СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последнее время в мире изменились приоритеты образо­вания. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь па первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания.   Причины понятны: в на­стоящее время знания быстро устаревают или оказываются не­достаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновле­ния и пополнения. От того, как ученик сможет применить эти знания, зависит его будущее самоопределение.

   Контроль знаний учащихся является составной частью про­цесса обучения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учите­лю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовре­мя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.   Задача педагога - проверить не только знания, но и элемен­ты практического усвоения учащимися нового материала.    Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнару­жении достижений, успехов учащихся, в указании путей совер­шенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы созда­вались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.       Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала - уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными про­граммой по предмету.       Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтро­ля, формированием потребности в самоконтроле и взаимокон­троле.      В-третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы. Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции: контролирующую; - обучающую; - диагностическую; - прогностическую; - развивающую; - ориентирующую; - воспитывающую. Выделение функции контроля подчеркивает его роль и зна­чение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реали­зация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс. Контроль должен быть: целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным, индивидуальным.           Различают следующие виды контроля: предварительный, те­кущий, промежуточный (периодический) и итоговый.          Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями, навыками.         Устный опрос - наиболее распространенный метод контро­ля знаний учащихся.   Различают фронтальный, индивидуальный и комбинирован­ный опрос.      Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты, со­чинения, ответы на вопросы, решения задач и примеров, состав­ление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подго­товка различных ответов, рефератов. По продолжительности письменные контрольные работы могут быть кратковременны­ми (7-15 мин), когда проверяется усвоение небольшого объема учебного материала, и более длительными, но не свыше сорока минут. Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оцен­кой и отметкой. Следует различать эти понятия.    Оценка - это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.    Отметка выступает, как результат этого процесса (резуль­тат действия), как его условно формальное выражение.       Для учителя оценка является результатом обработки той ин­формации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в системе учитель - ученик. Осуществляя обработку этой информации, учитель выставляет ученику отметку, которая служит количественным выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося.    Анализ традиционных методов проверки показал, что систе­ма оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому «качество» тракту­ется сегодня достаточно произвольно, учителем разрабатывает­ся своя система проверочных заданий. Чрезвычайно важно, что­бы оценочная деятельность педагогов была адекватной, справедливой и объективной.