СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инновационные подходы в образовательной деятельности на основе технологии создания интеллект-карт в проектной деятельности начальной школы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта "Инновационные подходы в образовательной деятельности на основе технологии создания интеллект-карт в проектной деятельности"

Просмотр содержимого документа
««Инновационные подходы в образовательной деятельности на основе технологии создания интеллект-карт в проектной деятельности начальной школы».»

Обобщение опыта работы Магомедовой Меседо Асхабовны, учителя начальных классов МКОУ сош12 имени Л.Н.Толстого по теме «Инновационные подходы в образовательной деятельности на основе технологии создания интеллект-карт в проектной деятельности начальной школы».

На сегодняшний день перед школой поставлены новые современные задачи. Нам приходится познавать новые технологии и делать их неотъемлемой частью своей жизни. Одна из таких задач  это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание доброго и образованного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.

Учителя, родители, руководители образовательных учреждений часто задают себе вопрос о том, что же изменилось в школах с переходом на новые образовательные стандарты. Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом — проблема, над которой работают многие педагоги. Можно полистать несколько журналов «Начальной школы», чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях, методиках, отдельных приёмах обучения. При этом в педагогических поисках можно заметить, что ведущую роль занимает развивающее обучение. Пути современного повышения эффективности обучения ищут во всех странах. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Разработка новых методов и средств обучения, их классификация привели к появлению инновационных педагогических технологий. Практика работы в классах общеобразовательной школы показывает, что наиболее частыми причинами снижения успеваемости и интереса к предмету является большой объём устного и письменного материала, нехватка времени на подготовку домашних заданий, слабая память, неумение выделять главное и обобщать, отсутствие ситуаций успеха и как следствие - снижение учебной мотивации. Сегодня наши дети сталкиваются с огромным потоком информации.

Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись пассивными зрителями, в своей работе мы используем методы проектов. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения нам предоставляется широкая возможность каждому ребёнку совершить «путешествие» по миру знаний.

Для того, чтобы успешно запомнить материал в большом объеме, необходимо его сжать до уровня плана. Для этого необходимо научить детей анализировать прочитанное и выявлять главную мысль, ключевые слова. План может быть как развернутым, так и сжатым. Работать в этом направлении помогают уроки русского языка при написании изложений, свободных диктантов и уроки литературного чтения при работе над осознанным чтением текста. Именно поэтому особое внимание в нашей гимназии уделяется технологии создания интеллект- карт, как способу работы с информацией.

В начальной школе особое место уделяется наглядному обучению. Согласно исследованиям человек зрительно воспринимает от 80- 90 % информации. [1] Ежегодно количество обрабатываемой информации по предметам возрастает. Поэтому создание схематично оформленной интеллект- карты является продуктом деятельности с информацией.

Интеллект карты- это инструмент, позволяющий быстро структурировать и обрабатывать информацию с помощью таких ассоциативных крючков, мыслить, используя свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект- карты- очень красивый инструмент для презентаций изученного материала, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, анализа и разработки сложных проектов, собственное обучение и развитие. Поэтому перечислим достоинства интеллект- карт:

- быстрый и полный обзор большой темы;

- планирование стратегии действия;

- демонстрация связей разнообразных данных;

- стимулирование воображения и разработка новых путей;

- превосходный инструмент для раздумывания и запоминания;

- продуктивность мыслительных операций.

Интеллект-карты или карты мыслей, карты памяти, ассоциативные карты, являются графическим отображением системы человеческого мышления. Они упорядочивают мысли человека и выстраивают иерархию того потока, который он получает. Они учат раскладывать информацию по степени важности, отделяя главное от второстепенного. Знания, наполняющие интеллект-карту, имеют смысл, четкую форму, структуру, осознаются не как пустая информация, а как то, что действительно нужно человеку для жизни. К интеллект-карте можно возвращаться снова и снова для ее пополнения или повторения материала. [4] Как же использовать подобную технологию в образовательной деятельности?

В области обучения- это конспект. Например, на уроках чтения- прочитал книгу, создай схематический рисунок главных мыслей. При изучении параграфов на уроках русского языка, математики или окружающего мира- эффективный метод графического анализа ключевых слов. Для этого учащиеся имеют специальные тетрадки- книжечки алгоритмов и интеллект- карт.

Учащиеся нашей ШКОЛЫ со 2 класса ПРОХОДЯТ ИТОГОВУЮАТТЕСТАЦИЮ . Интеллект карты здесь выступают как «шпаргалки» в запоминании лексического и грамматического материалов. На занятиях внеурочной деятельности «Юный исследователь» для быстрой, интересной и продуктивной защиты своей темы дети презентуют материалы интеллект- карт на электронных ресурсах, интерактивной доске.

Для создания интеллект- карт необходимы: чистый лист бумаги, цветные ручки, карандаши и информация. Важно использовать как можно больше цветов в схеме. В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать тему. От центрального образа отводим ветви с ключевыми словами, терминами и мыслями. От толстых ветвей отводим тонкие, менее важные, количество их неограниченно. Возможно применение схематических рисунков и вырезок из журналов, фотографий.

Подобная работа может представлять собой как индивидуальную, так и групповую форму деятельности на каждом предмете.

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Подобные технологии позволяют и учащимся, и учителю максимально реализовать свои творческие возможности, а уроки становятся интересными, яркими, продуктивными. Учащиеся получают возможность самостоятельной деятельности, развития творческого потенциала, учатся создавать продуктивный проект и работать с большим количеством информации.