СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Важный этап ремонта компьютера – его диагностика. Ведь прежде, чем поставить правильный диагноз, необходимо провести обследование.
1. Первичная диагностика. Сюда в основном входит внешний осмотр компьютера и его комплектующих.
2. Аппаратная диагностика. Этот этап направлен на выявление испорченных деталей компьютера. Сбои в работе системы могут наблюдаться, если на технику установлен компонент с браком. Кроме того, некорректное функционирование может быть вызвано износом деталей. Ещё один вариант, влияющий на работу, – это перегрев.
3. Программная диагностика. На этом этапе выявляются ошибки в работе программного обеспечения. Оценивается стабильность системы. Операционная система компьютера попадает под пристальное изучение, с анализом причин программного сбоя.
4. Полная диагностика. По результатам всех видов диагностики, выносится вердикт – причина поломки. После обнаружения неисправности, необходимо проконсультироваться со специалистами, прежде чем ремонтировать и оказывать компьютеру помощь.
Инструкции по диагностике и ремонту
вычислительной техники
в условиях среднего офиса
Инструкции по диагностике и ремонту вычислительной техники в условиях малого офиса. / – Сост.: Дзядзя Дмитрий Андреевич, студент группы НП-8., Суржик Татьяна Витальевна, руководитель ВКР. – Иркутск: ИТМ, 2021. – 32 с.
Вместо вступления 4
I. Решение проблем, возникающих при включении компьютера: неполадки, отказы, зависания, неисправности 5
Ваш компьютер не запускается 5
1. Экран дисплея не светится и не отображает сообщений об ошибках 5
2. Вы не можете изменить параметры или какие-то величины в SETUP 6
3. При загрузке ПК на экране дисплея отображаются ошибки программы самотестирования (POST— Power On Self-Test) 7
4. Обнуление и переустановка конфигурационной памяти (CMOS) компьютера 7
5. Компьютер не включается 8
Отказы и зависания аппаратного (hard) характера 8
1. Дисплей не работает 8
2. Отказ клавиатуры 9
3. Мышь не реагирует на перемещение 9
4. Принтер (printer) не печатает посылаемое на него сообщение 10
5. Не работает жесткий диск 10
6. Проблемы с CD-DWD-RW 11
Эпизодические отказы (сбои) в работе компьютера 12
Систематические отказы 13
Аппаратные и программные неисправности 13
Типичные неисправности 13
II. Первичная диагностика эпизодических отказов пк и его технического состояния 14
III. Зависания, отказы и неполадки в работе пк, выявляемые с помощью встроенных программно-аппаратных средств 16
BIOS — базовая система ввода/вывода (base input/output system) 16
Отказы и сбои, вызванные программой SETUP 18
Отказы в работе клавиатуры 19
Чрезмерно длинные сигнальные провода 20
Сканер/scaner, отказы при работе сканера 20
Отказы при работе сканера 21
IV. Диагностика зависаний и отказов, вызванных нарушением целостности программного обеспечения 22
V. Отказы и неисправности аппаратного обеспечения, рекомендации по ремонту 25
Системный блок или дисплей? 27
Ремонт системных плат (начальные сведения) 27
Важный этап ремонта компьютера – его диагностика. Ведь прежде, чем поставить правильный диагноз, необходимо провести обследование.
1. Первичная диагностика. Сюда в основном входит внешний осмотр компьютера и его комплектующих.
2. Аппаратная диагностика. Этот этап направлен на выявление испорченных деталей компьютера. Сбои в работе системы могут наблюдаться, если на технику установлен компонент с браком. Кроме того, некорректное функционирование может быть вызвано износом деталей. Ещё один вариант, влияющий на работу, – это перегрев.
3. Программная диагностика. На этом этапе выявляются ошибки в работе программного обеспечения. Оценивается стабильность системы. Операционная система компьютера попадает под пристальное изучение, с анализом причин программного сбоя.
4. Полная диагностика. По результатам всех видов диагностики, выносится вердикт – причина поломки. После обнаружения неисправности, необходимо проконсультироваться со специалистами, прежде чем ремонтировать и оказывать компьютеру помощь.
Общая характеристика причин зависаний,
отказов и неисправностей
7 типовых (часто встречающихся) причин зависаний и отказов ПК
Как показывает практика, к наиболее часто встречаемым причинам зависаний, отказов и неисправностей компьютеров относятся:
1. Нарушение контактов в аппаратной части ПК.
2. Перегрев СБИС (сверхбольших интегральных схем) электронных схем компьютера.
3. Разрыв фольгарованных полосок многослойных плат электроники.
4. Выход из строя отдельных узлов, блоков, устройств ПК.
5. Физическое подстирание магнитного слоя системной области жесткого диска (винчестера).
6. Нарушение целостности системного программного обеспечения из-за случайного или преднамеренного стирания.
7. Заражение программного обеспечения вирусами.
Существуют и другие типы отказов, но их можно отнести к редко встречающимся или экзотическим, пользователи называют их глюками. Если при перезапуске ПК загрузка программ и дальнейшая работа компьютера носят нормальный характер, значит отказ, или зависание, которое имело место, можно отнести к эпизодическому.
Поэтому первый совет пользователю — ПЕРЕЗАПУСТИТЕ КОМПЬЮТЕР!
К аппаратным причинам относятся первые пять из перечисленных выше пунктов.
К программным зависаниям и отказам относятся 6-ой и 7-ой из вышеперечисленных пунктов.
1. По сообщениям на дисплее ПК
Сразу же после включения ПК и начала работы программы самотестирования (POST) нажмите клавишу ESC, после чего каждый раз нажимая ENTER, вы просматриваете на экране дисплея содержание сообщения об инициализации конфигурации ПК.
2. С применением программ диагностики
а) программ диагностики, встроенных в ПК;
б) стандартных программ (утилит) диагностики;
в) специальных программ диагностики.
Если дисплей темный и на нем нет сообщений об ошибках при включении вашего компьютера, проделайте следующие процедуры:
1. Проверьте, что отображается на жидкокристаллическом экране (LCD) системного блока (если он есть на вашем ПК).
2. Проверьте внешние соединения.
3. Проверьте внутренние соединения.
4. Заново перестройте конфигурацию компьютера в SETUP.
Проверка работы внешних (периферийных) устройств и соединений:
1. Убедитесь, что компьютер и дисплей включены (должен светиться индикатор на системном блоке и на дисплее).
2. Проверьте, работает ли регулировка яркости и контрастности на дисплее.
3. Проверьте правильность подсоединения кабелей питания и сигнальных кабелей к дисплею и системному блоку.
Если ваш компьютер все же не запускается:
1. Выключите дисплей, компьютер и все внешние устройства.
2. Отключите кабель питания, сигнальные кабели, запомните позиции, в которых они были подсоединены.
3. Снимите кожух с системного блока ПК.
4. Тщательно проверьте следующие позиции:
• процессор установлен правильно вместе с блоками регулировки напряжения (CPU и VRM);
• убедитесь, что все внутренние соединения сделаны правильно;
• проверьте, правильно ли установлен переключатель скорости работы процессора;
• в соответствующих разъемах (слотах) должны быть установлены модули памяти − проверьте правильность их установки;
• в соответствующих слотах должны быть установлены адаптеры, блоки VRM.
