СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкция к практическому занятию "Болезни новорожденных, связанные с проблемами инфицирования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкция к практическому занятию "Болезни новорожденных, связанные с проблемами инфицирования"

Просмотр содержимого документа
«Инструкция к практическому занятию "Болезни новорожденных, связанные с проблемами инфицирования"»

СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»


ИНСТРУКЦИЯ

К ПРАКТИЧЕСОМУ ЗАНЯТИЮ № 4

Тема: «Болезни новорожденных, связанные с проблемами инфицирования».


Учебные цели занятия.

ЗНАТЬ:

- сестринский процесс при гнойно - септических заболеваний у новорожденных;

- клинические проявления заболеваний кожи, пупочной ранки и сепсиса;

- разведение антибиотиков и ведение необходимой дозы ребенку

- осуществление сестринского процесса при гнойно-септических заболеваниях новорожденных;

- оказание помощи новорожденных при пиодермиях.

УМЕТЬ:

- выявить, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка;

- определить проблемы пациента;

- сформулировать цели СВ и составить план ухода;

- выполнять врачебные назначения;

- уметь выполнять уход за кожей и слизистыми оболочками,

- измерение температуры тела и ее графическое изображение;

- провести ежедневный туалет новорожденного;

- проведение гигиенической и лечебной ванны;

- обрабатывать пупочную ранку при омфалите;

- провести обработку кожных складок при опрелости у новорожденного ребенка;

- разводить антибиотики и вводить необходимую дозу ребенку;

- выполнять внутримышечные инъекции;

- проводить профилактические и реабилитационные мероприятия;

- проводить санитарно-эпидемические мероприятия, направленные на профилактику

ВБИ;

- проводить санитарно-просветительную работу с родителями.


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

- Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья на­селения, пациента и его окружения.

- Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

- Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса


ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ


Задание 1. Формирование профессиональных умений и навыков.

Согласно алгоритму, отработать технику проведения манипуляций:


- обработка пупочной ранки;


- обработка кожных складок при опрелости;


- проведение утреннего туалета новорожденного;


- проведения гигиенической ванны;


- разведение и введение антибиотиков.


Задание 2. Согласно этапам сестринского процесса, решить обучающую задачу

Алгоритм ориентировочной основы деятельности:

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС


I.

Обследование

(субъективное и

объективное) –

сбор информации:

- интервью, (анамнез)
- физикальное
обследование.

V.

Оценка своей

деятельности

Ожидаемый

результат

III.

Планирование сестринских вмешательств


II.

Сестринская

диагностика –

выявление проблем

пациента:

- действительных

- потенциальных



IV.

Вмешательство

и реализация:

- независимые
действия м/с

- зависимые
действия м/с










ОБУЧАЮЩАЯ ЗАДАЧА (Обсуждение решения с преподавателем)

Вы участковая медсестра. Проводите первый патронаж к новорожденному ребенку.

Малыш здоров, находится на грудном вскармливании по требованию.

Какие вопросы и почему Вы зададите матери, чтобы собрать информацию об антенатальном периоде новорожденного?

1. Сделайте отметки об удовлетворении потребностей.

2. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

3. Провести с мамой беседу об уходе за новорожденным здоровым ребенком.

4. Продемонстрируйте технику проведения утреннего туалета.


Задание 3. Аудиторная самостоятельная работа обучающихся.

Используя ориентировочную основу действия – этапы сестринского процесса, решите проблемно-ситуационные задачи.


Задача № 1

Патронаж, возраст ребенка 1 месяц.

При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: ребенок закутан в байковое одеяло, на голове платок. В комнате душно, температура воздуха 28º С, форточка закрыта. Ребенок беспокойный, кричит, кожные покровы влажные на ощупь, кожа гиперемированная, мелкоточечная сыпь, особенно много сыпи в подмышечных и паховых складках. Аппетит хороший, сосет активно.

Задания

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.

2. Определите цели и составить план сестринского вмешательства с мотивацией.

3. Объясните маме правила ухода за ребенком.

4. Продемонстрируйте технику проведения гигиенической ванны.


Задача № 2

Патронаж к ребенку одного месяца. Мама сообщила, что ребенок беспокойный, нарушены сон и аппетит, у ребенка высыпания на голове, руках. Ребенок от первой беременности, первых родов, родился доношенный. С рождения на грудном вскармливании.

При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: ребенок беспокойный, на коже пальцев рук везикулы, заполненные серозным содержимым, корочкой, единичные пустулы. ЧДД 38 в минуту, пульс 132 в мин. Температура тела 37,2˚ С. Врачебный диагноз: везикулопустулез.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Провести с мамой беседу об уходе за кожей и соблюдении гигиенических мероприятий.

3. Продемонстрируйте технику проведения лечебной ванны.


Задача № 3

Патронаж к ребенку 1 мес. Мать беспокоит плохой сон ребенка, длительное заживление пупочной ранки.

При осмотре пупочная ранка покрыта корочкой, незначительная гиперемия пупочного кольца, серозные выделения.

Задания:

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Провести с мамой беседу об уходе за кожей и соблюдении гигиенических мероприятий.

3. Продемонстрируйте технику обработки пупочной ранки.


Задача № 4

Патронаж к ребенку 2 недели. Жалобы на повышение температуры до 37,50 последние 2 дня, беспокоится, плохо спит, плохо сосет грудь. Считает, что ребенок заболел ОРВИ.

Ребенок от 1 беременности, протекавшей с токсикозом в 1 и 2 половинах. Роды стимулированные, быстрые. В группе риска по заболеваниям ЦНС.

При осмотре выявлена бледность кожных покровов. Пупочная ранка покрыта корочкой, при надавливании – гнойные выделения. Гиперемия кожи вокруг пупка.

Задания:

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Провести с мамой беседу об уходе за кожей и соблюдении гигиенических мероприятий.

3. Продемонстрируйте технику обработки пупочной ранки.


Задача № 5

На патронаже к двухнедельному ребенку медсестра обнаружила в области естественных складок, особенно паховых и ягодичной гиперемию кожи. При субъективном обследовании выявила, что ребенок подолгу лежит в мокрых пеленках, т.к. по словам мамы его это не беспокоит.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Провести с мамой беседу об уходе за кожей и соблюдении гигиенических мероприятий.

3. Продемонстрируйте технику проведения подмывания ребенка.


Задача № 6

Патронаж к ребенку в возрасте 20 дней. Жалобы на сыпь в обл. затылка, появившуюся 2 дня назад, накануне вечером подъем температуры до 37,70.

При осмотре в области затылка 2 багровых узла размером около 1 см. При пальпации определяется флюктуация.

Неделю назад медсестра давала матери рекомендации по лечению потницы.

Задания:

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Провести с мамой беседу об уходе за кожей и соблюдении гигиенических мероприятий.

3. Продемонстрируйте технику обработки кожи.


