СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в образовательном процессе.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как оживить процесс обучения и пробудить у учащихся тягу к знаниям? Всё гениальное просто: создать условия, в которых ученик выступает в качестве исследователя, учёного или первооткрывателя. 

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в образовательном процессе.»

Министерство образования РД

МКОУ Гимназия №3



Доклад на тему:

Инновационные технологии в образовательном процессе.





Учитель физики Габибуллаева Хафия Абдуллаевна

г .Хасавюрт 2015 го



Мир физики столь же велик,

сколь неисчерпаем мир знаний!



Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры – информационной. Овладение этой культурой начинается с раннего детства. Поэтому сегодня главными задачами школьного образования являются подготовка учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружение их современными средствами и технологиями работы, формирование у них информационной культуры.

Кроме этого в условиях информационного общества потребностью человека на протяжении всей его жизни становится самостоятельное непрерывное пополнение знаний и их применение.

Современное интерактивное оборудование позволяет эффективно осуществлять организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников, развивать критическое мышление, культуру общения, умение выполнять различные социальные роли.

Такое оборудование, включающее в себя персональный компьютер Acer, мультимедиа проектор Gaoke и интерактивную доску SMART Board установлено и в нашей школе.

Мне повезло, что такую доску установили и в моём кабинете физики. Но как ей пользоваться я толком не знала, как и многие учителя нашей школы. У меня были некоторые навыки работы на компьютере, огромное желание научиться работать на этой доске и мои ученики, которые для меня были моими незаменимыми помощниками в процессе овладения доской. На сегодняшний день интерактивная доска является палочкой-выручалочкой для хорошей организации моих уроков. Я точно знаю, что я узнала не все возможности доски, стараюсь постоянно пополнять свои знания и использую все познанные мной её возможности на своих уроках. Многие учителя считают, что пока ещё в школах можно обойтись и без интерактивных досок. Конечно можно! Но, всё, же пусть они будут! Выскажу свои доводы в пользу этого.

В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, полностью управлять любой компьютерной демонстрацией, взаимодействовать с ней с помощью обучающих программ на CD/DVD и специального программного обеспечения. С помощью доски особенно удачно реализуется один из важнейших принципов обучения – наглядность, потому что она даёт возможность выводить картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты и делать цветные пометки и комментарии, вносить поправки и коррективы, работать с любыми компьютерными программами, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

С использованием доски без увеличения объема образовательной информации дети глубже «погружаются» в предмет изучения и обсуждения. Резко повышается эмоциональность изложения и восприятия материала, информационная ёмкость урока, экономится драгоценное время.

Вместе с тем, интерактивная доска – всего лишь инструмент, предназначенный повысить эффективность учебного процесса, которым следует грамотно пользоваться.

Первая задача, которую позволяют решать интерактивные доски и сенсорные дисплеи, – уйти от привнесённой компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала. Эта форма хороша для введения в тему, первичного знакомства с материалом. Более глубокое освоение потребует интерактивного взаимодействия с компьютером, желательно с включением моторики. Здесь полезны компьютерные тренажеры и виртуальные модели.

Вторая задача интерактивных досок – экономия времени на занятиях за счет частичного отказа от рисования схем, диаграмм и конспектирования. Обучающиеся по окончании урока получают файл с его записью, который могут просмотреть дома на компьютерах в пошаговом режиме. При этом не только доступны предлагаемые преподавателем иллюстрации и записи, но и правильно воспроизводится последовательность его действий у доски.

.

Третья задача интерактивных досок – повышение эффективности подачи материала. В советской системе обучения преподаватель был весьма ограничен в подаче материала. Чаще всего в его распоряжении имелся лишь тематически оформленный кабинет, плакаты или карты. Основную часть материала он отражал на доске или показывал на учебных пособиях.

Сейчас ситуация меняется. Проектор может выводить на поверхность интерактивной доски заранее подобранное слайд шоу. Акустические системы создают в аудитории нужный фоновый звук, а преподавателю остается позаботиться о содержательной части материала – писать или рисовать на интерактивной доске. По силе и глубине воздействия на аудиторию грамотно построенное занятие с использованием компьютера и интерактивной доски может сравниться с кино и театром.

Четвертая задача интерактивной доски в аудитории – организация групповой работы (или групповых игр), навыки которой сегодня принципиально важны для успешной деятельности во многих областях.

В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека.

В учебном процессе важную роль играют технические средства обучения. Главная задача их применения – повысить эффективность обучения и оптимизировать учебный процесс, в связи с модернизацией российского образования. Это выдвигает новые требования к подготовке учителя-предметника, ставит перед ним новые проблемы, заставляет осваивать новую технику и создавать новые методики преподавания, основанные на использовании современной информационной среды обучения.