• убедитесь, что все переключатели и перемычки на адаптерах занимают правильное (соответствующее) положение;
• убедитесь, что все вентиляторы работают, а воздушный поток внутри системного блока не перекрывается посторонней помехой − это позволит исключить перегрев жесткого диска (HDD), процессора (CPU) и буферных схем устройств ввода/вывода (I/O);
• проверьте правильность соединения сетевого кабеля.
5. Снова закройте системный блок кожухом.
6. Соедините компьютер сигнальными кабелями и подключите сетевые кабели,
7. Включите сначала дисплей, затем системный блок.
Если после включения ПК не загружается нормально, вытащите все адаптеры и карты из слотов системной платы, кроме адаптера жесткого диска и видеоадаптера. Если ПК теперь загружается нормально, последовательно вставляйте по одной плате в материнскую плату системного блока, включая и выключая компьютер до тех пор, пока не будет определен неисправный адаптер.
Убедитесь, что вы ввели правильный пароль, если он установлен на вашем ПК.
Система самотестирования компьютера при включении (Power On Self-Test — POST) может обнаруживать как ошибки из-за неисправности узлов или модулей компьютера, так и ошибки из-за изменения конфигурации. В обоих случаях на экран выводятся коды ошибок и короткий комментарий.
В зависимости от типа ошибки пользователь имеет определенный выбор в своих действиях (для различных BIOS эти действия могут отличаться, но в целом они носят универсальный характер). Итак, при включении компьютера и в процессе самотестирования (т. е. через несколько секунд после включения) пользователь может:
* нажать клавишу F1, чтобы проигнорировать ошибку и продолжить работу;
* нажать клавишу F2, с тем чтобы войти в SETUP и исправить ошибку конфигурации. Обычно фирмы-производители рекомендуют исправлять ошибки, несмотря на то, что загрузка компьютера проходит успешно;
* нажать F4, с тем чтобы согласиться с изменениями в конфигурации и принять их, т.е. позволить SETUP обновить свои данные;
* нажать клавишу ENTER, с тем чтобы подробнее ознакомиться с сообщением об ошибке; после ознакомления с подробным описанием ошибки пользователь может вернуться к первоначальному экрану с описанием ошибки и нажать F4, F2 или F1 (см. выше), в зависимости от того, какова ошибка и какое решение примет пользователь, имея более подробную информацию. Таким образом, при включении компьютера пользователь может обойти вышеприведенные неполадки и загрузить ПК для последующей работы.
4. Обнуление и переустановка конфигурационной памяти (CMOS)Если при включении компьютера программа самодиагностики (POST) будет вьщавать сообщение об ошибках конфигурации, пользователь должен очистить текущую конфигурацию в памяти и переустановить в ней встроенные по умолчанию значения. Для этого необходимо:
1. Выключить компьютер, отсоединить кабель питания от сети и от системного блока, снять крышку компьютера. Отключить от компьютера телекоммуникационный сетевой кабель, а затем:
• установить переключатель на системной плате (что это за переключатель, пользователь может узнать из документации на компьютер или «Руководства пользователя ПК») в положение «закрыть» для сброса текущей конфигурации;
• закрыть крышку компьюютера и подсоединить только кабель питания;
• включить ПК (этим пользователь сбросит те значения, которые записаны в памяти);
• подождать, пока ПК не загрузится. На экран дисплея может быть выведено сообщение о том, что память очищена и перед перезагрузкой необходимо поставить переключатель в положение «открыть». Далее необходим выключить ПК, отсоединить кабель питания и снять крышку системного блока,
• установить переключатель системной платы в положение «открыть», чтобы сделать возможной запись в память конфигураии.
2. Закрыть крышку системного блока ПК и подсоединить кабели питания и телекоммуникационные кабели.
3. Включить ПК. На экране дисплея может появиться сообщение о неправильной конфигурации. После этого загрузка будет остановлена. Для продолжения загрузки нужно нажать любую клавишу. На экране будут появляться следующие сообщения об ошибках:
«CMOS checking is invalid» («контрольная сумма неправильна»)
«Default values will be loaded» («будут загружены стандартные по умолчаню значения») «Press any key to continue» («для продолжения нажмите любую клавишу»)
4. Нажать клавишу (это может быть F2 или F7) для загрузки SETUP. В память конфигурации автоматически загрузятся и будут сохранены там значения конфигурации по умолчанию, то есть те значения, которые являются стандартными для данного ПК.
5. Если вы хотите сделать какие-то другие изменения конфигурации, вам нужно будет войти в SETUP, подставить эти значения, сохранить их и выйти из SETUP.
5. Компьютер не включается1. В этом случае можно посоветовать следующее:
• разблокируйте пароль в ПК, т. е. снимите его;
• убедитесь, что вы не находитесь в режиме приостановки работы (suspend) − естественно, в этом случае выключение ПК может привести к риску потери информации, которую вы обрабатываете;
• при нажатии кнопки выключения сети (питания) и удержания ее в этом положении больше 4 секунд ПК должен выключиться. Заметим, что операционная система закрывается при таком выключении некорректно.
Отказы и зависания аппаратного (hard) характера 1. Дисплей не работаетЕсли дисплей не отображает правильно информацию, поступающую на него с системного блока или не читаются буквенно-цифровые сообщения, проверьте, правильно ли выбран режим дисплея. Для исправления ситуации выберите режим дисплея в соответствии с рекомендациями операционной системы.
В случае, если на экране дисплея нет изображения, а клавиатура, дисководы и другие периферийные устройства работают нормально, проделайте следующее:
• проверьте, вставлен ли силовой кабель в дисплейный блок и в каком положении находится выключатель сети (должно быть «switch on»);
• убедитесь, что регулировки яркости и контрастности работают нормально;
• проверьте, правильно ли подключен сигнальный кабель дисплея к системному блоку;
• выключите дисплей и извлеките из розетки сетевой кабель;
• отсоедините сигнальный кабель от дисплея (если это возможно) и проверьте целостность контактов в разъеме кабеля. Если контакты погнуты, аккуратно разогните их;
• проверьте, правильно ли установлена видеоплата, и снова включите дисплей, а затем ПК;
• если дисплей работает нормально в течение процедуры самотестирования (POST), а при загрузке операционной системы Windows экран меркнет, убедитесь, что на видеоплате установлена память, достаточная для установленного видеорежима.
• если кадровая частота дисплея установлена слишком высокой, экран будет темным. Выберите другую установку (возможно, для этого вам придется подключить другой дисплей), при которой частота смены кадров не будет слишком высокой.
2. Отказ клавиатуры• Убедитесь, что клавиатура правильно подключена к системному блоку. Если клавиатура не подсоединена к компьютеру, то на дисплее при загрузке отобразится значок (клавиатуры).
• Если после загрузки операционной системы правильно подсоединенная клавиатура не подает признаков жизни, проверьте, может быть, для пароля установлена опция «блокировка клавиатуры» (Keyboard locked). Необходимо ввести пароль, чтобы разблокировать клавиатуру и мышь. Для удобства дальнейшей эксплуатации ПК можно изменить эти установки.
3. Мышь не реагирует на перемещение1. Перезагрузка компьютера или ноутбука. Это действительно то, что нужно сделать в первую очередь. Перезагружая ОС, Вы перезагружаете всё программное обеспечение – в том числе и драйвера на мышь.
