицы. Поспешишь – людей насмешишь. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Делу - время, потехе -час. - На какую тему данные пословицы? - Какая из них наиболее подходит к басне "Стрекоза и Муравей"? Объясните. - Кому, Стрекозе или Муравью, вам хотелось бы адресовать пословицу: "Делу - время, потехе - час"? | Коллективная работа - осмысливают нравственное содержание пословиц - соотносят смысл выбранной пословицы с изучаемым произведением | Знать: -понятие «пословица» Уметь: - осмысливать нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым произведением - выбрать подходящую по смыслу пословицу; | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к литературному чтению при работе с пословицами
- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе с пословицами
- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при работе с пословицами
Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе с пословицами - составление плана (алгоритма) решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при работе с пословицами - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при.. при работе с пословицами - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при работе с пословицами Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации при работе с пословицами
- умение структурировать знания при работе с пословицами
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при работе с пословицами - выбор наиболее эффективных способов решения задач при работе с пословицами
- постановка и формулирование проблем при работе с пословицами Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при работе с пословицами
- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при работе с пословицами
- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при работе с пословицами Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при работе с пословицами - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при работе с пословицами ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения при работе с пословицами учет разных мнений и умение обосновать собственное при работе с пословицами умение договариваться, находить общее решение при работе с пословицами - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при работе с пословицами |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | - Смогли мы открыть что-то новое? -Какие же пороки «пощипал» Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие) -Полезным ли для вас оказался урок? - Чем? - Нужно ли изучать басни? -Чему они учат? ( через образы животных баснописец помогает людям увидеть в себе недостатки, пороки – и верит, что это поможет бороться с ними – например, с ленью, беспечностью Автор как будто прячется за образами животных, но слова басен обращает к людям, он борется с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Басни учат жить по справедливости) - Во всем ли совпали ваши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза? А муравей? (разные мнения детей выслушиваются) - Обратите внимание, что изучали одно произведение, а мнения о героях басни оказались разными. самооценка У каждой группы на столе рисунок с изображением ученика. — если работа в группе не вызвала затруднений – нарисовать в руке 3 воздушных шарика; — если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – нарисовать 1 воздушный шарик; — если смогли справиться лишь с помощью других – в руке нарисовать гирю. - Капитаны, прикрепите своих «учеников» к названиям ваших групп. | Коллективная работа Групповая работа. | Знать: - понятие «мораль басни» Уметь: - видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к литературному чтению при выборе домашнего задания по желанию - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при выборе домашнего задания по желанию - развитие эмпатии как понимания и сопереживания чувствам других людей при обобщении произведения выявлении глубокого смысла басни; оценивании своей учебной деятельности. - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при обобщении произведения выявлении глубокого смысла басни; оценивании своей учебной деятельности. Регулятивные УУД: - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при обобщении произведения выявлении глубокого смысла басни Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при обобщении произведения выявлении глубокого смысла басни; оценивании своей учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению) при обобщении произведения выявлении глубокого смысла басни; оценивании своей учебной деятельности. -понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос при обобщении произведения выявлении глубокого смысла басни; оценивании своей учебной деятельности. -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу при обобщении произведения выявлении глубокого смысла басни; оценивании своей учебной деятельности -рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при обобщении произведения выявлении глубокого смысла басни; оценивании своей учебной деятельности. |
8.Домашнее задание | - Для домашнего задания выбираете одно из четырёх заданий (вы получите листочки с заданиями): 1) Читать басню наизусть. 2) Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить. | | | |
3. Литература.
. Литературное чтение . Кубасова О.В., издательство «Ассоциация 21 век», г. Смоленск, 2012 г.
Эвристическое обучение. Педагогическая инноватика. А.В. Хуторской. Издательство «АСАДЕМА