Институт крайней необходимости в социально полезной деятельности участников образовательных отношений: проблемы, теория и практика (четвертая лекция)
Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика» (2008 год), победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями России в 2009 году, лауреат ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2017 году, учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории (2002 год)
- План лекции
- Введение
- 1 учебный вопрос. Юридические основания, порядок и цель реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» гражданами РФ в целях устранить источники опасности
- 2 учебный вопрос. Юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» гражданами РФ в целях устранить источники опасности
- 3учебный вопрос. Формирование культуры личной безопасности в образовательной организации
- Методы обучения: рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с нормативными правовыми актами РФ.
- Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, опорный конспект урока – лекции, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача ЧП, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал "Авторское право в России", Интернет-ресурсы по праву.
- Межпредметные связи: Конституционное право РФ, Уголовное право РФ, Административное право РФ, криминология, юридическая психология, юридическая конфликтология
- Основная и дополнительная литература:
- Конституция (основной закон) Российской Федерации. -М., 1993.
- Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3 - ФКЗ "О чрезвычайном положении" //Собрание законодательства РФ. 2001. №23. Ст.2277.
- Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150 -ФЗ "Об оружии" //Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст.5681.
- Уголовный кодекс РФ //Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954.
Основная и дополнительная литература:
- Ст. 45 Конституции РФ.
- Ст. 30 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФК «О чрезвычайном положении».
- Ст. 37,38 и 39 УК РФ.
- Ст. 24 ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»
Основная и дополнительная литература:
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности».
- Конституция (основной закон) Российской Федерации. -М., 1993.
- Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3 - ФКЗ "О чрезвычайном положении" //Собрание законодательства РФ. 2001. №23. Ст.2277.
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" //Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.
- Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 15. Ст. 1269.
- Федеральный закон от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, N 22. Ст. 2594.
Основная и дополнительная литература:
- Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации, 2016. N 27. Ст. 4159.
- Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150 -ФЗ "Об оружии" //Собрание законодательства РФ. 1996. №51. Ст.5681.
- Федеральный закон от 21 июня 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" //Собрание законодательства РФ. 1995. №29. Ст.2759.
- Федеральный закон от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" //Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3534.
Основная и дополнительная литература:
- Федеральный закон от 17 декабря 1994 года N 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 34. Ст. 3547.
- Федеральный закон от 4 июля 1997 г. "О судебных приставах" //Собрание законодательства РФ. 1997. №30. Ст.3590.
- Уголовный кодекс РФ //Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление".
- Обзор практики применения судами положений главы 8 Уголовного кодекса Российской Федерации об обстоятельствах, исключающих преступность деяния /Утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.05.2019.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года".
- Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Задачи лекции:
- ОБУЧАЮЩИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ):
- - обеспечить усвоение слушателями норм права, регламентирующих личную безопасность граждан РФ;
- - формировать навыки и умения самостоятельно добывать знания, формировать навыки и умения, чтобы юридически грамотно реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»
Задачи лекции:
- РАЗВИВАЮЩИЕ:
- - развитие навыков и умений реализовать вышеуказанные нормы права;
- - развитие навыков и умений использовать право на крайнюю необходимость
Задачи лекции:
- ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- - формирование личности безопасного типа, модели безопасного поведения в ЧС криминального характера;
- - формирование психологической культуры и юридической компетентности в целях эффективного и безопасного взаимодействия в обществе;
- - воздержание от действий, запрещенных правом (соблюдение норм права)
Требования к результатам освоения лекции: а) личностным:
- - развитие самостоятельности и личной юридической ответственности за свои деяния, на основе знаний о нормах права, социальной справедливости и свободе;
- - развитие навыков сотрудничества с участниками образовательных отношений, умений не создавать юридических конфликтов и находить психологически и юридически грамотные выходы из спорных конфликтных ситуаций;
Требования к результатам освоения лекции: б) метапредметным:
- - овладение способностью самостоятельно принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности в области личной безопасности;
- - освоение способов самостоятельного разрешения криминальных конфликтов;
- - формирование умений самостоятельно определять наиболее эффективный порядок пресечения криминального конфликта;
Требования к результатам освоения лекции: в) предметным:
- - формирование уважительного отношения к правам и свободам человека и гражданина РФ;
- - развитие навыков и умений устанавливать психологические контакты с различными категориями граждан РФ;
- - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных ЧС криминального характера;
Требования к результатам освоения лекции: в) предметным:
- - формирование личности безопасного типа;
- - формирование юридической компетентности в целях обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия с участниками образовательных отношений в различных ЧС криминального характера
Основные цели лекции:
- - расширить теоретические представления по данной проблематике;
- - познать ю ридические основания, порядок и цель реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» участниками образовательных отношений;
- - познать юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» участниками образовательных отношений;
- Актуальность темы лекции заключается в том, что педагогические работники не имеют базового юридического образования .