2. Сменить USB-порт, куда подключена мышь, на другой. Подключая мышь в другой порт, Вы заставляете операционную систему “шевелиться” – она подумает, что было подключено новое устройство, пока неизвестное ей, и постарается автоматически обновить драйвера, что может исправить проблему;
3. Если у Вас игровая мышь, требующая наличия специальных драйверов, их следует удалить. После нужно перезагрузить компьютер и заново установить драйвера. Вероятно, тогда мышь вернётся в строй;
4. Диагностика работоспособности мыши посредством её подключения к другому ПК. Это действительно самый простой способ понять, на самом ли деле проблема заключается в мыши или в самом компьютере. При наличии возможности подключить её к другому компьютеру, Вы за считанные минуты сможете проверить её. Если курсор будет двигаться на другом устройстве, значит, неисправность как-то связана с Вашим компьютером. В обратном случае – сама мышь вышла из строя и требует замены;
5. Почистите систему от вирусов. Зачастую они мешают корректной работе данного устройства ввода информации. Обновите базу и запустите проверку.
4. Принтер (printer) не печатает посылаемое на него сообщениеПринтер присоединяется к системному блоку с помощью кабеля «USB».
Проверить первичную работоспособность принтера можно, нажав кнопку TEST и удерживая ее в нажатом состоянии при включении принтера в сеть (сетевым включателем). Если принтер исправен, он начинает печатать так называемую тестовую страницу или страницу самотеста.
Для исправления ситуации выберите тип принтера в соответствии с рекомендациями операционной системы Windows.
Если принтер не работает, а клавиатура, дисководы, и другие периферийные устройства работают нормально, проделайте следующее:
• проверьте, вставлен ли силовой кабель в принтер и в каком положении находится выключатель сети (должно быть «switch on»);
• убедитесь, что индикатор питания светится;
• проверьте, правильно ли подключен сигнальный кабель принтера к системному блоку;
• выключите принтер и выдерните из розетки сетевой кабель;
• отсоедините сигнальный кабель от принтера и проверьте целостность кабеля. Если кабель поврежден, стоит его заменить.
• проверьте, правильно ли установлена мультиплата (если она есть), и снова включите принтер, а затем ПК;
• если принтер работает нормально в течение процедуры самотестирования (POST), а после загрузки операционной системы Windows принтер не работает, убедитесь, что в принтере установлена память, достаточная для установленного режима.
5. Не работает жесткий диск• Убедитесь, что кабель питания и сигнальный кабель правильно подсоединены к диску.
• Убедитесь, что жесткий диск имеет статус «Разрешено» в SETUP.
• Проверьте, что жесткий диск был обнаружен системой BIOS и прописан в SETUP,
• Убедитесь, что системная шина имеет статус «Разрешено», если вы используете интегрированный контроллер.
Если световой индикатор работы жесткого диска не мерцает при обращении ПК к жесткому диску:
• убедитесь, что системная плата правильно соединена с контрольной панелью соответствующими проводниками;
• убедитесь, что кабель питания и сигнальный кабель правильно подсоединены к жесткому диску.
Если вы используете жесткий диск с платой контроллера, световой индикатор работы не должен мерцать, когда ПК обращается к жесткому диску.
Если ваш компьютер оснащен устройством для воспроизведения компакт-дисков и индикатор устройства при включении и загрузке программного обеспечения не загорелся, посмотрите, не забыли ли вы вставить компакт-диск.
При повторном включении компьютера, если компакт-диск вставлен в CD-ROM, а индикатор по-прежнему не загорается, проверьте (при вскрытом корпусе ПК), все ли кабельные соединения обеспечивают CD-DWD-RW привод питанием (соединение с блоком питания), сигналами обмена с системной платой (соединение с адаптером SATA).
Правильность соединения можно проверить с помощью руководства по пользованию:
• компьютером;
• устройством CD-DWD-RW.
Рекомендация:
Иметь «карту» проводов, кабелей и соединений периферийных устройств с системной платой (жесткий диск, дисководы, CD-DWD-RW — это тоже периферийные устройства), а также состояний перемычек на системной плате — это значит избавиться от головной боли при каких-либо переустановках в системном блоке или его модификации (UPGRADE). Для проверки всегда можно вернуться к предыдущему варианту.
Отказы и зависания из-за программного обеспечения.
Примером такого зависания может быть следующее.
Вы забыли пароль
Если пользователь забыл пароль на Setup, можно воспользоваться различными программами для снятия пароля или одним из заводских паролей. Заводские пароли для AWARD BIOS следующие: AWARD_SW, TTPTHA, HLT, lkwpeter, KDD, ZBAAACA, J322, ZAAADA, Syxz, шесть пробелов, Wodj, девять пробелов, ZJAAADC, 01322222, J256, ?award. Один из этих паролей должен подойти.
Однако в новых AWARD BIOS (версии 4.51) инженерные пароли отсутствуют. Но существует программа для снятия/определения установленных паролей в таких BIOS.
Для AMI BIOS стандартных паролей нет. Единственный случай: если вы приобрели материнскую плату, то пароль может быть AMI.
Существуют программы для определения установленного на SETUP пароля. На некоторых AMI BIOS можно сразу после включения держать нажатой клавишу INS — при этом в CMOS-память загружаются стандартные параметры.
Чтобы аппаратно «сборосить» CMOS (вместе с паролями) нужно выполнить следующее.
Почти на всех современных системных платах рядом с батарейкой есть перемычка для сброса CMOS-памяти (обычно 4 контакта, нормальное положение — 2-3, сброс — 1-2 или 3-4; иногда — 3 или 2 контакта).
Выпаивать и тем более замыкать батарейку не имеет смысла — это чаще всего не приводит к успеху из-за конструкции схемы питания CMOS-памяти, а замыкание батарейки сильно сокращает срок ее службы.
Если на плате нет батарейки, нужно поискать пластмассовый модуль с надписью «DALLAS» (это монолитный блок с батарейкой и микросхемой CMOS) — перемычка может
быть возле него. В случае, если перемычка для очистки CMOS-памяти отсутствует, то сначала попробуйте отключить или отсоединить батарейку.
При этом также рекомендуется отключить провода от блока питания, так как заряд на его конденсаторах может сохраняться и поддерживать нормальное питание CMOS RAM более суток.
Эпизодические отказы (сбои) в работе компьютераСуществует целый набор неполадок или сбоев, которые носят эпизодический, редко повторяющийся или вовсе не повторяющийся характер. Эти отказы можно подразделить на следующие классы:
1. Всплески напряжения (Power Surges) приводят к сбросу ОЗУ, возникновению ошибок, выходу из строя ПК
2. Высоковольтные выбросы (high voltage Spikes) приводят к сбросу ОЗУ, реже — к выходу из строя элементов ПК.
3. Проседание напряжения (Power Sags) приводит к сбросу ОЗУ, возникновению ошибок, реже — к выходу из строя ПК.
4. Высокочастотный шум (Electrical Zine Noise) приводит к возникновению ошибок, сбросу ОЗУ, зависанию ПК, выходу из строя, накопителей.
5. Выбег частоты (Frequency Variations) приводит к зависанию ПК, выходу из строя накопителей, программным сбоям и потере данных.
6. Подсадка напряжения (Browmout) приводит к потере данных и выходу из строя ПК.
7. Пропадание напряжения (Power Failure) приводит к потере файлов, потере данных и выходу из строя ПК.
