Ташлыкова Е.А.
г.Краснокаменск, Россия
Инновационные технологии в образовательном процессе начальной школы.
Знание только тогда знание, когда
оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
(Л.Н. Толстой)
В современной школе большие перемены произошли в способах изучения нового.
С модернизацией образовательной системы - предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
Неизбежно возникают вопросы: “Чему учить?”, “Зачем учить?”, “Как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно и, чтобы было интересно ?”.
Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.
Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.
Для себя я выбрала кейс-технологию.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 году. Что такое кейс- технология? Кейс - технологию относят к интерактивным методам обучения, она позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Виды кейсов: печатный, мультимедиа, видио. Типы кейсов: тренировочный, обучающий, исследовательский, систематизирующий, прогностический.
На сегодняшний день данная технология широко используются на третьем и четвёртом уровнях образования, а в начальной школе делаются первые попытки.
При работе в малых группах эта технология позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, умение делать выводы; формируются основы деловой этики.
Научно-исследовательские кейсы использую в своей работе в 4-ом классе. Так же к традиционны кейсам отношу выполнение домашней работы, презентацию групповых ответов, решений. И нетрадиционные кейсы используются в моей работе: способ мотивации при изучении новой темы, способ закрепления материала, контроль ключевых компетенций.
Кейс - технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов и ситуативный анализ. Например: 4класс, окружающий мир ( УМК « Гармония»), фрагмент урока.
Тема: Тундра
Работа по группам.
А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.
Кейс для ботаников:
- гербарий;
- атлас "Мир и человек" (стр.20-21);
- учебник Поглазова О.Т. "Окружающий мир" (стр.88-91);
- карточки с изображением растений;
- карточка с вопросами:
1) Какие растения растут в тундре?
2) Как растения приспособились к жизни в тундре? (Рассказать о корнях, стеблях листьях на примере лишайника, травянистого растения, дерева).
Кейс для зоологов:
- Карточки с изображением зверей и птиц;
- учебник Поглазова О.Т "Окружающий мир" (стр.88-92);
- карточка с вопросами:
1) Какие животные и птицы обитают в тундре?
2) Как они приспособились к жизни в тундре?
Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
Кейс для экологов:
- учебник Поглазова О.Т "Окружающий мир" (стр.93-95);
- карточка с вопросами:
1) Основные занятия населения тундры?
2) Экологические проблемы тундры?
3) Охрана природы тундры.
Кейс для географов:
- учебник А.Плешаков "Мир вокруг нас" (стр.87-90);
- карта природных зон;
- карточка с вопросами:
1) Где протянулась зона тундры?
2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой тундрой (равнина, горы, возвышенность).
3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).
4) Почему в тундре много болот? Какая там почва? Почему?
Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Учитель выступает в роли консультанта.
Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных карт, правил, рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.
Виды заданий для кейсов:
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Что же даёт использование кейс-технология в начальной школе для обучающегося?
1.Работа с дополнительным материалом.
2. Постоянный доступ к базе консультаций. 3.Общение с другими учащимися. 4. 4.Освоение современных информационных технологий.
5.Обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьника, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с одноклассниками, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; повышает интерес к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции.
Любой учитель, который пожелает внедрить кейс-технологию, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально. Но, и не надо забывать о том, что при всех плюсах есть и минусы. Бывают такие ситуации, что учитель не обращает внимание на то, что кейс должен содержать проблему, понятную обучающемуся младших классов и обязательную оценку принятого решения.
Литература
1. Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения. /С.А.Мухина, А.А.Соловьева. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.
3 Сурмина Ю.П..Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
4. http://www.evolkov.net/case/case.study.html