Региональная экология, 8 класс
Инструктивная карта
Выполнил(а) учащийся(аяся) 8 класса_________________________________
Тема: Водные объекты Забайкалья
Необходимые ресурсы:
Региональная экология: учебное пособие для общеобразовательных учреждений Забайкальского края / В. П. Горлачев, О. В., Корсун и др.
Атлас Забайкальского края.
Пользуясь § 8 учебника и картами на с. 11 и 21 атласа, выполните максимально возможное количество заданий.
Задание 1. Пользуясь текстом учебника, а также знаниями, полученными при изучении других предметов школьной программы, и личным опытом, охарактеризуйте роль внутриконтинентальных водоемов и водотоков:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 2. Заполните пропуски в схеме:

Водные объекты (по происхождению)




? ?
? ? ? ? ?
(примеры) (примеры) (примеры)
Задание 3. Заполните пропуски в схеме:



Природные водные объекты Забайкалья
? ? ? ?
Задание 4. Используя физическую карту Забайкальского края (с. 11 Атласа), распределить реки по группам:
Реки Забайкалья
Горные Равнинные
Реки: Аргунь, Олекма, Калар, Шилка, Витим, Нерча, Чара, Каренга, Ингода, Онон.
Задание 5. Используя тексты, приведенные ниже, составьте логическую цепочку:
Время причина явление следствие
А) В июле – августе обычно наступает летнее половодье, вызванное дальневосточными муссонами, а также юго-западными и южными циклонами. Уровень воды резко поднимается, и, зачастую, реки выходят из берегов, затапливая низины. Речные потоки уносят с собой большое количество органических веществ, в результате чего мутность воды в реках в это время увеличивается в десятки и сотни раз. Мутная вода пропускает меньше света, и условия жизни водных обитателей, особенно растений, при этом могут ухудшаться.
Б) Зимой толщина льда может достигать полутора и более метров, и многие реки на мелководьях перемерзают. Питающие их подземные воды при этом прорывают лед и изливаются наружу, образуя обширные ледяные поля – наледи.
Задание 6. Рассмотрите карту поверхностных вод Забайкальского края (с. 21 Атласа) и выполните задания:
А) К каким водосборным бассейнам относятся реки Забайкальского края? Приведите по 2 – 3 примера рек для каждого водосборного бассейна.
Б) Расположите водосборные бассейны Забайкальского края в порядке уменьшения их площади.
Задание 7. Пользуясь справочным материалом «Озера» на с. 21 Атласа, расположите озера Забайкальского края в порядке увеличения площади зеркала.
Задание 8. Сравните между собой реку и озеро: составьте диаграмму Эйлера-Венна: в одном кольце запишите отличительные признаки реки, в другом – озера; в зоне пересечения колец – общее для реки и озера.
Задание 9. Заполните пропуски в схеме:
Озера Забайкалья (по характеру питания)
? ? ?
Задание 10. Заполните пропуски в схеме:
Подземные воды (по степени минерализации)
? (? г/л) ? (? г/л) ? (? г/л)
Задание 11. Сделайте вывод о степени обеспеченности Забайкальского края водными ресурсами, разнообразии водных объектов, их роли в природе и жизни человека.