СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкционная карта Тақырыбы/ Тема: Преобразования и вычисления значений логарифмических выражений.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мақсаты/ Цель:

  1. Отработать навыки применения свойств логарифма при решении упражнений.
  2. Создать условия для развития коммуникативно-творческих  умений: не шаблонно подходить к решению различных задач.
  3. Воспитание познавательной самостоятельности: развитие умения самостоятельно классифицировать, выполнять анализ, оценивать результаты.

Просмотр содержимого документа
«Инструкционная карта Тақырыбы/ Тема: Преобразования и вычисления значений логарифмических выражений.»

Инструкционная карта № 12

Тақырыбы/ Тема: Преобразования и вычисления значений логарифмических выражений.

Мақсаты/ Цель:

  1. Отработать навыки применения свойств логарифма при решении упражнений.

  2. Создать условия для развития коммуникативно-творческих умений: не шаблонно подходить к решению различных задач.

  3. Воспитание познавательной самостоятельности: развитие умения самостоятельно классифицировать, выполнять анализ, оценивать результаты.


Теоретический материал:

При любом а 0 (а≠1) и любых положительных х и у выполнены равенства:

1. logа1=0

2. logа а =1

3. logаху = logах+logау

4. logа= logах- logау

5. logахр = р logах

6 logаqв = logав (q+0)

7. logах = (в0), (в≠1)

8. logав = (в≠1, в0)

90. =

Примеры:

  1. log232=5, т.к. 25=32

  2. log50,04=-2, т.к. 5-2==0,04

3. log27- log2= log2= log216=4

4. 5=5=

5. log0,225= log25= log525=- log525=-2

6. Найдите х, если:

log3х=2 log37+ log327- log316

log3х= log349+ log39- log364

log3х= log3

х==

7. Выразить логарифм выражения 8 а 3 через log2 а и log2в

(прологарифмировать данное выражение по основанию 2).

log2(8 а 3)= log28+ log2 а 3+ log2=3+3 log2 а + log2в

Практическая часть:

I Вариант.

1. Вычислить:

а) log5 ; б) log0,20, 04 ; в) log1 ; г) log42+ log48; д) log58- log52+ log5 ; е) 10;

ж) log2 log5 .

2. Найти х, если: а) lgх=2 lg3; б) log3х= log316+3 log30,5.

3. Прологарифмируйте по основанию 10, где а0, b0, с 0 .

II Вариант

1. Вычислить:

а) log2 ; б) log9 ; в) log171 ; г) log5175- log57; д) log25- log235+ log256 ; е) 10;

ж) log4 log3 .

2. Найти х, если: а) lgх= lg6+ lg2 ; б) log5х= log5 - log50,25.

3. Прологарифмируйте по основанию 10, где а0, b0, с 0 .

III Вариант

  1. Вычислить:

а) lg0,01 ;б) log497 ; в) 4; г) log4 + log436+ log4 25/81; д) 9;е) log log232;

ж).

2. Найти х, если: а) log4х=log23+ log2 ; б) log25х= log 125.

3. Прологарифмируйте по основанию 10, где а0, b0, с 0 .

IV Вариант

  1. Вычислить:

а) log3 ;б) 25log53 ;в)log7196-2 log72 ;г);д)10-25;е) log5 -2 log5+ log5 ; ж)log9 log28.

2. Найти х, если: а) log3х=2 log37+ log327- log316 ; б) log5х= log51,5+ log58.

3. Прологарифмируйте по основанию 10, где а0, b0, с 0 .

V Вариант

1. Вычислить:

а) 0,04; б) log2 log2; в) log ; г) log2 log49 ;д) 81 ;

е) log212+ log2+ log2 ; ж) 2; з) 3;

и) .

2. Найти х, если: а) lgх=1+2 lg3- lg125 ; б) log2х=2 log25- log28+ log20,2.

Контрольные вопросы:

  1. Чем отличаются логарифмы взаимообратных чисел по одному и тому же основанию?

  2. Существуют ли логарифмы отрицательных чисел в области действительных чисел?

  3. Что больше: десятичный или натуральный логарифм данного числа N?

  4. Какие из общих свойств логарифма присущи натуральному логарифму?

