СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные подходы в патриотическом воспитании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленны методы, приёмы работы для патриотического и гражданского воспитания на уроках истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные подходы в патриотическом воспитании»

Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении детей и молодёжи в условиях библиотеки


0

0

0

0

0

0

1

1


Начало формы

Конец формы


Скачать 43.33 Kb.

Дата

24.04.2016

Размер

43.33 Kb.

Тип

Методические рекомендации


Навигация по данной странице:

  • Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении детей и молодёжи в условиях библиотеки

  • Патриотизм

  • 1. Историко-патриотическое воспитание

  • 2. Духовно-нравственное воспитание

  • 3. Историко-краеведческое воспитание

  • 4. Военно-патриотическое воспитание

  • 5. Гражданско-патриотическое воспитание

  • 6. Социально-патриотическое воспитание

  • 7. Героико-патриотическое воспитание

  • Главной задачей библиотек является выявление роли и возможности книги и чтения в становлении личности, постановка их на службу формирования молодого поколения патриотов.

  • Что же в этой связи должны рекомендовать читателю библиотекари

  • Научить себя и учить других хранить эту память - одна из функций библиотекарей.

  • В последнее время в библиотеках широкое распространение получил программно-целевой метод деятельности , что позволяет выстроить систему мероприятий, сделав их более эффективными

  • Российские библиотеки имеют богатый опыт работы по патриотическому воспитанию граждан, однако на протяжении последних пятнадцати лет формы и методы воспитания стали меняться

  • 2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

МКУК «Межпоселенческая

централизованная библиотечная система

Никольского муниципального района»

Центральная районная библиотека

им. Г. Н. Потанина.

Методический отдел.



Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении детей и молодёжи в условиях библиотеки 
Методические рекомендации

Никольск 


2015

В последнее время внимание российской общественности приковано к проблемам патриотического и гражданского воспитания. Об этом свидетельствуют как грандиозность подготовки и проведения юбилейных торжеств к 70-летию празднования Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., так и принятие специальных правительственных программ гражданского и патриотического воспитания молодёжи.



Патриотизм (от греч. patriotes-соотечественник; patris-отечество) - любовь к Родине; идеология, декларирующая поддержку родной стране и деятельность на благо Отечества в представлении индивида; нравственный, основополагающий принцип.

Современный патриотизм проявляется не столько в сфере политической борьбы и дискуссий, сколько в области повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельности людей. Патриотизм - в укреплении семьи и воспитании детей, уважении традиций, работе с полной отдачей по своей специальности. Патриотизм - в значимых публичных и политических формах - голосовании на выборах, праздновании исторических событий и юбилеев, участие в работе патриотических организаций.


Заставить "Родину любить" невозможно, зато можно создать фундамент для этой любви, основу для патриотизма повседневного, а не экстремально-героического и трескуче-формального. Патриотизм в России представляется тем звеном, которое может потянуть вверх всю цепь возрождения духовности, нравственности, социальной активности подрастающего поколения. 
Что же может и должна делать библиотека в решении проблем патриотического воспитания сегодня? Исходя из основных целей патриотического воспитания в работе библиотек, каковыми являются: 
- Формирование активной жизненной позиции гражданина - патриота,

гордящегося своей Родиной;



- Воспитание любви к Родине, своему краю, чувства верности Отечеству. 
Вытекают основные задачи, которые стремятся решить библиотеки:

Формирование и раскрытие документальных фондов, соответствующих задачам патриотического воспитания;

Формирование высокого патриотического сознания через организацию психологических тренингов, групповых и индивидуальных консультаций, ситуативных игр;

Пропаганда государственной символики;

Пробуждение интереса к историческим документам, плакатам, фотографиям в рамках краеведческой деятельности; создание летописей населённых пунктов;

Воспитание любви к родному языку, литературе и культуре;

Формирование правовой и политической культуры, чёткой гражданской позиции читателей при использовании активных и интерактивных форм работы: дискуссий, диспутов, спор-часов, конкурсов, поединков, турниров;

Воспитание толерантности как принципа взаимоотношений людей разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности;

Создание музеев при библиотеках и в библиотеках;

