СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкции по диагностике и ремонту вычислительной техники в условиях среднего офиса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важный этап ремонта компьютера – его диагностика. Ведь прежде, чем поставить правильный диагноз, необходимо провести обследование.

1. Первичная диагностика. Сюда в основном входит внешний осмотр компьютера и его комплектующих.

2. Аппаратная диагностика. Этот этап направлен на выявление испорченных деталей компьютера. Сбои в работе системы могут наблюдаться, если на технику установлен компонент с браком. Кроме того, некорректное функционирование может быть вызвано износом деталей. Ещё один вариант, влияющий на работу, – это перегрев.

3. Программная диагностика. На этом этапе выявляются ошибки в работе программного обеспечения. Оценивается стабильность системы. Операционная система компьютера попадает под пристальное изучение, с анализом причин программного сбоя.

4. Полная диагностика. По результатам всех видов диагностики, выносится вердикт – причина поломки. После обнаружения неисправности, необходимо проконсультироваться со специалистами, прежде чем ремонтировать и оказывать компьютеру помощь.

Просмотр содержимого документа
«Инструкции по диагностике и ремонту вычислительной техники в условиях среднего офиса»

















Инструкции по диагностике и ремонту
вычислительной техники

в условиях среднего офиса

Инструкции по диагностике и ремонту вычислительной техники в условиях малого офиса. / – Сост.: Дзядзя Дмитрий Андреевич, студент группы НП-8., Суржик Татьяна Витальевна, руководитель ВКР. – Иркутск: ИТМ, 2021. – 32 с.


СОДЕРЖАНИЕ

Вместо вступления 4

I. Решение проблем, возникающих при включении компьютера: неполадки, отказы, зависания, неисправности 5

Ваш компьютер не запускается 5

1. Экран дисплея не светится и не отображает сообщений об ошибках 5

2. Вы не можете изменить параметры или какие-то величины в SETUP 6

3. При загрузке ПК на экране дисплея отображаются ошибки программы самотестирования (POST— Power On Self-Test) 7

4. Обнуление и переустановка конфигурационной памяти (CMOS) компьютера 7

5. Компьютер не включается 8

Отказы и зависания аппаратного (hard) характера 8

1. Дисплей не работает 8

2. Отказ клавиатуры 9

3. Мышь не реагирует на перемещение 9

4. Принтер (printer) не печатает посылаемое на него сообщение 10

5. Не работает жесткий диск 10

6. Проблемы с CD-DWD-RW 11

Эпизодические отказы (сбои) в работе компьютера 12

Систематические отказы 13

Аппаратные и программные неисправности 13

Типичные неисправности 13

II. Первичная диагностика эпизодических отказов пк и его технического состояния 14

III. Зависания, отказы и неполадки в работе пк, выявляемые с помощью встроенных программно-аппаратных средств 16

BIOS — базовая система ввода/вывода (base input/output system) 16

Отказы и сбои, вызванные программой SETUP 18

Отказы в работе клавиатуры 19

Чрезмерно длинные сигнальные провода 20

Сканер/scaner, отказы при работе сканера 20

Отказы при работе сканера 21

IV. Диагностика зависаний и отказов, вызванных нарушением целостности программного обеспечения 22

V. Отказы и неисправности аппаратного обеспечения, рекомендации по ремонту 25

Системный блок или дисплей? 27

Ремонт системных плат (начальные сведения) 27




Вместо вступления

Важный этап ремонта компьютера – его диагностика. Ведь прежде, чем поставить правильный диагноз, необходимо провести обследование.

1. Первичная диагностика. Сюда в основном входит внешний осмотр компьютера и его комплектующих.

2. Аппаратная диагностика. Этот этап направлен на выявление испорченных деталей компьютера. Сбои в работе системы могут наблюдаться, если на технику установлен компонент с браком. Кроме того, некорректное функционирование может быть вызвано износом деталей. Ещё один вариант, влияющий на работу, – это перегрев.

3. Программная диагностика. На этом этапе выявляются ошибки в работе программного обеспечения. Оценивается стабильность системы. Операционная система компьютера попадает под пристальное изучение, с анализом причин программного сбоя.

4. Полная диагностика. По результатам всех видов диагностики, выносится вердикт – причина поломки. После обнаружения неисправности, необходимо проконсультироваться со специалистами, прежде чем ремонтировать и оказывать компьютеру помощь.

Общая характеристика причин зависаний,
отказов и неисправностей

7 типовых (часто встречающихся) причин зависаний и отказов ПК

Как показывает практика, к наиболее часто встречаемым причинам зависаний, отказов и неисправностей компьюте­ров относятся:

1. Нарушение контактов в аппаратной части ПК.

2. Перегрев СБИС (сверхбольших интегральных схем) электронных схем компьютера.

3. Разрыв фольгарованных полосок многослойных плат электроники.

4. Выход из строя отдельных узлов, блоков, устройств ПК.

5. Физическое подстирание магнитного слоя системной об­ласти жесткого диска (винчестера).

6. Нарушение целостности системного программного обес­печения из-за случайного или преднамеренного стирания.

7. Заражение программного обеспечения вирусами.

Существуют и другие типы отказов, но их можно отнести к редко встречающимся или экзотическим, пользователи называют их глюками. Если при перезапуске ПК загрузка программ и дальнейшая работа компьютера носят нормальный характер, значит отказ, или зависание, которое имело место, можно отнести к эпизодическому.

Поэтому первый совет пользователю — ПЕРЕЗАПУСТИТЕ КОМПЬЮТЕР!

К аппаратным причинам относятся первые пять из перечисленных выше пунктов.

К программным зависаниям и отказам относятся 6-ой и 7-ой из вышеперечисленных пунктов.


I. Решение проблем, возникающих при включении компьютера: неполадки, отказы, зависания, неисправности

1. По сообщениям на дисплее ПК

Сразу же после включения ПК и начала работы программы самотестирования (POST) нажмите клавишу ESC, после чего каждый раз нажимая ENTER, вы просматриваете на экране дисплея содержание сообщения об инициализации конфигурации ПК.

2. С применением программ диагностики

а) программ диагностики, встроенных в ПК;

б) стандартных программ (утилит) диагностики;

в) специальных программ диагностики.


Ваш компьютер не запускается 1. Экран дисплея не светится и не отображает сообщений об ошибках

Если дисплей темный и на нем нет сообщений об ошибках при включении вашего компьютера, проделайте следующие процедуры:

1. Проверьте, что отображается на жидкокристалличес­ком экране (LCD) системного блока (если он есть на вашем ПК).

2. Проверьте внешние соединения.

3. Проверьте внутренние соединения.

4. Заново перестройте конфигурацию компьютера в SETUP.

Проверка работы внешних (периферийных) устройств и соединений:

1. Убедитесь, что компьютер и дисплей включены (должен светиться индикатор на системном блоке и на дисплее).

2. Проверьте, работает ли регулировка яркости и контрастности на дисплее.

3. Проверьте правильность подсоединения кабелей питания и сигнальных кабелей к дисплею и системному блоку.

Если ваш компьютер все же не запускается:

1. Выключите дисплей, компьютер и все внешние устройства.

2. Отключите кабель питания, сигнальные кабели, запомните позиции, в которых они были подсоединены.

3. Снимите кожух с системного блока ПК.

4. Тщательно проверьте следующие позиции:

• процессор установлен правильно вместе с блоками регулировки напряжения (CPU и VRM);

• убедитесь, что все внутренние соединения сделаны правильно;

• проверьте, правильно ли установлен переключатель скорости работы процессора;

• в соответствующих разъемах (слотах) должны быть установлены модули памяти − проверьте правильность их установки;

• в соответствующих слотах должны быть установлены адаптеры, блоки VRM.

