За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь па первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик сможет применить эти знания, зависит его будущее самоопределение.
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.
Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Задача педагога - проверить не только знания, но и элементы практического усвоения учащимися нового материала.
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.
Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала - уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой по предмету.
Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
В-третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
контролирующую;
- обучающую;
- диагностическую;
- прогностическую;
- развивающую;
- ориентирующую;
- воспитывающую.
Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
Контроль должен быть:
целенаправленным,
объективным,
всесторонним,
регулярным,
индивидуальным.
Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, промежуточный (периодический) и итоговый.
Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.
Устный опрос - наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся.
Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.
Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты, сочинения, ответы на вопросы, решения задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов. По продолжительности письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7-15 мин), когда проверяется усвоение небольшого объема учебного материала, и более длительными, но не свыше сорока минут.
Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.
Оценка - это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.
Отметка выступает, как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.
Для учителя оценка является результатом обработки той информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в системе учитель - ученик. Осуществляя обработку этой информации, учитель выставляет ученику отметку, которая служит количественным выражением оценки.
Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося.
Анализ традиционных методов проверки показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому «качество» трактуется сегодня достаточно произвольно, учителем разрабатывается своя система проверочных заданий. Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагогов была адекватной, справедливой и объективной.