СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкционная карта: проверка технического состояния бензонасоса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инструкционная карта: проверка технического состояния бензонасоса»

План урока ЛПЗ. Тема 6 «Выполнение работ по сборке и разборке устройства сцеплений и их приводов, ступенчатых коробок передач. Карданных передач, мостов автомобиля» 180мин.

Цель задания — изучить на практике устройство сцепления, коробки передач, карданной передачи, задних мостов, получить начальные навыки в операциях разборки-сборки агрегатов транс­миссии.

Иллюстративный материал — учебные плакаты, рис. 2.1—2.13.

Монтажное оборудование, приспособления, инструменты — ко­робки передач автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, зад­ний мост в сборе (главная передача, дифференциал, задняя бал­ка, полуоси) ГАЗ-53А, главные передачи, дифференциалы авто­мобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320 в сборе, карданные передачи ав­томобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130, разрез коробки передач (КП) автомобиля ЗИЛ-130 (для изучения взаимного расположения ше­стерен и синхронизаторов). Приспособление для разборки-сборки сцепления, для выпрессовки крышки подшипника, съемник трех- лапный, комплект инструментов, выколотка из мягкого металла (например, медная, бронзовая), коловорот, пассатижи, ключи специальные торцовые 36 мм (для КП), 41 мм (для карданного вала), ключ торцовый шарнирный 14 мм, ключ гаечный накид­ной 41 мм, ключ шестигранный, ключи гаечные 11 и 55 мм, ключ специальный для регулировки роликовых подшипников, шплин- тодер, шплинт, проволока 01,8 мм, дополнительный комплект шайб.

Перечень работ при выполнении задания — приводится описа­ние в общем виде основных этапов выполнения задания, в том числе операций разборки-сборки сцеплений, коробок передач, карданных передач автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320. Варианты выполнения части задания, связанной с операциями разборки-сборки указанных узлов, приведены в НТК № 1 — № 8 (см. с. 103-134).

  1. Изучить сцепление автомобиля ГАЗ-53А (для изучения ис­пользовать рис. 2.1 и учебный плакат).

  2. Разобрать сцепление автомобиля ГАЗ-53А, для чего выпол­нить следующее:

• нанести метки на кожухе и нажимном диске для того, чтобы не разбалансировать сцепление при последующей сборке;

Рис. 2.1. Сцепление автомобиля ГАЗ-53А:

а — вид сверху в разрезе; 6 — привод; в — детали; 1 — маховик; 2 — корпус; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — масленка; 6 — регулировочная гайка; 7 — опорная вилка; 8 — кожух; 9 — поддерживающий диск; 10 — отжимной рычаг; 11 — отводка; 12 — выжимной подшипник; 13, 15, 19, 23, 25 — пружины; 14 — шаровой палец; 16— вилка; 17— тяга; 18 — регулировочная гайка; 20— палец- заклепка; 21 — ступица; 22 — вал; 24 — педаль; 26 — пластина; Б — бобышка нажимного диска; В — литой выступ

  • установить сцепление на приспособление и, вращая гайку винта, сжать нажимные пружины до ослабленного состояния от­жимных рычагов;

  • отвернуть регулировочные гайки с опорных вилок отжимных (оттяжных) рычагов;

  • отпустить гайку винта приспособления и снять кожух, две­надцать нажимных пружин и теплоизолирующие шайбы.

  1. Выполнить дефектацию деталей (теплоизолирующих шайб, отжимных рычагов и пружин).

  2. Собрать сцепление автомобиля ГАЗ-53А, выполняя опера­ции в порядке, обратном разборке, и совместив метки на кожухе и нажимном диске. При сборке выполнять следующее:

  • при помощи регулировочных гаек установить отжимные ры­чаги в одной плоскости на расстоянии (53 ± 0,25) мм от поверх­ности маховика, предварительно подложив в трех местах под на­жимной диск шайбы толщиной 10,5 мм;

  • раскернить (условно) регулировочные гайки.

  1. Изучить сцепление автомобиля ЗИЛ-130 (см. рис. 2.2 и учеб­ный плакат).