Организация встреч с участниками войн, ветеранами тыла, военнослужащими;

Совместная творческая деятельность библиотек с общественными патриотическими, ветеранскими организациями, историко-патриотическими клубами и движениями;

Подготовка специализированных изданий, методических и библиографических пособий, дайджестов как на традиционных, так и на электронных носителях;

Разработка и внедрение авторских и целевых программ;

Обсуждение темы патриотического воспитания в профессиональной среде на конференциях, коллоквиумах, семинарах, круглых столах, при проведении библиосоциологических исследований;

Оказание помощи в преодолении такой степени социализации как подготовка к службе в армии;

Ориентирование молодёжи на выбор профессии социального работника, спасателя, пожарника, сотрудника правоохранительных органов, военнослужащего.

Анализ опыта работы библиотек и нашей страны и нашего региона показывает, что специалисты библиотек активно работают в данном направлении, используя современные формы и методы библиотечной деятельности. Мероприятия, проводимые библиотеками в рамках патриотического воспитания, можно разделить на семь основных направлений. 

1. Историко-патриотическое воспитание, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах, уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн. Например: «Далекому мужеству верность храня» неделя патриотической книги, «Вышла в поле русских сила» лекция – беседа, «Сражаюсь, верую, люблю» литературно-музыкальный вечер, «Многое забудется, такое – никогда» рассказ-хроника военных лет, посвященный  Дню памяти и скорби, «Афганистан живет в душе моей» литературно-музыкальная композиция, «Время выбрало их» вечер-встреча поколений. 

2. Духовно-нравственное воспитание направлено на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Прогресс любой нации, включая материальный прогресс, основан на приоритете духовно-нравственных ценностей и патриотизме, в последнее время для россиян это особенно актуально. «Для гражданина России особенно важны моральные устои, именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и национальном авторитете» В. Путин.

Патриотизм самым тесным образом связан с культурой человека, и можно сказать, что патриотизм – это свойство культурного человека, воспитанного на сокровищах отечественной и зарубежной литературы. Воспитание патриота на лучших образцах отечественной литературы – главное в работе библиотек. Например, можно провести читательскую конференцию «Онегин, добрый мой приятель» по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная задача мероприятия – помочь ребятам понять и оценить роль и значение романа в русской и мировой культуре. Широкое знакомство с литературой о поэте и его эпохе – все это вместе рождает чувство гордости за Отечество, ее культуру и литературу. Готовя мероприятия по отечественной литературе, можно использовать такую форму как:  тейбл-ток (разговор  за столом), свободное обсуждение темы, книги или старинная русская «светская беседа» за чашкой чая (или кофе).

Приобщению к наследию русской классической литературы, духовному ее осмыслению способствуют литературные часыиз цикла «Перечитывая русскую классику заново» по темам: «Духовный путь А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого; «И.С. Тургенев: время читать, восхищаться и спорить»;  «Н.В. Гоголь:  литературный путь, величие писателя», литературное лото «Вечно живая классика», бенефис лучшего читателя русской классики. 

3. Историко-краеведческое воспитание нацелено на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. Привязанность к Малой Родине, к её природе, истории и культуре, к родословным корням и традициям часто становится для человека основой любви к Родине Великой. Это делает особенно благородной миссию библиотечного краеведения, тем более, что библиотеки в последние годы повсеместно становятся ведущими краеведческими центрами на местах. Ведётся интересная поисковая и исследовательская работа, организуются музеи при библиотеках, широко применяются диалоговые, дискуссионные и другие творческие формы работы с читателями. Например: «Здесь корни, здесь истоки» краеведческая выставка, «Город мой – вселенная моя» литературно-музыкальная гостиная, «По улицам длиною в жизнь» краеведческая экскурсия с электронной презентацией, «Свой край люби и знай» мультимедийный микст.

Библиотекари-краеведы создают мнение о своем городе и крае, стремятся открыть “малую родину” для страны. Сотрудники муниципальных библиотек включаются в краеведческий поиск, собирают и систематизируют материалы, пишут летопись малой родины. Большую помощь при этом оказывают школьники, молодежь, любители-краеведы, местные жители.