Систематические отказыОтказы этого типа являются основными неисправностями, рассматриваемыми в данном справочном пособии. Для их четкой идентификации требуется необходимый минимум информации, которую пользователь получает в ходе реализации процедур диагностики. В сложном случае возможно применение профессиональной диагностической аппаратуры и специальных диагностических программ.
Аппаратные и программные неисправностиНеисправность, сбой или зависание ПК может быть замаскировано таким образом, что на первом этапе диагностики пользователю может не хватить информации для правильной классификации причины. И действительно, например, неполадки считывания системной информации, расположенной в системной области накопителя на жестком магнитном диске (НЖМД), могут порождаться как случайным стиранием части системного файла, так и деградацией меток высокого или низкого уровня, и здесь определить истинную причину сбоя или неисправности будет достаточно трудно. Если в перспективе нет возможности восстановить эти метки, значит, неисправность считается аппаратной.
Если файл действительно подвергся случайному стиранию, причиной является программное обеспечение ПК.
Таким образом, в первый момент времени пользователь не сможет осуществить правильную классификацию (или идентификацию) причины неисправности, поскольку у него пока еще нет минимально необходимой для этой классификации информации.
Типичные неисправностиПриведем несколько типичных признаков ненормальной работы ПК, наличие которых говорит о том, что пользователю необходимо всерьез позаботиться — как о сохранности инфромации, записанной на компьютере, так и просто о его физической целостности.
1. ПК работает много медленнее, чем обычно.
2. ПК не загружается с жесткого диска.
3. При включении компьютер не загружается, курсор зависает в левом верхнем углу дисплея.
4. Случайно стерт файл или группа файлов, и это время от времени повторяется.
5. Ошибка чтения/записи жесткого диска — это вид ошибки, получаемой из-за неправильного значения CRC (Cyclical Redundancy Check — циклического контрольного кода) или физически плохого сектора.
6. Плохая (искаженная) таблица распределения файлов (FAT), об этом сообщает специальная диагностическая программа.
7. Жесткий диск отформатирован случайным образом, т. е. применена команда из программного пакета DOS FORMAT и все данные оказались потеряны. В любом из этих случаев пользователь или сервис-инженер должен знать последовательность действий, которые смогут помочь ему диагностировать неисправность и спасти (если это возможно) информацию, записанную в ПК.
II. ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКАДля использования самодиагностического потенциала ПК пользователь должен ориентироваться в обозначениях узлов, блоков, параметров ПК. Даже простая расшифровка типового обозначения ПК среднестатистической конфигурации для неопытного пользователя может представлять определенную проблему.
Как расшифровать типовое обозначение ПК
Современные ПК характеризуются достаточно высокой сложностью конструкции, просматриваемой хотя бы уже из их типового обозначения, например:
Intel Pentium Dual-Core/3500, RAM 8 GB DDR4, 3 MB PB cache, HDD 500 Gb, Intel HD Graphics 610, BenQ GL2250 21.5", Keyboard 101, mouse Microsoft, minitower.
Расшифруем эти обозначения: Intel Pentium Dual-Core/3500 — тип процессора, тактовая частота 3500 МГц; RAM 8GB DDR4 — тип ОЗУ, объем 8 Гбайт; 3 Mb PB cache — кэш-память объемом 3 Мбайт; HDD 500 Гбайта, Intel HD Graphics 610 — интегрированная видеокарта с объёмом 2Гбайта; BenQ GL2250 21.5" — монитор с выходом VGA, HDMI; Keyboard 101 — клавиатура со 101 клавишей; mouse Microsoft — мышь фирмы Microsoft; minitower — корпус ПК.
Правила эксплуатации ПК имеют характерные моменты.
Если системный блок горизонтальной ориентации и обладает достаточной жесткостью, монитор можно поставить на него.
Все эти вышеперечисленные примеры пользователь должен знать и держать их в уме, регулярно проверяя тепловой режим и топологическое состояние внутренней конструкции системного блока компьютера.
Суммируя вышесказанное и исходя из статистики отказов и неисправностей, можно привести следующую таблицу наиболее уязвимых мест ПК.
Наиболее уязвимые аппаратные модули и узлы ПК и причины, вызывающие их выход из строя
1. Механические узлы: (разрушение подшипников, стирание движущихся поверхностей):
1. Движущиеся части жесткого диска.
2. Подвижные детали привода.
3. Вентилятор блока питания.
4. Вентиляторы системного блока (если они есть в ПК).
5. Вентилятор (кулер), охлаждающий процессор.
6. Пластмассовые вращающиеся валики мыши.
7. Поверхности пластин жесткого диска.
8. Поверхности гибкого диска.
2. Электрические контакты (окисление, нарушение контакта):
1. Контакты адаптерных разъемов, расположенных на системной плате.
2. Контакты микропроцессорных разъемов (сокеты/ sokets).
3. Контакты микросхем памяти.
3. Сильноточные микросхемы: (локальный перегрев, токовый пробой из-за перегрева):
1. Микропроцессоры.
2. Контроллерные микросхемы.
Наиболее уязвимые аппаратно-программные модули и узлы ПК и причины, вызывающие их отказы
1. Неустойчивая работа жесткого диска/Hard disk — деградация меток или стирание магнитного слоя.
2. Ненадежная работа микросхем ОЗУ (RAM) — старение микросхем.
3. Нарушение нормальной работы CMOS-памяти конфигурации — села батарейка поддержки, пробита микросхема CMOS-памяти.
4. Порча программы BIOS или POST в ПЗУ(Ж)М)— например, из-за сильных электрических наводок стерта часть программы или «пробита» часть памяти ПЗУ.
Наиболее уязвимые аппаратно-программные модули и узлы ПК и причины, вызывающие их отказы
1. Искажен загрузочный модуль на нулевой дорожке жесткого или гибкого диска — деградация и старение магнитной записи, работа вируса.
2. Стерты фрагменты системных драйверов — из-за внезапного выключения ПК, мощных электромагнитных помех, вирусов.
3. Внедрен вирус, перехватывающий процедуру нормальной загрузки, источник — хакер или неопытный пользователь.
III. ЗАВИСАНИЯ, ОТКАЗЫ И НЕПОЛАДКИ В РАБОТЕ ПК, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ВСТРОЕННЫХBIOS (в персональном компьютере) — это система координат, которая не меняет своего положения в пространстве. Только BIOS знает, как привести в действие принтер, как осуществить доступ к памяти, к жесткому диску, дисководам, к коммуникационным портам.
Одним словом, BIOS - это ЛОГИЧЕСКОЕ, ЖЕСТКО ЗАКРЕПЛЕННОЕ (ЗАКОНСЕРВИРОВАННОЕ) УСТРОЙСТВО - ПРОГРАММА СОГЛАСОВАНИЯ работы программ, вводимых в компьютер — с аппаратными возможностями «железа».
В процессе работы на ПК пользователь может захотеть обратиться к периферийному устройству, которого на его ПК нет. Следовательно, при возможной установке этого устройства (например, модема или сканера) BIOS должен иметь возможность опознать его и сообщить об этом пользователю.
В действительности так и происходит.
POST — самотестирование при включении (Power On Self-Test — POST)
POST — это диагностическая программа, которая содержится в ПЗУ BIOS. POST (Power On Self-Test) — самопроверка при включении питания — проверяет все важные системы в ПК и быстро тестирует всю память ОЗУ. При успешном окончании контроля ПК на дисплей выводится сообщение, подается звуковой сигнал и выводится имя текущего накопителя (приглашение к работе).