- Цель. Познать нормы права, гарантирующие право устранять источники опасности.
- Для достижения этой цели в лекции предприняты попытки решения следующих основных новых задач :
- - изучить юридические основания, порядок, цель и условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» в целях устранить источники опасности;
- - проанализировать, обобщить и систематизировать нормы права, гарантирующие личную безопасность участников образовательных отношений.
- Целевая аудитория – участники образовательных отношений.
- Потенциальные пользователи – граждане РФ.
- Актуальность лекции заключается в том, что педагогические работники не имеют базового юридического образования. Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной деятельности :
- - способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, стремление к новому;
- - способность к критическому мышлению;
- - способность и готовность к разумному риску, умение работать самостоятельно
- Вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности реально возможно только при формировании правовых компетенций у педагогических работников .
Паспорт нацпроекта разработан Минпросвещения России и включает в себя десять федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого». Срок реализации нацпроекта: с января 2019 года по 2024 год (включительно).
- Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности ( участников образовательных отношений), общества и государства от внутренних и внешних угроз
1-й учебный вопрос
- I. Юридические основания, порядок и цель реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» в целях устранить источники опасности
- Для участников образовательных отношений устранение источников опасности (реализация ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37,38 и 39 УК РФ, ст.24 ФЗ РФ «Об оружии») – субъективное право, общественный долг и моральная обязанность
- В вестибюль станции забежала огромная овчарка, которая стала бросаться на граждан. Участковый уполномоченный полиции М. приблизился к собаке и в упор выстрелил два раза. Никто из граждан не пострадал.
- Алгоритм решения проблемной конфликтной ситуации:
- -юридические основания для возникновения права на уголовно – правовое задержание;
- -порядок реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»;
- -цель реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»;
- -юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»
- Юридические основания реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» - реальная угроза объективно общественно опасной, наличной и действительной опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью граждан
- Юридическим основанием возникновения права своевременно и правомерно реализовать ст. 24 Федерального закона РФ «Об оружии» в целях устранить источники опасности для граждан является реальная угроза объективно общественно опасной, наличной и действительной опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью или собственности и при этом в таких чрезвычайных ситуациях социального характера, когда не будет допущено превышения пределов крайней необходимости
- Три порядка реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» для участников образовательных отношений:
- а) только после предупреждения;
- б) только без предупреждения;
- в) не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности
- Порядок реализации ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» в целях устранить источники опасности - это алгоритмизированная действующим законодательством России последовательность юридически обязательных решений и действий участников образовательных отношений , которые мы обязаны выполнить перед устранением источников опасности, в момент устранения источников опасности в целях защиты жизни, здоровья или собственности и после применения физической силы и использования гражданского оружия
- Цель реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» - своевременно и правомерно устранить источник опасности, непосредственно угрожающей жизни и здоровью граждан
- Цель /целевая направленность/ реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии» заключается в том, чтобы своевременно и правомерно устранить источники опасности, руководствуясь, используя и соблюдая единые /общие/ правовые универсальные критерии.
- Выводы по1-му учебному вопросу
Выводы по 1-му учебному вопросу
- Классификация НПА по их юридической силе:
- 1. Конституция РФ (ст. 45 Конституции РФ).
- 2. Федеральные конституционные законы РФ (ст. 30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении»).
- 3. Федеральные законы РФ (ст. 39 УК РФ, ст. 24 ФЗ РФ «Об оружии»).
Классификация законов и ПНА по их юридической силе
- 1. Конституция РФ
- 2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ
- 3. Федеральные конституционные законы РФ
- 4. Федеральные законы РФ
- 5. Указы и распоряжения Президента РФ
- 6. Постановления и распоряжения Правительства РФ
- 7. Ведомственные подзаконные нормативные акты
- 8. Межведомственные подзаконные нормативные акты
Уровни знаний:
- - знания – узнавание;
- - знания – репродукция;
- - знания – понимания;
- - знания – применение;
- - знания – творчество ( новые знания) .