  2. Разобрать сцепление автомобиля ЗИЛ-130:

  • первые три операции те же, что при разборке сцепления ГАЗ-53А;

  • вывернуть болты крепления пружинных пластин, вынуть из них направляющие втулки;

  • ослабить гайку винта приспособления, снять кожух, нажим­ные пружины, опорные теплоизолирующие шайбы пружин;

  • снять нажимной диск.

  1. Выполнить дефектацию разобранных деталей.

  2. Собрать сцепление автомобиля ЗИЛ-130, выполняя опера­ции в последовательности, обратной разборке и обращая внима­ние на отличия данной конструкции от конструкции сцепления автомобиля ГАЗ-53А. При помощи регулировочных гаек устано­вить концы рычажков от плоскости нажимного диска на расстоя­нии (40,2 ± 0,15) мм.

  3. Изучить сцепление автомобиля КамАЗ-5320 (для изучения использовать рис. 2.3, 2.4)

  4. Разобрать и собрать сцепление автомобиля КамАЗ-5320, выполняя операции в той же последовательности, что и для авто­мобиля ЗИЛ-130. Обратить внимание на различия в устройстве, а также на наличие пружинных эксцентриковых механизмов авто­матической установки среднего ведущего диска и упорного коль­ца оттяжных рычагов.

  5. Разобрать частично пневмогидравлический усилитель {IIГУ )

привода сцепления КамАЗ-5320 (для предварительного ознакомле­ния с устройством использовать рис. 2.5):

  • зажать ПГУ в тисках;






Рис. 2.2. Сцепление автомобиля ЗИЛ-130:

а — конструкция; б — втулка с пружинной пластиной; 1 — нажимной диск; 2 — пружинная пластина; 3 — картер сцепления; 4 — нажимная пружина; 5 — кожух сцепления; 6 — упорный подшипник; 7 — вилка выключения однодискового сцепления; 8 — оттяжной рычаг; 9 — гайка; 10— вилка оттяжного рычага; 11, 12 — оси; 13 — игольчатый подшипник; 14 — ведомый диск; 15 — ступица; 16 — ) пружина гасителя крутильных колебаний; 17 — соединительный болт; 18— втулка, соединяющая пружинную пластину с нажимным диском

• вывернуть сливную пробку с медной прокладкой из передне­го корпуса усилителя;

  • вывернуть болты крепления штуцера подвода воздуха от ре­дукционного клапана, снять штуцер;

  • вынуть сдвоенные впускной-выпускной клапаны в сборе;

  • вывернуть болты крепления переднего корпуса и снять кор­пус вместе с пневмопоршнем;

  • снять возвратную пружину пневмопоршня и пружину мемб­раны;

• снять мембрану следящего устройства в сборе с седлом вы­пускного клапана.




  1. Продефектировать разобранные детали.

  2. Собрать ЛГУ, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.

  3. Изучить коробку передач автомобиля ГАЗ-53А (использовать для работы учебный плакат и рис. 2.6).







Рис. 2.3. Сцепление в автомобилях семейства КамАЗ:

/ — ведущий вал; 2 — маховик; 3, 5 — ведомые диски; 4 — механизм автомати­ческой установки среднего ведущего диска; 6 — средний ведущий диск; 7 — нажимной диск; 8 — вилка оттяжного рычага; 9 — оттяжной рычаг; 10 — пружи­на упорного кольца; 11 — упорный подшипник; 12 — муфта выключения сцеп­ления; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо; 15 — валик вилки; 16 — нажимная пружина; 17 — кожух; 18 — теплоизоляционная шайба; 19 — болт крепления кожуха; 20 картер







































Рис. 2.4. Гидравлический привод сцепления в автомобилях семейства

КамАЗ:

1 — кронштейн педали; 2 — рычаг толкателя поршня; 3 — оттяжная пружина; 4 — педаль сцепления; 5 — главный цилиндр; 6 — ограничитель хода педали; 7 — защитный чехол; 8 — толкатель поршня; 9— поршень; 10 — манжета поршня; 11 — корпус; 12 — пружина; 13 — уплотнительное кольцо; 14 — пробка; 15 — трубка подвода воздуха; 16 — рычаг выключения сцепления; 17 — сферическая гайка; 18 — контргайка; 19 — толкатель поршня пневмогидроусилителя; 20 — возврат­ная пружина; 21 — пневмогидроусилитель