Задача № 7

Новорожденная девочка 29 дней поступила в отделение с жалобами матери на температуру 380, беспокойство, отказ от груди, снижение массы тела, срыгивание, рвота, жидкий стул, сыпь на коже. отказ от груди, общая слабость.

Анамнестические данные: широкая пупочная ранка, позднее отделение пупочного остатка.

При осмотре состояние средней степени тяжести, за счет симптомов интоксикации. Температура тела до 380С, на коже сыпь с гнойным содержимым.


Задача № 8

Ребенок 9 дней.

Данные анамнеза: родился от 1-й, нормально протекавшей беременности, в срок, с массой тела 3050 г, длиной 50 см. Пуповинный остаток отпал на 4-й день, пупочная ранка быстро зажила. В родильном доме у ребенка отмечался физиологический катар кожи с обильным шелушением. Выписан из родильного дома на 5-е сутки с массой тела 2950 г. Находился на грудном вскармливании. На коже молочной железы мамы имелись мелкие гнойнички.

На 6-й день жизни у ребенка на лице появились единичные пустулы величиной с булавочную головку, наполненные желтоватым содержимым. Мать не придала этому значения. Ребенка не купали.

Данные объективного осмотра: через 3 дня после выписки из родильного дома участковым педиатром отмечено наличие у ребенка множественных гнойничков на голове, туловище, ягодицах, конечностях. На лице имелись подсохшие пустулы с образованием корочек. Температура тела не повышалась, дыхание в легких чистое, пуэрильное, число дыханий 44 в минуту. Тоны сердца ясные, чистые, частота сердечных сокращений 144 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень + 2 см., селезенка не пальпируется. Грудь сосет охотно, стул 3-4 раза в день без патологических примесей.


Задание 4. Решение ситуационных задач в форме деловой игры




ЛИТЕРАТУРА


Основная

1. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие/Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Кабарухина. – Изд. 14-е, доп. И перераб. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 474 с.

2. Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Шеховцова Н.М. Сестринское дело в педиатрии – Ростов н/Дону, Феникс, 2012.

3. Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии практикум – Ростов н/Дону, Феникс, 2012.


Дополнительные источники:

  1. Сестринский уход за новорожденным в амбулаторно-поликлинических условиях. Под ред. проф. Д.И. Зелинской Москва, «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

  2. Джамбекова А.К., Клипина Т.Ю. Справочник медицинской сестры – Москва Эксмо, 2008;


Интернет-ресурсы:

  1. 30 задач с решением Педиатрия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://freedocs.xyz/docx-442981244

  2. Сборник проблемно-ситуационных задач по сестринскому делу [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nashaucheba.ru
























Приложение 1

Техника проведения туалета пупочной ранки при омфалите у новорожденных

Манипуляция - Техника проведения туалета пупочной ранки при омфалите у новорожденных.
Цель: лечебная.
Показания: омфалит у новорожденных.
Противопоказания: нет.
Оснащение: 3% раствор перекиси водорода, 70% спирт, 5% р-р перманганата калия.
Подготовка к процедуре.
1. Наденьте маску.
2. Вымойте руки теплой водой. Высушите чистым полотенцем ,
3. Обработайте два раза (с интервалом 15 минут) 1% р-ром хлорамина матрац на пеленальном столике. Вымойте руки. Наденьте перчатки.
4. После высыхания дез. раствора расстелите на матраце пеленку.
5. Проверьте наличие на рабочем месте лекарственных средств, предметов ухода.
6. Проведите психологическую подготовку мамы, объясните ход процедуры.
7. Уложите ребенка на пеленку на пеленальный стол:
- распеленайте ребенка,
- осмотрите пупочную ранку.
Техника выполнения туалета пупочной ранки:
1. Ежедневный последовательный уход (обработка) пупочной ранки 3% раствором перекиси водорода, затем 70% р -ром спирта и 5% р-ром перманганата калия.
2. При избыточном отделяемом из ранки накладывают повязку с гипертоническим раствором и с раствором натрия хлорида.
3. Для ускорения эпителизации пупочной ранки применяют УФО.
4. Для местного лечения применяют стафилококковый бактериофаг.
Окончание процедуры.
Запеленайте ребенка. Положите в кроватку на бочок.
Инфекционный контроль:
1. Обработать пеленальный стол 1% р-ром хлорамина двукратно,
2. Погрузить пинцет в 3% р-р хлорамина на 60 мин.
3. Снять перчатки и погрузить в 3% раствор хлорамина на 60 минут.
4. Обработайте руки на гигиеническом уровне.








Техника проведения гигиенической ванны

Манипуляция - Техника проведения гигиенической ванны.

Цель: гигиенический уход.

Показания: для очищения кожи.

Противопоказания: повышение температуры тела выше 38 градусов, гнойничковые заболевания кожи.

Оснащение: ванночка, мыло детское, мягкая губка (рукавичка), водяной термометр, вода (t - 36-37), кувшин с теплой водой (t - 36 -36,5) для ополаскивания ребенка, простыня или полотенце для высушивания, чистая одежда для ребенка, для грудных детей 5% р-р перманганата калия или отвар трав череды, ромашки и т.д.

Примечание:

1. Первую гигиеническую ванну новорожденному ребенку проводят после отпадения пуповинного остатка и эпителизации пупочной ранки (7-10 день жизни, это через 1-2 дня после выписки из родильного дома)

- до 6 месяцев ребенка купают ежедневно;

- с 6 месяцев - через день;

- до 2 лет - 2 раза в неделю;

- с 2 лет -1 раз в неделю;

- летом следует купать детей чаще.

2.Температура воды:

для детей первого полугодия 36,5-37 градусов

- старше 6 месяцев 36-36,5 градусов

3.Продолжительность ванны:

- для детей первого года 5-7 минут;

- на втором году жизни 8-10 минут;

- старше 2-х лет 10-20 минут.

4.Детей первого года жизни погружают в воду в пеленке;

5.Лицо водой из ванны не моют;

6.Детей первого полугодия купают в положении лежа, а старшего сидя;

7.Купать детей следует перед кормлением, лучше перед ночным сном;

8.Детей до 2-х месяцев купают в кипяченой воде.

Подготовка к процедуре:

1.Вымойте ванночку теплой водой с мылом

- ополосните ее горячей водой;

Примечание: если купание производить в детском учреждении, то

- вымойте ванночку горячей водой с мылом и щеткой;

- обработайте ванночку 0,5% р-ром хлорамина;

- ополосните ванночку горячей водой;

2.Налейте в ванну воду температурой 36,5-37 градусов (проверьте термометром);

3.Вымойте руки.

Выполнение процедуры:

1.Заверните ребенка в пеленку:

- уложите ребенка себе на левую руку так, чтобы его голова лежала у Вас на средней трети предплечья, а кистью захватите левое плечо ребенка;

- поддерживая правой рукой ножки ребенка осторожно погрузите ребенка в воду;

2.Правой рукой мойте последовательно, постепенно снимая пеленку:

- волосистую часть головы, по направлению спереди назад,

- шею,

- руки,

- туловище спереди и сзади,

- ноги.

