СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций при обучении русскому языку по УМК под редакцией Алексея Дмитриевича Шмелёва

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационные технологии в образовательном процессе и их  влияние  на формирование базовых компетенций  при  обучении русскому языку по УМК  под редакцией  Алексея  Дмитриевича  Шмелёва.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций при обучении русскому языку по УМК под редакцией Алексея Дмитриевича Шмелёва»


Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций при обучении русскому языку по УМК под редакцией Алексея Дмитриевича Шмелёва


Важнейшим направлением развития системы образования является новое качество образования. Этим продиктован поиск и выбор учителями учебников, которые дают возможность работать по-новому. Опираясь на слова Яна Амоса Коменского, хочу обратить внимание на его пожелание, чтобы «учащие меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились, в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше радостей и основательного успеха».

На мой взгляд, учебник «Русский язык: 5, 6 классы» под редакцией Алексея Дмитриевича Шмелёва стоит на пути претворения этого пожелания в нашу школьную жизнь. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта.

В комплект для 5-9 классов входит программа, учебники с приложением, аудиокурс на CD.

Содержание учебника обеспечивает формирование и постепенное развитие коммуникативной, лингвистической и языковой, культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использо­вания языка в жизненно важных для данного возраста сфе­рах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, которые включают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и правилами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибко регуляции собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компе­тенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном яв­лении, его устройстве, развитии и функционировании; знании основных норм русского литературного языка; обогаще­ния словарного запаса и грамматического строя речи уча­щихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвис­тике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осозна­ние родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освое­ние норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнациональ­ного общения; способность объяснять значения слов с наци­онально-культурным компонентом.

Учебник «Русский язык. 5 класс» очень интересный и по содержанию, и по оформлению. Он построен по модульному принципу и состоит из 2 частей, в которых представлено 8 глав-модулей.

Глава 1. Наш родной языкГлава 2. На каком языке мы говорим Глава 3. Как язык служит для общения Глава 4. В чём заключается богатство языка Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь Глава 7. Что такое современный язык Глава 8. Как язык объединяет народы

Каждая глава состоит из 6 разделов: О языке и речи Система языка Правописание Текст Язык и культура. Культура речи Повторение

Каждый раздел обозначен определённым цветом, что даёт возможность быстро ориентироваться в учебнике. Найти нужную тему помогают и колонтитулы.

Оформление красочное, яркое, но не отвлекающее внимание от содержания. Большое значение в организации усвоения знаний и в формировании соответствующих умений авторы учебника придают иллюстративному материалу, который дополняет основной учебный текст, конкретизирует его, направляет на наглядное представление фактов и явлений.

Удачно решена проблема разграничения изучаемого материала по степени важности, необходимости, значимости. Для этого используются шрифтовые и цветовые выделения, наглядные и графические схемы.

Такое оформление, на мой взгляд, соответствует возрасту детей, привлекает их внимание и мотивирует на учебную деятельность.

Следует отметить оригинальный авторский подход к структурированию учебного материала.

Модульный принцип представления информации позволяет ученику полностью самостоятельно или с определённой долей помощи достигать конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится планированию, самоорганизации,которое позволяет уделять внимание устной речи на всех этапах работы, развивает умение слушать, воспитывает речевую культуру. самоконтролю, самопроверке.

В данном контексте мы будем рассматривать модуль как определённую единицу обучения, обладающую относительной самостоятельностью и целостностью, а также как логически завершённую часть учебного материала, обязательно сопровождающуюся контролем знаний и умений учащихся. Модули-главы  располагают такими разнообразными заданиями, которые дают возможность проводить входной  контроль, предполагают работу   с  новым  материалом, закрепление изученного, проведение завершающего  контроля.

Попробуем проследить применение модульного принципа обучения на примере главы 6. «Чем различается устная и письменная речь».

Параграф 4. Разряды имён существительных по значению

Авторы предлагают начать работу по актуализации знаний с упражнения повышенной трудности, которое даст возможность получить информацию об уровне готовности учащихся к работе, а также определить форму организации учебной деятельности.

Работа в паре. 1) Прочитайте группы слов. Подберите для каждой группы общее значение всех входящих в неё слов: а) названия конкретных предметов, явлений, живых существ; б) названия веществ; в) названия групп, совокупность предметов или живых существ; г) названия признаков и действий.

1. Дерево, ястреб, девочка, свечка, яблоко, сарафан, гроза.

2. Доброта, терпение, радость, краснота, плавание, чтение.

3. Сахар, молоко, бетон, сталь, воздух, сметана.

4. Мошкара, молодёжь, публика, листва.

Дети работают в паре, затем предлагается карточка контроля, происходит взаимопроверка и взаимооценка.

Карточка контроля (правильные ответы) 1 – а), 2 - г), 3 – б), 4 – в)

Изучение нового материала предполагает работу над теорией, которая даёт возможность каждому ученику определить новое для себя. Закрепление изученного можно начать с ответов на вопросы. Даётся алгоритм действий: подготовить по схеме рассказ, привести примеры из учебника или придумать свои.