Если в процессе самотестирования обнаружены ошибки, они могут сопровождаться звуковыми сигналами. Сообщения об ошибках с помощью звуковых сигналов при самотестировании ПК (Веер Codes).
К сожалению, пользователи иногда забывают, что BIOS — это программа, в которую невозможно вписать какой-то фрагмент или, скажем, вирус. Однако, распорядиться фрагментами самого BIOS можно, допустим, включить фрагмент теста и обмена данными с 3-дюймовым дисководом, а фрагмент обмена данными с 5-дюймовым дисководом — отключить.
Для того, чтобы осуществить такие настройки и запомнить их существует специальная микросхема CMOS — конфигурации (CMOS — Complementary Metal Oxide Semiconductor — взаимодополняющая полупроводниковая структура металл-оксид).
CMOS-память и часы реального времени
Информация о конфигурации системы записана в ОЗУ с низким энергопотреблением (CMOS-память), которое представлено ИС МС 146818. Эта ИС (64 байта) предназначена для хранения следующей информации: 14 байт текущего времени, а также описание конфигурации системы. Для питания ИС МС 146818 и синхрогенератора, тактирующего часы реального времени ПК, используется батарея напряжением 3,6 В.
При запуске компьютера «за кулисами» идет напряженная проверка всех узлов и блоков, но листинга — последовательности выполнения операций проверки пользователь не видит. В соответствии с теми параметрами, которые были записаны в CMOS-конфигурацию, BIOS подключает тот или иной набор фрагментов. Программа фиксации этих параметров называется программа SETUP.
SETUP (установка)
Она также записана в системе BIOS, но те параметры, которые мы выставляем в SETUP, записываются в микросхеме CMOS-конфигурации.
Системная информация, хранящаяся в CMOS, не теряется после выключения питания. Этому способствует маленькая батарейка, напряжением 3,6 вольта. Если через 1—3 года батарейка разрядится, нужно будет поставить новую, чтобы - не было необходимости каждый раз заново вводить параметры установки фрагментов BIOS в соответствии с вашей аппаратурной (далее мы скажем, что и програмной тоже) конфигурацией.
Таблица 1. Сообщения об ошибках с помощью звуковых сигналов при самотестировании ПК (Веер Codes)
Звуковой сигнал/ Beeps | Сообщение об ошибке/ Error Message | Чем характеризуется ошибка/ Description |
1 | Ошибки регенерации/ Refresh Failure | Неисправна микросхема памяти на системной плате |
2 | Ошибки проверки на четность/ Parity Error | Проверка четности при тестировании не поддерживается на этом варианте ПК |
3 | Сбои в основной памяти/ Base 64 KB Memory Failure | Неисправна микросхема памяти первых 64 Kb |
4 | He работает таймер/ Timer Not Operational | Неисправна микросхема памяти первых 64 Kb или не функционирует таймер 1 на системной плате |
5 | Ошибка процессора/ Processor Error | Ошибка, генерируемая центральным процессором системной платы |
6 | Неисправна адресная линия А20/8042/ Gate A20 Failure | Неисправен контроллер клавиатуры. BIOS не может переключиться в защищенный режим |
7 | Ошибка процессора/ Processor Exception Interrupt Error | Центральный процессор генерирует прерывание из-за исключительной ситуации |
8 | Ошибка считывания/ записи в память дисплея/ Display Memory Read/Write Error | Системный видеоадаптер или отсутствует, или неисправен. Ошибка фатальной не является |
9 | Ошибка проверочной суммы ПЗУ/ ROM Checksum Error | Значение проверочной суммы после теста ПЗУ не согласуется с числом, записанным в BIOS |
10 | Ошибка считывания/ записи в регистр КМОП-памяти/ CMOS Shutdown Register Rd/Wrt Error | Неисправен регистр в CMOS-памяти |
11 | Ошибка в работе внешней кэш-памяти/ Cache Error/External Cache Bad | Неисправна внешняя кэш-память |
Как войти в SETUP
В SETUP можно войти сразу же после включения ПК, многократно (чтобы не пропустить момент входа) нажимая следующие клавиши или их комбинации:
- DEL; -F2;
- CTL-ALT-ESC;
- CTL-ALT-S; -ESC.
При включении ПК на экране дисплея отображаются ошибки (если они есть) самотеста — POST.
Система самотестирования компьютера при включении (Power On Self-Test— POST) может обнаруживать как ошибки из-за неисправности узлов или модулей компьютера, так и ошибки из-за изменения конфигурации. В обоих случаях на экран выводятся коды ошибок и короткий комментарий.
В зависимости от типа ошибки пользователь имеет определенный выбор в своих действиях. Для различных BIOS эти действия могут отличаться, но в целом они носят универсальный характер:
• он может нажать клавишу F1, чтобы проигнорировать ошибку и продолжить работу;
• может нажать клавишу F2, с тем, чтобы войти в SETUP и исправить ошибку конфигурации. Обычно фирмы-производители рекомендуют исправлять ошибки, несмотря на то что загрузка компьютера проходит успешно;
• может нажать F4 с тем, чтобы согласиться с изменениями в конфигурации и принять их т. е. позволить SETUP обновить свои данные; нажать клавишу ENTER, с тем чтобы подробнее ознакомиться с сообщением об ошибке. После ознакомления с подробным описанием ошибки пользователь может вернуться к первоначальному экрану с описанием ошибки и нажать F4 , F2 или F1 (см. выше), в зависимости от того, какова ошибка и какое решение он примет, имея более подробную информацию.
Отказы в работе клавиатурыКакие особенности конструкции клавиатуры определяют ее надежность? Клавиатура, собранная на основе однокристального микропроцессора типа фирмы INTEL, при включении питания ПК выполняет самодиагностирование, которое в большинстве случаев составляет два теста:
1. POR — Power on Reset — программа сброса при включении.
2. ВАТ — Basic Assurance Test — главный контрольный тест.
В ходе ВАТ проводятся проверки всех путей доступа к ОЗУ, определение контрольных сумм ПЗУ, битов констант и адресный тест ОЗУ.
Программа ВАТ запускается также командой RESET.
Основными источниками неполадок и неисправностей являются:
• разбиты часто употребляемые клавиши — ENTER, DEL, SHIFT, CONTROL, ALT, F1-F10;
• слипание и замыкание механических частей клавиш от жидкостей с вязкими включениями;
• обрывы или короткие замыкания в матрице контактов клавиатуры;
• неисправность электронных компонентов клавиатуры;
• перегорание-индикаторных светодиодов.
Другие признаки перегрузки по напряжению
При превышении номинального значения напряжения ИС обычно выходят из строя в следующем порядке; программируемые логические матрицы, ПЗУ и микросхемы ЦП. При этом температура корпуса вышедшей из строя ИС значительно увеличена. Обычно в этом случае перегревается только одна ИС.
Последовательность подачи напряжения питания
Основная причина выхода из строя ИС ввода-вывода заключается в подаче сигналов на вход ИС при отключенном напряжении питания. Подключение сигнала +5 В на вход обычной ТТЛ микросхемы, если питание на нее не подано, не вызывает никаких нежелательных последствий. Иначе обстоит дело с ИС КМОП. В такой ситуации из-за конструктивных особенностей входных элементов КМОП-логикипроисходит протекание тока через этот вход на общую шину питания всей платы. Поскольку большинство входов рассчитано на ток до 25 мА, в этом случае часто происходит повреждение входной ИС.