ЗАПОМНИТЕ! Особенно тщательно следует мыть естественные кожные складки.

3.Облейте ребенка чистой водой 36-36,5 градусов из кувшина.

4.Заверните ребенка в полотенце.

Окончание процедуры:

5. Обсушите кожу промокательными движениями.

6. Оденьте ребенка в чистую одежду соответственно возрасту.

Инфекционный контроль:

1.Обработать ванночку 1% р-р хлорамина.

2.Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.

























Техника обработки кожных складок при опрелости у грудного ребенка

Манипуляция – техника обработки кожных складок при опрелости у грудного ребенка.
Цель: лечебная
Показания: заболевание ребенка.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
стерильное растительное масло, детский крем, детская присыпка.
Подготовка к процедуре.
1. Наденьте маску.
2. Вымойте руки теплой водой. Высушите чистым полотенцем.
3. Обработайте два раза (с интервалом 15 минут) 1% р-ром хлорамина матрац на пеленальном столике.
Вымойте руки. Наденьте перчатки.
4. После высыхания дез. р-ра расстелите на матраце пеленку;
5. Проверьте наличие на рабочем месте лекарственных средств, предметов ухода;
6. Проведите психологическую подготовку мамы, объясните ход процедуры;
7. Уложите ребенка на пеленку на пеленальный стол:
- распеленайте ребенка,
- осмотрите пупочную ранку.
Техника выполнения обработки кожных складок при опрелости у грудного ребенка :
8. При опрелостях рекомендуется свободное пеленание, не применять пеленки из искусственных материалов.
9. При опрелости 1 степени (покраснение, достаточно пораженные участки обработать стерильным маслом (растительным, персиковым).
10. При опрелости 2 степени на коже кроме гиперемии появляются эрозии. При этом пораженные участки смазывают 3-5% р-ром марганцовокислого калия и присыпают стрептоцидом или дерматолом или ксероформом.
11. При 3 степени поверхность становится уже мокнущей. При этом сначала кожу подсушивают примочками из жидкости 5% р-ром резорцина или 2% р-ром ляписа и затем так же как при опрелости 2 степени.
Окончание процедуры.
Запеленайте ребенка. Положите в кроватку на бочок.
Инфекционный контроль
1. Обработать пеленальный стол 1% р-ром хлорамина двукратно.
2. Погрузить пинцет в 3% р-р хлорамина на 60 мин.
3. Снять перчатки и погрузить в 3% раствор хлорамина на 60 минут.
4. Обработайте руки на гигиеническом уровне.






Техника проведения утреннего туалета грудного ребенка

Манипуляция - Техника проведения утреннего туалета грудного ребенка.
Цель: гигиеническая.
Противопоказания: нет.
Показания:

- соблюдение гигиены тела,

- обеспечение потребности ребенка "быть чистым".
Оснащение: набор для пеленания, набор лекарственных средств: 3% р-р перекиси водорода, 0,02% р-р фурацилина, 5% р-р перманганата калия, спирт 96 градусов, стерильное растительное масло, бикс со стерильным материалом, бикс со стерильной ветошью, пеленальный стол, 3% р-р хлорамина, дез. раствор для обработки манипуляционного столика, бак для использованного материала, стаканы для палочек, шариков, чашки Петри, 2 пеленки, фантом-кукла, индивидуальное полотенце, мыло антибактериальное.

Техника проведения утреннего туалета грудного ребенка:
Подготовка м/с рабочего места:
1. М/с получает допуск к работе у старшей м/с отделения
2. М/с принимает душ, переодевается в х/б одежду
3. Обработать руки (гигиенически) дважды:
- вымыть с мылом под проточной водой;
- осушить стерильной салфеткой из бикса;
- обработать кожным антисептиком;
4. Облачиться в стерильное белье:
- халат;
- маску;
5. Надеть фартук;
6. Обработать руки кожным антисептиком, надеть перчатки;
7. Подготовить рабочее место:
- открыть бикс, проверить индикатор;
- поместить стерильную ветошь из бикса в емкость (3% р-р перекиси водорода + 0,5% р-р CMC).
8. Манипуляционный столик обработать:
- 3% р-ром перекиси водорода + 0,5% р-р CMC;
- подготовить стерильные лекарственные средства и перевязочный материал из бикса (проверить индикатор);
- выложить стерильную баночку и чашку Петри;
- раскрыть мешочки с марлевыми и ватными шариками, марлевыми салфетками, ватными жгутиками;
- раскрыть мешочек с деревянными палочками и ватой;
- выложить пипетки в чашку Петри;
- раскрыть крафт-пакет, взять пинцет и оставить его в биксе;
- проверить название лекарственных средств, срок годности стерильного раствора, целостность флакона, физические свойства раствора;
- открыть флакон с 0,02% р-ром фурацилина и налить в баночку с ватными шариками;
- открыть флакон с 5% р-ром перманганата калия;
- открыть флакон со стерильным растительным маслом;
- открыть флакон со стерильным 3% р-ром перекиси водорода;
- открыть флакон с 96 градусным спиртом;
- открыть баночку с мазевым составом.
9. Обработать пеленальный стол стерильной ветошью, смоченной 3% р-ром перекиси водорода + 0,5% р-р CMC:
- обработать одну сторону матраса отдельной ветошью;
- обработать стол отдельной ветошью;
- обработать вторую сторону матраца отдельной ветошью;
10. Обработать руки в перчатках теплой водой с антибактериальным мылом; 
11. Осушить руки стерильной салфеткой из бикса;
12. Обработать руки кожным антисептиком;
13. Подготовить набор для пеленания (широкое);
14. Приготовить 2 тонкие пеленки для защиты пупочной ранки и просушивания кожи после подмывания (вторую положить на край кровати)
Выполнение процедуры:
15. Обработать правильно глаза ватными шариками, смоченными 0,02% р-ром фурацилина;
16. Обработать носовые ходы сухими ватными жгутиками;
17. Осмотреть полость рта;
18. Умыть ребенка ватными шариками, смоченными 0,02% р-ром фурацилина;
19. Переложить медальон ребенка на пеленальный стол;
20. Раздеть ребенка, сбросить грязное белье в бак «грязное бельё»;
21. Взять пеленку для предупреждения соприкосновения кожи ребенка с рукой м/с и просушивания после подмывания;
22. Подмыть ребенка под проточной водой;
23. Положить ребенка на пеленальный стол на сухую пеленку, просушить кожу ребенка промокательными движениями;
24. Переложить ребенка на сухой набор для пеленания;
25. Мокрую пеленку сбросить в бак «грязное бельё»;
26. Подвинуть передвижной манипуляционный столик к пеленальному столу;
27. Обработать руки 96 градусным спиртом или кожным антисептиком;
28. Обработать пупочную ранку:
- закапать 3% р-р перекиси водорода (2-3 капли),
- просушить палочкой с ватой,
- открыть крафт-пакет, взять стерильным пинцетом марлевую салфетку, смоченную 96 градусным спиртом и просушить пупочную ранку,
- обработать пупочную ранку деревянной палочкой с ватой, смоченной 5% р-ром перманганата калия;
29. обработать естественные складки деревянной палочкой с ватой, смоченной стерильным маслом сверху вниз:
- заушные,
- шейные,
- ладонные,
- подмышечные,
- локтевые,
- лучезапястные,
- голеностопные,
- подколенные,
- паховые,
меняя палочки (до пояса одной, ниже другой)
30. Взять стерильный шпатель из крафт-пакета и обработать мазевым составом межягодичную складку;
31. Запеленать ребенка;
32. Положить ребенка в кроватку на бочок;
Окончание манипуляции.
Инфекционный контроль:
33. Обработать матрац 3% р-ром хлорной извести;
34. Обработать фартук 3% р-ром хлорной извести;
35. Ватные шарики, жгутики, инструментарий поместить в 3% р-р хлорамина на 60 мин.
36. Снять перчатки и сбросить в емкость с 3% р-ром хлорамина на 60 мин.
37. Обработать руки на гигиеническом уровне.