  1. Частично разобрать КП автомобиля ГАЗ-53А:

  • снять верхнюю крышку с механизмом переключения, стара­ясь не повредить прокладку;

  • снять фланцевую крышку первичного вала, отсоединить про­кладку;

извлечь первичный вал КП, повернув его срезом на конус­ной поверхности шестерни постоянного зацепления вниз. При затрудненном выходе вала с подшипником из гнезда использо­вать выколотку из мягкого материала;

  • отвернуть гайку крепления фланца кардана, снять шайбу и фланец;

  • вывернуть штуцер из крышки заднего подшипника вторично­го вала и вынуть через отверстие в крышке ведомую шестерню привода спидометра;

  • отсоединить крышку от картера КП вместе с сальником веду­щей шестерни привода спидометра;

  • легким ударом молотка по выколотке сместить вторичный вал назад и извлечь вал из картера, снимая с него последователь­но синхронизатор III —IV передач, шестерню III передачи с рас­порной втулкой, упорную шайбу, шестерню II и I передач.


Рис. 2.5. Пневмогидравлический усилитель привода сцепления
в автомобилях семейства КамАЗ:

/ — сферическая гайка; 2 — толкатель поршня выключения сцепления; 3 — защитный чехол; 4 — корпус комбинированного уплотнения; 5 — манжета следя­щего поршня; 6 — следящий поршень; 7 — корпус следящего поршня; 8 — пере­пускной клапан; 9 — уплотнитель выпускного отверстия; 10, 18 — крышки; 11 — мембрана следящего устройства; 12 — седло выпускного клапана; 13 — уплотни­тельное кольцо; 14 — пружина мембраны; 15 — пружина впускного и выпускного клапанов; 16— седло впускного клапана; 17 — впускной клапан; 19— выпускной клапан; 20 — тарелка пружины; 21 — пневматический поршень; 22 — пробка; 23 — манжета поршня; 24— передний корпус; 25 — возвратная пружина пневма­тического поршня; 26 — толкатель поршня выключения сцепления; 27 — ман­жета уплотнителя; 28, 30 — втулки; 29 — пружина поршня выключения сцепле­ния; 31 — манжета поршня; 32 — гидравлический поршень выключения сцепле­ния; 33 — задний корпус; I — подвод масла; II — подвод воздуха





Рис. 2.6. Четырехступенчатая коробка передач автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12:

а — конструкция; б — муфта включения коробки передач автомобиля ГАЗ-53-12; 1 — первичный вал; 2, 8 — подшипники; 3, 17 — зубчатая шестерня постоянно­го зацепления первичного и промежуточного валов; 4 — синхронизатор III и IV передач; 5, 15 —- шестерни III передачи; 6, 14 — шестерни II передачи; 7, 12 — шестерни I передачи; 9, 11 — червячная пара привода спидометра; 10 — вторич­ный вал; 13 — блок шестерен передачи заднего хода; 16 — картер коробки пере­дач; 18 — блок шестерен промежуточного вала; 19 — крышка подшипника пер­вичного вала






  1. Рассмотреть устройство снятых деталей, их взаимное распо­ложение и продефектировать все детали, как снятые, так и остав­шиеся в КП шестерни, изготовленные как одно целое с проме­жуточным валом и блоком шестерен заднего хода (ЗХ). Обратить особое внимание на блокирующие кольца, сухари и пружинное кольцо синхронизатора.

  2. Собрать КП автомобиля ГАЗ-53А. Выполняя операции в по­следовательности, обратной разборке, установить на место все детали, кроме верхней крышки.

  3. Вращая рукой первичный вал, вручную передвигать шес­терню I передачи, синхронизатор III и IV передач, блок шесте­рен ЗХ и следить за изменением скорости и направлением враще­ния вторичного вала.

  4. Частично разобрать механизм переключения передач следу­ющим образом:

  • приподнять защитный резиновый колпак рычага переключе­ния передач;

  • повернуть колпак до отказа против часовой стрелки;

  • извлечь через горловину верхней крышки два штифта, а за­тем и рычаг переключения передач с находящимися на нем дета­лями и пружиной;

  • расшплинтовать болт крепления и вывернуть его из вилки I и II или III и IV передач. Вынуть освобожденные шток, шарик, пру­жину фиксатора, а также стопорный палец и плунжер замка.

