Инструкционно-технологическая карта № 01.5.2.3
Деревообработка на фуговальном станке
Аннотация: Пособие содержит дидактический материал, направленный на самообразование и развитие самостоятельности обучающихся. В соответствии с программой производственного обучения по профессиям: «Столяр» и «Станочник деревообрабатывающих станков» в профессиональных образовательных заведениях в пособии приводятся инструкционно-технологические карты для проведения упражнений по выполнению приёмов столярных и станочных работ.
Содержание методической разработки соответствует требованиям, предъявляемым к уровню профессиональной подготовки обучающихся по профессиям, связанным с обработкой древесины. Инструкционно-технологические карты содержат указания «как делать?», иллюстрируются рисунками приёмов работ и методов контроля:
описания назначения столярных операций;
инструкционные указания по выполнению работ;
требования техники безопасности при выполнении работ;
список используемой литературы.
Дисциплина (Профессиональный модуль): для профессии 18783 «Станочник деревообрабатывающих станков» ПМ.04 «Обработка и изготовление сложных деталей и заготовок на деревообрабатывающем оборудовании»: МДК.04.01. «Технология работ на деревообрабатывающем оборудовании». Учебная практика УП.04. Производственная практика ПП.04.
для профессии 18874 «Столяр»: МДК.01.01. «Технология изготовления столярных и мебельных изделий». Учебная практика УП.01. Производственная практика ПП.01.
Для специальности: 18783 «Станочник деревообрабатывающих станков» и 18874 «Столяр» (Рекомендовано для учебного процесса по профессиям и специальностям, связанным с деревообработкой).
Мастер производственного обучения: Григорьев И.А.
Цель работы: Ознакомить обучающихся с программой обучения, содержанием, организацией и порядком выполнения работ и упражнений, деревообрабатывающим оборудованием в столярной учебной мастерской. Ознакомить обучающихся с устройством деревообрабатывающего оборудования. Овладеть знаниями и умениями выполнять операции деревообработки на различном оборудовании, производить настройку и наладку оборудования. Расширить представления о способах обработки материалов. Научить обучающихся правильно производить приёмы различных столярных и станочных операций. Изучить общие правила по ТБ при выполнении операций станочной деревообработки. Развить глазомер, мелкую моторику. Воспитать внимательность, точность, аккуратность, добросовестность.
Состав технологических операций: чтение чертежей и эскизов; определение и расчёт размеров элементов изделия; разметка пиломатериалов и брусковых заготовок с помощью различных измерительно-разметочных инструментов и приспособлений; выполнение столярных и станочных операций, с помощью электроинструментов и на деревообрабатывающих станках; выполнение операций подгонки прилегания элементов изделия "насухо"; склеивание и другие крепления соединительных элементов изделия.
Механизмы, инструменты, приспособления, инвентарь: рулетка; штангенциркуль; линейка с миллиметровыми делениями; карандаш; блокнот (тетрадь); чертежи; угольник 90°; стусло, ножовка по дереву с обушком; рубанок; стамески; долота; киянка; молоток; деревообрабатывающие станки и электроинструменты (необходимые к ним дереворежущий инструмент: фрезы, фуговальные ножи, дисковые пилы и др.); кисти для нанесения клея; напильник; шлифовальная шкурка; струбцины (ваймы); индивидуальные средства защиты.
Материалы: доски и бруски различных пород и сортов; древесные материалы (ДСП, ДВП, МДФ, фанера и др.); клей ПВА «Супер», «Момент»; мелкие древесные опилки; тара для клеящего раствора.
Организация рабочего места: Рабочее место должно быть равномерно освещено (дневной свет, дополнительное освещение в сумерки). Организация труда на рабочем месте, где выполняется обработка древесины ручным способом, заключается, прежде всего, в оборудовании рабочего места верстаком и укомплектовании его набором режущего, измерительного, разметочного и вспомогательного инструмента. Высота верстака должна соответствовать росту исполнителя.
Качество обработки механизированным способом во многом зависит от подготовки и наладки ручной электрической машины или деревообрабатывающего оборудования.
Вопросы для актуализации знаний обучающихся.
1. Расскажите о рабочем месте столяра, станочника деревообрабатывающих станков и устройстве верстака.
2. Назовите основные элементы резца.
3. Расскажите о случаях резания.
4. Какие факторы влияют на получение чисто обработанной поверхности древесины?
5. Расскажите о назначении и способах разметки.
