СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Институционная модель профориентационной работы с детьми инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья, ориентирующая на выбор специальностей среднего профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Особенно трудно этот судьбоносный выбор дается людям с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные возможности которых в той или иной мере также ограничены, что сужает и усложняет выбор профессии для обучающихся данной категории.

Просмотр содержимого документа
«Институционная модель профориентационной работы с детьми инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья, ориентирующая на выбор специальностей среднего профессионального образования»

Институционная модель профориентационной работы с детьми инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья, ориентирующая на выбор специальностей среднего профессионального образования


Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Ведь недаром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Особенно трудно этот судьбоносный выбор дается людям с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные возможности которых в той или иной мере также ограничены. Это обстоятельство, так или иначе, сужает и усложняет выбор профессии для обучающихся данной категории.

Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них адекватное отношение к себе, к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей, а также большую играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.

Основными причинами затруднения профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ являются: недостаточно активная жизненная позиция; несформированность мотивов к трудовой деятельности; недостаточная информированность о профессиях и условиях труда; незнание требований отдельных профессий к здоровью; неполные или ошибочные представления о собственных возможностях, завышенная или заниженная самооценка.

Можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:

  • позиция родителей;

  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

  • поддержка со стороны педагогов;

  • знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей

  • информированность о профессиональных деятельностях, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;

Одно из условий при планировании работы - необходимость учитывать физиолого-психические особенности обучающихся и дозировать время и нагрузку, при необходимости использовать дополнительные технические или иные средства.

Формы профессионально-ориентационной работы достаточно многообразны: профессионально – ориентационные беседы; привлечение специалистов и использование современных методов и средств диагностики профессионально важных качеств школьников; коллективные и индивидуальные, с участием педагога-психолога, консультации учащихся по вопросам выбора профессии; организация экскурсий на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости населения города; организация встреч с представителями учебных заведений, со специалистами предприятий города, специалистами центра занятости; организация совместных мероприятий с колледжами г. Лабытнанги и г. Салехарда; посещения дней открытых дверей в учебных заведениях; работа с родителями; занятия в кружках, мастерских; участие в конкурсах, выставках, ярмарках изделий.

Профориентационная работа в школе с обучающимися с ОВЗ осуществляется в течение всего периода обучения и проходит поэтапно:

1-4 классы - формирование положительного отношения к труду, изучение задатков, ознакомление с окружающим миром профессий

5-7 классы - изучение личностных качеств и развитие способностей, базовых компетентностей, выявление интересов

8-11 классы - изучение интересов, профессиональных склонностей и определение способностей к определенной сфере профессиональной деятельности, формирование адекватной самооценки, ознакомление с миром профессий, организация профессиональных проб, подготовка к выбору профессии в колледжах.

В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе.

При получении среднего общего образования для предоставления школьникам вариативного выбора профилей школа внедряет индивидуальные учебные планы, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Также в школе для обучающихся на выбор представлены различные элективные курсы по программам профориентационной направленности, а также кружки, которые также помогут в дальнейшем определиться с выбором профессии.

Сегодня в школе, начиная с начального общего образования, посредством реализации проекта «Маленькое Сколково», «IT-SCHOOL», сложилась система работы, направленная на профессиональное самоопределение выпускника. Реализация проектов позволяет формировать представления о профессиях технической, естественно-научной, гуманитарной направленностей.

Одним из направлений профориентационной работы с подростками является профессиональная психофизиологическая и психологическая диагностика, которая предоставляет объективную информацию об особенностях и возможностях подростка, его профессионально ориентированных интересах и склонностях. Данную работу проводят педагоги – психологи школы.

Выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родных и близких, в частности родителей. Поэтому важным звеном в профориентации является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Для информирования родителей на родительских собраниях классные руководители рассматривали вопросы о возможностях выбора дальнейшего пути самоопределения, образования детей с учетом требований современного рынка труда с приглашением специалистов ЦЗН г. Лабытнанги, а также на родительские собрания приглашались представители колледжа. Заинтересованные родители принимают участие в мероприятии «День открытых дверей» в филиале ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» г. Лабытнанги.