Приложение 2

ТЕСТЫ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Тема. Гнойно-септические заболевания новорожденных

Вариант I

1. Генерализованная форма гнойно-септических заболеваний новорожденных
а) везикулопустулез в) сепсис
б) парапроктит г) омфалит

2. Из родильного блока в отделение новорожденный ребенок поступает после родов через:

а) 4 часа в) 3 часа

б) 1 час г) 2 часа

3. Воспаление пупочной ранки новорожденного
а) гемангиома в) потница
б) дерматит г) омфалит

4. Половой криз новорожденных включает:

а) нагрубание молочных желез

б) мочекислый инфаркт

в) отек мошонки

г) транзиторную протеинурию
5. Пупочную ранку новорожденного при появлении гнойного отделяемого обрабатывают раствором: 
а) 0,9% хлорида натрия
б) 3% перекиси водорода
в) 0,5% хлорамина
г) 5% йода
6. Наиболее частые входные ворота при неонатальном сепсисе
а) носоглотка
б) конъюнктива
в) пищеварительный тракт
г) пупочная ранка
7. Инфекционное заболевание кожи новорожденного
а) потница
б) пузырчатка
в) опрелости
г) эритема
8. Для лечения и ухода при мокнущих опрелостях рекомендуют
а) обработка 2% раствором йода
б) примочки с 0,5-1% раствором резорцина
в) 2% раствором бриллиантового зеленого
г) 5% раствор калий марганец О4
9. К группе пиодермий относятся

а) потница

б) опрелости

в) омфалит

г) пузырчатка новорождённого

10. Здоровые новорожденные имеют общую оценку (в баллах):

а) 8 – 10

б) 5 – 4

в) 3 – 1

г) 7 – 6


Тема. Гнойно-септические заболевания новорожденных

Вариант II

1.Срок гестации 28 недель. Какая степень недоношенности?

а) первая в) третья

б) вторая г) четвертая

2. Наиболее частая причина сепсиса у новорожденных

а) потница

б) пузырчатка новорожденных

в) гемангиома

г) аллергический дерматит

3. Переходные (физиологические) состояния новорожденных наблюдаются:

а) в период внутриутробного развития

б) в период молочных зубов

в) в период грудного возраста

г) в период новорожденности

4. Обработка пустул у новорожденных проводится

а) 1% бриллиантового зеленого в) 5% перекиси водорода

б) 4% перманганата калия г) 10% хлорида натрия

5. Период внутриутробного развития составляет дней:

а) 300 в) 270

б) 260 г) 280

6. Для обработки кожных складок у новорожденного используют:

а) раствор фурациллина

б) раствор Люголя

в) детский крем и стерильное растительное масло

в) раствор хлорамина

7. Бактериальное воспаление пупочной ранки называется:

а) отит

б) омфалит

в) назофарингит

г) дуоденит

8. Какое заболевание кожи приводит к сепсису:

а) опрелости

б) потница

в) пузырчатка

г) потертости

9. Причины возникновения сепсиса новорождённого является

а) резус-несовместимость крови матери и плода

б) нарушения правил асептики и антисептики при уходе за ребёнком

в) недостаток кислорода

г) наследственность

10. Состояние новорожденного оценивают по шкале:

а) Рихтера

б) Цельсия

в) Апгар

г) Реомюра





































Приложение 3

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ

ТЕМА «Гнойно-септические заболевания новорожденных»

Задача № 1

Ответ

1. Нарушены потребности: поддержании нормальной температуры тела, быть чистым, быть здоровым.

Проблемы пациента:

настоящие:

- потница,

- изменение кожи в области естественных складок,

- беспокойство, высыпания на коже.

потенциальные:

- нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.

2. Приоритетная проблема – потница.

Краткосрочная цель: уменьшение высыпаний на коже в течение 1-2 дней.

Долгосрочная цель: высыпания на коже исчезнут или существенно уменьшатся в течение 1 недели.


План

Мотивация

Медицинская сестра:


1. Обеспечит гигиену кожи пациента (обтирание, гигиеническая ванна с раствором череды, ромашки и т.д.);

2. Обеспечит одевание ребёнка согласно температуре окружающей среды (не перекутывать);

3. Обеспечит гигиенически правильный сон ребёнка (только в своей кроватке, не в коляске, не с родителями);

4. Проведёт беседу с родственниками о правильной стирке нательного белья (стирать только детским мылом, двукратное полоскание, проглаживать с двух сторон);

5. Проветривать по 30 минут (температура в комнате 20-22о С);



6. Будет выполнять назначения врача.

1. Для уменьшения высыпаний на коже.


2. Для уменьшения высыпаний на коже и профилактики повторения.

3. Для уменьшения высыпаний на коже и профилактики повторения.

4. Для уменьшения высыпаний на коже и профилактики повторения.

5. Для соблюдения гигиенического режима и обогащения воздуха кислородом

6. Для здоровья ребёнка.

Оценка: высыпания на коже существенно уменьшатся. Цель будет достигнута.


Задача № 2

Ответ

Нарушены потребности: есть, пить, спать, отдыхать, быть чистым, здоровым.

Проблемы пациента

Настоящие: повышение температуры тела, гнойные высыпания на коже, снижение аппетита, плохой сон.

Потенциальные: высокий риск, генерализованные инфекции, сепсисы.

Краткосрочная цель: предотвратить появление новых высыпаний, уменьшить настоящие.

Долгосрочна цель: к концу второй недели все кожные высыпания исчезнут.

 

План

Мотивация

1. Медсестра обеспечит гигиену кожи пациента (ванна с ромашкой, чередой, слабым раствором перманганата калия).

Для профилактики диссеминации.