6. Какими инструментами пользуются при разметке?
7. Какие шаблоны применяют при разметке?
8. Какие пилы применяют при ручном пилении?
9. Расскажите о подготовке пил к работе.
10. Расскажите о приемах работы ручными электропилами.
11. Какие инструменты применяют при ручном строгании?
12. Расскажите о приемах ручного строгания.
13. Каково назначение ручного электрорубанка?
14. Назовите приемы работы долотом, стамеской.
15. Каковы основные правила по технике безопасности при пилении, строгании, долблении, сверлении?
16. Расскажите о приёмах работы электродолбёжником, электросверлилками.
17. Назовите правила безопасной работы электроинструментом.
18. Приведите примеры использования столярных соединений.
19. С помощью каких инструментов можно получить отверстия необходимого диаметра?
20. В какую сторону должен вращаться точильный круг по отношению к лезвию ножа при заточке?
21. Определите тему и вид практической деятельности на уроке.
Как работает фуговальный станок
Как видно из схемы фуговального станка (рис. 1), передний и задний столы разделяет цилиндрический ножевой вал. Передний стол установлен чуть ниже верхней точки окружности, описываемой ножами, задний стол находится с ней на одном уровне.
При подаче заготовки на ножевой вал ножи снимают ту часть материала, которая находится ниже плоскости заднего стола. Обработанная гладкая поверхность далее движется по заднему столу. При каждом следующем проходе удаляется очередная порция древесины, до тех пор, пока вся обрабатываемая сторона доски не станет плоской.
Фугование пласти
Перед фугованием взгляните вдоль кромки доски, чтобы проверить, нет ли продольного изгиба или коробления (рис. 2), а также, чтобы определить направление волокон. Для получения наилучших результатов строгайте покоробленную доску так, чтобы её выпуклая сторона была обращена вверх (иными словами, доска должна опираться на её края), а волокна были направлены вниз и назад (рис. 1). Если волокна будут направлены вверх, движущиеся ножи станут отрывать волокна, что приведёт к скалыванию небольших кусочков заготовки (так называемым вырывам). Чтобы отфуговать пласть доски, настройте передний стол на глубину реза не более 1,6 мм. Положите доску на передний стол перед ножевым валом. Пользуясь толкателями, подавайте доску вперёд. Направленное вниз усилие прижима должно обеспечивать только контакт доски с передним столом, но не более того (фото А). Чрезмерное прижимное усилие может распрямить продольную или поперечную покоробленность, и после ослабления прижима доска примет прежнюю форму.
Прикладывайте лишь небольшое усилие, чтобы обработанная часть доски сохраняла контакт с задним столом. Обеими руками подавайте заготовку вперёд.
Прижимайте доску толкателями. Основное усилие должно быть направлено на подачу доски вперёд, а не на прижатие её к столу.
Когда примерно 15 см доски пройдут над ножевым валом, перенесите вашу левую руку (и прижимное усилие) на конец доски, находящийся на заднем столе (фото В). Примерно в середине прохода переместите правую руку на обработанную часть заготовки и продолжайте равномерно подавать её вперёд, пока проход не будет закончен (фото С).
Не нужно удалять больше материала, чем необходимо. Чтобы контролировать результат, нанесите на доску мелом волнистую линию. Если доска имеет выраженную поперечную или продольную покоробленность, при первом проходе будет снято немного материала (фото D). С каждым последующим проходом доска будет становится все более плоской, а обработанная поверхность всё более широкой. Если меловая линия исчезла, это значит, что доска стала плоской.
Выровняв опасть доски, пометьте её, как показано в «Совете мастера».

Совет мастера
Начертите мелом извилистую линию вдоль и поперёк доски. Она поможет отслеживать ход работы. Когда линия исчезнет, доску можно считать плоской.
В процессе первичной обработки материалов бывает трудно запомнить, какая пласть доски уже обработана и какая из кромок перпендикулярна этой пласти. Поэтому после последнего прохода пометьте только что обработанную поверхность. Традиционно мебельные мастера ставят на отфугованной пласти закорючку, а перпендикулярную к ней кромку обозначают галочкой, острие которой направлено в сторону отфугованной пласти.
Фугование кромки
Прикладывайте усилие в двух направлениях, прижимая доску к продольному упору и подавая её вперёд на ножевой вал. При работе с досками короче 400 мм, уже 100 мм и тоньше 30 мм используйте толкатели.
