Тема урока №6 ЛПЗ: «Выполнение работ по сборке и разборке устройства сцеплений и их приводов, ступенчатых коробок передач, карданных передач, мостов автомобиля» 180мин.
План Урока:
Цель задания: — изучить на практике устройство сцепления, коробки передач, карданной передачи, задних мостов, получить начальные навыки в операциях разборки-сборки агрегатов трансмиссии.
Учебно-материальное оснащение: Иллюстративный материал — учебные плакаты, рис. 2.1—2.13.
Монтажное оборудование, приспособления, инструменты — коробки передач автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320, задний мост в сборе (главная передача, дифференциал, задняя балка, полуоси) ГАЗ-53А, главные передачи, дифференциалы автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320 в сборе, карданные передачи автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130, разрез коробки передач (КП) автомобиля ЗИЛ-130 (для изучения взаимного расположения шестерен и синхронизаторов). Приспособление для разборки-сборки сцепления, для выпрессовки крышки подшипника, съемник трех- лапный, комплект инструментов, выколотка из мягкого металла (например, медная, бронзовая), коловорот, пассатижи, ключи специальные торцовые 36 мм (для КП), 41 мм (для карданного вала), ключ торцовый шарнирный 14 мм, ключ гаечный накидной 41 мм, ключ шестигранный, ключи гаечные 11 и 55 мм, ключ специальный для регулировки роликовых подшипников, шплин- тодер, шплинт, проволока 01,8 мм, дополнительный комплект шайб.
Учебно-лабораторные работы — приводится описание в общем виде основных этапов выполнения задания, в том числе операций разборки-сборки сцеплений, коробок передач, карданных передач автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320. Варианты выполнения части задания, связанной с операциями разборки-сборки указанных узлов, приведены в НТК № — № 6, 6.1, 6.2, 6.3
Ход урока: .
Организационная часть -5мин.
Вводный инструктаж -30мин.
Текущий инструктаж и -135мин.
самостоятельная работа
Заключительный -10мин
инструктаж
Изучить сцепление автомобиля ГАЗ-53А (для изучения использовать рис. 2.1 и учебный плакат).
Разобрать сцепление автомобиля ГАЗ-53А, для чего выполнить следующее:
• нанести метки на кожухе и нажимном диске для того, чтобы не разбалансировать сцепление при последующей сборке;
Рис. 2.1. Сцепление автомобиля ГАЗ-53А:
а — вид сверху в разрезе; 6 — привод; в — детали; 1 — маховик; 2 — корпус; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — масленка; 6 — регулировочная гайка; 7 — опорная вилка; 8 — кожух; 9 — поддерживающий диск; 10 — отжимной рычаг; 11 — отводка; 12 — выжимной подшипник; 13, 15, 19, 23, 25 — пружины; 14 — шаровой палец; 16— вилка; 17— тяга; 18 — регулировочная гайка; 20— палец- заклепка; 21 — ступица; 22 — вал; 24 — педаль; 26 — пластина; Б — бобышка нажимного диска; В — литой выступ
установить сцепление на приспособление и, вращая гайку винта, сжать нажимные пружины до ослабленного состояния отжимных рычагов;
отвернуть регулировочные гайки с опорных вилок отжимных (оттяжных) рычагов;
отпустить гайку винта приспособления и снять кожух, двенадцать нажимных пружин и теплоизолирующие шайбы.
Выполнить дефектацию деталей (теплоизолирующих шайб, отжимных рычагов и пружин).
Собрать сцепление автомобиля ГАЗ-53А, выполняя операции в порядке, обратном разборке, и совместив метки на кожухе и нажимном диске. При сборке выполнять следующее:
при помощи регулировочных гаек установить отжимные рычаги в одной плоскости на расстоянии (53 ± 0,25) мм от поверхности маховика, предварительно подложив в трех местах под нажимной диск шайбы толщиной 10,5 мм;
раскернить (условно) регулировочные гайки.
Изучить сцепление автомобиля ЗИЛ-130 (см. рис. 2.2 и учебный плакат).