• убедитесь, что все переключатели и перемычки на адаптерах занимают правильное (соответствующее) положение;

• убедитесь, что все вентиляторы работают, а воздушный поток внутри системного блока не перекрывается посторонней помехой − это позволит исключить перегрев жесткого диска (HDD), процессора (CPU) и буферных схем устройств ввода/вывода (I/O);

• проверьте правильность соединения сетевого кабеля.

5. Снова закройте системный блок кожухом.

6. Соедините компьютер сигнальными кабелями и под­ключите сетевые кабели,

7. Включите сначала дисплей, затем системный блок.

Если после включения ПК не загружается нормально, вытащите все адаптеры и карты из слотов системной платы, кроме адаптера жесткого диска и видеоадаптера. Если ПК теперь загружается нормально, последовательно вставляйте по одной плате в материнскую плату системного блока, включая и выключая компьютер до тех пор, пока не будет определен неисправный адаптер.


2. Вы не можете изменить параметры или какие-то величины в SETUP

Убедитесь, что вы ввели правильный пароль, если он ус­тановлен на вашем ПК.


3. При загрузке ПК на экране дисплея отображаются ошибки программы самотестирования (POST— Power On Self-Test)

Система самотестирования компьютера при включении (Power On Self-Test — POST) может обнаруживать как ошиб­ки из-за неисправности узлов или модулей компьютера, так и ошибки из-за изменения конфигурации. В обоих случаях на экран выводятся коды ошибок и короткий комментарий.

В зависимости от типа ошибки пользователь имеет опре­деленный выбор в своих действиях (для различных BIOS эти действия могут отличаться, но в целом они носят универ­сальный характер). Итак, при включении компьютера и в процессе самотестирования (т. е. через несколько секунд после включения) пользователь может:

* нажать клавишу F1, чтобы проигнорировать ошибку и продолжить работу;

* нажать клавишу F2, с тем чтобы войти в SETUP и ис­править ошибку конфигурации. Обычно фирмы-про­изводители рекомендуют исправлять ошибки, несмот­ря на то, что загрузка компьютера проходит успешно;

* нажать F4, с тем чтобы согласиться с изменениями в конфигурации и принять их, т.е. позволить SETUP обновить свои данные;

* нажать клавишу ENTER, с тем чтобы подробнее озна­комиться с сообщением об ошибке; после ознакомления с подробным описанием ошибки пользователь может вернуться к первоначальному экрану с описанием ошибки и нажать F4, F2 или F1 (см. выше), в зави­симости от того, какова ошибка и какое решение при­мет пользователь, имея более подробную информацию. Таким образом, при включении компьютера пользователь может обойти вышеприведенные неполадки и загрузить ПК для последующей работы.

4. Обнуление и переустановка конфигурационной памяти (CMOS)
компьютера

Если при включении компьютера программа самодиагно­стики (POST) будет вьщавать сообщение об ошибках конфи­гурации, пользователь должен очистить текущую конфигу­рацию в памяти и переустановить в ней встроенные по умол­чанию значения. Для этого необходимо:

1. Выключить компьютер, отсоединить кабель питания от сети и от системного блока, снять крышку компьюте­ра. Отключить от компьютера телекоммуникационный сетевой кабель, а затем:

• установить переключатель на системной плате (что это за переключатель, пользователь может узнать из документации на компьютер или «Руководства пользователя ПК») в положение «закрыть» для сброса текущей конфигурации;

• закрыть крышку компьюютера и подсоединить толь­ко кабель питания;

• включить ПК (этим пользователь сбросит те значе­ния, которые записаны в памяти);

• подождать, пока ПК не загрузится. На экран дис­плея может быть выведено сообщение о том, что память очищена и перед перезагрузкой необходимо поставить переключатель в положение «открыть». Далее необходим выключить ПК, отсоединить ка­бель питания и снять крышку системного блока,

• установить переключатель системной платы в поло­жение «открыть», чтобы сделать возможной запись в память конфигураии.

2. Закрыть крышку системного блока ПК и подсоединить кабели питания и телекоммуникационные кабели.

3. Включить ПК. На экране дисплея может появиться со­общение о неправильной конфигурации. После этого загрузка будет остановлена. Для продолжения загруз­ки нужно нажать любую клавишу. На экране будут появляться следующие сообщения об ошибках:

«CMOS checking is invalid» («контрольная сумма неправильна»)

«Default values will be loaded» («будут загружены стан­дартные по умолчаню значения») «Press any key to continue» («для продолжения на­жмите любую клавишу»)

4. Нажать клавишу (это может быть F2 или F7) для заг­рузки SETUP. В память конфигурации автоматичес­ки загрузятся и будут сохранены там значения конфи­гурации по умолчанию, то есть те значения, которые являются стандартными для данного ПК.

5. Если вы хотите сделать какие-то другие изменения конфигурации, вам нужно будет войти в SETUP, подставить эти значения, сохранить их и выйти из SETUP.

5. Компьютер не включается

1. В этом случае мож­но посоветовать следующее:

• разблокируйте пароль в ПК, т. е. снимите его;

• убедитесь, что вы не находитесь в режиме приос­тановки работы (suspend) − естественно, в этом случае выключение ПК может привести к риску по­тери информации, которую вы обрабатываете;

• при нажатии кнопки выключения сети (питания) и удержания ее в этом положении больше 4 секунд ПК должен выключиться. Заметим, что операционная система закрывается при таком выключении некор­ректно.

Отказы и зависания аппаратного (hard) характера 1. Дисплей не работает

Если дисплей не отображает правильно информацию, по­ступающую на него с системного блока или не читаются буквенно-цифровые сообщения, проверьте, правильно ли выбран режим дисплея. Для исправления ситуации выбери­те режим дисплея в соответствии с рекомендациями опера­ционной системы.

В случае, если на экране дисплея нет изображения, а клавиатура, дисководы и другие периферийные устройства работают нормально, проделайте следующее:

• проверьте, вставлен ли силовой кабель в дисплейный блок и в каком положении находится выключатель сети (должно быть «switch on»);

• убедитесь, что регулировки яркости и контрастности работают нормально;

• проверьте, правильно ли подключен сигнальный кабель дисплея к системному блоку;

• выключите дисплей и извлеките из розетки сетевой ка­бель;

• отсоедините сигнальный кабель от дисплея (если это возможно) и проверьте целостность контактов в разъе­ме кабеля. Если контакты погнуты, аккуратно разог­ните их;

• проверьте, правильно ли установлена видеоплата, и снова включите дисплей, а затем ПК;

• если дисплей работает нормально в течение процеду­ры самотестирования (POST), а при загрузке операци­онной системы Windows экран меркнет, убедитесь, что на видеоплате установлена память, достаточная для установленного видеорежима.

• если кадровая частота дисплея установлена слишком высокой, экран будет темным. Выберите другую ус­тановку (возможно, для этого вам придется подклю­чить другой дисплей), при которой частота смены кад­ров не будет слишком высокой.

2. Отказ клавиатуры

• Убедитесь, что клавиатура правильно подключена к си­стемному блоку. Если клавиатура не подсоединена к компьютеру, то на дисплее при загрузке отобразится значок (клавиатуры).

• Если после загрузки операционной системы правиль­но подсоединенная клавиатура не подает признаков жизни, проверьте, может быть, для пароля установ­лена опция «блокировка клавиатуры» (Keyboard locked). Необходимо ввести пароль, чтобы разблокировать кла­виатуру и мышь. Для удобства дальнейшей эксплуата­ции ПК можно изменить эти установки.