Различные формы библиотечного краеведения оправдывают себя, являются эффективным средством патриотического воспитания.Например: рассказ-беседа «Русские ярмарки. Из прошлого в будущее», беседа « Традиции и обычаи вологодской деревни» / воспитание детей, обряд родов и крещения/, беседа « Вологодская деревня: дом, двор и усадьба», краеведческий час « Никольская сторонка, говорок родной».

Развитию индивидуальных творческих способностей читателей в библиотеке способствует использование активных методов общения, в которых читатель является не пассивным слушателем, не объектом воспитательного воздействия, а активным участником. Примером такой формы работы можно назвать краеведческие посиделки по различным темам, например: «Русская масленица». Воспитательный потенциал краеведческих посиделок в библиотеке значителен. Сбор фольклорного краеведческого материала должен быть организован так, чтобы выработать у участников навыки самостоятельной поисковой работы. Итогом подготовительной работы является примерный сценарий, который в процессе общения корректируется.  Сценарий мероприятия желательно  построить таким образом, чтобы  все участники посиделок и «читатели – актеры», и «читатели – зрители» – одинаково имели возможность проявить себя, участвовать в играх, конкурсах, соревнуясь за звание лучшего рассказчика, чтеца, знатока пословиц, поговорок, обычаев и обрядов своего народа. В краеведческих посиделках сочетаются различные виды творческой


деятельности: исследовательский, педагогический, драматургический, 
исполнительский, используются разнообразные эмоционально выразительные средства: художественные, игровые, технические, живого слова и зрелищных эффектов. 

4. Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите. Например: «Защита народа – священный долг» патриотическая выставка, «Гордится Русь богатырями» литературно-исторический микст. 

5. Гражданско-патриотическое воспитание формирует правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга. Например: «Подвиг во имя России» стенд в холле библиотеки, «Моя Родина – Россия» урок патриотизмачас информации «Три символа родной державы».

Сотрудники многих библиотек подключились к решению проблемы государственной важности – привлечение молодежи к исполнению воинского долга. Библиотекари оказывают  призывникам информационную поддержку, как в стенах библиотек, так и в других учреждениях. Примером мероприятия можно назвать ток-шоу «Глазами истины» на тему «служить или не служить в армии».

Формальный "патриотический набор" – знание гимна, герба, флага, основных статей Конституции обязателен для каждого гражданина как свидетельство его принадлежности к стране. Рождение традиций уважения к государству, его символам, истории, законам происходит достаточно вяло, так как не поддерживается на бытовом уровне в семье. Полученные в школе установки, что каждый "гражданином быть обязан", разбиваются о цинизм взрослых по отношению к законам, государственной власти и символам государства, о "гражданское иждивенчество" и нежелание признать необходимость личной ответственности и личного участия в жизни города и страны. 
Библиотеки пытаются заинтересовать ребят, рассказать об истории государственной символики, о системе управления страной и принципах демократии, используя все доступные для каждого возраста информационные ресурсы. Одним из главных способов формирования гражданского сознания – отход в библиотеке от диктата взрослого, присутствие в мероприятиях диалога, причём не только диалога по вертикали (взрослый – ребёнок), но и диалога по горизонтали (между самими ребятами). Цель – пробудить подрастающее поколение к размышлениям, научить высказывать своё мнение, уважать право на мнение, отличное от твоего. Только обращаясь к личному опыту ребят, к их впечатлениям, переживаниям можно достичь результатов. В качестве примера, который можно использовать в работе, приведём "Декаду молодого патриота", 
Тематический план декады может включать в себя:

Торжественное открытие Декады молодого патриота.

День Отечества, в ходе которого проводятся выставки, беседы, обзоры, вечера и т.д., посвященные истории, настоящему и будущему России и Вологодчины, государственной символике РФ.

День Российской армии, который посвящён русской армии и флоту. Основная задача Дня Российской армии - через историю армии показать отдельные эпизоды истории России. В мероприятиях этого дня можно связать литературу и историю, музыку и историю. Можно провести обзор истории военных учебных заведений. На тематических выставках можно представить батальный жанр живописи, журналы для молодёжи армейской тематики и т.д.

День призывника, в ходе которого можно организовать индивидуальные и групповые консультации различных специалистов по вопросам призыва на военную и альтернативную службу.