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
Профессионально-психологическая подготовка граждан к
действиям в ЧС социального характера
Морально-психологическая
подготовка
Профессиональное мастерство
Психологическая
подготовленность
Физическая
Стрелковая
натренированность
натренированность
Профессиональная
обученность
к действиям в состоянии
причинения вреда при задержании
крайней
лица, совершившего преступление
необходимости
необходимой
обороны
в объектных, субъектных, обстановочных юридических и психологических условиях,
максимально приближенных к реальным криминальным конфликтам
- ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
- 1.НЕ ПАНИКОВАТЬ, самоуправлять своим психическим и эмоциональным состоянием, чтобы побороть чувство страха.
- 2. ЗНАТЬ, о ЧС СХ, реальных психологических и юридических последствиях и алгоритм поведения личности безопасного типа в ЧС СХ.
- 3. ПРЕДВИДЕТЬ ДИНАМИКУ КОНКРЕТНОЙ ЧС СХ, оценить ЧС СХ, принять решение и активно действовать с учетом конкретных объектных, субъектных, обстановочных психологических и юридических условий правомерности.
- 4. УКЛОНИТЬСЯ ОТ КОНКРЕТНОЙ ЧС СХ, если имеется реальная возможность.
- 5. АКТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ В КОНКРЕТНОЙ ЧС СХ, если уклониться реально не возможно.
- 6. ПРОХОДИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧС СХ, чтобы не стать жертвой криминального конфликта .
Факторы, влияющие на успешность усвоения лекции
- - уровня профессионализма профессорско-педагогического состава;
- - исходного уровня знаний у слушателей;
- - субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий , в которых профессорско-преподавательский состав передает систему новых научных знаний ;
- - содержания лекции и времени , которое необходимо слушателям для усвоения системы новых научных знаний.
- Принципы обучения и развития слушателей в соответствии с социальным заказом государства:
- - научности и целеустремленности обучения;
- - опоры на подструктуру опыта личности;
- - воспитания, развития и обучения;
- - индивидуального подхода к личности;
- -наглядности, надежности и прочности усвоения знаний;
- - комплексности, системности, плановости и последовательности обучения;
- - активности в процессе обучения;
- - профессионально - прикладной направленности обучения
-
- Принципы воспитания и развития слушателей в соответствии с социальным заказом государства:
- - связи воспитания с экономическими, политическими, правовыми условиями развития общества и криминогенной ситуацией в РФ;
- - опоры на подструктуру направленности личности;
- - целенаправленности влияния на подструктуру направленности личности;
- - воспитания в макросреде и микросреде воспитания и в первую очередь через ближайший социальный круг общения;
- - единства между воспитанием и самовоспитанием;
- - требовательности;
- - индивидуального подхода к психологической структуре личности;
- - единства требовательности
2-й учебный вопрос
- 2. Юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» гражданами РФ в целях устранить источники опасности
- В вестибюль станции забежала огромная овчарка, которая стала бросаться на граждан. Участковый уполномоченный полиции М. приблизился к собаке и в упор выстрелил два раза. Никто из граждан не пострадал.
- Алгоритм решения проблемной конфликтной ситуации:
- -юридические основания для возникновения права на уголовно – правовое задержание;
- -порядок реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»;
- -цель реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»;
- -юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»
- Базируясь на двух парных категориях материалистической диалектики возможность и действительность, мы можем юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» участниками образовательных отношений разделить на следующие две условные группы:
- юридические условия правомерности, определяющие реальную возможность правомерного использования оружия гражданами;
- юридические условия правомерности, определяющие своевременность и правомерность использования оружия гражданами.
- Первое юридическое условие правомерности - это исчерпывающий перечень источников опасности , закреплённых в п.1 - 4 ч.3 ст. 23 Федерального закона РФ «О полиции». Этот исключительный круг источников опасности /транспортные средства и опасные животные/ может быть расширен только законодателем
- Второе юридическое условие правомерности - наличность /начальный и конечный моменты - временные границы/ реальной угрозы, непосредственно исходящей от исчерпывающего перечня источников опасности
- Третье юридическое условие правомерности - действительность /юридический критерий отграничения мнимой от реальной крайней необходимости/ реальной угрозы, непосредственно исходящей от источников опасности
- Если гражданин установил эти три юридические условия правомерности , предпосылки, юридическую базу, то он имеет только реальную возможность правомерно реализовать ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии». Однако, чтобы превратить эту реальную возможность в действительность /своевременно и правомерно использовать оружие/, гражданин обязан соблюдать юридические условия правомерности, определяющие своевременность и правомерность использования оружия .
