Левкина Юлия Валерьевна, учитель русского языка, литеатуры
МКОУ Луговской СОШ
Инновационные технологии в воспитательной работе
… Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением Л.С.Выготский
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
- Диагностирование
- Целеполагание
- Проектирование
- Конструирование
- Организационно – деятельностный компонент
- Контрольно – управленческий компонент
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
- Научно обоснованные социализированные требования
- Передача социального опыта
- Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
- Социализированная оценка ученика
- Организация творческого дела
- Создание ситуации успеха
Содержанием воспитательных технологий являются:
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:
Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Инновационные воспитательные технологии
- коллективное творческое дело
- информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет)
- нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
- социальное проектирование
- организационно-деятельностные игры (ОДИ)
- технология исследовательской деятельности
- технология проектов
- технология дидактической игры
- здоровьесберегающие технологии
- личностно- ориентированная технология
- экологообразовательные технологии
- кейс – технологии
- арт-технологии
- шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
- групповая проблемная работа (разработка проектов)
- диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
- диалог «педагог- воспитанник»
- тренинг общения
- «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)
Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования . Она охватывает несколько этапов воспитания:
ориентировки (формирования представления о воспитательных целях);
исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности),
контроля и корректировки.
Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.
Технология КТД
( по Иванову) - 6 этапов:
- совместное решение о проведении дела,
- коллективное планирование,
- коллективная подготовка,
- проведение дела,
- коллективный анализ,
- решение о последействии.
Технология «КТД»
Направленность КТД
– стремление к общению,
к познавательной активности.
Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:
• как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);
• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видеофильмы и другие демонстрационные формы);
• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
• как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой, статистической информации, обработки анкет, построения диаграмм и т.д.);
• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);
• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).
Информационные технологии
– это все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Целью социального проектирования
является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Игра называется деятельностной , так как ее участники выступают активными субъектами игры, деятелями. В ОДИ нет разделения на учащихся и обучающих, на ведущих и ведомых, на начальников и подчиненных.
Дети играют не потому, что получают какой-то материальный результат, их привлекает сам процесс игры.
Результат детской игры - в развитии сознания и личности детей, в понимании ими жизненного смысла ролей, которые они разыгрывают, в приобретении умения слушать друг друга, общаться и взаимодействовать между собой.
Организационно-деятельностная игра –
это форма организации деятельности, ориентированная на совместный поиск оптимального решения.
Цели , достигаемые при использовании кейс-технологии:
1. Интеллектуальное развитие обучаемых.
2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.
3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Организационно-деятельностная игра –
Кейс-технология –
это форма организации деятельности, ориентированная на совместный поиск оптимального решения.
технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Что такое кейс?
Кейс (ситуация) - это случай из реальной жизни, который излагается школьникам для анализа согласно конкретным задачам, стоящим перед педагогом.
Кейс предъявляется школьникам как конкретная проблемная задача, которую им необходимо решить. Чаше всего такая задача не имеет правильного ответа.
Кейс имеет свою структуру, правила написания и проведения.
Кейс чаще всего содержит описание ситуации и заметки для преподавателя.
Кейсы бывают двух типов:
а) с готовым вариантом решения; б) без него.
Кейс может представлять собой описание ситуации, заметки для преподавателя или только описание ситуации.
Практический тренинг по кейс-технологии
На этом этапе слушателям зачитывается подготовленная тренером ситуация - CASE( case.doc). Предоставляется л итература:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон РФ “Об образовании”;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Европейская конвенция о защите прав человека.
Анализ ситуации
- Перед вами лежит описание ситуации (кейс), пакет документов и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.
Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала. Она…
Арт- технология -
Техника и приемы арт-педагогики:
воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Музыкальная терапия
Игровая терапия
Драматеарпия
Сказкотерапия
Библиотерапия
Кинотерапия
Танцевальная терапия
Фототерапия
Изотерапия
Мандала-терапия
Счастливого Вам пути по неизведанным тропинкам учебного и воспитательного процесса.
Спасибо за внимание!