Примеры заданий к упражнениям

1. Прослушайте текст, восстановите пропущенные существительные.

2. Распределите существительные на 3 группы: конкретные, отвлечённые, собирательные.

3. Прочитайте и расскажите, как образуются особые русские существительные – отчества людей.

4. Игровое задание.

Авторами учебника предлагается большой выбор упражнений, которые позволяют формировать универсальные учебные действия.

Личностные:

  • Расскажите о своем отношении к русскому языку. Есть ли у вас любимые слова, которые вы могли бы привести в качестве примера к высказыванию Н.В. Гоголя?

  • Есть ли в вашей семье излюбленная поговорка? Напишите сочинение о том, как и когда она появилась. Опишите ситуацию, о которой напоминает вам эта поговорка.

  • Обсудите в классе, как речь человека может повлиять на отношение к нему окружающих. Подумайте, как применить к обсуждаемой теме пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают»?

Регулятивные:

  • Инструкции-памятки (как составить план, как подготовиться к написанию изложения и пр.).

  • Условные обозначения: «Вспоминаем изученное», «Обсуждаем свои предположения, догадки», «Составляем устное или письменное высказывание» и др.

Познавательные:

  • Как пользоваться словарями портала «Грамота.ру».

  • Проведите опрос среди одноклассников: есть ли в вашем классе ребята, которые с детства говорят не только на русском языке? Какой язык для них родной?

  • Как в вашем городе, селе, в вашей школе отмечают День славянской письменности и культуры? Приходилось ли вам принимать участие в этом празднике? Предложите план или сценарий такого праздника.

Заслуживает внимания материал учебника по развитию разных видов речевой деятельности: слушание-говорение, письмо-чтение. Представлен целый ряд упражнений на определение видов речевой деятельности. Разграничиваются понятия «язык» и «речь», что очень важно для подготовки к написанию сочинения в рамках ГИА.

Яркой отличительной особенностью учебника является аудиоприложение,

В настоящее время обучение аудированию очень актуально, та как этот вид речевой деятельности включён в государственную итоговую аттестацию по русскому языку. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту предполагает информационную обработку текста, что невозможно при отсутствии умения слушать и слышать.

В процессе работы с аудиоприложением обращается внимание на реализацию естественной связи слушания с другими видами речевой деятельности и предлагается учить слушанию не вообще, а определённому виду в зависимости от предполагаемой деятельности: 1) слушание для говорения, 2) слушание для чтения, 3) слушание для письма.

Примером может служить такое задание: прослушать историю об Эзопе, ответить на 3 вопроса по содержанию, прослушать ещё раз, заполнить таблицу, распределив словосочетания в соответствии с прослушанным текстом. Язык – самое лучшее, что есть на свете. Язык – самое худшее, что есть на свете

Строить города, получать знания, выражать любовь, огорчать, разочаровывать друг друга, лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться, делать людей врагами, вызывать войну, разрушать города и даже целые государства, развивать культуру народов, изучать науки.

Язык – самое лучшее,

что есть на свете

Язык – самое худшее,

что есть на свете

При таком подходе к подаче материала изменилась и роль учителя. Учитель разрабатывает модуль урока, управляет познавательной деятельностью, т. е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора деятельности детей, организатора взаимопомощи. Это нелегко, но учебник обязывает совершенствоваться, творчески подходить к построению учебного занятия.

Облегчает изучение нового материала и настраивает школьников на продуктивную самостоятельную и творческую деятельность разнообразие упражнений и характер заданий к ним. Преобладают задания творческого, поискового, проблемного характера. Весь содержательный материал, представленный в учебнике, построен на методах интерактивного обучения, которые вовлекают ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К интерактивным методам можно отнести работу в группах, парах, игровое моделирование, учебный диалог и др.

Особенно нравится ребятам работать в паре, когда они «на законных основаниях» могут общаться друг с другом. Дети активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно, учатся общению. У них вырабатываются навыки совместной работы.

Чтобы организовать работу в парах, требуется определенное время. Детей нужно научить работать вместе, то есть научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, прислушиваться к мнению товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, быть доброжелательным.

Учебное взаимодействие в парах, предлагаемое авторами учебника, отличается разнообразием. Например, одно из заданий предполагает игровое задание.

Работа в паре. Догадайтесь, какая пословица записана этими буквами. Какие звуки обозначают буквы в первом и во втором случае? Что лучше передаёт смысл слов? Проверьте свои догадки, загадав другие слова по образцу этого задания. Какие слова угадывать легче?

1. аы у уе оы у

2. Стрй дрг лчш нвх двх

Привлекают внимание и проектные задания, способствующие мотивации и эффективности учебной деятельности. К аттестации ученика надо готовить заранее, и учебник позволяет это сделать.