  1. Рассмотреть детали вспомогательных механизмов и меха­низма переключения передач. Изучить их устройство и работу.

  2. Собрать механизм переключения передач, выполняя опера­ции в последовательности, обратной разборке, установить верх­нюю крышку на место, подложив под нее прокладку.

  3. Изучить КП автомобиля ЗПЛ-130, для этой цели использо­вать учебный плакат и рис. 2.7.

  4. Частично разобрать КП автомобиля ЗИЛ-130, выполняя следующее:

  • снять верхнюю крышку в сборе вместе с рычагом переключе­ния передач, механизмом переключения передач и прокладкой;

  • снять фланцевую крышку подшипника первичного (ведуще­го) вала, извлечь его (при затрудненном извлечении вала исполь­зовать молоток и выколотку);

  • снять ведомую шестерню привода спидометра с крышки зад­него подшипника вторичного (ведомого) вала, крышку заднего подшипника с ведущей шестерней привода спидометра;

  • при помощи молотка и выколотки через отверстие под­шипника первичного вала выпрессовать вторичный вал настоль­ко, чтобы можно было захватить подшипник съемником и снять его. Извлечь вал из картера вместе с шестернями и синхрониза­торами;



Рис. 2.7. Пятиступенчатая коробка передач автомобиля ЗИЛ-130:

/ — первичный (ведущий) вал; 2, 17, 22, 35, 37, 39 подшипники; 3, 21, 23, 36 стопорные кольца; 4, 34 — шестерни постоянного зацепления ведущего и промежуточного валов; 5 — синхронизатор IV и V передач; 6 — втулка шестерни IV передачи; 7, 31 шестерни IV передачи; 8, 29 шестерни 111 передачи; 9 — шарик фиксатора; 10 пружина фиксатора; 11 — штифт замка стержней пере­ключения передач; 12— шарик замка; 13— синхронизатор II и III передач; 14, 26 — шестерни II передачи; 15 — вилка переключения I передачи и передачи заднего хода; 16, 25 шестерни I передачи; 18 — кронштейн стояночного тор­мозного механизма; 19 фланец карданного шарнира; 20, 38 — сальники; 24 вторичный (ведомый) вал; 27, 30, 32 — опорные шайбы; 28 — шестерня переда­чи заднего хода промежуточного вала; 33 — промежуточный вал; 40— распорная втулка; 41 — блок шестерен передачи заднего хода; 42 — установочная втулка; 43 пробка контрольно-наливного отверстия; 44 — крышка люка отбора мощности; 45 — шестерня привода спидометра; 46 — сливная пробка с магнитом; 47 клапан-сапун; 48 предохранитель включения I передачи и передачи заднего хода; 49 — ось промежуточного рычага; 50 — фиксатор; 51 — рычаг переключе­ния передач; 52 — промежуточный рычаг; 53 — ползун переключения I передачи и передачи заднего хода; 54 — ползун переключения IV и V передач; 55— ползун переключения II и III передач * •


  • рассмотреть устройство снятых деталей, их взаимное распо­ложение, соединение.

  1. Продефектировать снятые детали, а также те, что остались на промежуточном валу в картере.

  2. Частично разобрать механизм переключения передач, для чего выполнить следующее:

  • рас шплинтовать стопорные болты крепления вилки на пол­зуне и предохранительной головке одного из ползунов, отвер­нуть болты;

  • передвинуть ползун и выпрессовать им заглушку из гнезда;

  • снять вилку, придерживая шарик фиксатора, и вынуть пол­зун. Остальные ползуны оставить на месте;

• изучить устройство механизма переключения передач, фик­сатора, замкового устройства и предохранителя ЗХ.

  1. Собрать КП автомобиля ЗИЛ-130, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.

  2. Используя учебный плакат и рис. 2.8, изучить общее устрой­ство КП автомобилей семейства КамАЗ. Обратить внимание на маслонагнетательное устройство, а также на то, что все шестерни вторичного вала установлены на двухрядных игольчатых подшип­никах.