3. Мышь не реагирует на перемещение

1. Перезагрузка компьютера или ноутбука. Это действительно то, что нужно сделать в первую очередь. Перезагружая ОС, Вы перезагружаете всё программное обеспечение – в том числе и драйвера на мышь.

2. Сменить USB-порт, куда подключена мышь, на другой. Подключая мышь в другой порт, Вы заставляете операционную систему “шевелиться” – она подумает, что было подключено новое устройство, пока неизвестное ей, и постарается автоматически обновить драйвера, что может исправить проблему;

3. Если у Вас игровая мышь, требующая наличия специальных драйверов, их следует удалить. После нужно перезагрузить компьютер и заново установить драйвера. Вероятно, тогда мышь вернётся в строй;

4. Диагностика работоспособности мыши посредством её подключения к другому ПК. Это действительно самый простой способ понять, на самом ли деле проблема заключается в мыши или в самом компьютере. При наличии возможности подключить её к другому компьютеру, Вы за считанные минуты сможете проверить её. Если курсор будет двигаться на другом устройстве, значит, неисправность как-то связана с Вашим компьютером. В обратном случае – сама мышь вышла из строя и требует замены;

5. Почистите систему от вирусов. Зачастую они мешают корректной работе данного устройства ввода информации. Обновите базу и запустите проверку.

4. Принтер (printer) не печатает посылаемое на него сообщение

Принтер присоединяется к системному блоку с помощью кабеля «USB».

Проверить первичную работоспособность принтера можно, нажав кнопку TEST и удерживая ее в нажатом состоянии при включении принтера в сеть (сетевым включателем). Если принтер исправен, он начинает печатать так называе­мую тестовую страницу или страницу самотеста.

Для исправления ситуации выберите тип принтера в со­ответствии с рекомендациями операционной системы Windows.

Если принтер не работает, а клавиатура, дисководы, и другие периферийные устройства работают нормально, про­делайте следующее:

• проверьте, вставлен ли силовой кабель в принтер и в каком положении находится выключатель сети (долж­но быть «switch on»);

• убедитесь, что индикатор питания светится;

• проверьте, правильно ли подключен сигнальный кабель принтера к системному блоку;

• выключите принтер и выдерните из розетки сетевой кабель;

• отсоедините сигнальный кабель от принтера и проверь­те целостность кабеля. Если кабель поврежден, стоит его заменить.

• проверьте, правильно ли установлена мультиплата (если она есть), и снова включите принтер, а затем ПК;

• если принтер работает нормально в течение процеду­ры самотестирования (POST), а после загрузки опера­ционной системы Windows принтер не работает, убе­дитесь, что в принтере установлена память, достаточ­ная для установленного режима.

5. Не работает жесткий диск

• Убедитесь, что кабель питания и сигнальный кабель правильно подсоедине­ны к диску.

• Убедитесь, что жесткий диск имеет статус «Разреше­но» в SETUP.

• Проверьте, что жесткий диск был обнаружен системой BIOS и прописан в SETUP,

• Убедитесь, что системная шина имеет статус «Разре­шено», если вы используете интегрированный контрол­лер.

Если световой индикатор работы жесткого диска не мер­цает при обращении ПК к жесткому диску:

• убедитесь, что системная плата правильно соединена с контрольной панелью соответствующими проводни­ками;

• убедитесь, что кабель питания и сигнальный кабель правильно подсоедине­ны к жесткому диску.

Если вы используете жесткий диск с платой контролле­ра, световой индикатор работы не должен мерцать, когда ПК обращается к жесткому диску.


6. Проблемы с CD-DWD-RW

Если ваш компьютер оснащен устройством для воспроиз­ведения компакт-дисков и индикатор устройства при вклю­чении и загрузке программного обеспечения не загорелся, посмотрите, не забыли ли вы вставить компакт-диск.

При повторном включении компьютера, если компакт-диск вставлен в CD-ROM, а индикатор по-прежнему не за­горается, проверьте (при вскрытом корпусе ПК), все ли ка­бельные соединения обеспечивают CD-DWD-RW привод питанием (со­единение с блоком питания), сигналами обмена с системной платой (соединение с адаптером SATA).

Правильность соединения можно проверить с помощью руководства по пользованию:

• компьютером;

• устройством CD-DWD-RW.


Рекомендация:

Иметь «карту» проводов, кабелей и соединений периферий­ных устройств с системной платой (жесткий диск, дисково­ды, CD-DWD-RW — это тоже периферийные устройства), а так­же состояний перемычек на системной плате — это значит избавиться от головной боли при каких-либо переустановках в системном блоке или его модификации (UPGRADE). Для проверки всегда можно вернуться к предыдущему варианту.


Отказы и зависания из-за программного обеспечения.

Примером такого зависания может быть следующее.

Вы забыли пароль

Если пользователь забыл пароль на Setup, можно восполь­зоваться различными программами для снятия пароля или одним из заводских паролей. Заводские пароли для AWARD BIOS следующие: AWARD_SW, TTPTHA, HLT, lkwpeter, KDD, ZBAAACA, J322, ZAAADA, Syxz, шесть пробелов, Wodj, девять пробелов, ZJAAADC, 01322222, J256, ?award. Один из этих паролей должен подойти.

Однако в новых AWARD BIOS (версии 4.51) инженерные пароли отсутствуют. Но существует программа для снятия/определения установленных паролей в таких BIOS.

Для AMI BIOS стандартных паролей нет. Единственный случай: если вы приобрели материнскую плату, то пароль может быть AMI.

Существуют программы для определения установленного на SETUP пароля. На некоторых AMI BIOS можно сразу после включения держать нажатой клавишу INS — при этом в CMOS-память загружаются стандартные параметры.

Чтобы аппаратно «сборосить» CMOS (вместе с паролями) нужно выполнить следующее.

Почти на всех современных системных платах рядом с батарейкой есть перемычка для сброса CMOS-памяти (обыч­но 4 контакта, нормальное положение — 2-3, сброс — 1-2 или 3-4; иногда — 3 или 2 контакта).

Выпаивать и тем более замыкать батарейку не имеет смысла — это чаще всего не приводит к успеху из-за конструкции схемы питания CMOS-памяти, а замыкание батарейки сильно сокращает срок ее службы.

Если на плате нет батарейки, нужно поискать пластмас­совый модуль с надписью «DALLAS» (это монолитный блок с батарейкой и микросхемой CMOS) — перемычка может

быть возле него. В случае, если перемычка для очистки CMOS-памяти отсутствует, то сначала попробуйте отключить или отсоединить батарейку.

При этом также рекомендуется отключить провода от бло­ка питания, так как заряд на его конденсаторах может со­храняться и поддерживать нормальное питание CMOS RAM более суток.

Эпизодические отказы (сбои) в работе компьютера

Существует целый набор неполадок или сбоев, которые носят эпизодический, редко повторяющийся или вовсе не повторяющийся характер. Эти отказы можно подразделить на следующие классы:

1. Всплески напряжения (Power Surges) приводят к сбро­су ОЗУ, возникновению ошибок, выходу из строя ПК

2. Высоковольтные выбросы (high voltage Spikes) приво­дят к сбросу ОЗУ, реже — к выходу из строя элемен­тов ПК.

3. Проседание напряжения (Power Sags) приводит к сбро­су ОЗУ, возникновению ошибок, реже — к выходу из строя ПК.

4. Высокочастотный шум (Electrical Zine Noise) приводит к возникновению ошибок, сбросу ОЗУ, зависанию ПК, выходу из строя, накопителей.

5. Выбег частоты (Frequency Variations) приводит к зави­санию ПК, выходу из строя накопителей, программ­ным сбоям и потере данных.

6. Подсадка напряжения (Browmout) приводит к потере данных и выходу из строя ПК.