Разобрать сцепление автомобиля ЗИЛ-130:
первые три операции те же, что при разборке сцепления ГАЗ-53А;
вывернуть болты крепления пружинных пластин, вынуть из них направляющие втулки;
ослабить гайку винта приспособления, снять кожух, нажимные пружины, опорные теплоизолирующие шайбы пружин;
снять нажимной диск.
Выполнить дефектацию разобранных деталей.
Собрать сцепление автомобиля ЗИЛ-130, выполняя операции в последовательности, обратной разборке и обращая внимание на отличия данной конструкции от конструкции сцепления автомобиля ГАЗ-53А. При помощи регулировочных гаек установить концы рычажков от плоскости нажимного диска на расстоянии (40,2 ± 0,15) мм.
Изучить сцепление автомобиля КамАЗ-5320 (для изучения использовать рис. 2.3, 2.4)
Разобрать и собрать сцепление автомобиля КамАЗ-5320, выполняя операции в той же последовательности, что и для автомобиля ЗИЛ-130. Обратить внимание на различия в устройстве, а также на наличие пружинных эксцентриковых механизмов автоматической установки среднего ведущего диска и упорного кольца оттяжных рычагов.
Разобрать частично пневмогидравлический усилитель {IIГУ )
привода сцепления КамАЗ-5320 (для предварительного ознакомления с устройством использовать рис. 2.5):
Рис. 2.2. Сцепление автомобиля ЗИЛ-130:
а — конструкция; б — втулка с пружинной пластиной; 1 — нажимной диск; 2 — пружинная пластина; 3 — картер сцепления; 4 — нажимная пружина; 5 — кожух сцепления; 6 — упорный подшипник; 7 — вилка выключения однодискового сцепления; 8 — оттяжной рычаг; 9 — гайка; 10— вилка оттяжного рычага; 11, 12 — оси; 13 — игольчатый подшипник; 14 — ведомый диск; 15 — ступица; 16 — ) пружина гасителя крутильных колебаний; 17 — соединительный болт; 18— втулка, соединяющая пружинную пластину с нажимным диском
• вывернуть сливную пробку с медной прокладкой из переднего корпуса усилителя;
вывернуть болты крепления штуцера подвода воздуха от редукционного клапана, снять штуцер;
вынуть сдвоенные впускной-выпускной клапаны в сборе;
вывернуть болты крепления переднего корпуса и снять корпус вместе с пневмопоршнем;
снять возвратную пружину пневмопоршня и пружину мембраны;
• снять мембрану следящего устройства в сборе с седлом выпускного клапана.
Продефектировать разобранные детали.
Собрать ЛГУ, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.
Изучить коробку передач автомобиля ГАЗ-53А (использовать для работы учебный плакат и рис. 2.6).
Рис. 2.3. Сцепление в автомобилях семейства КамАЗ:
/ — ведущий вал; 2 — маховик; 3, 5 — ведомые диски; 4 — механизм автоматической установки среднего ведущего диска; 6 — средний ведущий диск; 7 — нажимной диск; 8 — вилка оттяжного рычага; 9 — оттяжной рычаг; 10 — пружина упорного кольца; 11 — упорный подшипник; 12 — муфта выключения сцепления; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо; 15 — валик вилки; 16 — нажимная пружина; 17 — кожух; 18 — теплоизоляционная шайба; 19 — болт крепления кожуха; 20 — картер
Рис. 2.4. Гидравлический привод сцепления в автомобилях семейства
КамАЗ:
1 — кронштейн педали; 2 — рычаг толкателя поршня; 3 — оттяжная пружина; 4 — педаль сцепления; 5 — главный цилиндр; 6 — ограничитель хода педали; 7 — защитный чехол; 8 — толкатель поршня; 9— поршень; 10 — манжета поршня; 11 — корпус; 12 — пружина; 13 — уплотнительное кольцо; 14 — пробка; 15 — трубка подвода воздуха; 16 — рычаг выключения сцепления; 17 — сферическая гайка; 18 — контргайка; 19 — толкатель поршня пневмогидроусилителя; 20 — возвратная пружина; 21 — пневмогидроусилитель
Частично разобрать КП автомобиля ГАЗ-53А:
снять верхнюю крышку с механизмом переключения, стараясь не повредить прокладку;
снять фланцевую крышку первичного вала, отсоединить прокладку;
извлечь первичный вал КП, повернув его срезом на конусной поверхности шестерни постоянного зацепления вниз. При затрудненном выходе вала с подшипником из гнезда использовать выколотку из мягкого материала;
отвернуть гайку крепления фланца кардана, снять шайбу и фланец;
вывернуть штуцер из крышки заднего подшипника вторичного вала и вынуть через отверстие в крышке ведомую шестерню привода спидометра;
отсоединить крышку от картера КП вместе с сальником ведущей шестерни привода спидометра;
легким ударом молотка по выколотке сместить вторичный вал назад и извлечь вал из картера, снимая с него последовательно синхронизатор III —IV передач, шестерню III передачи с распорной втулкой, упорную шайбу, шестерню II и I передач.