После того как одна пласть доски выровнена, отфуговать кромку под прямым углом к пласти не составит труда. Выполняйте те же действия, что и при фуговании пласти, с одним лишь дополнением: подавая доску, как было описано выше, плотно прижимайте её к продольному (параллельному) упору
(фото Е). Если возможно, для предотвращения вырывов и сколов ориентируйте заготовку так, чтобы древесные волокна были направлены вниз и в сторону от направления вращения ножевого вала
(рис. 1). Пометьте обработанную кромку, как показано в «Совете мастера». Теперь, когда одна из пластей доски стала плоской, а одна из кромок — перпендикулярной этой пласти, настало время перейти к рейсмусовому станку.
Контрольные вопросы
1. Каких видов по технологическому назначению различают круглопильные станки?
2. Какой буквенной индексацией обозначается рейсмусовые станки?
3. Какие деревообрабатывающие станки применяют для раскроя древесины?
4. Для чего служит шпиндель?
5. Сколько рабочих работает на круглопильном станке? - почему?
6. В чём отличие пил, применяемых для раскроя твёрдой древесины, фанеры, ДСП?
7. Для чего предназначены рейсмусовые станки?
8. Каково предназначение круглопалочных станков?
9. Как проверяют качество фугования?
10. На каком расстоянии устанавливают ножи из ножевого вала фуговального станка?
Инструкция по охране труда при выполнении работ на деревообрабатывающих станках
1. Общие требования безопасности.
1.1. К работе на деревообрабатывающих станках допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование, прошедшие специальное обучение по соответствующей программе, прошедшие вводный и на рабочем месте инструктажи по охране труда.
1.2. Работник обязан знать Правила внутреннего распорядка учреждения и строго их выполнять.
1.3. Выполнять только ту работу, которая поручена мастером.
1.4. Рабочие, выполняющие столярные работы на деревообрабатывающих станках в столярной мастерской, должны знать: устройство и назначение всех частей и отдельных узлов оборудования; правила эксплуатации оборудования и ухода за ним; правила обмена сигналами.
1.5. Во время работы следует выполнять режим труда и отдыха. Отдыхать и курить разрешается в специально отведённых для этого местах.
1.6. Для освещения и обогревания не пользоваться открытым огнём на рабочем месте.
1.7. При проведении работ на работника могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
подвижные части электромеханического оборудования;
физические перегрузки;
производственный микроклимат;
шум и вибрация от работающих механизмов;
пониженный уровень освещённости;
запылённость рабочей зоны.
1.8. Опасности в работе. Работа на деревообрабатывающих станках при невыполнении правил техники безопасности может привести к несчастным случаям, а именно:
Ранение ног упавшим пиломатериалом.
Ранение глаз отлетающей стружкой, осколками режущего инструмента.
Поражение электрическим током при отсутствии заземления или неисправности проводки.
Ранение при неправильном креплении режущего инструмента.
1.9. Работник, выполняющий работы на лесопильных рамах, должен быть обеспечен спецодеждой:
костюмом хлопчатобумажным;
рукавицами комбинированными.
На наружных работах зимой дополнительно:
- куртка на утепляющей прокладке.
1.10. Обучающийся в мастерской должен уметь и знать:
- способы оказания пострадавшим первой медицинской помощи, место нахождения медицинской аптечки;
сигналы оповещения о пожаре, места расположения средств пожаротушения и уметь пользоваться ими.
1.11. Извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
1.12. Несоблюдение требований данной инструкции по охране труда является нарушением трудовой и технологической дисциплины. Лица, нарушающие инструкцию, несут ответственность в соответствии законодательством.
2. Требования безопасности перед началом работы:
2.1. Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть пуговицы, заправить одежду так, чтобы не было развевающих концов; убрать волосы под головной убор. Не работать в легкой обуви (тапочках, сандалиях и пр.).
2.2. Подготовить рабочее место к работе согласно требованиям технологии по безопасности выполнения операции и указаниям мастера.
2.3. Убедиться в наличии и исправности ограждений, предохранительных приспособлений, заземления и сигнализации на деревообрабатывающих станках.
Проверить:
- исправность пил (фрез, ножей), правильность их установки и надёжность крепления. Боковые поверхности полотен пил (фрез, ножей) должны быть гладкими и не иметь трещин. Не допускается отсутствие двух зубьев, расположенных рядом, а также более трех сломанных зубьев на всей рабочей длине пилы.