Дидактические функции ТСО:

Уменьшение затрат времени;

Передача необходимой для обучения информации;

Рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;

Обеспечение деятельности учащихся и педагога

Основные усилия разработчиков программных продуктов направлены на разработку обучающих программ, рассчитанных на индивидуальное использование в режиме "Репетитор". Но даже те мультимедийные продукты, которые доступны школе, не имеют полноценного методического сопровождения. Ещё более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке, поскольку невозможно изменять и дополнять учебный материал или планировать его по другой схеме.    
     Иначе говоря, структура предлагаемых программных продуктов ограничивает возможности учителя по самостоятельному моделированию урока.

Преобладающими  причинами,  затрудняющими  использование готовых электронных учебных пособий, являются несоответствие содержания и структуры электронного пособия методическим особенностям преподавания конкретного учителя независимо от предмета. Кроме того, опираясь на собственный опыт овладения электронными учебниками можно назвать общие недостатки готовых электронных учебных разработок в аспекте применения их на уроке:

• различный интерфейс электронных пособий, затрудняющий вводный инструктаж учащихся при эксплуатации нового технического средства обучения;

• излишне разветвлённая структура пособия, увеличивающая время доступа к нужной информации;

• несетевая версия пособия, вызывающая затруднения в установке и тиражировании пособия на локальные компьютеры.

Поэтому, используя мультимедийное оборудование, я создаю  собственные разработки видеоуроков, начиная с конспектов и слайдов. В своей работе я рассматриваю процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в систему подготовки и проведения урока с целью повышения качества обучения, в частности, применение пакета программ  Microsoft Office. Информационные технологии обучения при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся,





При изложении нового материала компьютер позволяет сопровождать его динамическими иллюстрациями, компьютерными моделями, текстами, видеофрагментами. Компьютерные модели оживляют изложение материала, обеспечивают демонстрацию, того, что не удаётся показать в натуральном эксперименте и трудно воспринимается в статистических рисунках.

Учитель может перед уроком создать компьютерную модель урока, используя все доступные средства: книги, учебные и дидактические пособия, мультимедийные средства. Интерактивная доска поможет оживить эту модель, сделать рабочей в интерактивном режиме, поможет вернуться к любому этапу урока, сохранить для дальнейшего использования любую страницу, смоделированного или проработанного этапа урока, что даст возможность вернуться к ней в любой момент.



  Электронные интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью интерактивной доски я смогла всецело завладеть вниманием учеников на уроках и получила возможность общаться с классом, не отходя от доски, продолжая работать с материалом.

Дети утверждают, что образовательный процесс стал более активным, интересным и увлекательным. Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку их знаний, чтобы лишний раз поработать с доской.   
      Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при использовании обычной доски.

Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети, а учебное время использовалось максимально продуктивно.

 Однако, молодежь сильно изменилась. Примерно 1/3 школьников испытывает естественный интерес, свойственный молодости, к получению любых знаний. Вторая треть совершенно безразлична к информации, не связанной с примитивными жизненными интересами (еда, популярная музыка или зрелища). Ещё одна треть находится в пассивном состоянии и готова присоединиться к первой или второй группе в зависимости от простого численного перевеса.



Как оживить процесс обучения и пробудить у учащихся тягу к знаниям? Всё гениальное просто: создать условия, в которых ученик выступает в качестве исследователя, учёного или первооткрывателя. Вспомним слова А.Эйнштейна «Очень важно не перестать задавать вопросы. Любопытство не случайно дано человеку». И учитель в первую очередь должен стараться создать атмосферу, сопутствующей поиску и творчеству, сделать учебную деятельность увлекательной и интересной



Новые информационные технологии создают ребенку прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными. И это тоже очень важно. Кстати, факт востребованности вызывает у ребят и повышенное чувство ответственности за выполняемую работу, ведь ее могут увидеть одноклассники, родители, учителя!

Учащимся всегда хочется поиска, новизны, игры, вместо монотонного заучивания и однообразной структуры уроков. Ребенок может развивать свои потенциальные способности, природные задатки только при условии, если он будет иметь возможность работать в различных режимах, но с приоритетным акцентом на индивидуальную самостоятельную деятельность.

При умелом использовании на уроке современных интерактивных средств обучения детям легко и интересно учиться и каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами.



На своих уроках я использую интерактивные и мультимедийные средства в следующих вариантах, предполагающих основные виды деятельности учителя: 

1). Объяснение нового материала.

  • Подбор текстового и графического материала по теме урока;

  • Создание учебно-дидактической презентации;

  • Создание наглядного раздаточного материала;

  • Создание мультимедийных пособий.

  2). Контроль усвоения пройденного материала.

  • Разработка контрольных и самостоятельных работ.

  • Разработка электронных тестовых заданий.

  • Разработка опорных конспектов.



  3). Дополнительное образование.

  • Организация проектной деятельности учащихся.

  • Повторение материала, решение задач при подготовке к  ЕГЭ.

  • Подготовка материалов для проведения школьных конкурсов и олимпиад.

