Инструкционно-технологическая карта № 04.2.3.1
Выбор материала древесины для обработки
1. Как выбрать материал для столярных изделий
Ну, естественно, что столярку изготавливают в основном из досок. Итак. Доской принято считать пиломатериал, толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Доски делятся на:
— обрезная доска – доска с кромками, опиленными перпендикулярно плоскостям.
— односторонне обрезная доска – доска с одной опиленной кромкой.
— необрезная доска с неопилинными или частично опиленными кромками.
В столярничестве, в большинстве случаев применяется необрезная доска.
И, хотя, по ГОСТам должны существовать доски толщиной от 16 до 90 мм, на самом деле наибольшей популярностью у столяров пользуются доски 30 и 50 мм. Их используют для изготовления дверей, окон классических и мебели. А также 40 мм для изготовления полов и вагонки.
Так, как я изготавливаю в том числе и мебель из массива дерева, то лучшим размером для меня была-бы толщина 25 мм.
Но, к сожалению, большинство изготовителей пиломатериалов режут доску в основном 3х вышеуказанных размеров.
А если и попадаются доски 25 мм толщины, то они распилены в основном на ленточной пиле и распил настолько неровен, что иногда не удается «вытянуть» на рабочую толщину 20 мм.
2. Как же выбрать доску для столярки.
Первое и основное правило: в столярном деле можно использовать любую доску кроме гнилой и червивой.
Перед тем, как выбирать доску, Вы должны продумать и желательно прописать деталировку изделия.
Я близко знал одного «столяра», который на мой вопрос: «А где у тебя чертеж?» ответил: «Здесь», и постучал себя пальцем по голове. Поверьте, я видел это изделие, получилась полная фигня.
Осмотрите доски и выберите те из них, которые подходят для той или иной части вашего столярного шедевра.
На лицевую часть выбираются доски или части досок без сучков, пятен и других видимых дефектов с ровной и равномерной структурой.
На бока можно отобрать доску похуже, но также не имеющую много сучков, с равомерным здоровым цветом.
Донышки, полки, заднюю стенку (кто ее делает из массива) можно делать их досок худшего качества. С сучками, косослоем, сбежистостью.
Обязательно прорезайте сердцевину досок, даже если она без трещин.
По опыту знаю, что со временем именно в таких местах доска в изделии дает трещину,
Щит, склеенный из вырезанных таким образом ламелей будет надежнее и смотреться он будет красивее.
3. Отбор древесины для столярных работ
Столярные работы бывают белодеревными и краснодеревными. Исходным материалом для белодеревных работ служит древесина хвойных и мягких лиственных (береза, липа, тополь), для краснодеревных – твердая древесина ценных лиственных пород. Для обоих видов работ применяются породы деревьев с относительной прямолинейностью ствола и небольшим количеством здоровых сучков.
Влияние свойств древесины на выбор материала. Чтобы правильно выбрать древесину, необходимо знать свойства древесных пород.
Хвойные породы используют в качестве основы при облицовывании деталей шпоном из твердых ценных пород; твердые лиственные породы (дуб, бук, береза обычная и карельская, грецкий орех, граб, клен обычный и «птичий глаз», ясень и др.) применяют в натуральном, цельном виде. В мозаичных работах используют шпон лиственных и хвойных пород. Для резьбы по дереву при последующем травлении и крашении древесины в темный цвет выбирают только некоторые лиственные породы – липу, осину, иву, рябину, березу. Если хотят оставить натуральный цвет деталей резного изделия, то для его изготовления берут грушу, клен, грецкий орех, каштан, дуб и др.
Хвойные породы в основном имеют мягкую древесину, поэтому для лицевых деталей в изделиях используются редко. Это связано с тем, что мягкая древесина чувствительна к механическим повреждениям и ударам. Практика показывает, что при соблюдении требований к технологическому процессу хвойные породы можно с успехом использовать для изготовления мебели.
Изделия небольших размеров изготовляют в основном из хвойной древесины без сучков, с красивыми, ярко выраженными годичными слоями (кипарис, можжевельник, лиственница, красная сосна и др.). Ель с большим количеством сучков, а также белая сосна и пихта – породы, требующие дополнительной декоративной отделки тонированием или орнаментальной резьбой. Древесина хвойных пород легко окрашивается, но при интенсивной окраске цветовой тон глушит ее декоративные достоинства.
При высыхании древесина сжимается в объеме и подвергается естественному короблению.
В столярном деле нужно правильно определять время сушки дерева, поскольку и недосушенный, и пересушенный материал в одинаковой степени непригоден для работы. В условиях эксплуатации с нормальной влажностью среды пересушенная древесина неизбежно впитает влагу с воздуха и покоробится. На нормальное состояние древесины пагубно влияет и переменное изменение температуры: материал при этом трескается.