Рис. 2.5. Пневмогидравлический усилитель привода сцепления
в автомобилях семейства КамАЗ:
/ — сферическая гайка; 2 — толкатель поршня выключения сцепления; 3 — защитный чехол; 4 — корпус комбинированного уплотнения; 5 — манжета следящего поршня; 6 — следящий поршень; 7 — корпус следящего поршня; 8 — перепускной клапан; 9 — уплотнитель выпускного отверстия; 10, 18 — крышки; 11 — мембрана следящего устройства; 12 — седло выпускного клапана; 13 — уплотнительное кольцо; 14 — пружина мембраны; 15 — пружина впускного и выпускного клапанов; 16— седло впускного клапана; 17 — впускной клапан; 19— выпускной клапан; 20 — тарелка пружины; 21 — пневматический поршень; 22 — пробка; 23 — манжета поршня; 24— передний корпус; 25 — возвратная пружина пневматического поршня; 26 — толкатель поршня выключения сцепления; 27 — манжета уплотнителя; 28, 30 — втулки; 29 — пружина поршня выключения сцепления; 31 — манжета поршня; 32 — гидравлический поршень выключения сцепления; 33 — задний корпус; I — подвод масла; II — подвод воздуха
Рис. 2.6. Четырехступенчатая коробка передач автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12:
а — конструкция; б — муфта включения коробки передач автомобиля ГАЗ-53-12; 1 — первичный вал; 2, 8 — подшипники; 3, 17 — зубчатая шестерня постоянного зацепления первичного и промежуточного валов; 4 — синхронизатор III и IV передач; 5, 15 —- шестерни III передачи; 6, 14 — шестерни II передачи; 7, 12 — шестерни I передачи; 9, 11 — червячная пара привода спидометра; 10 — вторичный вал; 13 — блок шестерен передачи заднего хода; 16 — картер коробки передач; 18 — блок шестерен промежуточного вала; 19 — крышка подшипника первичного вала
Рассмотреть устройство снятых деталей, их взаимное расположение и продефектировать все детали, как снятые, так и оставшиеся в КП шестерни, изготовленные как одно целое с промежуточным валом и блоком шестерен заднего хода (ЗХ). Обратить особое внимание на блокирующие кольца, сухари и пружинное кольцо синхронизатора.
Собрать КП автомобиля ГАЗ-53А. Выполняя операции в последовательности, обратной разборке, установить на место все детали, кроме верхней крышки.
Вращая рукой первичный вал, вручную передвигать шестерню I передачи, синхронизатор III и IV передач, блок шестерен ЗХ и следить за изменением скорости и направлением вращения вторичного вала.
Частично разобрать механизм переключения передач следующим образом:
приподнять защитный резиновый колпак рычага переключения передач;
повернуть колпак до отказа против часовой стрелки;
извлечь через горловину верхней крышки два штифта, а затем и рычаг переключения передач с находящимися на нем деталями и пружиной;
расшплинтовать болт крепления и вывернуть его из вилки I и II или III и IV передач. Вынуть освобожденные шток, шарик, пружину фиксатора, а также стопорный палец и плунжер замка.