7. Пропадание напряжения (Power Failure) приводит к потере файлов, потере данных и выходу из строя ПК.

Систематические отказы

Отказы этого типа являются основными неисправностя­ми, рассматриваемыми в данном справочном пособии. Для их четкой идентификации требуется необходимый минимум информации, которую пользователь получает в ходе реализации процедур диагностики. В сложном случае возможно применение профессиональной диагностической аппаратуры и специальных диагностических программ.

Аппаратные и программные неисправности

Неисправность, сбой или зависание ПК может быть замаскировано таким образом, что на первом этапе диагнос­тики пользователю может не хватить информации для пра­вильной классификации причины. И действительно, напри­мер, неполадки считывания системной информации, распо­ложенной в системной области накопителя на жестком магнитном диске (НЖМД), могут порождаться как случай­ным стиранием части системного файла, так и деградацией меток высокого или низкого уровня, и здесь определить ис­тинную причину сбоя или неисправности будет достаточно трудно. Если в перспективе нет возможности восстановить эти метки, значит, неисправность считается аппаратной.

Если файл действительно подвергся случайному стира­нию, причиной является программное обеспечение ПК.

Таким образом, в первый момент времени пользователь не сможет осуществить правильную классификацию (или идентификацию) причины неисправности, поскольку у него пока еще нет минимально необходимой для этой классифи­кации информации.

Типичные неисправности

Приведем несколько типичных признаков ненормальной работы ПК, наличие которых говорит о том, что пользова­телю необходимо всерьез позаботиться — как о сохранности инфромации, записанной на компьютере, так и просто о его физической целостности.

1. ПК работает много медленнее, чем обычно.

2. ПК не загружается с жесткого диска.

3. При включении компьютер не загружается, курсор за­висает в левом верхнем углу дисплея.

4. Случайно стерт файл или группа файлов, и это время от времени повторяется.

5. Ошибка чтения/записи жесткого диска — это вид ошибки, получаемой из-за неправильного зна­чения CRC (Cyclical Redundancy Check — цикличес­кого контрольного кода) или физически плохого сек­тора.

6. Плохая (искаженная) таблица распределения файлов (FAT), об этом сообщает специальная диагностическая программа.

7. Жесткий диск отформатирован случайным образом, т. е. применена команда из программного пакета DOS FORMAT и все данные оказались потеряны. В любом из этих случаев пользователь или сервис-инже­нер должен знать последовательность действий, которые смогут помочь ему диагностировать неисправность и спасти (если это возможно) информацию, записанную в ПК.

II. ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
ЭПИЗОДИЧЕСКИХ ОТКАЗОВ ПК
И ЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Для использования самодиагностического потенциала ПК пользователь должен ориентироваться в обозначениях узлов, блоков, параметров ПК. Даже простая расшифровка типо­вого обозначения ПК среднестатистической конфигурации для неопытного пользователя может представлять определен­ную проблему.


Как расшифровать типовое обозначение ПК

Современные ПК характеризуются достаточно высокой сложностью конструкции, просматриваемой хотя бы уже из их типового обозначения, например:

Intel Pentium Dual-Core/3500, RAM 8 GB DDR4, 3 MB PB cache, HDD 500 Gb, Intel HD Graphics 610, BenQ GL2250 21.5", Keyboard 101, mouse Microsoft, minitower.

Расшифруем эти обозначения: Intel Pentium Dual-Core/3500 — тип процес­сора, тактовая частота 3500 МГц; RAM 8GB DDR4 — тип ОЗУ, объем 8 Гбайт; 3 Mb PB cache — кэш-память объемом 3 Мбайт; HDD 500 Гбайта, Intel HD Graphics 610 — интегрированная видеокарта с объёмом 2Гбайта; BenQ GL2250 21.5" — монитор с выходом VGA, HDMI; Keyboard 101 — клавиатура со 101 клавишей; mouse Microsoft — мышь фирмы Microsoft; minitower — корпус ПК.

Правила эксплуатации ПК имеют характерные моменты.

Если системный блок горизонтальной ориентации и обладает достаточной жесткостью, монитор можно поставить на него.

Все эти вышеперечисленные примеры пользователь дол­жен знать и держать их в уме, регулярно проверяя тепловой режим и топологическое состояние внутренней конструкции системного блока компьютера.

Суммируя вышесказанное и исходя из статистики отка­зов и неисправностей, можно привести следующую таблицу наиболее уязвимых мест ПК.


Наиболее уязвимые аппаратные модули и узлы ПК и причины, вызывающие их выход из строя

1. Механические узлы: (разрушение подшипников, стира­ние движущихся поверхностей):

1. Движущиеся части жесткого диска.

2. Подвижные детали привода.

3. Вентилятор блока питания.

4. Вентиляторы системного блока (если они есть в ПК).

5. Вентилятор (кулер), охлаждающий процессор.

6. Пластмассовые вращающиеся валики мыши.

7. Поверхности пластин жесткого диска.

8. Поверхности гибкого диска.

2. Электрические контакты (окисление, нарушение контак­та):

1. Контакты адаптерных разъемов, расположенных на системной плате.

2. Контакты микропроцессорных разъемов (сокеты/ sokets).

3. Контакты микросхем памяти.

3. Сильноточные микросхемы: (локальный перегрев, токо­вый пробой из-за перегрева):

1. Микропроцессоры.

2. Контроллерные микросхемы.


Наиболее уязвимые аппаратно-программные модули и узлы ПК и причины, вызывающие их отказы

1. Неустойчивая работа жесткого диска/Hard disk — де­градация меток или стирание магнитного слоя.

2. Ненадежная работа микросхем ОЗУ (RAM) — старе­ние микросхем.

3. Нарушение нормальной работы CMOS-памяти конфи­гурации — села батарейка поддержки, пробита микро­схема CMOS-памяти.

4. Порча программы BIOS или POST в ПЗУ(Ж)М)— на­пример, из-за сильных электрических наводок стерта часть программы или «пробита» часть памяти ПЗУ.


Наиболее уязвимые аппаратно-программные модули и узлы ПК и причины, вызывающие их отказы

1. Искажен загрузочный модуль на нулевой дорожке же­сткого или гибкого диска — деградация и старение маг­нитной записи, работа вируса.

2. Стерты фрагменты системных драйверов — из-за вне­запного выключения ПК, мощных электромагнитных по­мех, вирусов.

3. Внедрен вирус, перехватывающий процедуру нормаль­ной загрузки, источник — хакер или неопытный пользо­ватель.

III. ЗАВИСАНИЯ, ОТКАЗЫ И НЕПОЛАДКИ В РАБОТЕ ПК, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ВСТРОЕННЫХ
ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ BIOS — базовая система ввода/вывода (base input/output system)

BIOS (в персональном компьютере) — это система коор­динат, которая не меняет своего положения в пространстве. Только BIOS знает, как привести в действие принтер, как осуществить доступ к памяти, к жесткому диску, дисково­дам, к коммуникационным портам.

Одним словом, BIOS - это ЛОГИЧЕСКОЕ, ЖЕСТКО ЗАКРЕПЛЕННОЕ (ЗАКОНСЕРВИРОВАННОЕ) УСТРОЙ­СТВО - ПРОГРАММА СОГЛАСОВАНИЯ работы про­грамм, вводимых в компьютер — с аппаратными возможно­стями «железа».

В процессе работы на ПК пользователь может захотеть об­ратиться к периферийному устройству, которого на его ПК нет. Следовательно, при возможной установке этого устрой­ства (например, модема или сканера) BIOS должен иметь возможность опознать его и сообщить об этом пользователю.

В действительности так и происходит.