2. Медсестра обеспечит обработку пораженных очагов кожи пациента с раствором антисептиков по назначению врача.

Для устранения воспалительного процесса.

3. Медсестра проведет с родственниками беседу о воздушных ваннах, о пребывании ребенка на свежем воздухе.

Для уменьшения дефицита знаний по уходу, укреплению иммунной системы.

4. Медсестра проведет беседу с родственниками о строго выполнении назначений врача.

Для профилактики сепсиса.

5. Медсестра убедит в необходимости менять нательное и постельное белье пациента.

Для соблюдения правил личной гигиены.

Оценка эффективности: Состояние ребенка улучшится, кожа очистится. Цель будет достигнута.


Задача № 3

Ответ

Нарушены потребности: спать, отдыхать, быть чистым, здоровым.

Проблемы пациента

Настоящие: гиперемия пупочного кольца, серозные выделения, плохой сон.

Потенциальные: высокий риск осложнений, инфицирования.

Краткосрочная цель: предотвратить развитие гнойного омфалита, уменьшить настоящие.

Долгосрочна цель: к концу первой недели признаки омфалита исчезнут.

План

Мотивация

1. Медсестра обеспечит гигиену пупочной ранки пациента (ванна с ромашкой, чередой, слабым раствором перманганата калия).

Для профилактики диссеминации.

2. Медсестра обеспечит обработку пупочной ранки пациента: местно – 3 % р-р перекиси водорода, зеленка;

Для устранения воспалительного процесса.

3. Медсестра проведет с родственниками беседу о важности соблюдения личной гигиены, о воздушных ваннах, о пребывании ребенка на свежем воздухе.

Для уменьшения дефицита знаний по уходу, укреплению иммунной системы.

4. Медсестра проведет беседу с родственниками о строго выполнении назначений врача.

Для профилактики гнойного омфалита.

5. Медсестра убедит в необходимости менять нательное и постельное белье пациента.

Для соблюдения правил личной гигиены.

Оценка эффективности: Состояние ребенка улучшится, пупочная ранка очистится. Цель будет достигнута.


Задача № 4

Ответ

Нарушены потребности: спать, отдыхать, быть чистым, здоровым.

Проблемы пациента

Настоящие: температуры до 37.50, плохо сосет грудь. Гиперемия пупочного кольца, гнойные выделения выделения, плохой сон.

Потенциальные: высокий риск осложнений.

Краткосрочная цель: предотвратить развитие флегмонозного омфалита, уменьшить настоящие.

Долгосрочна цель: к концу 3-го дня признаки интоксикации исчезнут.

План

Мотивация

1. Подготовка пациента и взятия

- Уход и медсестринского наблюдения за пациентом

- Выполнение врачебных назначений

- Научить мать пациента манипуляциям по уходу

Для профилактики диссеминации.

2. Медсестра обеспечит обработку 3-4 раза в сутки пупочной ранки, местно:

- 3 % р-р перекиси водорода, камфорный спирт, зеленка; антисептик - ксероформ,

УФО по назначению врача.

Для устранения воспалительного процесса.

3. Медсестра проведет с родственниками беседу о важности соблюдения личной гигиены, о воздушных ваннах, о пребывании ребенка на свежем воздухе.

Для уменьшения дефицита знаний по уходу, укреплению иммунной системы.

4. Медсестра проведет беседу с родственниками о строго выполнении назначений врача.

Для профилактики гнойного омфалита.

5. Медсестра убедит в необходимости менять нательное и постельное белье пациента.

Для соблюдения правил личной гигиены.

Оценка эффективности: Состояние ребенка улучшится, пупочная ранка очистится. Цель будет достигнута.


Задача № 5

Ответ

Нарушены потребности: спать, отдыхать, быть чистым, здоровым.

Проблемы пациента

Настоящие: покраснение кожи в естественных складках, единичные эрозии. Общее состояние нарушено. Ребёнок беспокойный. Плохой сон.

Потенциальные: высокий риск инфицирования.

Краткосрочная цель: предотвратить появление новых высыпаний, уменьшить настоящие в трех дней.

Долгосрочна цель: к концу недели все кожные высыпания исчезнут.

План

Мотивация

1. Медсестра обеспечит гигиену кожи пациента (ванна с ромашкой, чередой, слабым раствором перманганата калия).

Для профилактики диссеминации.

2. Медсестра обеспечит обработку пораженных очагов кожи пациента с раствором антисептиков по назначению врача.

Для устранения воспалительного процесса.

3. Медсестра проведет с родственниками беседу о воздушных ваннах, о пребывании ребенка на свежем воздухе.

Для уменьшения дефицита знаний по уходу, укреплению иммунной системы.

4. Медсестра проведет беседу с родственниками о строго выполнении назначений врача.

Для профилактики сепсиса.

Оценка эффективности: Состояние ребенка улучшится, кожа очистится. Цель будет достигнута.


Задача № 6

Эталон ответа

Нарушены потребности: спать, отдыхать, быть чистым, здоровым.

Проблемы пациента

Настоящие: покраснение кожи в области затылка, температуры до 37,70. Общее состояние нарушено. Ребёнок беспокойный. Плохой сон.

Потенциальные: высокий риск инфицирования.

Краткосрочная цель: предотвратить появление новых высыпаний, уменьшить настоящие в трех дней.

Долгосрочна цель: к концу недели все кожные высыпания исчезнут.

План

Мотивация

1. Медсестра обеспечит гигиену кожи пациента (ванна с ромашкой, чередой, слабым раствором перманганата калия).

Для профилактики диссеминации.

2. Медсестра обеспечит обработку пораженных очагов кожи пациента с раствором антисептиков по назначению врача.

Для устранения воспалительного процесса.

3. Медсестра повторно проведет с родственниками беседу о воздушных ваннах, о пребывании ребенка на свежем воздухе.

Научить мать пациента манипуляциям по уходу (при необходимости в письменном виде).

Для уменьшения дефицита знаний по уходу, укреплению иммунной системы.

4. Медсестра проведет беседу с родственниками о строго выполнении назначений врача.

Для профилактики сепсиса.


Задача № 7

Ответ

Нарушены потребности: есть, пить, спать, отдыхать, быть чистым, здоровым.

Проблемы пациента

Настоящие: гипертермия, рвота, большая потеря массы тела, сыпь с гнойным содержимым (врачебный диагноз – пиодермия), неустойчивый жидкий стул. Плохой сон.

Потенциальные: ухудшение состояния, возникновение осложнений.

Краткосрочная цель: предотвратить появление новых высыпаний, уменьшить признаки интоксикации в течение трех дней.

Долгосрочна цель: к концу второй недели: исчезновение интоксикации,

улучшения общего состояния, восстановление массы тела, все кожные высыпания исчезнут.


План

Мотивация

1 Осуществлять уход за кожей, пупочной ранки.

- Систематический контроль за температурой тела, ЧСС, частотой дыхания, АД, суточный диурез.

