Инновационные технологии инклюзивного коррекционного дошкольного обучения.
Учитель – логопед высшей квалификационной категории
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №111» Авиастроительного района г.Казани
Карпова Любовь Михайловна
Стаж работы: 12 лет, Педагогический стаж: 12 лет, в данной должности: 12 лет.
Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность образования для всех его участников на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. Инклюзия — это шанс придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья, так как данная категория детей нуждается не только в чутком отношении и постоянной поддержке и коррекционном сопровождении, но и в предоставлении возможности развития способностей и достижения успехов в школе, в дальнейшей социализации.
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:
▫ Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
▫ Каждый человек способен чувствовать и думать;
▫ Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
▫ Все люди нуждаются друг в друге;
▫ Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
▫ Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
▫ Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
▫Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Для эффективности коррекционного процесса необходима организация в ДОУ ранней диагностической работы с детьми, психолого-педагогическое сопровождение ребенка для его успешной социализации в будущем, применение инновационных технологий обучения, учет индивидуальных потребностей и возможностей, предоставление детям свободы выбора, взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с родителями учеников, с администрацией ДОУ, с учителями начальной школы и другими заинтересованными инстанциями.
Исходя из диагностики воспитанников дошкольных учреждений все большее количество детей имеют различные ограничения здоровья: речевые нарушения, двуязычие, нарушения слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, гиперактивность с дефектом внимания, повышенную утомляемость, проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, недоразвитие моторной сферы и сенсорных функций и др.
Основная направленность логопедических занятий — коррекция речевой функции с опорой на сохранные возможности ребенка в тесной связи с формированием всех психических и поведенческих процессов, с применением инновационных технологий, направленных на сохранение и преумножение здоровья воспитанников, что создаст предпосылки для полноценного развития личности ребенка.
Чтобы заинтересовать дошкольников, нужно применять нестандартные идеи, инновационные технологии, разработанные творческими педагогами - практиками. На современном этапе в коррекционной работе с дошкольниками применяются следующие образовательные технологии:
- игровые технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- технология «ТРИЗ»;
- технология проблемного обучения;
- технология развивающего обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология портфолио дошкольника;
- технология портфолио педагога;
- здоровьесберегающие технологии, которые подразделяются на 3 группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (телесноориентированные технологии);
2. Технологии обучения здоровому образу жизни;
3. Коррекционные технологии;
Игровые технологии. Игра как составляющая обучения, творчества, терапии, модели отношений.
Цель игровой технологии - дать возможность пережить в игровой ситуации волнующие его проблемы и отношения при полном внимании и сопереживании взрослого, что так важно для детей с особыми возможностями и потребностями.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного воспитания и обучения личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, эффективных условий развития, развитие и совершенствование сохранных природных потенциалов.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников процесса: ребенок - педагог, ребенок - ребенок, ребенок - родитель. Преимущество технологии: ребенок ощущает свою важность и необходимость в коллективе.
Технология исследовательской деятельности видит своей целью формирование у дошкольников способности к исследовательскому типу мышления.
Проектные технологии не существуют без использования ТРИЗ - технологии (технологии решения изобретательских задач). При создании творческого проекта воспитанникам предлагается проблемная задача, решаемая методом исследования или эксперимента. Белинский В. Г.: «Где нет простора для проявления способности, там нет и способности».
Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению под руководством педагога, в результате чего приобретаются знания, умения, навыки, усвоение способов самостоятельной деятельности и развитие познавательных, мыслительных, творческих способностей.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся в поиске способов решения задач через организацию исследовательской и поисковой деятельности обучающихся с целью стимулирования рефлексивных способностей ребенка, обучения навыкам самоконтроля и самооценки.
Информационно-коммуникационные технологии. Современный мир, в котором развивается ребенок, предъявляет всё новые требования к дошкольному воспитанию как начальному звену образования. Использование современных информационных технологий в процесс обучения позволяет существенно повысить мотивацию детей, способствует раскрытию их способностей, активизации познавательной и интеллектуальной деятельности.
Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений, успехов, эмоций во всех видах деятельности, возможность воссоздать приятные моменты своей жизни, своеобразный лист развития ребенка. Портфолио позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку. Портфолио включает данные о рождении, знаке зодиака, кто из знаменитостей родился в этот день, что означает имя, генеалогическое древо; вес, рост, ладошку в разные возрастные периоды; умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за год, фотографии членов семьи, рисунки ребёнка, рассказы о себе и семье, друзьях, рисунки и фотографии семейного досуга, работы детей, сделанные своими руками, рассказы о ребёнке глазами родителей, воспитателя, друзей, интересные высказывания, размышления, дипломы, грамоты. С помощью портфолио родители узнают желания, интересы ребенка.