День патриотического кино, посвящённый отечественному кинематографу. В ходе этого Дня можно провести видеолекторий "Сыны Отечества", посвящённый выдающимся людям России, который можно дополнить викторинами и конкурсами. Более глубокому осмыслению темы может способствовать сравнение патриотической книги с её киноверсией.

День памяти, посвящённый Великой Отечественной войне и локальным войнам (Афганистан, Чечня). Здесь можно провести вечера - встречи с участниками войн, вечера памяти, посвящённые погибшим землякам и т.д.

День Вологодской области, посвящённый краеведческой тематике.

День юного гражданина. В этот день можно провести встречи с юристами, представителями молодёжных организаций. Можно пригласить ребят, впервые получивших паспорт, и с ними провести разговор о понятиях "гражданин", "гражданственность", "закон", "права и обязанности".

День патриотической книги, в ходе которого можно использовать весь арсенал средств популяризации книги: тематические выставки, вечера, литературные композиции, беседы, обзоры, игровые программы, встречи, читательские конференции, дискуссии, ток-шоу. Например, на тематической выставке "Книги, которые нужны России" можно представить книги, которые воспитывают чувство гордости и уважения к своей Родине, ненавязчиво учат любви и патриотизму, а также книги писателей Вологодчины, воспевающие малую Родину. Также можно провести либо предварительное анкетирование по данной теме, либо предложить участникам библиотечных мероприятий заполнить анкету и опубликовать результаты в качестве итогов декады.

День информации для воспитателей юношества. Здесь сотрудники библиотеки проводятся обзоры книг, периодических изданий, методических материалов по патриотической тематике. Кроме того, подводятся итоги декады, которые можно разместить на информационных стендах, на сайте ЦБС, в периодической печати. 

6. Социально-патриотическое воспитание направлено на воспитание социально-активной личности. Например: «Молодежные субкультуры в России» урок-беседа, «Молодежная политика в Российской Федерации» социально-правовая выставка, «В зоне риска – молодежь» цикл мероприятий: уроки валеологии, нравственные беседы, часы здоровья, выставки-предупреждения. 

7. Героико-патриотическое воспитание ориентировано на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. Например: «Отечества славные сыны» выставка,   час-реквием «Место подвига – Чернобыль». 
Главной задачей библиотек является выявление роли и возможности книги и чтения в становлении личности, постановка их на службу формирования молодого поколения патриотов. 
Современные библиотеки представляют собой уникальные хранилища разнообразных знаний, в том числе и по вопросам, связанным с патриотическим воспитанием. Библиотеки, являясь наиболее доступным социальным институтом, раскрывают с помощью своих фондов сложность и неоднозначность отечественной истории, дают представление о гражданских правах и обязанностях. Таким образом, работа библиотек по патриотическому воспитанию подрастающего поколения должна быть подкреплена мощными интеллектуальными ресурсами книжных фондов.

Отечественная история даёт огромный материал для развития чувства патриотизма. Это, прежде всего великие битвы за Отечество: и Невская, и Куликовская, и Полтавская, и Бородинская. Но сражения с гитлеровским фашизмом даже в этом перечне исключительны. Великая Отечественная война 1941-1945 годов - огромный пласт событий, ещё не до конца изученных, понятых и оценённых. Существует немало толкований, а порой и фальсификаций истории Великой Отечественной войны. Встречаются попытки принизить значение подвига советских людей, сокрушивших германскую военную машину, освободивших свою страну и народы Европы от фашистского порабощения.



Что же в этой связи должны рекомендовать читателю библиотекари? Те книги, которые говорят о войне объективно и правдиво, но при этом подчёркивают гигантское значение всего, совершённого советским народом. Тяготы войны были неисчислимы, на её фронтах полегли миллионы солдат, граждан нашей страны. Но главное - Отечество наше было сохранено. Его отстояли те, кто шёл под пули врага ради спасения Родины, проявляя беззаветное мужество.

Для того чтобы в наше время хранить незапятнанной память о войне, защищать её от любых нападок, мужество требуется немалое. Научить себя и учить других хранить эту память - одна из функций библиотекарей. Ведь только в библиотечных фондах она представлена в организованном виде, доступном для любого пользователя.