  3. Частично разобрать КП автомобиля КамАЗ-5320, для чего выполнить следующее:

  • снять верхнюю крышку с механизма переключения передач и снять прокладку;



Рис. 2.8. Коробка передач автомобилей семейства КамАЗ:

1 — ведущий вал делителя; 2 — шестерня ведущего вала делителя; 3 — ведущий вал коробки передач; 4 — синхронизатор делителя; 5 — синхронизатор IV и V пе­редач; 6 — шестерня IV передачи ведомого вала; 7 — шестерня III передачи ведомого вала; 8 — синхронизатор II и III передач; 9 — шестерня II передачи ведомого вала; 10 — шестерня передачи заднего хода ведомого вала; 11 — блок шестерен передачи заднего хода; 12 — муфта включения передачи заднего хода и I передачи; 13 — шестерня I передачи ведомого вала; 14 — ведомый вал; 15 — зубчатый венец I передачи промежуточного вала; 16, 20— картер коробки; 17 — зубчатый венец промежуточного вала для включения передачи заднего хода; 18 — зубчатый венец II передачи; 19— шестерня III передачи промежуточного вала; 21 — промежуточный вал коробки передач; 22 — шестерня привода промежуточ­ного вала коробки передач; 23 — шестерня привода промежуточного вала делите­ля; 24 — картер делителя; 25 — промежуточный вал делителя * •


  • снять фланцевую крышку подшипника ведущего вала дели­теля;

  • извлечь ведущий вал делителя;

  • снять шайбу маслонагнетательного устройства, проверить ка­налы подвода масла к подшипникам шестерен.

  1. Продефектировать снятые и оставшиеся в корпусе КП де­тали. Вращая первичный вал КП вручную, перемешать муфту для включения I передачи и передачи ЗХ, синхронизаторы для вклю­чения II и III, IV и V передач и при этом следить за изменением скорости и направлением вращения вторичного вала.

  2. Изучить устройство и работу привода управления механиз­мом переключения передач (см. рис. 2.9). Выполнить рассоедине­ние дистанционного привода переключения передач, для чего:

  • зафиксировать стопорными болтами рычаг переключения передач в опоре рычага и поворотный фланец штока переключе­ния передач, установленный на верхней крышке КП;

  • ослабить стяжные болты регулировочного фланца;

  • вывернуть четыре болта крепления регулировочного фланца и навернуть фланец на тягу, рассоединить привод;

• осмотреть опоры тяг и при необходимости поменять уплотне­ния.

  1. Собрать дистанционный привод, выполняя операции в по­следовательности, обратной разборке. Вывернуть стопорные бол­ты на опоре рычага на 21 мм, а на поворотном фланце на 31 мм.

  2. Собрать КП автомобиля КамАЗ-5320, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.

  3. Изучить устройство карданных передач автомобилей ГАЗ- 53А, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, обращая внимание на различие их конструкции (см. рис. 2.10).



  1. Разобрать карданы, применяемые на автомобилях ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, выполняя при этом следующее:

  • разобрать кардан для смазки шлицевых соединений, удалить старую смазку и заложить новую. Запрещается добавлять новую смазку без удаления старой. Помнить, что для автомобилей ЗИЛ- 130 и ГАЗ-53А применяется смазка УСс, а для автомобиля Кам­АЗ-5320 — Литол-24;

  • при помощи съемника выдавить на 15...20 мм противополож­ный стакан, затем при помощи кусочка наждачной бумаги выта­щить игольчатый подшипник; остальные подшипники выпрессо- вать таким же способом;

  • снять с крестовин торцовые уплотнения.

  1. Собрать кардан, выполняя операции в последовательно­сти, обратной разборке. Торцовые уплотнения напрессовывать при помощи оправки. Стрелки или метки на валу и вилке должны на­ходиться на одной линии. Сборка шарнира с применением молот­ка недопустима. При сборке:

  • проверить момент силы затягивания болтов крепления кры­шек подшипников кардана: должен быть в пределах 9,8... 14,7 Н ■ м для ГАЗ-53А и ЗИЛ-130; 79...88 Н м для заднего моста и

  1. . 137 Н м для среднего моста автомобиля КамАЗ-5320.