- Первое юридическое условие правомерности - исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны /жизнь, здоровье и собственность/, защита которых ФЗ РФ «Об оружии» разрешена гражданам путём использования гражданского оружия
- Второе юридическое условие правомерности - использование гражданского оружия гражданами только в целях защиты исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона РФ «Об оружии», только путём производства прицельного выстрела в исчерпывающий круг источников опасности, предусмотренных в в п.1 - 4 ч.3 ст. 23 Федерального закона РФ «О полиции».
- Третье юридическое условие правомерности - субъектные, объектные и обстановочные психологические и юридические условия, а также обстоятельства , в которых применяется физическая сила и используется оружие гражданами
- Четвёртое юридическое условие правомерности - своевременность применения физической силы и использования гражданского оружия гражданами в целях устранить источники опасности
- Пятое юридическое условие правомерности - реальная невозможность устранить источники опасности другими способами, средствами в конкретных объектных, субъектных, обстановочных юридических и психологических условиях, а также обстоятельствах, в которых используется огнестрельное оружие
- Пределы /реально возможно допустимые ст.39 УК РФ/ своевременного и правомерного использования гражданского оружия и применения физической силы - шестое юридическое условие правомерности
- Законодатель в ст.39 УК РФ закрепил объективные и субъективные признаки /критерии/:
- превышением пределов крайней необходимости является причинение равного или более значительного вреда юридическим и физическим лицам - это основной объективный критерий;
- превышением пределов крайней необходимости признаётся причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам , при которых опасность устранялась - это дополнительный объективный критерий;
- умышленное причинение вреда юридическим и физическим лицам – субъективный критерий
- Совокупность названных девяти юридических условий правомерности позволяет считать крайнюю необходимость по действующему законодательству РФ правомерной, а следовательно, правомерным применение физической силы и использование гражданского оружия участниками образовательных отношений
- Выводы по2-му учебному вопросу
- Ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» призвана алгоритмизировать, конкретизировать, детализировать, упорядочивать, усовершенствовать и развивать ст.45 Конституции РФ, ст.37, 38 и 39 УК РФ с учётом особенностей и специфики общественно полезной деятельности участников образовательных отношений, которые решили реализовать своё субъективное право, общественный долг и моральную обязанность по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Это одно из основных направлений повысить эффективность борьбы с преступностью
Выводы по 2-му учебному вопросу
- Совокупность названных девяти юридических условий правомерности позволяет крайнюю необходимость признать правомерным по действующему законодательству РФ, а, следовательно, правомерным реализацию ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» гражданами РФ.
Решение проблемной конфликтной ситуации
- Алгоритм решения проблемной конфликтной ситуации:
- -юридические основания для возникновения права на активную необходимую оборону;
- -порядок реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»;
- -цель реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»;
- -юридические условия правомерности реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»
Нормы права, гарантирующие личную безопасность
- Ст. 45 Конституции РФ.
- Ст. 30 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФК «О чрезвычайном положении».
- Ст. 37,38 и 39 УК РФ.
- Ст. 24 ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»
- Классификация законов по их юридической силе:
- 1. Конституция РФ (ст. 45 Конституции РФ)
- 2. Федеральные конституционные законы РФ (ст. 30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении»)
- 3. Федеральные законы РФ (ст. 39 УК РФ, ст. 24 ФЗ РФ «Об оружии»)
Первичная проверка понимания
- Первичное закрепление новых знаний:
Уровни знаний:
- - знания – узнавание;
- - знания – репродукция;
- - знания – понимания;
- - знания – применение;
- - знания – творчество.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 4. Какие Вы знаете три порядка реализации ст.45 Конституции РФ?
- 1._______________________________________________________________
- 2._______________________________________________________________
- 3._______________________________________________________________
Ответ
- 1. Только после предупреждения
- 2. Только без предупреждения
- 3. Не только без предупреждения, но и при этом используя фактор внезапности
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 5. Какие объекты уголовно – правовой охраны законодатель закрепил в части 1 статьи 24 ФЗ РФ «Об оружии»?