Взрослые склонны обвинять молодых в историческом невежестве, забывая, что уже сегодня для человека 10-15 лет от роду середина XX века - древняя история. Беда не в незнании фактов и дат, а в отсутствии интереса к прошлому. Чем больше живых образов будет представлять для ребёнка конкретное событие, тем вероятнее рождение эмоционального отклика души, который может стать началом интереса, а затем и любви к Отечеству. Пытаясь очеловечить историю, построить "мостики в прошлое" нужно выбирать темы, учитывая присущий подрастающему поколению всех времён интерес к жизни знаменитостей, жизни сверстников, истории вещей, собственной персоне и близким людям, к тайнам и приключениям. В качестве примера можно перечислить некоторые темы, помогающие зародить у ребят интерес к прошлому своей страны: "Имя в истории Отечества", "Жизнь замечательных людей", "Россия и россияне в истории мировой цивилизации", "Пишем семейную историю", "Зов предков", "Что было, когда меня не было", "Когда бабушка была маленькой", "Мой день рождения в истории страны", "История моего дома", "Истории лицо живое", "Историю делаем мы". Сочетание рассказа библиотекаря, воспоминаний очевидцев, самостоятельного чтения, разных форм творческой деятельности дают желаемые результаты - у подростков появляется чувство сопричастности к истории большой и малой Родины. Недаром в русском языке образуют логическую цепочку слова: род, народ и Родина. 
По данным социологов, основными источниками формирования исторических знаний в настоящее время являются кино, художественная литература, школьные учебники, рассказы очевидцев, научная литература. Огромная роль художественной литературы в очеловечивании истории и воспитания патриотизма бесспорна. Мы не можем считать культурным человека, если он не читал, например, такие литературные произведения героико-патриотической тематики, как "Бородино", М.Ю. Лермонтова, "Война и мир Л.Н. Толстого, "Судьба человека" М. Шолохова, "Молодая гвардия" А. Фадеева, "Живые и мёртвые", "Солдатами не рождаются" К. Симонова и др.

В настоящее время под предлогом "перегруженности" учащихся, из школьного обучения исключаются многие произведения русской литературы, исповедующие высокие духовные и нравственные идеи. Говорят, что эти произведения "устарели", "непоняты", и их следует заменить современной литературой зарубежных стран. Современная задача детских и юношеских библиотек заключается в том, чтобы при поддержке телевидения и средств массовой информации возродить интерес к русской классике.

Так, сейчас после проката удачных телевизионных фильмов, у молодёжи возрастает интерес к классической литературе, они идут в библиотеки за книгами, где оформляются книжные выставки типа "Посмотрел фильм - прочти книгу". Сегодня популярна едкая фраза о том, что "Россия читающая превратилась в Россию глазеющую". Обидно, но очевидно, что юное поколение лучше воспринимает готовый зрительный образ, чем образ литературный. Но, соединив художественную ценность кинопроизведений, информативность видеоряда с литературными ценностями и живым словом можно получить уникальный результат. В практику работы библиотек с детьми и молодёжью смело входят комплексные формы: видеопоказы - параллельно с чтением и обсуждением, слайд - рассказы, используются медийные и интерактивные возможности электронных носителей. 
В последнее время в библиотеках широкое распространение получил программно-целевой метод деятельности, что позволяет выстроить систему мероприятий, сделав их более эффективными.

Библиотеки активно участвуют в Федеральный целевой программе «Патриотическое воспитание граждан». Кроме того, создаются собственные программы патриотического воспитания. Перечислим некоторые из них: «Земля моя – Вологодчина» (формирование у читателей чувства патриотизма, любви к родному краю, народным обычаям, традициям, прошлому Вологодчины), «Память в наследство», «Память России», «Любовью к Родине дыша», «Отчий дом» (знакомство с литературой о духовном, историческом пути Родины, ее культуре, природе), «Горжусь, что я - россиянин», «О подвигах, о доблести, о славе», «Дарите людям доброту», «Мы живем в …крае», «Растим патриотов», «Память сердца», «Помним. Храним. Дорожим», «Патриотизм – основа воспитания гражданственности россиян», проект «Дети и война», программе патриотического воспитания «Помнить, чтобы жить!», программу «Война в сердце каждого», проект «Я гражданин твой, Россия!»   и т.д.