  1. Изучить общее устройство заднего (ведущего) моста ав­томобиля ГАЗ-53А (ГАЗ-53-12) (см. рис. 2.11), для чего частично разобрать его следующим образом:

  • отвернуть гайки крепления фланца полуоси и с помощью монтажных болтов сдвинуть полуось с места крепления, извлечь ее из ступицы заднего моста;

  • аналогично демонтировать вторую полуось;

  • вывернуть из картера редуктора болты крепления стакана подшипников вала ведущей шестерни главной передачи, извлечь стакан вместе с подшипниками и валом, снять стальные регули­ровочные прокладки;

  • вывернуть болты крепления картера редуктора главной пере­дачи и при помощи двух монтажных болтов сдвинуть с места кар­тер редуктора, извлечь его из картера заднего моста вместе с диф­ференциалом, вывернуть винт упора и снять маслосъемную труб­ку, снять прокладки;

  • вывернуть болты крепления крышек подшипников диффе­ренциала, пометить крышки и снять их;

  • вынуть дифференциал в сборе с ведомой шестерней;

  • расконтрить и отвернуть болты, соединяющие обе короб­ки дифференциала, рассоединить коробки. Ведомую шестер­ню не снимать, чтобы не повредить полупрезонные болты креп­ления.

  1. Продефектировать детали заднего моста автомобиля ГАЗ- 53А (ГАЗ-53-12), уяснить при этом, как смазываются узлы диф

ференциала, переднего подшипника вала ведущей шестерни, как правильно должна быть установлена маслосъемная трубка;

  • определить места регулировки моста.

  1. Собрать задний ведущий мост автомобиля ГАЗ-53А (ГАЗ-
    53-12), выполняя операции в последовательности, обратной раз-
    борке.

  2. Изучить устройство заднего (ведущего) моста автомобиля ЗИЛ-130, для изучения использовать рис. 2.12.Частично разобрать задний (ведущий) мост автомобиля ЗИЛ-
    130, выполняя при этом следующее:

  • отвернуть гайки крепления фланца полуоси к ступице колеса, снять пружинные шайбы, извлечь из гнезд конусные разжим


Рис. 2.11. Задний мост автомобиля ГАЗ-53А (ГАЗ-53-12):

/ — картер заднего моста; 2 — полуось; 3 — маслоуловитель; 4 винт упора; 5, II — регулировочные прокладки; 6— стакан; 7— крышка; 8— ведущая шестер­ня; 9 — фланец; 10, 12, 26 конические роликоподшипники; 13 — пробка наливного отверстия; 14 — цилиндрический роликоподшипник; 15 стопорное кольцо; 16, 24 опорные шайбы; 17 — сателлит; 18 картер главной передачи; 19, 27 — регулировочные гайки; 20 — правая коробка сателлитов; 21 — крес­товина; 22— ведомая шестерня; 23 левая коробка сателлитов; 25 полуосевая шестерня; 28 маслосъемная трубка; 29 канал















Рис. 2.12. Задний мост автомобиля ЗИЛ-130:

1 — фланец; 2 — сальник; 3, 15, 18, 32 — крышки; 4 — шайба; 5— уплотнитель­ная прокладка; 6, 9, 14, 24, 31 — роликоподшипники; 7 — стакан; 8 — регули­ровочная шайба; 10, 13 — регулировочные прокладки; 11 — ведущая коническая шестерня; 12 — ведомое коническое колесо; 16 — ведущая цилиндрическая ше­стерня (промежуточный вал); 17 — картер главной передачи; 19, 29— опорные шайбы; 20 — правая чашка дифференциала; 21 — ведомая цилиндрическая ше­стерня; 22 — полуосевая зубчатая шестерня; 23 — левая чашка дифференциала; 25— регулировочная гайка; 26— полуось; 27— картер моста; 28— сателлит; 30 — крестовина; 33 — распорная втулка








ные втулки, монтажными болтами сдвинуть полуось, вынуть ее, снять прокладку из-под фланца;

  • аналогично снять вторую полуось;

повернуть задний мост фланцем кардана вверх, вывернуть болты крепления картера главной передачи и через скобу, за крепленную на фланце кардана, вытащить подъемником двухсту­пенчатую передачу с дифференциалом;

• расстопорить регулировочные гайки подшипников дифферен­циала, расшплинтовать и отвернуть гайки болтов крепления кры­шек подшипников дифференциала, снять крышки;




Внимание! Запомнить места установки крышек, так как менять их местами нельзя.