POST — самотестирование при включении (Power On Self-Test — POST)

POST — это диагностическая программа, которая содер­жится в ПЗУ BIOS. POST (Power On Self-Test) — самопро­верка при включении питания — проверяет все важные си­стемы в ПК и быстро тестирует всю память ОЗУ. При ус­пешном окончании контроля ПК на дисплей выводится сообщение, подается звуковой сигнал и выводится имя те­кущего накопителя (приглашение к работе).

Если в процессе самотестирования обнаружены ошибки, они могут сопровождаться звуковыми сигналами. Сообщения об ошибках с помощью звуковых сигналов при самотестирова­нии ПК (Веер Codes).

К сожалению, пользователи иногда забывают, что BIOS — это программа, в которую невозможно вписать какой-то фраг­мент или, скажем, вирус. Однако, распорядиться фрагмен­тами самого BIOS можно, допустим, включить фрагмент тес­та и обмена данными с 3-дюймовым дисководом, а фрагмент обмена данными с 5-дюймовым дисководом — отключить.

Для того, чтобы осуществить такие настройки и запом­нить их существует специальная микросхема CMOS — кон­фигурации (CMOS — Complementary Metal Oxide Semi­conductor — взаимодополняющая полупроводниковая струк­тура металл-оксид).

CMOS-память и часы реального времени

Информация о конфигурации системы записана в ОЗУ с низким энергопотреблением (CMOS-память), которое пред­ставлено ИС МС 146818. Эта ИС (64 байта) предназначена для хранения следующей информации: 14 байт текущего вре­мени, а также описание конфигурации системы. Для пита­ния ИС МС 146818 и синхрогенератора, тактирующего часы реального времени ПК, используется батарея напряжением 3,6 В.

При запуске компьютера «за кулисами» идет напряжен­ная проверка всех узлов и блоков, но листинга — последо­вательности выполнения операций проверки пользователь не видит. В соответствии с теми параметрами, которые были записаны в CMOS-конфигурацию, BIOS подключает тот или иной набор фрагментов. Программа фиксации этих парамет­ров называется программа SETUP.


SETUP (установка)

Она также записана в системе BIOS, но те параметры, которые мы выставляем в SETUP, записываются в микро­схеме CMOS-конфигурации.

Системная информация, хранящаяся в CMOS, не теря­ется после выключения питания. Этому способствует маленькая батарейка, напряжением 3,6 вольта. Если через 1—3 года батарейка разрядится, нужно будет поставить новую, чтобы - не было необходимости каждый раз заново вводить парамет­ры установки фрагментов BIOS в соответствии с вашей ап­паратурной (далее мы скажем, что и програмной тоже) кон­фигурацией.



Таблица 1. Сообщения об ошибках с помощью звуковых сигналов при самотестировании ПК (Веер Codes)

Звуковой сигнал/ Beeps

Сообщение об ошибке/

Error Message

Чем характеризуется ошибка/

Description

1

Ошибки регенерации/

Refresh Failure

Неисправна микросхема памяти на системной плате

2

Ошибки проверки на четность/

Parity Error

Проверка четности при тестировании не поддерживается на этом варианте ПК

3

Сбои в основной памяти/

Base 64 KB Memory Failure

Неисправна микросхема памяти первых 64 Kb

4

He работает таймер/

Timer Not Operational

Неисправна микросхема памяти первых 64 Kb или не функционирует таймер 1 на системной плате

5

Ошибка процессора/

Processor Error

Ошибка, генерируемая центральным процессором системной платы

6

Неисправна адресная линия А20/8042/

Gate A20 Failure

Неисправен контроллер клавиатуры. BIOS не может переключиться в защищенный режим

7

Ошибка процессора/

Processor Exception Interrupt Error

Центральный процессор генерирует прерывание из-за исключительной ситуации

8

Ошибка считывания/

записи в память дисплея/

Display Memory Read/Write Error

Системный видеоадаптер или отсутствует, или неисправен. Ошибка фатальной не является

9

Ошибка проверочной суммы ПЗУ/ ROM Checksum Error

Значение проверочной суммы после теста ПЗУ не согласуется с числом, записанным в BIOS

10

Ошибка считывания/

записи в регистр КМОП-памяти/

CMOS Shutdown Register Rd/Wrt Error

Неисправен регистр в CMOS-памяти

11

Ошибка в работе внешней кэш-памяти/

Cache Error/External Cache Bad

Неисправна внешняя кэш-память


Как войти в SETUP

В SETUP можно войти сразу же после включения ПК, многократно (чтобы не пропустить момент входа) нажимая следующие клавиши или их комбинации:

- DEL; -F2;

- CTL-ALT-ESC;

- CTL-ALT-S; -ESC.


Отказы и сбои, вызванные программой SETUP

При включении ПК на экране дисплея отображаются ошибки (если они есть) самотеста — POST.

Система самотестирования компьютера при включении (Power On Self-Test— POST) может обнаруживать как ошиб­ки из-за неисправности узлов или модулей компьютера, так и ошибки из-за изменения конфигурации. В обоих случаях на экран выводятся коды ошибок и короткий комментарий.

В зависимости от типа ошибки пользователь имеет опре­деленный выбор в своих действиях. Для различных BIOS эти действия могут отличаться, но в целом они носят универ­сальный характер:

• он может нажать клавишу F1, чтобы проигнорировать ошибку и продолжить работу;

• может нажать клавишу F2, с тем, чтобы войти в SETUP и исправить ошибку конфигурации. Обычно фирмы-производители рекомендуют исправлять ошиб­ки, несмотря на то что загрузка компьютера проходит успешно;

• может нажать F4 с тем, чтобы согласиться с измене­ниями в конфигурации и принять их т. е. позволить SETUP обновить свои данные; нажать клавишу ENTER, с тем чтобы подробнее оз­накомиться с сообщением об ошибке. После ознаком­ления с подробным описанием ошибки пользователь может вернуться к первоначальному экрану с описа­нием ошибки и нажать F4 , F2 или F1 (см. выше), в зависимости от того, какова ошибка и какое решение он примет, имея более подробную информацию.

Отказы в работе клавиатуры

Какие особенности конструкции клавиатуры определяют ее надежность? Клавиатура, собранная на основе однокри­стального микропроцессора типа фирмы INTEL, при включении питания ПК выполняет самодиагностирова­ние, которое в большинстве случаев составляет два теста:

1. POR Power on Reset — программа сброса при вклю­чении.

2. ВАТ — Basic Assurance Test — главный контрольный тест.

В ходе ВАТ проводятся проверки всех путей доступа к ОЗУ, определение контрольных сумм ПЗУ, битов констант и адресный тест ОЗУ.

Программа ВАТ запускается также командой RESET.

Основными источниками неполадок и неисправностей являются:

• разбиты часто употребляемые клавиши — ENTER, DEL, SHIFT, CONTROL, ALT, F1-F10;

• слипание и замыкание механических частей клавиш от жидкостей с вязкими включениями;

• обрывы или короткие замыкания в матрице контактов клавиатуры;

• неисправность электронных компонентов клавиатуры;

• перегорание-индикаторных светодиодов.

Другие признаки перегрузки по напряжению

При превышении номинального значения напряжения ИС обычно выходят из строя в следующем порядке; программи­руемые логические матрицы, ПЗУ и микросхемы ЦП. При этом температура корпуса вышедшей из строя ИС значитель­но увеличена. Обычно в этом случае перегревается только одна ИС.