Российские библиотеки имеют богатый опыт работы по патриотическому воспитанию граждан, однако на протяжении последних пятнадцати лет формы и методы воспитания стали меняться.

Сегодняшнего читателя не интересуют мероприятия, рассчитанные на пассивное восприятие, его привлекают те, в которых он является активным участником. Большой популярностью пользуются исторические диалоги, информационно-познавательные часы, актуальные разговоры, исторические экскурсы, литературно-музыкальные вечера, диспуты, встречи представителей разных поколений…. Для лучшего восприятия в проведении основной массы мероприятий используются мультимедийные средства.

К инновационным библиотековедческим методам относятся: презентация книги, турнир знатоков битв, литературный полигон, пресс-ринг и другие игрового характера методы, заимствованные из 
зарубежных англоязычных стран, особенно из Америки. Между тем, предаются забвению методы накопленные опытом отечественного библиотековедения в России. Среди них - громкие коллективные чтения статей, газет и журналов, отрывков художественных произведений с последующим обсуждением их познавательного и научно-художественного значения для развития духовно - нравственных качеств личности. Возрождение этого метода существенно освежит и повысит качественный уровень системы методов воспитания школьников в духе патриотизма

Разнообразие форм способствует продвижению к читателям информационных ресурсов патриотической тематики, воспитанию уважения к прошлому нашего Отечества и формированию понимания патриотизма как свойства культуры человека.



2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Предлагаю использовать при проведении мероприятий к этой знаменательной дате следующие названия и формы.


Названия:

"Ода солдатскому треугольнику"

"Песни военных лет"

"Он вчера не вернулся из боя"

"Бессмертен спасший Отечество"

"У войны не женское лицо"

"Они защищали Родину"

"Я помню – значит я живу"

"Жди меня...И я вернусь"

"Поклонимся великим тем годам"

"Солдатами спасенная весна"

«Женское лицо Победы»

”Победа советского народа в Великой Отечественной войне“,

”Наш вклад в Победу“,

”Есть такая профессия – Родину защищать“;

”Поэзия войны священной“,

”Ради мира на земле“;

«Отечества славные сыны»

«Многое забудется, такое – никогда»

 «Время выбрало их»

«Поклонимся великим тем годам…»

«В сердце ты у каждого, Победа!»

«Остался в сердце вечный след войны»

«Слава тебе, солдат!»

«Эта память всей земле нужна»

«Ваша Победа – наша жизнь»

«Мы будем чтить ваш подвиг вечно»

«Ты выстоял, мой край родной!»

«Неугасима память поколений»

«Бессмертен тот, кто Отечество спас»

«Грядущего в жизни не будет, коль прошлого помнить невмочь»

«Лишь об Отчизне думали солдаты»

«Поклонитесь солдату, люди!»

«Нет, не ушла война в преданье…»

« Через все прошли и победили»

«Вечная слава, вечная память!»


Приемлемыми будут такие формы работы как:

дискуссия

открытый микрофон

викторины, игры

конкурс рисунков  

конкурс чтецов

вечера-встречи

урок мужества

час истории

историко-литературный час  

урок патриотизма

устный журнал

фотовыставка

кинолекторий

литературно-творческий конкурс

Также предложу такие интересные формы, которые можно использовать в работе с читателями:

Акции: «Солдатские письма», «Герои живут рядом»,  «От сердца к сердцу»;  «Вахта памяти», «Открытка ветерану», «Ветеран живет рядом», «Забота».

Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Цель такого мероприятия – привлечение внимания к тайнам Великой Отечественной войны, раскрытие неизвестных фактов.

Военный «огонек» – встреча с ветеранами и участниками войны, которые делятся своими воспоминаниями за чашкой чая, живое общение, концертные номера.

Флешбук - презентация или знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.

Историко-литературная экспедиция «Война в судьбе моей 
семьи».