Инструкционная карта № 14

Тақырыбы/ Тема: «Правила вычисления производной».

Мақсаты/ Цель:

1.Обеспечить усвоение учащимися правил вычисления производной, перевести эти правила с теоретического уровня на практическое применение.


2. При решении упражнений, развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обучить умению рационально находить правильное решение изучаемого вопроса.

3. Развивать самостоятельность и рациональность при решении упражнений, развивать логику мышления.

Теоретический материал:


Правило 1: Если функции U и V дифференцируемы в точке х0, то их сумма дифференцируема в этой точке и

(UV)’=UV(1)

Коротко говорят: производная суммы равна сумме производных.

Пример1. Найдите производные функций: у=х2+3х, для нахождения у’ применим правило 1. Зная (х2)’=2х и (kx)’=k, получим у’=(х2+3х)’=(х2)’+(3х)’=2х+3.

Правило 2: Если функции U и V дифференцируемы в точке х0, то их произведение дифференцируемо в этой точке и

(UV)’=UV+UV(2)

Следствие: Если функция U дифференцируема в точке х0, а С- постоянная, то функция CU дифференцируема в этой точке и (CU)’=CU’.

Коротко говорят: постоянный множитель можно выносить за знак

производной, т.е. (3х)’=3(x)’=3.

Пример 2. Найдите производные функций: f(x)=(3x-2)(5x+8) находим по правилу 2, вот так: f’(x)=((3x-2)(5x+8))’=(3x-2)’(5x+8)+(3x-2)(5x+8)’=(3-0)(5x+8)+(3x-2)(5+0)= =3(5x+8)+(3x-2)5=15x+24+15x-10=30x+14.

Правило 3: Если функции U и V дифференцируемы в точке х0 и функция V не

равна нулю, то частное также дифференцируемо в этой точке х0 и
(3)

Пример 3. Найдите производные функций: f(x)= по правилу 3, найдем так: f’(x)=’==== == .


Практическая часть:

I вариант Найдите производные функций:

а)у=х5+4х3-7х+6; г) у= ; ж) у=(7-х2) ; к) у=4-х-2,7+;

б) у= ; д) у= (2х2-3х+2)(5+3х-4х2); з) у= ; л) у=(2х3-5х);

в) у= е) у= - +2; и) у=х-6+4х4-7х; м) у= .

II вариант Найдите производные функций:

а) у=x8-3х2+8х-5; г) у=; ж) у= (7-х3); к) у=х1,3-2х-7+3;

б) у=; д) у=(3х2-7х+2)(1-2х-5х2); з) у= л) у=(4х + х4);

в) у=х3(8-х); е) у= - х-5+2х; и) у= + - х5; м) у=

III вариант Найдите производные функций:

а) у=х4-5х2+3х-2; г) у= (5х2-3х+1)(7+4х-2х2); ж) у= к) у= (6-х2)

б) у=; д) у= х-7+ -9х; з) у= (х4+х); л) у=

в) у=х3(x-2x2); е) у= и) у= + - м) у=2х3,4-5-

IV вариант Найдите производные функций:

а) у=х9+8х6-5х+1; г) у=(х3-5х)(8х2+1); ж) у= к) у= (7+х2);

б) у= д) у=х-4- +; з) у=( л) у=

в) у=х2(4+x); е) у= и) у= - х-7+8х2; м) у= 4х4-3х-3,2+

Контрольные вопросы:

  1. Как вычисляется производная, если количество слагаемых больше 2?

  2. Какое условие должно выполняться при вычислении производной частного?

  3. Как можно сформулировать правило нахождения производной Cf(x)?

  4. Можно ли рассматривать производную частного как производную произведения двух функций?

  5. Напишите основные правила нахождения производной.

Инструкционная карта №

Тақырыбы/ Тема: Решение задач по теме: «Перпендикуляр и наклонная».

Мақсаты/ Цель:

  1. Уметь применять определения перпендикуляра, наклонной и проекции наклонной при решении задач, а также теоремы о трех перпендикулярах.

  2. Создать условия для развития умения устанавливать единые общие признаки и свойства целого, составлять план деятельности при решении задач.

  3. Воспитание личностных качеств посредством развития индивидуальных познавательных интересов и способностей.