- 1.
- 2.
- 3.
Ответ
- 1. Жизнь
- 2. Здоровье
- 3.Собственность
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 6. Реализация ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» в состоянии крайней необходимости для граждан РФ является:
- 1. Субъективным правом
- 2. Общественным долгом
- 3. Моральной обязанностью
- 4. Юридической обязанностью
Ответ
- 1. Субъективным правом
- 2. Общественным долгом
- 3. Моральной обязанностью
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 7. Реализация ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37,38 и 39 УК РФ и ст.18 – 24 ФЗ РФ «О полиции» в чрезвычайных ситуациях социального характера для сотрудников правоохранительных органов является:
- 1. Субъективным правом
- 2. Общественным долгом
- 3. Моральной обязанностью
- 4. Юридической обязанностью.
Ответ
- 4. Юридической обязанностью
Рефлексия
- 1. Что НОВОГО Вы узнали сегодня на лекции ?
- 2. Как Вы думаете, пригодятся ли Вам НОВЫЕ знания , полученные сегодня на лекции, в реальной жизни?
- 3. Согласны ли Вы с тем, что проблемные конфликтные ситуации необходимо разрешать в образовательных организациях руководствуясь действующим законодательством РФ?
- 4. Какие необходимо разработать НОВЫЕ изменения и дополнения в действующее законодательство РФ?
- 5. Какие целесообразно разработать НОВЫЕ Федеральные законы РФ , чтобы участники образовательных отношений в образовательных организациях находились в безопасности?
- Социальный интеллект (англ. social intelligence) — это совокупность способностей человека, определяющая успешность социального взаимодействия с различными категориями граждан. Включает в себя способность учитывать ролевые ожидания, доминирующие мотивы, потребности, цели, ценности, интересы, действия и бездействия, поведение другого человека, а также своё собственное поведение и способность и готовность действовать с учетом конкретной ситуации и юридических последствий социального взаимодействия.
Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»
- Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению
- (технологии проблемного обучения, проектного обучения и педагогического сотрудничества)
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- В целях осуществления прорывного развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года" закреплены пять национальных целей развития РФ на период до 2030 года:
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- 1. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
- 2. Возможности для самореализации и развития талантов. Эту национальную цель реально возможно реализовать только при формировании правовых компетенций у педагогических работников.
- 3. Комфортная и безопасная среда для жизни.
- 4 Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
- 5. Цифровая трансформация.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- В рамках второй национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" закреплены шесть задач, которые призваны реализовать педагогические работники:
- 1.Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования .
- 2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи , основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- 3. Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования .
- 4. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- 5. Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов.
- 6. Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года. Эти шесть задач реально возможно реализовать только при формировании участников образовательных отношений и в первую очередь у педагогических работников правовых компетенций.
Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"
- ПЕРЕЧЕНЬ
- ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ
- ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШИХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
- ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ) СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
- ФЕДЕРАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
- ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 1. Доверие к власти (доверие к Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, уровень которого определяется в том числе посредством оценки общественного мнения в отношении достижения в субъектах Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации).
Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"
- 2. Численность населения субъекта Российской Федерации.
- 3. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
- 4. Уровень бедности.
- 5. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
- 6. Уровень образования.
- 7. Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"
- 8. Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью.
- 9. Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
- 10. Число посещений культурных мероприятий.
- 11. Количество семей, улучшивших жилищные условия.
- 12. Объем жилищного строительства.
Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"
- 13. Качество городской среды.
- 14. Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам.
- 15. Качество окружающей среды.
- 16. Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы.
- 17. Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения.
Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"
- 18. Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета.
- 19. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
- .
Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"
- 20. "Цифровая зрелость" органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений.
- В целях формирования правовой культуры у молодежи, повышения эффективности борьбы с преступностью в РФ и совершенствования правовых норм, регламентирующих правовой режим деятельности заместителей директоров по организации безопасности образовательных организаций, целесообразно разработать ФЗ РФ «О заместителях директоров по организации безопасности образовательных организаций»
- Все заместители директоров по организации безопасности образовательных организаций и педагогические работники обязаны проходить профессионально-психологическую подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях социального характера
- Все заместители директоров по организации безопасности образовательных организаций обязаны обеспечивать общественный порядок и безопасность участников образовательных отношений при проведении культурно-развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятий в образовательных организациях (лица, уполномоченные организатором определенного публичного мероприятия обеспечивают общественный порядок и безопасность граждан, соблюдение законности при его проведении)
- Основание: ч.3 ст.24 ФЗ РФ «Об оружии»
- Все заместители директоров по организации безопасности образовательных организаций обязаны применять гражданское оружие (огнестрельное оружие ограниченного поражения) в целях защиты жизни, здоровья и собственности участников образовательных отношений.