Целесообразно в профориентации обучающихся с ОВЗ опираться на условия и особенности регионального рынка труда. Из года в год наше образовательное учреждение сотрудничает с ЦЗН г. Лабытнанги. В течение учебного года специалисты Центра занятости населения принимают участие в различных мероприятиях, проводимых в школе: классные часы, круглые столы, викторины. Специалистами учреждения организуются Дни открытых дверей, мероприятие, направленное на информирование граждан о деятельности службы занятости населения, о положении на рынке труда. Также при непосредственном сотрудничестве с Центром занятости населения, ежегодно, обучающиеся нашей школы, в том числе и данная категория обучающихся на время летних каникул трудоустраиваются на временную работу на предприятия города.

Организация экскурсий на предприятия города полезно и информативно, дает возможность увидеть их структуру, виды и содержание трудовой деятельности на них. В результате экскурсий школьники на практике получают конкретные знания о работе различных специалистов и информацию о возможном месте работы. В течение учебного года организуются и проводятся экскурсии на различные предприятия города: пожарная часть – 70 УГПС УВД ЯНАО, салон – магазин «Ткани и Ателье», детская центральная библиотека, ОМВД России по г. Лабытнанги, Лабытнангская городская больница, «Центр детского творчества, технического творчества» г. Лабытнанги, Лабытнанги – ТВ и другие организации и предприятия города.

Большое внимание уделяется и профессиональному информированию обучающихся классные часы, круглые столы, викторины с приглашением родителей, специалистов службы занятости населения, встречи с представителями различных организаций и учреждений города. Такие мероприятия имеют цель прямого общения школьников с профессионалами, которые на основе личного опыта могут рассказать об особенностях своей профессии, чем она их привлекла, о возможностях профессионального совершенствования и карьерном росте.

Ежегодно обучающиеся нашей школы, в том числе и обучающиеся с ограниченными возможностями проходят профессиональную подготовку по выбранным им профессиям на базе МАОУ ДО ЦТТ по следующим специальностям: «Автодело», «Делопроизводитель», психолого – педагогический класс и др.

Одним их наиболее важных направлений это сотрудничество с колледжами г. Салехарда, а особое внимание уделяется совместной деятельности с филиалом ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» в г. Лабытнанги, с представителями которого составлено и утверждено одно из направлений плана профориентационной работы школы. Обучающиеся нашей школы принимают участие в Региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia), в рамках проведения Арктического образовательного форума обучающиеся принимают участие в Фестивале арктических профессий, который не первый год проходит в г. Салехард. Традиционно, в апреле месяце, проходит важное мероприятие для учащихся школы «День открытых дверей». В рамках данных мероприятий, школьники посещают мастер – классы, знакомятся с профессиями и специальностями, которые предлагает колледж для поступления в новом учебном году. Для школьников проводятся экскурсии сотрудниками колледжа, а также организуются профессиональные пробы по различным направлениям. Организация профессиональных проб, обогащают содержание педагогической практики эффективными технологиями повышения готовности учащихся к профессиональному самоопределению. А также призваны определить, соответствует ли характер данной работы способностям и умениям ученика. Обучающиеся с удовольствием становились непосредственными участниками данных проб, выполняли различные задания, задавали специалистам интересующие их вопросы, касающиеся той или иной профессии. Хочу отметить, что при проведении всех мероприятий, организовано 100% участие детей – инвалидов и лиц с ОВЗ, так как данная категория учащихся являются наиболее заинтересованными в получении этой информации. Так как в дальнейшем именно они становятся студентами Ямальского многопрофильного колледжа.

Таким образом, профессиональное ориентирование обучающихся с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей, используя ресурсы социума.

В конечном итоге задача профориентационной работы в школе, проводимой педагогами и родителями, помочь каждому ребенку определиться с выбором будущей профессии к моменту окончания учебы, причем сделать это так, чтобы через несколько лет выпускнику не пришлось сожалеть о принятом решении.





ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева, Л. П. Профессиональная реабилитация: профориентация и отбор на профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями / Л. П. Васильева, К. Э. Зборовский. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2012. – 124 с.

2. Капланская, Е. И. Профессиональная ориентация детей инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда : учебно-методическое пособие для педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по профессиональной ориентации детей инвалидов / Е. И. Капланская, А. Г. Галле, Г. А. Головина. – М. : НМЦ «СУВАГ», 2012. – 64 с.

3. Планирование профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации классным руководителям / авт.-сост. В. А. Рудаков. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2015. – 57 с.

4. Особенности работы по профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации / авт.-сост. В. А. Рудаков. – Ханты-Мансийск : РИО ИРО, 2017.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!