Теоретический материал:



АО - перпендикуляр

О - основание перпендикуляра

АВ - наклонная

В - основание наклонной

ВО - проекция наклонной

Теорема (о трех перпендикулярах) Если прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной, перпендикулярна ее проекции, то она перпендикулярна наклонной. И обратно: если прямая на плоскости перпендикулярна наклонной, то она перпендикулярна и проекции наклонной.

Задача: Из точки к плоскости проведены две наклонные. Найти длины наклонных, если одна из них на 26см больше другой, а проекции наклонных равны 12см и 40см

А Дано: АО α,АВ и АС – наклонные

ОВ=12см, ОС=40см,

АС=АВ+26см

Найти: АС, АВ

12

О

В

С

40

α





Решение:

Пусть АВ=хсм, то АС=(х+26)см.

Рассм. ΔАВО, =900, АО2 = АВ2 - ОВ2, АО2 = 122 - х2 = 144 - х2

Рассм. ΔАСО, =900, АО2 =АС2 – ОС2,

АО2 = 402 – (х+26)2 =1600 – х2 - 52х – 676

Составим уравнение: 144 - х2 = 1600 – х2 - 52х – 676

- х2 + х2 + 52х = 1600 – 676 – 144

52х = 780

х = 15

Значит АВ=15см, АС=15+26=41см. Ответ: 15см, 41см.

Практическая часть:

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1.Из точки А, на расстоянии 6см от плоскости, проведена к ней наклонная АВ, равная 10см. Найти ее проекцию ВС на данную плоскость.

1.Из точки М, на расстоянии 4см от плоскости, проведена к ней наклонная MN, равная 5см.

Найти ее проекции MO на данную плоскость.

1. Из некоторой точки проведены к данной плоскости перпендикуляр, равный 7 см, и наклонная; угол между ними равен 45о. Найти длину проекции наклонной.

2.Дана плоскость, из некоторой точки пространства проведены к этой плоскости две наклонные длиной 20см и 15 см. Проекция первой из них на плоскость равна 16см. Найти проекцию второй наклонной.

2.Дана плоскость, из некоторой точки пространства проведены к этой плоскости две наклонные длиной 29см и 25 см. Проекция первой из них на плоскость равна 21см. Найти проекцию второй наклонной.

2.Из точки к плоскости проведены две наклонные, равные 10 см и 17 см. Найти длины проекций наклонных, если одна из них на 9 см больше другой.

3.Из точки к плоскости проведены две наклонные, равные 17см и 15см. Проекция одной из них на 4см больше проекции другой. Найти проекции наклонных.

3. Из точки к плоскости проведены две наклонные, одна из которых на 6 см длиннее другой. Проекции наклонных равны 17 см и 7 см. Найти наклонные.

3.Прямые АВ, АС, АД попарно перпендикулярны. Найти отрезок СД, если ВД=9м, ВС=16м, АД=5м.


4.Какой длины нужно взять перекладину, чтобы ее можно было положить концами на две вертикальные

опоры высот 4м и 8м, поставленные на расстоянии 3м одна от другой?

4. Перекладина длинной 5 м своими концами лежит на двух вертикальных столбах высотой 3 м и 6 м. Каково расстояние между основаниями столбов?

4.Дана плоскость, из некоторой точки пространства проведены к этой плоскости две наклонные 6,5 см и 7 см. Проекция второй их них на плоскость равна 3 см. Найти проекцию первой наклонной.



Контрольные вопросы:

  1. Что называют перпендикуляром, проведенном из точки на плоскость?

  2. Что называют основанием перпендикуляра?

  3. Что такое наклонная, проведенная из данной точки к плоскости?

  4. Какая точка называется основанием наклонной? Укажите эти понятия на рисунке.

  5. Что такое проекция наклонной?

  6. Сформулируйте теорему о тех перпендикулярах.



Инструкционная карта № 34

Тақырыбы/ Тема: Комбинаторика.

Мақсаты/ Цель:

  1. Отработать навыки применения определений элементов комбинаторики, ее основных свойств и формул при решении упражнений и задач по теории вероятности.

  2. Создать условия для развития коммуникативно-творческих умений: не шаблонно подходить к решению различных задач.