На состояние древесины, ее сушку и разбухание влияет ряд причин: время заготовки, длительность, условия выдержки и т. п. У дерева, заготовленного зимой, древесина (по сравнению с летней заготовкой) менее влажная, так как в этот период оно замедляет свой рост. Необходимо помнить, что недосушивание и пересушивание сильнее всего сказываются на твердых и плотных породах и слабее – на мягких и рыхлых. Для изделия необходимо подбирать древесину однородных по структуре пород, чтобы степень усыхания заготовок была одинаковой.
Рис. 2. Усыхание деталей распиленного ствола дерева (коробление):
1 – заболонный участок; 2 – ядровая древесина
У распиловочного материала при высыхании наблюдаются прогибы и выпуклости (рис. 2), т. е. происходит его коробление. У центровой доски коробление будет едва заметным, поскольку твердая ядровая древесина усыхает значительно меньше заболони. Пригодность столярного материала в какой-то степени можно определить по наружным признакам ствола сваленного дерева. При отборе древесины обращают внимание на лучевые трещины в торце: отсутствие их или наличие мелких трещин свидетельствует о доброкачественности материала; глубокие трещины являются признаком его низкого качества. При глубоких лучевых трещинах в стволе могут быть полости, которые, например, у сосны, заполняются смолистым веществом – живицей (этот дефект сосны называют засмолком). Если трещины идут по годичным слоям древесины, т. е. дугами, то такое дерево непригодно для столярных работ.
При выборе древесины мягких хвойных пород обращают внимание на плотность годичных слоев. Чем они гуще и переходы их плавнее, тем древесина плотнее и однороднее, а значит качественнее. Широкослойность древесины указывает на ее рыхлость и незначительную прочность; изделия из такой древесины не должны подвергаться резким и переменным нагрузкам. Параллельность годичных слоев свидетельствует об относительной прямолинейности древесины в продольном разрезе, а следовательно, о доброкачественности материала.
У отдельно растущих деревьев после валки и распиловки можно наблюдать непараллельность древесных волокон, т. е. косослойность. Вместе с косослойностью у таких деревьев ядровая часть смещена к заболони. Древесина с этими дефектами больше трескается и сильнее коробится.
При отборе древесины следует обращать внимание на возраст дерева. Молодая древесина мягкая и рыхлая, а старая в большей степени подвержена гниению, поэтому лучше всего выбирать древесину среднего, зрелого периода роста. Так, для столярных работ лучшей считается древесина сосны в возрасте 80–90, дуба – 80–150, березы и ясеня – 60–70, ели – 120, ольхи – 60 лет и т. д. Возраст сваленного дерева определяют по его поперечному разрезу, на котором хорошо видны годичные слои.
В столярном деле одни древесные породы считаются более гибкими, другие – менее гибкими (упругими). В то же время древесина осенней заготовки более гибкая, чем зимней. Установлено, что в наибольшей степени гибкость дерева проявляется в его среднем возрасте.
Гибкая порода легко гнется, но трудно ломается. Следует знать, что по гибкости сосна уступает липе, а ольха – березе. Липа, береза, ильм, осина являются наиболее гибкими; затем следуют дуб, бук, ель, ясень, клен; наименее гибкими считаются лиственница, ольха, граб, пихта, сосна. Гибкость дерева во многом зависит от места его произрастания, наличия в почве различных питательных элементов, окружения, в котором растет дерево (в гуще леса или на открытом месте), наличия сучков и т. д.
В столярном деле при гнутье древесины очень важным является такое ее свойство, как вязкость. При высокой вязкости дерево гнется по всем направлениям не ломаясь, но и не принимая прежней прямолинейности. Таким качеством обладают клен, вяз, можжевельник, орешник, береза, ясень, лиственница, бук, молодой дуб и т. д.; хрупкими породами считаются ольха, осина, ель и др.
В большой мере на вязкость и хрупкость древесины оказывает влияние почва, на которой растет дерево. Так, если сосна и бук росли на влажной почве, то их древесина будет иметь высокую вязкость, а если на сухой – то среднюю. Дуб имеет высокую хрупкость, если произрастает во влажной или слишком сухой среде. В производственных условиях для получения однородной вязкости определенные породы перед обработкой предварительно пропаривают, насыщая древесину влагой, а затем подвергают гнутью.
Древесина имеет свойство раскалываться по направлению волокон, и чем более прямолинейна ее структура, тем легче она раскалывается. Плотные и гибкие породы раскалываются легче мягких. Сучковатость, свилеватость, наплывность и перепутанность древесных волокон снижают степень раскалываемости. Легче раскалываются дуб, бук, ясень, ольха, ель и др., труднее – груша, тополь, граб и т. д. Для резьбы подбирают породы с более низкой степенью раскалываемости.
Долгое хранение древесины снижает ее прочность, поэтому столяр должен соблюдать условия хранения материала, а готовые изделия защищать от атмосферных влияний, покрывая их лаками, мастиками и т. п.