Отказы при подаче напряжения питания
Даже в описанной ситуации не происходит разрушения входа (входной ток мог быть ограничен), ИС может быть разрушена при последующей подаче питания. Это происходит вследствие того, что входной ток смещает элементы ИС таким образом, что они начинают действовать как прямо смещенные диоды при подаче напряжения питания. Эта причина является типичной при отказах ИС последовательных интерфейсов.
Отказы последовательных и параллельных интерфейсов
Иногда пользователи подключают устройства к последовательным или параллельным портам включенного ПК. Это может вызвать отказ, упомянутый в разделе «Отказы при подаче напряжения питания». Однако даже при подключении вышеупомянутых устройств к ПК с выключенным питанием возможен другой механизм отказа. Некоторые устройства, подключенные через последовательный интерфейс, и принтеры не имеют соединения с единой цепью силового заземления. Ток утечки может привести к появлению на последовательном или параллельном портах сигналов на 20-40 В выше уровня «земли» ПК, что станет причиной их выхода из строя.
Если контакт заземления соединится первым, это не вызовет осложнений, но и не явится гарантией от проблем. Отсюда следует одно из главных правил эксплуатации: никогда не следует производить каких-либо подключений не полностью обесточенной аппаратуры к ПК.
Чрезмерно длинные сигнальные проводаЕще одним источником отказа, который был выявлен недавно, являются чрезмерно длинные провода на цифровых входах. Длинные провода работают как антенны. Которые принимают помехи. В них также могут проявляться эффекты, аналогичные несогласованной линии связи. При подключении к ним сигналов 5 В появляются переходные импульсы. Иногда наблюдаются субмикросекундные импульсы амплитудой 8 В и больше. В таких случаях рекомендуется подключить конденсатор, например емкостью 0,1 мкФ, параллельно входным контактам. Это также устранит радиопомехи и другие высокочастотные наводки.
Сканер/scaner, отказы при работе сканераПриобретая сканер для платформы IBM PC, обращайте внимание на интерфейс.
Почти все современные сканеры используют интерфейс USB, который требует (ВНИМАНИЕ!) наличия интерфейсной платы в компьютере. На качество изображения сканера влияют такие параметры:
• оптическая разрешающая способность;
• число передаваемых полутонов или цветов;
• диапазон оптических плотностей;
• «интеллектуальность» сканера;
• цветовые искажения;
• точность фокусировки (резкость).
1. О разрешающей способности сканеров говорят, например: разрешающая способность 600 точек на дюйм. На самом деле подразумевают 600 пикселей на дюйм или, другими словами, 600 по горизонтали и 600 по вертикали, что дает 360 000 пикселей на квадратный дюйм.
2. Число передаваемых полутонов определяет глубина точки. Глубина точки — это количество бит, которые сканер может назначить при оцифровывании пикселя.. Сканер с глубиной точки 1 бит может регистрировать только два уровня — белый и черный, сканер с глубиной точки 8 бит может регистрировать 256 уровней, 12 бит — 4096 уровней.
3. Диапазон оптических плотностей, воспринимаемых сканером, выходит на первый план, если вы собираетесь сканировать и издавать качественную цветную продукцию. Непрозрачные оригиналы (фотографии) имеют диапазон плотностей, где максимальное значение не превышает 2,4—2,5, в то время как слайды могут иметь максимальное значение динамической плотности 4,0. На эти цифры и следует ориентироваться при выборе сканера.
4. «Интеллектуальность» сканера понимается как способность сканера с помощью заложенных в нем аппаратных и программных средств автоматически настраиваться и минимизировать потери качества. Наиболее ценятся сканеры, обладающие способностью автокалибровки, т. е. настройки на динамический диапазон плотностей оригинала, а также компенсации цветовых искажений.
5. Цветовые искажения сканеров. Автокалибровка сканера позволяет скорректировать цветовые искажения и увеличить число распознаваемых цветовых оттенков.
Практически все современные модели сканеров обладают такой функцией.
6. Точность фокусировки (резкость) настраивают на заводе-изготовителе. Одним из признаков интеллектуальности сканера является его способность автоматической настройки фокуса.
Отказы при работе сканераДля обеспечения нормальной работы сканера необходимо обратить внимание на следующие моменты:
• при работе сканера на сканируемый лист не должен попадать свет от посторонних источников;
• сканер не переносит тряски и резких перемещений — нарушается юстировка (настройка) механизма позиционирования считывающего устройства;
• обращайте внимание на программное обеспечение, которое поставляется со сканером или то, с которым сканер может работать;
• держите дистрибутивные дискеты для сканера в состоянии при котором они защищены от случайной записи и вредных влияний (мощных магнитных помех).
Операционная система ПК (ОС)
Существует множество операционных систем, которыми оснащаются современные персональные компьютеры. Самыми популярными являются Windows 7, 8, 10, Windows-NT, Unix,.
IV. ДИАГНОСТИКА ЗАВИСАНИЙ И ОТКАЗОВ,Жесткий диск, как и большинство комплектующих в системном блоке или ноутбуке, имеет определенный эксплуатационный срок. Когда он заканчивается, винчестер начинает глючить, издавать странные звуки. В некоторых случаях он может сгореть, что чаще всего приводит к безвозвратной потере данных.
Проверка данного устройства на ошибки является актуальной не только при возникновении первых тревожных признаков, но и для предупреждения непредвиденного выхода из строя (например, при покупке нового устройства или б/у). В зависимости от типа обнаруженных ошибок, можно сделать вывод о работоспособности жесткого диска и о том, сколько ему осталось жить. Быстро проверить винчестер можно с помощью тестирования специальными программами.
Основные ошибки в работе жесткого диска
Ухудшение работы винчестера проявляется по-разному: странные звуки (скрежет, потрескивание), резкое уменьшение скорости чтения/записи (долго открывает файлы, зависает) или исчезновение некоторых папок. Все это возникает из-за физических или логических ошибок.
К физическим ошибкам относится нарушение целостности поверхности жесткого диска, например, если он падал. Обычно из-за этого появляются битые сектора, которые становятся нечитабельными. В случае, если в таких секторах были записаны какие-то файлы операционной системы, она начинает давать сбой уже при включении ПК.
Заводской брак возможен, хоть и в наименьшей степени.
«К физическим дефектам относят и оксидирование (окисление) контактных площадок на плате. Это одна из причин, по которой диск издает треск и тормозит».
Логическими ошибками называют повреждение файловой системы, которая располагается на HDD. Она отвечает за расположение всех записываемых файлов, их перемещение и доступ к ним. Одним из признаков повреждения файловой системы (если OS была записана именно на этот диск) является многократная перезагрузка компьютера и появление так называемого синего экрана. Также неполадки могут появляться, если:
расшатался разъем подключения кабеля;
кабель SATA не плотно зафиксирован в гнезде диска или материнской платы;
магнитная головка падает на поверхность пластины и царапает защитный слой;
внутрь жесткого диска попадает пыль;
перегорает электроника из-за выключения ПК от кнопки питания или частых сбоев в электропитании.