Последовательность подачи напряжения питания

Основная причина выхода из строя ИС ввода-вывода за­ключается в подаче сигналов на вход ИС при отключенном напряжении питания. Подключение сигнала +5 В на вход обычной ТТЛ микросхемы, если питание на нее не подано, не вызывает никаких нежелательных последствий. Иначе об­стоит дело с ИС КМОП. В такой ситуации из-за конст­руктивных особенностей входных элементов КМОП-логикипроисходит протекание тока через этот вход на общую шину питания всей платы. Поскольку большинство входов рассчи­тано на ток до 25 мА, в этом случае часто происходит по­вреждение входной ИС.


Отказы при подаче напряжения питания

Даже в описанной ситуации не происходит разрушения входа (входной ток мог быть ограничен), ИС может быть раз­рушена при последующей подаче питания. Это происходит вследствие того, что входной ток смещает элементы ИС та­ким образом, что они начинают действовать как прямо сме­щенные диоды при подаче напряжения питания. Эта при­чина является типичной при отказах ИС последовательных интерфейсов.


Отказы последовательных и параллельных интерфейсов

Иногда пользователи подключают устройства к последова­тельным или параллельным портам включенного ПК. Это может вызвать отказ, упомянутый в разделе «Отказы при пода­че напряжения питания». Однако даже при подключении вы­шеупомянутых устройств к ПК с выключенным питанием воз­можен другой механизм отказа. Некоторые устройства, под­ключенные через последовательный интерфейс, и принтеры не имеют соединения с единой цепью силового заземления. Ток утечки может привести к появлению на последователь­ном или параллельном портах сигналов на 20-40 В выше уровня «земли» ПК, что станет причиной их выхода из строя.

Если контакт заземления соединится первым, это не вы­зовет осложнений, но и не явится гарантией от проблем. Отсюда следует одно из главных правил эксплуатации: ни­когда не следует производить каких-либо подключений не полностью обесточенной аппаратуры к ПК.

Чрезмерно длинные сигнальные провода

Еще одним источником отказа, который был выявлен не­давно, являются чрезмерно длинные провода на цифровых входах. Длинные провода работают как антенны. Которые принимают помехи. В них также могут проявляться эффек­ты, аналогичные несогласованной линии связи. При под­ключении к ним сигналов 5 В появляются переходные им­пульсы. Иногда наблюдаются субмикросекундные импуль­сы амплитудой 8 В и больше. В таких случаях рекомендуется подключить конденсатор, например емкостью 0,1 мкФ, па­раллельно входным контактам. Это также устранит радио­помехи и другие высокочастотные наводки.

Сканер/scaner, отказы при работе сканера

Приобретая сканер для платформы IBM PC, обращайте внимание на интерфейс.

Почти все современные сканеры используют интерфейс USB, который требует (ВНИМАНИЕ!) наличия интерфейс­ной платы в компьютере. На качество изображения сканера влияют такие параметры:

• оптическая разрешающая способность;

• число передаваемых полутонов или цветов;

• диапазон оптических плотностей;

• «интеллектуальность» сканера;

• цветовые искажения;

• точность фокусировки (резкость).

1. О разрешающей способности сканеров говорят, напри­мер: разрешающая способность 600 точек на дюйм. На самом деле подразумевают 600 пикселей на дюйм или, другими словами, 600 по горизонтали и 600 по вер­тикали, что дает 360 000 пикселей на квадратный дюйм.

2. Число передаваемых полутонов определяет глубина точ­ки. Глубина точки — это количество бит, которые сканер может назначить при оцифровывании пикселя.. Сканер с глубиной точки 1 бит может регистрировать только два уровня — белый и черный, сканер с глу­биной точки 8 бит может регистрировать 256 уровней, 12 бит — 4096 уровней.

3. Диапазон оптических плотностей, воспринимаемых сканером, выходит на первый план, если вы собира­етесь сканировать и издавать качественную цветную продукцию. Непрозрачные оригиналы (фотографии) имеют диапазон плотностей, где максимальное значе­ние не превышает 2,4—2,5, в то время как слайды мо­гут иметь максимальное значение динамической плот­ности 4,0. На эти цифры и следует ориентироваться при выборе сканера.

4. «Интеллектуальность» сканера понимается как способ­ность сканера с помощью заложенных в нем аппарат­ных и программных средств автоматически настраиваться и минимизировать потери качества. Наиболее ценятся сканеры, обладающие способностью автокалибровки, т. е. настройки на динамический диапазон плотностей оригинала, а также компенсации цветовых искажений.

5. Цветовые искажения сканеров. Автокалибровка ска­нера позволяет скорректировать цветовые искажения и увеличить число распознаваемых цветовых оттенков.

Практически все современные модели сканеров обла­дают такой функцией.

6. Точность фокусировки (резкость) настраивают на за­воде-изготовителе. Одним из признаков интеллектуаль­ности сканера является его способность автоматичес­кой настройки фокуса.

Отказы при работе сканера

Для обеспечения нормальной работы сканера необходи­мо обратить внимание на следующие моменты:

• при работе сканера на сканируемый лист не должен по­падать свет от посторонних источников;

сканер не переносит тряски и резких перемещений — на­рушается юстировка (настройка) механизма позициони­рования считывающего устройства;

• обращайте внимание на программное обеспечение, которое поставляется со сканером или то, с которым сканер может работать;

• держите дистрибутивные дискеты для сканера в состо­янии при котором они защищены от случайной запи­си и вредных влияний (мощных магнитных помех).

Операционная система ПК (ОС)

Существует множество операционных систем, которыми оснащаются современные персональные компьютеры. Самы­ми популярными являются Windows 7, 8, 10, Windows-NT, Unix,.

IV. ДИАГНОСТИКА ЗАВИСАНИЙ И ОТКАЗОВ,
ВЫЗВАННЫХ НАРУШЕНИЕМ ЦЕЛОСТНОСТИ
ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Жесткий диск, как и большинство комплектующих в системном блоке или ноутбуке, имеет определенный эксплуатационный срок. Когда он заканчивается, винчестер начинает глючить, издавать странные звуки. В некоторых случаях он может сгореть, что чаще всего приводит к безвозвратной потере данных.

Проверка данного устройства на ошибки является актуальной не только при возникновении первых тревожных признаков, но и для предупреждения непредвиденного выхода из строя (например, при покупке нового устройства или б/у). В зависимости от типа обнаруженных ошибок, можно сделать вывод о работоспособности жесткого диска и о том, сколько ему осталось жить. Быстро проверить винчестер можно с помощью тестирования специальными программами.

Основные ошибки в работе жесткого диска

Ухудшение работы винчестера проявляется по-разному: странные звуки (скрежет, потрескивание), резкое уменьшение скорости чтения/записи (долго открывает файлы, зависает) или исчезновение некоторых папок. Все это возникает из-за физических или логических ошибок.

К физическим ошибкам относится нарушение целостности поверхности жесткого диска, например, если он падал. Обычно из-за этого появляются битые сектора, которые становятся нечитабельными. В случае, если в таких секторах были записаны какие-то файлы операционной системы, она начинает давать сбой уже при включении ПК.

Заводской брак возможен, хоть и в наименьшей степени.

«К физическим дефектам относят и оксидирование (окисление) контактных площадок на плате. Это одна из причин, по которой диск издает треск и тормозит».

Логическими ошибками называют повреждение файловой системы, которая располагается на HDD. Она отвечает за расположение всех записываемых файлов, их перемещение и доступ к ним. Одним из признаков повреждения файловой системы (если OS была записана именно на этот диск) является многократная перезагрузка компьютера и появление так называемого синего экрана. Также неполадки могут появляться, если:

  • расшатался разъем подключения кабеля;

  • кабель SATA не плотно зафиксирован в гнезде диска или материнской платы;

  • магнитная головка падает на поверхность пластины и царапает защитный слой;

  • внутрь жесткого диска попадает пыль;

  • перегорает электроника из-за выключения ПК от кнопки питания или частых сбоев в электропитании.


