ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТНЛЬНОГО И КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА
И. В. Матьянова
БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Минобразования Чувашии,
г. Чебоксары
[email protected]
Аннотация. В статье рассматривается приемы использования инновационных технологий на уроках родного (чувашского) языка. Описаны основные виды инновационных технологий. Статья адресована широкому кругу педагогов, заинтересованных в оптимизации современного учебного процесса.
Ключевые слова: игровая технология, технология проектного обучения, технология дифференцированного обучения, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, технология интегрированного обучения, технология активного обучения, СКРАЙБИНГ-технология,
«Инновация» — что это такое? Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.
Я работаю с особенными детьми и считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии:
— Игровая технология.
— Технология проектного обучения.
— Технология дифференцированного обучения.
— Технология развития критического мышления.
— Здоровьесберегающие технологии.
— Технология интегрированного обучения.
— Технология активного обучения
Игровые технологии — на своих уроках применяю деловые, дидактические, народные и ролевые игры. Наблюдая за учащимися, я пришла к выводу, что деловые и ролевые игры не очень им нравятся. Зато большим "спросом" пользуются дидактические игры (кроссворды, лото, сказки, домино, игры-задания и др.), а также народные подвижные игры. Применение игр на уроках чувашского языка показывает востребованность учащимися данной технологии. Мною было опрошено 53 учащихся с целью выявления позитивного отношения к используемой технологии. В результате уроки-игры нравятся всем ученикам из опрошенных. Под моим руководством разработали и накопили небольшой «Запас» дидактических игр: «доминошки» по темам: «Глаголы», «Животные», «Части тела», «Цвета»; настольные игры-сказки из пластилина, и глины; «Кроссворды» по темам: «Деревья», «Птицы», «Музыкальные инструменты» и т.д.
Технология проектного обучения — это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Применяю и краткосрочные, разрабатываем на одном-двух уроках; средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (на 5 лет).
В 2018-2019 учебном году с учениками разработали социальный проект в честь 550-летия г.Чебоксары «Родному городу – 550». Проект ориентирован на учащихся и дошкольников. Данный проект посвящен родному для детей городу, его истории, памятным местам. В 2017 году был разработан внеурочный социальный сетевой проект «Сделай мир лучше».
Технология дифференцированного обучения. При таком обучении на первое место выдвигается индивидуализация обучения - процесс раскрытия индивидуальности обучающегося. Разработаны индивидуальные рабочие программы. Такая технология позволяет выявить способности, интересы обучающегося, позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Технология развития критического мышления позволяет сделать ученика активным участником учебного процесса, позволяет активизировать такие психические процессы как восприятие, внимание, память, мышление, речь. Мы с ребятами разработали СКРАЙБИНГ-технологию на уроках чувашского языка. Его использую для объяснения нового и проверки усвоенного материала, как средство обобщения изученного, как домашнее задание, как «мозговой штурм» и рефлексия на уроке.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции, становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Технология интегрированного обучения. В.А. Афанасьев считает, что интегрированный подход можно отождествлять с синтетическим, поскольку синтез и анализ выступают как «непременные черты системного подхода», они дополняют, обогащают друг друга. Без анализа не может быть синтеза, а синтез есть не что иное, как интегрирование результатов анализа. Благодаря этой технологии в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими областями науки.
Технология активного обучения. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая активно внедряет такие инновации в школьную практику, есть музейная педагогика. Музейная педагогика позволяет решать основную педагогическую проблему, а именно: как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться; развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаться через музей к истории родного края, города, семьи. Посредством музейной педагогики учащиеся лучше социализируются, что является самым главным для наших детей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый год на Неделе чувашского языка совместно с Национальным музеем проводим различные мероприятия. Ежегодно бываем на экскурсиях: Мемориальный комплекс Андрияна Николаева, Музей истории трактора, Музей В.И.Чапаева, Музей пожарной охраны, Музей чувашской вышивки. Проводила выездные живые уроки в традиционно-обрядовом зале национального музея, также в музее вышивки.
Были организованы встречи с сотрудниками Литературного музея им К.В.Иванова и музея чувашской вышивки.
Как результат таких экскурсий в школе была организована Живая выставка, где представлены экспонаты, которые рассказывают об истории родного края. Ребята и их родители помогли собирать экспонаты.
Литература:
Стебенева Н. В. Программа «АРТ-терапевтические методы коррекции нарушений коммуникативной и эмоционально-волевой сферы социально-дезадаптированных подростков». — г.Липецк, 2001г.
Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001.
.