Как проверить скорость жесткого диска
Одним из признаков ухудшения работы HDD является уменьшение скорости записи или чтения (для пользователя это выглядит как более долгое открывание файлов на компьютере или их запись). В этом случае рекомендуется проверить скорость жесткого диска и выявить неполадку. Это можно сделать несколькими способами: встроенным функционалом ОС или сторонними программами.
В Windows 10 и в более поздних версиях можно найти WinSAT — встроенную утилиту, позволяющую проверить на скорость твердотельные накопители (в том числе USB-флешки и SSD). Она будет полезна при покупке нового ПК, а также если у вас нет возможности скачать и установить специализированный софт.
Чтобы запустить тест через WinSAT, нужно через командную строку прописать команду «winsat disk». По завершению проверки результаты тестирования скорости будут показаны в отдельном окне. Кроме этого показателя, возле каждого диска будет стоять индекс производительности, определяемый системой, как в окне свойств ОС.
Одной из самых простых и популярных бесплатных программ для теста скорости HDD является CrystalDiskMark. Программа работает даже на Windows XP. По завершению тестирования пользователь видит две колонки: в первой скорость чтения, а во второй скорость записи. Также для проверки можно использовать более информативные утилиты, например:
CrystalDiskInfo;
HD Tune;
HDDlife;
Hard Disk Sentinel.
Проверка через BIOS
Многие современные версии БИОС имеют встроенный функционал для автотеста жестких дисков. При включении компьютера нужно нажать соответствующую клавишу вызова экранного меню (обычно это Del, F2, Esc или F8). Далее с помощью клавиш влево-вправо нужно переключиться на вкладку, где располагается «Primary Hard Disk Self Test» (нужный нам автотест). Сначала выполняется быстрая, затем детальная проверка. По результатам этих тестов можно сделать выводы о работоспособности устройства.
«Неопытным пользователям не рекомендуется осуществлять проверку через БИОС, поскольку это сложное обеспечение для работы с оборудованием компьютера напрямую».
Через DOS можно проводить более сложные, более точные и информативные проверки с помощью вспомогательных программ, таких как:
Seagate SeaTools;
HDD Scan;
Victoria HDD.
Они способны более подробно описать суть обнаруженных ошибок или багов и по возможности устранят их. Например, утилита Seagate SeaTools без вреда для данных на диске проводит тщательную диагностику по целому ряду параметров. Наиболее глубокая проверка может занимать до 4 часов. Важно, чтобы диск не был разделен на разделы, поскольку ОС не сможет его обнаружить. Также проблемы с тестированием могут возникнуть, если HDD не отформатирован.
Программа восстановления файлов Easy Recovery Pro
Диагностика и профилактика заражения ПК вирусами
Ontrack EasyRecovery Pro - Позволяет без особого труда восстановить данные на жестком диске как в самых простых случаях - после их удаления из корзины, так и потерянные из-за ошибочного форматирования диска или вирусной атаки. На случай потери данных из-за невозможности загрузить систему EasyRecovery позволяет создать дискету, загрузившись с которой, можно будет восстановить данные, перенеся их на другой диск.
Программа находит на диске файлы более чем 225 различных типов. Восстанавливает файлы из разделов FAT и NTFS, с жестких дисков IDE/ATA/EIDE, SCSI, дискет, дисков Zip и Jaz. Кроме того, способен реставрировать архивы Zip а также документы, созданные в программах Microsoft Outlook, Access, Excel, PowerPoint и Word. Встроенная утилита диагностики жесткого диска Ontrack Data Advisor предоставляет в распоряжение пользователей мощные инструменты для быстрой оценки состояния локальных накопителей.
Ontrack EasyRecovery Pro позволяет без особого труда восстановить данные на жестком диске, если Вы утратили их вследствие:
случайного удаления
атаки вирусов
повреждения из-за отключения или резких колебаний напряжения в электросети
ошибок в программе
проблем при создании разделов или загрузке
неправильного выключения компьютера
повреждения структуры файловой системы
Статистика отказов
Статистика показывает, что пик отказов приходится на третий—пятый годы эксплуатации ПК, причем машины европейского и американского производства более надежны и долговечны. На надежность работы ПК влияет множество факторов, например чистота в помещении и кондиционирование, регулярная профилактика, квалификация пользователя, наличие на питающем ПК фидере мощных импульсных нагрузок, применение источников бесперебойного питания, фильтров, стабилизаторов и ограничителей импульсных помех в сети электропитания, надежное заземление и зануление и т. д.
Как было замечено выше, неисправности ПК подразделяются на ДВА основных вида: аппаратные, программные. Примером аппаратной неисправности может быть выход из строя источника питания, дисплея или принтера.
Типичная программная неисправность — заражение НЖМД вирусом или искажение системного файла,
К аппаратной неисправности следует также отнести выход из строя микросхем (или дисков) с потерей информации, хранимой, например, в программируемом постоянном запоминающем устройстве (изменение кода записанной в ПЗУ с ультрафиолетовым стиранием программы BIOS), в результате чего также нарушается работоспособность системы.
При ремонте основной задачей сервис-инженера является определение вида неисправности и поиск неисправного узла. Статистика неисправностей ПК свидетельствует о том, что с очень большой вероятностью выходит из строя только один узел.
Как правильно определить этот узел?
Рекомендуется использовать специальные диагностические программы, пособия по поиску неисправностей, выпущенные различными фирмами, например корпорацией IBM, a также отслеживать поведение компьютера по информации на экране дисплея и звуковой индикации (комбинации коротких и длинных гудков).
Три коротких гудка, скажем, означают неисправность младшего банка основного ОЗУ.
Допустим, неисправный узел определен.
Смело приступайте к его замене и/или ремонту. Замена вышедшего из строя узла на исправный, как правило, дает положительный эффект. Установка же неисправного узла в работающий ПК может привести к плачевным результатам, так что лучше этого не делать.
Допустим, неисправна системная плата, которая в ПК является самой сложной. На ней обычно установлено большое число разнообразных интегральных схем (ИС), в том числе программируемые логические матрицы, сверхбольшие интегральные схемы (СБИС) и специализированные кристаллы.
На дисплее появилось сообщение, вызванное немаскируемым прерыванием.
Ошибка может быть фатальной, т. е. неисправность системной платы может быть неустранима, например обрыв фольгированного проводника во внутреннем слое платы. И, наоборот, ошибка может быть вызвана неплотным прилеганием контактов микросхемы в сокете (разъеме для микросхем), что устраняется простым мягким раскачивающим прижатием микросхемы к плате.
Опытный техник тратит на замену микросхемы 10—20 мин. Среди всех возможных неисправностей нужно выделить плавающие, диагностика которых наиболее трудоемка. В последующих главах мы планируем осветить проблемы диагностики и поделиться опытом ремонта всех основных блоков, узлов и плат IBM-совместимых ПК.
