СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в образовательном процессе начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В даной статье описывается кейс- технология. Эту технологию можно использовать а начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в образовательном процессе начальной школы.»

Ташлыкова Е.А.

г.Краснокаменск, Россия

Инновационные технологии в образовательном процессе начальной школы.

Знание только тогда знание, когда

оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

(Л.Н. Толстой)

В современной школе большие перемены произошли в способах изучения нового.

С модернизацией образовательной системы -  предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Неизбежно возникают вопросы: “Чему учить?”, “Зачем учить?”, “Как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно и, чтобы было интересно ?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.

Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.

Для себя я выбрала кейс-технологию.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 году. Что такое кейс- технология? Кейс - технологию относят к интерактивным методам обучения, она позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Виды кейсов: печатный, мультимедиа, видио. Типы кейсов: тренировочный, обучающий, исследовательский, систематизирующий, прогностический.

На сегодняшний день данная технология широко используются на третьем и четвёртом уровнях образования, а в начальной школе делаются первые попытки.

При работе в малых группах эта технология позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, умение делать выводы; формируются основы деловой этики.

Научно-исследовательские кейсы использую в своей работе в 4-ом классе. Так же к традиционны кейсам отношу выполнение домашней работы, презентацию групповых ответов, решений. И нетрадиционные кейсы используются в моей работе: способ мотивации при изучении новой темы, способ закрепления материала, контроль ключевых компетенций.

Кейс - технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов и ситуативный анализ. Например: 4класс, окружающий мир ( УМК « Гармония»), фрагмент урока.

Тема: Тундра

Работа по группам.

А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.

Кейс для ботаников:

- гербарий;

- атлас "Мир и человек" (стр.20-21);

- учебник Поглазова О.Т. "Окружающий мир" (стр.88-91);

- карточки с изображением растений;

- карточка с вопросами:

1) Какие растения растут в тундре?

2) Как растения приспособились к жизни в тундре? (Рассказать о корнях, стеблях листьях на примере лишайника, травянистого растения, дерева).

Кейс для зоологов:

- Карточки с изображением зверей и птиц;

- учебник Поглазова О.Т "Окружающий мир" (стр.88-92);

- карточка с вопросами:

1) Какие животные и птицы обитают в тундре?

2) Как они приспособились к жизни в тундре?

  • Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.

  • Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.

  • Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.

  • Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

Кейс для экологов:

- учебник Поглазова О.Т "Окружающий мир" (стр.93-95);

- карточка с вопросами:

1) Основные занятия населения тундры?

2) Экологические проблемы тундры?

3) Охрана природы тундры.

Кейс для географов:

учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.87-90);

- карта природных зон;

- карточка с вопросами:

1) Где протянулась зона тундры?

2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой тундрой (равнина, горы, возвышенность).

3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).

4) Почему в тундре много болот? Какая там почва? Почему?

Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Учитель выступает в роли консультанта.

Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных   карт, правил,   рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

Виды заданий для кейсов:

Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Что же даёт использование кейс-технология в начальной школе для обучающегося?

1.Работа с дополнительным материалом.
2. Постоянный доступ к базе консультаций. 3.Общение с другими учащимися. 4. 4.Освоение современных информационных технологий.

5.Обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьника, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с одноклассниками, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; повышает интерес к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции.

Любой учитель, который пожелает внедрить кейс-технологию, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально. Но, и не надо забывать о том, что при всех плюсах есть и минусы. Бывают такие ситуации, что учитель не обращает внимание на то, что кейс должен содержать проблему, понятную обучающемуся младших классов и обязательную оценку принятого решения.

Литература

1. Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения. /С.А.Мухина, А.А.Соловьева. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

2. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.

3 Сурмина Ю.П..Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

4. http://www.evolkov.net/case/case.study.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!