Рассмотреть детали вспомогательных механизмов и механизма переключения передач. Изучить их устройство и работу.
Собрать механизм переключения передач, выполняя операции в последовательности, обратной разборке, установить верхнюю крышку на место, подложив под нее прокладку.
Изучить КП автомобиля ЗПЛ-130, для этой цели использовать учебный плакат и рис. 2.7.
Частично разобрать КП автомобиля ЗИЛ-130, выполняя следующее:
снять верхнюю крышку в сборе вместе с рычагом переключения передач, механизмом переключения передач и прокладкой;
снять фланцевую крышку подшипника первичного (ведущего) вала, извлечь его (при затрудненном извлечении вала использовать молоток и выколотку);
снять ведомую шестерню привода спидометра с крышки заднего подшипника вторичного (ведомого) вала, крышку заднего подшипника с ведущей шестерней привода спидометра;
при помощи молотка и выколотки через отверстие подшипника первичного вала выпрессовать вторичный вал настолько, чтобы можно было захватить подшипник съемником и снять его. Извлечь вал из картера вместе с шестернями и синхронизаторами;
Рис. 2.7. Пятиступенчатая коробка передач автомобиля ЗИЛ-130:
/ — первичный (ведущий) вал; 2, 17, 22, 35, 37, 39 — подшипники; 3, 21, 23, 36 — стопорные кольца; 4, 34 — шестерни постоянного зацепления ведущего и промежуточного валов; 5 — синхронизатор IV и V передач; 6 — втулка шестерни IV передачи; 7, 31 — шестерни IV передачи; 8, 29 — шестерни 111 передачи; 9 — шарик фиксатора; 10 — пружина фиксатора; 11 — штифт замка стержней переключения передач; 12— шарик замка; 13— синхронизатор II и III передач; 14, 26 — шестерни II передачи; 15 — вилка переключения I передачи и передачи заднего хода; 16, 25 — шестерни I передачи; 18 — кронштейн стояночного тормозного механизма; 19 — фланец карданного шарнира; 20, 38 — сальники; 24 — вторичный (ведомый) вал; 27, 30, 32 — опорные шайбы; 28 — шестерня передачи заднего хода промежуточного вала; 33 — промежуточный вал; 40— распорная втулка; 41 — блок шестерен передачи заднего хода; 42 — установочная втулка; 43 — пробка контрольно-наливного отверстия; 44 — крышка люка отбора мощности; 45 — шестерня привода спидометра; 46 — сливная пробка с магнитом; 47 — клапан-сапун; 48 — предохранитель включения I передачи и передачи заднего хода; 49 — ось промежуточного рычага; 50 — фиксатор; 51 — рычаг переключения передач; 52 — промежуточный рычаг; 53 — ползун переключения I передачи и передачи заднего хода; 54 — ползун переключения IV и V передач; 55— ползун переключения II и III передач * •
рассмотреть устройство снятых деталей, их взаимное расположение, соединение.
Продефектировать снятые детали, а также те, что остались на промежуточном валу в картере.
Частично разобрать механизм переключения передач, для чего выполнить следующее:
рас шплинтовать стопорные болты крепления вилки на ползуне и предохранительной головке одного из ползунов, отвернуть болты;
передвинуть ползун и выпрессовать им заглушку из гнезда;
снять вилку, придерживая шарик фиксатора, и вынуть ползун. Остальные ползуны оставить на месте;
• изучить устройство механизма переключения передач, фиксатора, замкового устройства и предохранителя ЗХ.
Собрать КП автомобиля ЗИЛ-130, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.
Используя учебный плакат и рис. 2.8, изучить общее устройство КП автомобилей семейства КамАЗ. Обратить внимание на маслонагнетательное устройство, а также на то, что все шестерни вторичного вала установлены на двухрядных игольчатых подшипниках.