Наблюдение за состоянием пациента. Для профилактики диссеминации.

2 Выполнение врачебных назначений антибиотикотерапия в/в и в/м,

дезинтоксикационная терапия в/в капельно, иммунокоректирующая терапия, противоаллергические, противовоспалительные средства, симптоматическая терапия.

Для устранения воспалительного процесса.

Укрепление иммунной системы.

3. Медсестра проведет с родственниками беседу о уходе. Научить мать пациента манипуляциям по уходу.

Для уменьшения дефицита знаний по уходу.

4. Медсестра проведет беседу с родственниками о строго выполнении назначений врача.

Профилактика септического шока.

Оценка эффективности: Состояние ребенка улучшится, кожа очистится. Цель будет достигнута.


Задача № 8

Ответ

  1. Везикулопустулез. Диагноз можно поставить на основании данных анамнеза:

    • Наличие на коже молочной железы мелких гнойничков (возможная причина инфицирования).

    • Появление на 6 день жизни ребенка единичных пустул величиной с булавочную головку, наполненных желтоватым содержимым (типичное время возникновения и локализация).

  2. Данные объективного осмотра:

  • Множественные гнойнички на голове, туловище, ягодицах, конечностях, подсохших пустул с корочками.

  • Отсутствуют симптомы инфекционного токсикоза, что характерно для везикулопустулеза.

  • Сниженный иммунный ответ, из-за низкого содержания Igm при рождении, несовершенного фагоцитоза.

  • Особенностей кожи новорожденного: тонкая, ранимая, эпидермис легко отделяется от дермы, участвует в выделении токсинов из организма, неполная защитная функция.

  • Колонизация микроорганизмами новорожденного при рождении с формированием нормального соотношения доминирующей и субдоминирующей флоры (75-90% молочнокислой: 25-10 условно патогенной). Нарушение приводит к патологической колонизации с преобладанием условно патогенной флоры.

  • Бактериальная инфекция у матери (гнойнички на молочной железе).

  1. Золотистый стафилококк, другие кокки, условно патогенная флора.

  2. Можно купать с добавлением в воду раствора перманганата К (бледно-розовый цвет) и используя детское мыло.

Приложение 4

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ТЕМА: «Болезни новорожденных, связанные с проблемами инфицирования»

Основные теоретические сведения


«Гнойно-септические заболевания у новорождённых»

Все заболевания кожи и пупочной ранки можно разделить на две большие группы: Неинфекционные заболевания:  

- Опрелости  

- Потница  

- Склередерма,

- Склерема.

Инфекционные заболевания (бактериальные, локализованные гнойно-септические)  

- Везикулопустулез

- Пузырчатка новорожденных  

- Псевдофурункулез

- Омфалит

К генерализованным гнойно-септическим заболеваниям относится сепсис новорожденных.

 Неинфекционные заболевания кожи и пупочной ранки.

Неинфекционные заболевания кожи новорожденного ребенка:

Потница. Представляет собой красную мелкоточечную сыпь на туловище, шее, внутренних поверхностях конечностей. Появляется в связи с задержкой пота в выводных канальцах потовых желез при перегревании ребенка или недостаточном гигиеническом уходе за кожей. Общее состояние ребенка не нарушается, То тела нормальная.       Элементы сыпи могут инфицироваться с развитием пиодермий. Лечение заключается в устранении причины повышенного потоотделения, проведении гигиенических ванн с калия перманганатом, отварами ромашки, календулы, череды ежедневно.

Опрелости. Возникновение опрелостей связано с дефектами ухода – редкая смена подгузников и пеленок, нерегулярные гигиенические ванны и подмывание, повторное использование подсушенных пеленок. У детей с диатезом наблюдается склонность к быстро возникающим и упорным опрелостям. Опрелости чаще располагаются в области ягодиц, половых органов, а также в кожных складках. Различают три степени опрелости: умеренное покраснение кожи. Яркая краснота с большими эрозиями.  Яркая краснота и мокнутие в результате слившихся эрозий. Опрелости с нарушением целостности кожных покровов могут инфицироваться. Лечение предусматривает смену подгузников и пеленание или переодевание ребенка перед каждым кормлением, воздушные ванны, УФО. При гиперемии кожи ее смазывают прокипяченным растительным маслом, жировым раствором витамина А, детским кремом, используют дезинфицирующие и защищающие кожу присыпки. Не разрешается одновременное использование на одни и те же участки кожи присыпок и масел. При эрозиях кожу обрабатывают 0,5% раствором резорцина, 1,25% раствором нитрата серебра, болтушками с тальком. Рекомендуется в воду при проведении гигиенических ванн добавлять отвар коры дуба, ромашки.

Склередема и склерема. Это деревянистой плотности отеки кожи и подкожной клетчатки. Чаще наблюдаются у недоношенных детей при переохлаждении. При склередеме очаги уплотнения появляются на голени, стопах, над лобком, на половых органах, могут захватывать и другие участки тела. В отличие от склеремы не имеют наклонности к генерализации. Кожа над очагом поражения напряжена, холодная на ощупь, имеет цианотичный оттенок, в складку не собирается. При надавливании пальцем остается углубление, исчезающее очень медленно. Хороший уход и согревание ребенка приводят через несколько недель к исчезновению уплотнений.

Склерема характеризуется появлением диффузного уплотнения, чаще в области мышц голени и на лице, далее распространяется на туловище, ягодицы и конечности. Углубления при надавливании на кожу не образуется. Пораженные участки кажутся атрофированными, лицо маскообразное, движения в конечностях ограничены. То тела пониженная. Дети вялые, сонливые, плохо берут грудь. Общее состояние тяжелое. Для лечения ребенка помещают в кувез или обкладывают грелками, применяют теплые ванны. Показаны сердечные средства, кортикостероидные гормоны, оксигенотерапия. Прогноз неблагоприятный. Неинфекционные заболевания пупка новорожденного ребенка:

Фунгус пупка – грибовидное разрастание грануляционной ткани на дне пупочной ранки размером 1-3 см. в диаметре. Лечение. После обработки пупочной ранки грануляции прижигают 5% раствором нитрата серебра или ляписным карандашом. В редких случаях возникает необходимость оперативного лечения

Инфекционные заболевания кожи и пупка

Наиболее частой причиной гнойно-воспалительных за­болеваний являются дефекты ухода и стафилококковая инфекция. Однако в последнее время большое значение придают условно-патогенной кишечной флоре (кишечная палочка, протей, клебсиелла, энтеробактерия), а также синегнойной палочке. Источником болезнетворного нача­ла являются острые и хронические очаги воспаления, ла­тентно текущие инфекции у матери, инфицированные ро­довые пути, предметы ухода за новорожденными. Боль­шое значение имеют нарушения эпидемиологического ре­жима обслуживающего персонала.

Пиодермии — это гнойно-воспалительные заболевания кожи. Новорожденные с пиодермией должны быть изоли­рованы и госпитализированы в день постановки диагноза. При уходе за такими детьми необходимо пользоваться толь­ко стерильным бельем.