  3. Воспитание познавательной самостоятельности: развитие умения самостоятельно классифицировать, выполнять анализ, оценивать результаты.


Теоретический материал:

  1. Размещения.

Множество В называется подмножеством множества А, если каждый элемент В принадлежит А.Запись: В( множество В является подмножеством множества А). Считают также , что пустое множество является подмножеством любого множества () и любое множество является подмножеством самого себя (АА). Каждое упорядоченное подмножество множества А называют размещением. Пусть множество А содержит n элементов. Часто возникает вопрос: сколько размещений по m элементов можно составить из n(mn) элементов множества А? Чтобы ответить на этот вопрос, докажем теорему: число размещений, состоящих из n элементов, взятых из m элементов, равно т.е. =n(n-1)(n-2)…(n-m+1).

Пример1. Число перемещений из 5 элементов по 3 равно

Пример 2. Сколькими способами можно выбрать четырёх человек на различные должности из девяти кандидатов на эти должности?

Так как каждый выбор 4 человек из 9 имеющихся должен иметь определенный порядок распределения их на должности, то мы имеем задачу составления размещений из 9 по 4.

Ответ:3024 способами.

  1. Перестановки.

Часто приходится рассматривать упорядоченные множества , т.е. множества в которых , каждый элемент занимает своё , вполне определенное место. Упорядочить множество-это значить поставить какой –либо элемент множества на первое место, какой либо другой элемент- на второе место и.т.д. Упорядоченные множества принято иногда записывать в круглых скобках .

Упорядочить множество можно различными способами. Например, множество состоящие из трёх элементов a,b и c, можно упорядочить шестью способами(a,b,c,);(a,c,b);(b,a,c);(b,c,a);(c,a,b);(c,b,a).

Каждое упорядоченное множество каких-либо элементов называется перестановкой. Сколько можно составить перестановок из n элементов?

Пример1. Если множество состоит из одного элемента а1, то его можно, очевидно, упорядочить единственным способом , а именно (а1). Итак, из одного элемента можно составить одну перестановку.

Пример2. Пусть имеются два элемента :а1и а2. Ясно, что из этих элементов можно составить только две перестановки: поставить а2 перед а1 или поставить а2 после а1:(а21); (а12). Итак, число перестановок из двух элементов равно 1.

Пример3. Пусть имеются три элемента: а12 и а3.Запишем сначала перестановки из двух элементов а1и а2 и в каждую из этих перестановок впишем элемент а3 вначале на первое место, потом на второе место и , наконец, на третье -последние место. Получи шесть перестановок: (,а321); (а231); (а213);(а332);(а132);(а123). Итак, число перестановок из трех элементов равно

Пример4.Пусть имеются четыре элемента: а1234.Запищем все перестановки из трёх элементов а12 и а3(их число равно)

и в каждую из этих перестановок впишем элемент а4 в начале на первое место, потом на второе, затем на третье и, наконец, на четвёртое- последние место). Получаем 24 перестановки:

4321);(а2431);(а2,а341);(а3214);( а4231);(а2431); (а2341);(а2314);…;(а4123);(а1423);(а1243);(а1234).

Итак, число перестановок из четырёх элементов равно

Теперь можно сформулировать теорему : число перестановок из n элементов равно произведению n первых натуральных чисел, т.е. Pn=(где Pn-число перестановок из n элементов). Произведение n первых натуральных чисел обозначают n! (читается «эн факториал»), например:

1!=1;2!=12;3!=123;4!=1234.

  1. Сочетания.

Пусть имеется множество А=, состоящие из n элементов. Из этого множества можно составить подмножество, состоящие из m элементов (mn). Каждое подмножество состоящие из m элементов, содержащихся в множестве А из n элементов, называется сочетанием из n элементов по m . Число всех таких сочетаний обозначается через Сколько всех сочетаний по m элементов можно образовать из данных n элементов? Для ответа на этот вопрос докажем теорему: число сочетаний из n элементов по m равно .

Пример 1. Вычислить . Применяя формулу сочетаний, имеем =.

Пример 2. На плоскости расположено 5 точек. Сколько отрезков, концами которых являются эти точки, определяются этими точками?

