Инновационные подходы к обучению в химическом образовании
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
Инновации могут быть представлены в виде:
Отличительные черты инновационной деятельности педагога:
новизна в постановке целей и задач;
глубокая содержательность;
оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;
способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в профессию.
Главная цель инновационной деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания.
В условиях модернизации системы образования современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, содействующих развитию творческих способностей обучающихся. Содержание школьной программы по химии в значительной степени способствует запоминанию изучаемого материала учащимися, однако не всегда развивает творческую мыслительную деятельность. Перед учителем химии на протяжении всего образовательного процесса встаёт проблема, как развивать творческие способности учащихся и формировать творческие компетентности? Поиск решения этой проблемы привёл меня к выдвижению гипотезы, которая и стала ведущей идеей опыта «Инновационные технологии обучения химии».
К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии. Я хотела бы остановиться на информационно-коммуникационных технологиях.
Использование информационно-коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. Использование компьютерных программ, анимации, позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усваиваемым. Использование компьютерных программ на уроке позволяет: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, возможность демонстрировать реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что невозможно в школьных условиях. Например, когда мы начинаем изучать химию в 8 классе, школьники уже имеют определённые знания математики, физики, биологии, географии и другие. Но и сердца школьников тоже успели завоевать другие науки и их преподаватели. Поэтому учитель химии находится в такой ситуации, когда нужно влюбить школьников в свою науку с первого взгляда, с первого урока. Мы начинаем изучать химию с истории ее возникновения, и школьникам 8 класса более знаком термин «алхимия», а не «химия». И дети уже знают что алхимики занимались поисками философского камня, и поэтому им будет интересно увидеть как зарождалась химия в алхимической лаборатории. Для этого я использую Электронные учебные модули Открытых Мультимедиа Систем (ОМС) Марийского государственного технического университета:

Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности.
И основная задача для меня, как учителя химии, состоит в том, чтобы интегрировать информационные знания с курсом химии. Такая интеграция позволяет сделать изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества.
Для реализации нового подхода к преподаванию с применением информационных технологий необходимо знать возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса на каждом этапе урока: объяснения нового материала (электронные учебники и издания, презентации к урокам), закрепления изучаемой темы, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), во время проведения химического практикума (виртуальная лаборатория), при контроле знаний (интерактивное тестирование).
В своей работе использую такие мультимедийные электронные учебники и пособия: «1С. Репетитор. Химия», “Виртуальная лаборатория. Химия 8-11 класс”, “Химия для всех- XXI. Решение задач”, “Уроки химии Кирилла и Мефодия”; “ Подготовка к ЕГЭ по химии” и др.
Для проведения виртуального химического эксперимента я использую виртуальную химическую лабораторию.

Преподавание химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение практических работ. И в этом случае компьютер стал эффективным помощником учителя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но при изучении токсичных веществ, например галогенов, виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья. Например взаимодействие концентрированной азотной кислоты с металлами.

В состав «Виртуальной химической лаборатории» входит «Конструктор молекул» предназначенный для построения трехмерных моделей молекул органических и неорганических соединений, что позволяет понять поведения веществ и сущности химический реакций, становится более осознанным, когда есть возможность увидеть процессы на молекулярном уровне.

Использование программных средств на уроках химии имеет ряд достоинств:
- способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала
- наглядность подачи материала (учащиеся имеют возможность увидеть и изучить пространственное строение молекул)
- наличие демонстраций тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей (например, опыты с ядовитыми веществами)
- ускорение темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей.
Презентации применяю при изучении новой темы, при обобщении изученного материала, для проведения самостоятельных работ. Презентации разрабатываю как сама, так и учащиеся, а также использую готовые из Интернет ресурсов. Для коррекции и контроля знаний учащихся использую готовые интерактивные тесты «Уроки химии Кирилла и Мефодия»
Вершиной применения ИКТ в учебном процессе, на мой взгляд, является проведение Интернет-уроков. Прямо на занятиях вместе с учащимися можно совершать путешествия на производства различных химических веществ, виртуальные музеи, открывать электронные учебники, узнавать о жизни и деятельности известных ученых-химиках, отвечать на вопросы online-тестов. Наиболее интересной формой проведения Internet-урока я считаю урок с использоваением Web- квестов.
Web-квесты представляют собой минипроекты, основанные на поиске информации в Интернете.
Web-квест в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет.
Особенностью Web-квеста является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах, к которым учащиеся переходят с помощью гиперссылок с листа задания.
Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационного ресурса является следующие аспекты:
• в центре технологии обучения - ученик
• в основе учебной деятельности – сотрудничество;
• позиция ребенка в учебном процессе – активная;
• перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию.
Таким образом, применяя инновационные технологии на уроках - мы повышаем компетентность учащихся, развиваем творческую мыслительную деятельность, активизируем способности, повышаем эффективность обучения предмету.
Компьютерные технологии дают возможность увеличить плотность урока, качество изученного материала, повысить темп урока, логику рассуждений, эффективно провести проверку усвоенных знаний, развивать творческие компетентности обучаемых.