Авторы учебника считают важным не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, формирование умения сотрудничать в коллективе. Проектные задания, представленные в учебнике, направлены на реализацию умений школьников пользоваться разными источниками информации, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы. Особенность проектных заданий в том, что они интересны ученикам, дифференцированы и выполнимы, темы оригинальны, т. к. предлагают нестандартный взгляд на обычные предметы и явления, работа выполняется относительно быстро.

Одним из первых было проектное задание во 2 главе «На каком языке мы говорим».

Проектное задание. Работа в группе. Каждая группа должна подобрать примеры разных знаков и объяснить их значение. Какие знаки вы используете при изучении разных предметов? При работе с компьютером и мобильным телефоном? Какие знаки вы видите на улицах? Представьте результаты вашей работы классу. Определите, чьё выступление вызвало больший интерес?

Результатом выполнения этого проекта стал продукт, значимый для учащихся. Состав групп формировался с учётом места жительства и интересов ребят. 4 группы неделю работали с математическими, компьютерными, дорожными, телефонными знаками.

Охотно дети работают над небольшими творческими проектами, которые могут быть выполнены к следующему уроку.

Особо нужно сказать об игровых заданиях. Их в учебнике достаточно, и использовать их можно на всех этапах урока. Игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников, она стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес.

Игровое задание. Разберитесь в путанице – что в каждой паре слов перепутано? Придумайте подобные примеры самостоятельно и предложите одноклассникам разобраться в вашей путанице?

  1. перв-о-плав-а-тель – мор-е-про-ход-ец

  2. вод-о-костюм - гидр-о-лаз

  3. пар-о-лёт – сам-о-воз

Содержание текстов упражнений учебника даёт возможность школьникам приобщаться к духовному богатству русской культуры, воспитывает доброе отношение к людям, окружающему миру.

Содержательная линия разделов «Культура речи», «Язык и культура» позволяет раскрыть связь языка с историей народа и направлена на формирование личностных универсальных действий, входящих в структуру гражданской идентичности.

В учебнике прослеживается система работы с текстом, которая направлена на сознательное формирование навыков речевого общения. Текст становится не только целью, но и средством обучения. Пятиклассники овладевают умением воспринимать текст как единое смысловое цельное, анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения, выделяют основную мысль, знакомятся с типами речи.

Работа над понятием «текст» представлена по главам.

Глава 1. Признаки текста

Глава 2. Тема и основная мысль текста

Глава 3. Строение текста. План текста

Глава 4. Типы речи

Глава 5. Повествование: рассказ. Композиция рассказа

Глава 6. Типы речи: рассуждение

Глава 7. Типы речи: описание предмета

Глава 8. Типы речи: описание состояния

Систематическое предъявление творческих упражнений, с помощью которых отрабатывается умение писать изложения разных видов, создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста, осуществлять редактирование текста способствует формированию коммуникативной компетенции.

При работе над текстом «Цветочные часы» дети выполняют 6 заданий, одно из которых – написать свободное изложение, представив, что вы объясняете ученику начальных классов, как ориентироваться во времени по цветам.

Несомненный интерес представляет рубрика «Лингвистическая кладовая», содержащая сведения из истории русского языка, языков других народов.

² Лингвистическая кладовая

В современном русском языке существует небольшая группа имён существительных с очень древними приставками: пра-, па- и су-. В словах прадед, прабабушка, праматерь, правнук, приставка пра – добавляет корню значение «отдалённая степень прямого родства», в словах праязык, прародина её значение – «первоначальный, древний».

Значение приставок па- и су- можно объяснить приблизительно как «не соответствующий полностью; похожий на то, что называет корень слова»: пасынок, паводок, патрубок, суглинок, сумрак.

Разумеется, нас интересует и формирование функциональной грамотности детей. Словарно-орфографическая работа – один из аспектов изучения языка, который последовательно реализован в учебнике. Слова, имеющие традиционные написания, сгруппированы по темам, выделены в рубрике «Пишите правильно». Мы с детьми оформили их в 10 открытых словарных диктантов, каждый ученик может с ними работать и индивидуально, и в паре.

Выбирая учебник, мы планируем результаты, опираясь на модель выпускника, поэтому к выбору подходим серьёзно.

Учебник, с одной стороны, - источник знаний, с другой - один из главных средств обучения.

Учебник Алексея Дмитриевича Шмелёва соответствует всем этим требованиям. Хочется сказать спасибо авторскому коллективу за хороший, оригинальный учебник.





Литература

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина. – М., 2008.

  2. Асмолов А. Г. Принципы изучения памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов / А. Г. Асмолов. – М., 1985.

  3. Бабинский М.Б. Стратегический анализ идеологии стандарта школьного образования.// Народное образование. – 2011. – №6.

  4. Губанова Е.В., Веревко С.А. Новый стандарт: результаты, инновации, риски.//Народное образование. – 2011. – №5.

  5. Зимняя И. А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи / И. А. Зимняя. – М., 1998.

6. Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. под ред.

А. Д. Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2012.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.