Частично разобрать КП автомобиля КамАЗ-5320, для чего выполнить следующее:
Рис. 2.8. Коробка передач автомобилей семейства КамАЗ:
1 — ведущий вал делителя; 2 — шестерня ведущего вала делителя; 3 — ведущий вал коробки передач; 4 — синхронизатор делителя; 5 — синхронизатор IV и V передач; 6 — шестерня IV передачи ведомого вала; 7 — шестерня III передачи ведомого вала; 8 — синхронизатор II и III передач; 9 — шестерня II передачи ведомого вала; 10 — шестерня передачи заднего хода ведомого вала; 11 — блок шестерен передачи заднего хода; 12 — муфта включения передачи заднего хода и I передачи; 13 — шестерня I передачи ведомого вала; 14 — ведомый вал; 15 — зубчатый венец I передачи промежуточного вала; 16, 20— картер коробки; 17 — зубчатый венец промежуточного вала для включения передачи заднего хода; 18 — зубчатый венец II передачи; 19— шестерня III передачи промежуточного вала; 21 — промежуточный вал коробки передач; 22 — шестерня привода промежуточного вала коробки передач; 23 — шестерня привода промежуточного вала делителя; 24 — картер делителя; 25 — промежуточный вал делителя * •
снять фланцевую крышку подшипника ведущего вала делителя; извлечь ведущий вал делителя;
снять шайбу маслонагнетательного устройства, проверить каналы подвода масла к подшипникам шестерен.
Продефектировать снятые и оставшиеся в корпусе КП детали. Вращая первичный вал КП вручную, перемешать муфту для включения I передачи и передачи ЗХ, синхронизаторы для включения II и III, IV и V передач и при этом следить за изменением скорости и направлением вращения вторичного вала.
Изучить устройство и работу привода управления механизмом переключения передач (см. рис. 2.9). Выполнить рассоединение дистанционного привода переключения передач, для чего:
зафиксировать стопорными болтами рычаг переключения передач в опоре рычага и поворотный фланец штока переключения передач, установленный на верхней крышке КП;
ослабить стяжные болты регулировочного фланца;
вывернуть четыре болта крепления регулировочного фланца и навернуть фланец на тягу, рассоединить привод;
• осмотреть опоры тяг и при необходимости поменять уплотнения.
Собрать дистанционный привод, выполняя операции в последовательности, обратной разборке. Вывернуть стопорные болты на опоре рычага на 21 мм, а на поворотном фланце на 31 мм.
Собрать КП автомобиля КамАЗ-5320, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.
Изучить устройство карданных передач автомобилей ГАЗ- 53А, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, обращая внимание на различие их конструкции (см. рис. 2.10).
Разобрать карданы, применяемые на автомобилях ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, выполняя при этом следующее:
разобрать кардан для смазки шлицевых соединений, удалить старую смазку и заложить новую. Запрещается добавлять новую смазку без удаления старой. Помнить, что для автомобилей ЗИЛ- 130 и ГАЗ-53А применяется смазка УСс, а для автомобиля КамАЗ-5320 — Литол-24;
при помощи съемника выдавить на 15...20 мм противоположный стакан, затем при помощи кусочка наждачной бумаги вытащить игольчатый подшипник; остальные подшипники выпрессо- вать таким же способом;
снять с крестовин торцовые уплотнения.
Собрать кардан, выполняя операции в последовательности, обратной разборке. Торцовые уплотнения напрессовывать при помощи оправки. Стрелки или метки на валу и вилке должны находиться на одной линии. Сборка шарнира с применением молотка недопустима. При сборке:
проверить момент силы затягивания болтов крепления крышек подшипников кардана: должен быть в пределах 9,8... 14,7 Н ■ м для ГАЗ-53А и ЗИЛ-130; 79...88 Н м для заднего моста и
. 137 Н м для среднего моста автомобиля КамАЗ-5320.