- Основания: часть 2 ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37,38 и 39 УК РФ, ст. 24 ФЗ РФ «Об оружии», п.8 ч.1 ст.41 ФЗ РФ «Об образовании в РФ»
Организация вооруженной охранной деятельности и контрольно-пропускного режима в образовательных организациях – предпосылки для формирования правовой культуры у молодежи, повышения эффективности борьбы с преступностью в образовательных организациях, обеспечения безопасности участников образовательных отношений, формирования личности безопасного типа
Арочные металлоискатели (металлодетекторы) ARENA - 8000ST
- Целесообразно использовать в образовательных организациях РФ
Основные правила личности безопасного типа
- 1. Знать ЧС социального характера
- 2. Предвидеть опасность
- 3. При наличии реальной возможности избегать её
- 4. При необходимости активно действовать
- 5. Чтобы не стать жертвой криминального конфликта, мы должны проходить профессионально – психологическую подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях социального характера
- Организация вооруженной охранной деятельности и контрольно-пропускного режима в образовательных организациях – предпосылки для формирования правовой культуры у молодежи, повышения эффективности борьбы с преступностью в образовательных организациях, обеспечения безопасности участников образовательных отношений, формирования личности безопасного типа
- Уровни проблемного обучения
- Первый уровень технологии проблемного обучения . Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник . Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник . Кто решает проблемную ситуацию? Педагогический работник . Наименование метода проблемного обучения. Проблемное изложение. Наименование разновидностей форм обучения. Уроки – лекции, уроки – семинары.
- Второй уровень технологии проблемного обучения . Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник . Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник . Кто решает проблемную ситуацию? Школьники с помощью педагогического работника . Наименование метода проблемного обучения. Частично – поисковый . Наименование разновидностей форм обучения. Уроки – семинары .
- Третий уровень технологии проблемного обучения . Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник . Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник . Кто решает проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно . Наименование метода проблемного обучения. Частично – исследовательский . Наименование разновидностей форм обучения. Практические занятия .
- Четвертый уровень технологии проблемного обучения . Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно . Кто создаёт проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно . Кто решает проблемную ситуацию? Школьники самостоятельно . Наименование метода проблемного обучения. Учебно – исследовательский . Наименование разновидностей форм обучения. Школьники самостоятельно пишут проект по конкретной теме.
- 3учебный вопрос. Формирование культуры личной безопасности в образовательной организации
- Формирование культуры личной безопасности в образовательной организации
- Правовая культура личной безопасности – система знаний, навыков, умений, ценностей, установок, ориентаций, убеждений, вырабатываемых человеком, социальными группами и обществом в целом под влиянием правотворческой, правоприменительной и правоохранительной практики.
- Функции правовой культуры в области личной безопасности:
- - познавательная функция (различат три уровня правовой культуры личной безопасности – обыденный, профессиональный, теоретический (научный); …...- социализаторская функция – адаптация личности к правотворческой, правоприменительной деятельности при реализации своего конституционного права на самозащиту;
- - ценностная функция (в разные исторические периоды складываются свои представления о культуре личной безопасности); …...- воспитательная функция – общая и индивидуальная профилактика; …...- прогностическая функция – научное прогнозирование законодательной деятельности по данной проблематике;
- - коммуникативная функция – правовое формирование культуры личной безопасности граждан через средства массовой информации и процесс освоения отдельным человеком накопленных обществом знаний в этой области; …...- интеграционная, праворегулятивная, правоохранительная.
- В состав правовой культуры личной безопасности граждан входят следующие компоненты: ….- ст.45 Конституции РФ, ст.30 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении», ст.37,38 и 39 УК РФ, ст.24 ФЗ РФ «Об оружии», выражающих государственные веления;
- - правоотношения, т.е. конституционно-правовые, уголовно-правовые и административно-правовые отношения, регламентирующие личную безопасность вооруженных граждан;
- … .- правоохранительные органы как система государственных органов, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права по данной проблематике;
- - правовое поведение, как правомерное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в ЧС ПНП, ЧС УПЗП и ЧС УИО, так и неправомерное; …...- правосознание – правовая идеология, правовая психология и реализация норм права, регламентирующих личную безопасность граждан.