Портфолио педагога позволяет видеть результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой самоанализа, оценки профессионализма и результативности работы.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают возможности сохранения здоровья ребенка, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
1 группа - телесноориентированные технологии:
- биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
- растяжки (стретчинг)– чередование напряжения и расслабления в различных частях тела;
- упражнения на релаксацию;
- дыхательные упражнения;
- ритмопластика - выражение мысли и эмоции движениями в случаях затруднения их передачи словами;
- динамические паузы - подвижные игры, игры на формирование осанки, пальчиковые игры, физминутки, массаж лица, кистей рук, пальцев, ритмические упражнения, су – джок терапия;
- кинезиологические упражнения – комплекс движений для активизации межполушарного взаимодействие;
- гимнастика для глаз;
- бодрящая, корригирующая, ортопедическая гимнастика - система упражнений для исправления позвоночника, для равновесия; для выработки правильной осанки;
- аурикулотерапия — направление рефлексотерапии с использованием массажа, иглоукалывания, электрического, термического воздействия на биологически-активные точки ушных раковин;
- литотерапия - энергетическое воздействие камня на организм человека.
2 группа - технологии обучения здоровому образу жизни:
- игротреннинги (двигательные, пальчиковые, дыхательные) и игротерапия (комплексное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы и т.д.);
- физкультура;
- коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье»;
- самомассаж, точечный самомассаж;
- (БОС): обучение диафрагмальному релаксационному дыханию ( для детей старшего дошкольного возраста с особенностями поведения). Приборы БОС дают возможность увидеть и услышать, как работают органы, выработать физиологически правильное функционирование тренируемого органа.
3 группа - коррекционные технологии:
- арт – терапия – исцеление искусством, средство самовыражения через рисунок, игру, сказку, музыку, посредством невербального общения, что важно для тех, кому сложно выражать свои мысли словами. Современная арт - терапия включает оригами, драматерапию, сказкотерапию, видео и аудиотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, песочную терапию, игры с водой, смехотерапию, ароматерапию, цветотерапию, мнемотехнику и др.
- игровые технологии коррекции поведения;
- имаготерапия – в психотравмирующей ситуации ребенок представляет себя в образе любимого героя и действует так, как действовал бы этот герой;
- психогимнастика - выражение переживаний, проблем, эмоций посредством движений, мимики и жестов;
- фонетическая ритмика – комплексная методика по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи;
- логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания;
- вестибулярные пластинки или трейнеры позволяют логопеду в процессе работы с ребёнком эффективно и быстро поставить многие сложные звуки.
Виды пластин и трейнеров:
- стандартная пластина рекомендована детям 3 - 7 лет с проблемами речи, обусловленными дисфункцией мягких тканей, участвующих в процессе артикуляции;
- эластичная пластина детям 2-летнего возраста при длительном сосании пустышки или пальца, провоцирующем возникновение открытого прикуса, для скорейшего отвыкания ребёнка от этих вредных привычек и профилактики возникновения речевых нарушений;
- трейнеры «Infant» для детей 3 - 5 лет позволяют выработать правильное положение языка в покое и при глотании, устранить межзубный сигматизм;
- преортодонтическая модель предназначена для детей 6-10 лет, нормализует тип дыхания, положение языка при глотании и в покое, снижается избыточное давление внешних приоральных мышц, снимется напряжение подбородочной мышцы, устраняется скученность зубного ряда.
Использование перечисленных технологий, создание эффективных условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ, соответствующего состоянию их здоровья, потребностей и возможностей, является условием успешной реализации инклюзии.
Использованная литература:
Атемаскина Ю.В. Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Спб.: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.
«Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида» Сборник материалов. Спб, Детство-пресс, 2011 г.
Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику?//Методист.-2004.-№ 5.–С.56
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Сост.Еременко Н.И., Волгоград, «Корифей», 2009 г
Белая А.Е, Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. М, ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
Микляева Н.В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2006.
Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005.
Е.Л. Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. Спб, 2006 г
Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. М., 2003 г
Е.С.Бабина «Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе». Журнал «Логопед» №
Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008.
Калашникова И.Л.,Чапала В.М., Минаева И.Н. Вестибулярные пластинки в работе логопеда // Логопед, 2004, № 3, с. 121.
Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2005, 84 с.
Электронный ресурс: сайт журнала «Дошкольное образование» http://dob.1september.ru/, www.logoburg.com, Википедия.