Технология «Французские мастерские» на уроках изобразительного искусства
XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многогранность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь – невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.
Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю – не знаю, умею – не умею, владею – не владею, а где есть тезис ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, тренируюсь – и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
В свою очередь, иными становятся и задачи учителя – не поучать, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Вовлечение детей в творческую деятельность может быть осуществлено посредством использования в учебной деятельности технологии «Французские педагогические мастерские», разработанной во Франции в 20–х годах XX века добровольной группой ученых и практиков. «Французская группа нового образования», уже несколько десятилетий объединяющая тысячи педагогов, справедливо утверждает, что все прогрессивные изменения в обществе так или иначе связаны с трансформациями в системе образования.
Ведущие идеи французских педагогических мастерских: все дети способны, каждый ученик должен ощущать радость открытия, дети любят работать руками, каждый ребенок имеет право на ошибку, труд ученика должен иметь смысл. Результатом деятельности педагогических мастерских становятся не только реальные знания или умения, но и сам творческий процесс. Педагогическая мастерская – это своеобразная форма сотрудничества учителя и ученика, способствующая созданию гармоничных условий для приобретения нового опыта путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской с её участниками работает не столько учитель, сколько мастер, выступающий одновременно в роли организатора учебно-творческого процесса и художника, которому не менее, чем ученикам, интересна изучаемая тема.
Понять атмосферу и специфику мастерской помогают комментарии, мысли и высказывания работающих по данной технологии:
- «Важно новые знания присоединять к тому, что ребенок уже знает»;
- «Необходимо уйти от постоянной оценки результатов»;
- «В задачу учителя входит создание в классе атмосферы открытости»;
- «Ребёнок может (и должен) делать ошибки, но ошибки не должны быть осмеяны»;
- «Учиться – значит придумывать»;
- «Часто наши подсказки грешны, ибо они далеки от того, что происходит в голове ученика»;
- «Вместо подсказки мастер изобретает ситуацию, чтобы дети развили то верное, что нашли, и отказались от ошибочных идей»;
- «В мастерской должно быть пространство для мыслей»;
- «Решая за детей, что красиво, что нет, мы лишаем их способности к анализу и критике»;
- «Постоянный поиск – обычное состояние мастера»;
- «Мастерская – это маэстро, который наигрывает тему, а я в ней тру, мну, рисую, стираю, пишу, леплю, мастерю, строю, ибо моя тема – это я сам».
Такие высказывания не могут оставить равнодушными людей, работающих именно в сфере художественного образования. В рамках художественно-творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. д.) её применение приносит качественно новые положительные результаты.
Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм. Прежде всего участники выполняют мотивирующее деятельность задание, связанное с каким-либо словом, мелодией, рисунком, предметом, ассоциацией, воспоминанием. Далее следует работа с самым разнообразным материалом (в зависимости от темы занятия): бумагой, кожей, пластилином, живописными, графическими или природными материалами. Поощряются индивидуальность манеры, независимость суждения, изобретательность в использовании разнообразных художественных техник.
В ходе мастерской помимо индивидуальной работы обязательно используется коллективная с целью реализации идеи диалога, который помогает каждому ребенку оценить себя и увидеть тему по-новому. Следующим логическим этапом мастерской является обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре или группе, которое может быть организовано на основе представления полученных результатов друг другу (в форме просмотра, выставки-экспромта или презентации). Самоанализ, сравнение собственных работ с работами других учеников неизбежно приводят к эмоциональному всплеску и потребности в получении новых знаний. Поэтому следующим этапом деятельности мастерской может быть ознакомление с культурно-историческими аналогами – произведениями, созданными профессионалами в соответствующих областях культуры и искусства. Аналоги могут быть представлены вербально, на видео, в текстах заранее подготовленным учеником, учителем или приглашённым специалистом. Важно, чтобы источник информации был достаточно авторитетным. Обновлённые представления становятся предпосылками для принятия учащимися решения о продолжении своей деятельности. Далее следует процесс рефлексии, также являющийся необходимой составляющей мастерской. «Рефлексия – это отражение чувств, возникших у учеников в ходе мастерской, приводящее к усовершенствованию дальнейшей работы мастера и обучаемых; это анализ успеха или неуспеха на каждом этапе мастерской, это осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта в результате его преодоления». Заключительным пунктом в алгоритме деятельности творческой мастерской может являться слово мастера, который ненавязчиво и компетентно управляет творческим процессом, а затем наравне с детьми представляет свои проекты, идеи и решения. Таким образом, соединение в мастерских трех компонентов – учения, общения и творчества – неизбежно будет оказывать развивающее воздействие на личность ученика и создаёт предпосылки для его успешной художественной деятельности.