2.5. Проверить на холостом ходу:
- исправность органов управления (механизмов главного движения, подачи, пуска, останова движения и т.п.);
- действие тормоза, который должен обеспечивать безотказное торможение.
Не разрешается пуск станков со снятыми ограждениями.
При обнаружении неисправностей во время осмотра и опробования на холостом ходу станков и невозможности их устранения своими силами работник обязан доложить непосредственному руководителю (мастеру).
Во время работы быть внимательным.
3. Требования безопасности во время работы:
3.1. Перед каждым включением деревообрабатывающего станка убедиться, что пуск никому не угрожает опасностью. Пуск пилорамы и других станков без предварительного звукового сигнала не допускается.
3.2. Не начинать работать на станках до установления нормального режима оборотов.
3.3. При смене пил (ножей, фрез) в момент натяжения занимать устойчивое положение, не пользоваться наращенным ключом. Сменять пилы (ножи, фрезы) только под руководством мастера. Запрещается пользоваться незаточенными ножами, фрезами и неразведёнными пилами.
3.4. Рабочее место содержать в чистоте. Периодически очищать его от опилок и мусора.
3.5. Застрявшие частицы древесины (засоры) между пилами (ножами, фрезами), удалять специальной металлической линейкой-выколоткой, чистку, обтирку, прочистку вальцов только при полной остановке лесопильной рамы.
3.6. Следить чтобы все болты, гайки, стопоры, винты и т.п. всегда были затянуты.
3.7. Не останавливать станок во время распиловки лесо- и пиломатериала, за исключением аварийных случаев.
3.8. Во время работы запрещается подтягивать болты, смазывать и чистить станок, вытаскивать руками застрявшие куски древесины.
3.9. Не допускать на своё рабочее место лиц, не имеющих отношения к порученной работе.
Остановить станок в случаях:
возникновения ненормального стука или другого необычного шума;
обнаружения в обрабатываемом лесо- и пиломатериале металлических включений (скоб, гвоздей, болтов), цементного раствора, лакокрасочных покрытий, обледенелости;
застревания между пилами частиц древесины;
перегрева оборудования и появления дыма и запаха гари;
появления запрещающего сигнала (светового или звукового).
3.11. Запрещается оставлять включённым в сеть станок без присмотра. Если временно отлучаетесь с рабочего места, необходимо выключить оборудование и убедиться в полном останове всех механизмов.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.
4.1. При возникновении поломок деревообрабатывающего оборудования, появлении посторонних звуков при работе прекратить его эксплуатацию. Доложить о принятых мерах непосредственному руководителю (мастеру) и действовать в соответствии с полученными указаниями.
4.2. В аварийной обстановке:
оповестить об опасности окружающих работников;
доложить непосредственному руководителю о случившемся;
действовать в соответствии с планом ликвидации аварий.
4.3. При возникновении пожара необходимо:
4.4. Пострадавшему при травмировании, отравлении и внезапном заболевании оказать первую доврачебную помощь и, при необходимости, организовать доставку его в медчасть.
4.5. При получении травмы немедленно прекратить работу, поставить в известность администрацию и обратиться за медицинской помощью.
5. Требования безопасности после окончания работы:
Отключить станок от сети, при необходимости отсоединить заземление и очистить его от пыли и грязи.
Остатки материалов, незаконченные изделия сдать мастеру.
Убрать своё рабочее место, пользуясь щёткой-смёткой. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.
Сообщить мастеру о всех выявленных неполадках в работе оборудования.
Привести свой внешний вид в порядок (вымыть руки и лицо тёплой водой с мылом), сдать спецодежду мастеру.
Из мастерской выходить с разрешения мастера.
Список литературы
Основные источники:
1. Крейндлин, Л.Н. Столярные, плотничные и паркетные работы: Практичное пособие / Л.Н. Крейндлин - Москва: Высшая школа, 1989 - с.352 с ил.
2. Клюев, Г.И. Столярно-плотничные, стекольные и паркетные работы повышенной сложности: учебное пособие / Г.И. Клюев. – М.: Академия, 2011. – 240 с.
3. Клюев, Г.И. Столяр (повышенный уровень): учебное пособие / Г.И. Клюев. – М.: Академия, 2011. – 80 с.
4. Степанов, Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева: учебник для НПО; учебное пособие для СПО / Б.А. Степанов. – 7-е изд., перер. и доп. – М.: Академия, 2012. – 328 с.
5. Степанов, Б.А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: / Б.А. Степанов. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 336 с.
