Практические работы по астрономии
Разработчик: Коханова Т.Н.
УМК: Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник/
Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – 5-е изд. – М.: Дрофа, 2018. – 238.
Кунаш М.А. Астрономия 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута «Астрономия»
1. Перечень практических работ:
Практическая работа №1 «План Солнечной системы».
Практическая работа №2 «Две группы планет Солнечной системы».
2. Инструкция для учащихся по выполнению и оформлению практической работы по теме «Две группы планет Солнечной системы».
Инструкция для учащихся
-
На основе содержания §15 учебника выполните следующие задания:
-
Запишите в тетрадь тему практической работы и сформулируйте цель.
-
Составьте перечень используемого материала при проведении практической работы.
-
Укажите основание, согласно которому происходит разделение планет на две группы.
-
Используя приложение VI учебника, охарактеризуйте группы планет по их физическим характеристикам в соответствии с указанной ниже таблицей:
Таблица 1
Физические характеристики планет
Критерии | Планеты земной группы | Планеты гиганты |
Названия планет | | |
Диапазон значений плотности планет группы (кг/м3) | От ___ до ___ | От ___ до ___ |
Диапазон значений радиусов (в радиусах Земли) | От _____ до _____ | От _____ до _____ |
Диапазон значений масс (в массах Земли) | От _____ до _____ | От _____ до _____ |
-
Проанализируйте данные заполненной таблицы и ответьте на следующие вопросы:
-
По каким критериям планеты двух групп имеют наиболее значимые отличия?
-
Плотности планет какой группы больше? Чем можно это объяснить?
-
Используя данные §15 учебника, охарактеризуйте физико-химические свойства каждой из групп планет Солнечной Системы.
Таблица 2
Физико-химические свойства планет
Критерии | Планеты земной группы | Планеты гиганты |
Преобладающие химические элементы и соединения вещества планет | | |
Агрегатное состояние преобладающего вещества планет | | |
Преобладающие химические элементы атмосфер планет | | |
-
Проанализируйте указанные значения, ответив на следующие вопросы:
-
В чем состоит сходство химического состава двух групп?
-
В чем состоит различие химического состава двух групп?
-
На каком этапе формирования тел Солнечной системы, согласно рассмотренной ранее гипотезе, возникло различие в химическом составе планет двух групп?
Таблица 3
Особенности взаимодействия групп планет
Критерии | Планеты земной группы | Планеты гиганты |
Продолжительность суток | От ___ до ___ | От ___ до ___ |
Общее количество спутников | | |
Продолжительность года | | |
-
Используя данные приложения VI учебника и «Школьный астрономический календарь», исследуйте особенности взаимодействия групп планет в гравитационно-взаимосвязанной системе тел.
-
Проанализируйте указанные значения, ответив на вопрос: «По каким критериям планеты двух групп имеют наиболее значимые отличия?»
-
Сформулируйте вывод об особенностях групп планет Солнечной системы, физических основах их различий и сходств.
-
Критерии оценивания практической работы по теме «Две группы планет Солнечной системы».
Предмет оценивания | Перечень критериев | Баллы |
Цель работы | Сформулирована лаконично, с опорой на именование практической работы | 1 |
Оборудование | Указан полный перечень используемого материала при проведении практической работы | 1 |
Заполнение таблиц | Верно заполнены все таблицы | 1-3 |
Анализ данных таблиц | Даны ответы на все вопросы предложенные в тексте практической работы | 1-6 |
Вывод | Соотнесен с целью работы. Краткий (1-2 предложения) и не повторяет описание хода практической работы | 1 |
ИТОГО | 12-11 баллов отметка «5» 10-8 баллов отметка «4» 7-5 баллов отметка «3» 4-0 баллов отметка «2» | 12 |
Приложение
Основные сведения о планетах
Название планеты | Среднее расстояние от Солнца, а. е. | Сидерический период, годы | Эксцентриситет орбиты | Орбитальная скорость, км/с | Средний радиус | Период вращения | Средняя плотность, г/см3 | Ускорение свободного падения, м/с2 | Масса, в массах Земли | Число спутников | Кольцевая система |
в км | в радиусах Земли R |
Меркурий | 0,39 | 0,24 | 0,206 | 47,9 | 2440 | 0,38 | 58,7д | 5,5 | 3,7 | 0,06 | — | нет |
Венера | 0,72 | 0,61 | 0,007 | 35,0 | 6 050 | 0,95 | 243,1д | 5,2 | 8,9 | 0,82 | — | нет |
Земля | 1,00 | 1,00 | 0,017 | 29,8 | 6 371 | 1,00 | 23Ч56М4С | 5,5 | 9,8 | 1,0 | 1 | нет |
Марс | 1,52 | 1,88 | 0,093 | 24,1 | 3 397 | 0,53 | 24Ч37М22С | 3,9 | 3,7 | 0,11 | 2 | нет |
Юпитер | 5,20 | 11,86 | 0,048 | 13,1 | 69 900 | 11,2 | 9Ч 50М | 1,3 | 25,8 | 318 | не менее 63 | есть |
Сатурн | 9,54 | 29,46 | 0,054 | 9,6 | 58 000 | 9,5 | 10 Ч 14М | 0,7 | 11,3 | 95,2 | не менее 47 | есть |
Уран | 19,19 | 84,02 | 0,046 | 6,8 | 25 400 | 3,9 | 10 Ч 49м | 1,4 | 9,0 | 14,6 | не менее 27 | есть |
Нептун | 30,07 | 164,78 | 0,008 | 5,4 | 24 300 | 3,9 | 15ч48м | 1,6 | 11,6 | 17,2 | не менее 13 | есть |
Плутон | 39,52 | 247,7 | 0,253 | 4,7 | 1 140 | 0,2 | 6,4 д | 2,0 | 0,6? | 0,002 | не менее 1 | нет |