Решение. Каждые две точки определяют один отрезок, у которого они являются концами .При этом не играет роли , в каком порядке взяты данные точки. Поэтому число отрезков равно числу всевозможных пар точек, которые можно создать из 5 данных точек. Таким образом, решения задачи сводится к нахождению числа сочетаний из 5 элементов по 2:

Практическая часть:

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

  1. Вычислить:

+

+

  1. Решите задачи:

Сколькими способами можно рассадить четыре человека в один ряд?

Сколькими способами трое мальчиков -Петя, Алмаз, Куат - могут встать в один ряд?

Из отряда солдат в 50 человек, назначают в караул 4 человека. Сколькими способами это можно сделать?

Сколько различных аккордов можно взять на десяти выбранных клавишах рояля, если каждый аккорд может содержать до трех звуков?

Сколько различных перестановок можно составить из букв слова «кортеж»?

На станции 7 железнодорожных путей. Сколькими способами можно расположить на этих путях прибывшие 3 поезда?

В классе изучают 10 предметов. Сколькими способами можно составить расписание на один день, чтобы в нем было 4 разных предмета?

Сколькими способами могут быть присуждены 1-я, 2-я, 3-я премии трем лицам, если число соревнующихся равно 10?

Сколькими способами можно составить трехцветный флаг (три горизонтальные полосы равной ширины), если имеется материал пяти различных цветов?

На плоскости даны точки А, В, С, D. Сколько векторов можно образовать, соединяя эти точки?

Сколько отрезков можно получить, соединяя попарно 9 точек?

На плоскости даны точки А, В, С, D. Сколько отрезков можно получить, соединяя попарно эти точки?

Сколькими способами можно рассадить 12 человек за круглым столом?

Сколько различных перестановок можно составить из букв слова «треугольник»?

Сколько треугольников можно построить , соединяя попарно семь точек, любые три из которых не лежат на одной прямой?

  1. Проверить вычислением равенства:

3.Решите уравнение:


Контрольные вопросы:

  1. Что такое n факториал? Его обозначение.

  2. Дайте определение размещения и запишите формулу размещения из n элементов по m элементов.

  3. Дайте определение перестановки и запишите формулу перестановки из n различных элементов.

  4. Дайте определение сочетания и запишите формулы сочетания из n элементов по m элементов.


Инструкционная карта № 22

Лабораторная работа


Тақырыбы/Тема: Определение площади поверхности и объема пространственных фигур (многогранник или круглое тело)


Мақсаты/Цель:

1. Научить определять площадь поверхности и объем различных видов многогранников и круглых тел.

2. Формирование умений применять приемы анализа, сравнения, установление причинно – следственных связей; формирование умений практического использования теоретических знаний;

3.Воспитание убежденности в жизненной значимости изученных понятий и способов действий.


Приборы и материалы: линейка, карандаш, штангенциркуль, калькулятор, модели многогранников или круглых тем.


Указание к работе.

  1. Приготовить к работе фигуры многогранников или круглых тел (призма, пирамида, усеченная пирамида, цилиндр, конус, усеченный конус, шар).

  2. Для каждой модели произвести измерения элементов фигуры, необходимы для вычисления площади поверхности и объема фигуры.

  3. Записать формулы для вычисления S, V.

  4. Произвести расчеты.

  5. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу:


Ф. И./ группа

Наименование фигуры и её измерения.




Чертеж.




Формулы и вычисления.




S (м2)




V (м3)





  1. Результаты площади поверхности S и объёма V фигур выразить в м2 и м3.

  2. Как оформлять отчет о проделанной работе:

а) Лабораторная работа № …

б) Наименование работы.

в) Цель работы.

г) Таблица результатов измерений и вычислений.


Контрольные вопросы:

  1. Какие вы знаете определения призмы, пирамиды?

  2. Как можно получить из пирамиды усеченную пирамиду?

  3. По какой формуле вычисляют площадь: 1) боковой поверхности призмы, пирамиды;

2) полной поверхности призмы, пирамиды.

4. При вращении каких фигур получается: цилиндр, конус, усеченный конус, шар?

5. По какой формуле вычисляют площадь: 1) боковой поверхности цилиндра, конуса,

усеченного конуса, шара;2) полной поверхности цилиндра, конуса, усеченного

конуса, шара.