Изучить общее устройство заднего (ведущего) моста автомобиля ГАЗ-53А (ГАЗ-53-12) (см. рис. 2.11), для чего частично разобрать его следующим образом:
отвернуть гайки крепления фланца полуоси и с помощью монтажных болтов сдвинуть полуось с места крепления, извлечь ее из ступицы заднего моста;
аналогично демонтировать вторую полуось;
вывернуть из картера редуктора болты крепления стакана подшипников вала ведущей шестерни главной передачи, извлечь стакан вместе с подшипниками и валом, снять стальные регулировочные прокладки;
вывернуть болты крепления картера редуктора главной передачи и при помощи двух монтажных болтов сдвинуть с места картер редуктора, извлечь его из картера заднего моста вместе с дифференциалом, вывернуть винт упора и снять маслосъемную трубку, снять прокладки;
вывернуть болты крепления крышек подшипников дифференциала, пометить крышки и снять их;
вынуть дифференциал в сборе с ведомой шестерней;
расконтрить и отвернуть болты, соединяющие обе коробки дифференциала, рассоединить коробки. Ведомую шестерню не снимать, чтобы не повредить полупрезонные болты крепления.
Продефектировать детали заднего моста автомобиля ГАЗ- 53А (ГАЗ-53-12), уяснить при этом, как смазываются узлы диф
ференциала, переднего подшипника вала ведущей шестерни, как правильно должна быть установлена маслосъемная трубка;
Собрать задний ведущий мост автомобиля ГАЗ-53А (ГАЗ-
53-12), выполняя операции в последовательности, обратной раз-
борке.
Изучить устройство заднего (ведущего) моста автомобиля ЗИЛ-130, для изучения использовать рис. 2.12.Частично разобрать задний (ведущий) мост автомобиля ЗИЛ-
130, выполняя при этом следующее:
отвернуть гайки крепления фланца полуоси к ступице колеса, снять пружинные шайбы, извлечь из гнезд конусные разжим
Рис. 2.11. Задний мост автомобиля ГАЗ-53А (ГАЗ-53-12):
/ — картер заднего моста; 2 — полуось; 3 — маслоуловитель; 4 — винт упора; 5, II — регулировочные прокладки; 6— стакан; 7— крышка; 8— ведущая шестерня; 9 — фланец; 10, 12, 26 — конические роликоподшипники; 13 — пробка наливного отверстия; 14 — цилиндрический роликоподшипник; 15 — стопорное кольцо; 16, 24 — опорные шайбы; 17 — сателлит; 18 — картер главной передачи; 19, 27 — регулировочные гайки; 20 — правая коробка сателлитов; 21 — крестовина; 22— ведомая шестерня; 23 — левая коробка сателлитов; 25 — полуосевая шестерня; 28 — маслосъемная трубка; 29 — канал
Рис. 2.12. Задний мост автомобиля ЗИЛ-130:
1 — фланец; 2 — сальник; 3, 15, 18, 32 — крышки; 4 — шайба; 5— уплотнительная прокладка; 6, 9, 14, 24, 31 — роликоподшипники; 7 — стакан; 8 — регулировочная шайба; 10, 13 — регулировочные прокладки; 11 — ведущая коническая шестерня; 12 — ведомое коническое колесо; 16 — ведущая цилиндрическая шестерня (промежуточный вал); 17 — картер главной передачи; 19, 29— опорные шайбы; 20 — правая чашка дифференциала; 21 — ведомая цилиндрическая шестерня; 22 — полуосевая зубчатая шестерня; 23 — левая чашка дифференциала; 25— регулировочная гайка; 26— полуось; 27— картер моста; 28— сателлит; 30 — крестовина; 33 — распорная втулка
ные втулки, монтажными болтами сдвинуть полуось, вынуть ее, снять прокладку из-под фланца;
повернуть задний мост фланцем кардана вверх, вывернуть болты крепления картера главной передачи и через скобу, за крепленную на фланце кардана, вытащить подъемником двухступенчатую передачу с дифференциалом;
• расстопорить регулировочные гайки подшипников дифференциала, расшплинтовать и отвернуть гайки болтов крепления крышек подшипников дифференциала, снять крышки;
Внимание! Запомнить места установки крышек, так как менять их местами нельзя.