Везикулопустулез

Это наиболее частое гнойничковое поражение кожи, встречающееся у новорожденных. Это заболевание характеризуется по­явлением небольших пузырьков (пустулы) с серозно-гной­ным содержимым в естественных складках кожи, на туло­вище, конечностях. Количество пустул может быть раз­личным, окружены небольшим воспа­лительным ободком. При небольших высыпаниях общее состояние ребенка, как правило, не нарушено. Темпера­тура чаще нормальная, реже субфебрильная.

Лечение — местное: снять пузырьки тампоном, смо­ченном в 96° спирте, и обработать раствором бриллианто­вой зелени. Целесообразно назначение УФО.

Пузырчатка новорожденных

Развивается чаще в первые две недели жизни. На шее, животе, конечностях появляются вялые поверхностные пузыри различной величины (чаще 0,5—2 см в диаметре) с мутным содержимым. Пузыри легко лопаются, образуя эрозированную поверхность, которая может кровоточить. Высыпания происходят толчками, поэтому сыпь полиморфна. Эпителизация эрозированных участков идет быстро, на их месте длительно остаются бледно-розовые пятна. При наличии большого количества пузырей на коже об­щее состояние ребенка ухудшается, температура повыша­ется до 38—39 °С. Ребенок становится вялым, отказывает­ся от груди, плохо прибавляет в весе.

Псевдофурункулез (множественные абсцессы кожи)

Воспалительный процесс развивается в выводных про­токах потовых желез, которые у новорожденных и детей первых месяцев жизни относительно широки. На волоси­стой части головы, на спине, ягодицах, бедрах появляют­ся плотные, размером от горошины до фасоли, багрово­красные инфильтраты. В центре воспалительного очага быстро намечается участок размягчения (флуктуация). При вскрытии абсцесса выделяется густой гной зеленова­то-желтого цвета. При заживлении воспалительного оча­га остается рубец. Множественные абсцессы у детей со­провождаются общими расстройствами: высокая темпера­тура, вялость, дистрофические явления. Заболевание может протекать длительно, волнообразно.

Лечение псевдофурункулеза включает общую и местную терапию. Местное лечение зависит от ста­дии заболевания: инфильтрация — повязки с мазью Виш­невского или ихтиоловой мазью, или алоэ; флуктуация — проводят хирургическое вскрытие, затем накладывают по­вязки с гипертоническим раствором натрия хлорида или стафилококковым бактериофагом.

Омфалит

Омфалит — воспаление кожи и подкожной клетчатки в области пупка. По характеру воспалительного процесса различают катаральный, гнойный (флегмонозный) и не­кротический омфалиты.

Катаральный омфалит («мокнущий пупок») возника­ет при замедленной эпителизации инфицированной пупоч­ной ранки, которая длительно мокнет, покрывается гра­нуляциями (фунгус), на поверхности которых появляет­ся серозное или серозно-гнойное отделяемое. Заживление раневой поверхности происходит в течение нескольких недель. Общее состояние ребенка остается удовлетвори­тельным.

Гнойный (флегмонозный) омфалит характеризуется рас­пространением воспалительного процесса в окружности пупка и прилегающих к нему тканей. Отделяемое из пу­почной ранки гнойного характера. Кожа вокруг пупка становится гиперемированной, отечной, пупочная область заметно выпячивается. Характерно расширение сосудов передней брюшной стенки, если воспалительный процесс распространяется на пупочные сосуды. В этом случае со­суды утолщаются и прощупываются в виде жгутов сверху и снизу от пупочного кольца.

Общее состояние ребенка нарушается, повышается тем­пература тела, снижается аппетит, замедляется прибавка в массе, в периферической крови — признаки воспаления.

Некротический омфалит встречается редко, как пра­вило, у детей с низкой сопротивляемостью. Кожа вокруг пупка становится багрово-цианотичного цвета. Некроз бы­стро распространяется на все слои кожи, некротизированная ткань в дальнейшем отторгается и может проис­ходить эвентрация (выпадение) органов брюшной полос­ти. Эта форма омфалита самая тяжелая, сопровождается выраженной интоксикацией и заканчивается в основном сепсисом.

Лечение омфалита состоит в ежедневной, последова­тельной обработке пупочной ранки 3% раствором пере­киси водорода, затем 70% спиртом и 5% раствором пер­манганата калия. При избыточном отделяемом из ранки накладывают повязку с гипертоническим раствором, ра­створом натрия хлорида. Для местного лечения использу­ется также стафилококковый бактериофаг. Для ускоре­ния эпителизации пупочной ранки применяют УФО.

При нарушении общего состояния ребенка и угрозе ге­нерализации инфекционного процесса проводят общую терапию.

Сепсис новорожденных

Сепсис — тяжелое общее инфекционное заболевание, возникающее вследствие недостаточности местного и об­щего иммунитета организма при наличии очага воспа­ления.

Этиология. Основными этиологическими факторами сеп­сиса у доношенных детей являются: золотистый стафило­кокк (50-60%) и грамотрицательная флора (36%). У не­доношенных его причиной в 60-70% случаев бывают грамотрицательные бактерии.

Факторы, способствующие развитию сепсиса: хрони­ческие очаги инфекции у матери; недоношенность, незре­лость, врожденная гипотрофия, родовая травма, гемоли­тическая болезнь новорожденных; нарушение ухода и санитарно-противоэпидемической обстановки в роддоме и в домашних условиях; заболевания кожи и пупка.

По времени возникновения различают внутриутробный и постнатальный (неонатальный) сепсис. В зависимости от входных ворот инфекции различают сепсис пупочный, легочный, кожный, кишечный, катетеризационный, крип­тогенный (входные ворота не установлены).

Клиника. По клиническому течению и патоморфоло­гической картине различают две формы сепсиса новорож­денных — септицемию и септикопиемию.

Предвестниками заболевания у новорожденных неред­ко являются следующие симптомы: позднее отпадение пу­повинного остатка, упорные срыгивания и длительное со­хранение желтухи новорожденных.

Характерными начальными клиническими симптома­ми заболевания являются нарастающие признаки инток­сикации.

Септицемия — форма сепсиса без явных гнойных оча­гов, чаще наблюдается у недоношенных детей. У ребенка снижается двигательная, рефлекторная и сосательная активность, наблюдаются субфебрилитет, гипотония, упор­ные срыгивания, метеоризм, диспептические расстройства. Ребенок не прибавляет в весе, в последующем динамика нарастания массы тела становится отрицательной. Кож­ные покровы бледно-серого цвета с мраморным рисунком, появляется акроцианоз, что свидетельствует о недоста­точности кровообращения и нарушении микроциркуля­ции. Тоны сердца глухие, аритмичные, границы сердца расширены. Увеличиваются печень и селезенка. Отмеча­ются пастозность и отечность подкожно-жировой клет­чатки, выражена сосудистая сеть на животе. В тяжелых случаях развивается геморрагический синдром.