Выставка-экспозиция. Слово «экспозиция» пришло в библиотечный лексикон из музейного, где оно означает выставку произведений искусства, исторических и других материалов, подобранных на какую-либо тему и выставленных по определенной системе. Книжная выставка-экспозиция — это синтез библиотечной и музейной выставки. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка, более глубокому пониманию и восприятию представленных на ней документов. Около такой выставки можно проводить интересные беседы, громкие чтения, библиографические обзоры, викторины.

Подготовка таких мероприятий требует много времени и сил, но участие в них дает возможность библиотекам громко заявить о себе и найти свою нишу в складывающейся системе патриотического воспитания

Интернет-ресурсы о Великой Отечественной войне

Победа. 1941-1945 
Сайт портала "Архивы России". Содержит архивные фотодокументы военного периода.

Победители. Солдаты великой войны


Представлена визуализированная модель хода войны, тексты, с представленными в них историческими фактами и воспоминаниями участников и очевидцев событий, архивные хроники.

Великая Отечественная война. 1941-1945


Представлена история Великой Отечественной войны в рубриках: История, Фотографии. Плакаты, Политики, Полководцы, Герои и др.

Патриотизм – чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Исторический опыт показывает, что общество, не способное воспитать в себе патриотическую смену, обречено на беды. Поэтому необходимо сделать все возможное для воспитания граждан – патриотов, имеющих качественное образование, психологически готовых к конкуренции, перемене стиля и места жизни, работы, обладающих свободой мышления и готовностью к творчеству, стремлением к самореализации; способных поддержать свое здоровье. Если общество практикует историческое и культурное забвение, оно превращает своих сограждан в маргиналов, обрекающих его на вырождение. Гражданственность и патриотизм не столько воспитываются (хотя и это важно), сколько формируются той культурной средой, в которой происходит социализация индивида, при том условии, что ей присущ дух уважения и бережного отношения и к своему историческому прошлому, и к мировому культурному наследию. Общеизвестна формула: "Патриотами не рождаются – патриотами становятся". Становятся под влиянием тех факторов, тех условий, в которых живут. Возродить патриотические чувства можно решением разных задач, в том числе и через физическое развитие молодежи и формирование потребности в здоровом образе, через изучение истории своей страны и культурного наследия прошлого, традиций русского народа, через бережное отношение к природе (эколого-патриотическое воспитание).

Низкий уровень гражданского воспитания молодежи представляет угрозу суверенитету России в условиях появления в современном мире новых вызовов и проблем. Заявленный руководством России курс на инновационное развитие экономики в условиях суверенной демократии осуществим только в условиях высокой гражданской активности. Поэтому подъем личной ответственности всего взрослого населения за судьбу Отечества и формирование высоких гражданских качеств молодежи путем организации гражданского воспитания – необходимая предпосылка возрождения высокого уровня гражданского сознания подрастающего поколения, от которого зависит, какой быть России и россиянам в XXI веке. 
Использованы материалы: 
1.Башкова Н.Г. Патриотическое воспитание в муниципальных библиотеках [Электронный ресурс] // МБУК «Новозыбковская городская централизованная библиотечная система: [сайт]. - Режим доступа: http://nowbibl.ru

2.Гурьян З.П. Патриот. Гражданин, Читатель: патриотическое воспитание детей и юношества в библиотеке [Электронный ресурс] // Омская областная библиотека для детей и юношества: [ сайт]. – Режим доступа: http://oubomsk.ru

3.Методические рекомендации к 70-летию Победы [Электронный ресурс]// Усть – Ордынская Национальная библиотека им. М.Н. Хангалова: [cайт]. – Режим доступа: http://oulib.ru

Составитель, компьютерный набор:

Большакова И. С., зав. методическим отделом ЦРБ им. Г. Н. Потанина

МКУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система

Никольского муниципального района»

Центральная районная библиотека

им. Г. Н. Потанина

Вологодская область г. Никольск ул. Красная 89



Тел. 8(817 54) 2-12-40; e-mail: [email protected]

Каталог: files - metod rekomend
files - Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files - Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files - Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files - Программы
files - Выпускных квалификационных работ
metod rekomend - Методические рекомендации по разработке вопросов конкурсных заданий
metod rekomend - Учим быть здоровым: Работа библиотек по формированию здорового образа жизни у детей, подростков и молодёжи




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!