Как проверить скорость жесткого диска

Одним из признаков ухудшения работы HDD является уменьшение скорости записи или чтения (для пользователя это выглядит как более долгое открывание файлов на компьютере или их запись). В этом случае рекомендуется проверить скорость жесткого диска и выявить неполадку. Это можно сделать несколькими способами: встроенным функционалом ОС или сторонними программами.

В Windows 10 и в более поздних версиях можно найти WinSAT — встроенную утилиту, позволяющую проверить на скорость твердотельные накопители (в том числе USB-флешки и SSD). Она будет полезна при покупке нового ПК, а также если у вас нет возможности скачать и установить специализированный софт.

Чтобы запустить тест через WinSAT, нужно через командную строку прописать команду «winsat disk». По завершению проверки результаты тестирования скорости будут показаны в отдельном окне. Кроме этого показателя, возле каждого диска будет стоять индекс производительности, определяемый системой, как в окне свойств ОС.

Одной из самых простых и популярных бесплатных программ для теста скорости HDD является CrystalDiskMark. Программа работает даже на Windows XP. По завершению тестирования пользователь видит две колонки: в первой скорость чтения, а во второй скорость записи. Также для проверки можно использовать более информативные утилиты, например:

  • CrystalDiskInfo;

  • HD Tune;

  • HDDlife;

  • Hard Disk Sentinel.



Проверка через BIOS

Многие современные версии БИОС имеют встроенный функционал для автотеста жестких дисков. При включении компьютера нужно нажать соответствующую клавишу вызова экранного меню (обычно это Del, F2, Esc или F8). Далее с помощью клавиш влево-вправо нужно переключиться на вкладку, где располагается «Primary Hard Disk Self Test» (нужный нам автотест). Сначала выполняется быстрая, затем детальная проверка. По результатам этих тестов можно сделать выводы о работоспособности устройства.

«Неопытным пользователям не рекомендуется осуществлять проверку через БИОС, поскольку это сложное обеспечение для работы с оборудованием компьютера напрямую».

Через DOS можно проводить более сложные, более точные и информативные проверки с помощью вспомогательных программ, таких как:

  • Seagate SeaTools;

  • HDD Scan;

  • Victoria HDD.

Они способны более подробно описать суть обнаруженных ошибок или багов и по возможности устранят их. Например, утилита Seagate SeaTools без вреда для данных на диске проводит тщательную диагностику по целому ряду параметров. Наиболее глубокая проверка может занимать до 4 часов. Важно, чтобы диск не был разделен на разделы, поскольку ОС не сможет его обнаружить. Также проблемы с тестированием могут возникнуть, если HDD не отформатирован.


Программа восстановления файлов Easy Recovery Pro

Диагностика и профилактика заражения ПК вирусами

Ontrack EasyRecovery Pro - Позволяет без особого труда восстановить данные на жестком диске как в самых простых случаях - после их удаления из корзины, так и потерянные из-за ошибочного форматирования диска или вирусной атаки. На случай потери данных из-за невозможности загрузить систему EasyRecovery позволяет создать дискету, загрузившись с которой, можно будет восстановить данные, перенеся их на другой диск.

Программа находит на диске файлы более чем 225 различных типов. Восстанавливает файлы из разделов FAT и NTFS, с жестких дисков IDE/ATA/EIDE, SCSI, дискет, дисков Zip и Jaz. Кроме того, способен реставрировать архивы Zip а также документы, созданные в программах Microsoft Outlook, Access, Excel, PowerPoint и Word. Встроенная утилита диагностики жесткого диска Ontrack Data Advisor предоставляет в распоряжение пользователей мощные инструменты для быстрой оценки состояния локальных накопителей.

Ontrack EasyRecovery Pro позволяет без особого труда восстановить данные на жестком диске, если Вы утратили их вследствие:

  • случайного удаления

  • атаки вирусов

  • повреждения из-за отключения или резких колебаний напряжения в электросети

  • ошибок в программе

  • проблем при создании разделов или загрузке

  • неправильного выключения компьютера

  • повреждения структуры файловой системы

V. ОТКАЗЫ И НЕИСПРАВНОСТИ АППАРАТНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ

Статистика отказов

Статистика показывает, что пик отказов приходится на третий—пятый годы эксплуатации ПК, причем машины ев­ропейского и американского производства более надежны и долговечны. На надежность работы ПК влияет множество факторов, например чистота в помещении и кондициониро­вание, регулярная профилактика, квалификация пользова­теля, наличие на питающем ПК фидере мощных импульс­ных нагрузок, применение источников бесперебойного пи­тания, фильтров, стабилизаторов и ограничителей импульсных помех в сети электропитания, надежное зазем­ление и зануление и т. д.

Как было замечено выше, неисправности ПК подразде­ляются на ДВА основных вида: аппаратные, программные. Примером аппаратной неисправности может быть выход из строя источника питания, дисплея или принтера.

Типичная программная неисправность — заражение НЖМД вирусом или искажение системного файла,

К аппаратной неисправности следует также отнести выход из строя микросхем (или дисков) с потерей информации, хранимой, например, в программируемом постоянном за­поминающем устройстве (изменение кода записанной в ПЗУ с ультрафиолетовым стиранием программы BIOS), в резуль­тате чего также нарушается работоспособность системы.

При ремонте основной задачей сервис-инженера являет­ся определение вида неисправности и поиск неисправного узла. Статистика неисправностей ПК свидетельствует о том, что с очень большой вероятностью выходит из строя только один узел.

Как правильно определить этот узел?

Рекомендуется использовать специальные диагностические программы, пособия по поиску неисправностей, выпущен­ные различными фирмами, например корпорацией IBM, a также отслеживать поведение компьютера по информации на экране дисплея и звуковой индикации (комбинации корот­ких и длинных гудков).

Три коротких гудка, скажем, означают неисправность младшего банка основного ОЗУ.

Допустим, неисправный узел определен.

Смело приступайте к его замене и/или ремонту. Замена вышедшего из строя узла на исправный, как правило, дает положительный эффект. Установка же неисправного узла в работающий ПК может привести к плачевным результатам, так что лучше этого не делать.

Допустим, неисправна системная плата, которая в ПК является самой сложной. На ней обычно установлено боль­шое число разнообразных интегральных схем (ИС), в том числе программируемые логические матрицы, сверхбольшие интегральные схемы (СБИС) и специализированные крис­таллы.

На дисплее появилось сообщение, вызванное немаскиру­емым прерыванием.

Ошибка может быть фатальной, т. е. неисправность си­стемной платы может быть неустранима, например обрыв фольгированного проводника во внутреннем слое платы. И, наоборот, ошибка может быть вызвана неплотным прилега­нием контактов микросхемы в сокете (разъеме для микро­схем), что устраняется простым мягким раскачивающим прижатием микросхемы к плате.

Опытный техник тратит на замену микросхемы 10—20 мин. Среди всех возможных неисправностей нужно выделить плавающие, диагностика которых наиболее трудоемка. В последующих главах мы планируем осветить проблемы диаг­ностики и поделиться опытом ремонта всех основных бло­ков, узлов и плат IBM-совместимых ПК.


Таблица 2. Сообщения об ошибках, вызванных немаскируемым пре­рыванием

Сообщение об ошибке, вызванной немаскируемым прерыванием

Объяснение

Ошибка четности/Memory Parity Error at xxxxx

Неисправна микросхема памяти/Memory failed. Если микросхема памяти может бытьопределена, то вид ошибки будет — Memory Parity Error xxxxx. Если нет — Memory Parity Error ????