- Различают следующие уровни знаний в области личной безопасности:
- - знания – узнавание; …...- знания – репродукция; …...- знания – понимание (первый уровень глубины познания в области личной безопасности); …...- знания – убеждения (второй уровень глубины познания);
- … ...- знания – применение (третий уровень глубины познания);
- - знания – творчество (четвертый уровень глубины познания в области личной безопасности).
Принципы обучения граждан в области личной безопасности:
- - научности и целеустремленности обучения;
- - опоры на подструктуру опыта личности;
- - воспитания, развития и обучения;
- - индивидуального подхода к личности;
- -наглядности, надежности и прочности усвоения знаний;
- - комплексности, системности, плановости и последовательности обучения;
- - активности в процессе обучения;
- - профессионально - прикладной направленности обучения
Принципы формирования культуры личной безопасности:
- - связи воспитания с экономическими, политическими, правовыми условиями развития общества и криминогенной ситуацией в РФ;
- - опоры на подструктуру направленности личности;
- - целенаправленности влияния на подструктуру направленности личности;
- - воспитания в макросреде и микросреде воспитания и в первую очередь через ближайший социальный круг общения;
- - единства между воспитанием и самовоспитанием;
- - требовательности;
- - индивидуального подхода к психологической структуре личности;
- - единства требовательности
- Выводы по 3-му учебному вопросу
- Правовое воспитание в области личной безопасности — это целенаправленная деятельность государства по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов пресечения криминальных конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание в области личной безопасности имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом
- По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих нормах права, гарантирующих личную физическую безопасность граждан. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37,38 и 39 УК РФ и ст.24 ФЗ РФ «Об оружии» на упреждение активных противоправных насильственных действий правонарушителей.
- Культура личной безопасности - это способы научной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности личности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области
- Правовая социализация в области личной безопасности – непрерывный процесс и результат освоения, обучения, воспитания, приучения личности к культуре личной безопасности, формирования системы научных юридических знаний, навыков, умений, которые она использует при реализации норм права, гарантирующих личную безопасность и адаптации в обществе.
- Правовое сознание в области личной безопасности – система знаний, навыков, умений, взглядов, представлений, убеждений, оценочных отношений к нормам права и к правоохранительным органам, правовых установок, регулирующих поведение людей в системе «человек-право».
- Различают следующие формы общественного сознания:
- - политическое сознание (политика); - правовое сознание (право); - научное сознание (наука); - философское сознание (философия); - нравственное сознание (мораль, нравственность); - художественное сознание (искусство); - религиозное сознание (религия).
- Структура правового сознания: - правовая идеология; - правовая психология; - реализация норм права, регламентирующих личную безопасность граждан (поведенческий аспект).
- Правовая идеология – совокупность политических, экономических, правовых, нравственных, художественных, религиозных идей, правовых принципов, взглядов, требований законности и политически господствующего класса, с большей или меньшей точностью отражающих экономические, политические, правовые явления и процессы, в соответствии с которыми формируется правовое сознание личности, различных слоев населения, социальных групп, общества в целом
- Правовая психология – совокупность правовых взглядов, идей, чувств, установок, ценностных ориентаций, заблуждений и иллюзий, возникающих у всего общества в целом, конкретных социальных групп, различных слоев населения или конкретной личности под воздействием непосредственных условий их жизни и деятельности.
- Различают следующие виды правового сознания по:
- 1. По уровню знаний у граждан в области личной безопасности: …. - обыденное правовое сознание – правовые представления, которые формируются у людей в повседневной жизни под влиянием правотворческой, правоприменительной и правоохранительной практики; ….- профессиональное правовое сознание должно быть присуще юристам (сотрудникам правоохранительных органов);
- - научное (теоретическое) правовое сознание – правовые идеи, взгляды, принципы, которые освещаются в научных работах или закреплены в нормах права.
- 2. По субъектам: …. - индивидуальное правовое сознание, н-р, Иванова И.И.; ….- групповое правовое сознание (социальных групп); ….- массовое правовое сознание, н-р, действующей толпы; ….- общественное правовое сознание, н-р, правовые взгляды наций, населения России.