дифференциал можно не разбирать, так как по устройству он аналогичен дифференциалу автомобиля ГАЗ-53А.
Продефектировать детали заднего ведущего моста автомобиля ЗИЛ-130. Обратить внимание на смазку переднего подшипника вала ведущей шестерни. Определить места регулировки заднего моста, расположение маслоналивного и контрольного отверстий, клапана-сапуна.
Собрать задний мост автомобиля ЗИЛ-130, соблюдая последовательность операций, обратную разборке.
Изучить устройство ведущих мостов автомобиля КамАЗ- 5320. Конструкции ведущих мостов аналогичны. Различаются они лишь тем, что промежуточный (средний) мост имеет блокируемый межосевой дифференциал (см. рис. 2.13), устройство которого необходимо изучить.
Частично разобрать промежуточный мост автомобиля КамАЗ-5320 следующим образом:
снять полуоси, выполнив те же операции, что и для автомобилей ГАЗ-53 и ЗИЛ-130;
отвернуть гайки крепления главной передачи, снять пружинные шайбы, вывернуть пробку КГ '/4" наливного отверстия, а вместо нее ввернуть рым-болт;
используя подъемный механизм, вытащить главную передачу, установить ее на подставку и закрепить;
разобрать главную передачу в следующем порядке:
а) вывернуть самоконтрящиеся болты крепления стопоров
гаек подшипников дифференциала и снять стопоры;
Рис. 2.13. Промежуточный мост с межосевым дифференциалом
автомобиля КамАЗ-5320:
а — конструкция; б — механизм включения блокировки; 1 — ведомая коническая шестерня (промежуточный вал); 2— картер главной передачи; 3— ведущая цилиндрическая шестерня; 4 — опорная шайба сателлита; 5 — сателлит; 6 — бронзовая втулка сателлита; 7— полуосевая шестерня; 8 — опорная шайба полу- осевой шестерни; 9 — крестовина; 10 — ведомое цилиндрическое колесо; 11 — фланец; 12 — картер межосевого дифференциала; 13 — передняя чашка дифференциала; 14 — микровыключатель; 15 — вилка муфты блокировки; 16 — механизм включения блокировки дифференциала; 17 — ведущая коническая шестерня; 18 — вал привода заднего моста; 19 — стопор гайки; 20 — распорная втулка; 21 — муфта блокировки; 22 — внутренняя зубчатая муфта; 23 — коническая шестерня привода промежуточного моста; 24 — коническая шестерня привода заднего моста; 25 — шток; 26 — корпус; 27 — нажимная пружина; 28 — возвратная пружина; 29 — стакан штока; 30 — мембрана
б) вывернуть болты крепления крышек подшипников дифференциала. Перед снятием крышек отметить их положение относительно картера, так как крышки не взаимозаменяемы, а обработаны вместе с картером и резьба на них нарезана в один прием;
в) снять крышки и круглые регулировочные гайки, вынуть
дифференциал;
г) рас шплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца кардана, снять шайбу и фланец;
д) отвернуть болты крепления передней крышки и снять ее, а также маслоотражатель и опорную шайбу;
е) вывернуть болты крепления задней крышки и снять ее;
ж) выпрессовать ведущий вал в сборе с ведущей шестерней;
з) вывернуть болты крепления и снять крышку стакана подшипников промежуточного вала;
и) расстопорить и отвернуть гайку крепления наружного подшипника на промежуточном валу, снять опорную шайбу;
к) вворачивая монтажные болты, выпрессовать стакан в сборе с наружным подшипником и наружной обоймой внутреннего подшипника, снять дистанционные шайбы, установленные между подшипниками;
л) вынуть промежуточный вал с ведомой шестерней первой ступени главной передачи;
Внимание! Узлы дифференциала ведущей и ведомой шестерен не рассоединять, но обратить внимание на то, что при изменении передаточного числа ведущих мостов промежуточный вал и ведомая шестерня второй ступени заменяются другими из запасного комплекта.