Ошибка четности платы расширения ввода/вывода/I/O Card Parity Error at xxxxx

Неисправна плата расширения. Если адрес может быть определен, то сообщение выглядит так: I/O Card Parity Error xxxxx. Если нет — I/O Card Parity Error????

Превышение времени ожидания прямого доступа к памяти/DMA Bus Time­out

Устройство посылает сигналы на шину в течение промежутка времени больше чем 7-8 микросекунд, но обмена данными нет


И поскольку рано или поздно, но может наступить мо­мент, когда самое тонкое устройство ПК — НЖМД — мо­жет выйти из строя, сделаем пользователю еще одно дружес­кое предупреждение в форме вопроса.

Как предотвратить потерю информации при выходе ПК из строя?

Заранее приготовьте копии наиболее ценных для вас ма­териалов либо на гибких дисках либо на втором винчестере. Регулярно проверяйте с помощью утилиты NDD (NU) или SCANDISK. Наличие потерянных кластеров и восстанавливайте таблицу размещения файлов, без всякого сожаления удаляя потерянные кластеры, при ус­ловии предварительного дублирования файлов на других дис­ках или дискетах.

Системный блок или дисплей?

Вы включили компьютер, но на экране нет растра и во­обще признаков жизни. Попробуйте выключить компьютер и включить его еще раз. Результат тот же...

Шум вентилятора источника питания (БП) говорит о том, что сама по себе процедура включения прошла нормально. Значит, теперь нужно грубо локализовать неисправность, т. е. определить, какой блок конкретно вышел из — строя системный блок или дисплей.

Но перед эти тестером проверьте напряжение на контак­тах системной платы в том месте, где жгут проводов пита­ния соединен с БП. Это будет ваш первый шаг. Предполо­жим, БП исправен.

Даже если с помощью ручек регулировки яркости дисп­лея вы добьетесь светлого свечения экрана, это еще не бу­дет означать, что дисплей работает нормально.

Если есть второй, заведомо исправный дисплей, то под­ключив его к системному блоку, можно определить исправ­ность системого блока (СБ).

В случае отсутствия второго дисплея нужно с помощью осциллографа, отключив дисплей, проверить наличие рабо­чих сигналов на контактах дисплейного разъема видеоадап­тера, вставленного в системную плату СБ.

Если сигналов нет, вышел из строя системный блок. В случае наличия сигналов с большой вероятностью сломался дисплей.

Ну, а если у вас нет осциллографа, то об исправности СБ можно судить с большой вероятностью по тихим разме­ренным щелчкам системного блока, проверяющего ОЗУ, и короткому гудку, нормально завершающего процесс само­тестирования ПК. И тем не менее, окончательный диагноз (какой же все-таки блок вышел из строя?) осуществляется с помощью осциллографа.

Ремонт системных плат (начальные сведения)

Основная и самая сложная плата ПК называется материн­ской (motherboard), генеральной, системной платой (СП), поскольку она содержит сердце ПК — микропроцессор. На ней также размещены несколько сверхбольших интегральных схем (СБИС), ОЗУ, ПЗУ и ряд других микросхем, переклю­чатели — перемычки режимов работы ПК, разъемы расши­рения для подключения плат адаптеров и контроллеров.

Диагностика неисправностей и ремонт СП — это сложное, трудоемкое, но тем не менее вполне посильное и очень ин­тересное дело. Итак, вы пришли на работу, включили ПК и по прошествии некоторого времени убедились в том, что ПК не работает, а все признаки указывают на выход из строя системной платы/motherboard.

Как найти место неисправности?

Неисправность СП может быть обнаружена при первона­чальном запуске ПК (самотестировании, загрузке операци­онной системы), при прогоне программ и в процессе рабо­ты (спустя 20-30 мин. после включения).

Прежде всего воспользуйтесь визуальной и звуковой сиг­нализацией, которая предусмотрена в ПК. Визуальная сиг­нализация обеспечивается программой самотестирования (Power On Self-Test — POST), записанной в ПЗУ BIOS и при каждом запуске ПК автоматически проверяющей правиль­ность работы его узлов, микросхем СП и блоков ПК (об этом мы говорили выше).

Если, например, на экране дисплея высвечивается код ошибки 107, то по листингу этой программы можно опре­делить, что не прошел тест NMI, т. е. ПК не сможет выполнить немаскируемое прерывание, вызванное какой-либо аппаратной неисправностью.

Далее сервис-инженер с помощью измерительной аппа­ратуры и электрической схемы СП определяет место неисп­равности. При выходе из строя ПЗУ BIOS выполнение тес­товой программы POST становится проблематичным и ошиб­ки на дисплее не высвечиваются. Звуковая сигнализация (различные сочетания коротких и длинных гудков) также позволяет локализовать неисправность. Например, пять ко­ротких гудков обычно свидетельствуют о выходе из строя микропроцессора, а девять коротких — об ошибке в конт­рольной сумме ПЗУ BIOS.

Выход из строя ПЗУ BIOS, потеря или искажение инфор­мации о конфигурации, хранимой в энергонезависимом ОЗУ (CMOS) на СП — вот примеры часто встречаемых неисправ­ностей СП.

Диагностика неисправностей осуществляется двумя спо­собами: программно и с помощью приборов (осциллографа, логического пробника и анализатора).

Программный способ реализуется с помощью встроенной программы POST, специальных диагностических программ (Checklt, Norton Disk Doctor, QAPlus и др.), а также с ис­пользованием диагностических плат, например типа ДП-1 фирмы «РОСК».

Методика поиска неисправностей этим способом состоит в последовательной проверке:

• правильности установки всех переключателей режимов работы СП;

• напряжений питания СП ±5 В и ±12 В;

• всех кварцевых генераторов, тактовых генераторов и линий задержки (кстати, линии задержки часто выхо­дят из строя);

• работы микропроцессора (наличие штатных сигналов на выводах);

• функционирования шин адресов, данных и управления;

• сигналов на контактах микросхем ПЗУ и ОЗУ;

• сигналов на контактах разъемов расширения СП;

• временной диаграммы работы набора СБИС и схем малой степени интеграции.

Если вы хорошо знакомы с аппаратной частью ПК, име­ете достаточный опыт диагностики и ремонта и располагае­те электрическими схемами СП, то найти неисправную ком­поненту не составит для вас особого труда. Далее нужно будет лишь позаботиться о том где приобрести исправную и как ее заменить без особого ущерба для электронной схемы системной платы.

Причинами неисправности чаще всего бывают:

• пробой на землю или питание вывода микросхемы;

• отсутствие контакта или обрыв печатного проводника;

• неполноценные логические уровни;

• уход параметров транзисторов, резисторов, конденса­торов.

Следует отметить, что при нарушении работы блока пи­тания (например, системы блокировки источника при повы­шении напряжений на его выходе), как правило, выходят из строя микропроцессор, СБИС ПЗУ BIOS, СБИС ОЗУ.

О проблеме редких, эпизодических отказов, вызываемых неисправностью системной платы

Зависание может быть как аппаратным, так и программ­ным. Аппаратное зависание, при котором ПК неожиданно перестает выполнять программу и откликаться на нажатие клавиш, может наступить практически- сразу после включе­ния блока питания, через 3-5 или 15-25 мин. Оно может быть обусловлено многочисленными факторами, в частности и неисправностями СП, например ошибкой микропроцессо­ра, выходом из строя микросхемы ОЗУ, восьмиканального шинного формирователя SN74LS245 или контроллера клави­атуры, отсутствием сигнала выбора кристалла ОЗУ.

Достаточно часто такие зависания-неисправности возни­кают из-за плохого контакта микросхемы с системной пла­той. В этом случае с помощью измерительной техники мож­но локализовать (найти место) неисправность.