  • дифференциал можно не разбирать, так как по устройству он аналогичен дифференциалу автомобиля ГАЗ-53А.

  1. Продефектировать детали заднего ведущего моста автомо­биля ЗИЛ-130. Обратить внимание на смазку переднего подшип­ника вала ведущей шестерни. Определить места регулировки зад­него моста, расположение маслоналивного и контрольного от­верстий, клапана-сапуна.

  2. Собрать задний мост автомобиля ЗИЛ-130, соблюдая после­довательность операций, обратную разборке.

  3. Изучить устройство ведущих мостов автомобиля КамАЗ- 5320. Конструкции ведущих мостов аналогичны. Различаются они лишь тем, что промежуточный (средний) мост имеет блокируе­мый межосевой дифференциал (см. рис. 2.13), устройство которо­го необходимо изучить.

  4. Частично разобрать промежуточный мост автомобиля Кам­АЗ-5320 следующим образом:

  • снять полуоси, выполнив те же операции, что и для автомо­билей ГАЗ-53 и ЗИЛ-130;

  • отвернуть гайки крепления главной передачи, снять пружин­ные шайбы, вывернуть пробку КГ '/4" наливного отверстия, а вместо нее ввернуть рым-болт;

  • используя подъемный механизм, вытащить главную переда­чу, установить ее на подставку и закрепить;

  • разобрать главную передачу в следующем порядке:

а) вывернуть самоконтрящиеся болты крепления стопоров

гаек подшипников дифференциала и снять стопоры;

Рис. 2.13. Промежуточный мост с межосевым дифференциалом
автомобиля КамАЗ-5320:

а — конструкция; б — механизм включения блокировки; 1 — ведомая кониче­ская шестерня (промежуточный вал); 2— картер главной передачи; 3— ведущая цилиндрическая шестерня; 4 — опорная шайба сателлита; 5 — сателлит; 6 — бронзовая втулка сателлита; 7— полуосевая шестерня; 8 — опорная шайба полу- осевой шестерни; 9 — крестовина; 10 — ведомое цилиндрическое колесо; 11 — фланец; 12 — картер межосевого дифференциала; 13 — передняя чашка диффе­ренциала; 14 — микровыключатель; 15 — вилка муфты блокировки; 16 — меха­низм включения блокировки дифференциала; 17 — ведущая коническая шестер­ня; 18 — вал привода заднего моста; 19 — стопор гайки; 20 — распорная втулка; 21 — муфта блокировки; 22 — внутренняя зубчатая муфта; 23 — коническая шестерня привода промежуточного моста; 24 — коническая шестерня привода заднего моста; 25 — шток; 26 — корпус; 27 — нажимная пружина; 28 — возврат­ная пружина; 29 — стакан штока; 30 — мембрана

б) вывернуть болты крепления крышек подшипников диф­ференциала. Перед снятием крышек отметить их положение относительно картера, так как крышки не взаимозаменяемы, а обработаны вместе с картером и резьба на них нарезана в один прием;

в) снять крышки и круглые регулировочные гайки, вынуть

дифференциал;

г) рас шплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца кар­дана, снять шайбу и фланец;

д) отвернуть болты крепления передней крышки и снять ее, а также маслоотражатель и опорную шайбу;

е) вывернуть болты крепления задней крышки и снять ее;

ж) выпрессовать ведущий вал в сборе с ведущей шестер­ней;

з) вывернуть болты крепления и снять крышку стакана под­шипников промежуточного вала;

и) расстопорить и отвернуть гайку крепления наружного под­шипника на промежуточном валу, снять опорную шайбу;

к) вворачивая монтажные болты, выпрессовать стакан в сбо­ре с наружным подшипником и наружной обоймой внутрен­него подшипника, снять дистанционные шайбы, установлен­ные между подшипниками;

л) вынуть промежуточный вал с ведомой шестерней первой ступени главной передачи;

Внимание! Узлы дифференциала ведущей и ведомой ше­стерен не рассоединять, но обратить внимание на то, что при изменении передаточного числа ведущих мостов про­межуточный вал и ведомая шестерня второй ступени заме­няются другими из запасного комплекта.