Септикопиемия характеризуется присоединением сим­птомов пораженного органа (т. е., развитием гнойных ме­тастатических очагов). Чаще всего имеют место гнойный менингит, остеомиелит, пневмония, энтероколит, пара­проктит и др. Септикопиемия, как правило, протекает остро с высокой температурой, развитием токсикоза с по­следующей выраженной гипотрофией. Нередко оба вари­анта септического процесса на разных этапах его разви­тия переплетаются между собой.

Для клинического течения сепсиса у недоношенных детей характерно отсутствие четкой клинической карти­ны начала заболевания, вялое, волнообразное, затяжное течение с явлениями постепенно нарастающего истоще­ния. Общее состояние у этих детей, как правило, бывает тяжелым.

Выделяют молниеносное (1-7 дней), острое (4-8 не­дель) и затяжное (более 8 недель) течение заболевания. Для молниеносного течения характерно развитие септи­ческого шока.

Осложнения. Самые частые осложнения, которые на­блюдаются при сепсисе, — это ДВС-синдром, дисбактери­оз, язвено-некротический энтероколит.

Диагностика. При постановке диагноза учитывают дан­ные анамнеза (течение беременности, родов, наличие у матери хронических очагов инфекции, заболевания ре­бенка в периоде новорожденности и так далее), особенно­сти клинического течения сепсиса, изменения в общем анализе крови (лейкоцитоз, нейтрофилез, увеличение СОЭ, снижение эритроцитов и гемоглобина), данные исследова­ния крови на стерильность (2—3 раза), результаты бакте­риологического исследования флоры из первичного очага инфекции с определением чувствительности к антибиоти­кам. Большое значение имеет идентичность флоры в посе­вах крови и отделяемом из гнойного очага.

Антибактериальная терапия про­водится с учетом чувствительности возбудителя одновре­менно двумя-тремя антибиотиками в течение 10—15 дней в максимальных возрастных дозах с последующей сменой препаратов. Предпочтение отдается полусинтетическим пенициллинам, цефалоспоринам, аминогликозидам.

Дезинтоксикационная терапия осуществляется методом форсированного диуреза.

С целью повышения сопротивляемости организма про­водится специфическое лечение антистафилококковой плаз­мой, антистафилококковым гамма-глобулином, ста­филококковым бактериофагом. Нормализации нарушен­ных обменных процессов способствует проведение витаминотерапии (витаминами группы С, В, А, Е). Для профилактики дисбактериоза при массивной антибиотикотерапии важную роль приобретают биопрепараты: лактобактерин, бифидумбактерин, бификол. Проводится по синдромная и симптоматическая терапия, местное лече­ние очагов инфекции. Исключительно важно обеспечить ребенка естественным вскармливанием. При отсутствии такой возможности используют сцеженное перед кормле­нием непастеризованное грудное молоко, которое вводят через соску или желудочный зонд. В период реконвалесценции большое значение имеют массаж, лечебная гимна­стика, прогулки на свежем воздухе, гигиенические проце­дуры, общее УФО.

Профилактика. Должна начинаться еще до рождения ребенка. Она включает: наблюдение за беременной жен­щиной с самых ранних сроков (в первые 1,5-2 мес.) беременности, выявление и лечение хронических и ост­рых заболеваний, правильную организацию питания и режима беременной женщины, достаточное пребывание на воздухе, профилактику и своевременное лечение осложне­ний беременности. В предупреждении сепсиса новорож­денных большое значение имеет соблюдение гигиениче­ских мероприятий матерью. Необходимо тщательное со­блюдение асептики при проведении родов, а также при обслуживании новорожденных. Обязательно раннее при­кладывание ребенка к груди. Своевременное выявление и лечение «малых септических форм».


Терминологический словарь

Тема «Болезни новорожденных, связанные с проблемами инфицирования»

Основные термины и понятия

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Неонатология

раздел медицины, изучающий младенцев и новорождённых, их рост и развитие, их заболевания и патологические состояния.

Здоровый доношенный ребенок

это ребенок, родившийся на сроке беременности 37 - 42 недели, имеющий признаки доношенности, функционально зрелый, оценка по шкале Апгар 8-10 баллов

Плановый осмотр новорожденных детей (диспансеризация)

система активных мероприятий, обеспечивающих регулярное наблюдение медсестрой за здоровыми детьми с проведением профилактических мероприятий, предупреждающих развитие заболевания (через день после посещения врача; в 3недели на дому; в один месяц в поликлинике).

Гестационный возраст

количество полных недель к моменту родов

Анамнез

Совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании, путем опроса самого пациента и знающих его семью.

Адаптация

Приспособление к существующим условиям окружающей среды

Транзиторные состояния

это не заболевания, а состояния отражающие трудности процессов адаптации к внеутробной жизни.

Сестринский процесс в педиатрии

метод организации и предоставления сестринского ухода пациенту, который находится в постоянном взаимодействии с медсестрой

Охарактеризуйте этапы сестринского процесса

состоит из 5 компонентов:

1. Обследование (субъективное и объективное) — сбор информации.

2. Сестринский диагноз — выявление проблем пациента — действительных и потенциальных.

3. Планирование сестринских вмешательств.

4. Вмешательство и реализация.

5. Оценка своей деятельности.

Потница

задержка пота в выводных канальцах потовых желез при несоблюдение температурного режима

Опрелости

Инфекционное заболевание, возникающее вследствие недостаточности местного и общего иммунитета организма.

Везикулопустулез

появление небольших пузырьков (пустулы) с серозно-гнойным содержимым в складках кожи, на туловище, конечностях.

Псевдофурункулез

множественные абсцессы кожи (при заживлении остается рубец)

Пузырчатка

появление вялых поверхностных пузырей (0,5-2 см) с мутным содержимым.

Омфалит

воспаление кожи и подкожной клетчатки в области пупка

Сепсис

Инфекционное заболевание, возникающее вследствие недостаточности местного и общего иммунитета организма.





































ЛИТЕРАТУРА


Основная

1. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие/Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Кабарухина. – Изд. 14-е, доп. И перераб. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 474 с.

2. Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Шеховцова Н.М. Сестринское дело в педиатрии – Ростов н/Дону, Феникс, 2012.

3. Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии практикум – Ростов н/Дону, Феникс, 2012.


Дополнительные источники:

  1. Сестринский уход за новорожденным в амбулаторно-поликлинических условиях. Под ред. проф. Д.И. Зелинской Москва, «ГЭОТАР-Медиа», 2010.

  2. Джамбекова А.К., Клипина Т.Ю. Справочник медицинской сестры – Москва Эксмо, 2008;


Интернет-ресурсы:

  1. 30 задач с решением Педиатрия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://freedocs.xyz/docx-442981244

  2. Сборник проблемно-ситуационных задач по сестринскому делу [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nashaucheba.ru