4). Закрепление пройденного материала.

5). Уроки-телемосты



Применение мультимедийных материалов: объяснение опытов, моделирование физических процессов, явлений.

Преимущества преподавания с использованием возможностей интерактивной доски я продемонстрирую на основе разработанного мной методического пакета по теме: « Давление»7 класс, а также комплекта электронных тестов для проверки знаний учащихся.

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации

Презентации, посвященные проверке знаний учеников, содержат материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Еще один способ использования ТСО – это компьютерное тестирование, которое дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к пропущенным вопросам и сделать «работу над ошибками».



Мною разработаны электронные тесты для проверки знаний учащихся 7 -9 классов после изучения главы, а также после окончания изучения учебника.

Тесты по главам содержат 10 вопросов и установлены на время от 10 до15 минут, а тесты, которые проводятся в конце учебного года, содержат 15 вопросов и рассчитаны на время от 30 до 40 минут. Вопросы теста и ответы настроены так, что они задаются в случайном порядке и это даёт возможность работы по этим тестам всех учащихся класса, без подсказки друг другу.

Некоторые вопросы тестов сопровождаются рисунками и схемами.

Вся работа выполнена с расчётом на учебник физики по автору А.В Пёрышкин



Конечно, время проведения теста учитель может регулировать сам, остановив работу учащихся через определённое время. После того, как ученик заканчивает работу с тестом, на экране высвечивается оценка по 5 бальной шкале. Это очень помогает учителю в работе, экономя время на проверку правильности выполнения заданий, в отличие от обычных тестов. Учащимся тоже больше нравится работать с электронным тестами; увлекает и сам процесс работы с электронным оборудованием и возможность сразу узнать оценку своей работы.

Электронные тесты можно хранить годами, в отличии от обычных тестов на бумаге.

Файлы тестов можно открыть на интерактивной доске и работать над тестом всем классом. Это будет фронтальный опрос по пройденной главе. Если ученики работали над тестами каждый отдельно на компьютере, то после выставления оценок учащимся можно перейти к разбору ошибок учащихся на интерактивной доске. Все слушают с интересом, т.к. только что и они размышляли над этими вопросами.

Некоторые вопросы тестов сопровождаются рисунками и схемами.

Вся работа выполнена с расчётом на учебник физики по автору А.В Пёрышкин

Кроме того для 7 класса по теме «Давление» учащимися был создан учебный проект « Чудеса давления» с использованием ИКТ, который в дальнейшем используется как дидактическая разработка на уроках с интерактивной доской.

Во время подготовки методического пакета по теме: « Давление» учащиеся 7 класса сами готовили опыты и показывали их.





Это учебный проект с использованием ИКТ дал возможность учащимся почувствовать себя исследователями и конструкторами, и итогом их работы стала презентация, которую можно использовать в дальнейшем на уроках. как методическую разработку для интерактивной доски.

Как же используются на уроке эти разработки?

Опыты, которые демонстрируют учащиеся, смотрят ученики на уроке на интерактивной доске и пытаются объяснить, опираясь на знания по теме.

Можно вначале включить запись без звука, а после ответов класса – включить звуковое сопровождение и сравнить объяснения. Такой метод постановки вопроса очень увлекает детей. Когда вопрос идёт не от учителя, а от учеников параллельного класса - это воспринимается, как брей ринг между классами. Учащиеся уже настроены, подготовить встречные вопросы.

Очень увлечённо работают ученики и со сборными рисунками приборов. Этот процесс напоминает складывание мозаики. В это время у доски одновременно могут работать 2 учащихся. Пока один собирает рисунок , другой может рассказывать устройство этого же прибора .После того как рисунок или схема собрана следующий ученик может подойти к рисунку и написать названия деталей прибора.



Ученик, который рассказывает, стоит спиной к доске, на которой собирается рисунок или схема прибора и лицом к классу. Учащиеся имеют возможность одновременно видеть и слышать устройство прибора. Желающих выйти к доске много. Ученик у доски, собрав схему, рассказывает об устройстве прибора.



Список использованной литературы:

1.А.В.Пёрышкин Физика 7 класс 2013 г.

2.А.В Пёрышкин Физика 8 класс 2013

3.А.В. Пёрышкин, Е.М. Гуткин Физика 9 класс 2014

4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., Сентябрь, - 1996

5. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М.,1998.

Просвещение, 1977. -240с. 8. Савченко Н.А

6. Костецкая С.ЕМашина должна работать, а человек думать. Журнал “Ментор”№1'2008

7.“Быстрый старт” Руководство пользователя 9.Кондратова О.А.

8. Савченко Н.А. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании.

9.Кондратова О.А. Уроки физики с интерактивной доской. Стр.93-94 // XVII конференция-выставка “Информационные технологии в образовании”: Сборник трудов участников конференции. Часть III. – М.: “БИТ про”, 2007 – 248 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!