Таблица 2. Сообщения об ошибках, вызванных немаскируемым прерыванием
Сообщение об ошибке, вызванной немаскируемым прерыванием | Объяснение |
Ошибка четности/Memory Parity Error at xxxxx | Неисправна микросхема памяти/Memory failed. Если микросхема памяти может бытьопределена, то вид ошибки будет — Memory Parity Error xxxxx. Если нет — Memory Parity Error ???? |
Ошибка четности платы расширения ввода/вывода/I/O Card Parity Error at xxxxx | Неисправна плата расширения. Если адрес может быть определен, то сообщение выглядит так: I/O Card Parity Error xxxxx. Если нет — I/O Card Parity Error???? |
Превышение времени ожидания прямого доступа к памяти/DMA Bus Timeout | Устройство посылает сигналы на шину в течение промежутка времени больше чем 7-8 микросекунд, но обмена данными нет |
И поскольку рано или поздно, но может наступить момент, когда самое тонкое устройство ПК — НЖМД — может выйти из строя, сделаем пользователю еще одно дружеское предупреждение в форме вопроса.
Как предотвратить потерю информации при выходе ПК из строя?
Заранее приготовьте копии наиболее ценных для вас материалов либо на гибких дисках либо на втором винчестере. Регулярно проверяйте с помощью утилиты NDD (NU) или SCANDISK. Наличие потерянных кластеров и восстанавливайте таблицу размещения файлов, без всякого сожаления удаляя потерянные кластеры, при условии предварительного дублирования файлов на других дисках или дискетах.
Системный блок или дисплей?Вы включили компьютер, но на экране нет растра и вообще признаков жизни. Попробуйте выключить компьютер и включить его еще раз. Результат тот же...
Шум вентилятора источника питания (БП) говорит о том, что сама по себе процедура включения прошла нормально. Значит, теперь нужно грубо локализовать неисправность, т. е. определить, какой блок конкретно вышел из — строя системный блок или дисплей.
Но перед эти тестером проверьте напряжение на контактах системной платы в том месте, где жгут проводов питания соединен с БП. Это будет ваш первый шаг. Предположим, БП исправен.
Даже если с помощью ручек регулировки яркости дисплея вы добьетесь светлого свечения экрана, это еще не будет означать, что дисплей работает нормально.
Если есть второй, заведомо исправный дисплей, то подключив его к системному блоку, можно определить исправность системого блока (СБ).
В случае отсутствия второго дисплея нужно с помощью осциллографа, отключив дисплей, проверить наличие рабочих сигналов на контактах дисплейного разъема видеоадаптера, вставленного в системную плату СБ.
Если сигналов нет, вышел из строя системный блок. В случае наличия сигналов с большой вероятностью сломался дисплей.
Ну, а если у вас нет осциллографа, то об исправности СБ можно судить с большой вероятностью по тихим размеренным щелчкам системного блока, проверяющего ОЗУ, и короткому гудку, нормально завершающего процесс самотестирования ПК. И тем не менее, окончательный диагноз (какой же все-таки блок вышел из строя?) осуществляется с помощью осциллографа.
Ремонт системных плат (начальные сведения)Основная и самая сложная плата ПК называется материнской (motherboard), генеральной, системной платой (СП), поскольку она содержит сердце ПК — микропроцессор. На ней также размещены несколько сверхбольших интегральных схем (СБИС), ОЗУ, ПЗУ и ряд других микросхем, переключатели — перемычки режимов работы ПК, разъемы расширения для подключения плат адаптеров и контроллеров.
Диагностика неисправностей и ремонт СП — это сложное, трудоемкое, но тем не менее вполне посильное и очень интересное дело. Итак, вы пришли на работу, включили ПК и по прошествии некоторого времени убедились в том, что ПК не работает, а все признаки указывают на выход из строя системной платы/motherboard.
Как найти место неисправности?
Неисправность СП может быть обнаружена при первоначальном запуске ПК (самотестировании, загрузке операционной системы), при прогоне программ и в процессе работы (спустя 20-30 мин. после включения).
Прежде всего воспользуйтесь визуальной и звуковой сигнализацией, которая предусмотрена в ПК. Визуальная сигнализация обеспечивается программой самотестирования (Power On Self-Test — POST), записанной в ПЗУ BIOS и при каждом запуске ПК автоматически проверяющей правильность работы его узлов, микросхем СП и блоков ПК (об этом мы говорили выше).
Если, например, на экране дисплея высвечивается код ошибки 107, то по листингу этой программы можно определить, что не прошел тест NMI, т. е. ПК не сможет выполнить немаскируемое прерывание, вызванное какой-либо аппаратной неисправностью.
Далее сервис-инженер с помощью измерительной аппаратуры и электрической схемы СП определяет место неисправности. При выходе из строя ПЗУ BIOS выполнение тестовой программы POST становится проблематичным и ошибки на дисплее не высвечиваются. Звуковая сигнализация (различные сочетания коротких и длинных гудков) также позволяет локализовать неисправность. Например, пять коротких гудков обычно свидетельствуют о выходе из строя микропроцессора, а девять коротких — об ошибке в контрольной сумме ПЗУ BIOS.
Выход из строя ПЗУ BIOS, потеря или искажение информации о конфигурации, хранимой в энергонезависимом ОЗУ (CMOS) на СП — вот примеры часто встречаемых неисправностей СП.
Диагностика неисправностей осуществляется двумя способами: программно и с помощью приборов (осциллографа, логического пробника и анализатора).
Программный способ реализуется с помощью встроенной программы POST, специальных диагностических программ (Checklt, Norton Disk Doctor, QAPlus и др.), а также с использованием диагностических плат, например типа ДП-1 фирмы «РОСК».
Методика поиска неисправностей этим способом состоит в последовательной проверке:
• правильности установки всех переключателей режимов работы СП;
• напряжений питания СП ±5 В и ±12 В;
• всех кварцевых генераторов, тактовых генераторов и линий задержки (кстати, линии задержки часто выходят из строя);
• работы микропроцессора (наличие штатных сигналов на выводах);
• функционирования шин адресов, данных и управления;
• сигналов на контактах микросхем ПЗУ и ОЗУ;
• сигналов на контактах разъемов расширения СП;
• временной диаграммы работы набора СБИС и схем малой степени интеграции.
Если вы хорошо знакомы с аппаратной частью ПК, имеете достаточный опыт диагностики и ремонта и располагаете электрическими схемами СП, то найти неисправную компоненту не составит для вас особого труда. Далее нужно будет лишь позаботиться о том где приобрести исправную и как ее заменить без особого ущерба для электронной схемы системной платы.
Причинами неисправности чаще всего бывают:
• пробой на землю или питание вывода микросхемы;
• отсутствие контакта или обрыв печатного проводника;
• неполноценные логические уровни;
• уход параметров транзисторов, резисторов, конденсаторов.
Следует отметить, что при нарушении работы блока питания (например, системы блокировки источника при повышении напряжений на его выходе), как правило, выходят из строя микропроцессор, СБИС ПЗУ BIOS, СБИС ОЗУ.
О проблеме редких, эпизодических отказов, вызываемых неисправностью системной платы
Зависание может быть как аппаратным, так и программным. Аппаратное зависание, при котором ПК неожиданно перестает выполнять программу и откликаться на нажатие клавиш, может наступить практически- сразу после включения блока питания, через 3-5 или 15-25 мин. Оно может быть обусловлено многочисленными факторами, в частности и неисправностями СП, например ошибкой микропроцессора, выходом из строя микросхемы ОЗУ, восьмиканального шинного формирователя SN74LS245 или контроллера клавиатуры, отсутствием сигнала выбора кристалла ОЗУ.
Достаточно часто такие зависания-неисправности возникают из-за плохого контакта микросхемы с системной платой. В этом случае с помощью измерительной техники можно локализовать (найти место) неисправность.