6. Обливин, В.Н. Охрана труда (деревообработка): учебник / В.Н. Обливин. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
7. Степанов, Б.А. Выполнение столярных работ: учебник для студ. Учреждений СПО / 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 288 с.
8. Григорьев, М.А. Мастер-столяр (Практическое пособие для столяра-любителя) / М.А. Григорьев. ― М.: «Цитадель», 1999. ― 463 с.
9. Амалицкий, В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты: учебник для студ. Учрежд. сред. Проф. образования / В.В. Амалицкий, В.В. Амалицкий – 6-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – 400 с.
10. Глебов И.Т. Древесиноведение и материаловедение: учебник для СПО / И.Т. Глебов. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 121 с.: ил. – Текст: непосредственный;
11. Глебов И.Т. Технология работ на деревообрабатывающем оборудовании: учебник для СПО / И.Т. Глебов. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 208 с.: ил. – Текст: непосредственный;
12.Коротков, В.И. Деревообрабатывающие станки: учебник для нач. проф. образования / В.И. Коротков – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 304 с;
13. Рыкунин, С.Н. Технология деревообработки: учебник для нач. проф. образования / С.Н. Рыкунин, Л.Н. Кандалина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
Дополнительные источники:
1. Клюев, Г.И. Справочник мастера столярного и мебельного производства: учебное пособие / Г.И. Клюев. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 368с
2. Клюев, Г.И. Столяр (базовый уровень): учебное пособие / Г.И. Клюев. – М.: Академия, 2011. – 80 с.
3. Клюев, Г.И. Технология столярно-плотничных и паркетных работ: Рабочая тетрадь: учебное пособие / Г.И. Клюев – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. –96 с.
4. Степанов, Б.А. Материаловедение (деревообработка): учебное пособие / Б.А. Степанов. – М.: Академия, 2012. – 80 с.
5. Степанов, Б.А. Справочник плотника и столяра: учебное пособие / Б.А. Степанов. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2011. – 304 с.
6. Бобиков, П.Д. Изготовление столярно-мебельных изделий: Учеб. для нач. проф. образования: учеб. пособие для сред. проф. образования / П.Д. Бобиков. – 3-е изд., стер. ― М.: «Академия», 2006. ― 360 с.
7. Григорьев, М. А. Производственное обучение столяров. Метод, пособие для проф.-техн. училищ. / М.А. Григорьев. – Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Высш. школа», 1976. 255 с. с ил. (Профтехобразование. Деревообрабат. пром-сть).
8. Худяков, А.В. Деревообрабатывающие станки и работа на них. Учеб. Пособие для проф. техн. училищ и индивидуально-бригадного обучения рабочих на производстве. / А.В. Худяков. ― М., Высшая школа, 1965. — 296 с. с илл.
9. Ивилян, И.А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. Практикум: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования / И.А. Ивилян, Л.М. Кидалова. ― 3-е изд., стер. ― М.: Издательский центр «Академия», 2015. ― 256 с.
10. Касьянов, И.В. Лабораторный практикум. Методические указания по выполнению лабораторных и практических работ по дисциплине «Технология и организация деревообрабатывающих производств» для специальности 250403 «Технология деревообработки». / И.В. Касьянов. — Выходных данных нет. — 2012. — 101 с.
11. Лешкевич, М. Л. Производственное обучение столяров: рабочая тетрадь Л33 / М. Л. Лешкевич, Г. Н. Некрасова. – Мозырь: МГПУ им. И. П. Шамякина, 2016. – 95 с.
12. Гурвич, А.О. Столярные работы: Учебник для профессионально-технических училищ. / А.О. Гурвич — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1964. — 610 с.
13. Клюев, Г.И. Технология столярно-плотничных и паркетных работ: Рабочая тетрадь: учебное пособие / Г.И. Клюев – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 96 с.
14. Клюев, Г.И. Столярно-плотничные, стекольные и паркетные работы повышенной сложности: учебное пособие / Г.И. Клюев. – М.: Академия, 2007. – 240 с.
15. Буйвидович, Ф.В. Технология столярно-плотничных и паркетных работ: Учеб. пособие. / Ф.В. Буйвидович. ― Мн.: «Высшая школа», 2000. ― 469 с.
Нормативно-правовые источники:
СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования». Приняты и введены в действие постановлением Госстроя России от 23.07.2001 № 80. Зарегистрированы Минюстом России 9 августа 2001 № 2862