продефектировать разобранные детали;
определить места регулировки ведущих мостов, запомнить,как и с помощью каких приспособлений эта работа выполняется.
Примечание. Согласно инструкции по эксплуатации автомобиля КамАЗ-5320 регулировка ведущих мостов осуществляется опытным специалистом в условиях ремонтной мастерской с использованием измерительных приборов и инструментов.
Выполнить регулировки ведущих мостов автомобиля КамАЗ- 5320, соблюдая определенные условия:
предварительный натяг в конических подшипниках ведущей конической шестерни в сборе при наличии осевого перемещения проводят путем уменьшения толщины пакета регулировочных шайб (заменой одной или обеих регулировочных шайб другими из запасного комплекта) на величину осевого перемещения плюс 0,04...0,06 мм (толщина запасных регулировочных шайб составляет 3,10...3,12; 3,15...3,17; 3,25...3,27; 3,35...3,37; 3,45...3,47;
.3.57; 3,65...3,67; 3,70...3,72 мм);
момент силы затягивания гайки крепления фланца конической шестерни главной передачи должен быть 235...353 Н м;
сила для проворачивания стакана подшипников, которые должны быть смазаны, должна находиться в пределах II...23 Н (при снятой крышке сальника);
предварительный натяг подшипников ведомой конической шестерни в сборе при наличии осевого перемещения проводят заменой одной или обеих шайб из комплекта запасных частей на величину осевого перемещения плюс 0,03...0,05 мм (толщина запасных шайб составляет 6,20...6,22; 6,22...6,27;
.6.37; 6,45...6,47; 6,55...6,57; 6,65...6,67; 6,75...6,77;
.6.82 мм);
• момент силы затягивания гайки подшипников должен быть
.392,4 Н м;
• сила для проворачивания стакана подшипников должна находиться в пределах 14...50 Н. Если после регулировки она меньше, регулировку необходимо повторить.
Собрать промежуточный мост автомобиля КамАЗ-5320, выполняя операции в последовательности, обратной разборке. При установке прокладки под крышку цилиндрического роликового подшипника задней опоры ведущего вала главной передачи проследить, чтобы отверстие в прокладке совпало с отверстием картера.
Контрольные вопросы к заданию 6
Для чего служит сцепление?
С какой целью под нажимные пружины сцепления устанавливают шайбы и из какого материала они изготовлены?
Почему для разборки сцепления его устанавливают на специальное приспособление?
Почему при износе фрикционных накладок сцепление «буксует»?
Укажите назначение коробки передач.
Каким образом исключается попадание масла в сцепление из КП автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130?
Каким образом удается исключить возможность продольного перемещения оси блока шестерен ЗХ в КП автомобиля ЗИЛ-130?
Где установлено маслонагнетательное устройство КП в автомобиле КамАЗ-5320?
Какие детали удерживают штоки (ползуны) переключения передач от самопроизвольного перемещения? Укажите назначение замкового устройства.
Какой смазкой смазываются игольчатые подшипники крестовины карданных передач?
Укажите максимальный угол передачи вращающего момента в карданной передаче автомобиля ЗИЛ-130.
Для чего служит ведущий мост в автомобиле?
Почему передний подшипник вала ведущей шестерни главной передачи автомобиля ГАЗ-53А устанавливается на вал без предварительного натяга?
Как смазываются детали дифференциала автомобиля ГАЗ- 53А? Какое количество масла должно быть залито в задний мост?
Инструкционно-технологическая карта № 6
Разборка-сборка и регулировка сцеплений автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130
Инструкционно-технологическая карта № 6.1
Частичная разборка-сборка коробки передач автомобиля ГАЗ-53А
Инструкционно-технологическая карта № 6.2
Разборка-сборка коробки передач автомобиля ЗИЛ-130
Инструкционно-технологическая карта № 6.3
Разборка-сборка главной передачи и дифференциала заднего моста автомобиля ЗИЛ-130*