  • продефектировать разобранные детали;

  • определить места регулировки ведущих мостов, запомнить,как и с помощью каких приспособлений эта работа выполняется.



Примечание. Согласно инструкции по эксплуатации ав­томобиля КамАЗ-5320 регулировка ведущих мостов осуще­ствляется опытным специалистом в условиях ремонтной мастерской с использованием измерительных приборов и инструментов.

  1. Выполнить регулировки ведущих мостов автомобиля КамАЗ- 5320, соблюдая определенные условия:

  • предварительный натяг в конических подшипниках ведущей конической шестерни в сборе при наличии осевого перемещения проводят путем уменьшения толщины пакета регулировочных шайб (заменой одной или обеих регулировочных шайб другими из за­пасного комплекта) на величину осевого перемещения плюс 0,04...0,06 мм (толщина запасных регулировочных шайб составля­ет 3,10...3,12; 3,15...3,17; 3,25...3,27; 3,35...3,37; 3,45...3,47;

  1. .3.57; 3,65...3,67; 3,70...3,72 мм);

  • момент силы затягивания гайки крепления фланца кониче­ской шестерни главной передачи должен быть 235...353 Н м;

  • сила для проворачивания стакана подшипников, которые должны быть смазаны, должна находиться в пределах II...23 Н (при снятой крышке сальника);

  • предварительный натяг подшипников ведомой конической шестерни в сборе при наличии осевого перемещения прово­дят заменой одной или обеих шайб из комплекта запасных частей на величину осевого перемещения плюс 0,03...0,05 мм (толщина запасных шайб составляет 6,20...6,22; 6,22...6,27;

  1. .6.37; 6,45...6,47; 6,55...6,57; 6,65...6,67; 6,75...6,77;

  1. .6.82 мм);

• момент силы затягивания гайки подшипников должен быть

  1. .392,4 Н м;

• сила для проворачивания стакана подшипников должна на­ходиться в пределах 14...50 Н. Если после регулировки она мень­ше, регулировку необходимо повторить.

  1. Собрать промежуточный мост автомобиля КамАЗ-5320, вы­полняя операции в последовательности, обратной разборке. При установке прокладки под крышку цилиндрического роликового подшипника задней опоры ведущего вала главной передачи про­следить, чтобы отверстие в прокладке совпало с отверстием кар­тера.



Контрольные вопросы к заданию

  1. Для чего служит сцепление?

  2. С какой целью под нажимные пружины сцепления устанав­ливают шайбы и из какого материала они изготовлены?

  3. Почему для разборки сцепления его устанавливают на спе­циальное приспособление?

  4. Почему при износе фрикционных накладок сцепление «бук­сует»?

  5. Укажите назначение коробки передач.

  6. Каким образом исключается попадание масла в сцепление из КП автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130?

  7. Каким образом удается исключить возможность продольного перемещения оси блока шестерен ЗХ в КП автомобиля ЗИЛ-130?

  8. Где установлено маслонагнетательное устройство КП в авто­мобиле КамАЗ-5320?

  9. Какие детали удерживают штоки (ползуны) переключения передач от самопроизвольного перемещения? Укажите назначе­ние замкового устройства.

  10. Какой смазкой смазываются игольчатые подшипники крес­товины карданных передач?

  11. Укажите максимальный угол передачи вращающего момен­та в карданной передаче автомобиля ЗИЛ-130.

  12. Для чего служит ведущий мост в автомобиле?

  13. Почему передний подшипник вала ведущей шестерни глав­ной передачи автомобиля ГАЗ-53А устанавливается на вал без предварительного натяга?

  14. Как смазываются детали дифференциала автомобиля ГАЗ- 53А? Какое количество масла должно быть залито в задний мост?



Инструкционно-технологическая карта № 6

Разборка-сборка и регулировка сцеплений автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130















Инструкционно-технологическая карта № 6.1

Частичная разборка-сборка коробки передач автомобиля ГАЗ-53А























Инструкционно-технологическая карта № 6.2

Разборка-сборка коробки передач автомобиля ЗИЛ-130











































Инструкционно-технологическая карта № 6.3

Разборка-сборка главной передачи и дифференциала заднего моста автомобиля ЗИЛ-130*












































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!