Отбирая материал для столярных работ, столяры обращают внимание на цвет в разрезе или в отщепе древесины. Если ее цвет неравномерный или слишком яркий, то это свидетельствует о начавшемся грибковом заболевании. Такое дерево непригодно для столярной работы.
16+
Сучки в деталях конструкций нежелательны, так как снижают прочность древесины. При высушивании древесины они обычно выпадают. У хвойных пород полость выпавшего сучка заполняется смолистым веществом, и тогда наблюдается «табачный» сучок. Материал с наличием большого количества сучков используют для неответственных конструкций.
Рис. 3. Схема распиловки ствола дерева:
1 – брус; 2 – обрезная доска; 3 – необрезная доска; 4 – горбыль
Пиломатериалы и продукты переработки древесины. Древесные материалы бывают в виде распиленной, измельченной и клееной древесины, а также шпона.
Распиловочный сортамент, используемый в столярном производстве, получается в результате распиловки ствола дерева (рис. 3). Сортамент пиломатериалов определяется наличием различных дефектов древесины и зависит от точности ее распиловки, чистоты обработки и степени покоробленности. Приобретая или заготавливая материал, исходят из его размеров и необходимого объема. Материала заготавливают всегда чуть больше, чем необходимо, учитывая скрытый брак заготовок.
Наиболее употребительные размеры пиломатериалов для работы в домашних условиях следующие: досок – толщина 13–45, ширина 80–250 мм; брусков – соответственно 50–100 и 80–200 мм; брусьев – сечение 130–250?130–250 мм. Длина пиломатериалов – не более 6,5 м.
Для столярной заготовки используют обычно необрезные доски, выпиленные ближе к центру ствола. Они в меньшей степени подвержены усадке и высыханию. Для небольших изделий используют и дефектные в целом доски: со сбежистостью, кривизной, трещинами, незначительным косослоем, сучковатостью.
Материал для столярных изделий покупают в магазинах. Но не следует забывать, что для их изготовления можно использовать старую мебель, тарную дощечку, отходы пиломатериалов, старый паркет, элементы разбираемых деревянных построек, балочных перекрытий и т. д.
Продуктами переработки древесины являются строганый и лущеный шпон, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты.
Строганый и лущеный шпон служит материалом для облицовочных и мозаичных работ. В магазины шпон поступает с деревообрабатывающих комбинатов или мебельных фабрик в пачках различной длины и ширины. Получают его при строгании или лущении древесины: лущеный – березы, ольхи, ели, сосны, бука, липы и других пород со слабовыраженной текстурой, строганый – грецкого ореха, ясеня, бука и т. д. Строганый шпон используют, как правило, для облицовывания мебели, а лущеный – столярных и древесностружечных плит. Для облицовывания в домашних условиях рекомендуется шпон толщиной 0,6–1,5 мм.
Кроме строганого и лущеного шпона, для облицовывания изделий в столярном деле используют еще пиленый шпон толщиной 1–12 мм. В домашних условиях такой шпон получают, распиливая древесину обыкновенной одноручной пилой с соответствующим разводом зубьев. Пиленый шпон используют для облицовывания небольших изделий.
Фанера состоит из нескольких (трех, пяти и более) склеенных слоев лущеного шпона. Основными породами древесины, используемой для изготовления фанеры, являются ольха, береза, бук, сосна, липа и др. В продажу фанера поступает шлифованной и нешлифованной с маркировкой согласно применяемым клеевым составам. Фанеру применяют в качестве конструкционного и облицовочного материала. Оклеивают ее строганым шпоном ценных пород – дуба, ясеня, березы, бука, грецкого ореха, красного дерева, клена и т. д. Вместо шпона фанеру можно облицовывать декоративными пленками или декоративной бумагой. Толщина фанеры 3–18 мм.
Столярные плиты – это склеенные между собой рейки, облицованные лущеным шпоном или фанерой. Для облегчения конструкций изготовляют также плиты, в которых рейки размещены блоками с образованием пустот. Щиты, изготовленные таким образом, не гнутся и не трескаются. Толщина столярных плит 16–50 мм. В домашних условиях мастер может изготовить столярную плиту сам, используя соответствующие материалы и инструмент. Столярные плиты используют для изготовления предметов мебели.
Древесно-стружечные плиты (ДСП) изготовляют из древесины и ее отходов, которые измельчают, сушат, сортируют, смешивают со связующим, формуют и при определенном давлении и температуре прессуют. Толщина плит 10–20 мм. Плиты бывают водостойкие и неводостойкие, разной плотности, шлифованные и нешлифованные. ДСП применяют в основном для устройства перегородок, обшивки каркасов конструкций и изготовления отдельных предметов мебели.
Древесно-волокнистые плиты (ДВП) также изготовляют из дробленой древесины, которая проходит дополнительную специальную обработку. Толщина ДВП 2,5–25 мм. Плиты имеют различные плотность, водостойкость и степень звукопоглощения. ДВП повышенной твердости применяют для облицовывания каркасов мебели, щитовых конструкций раздвижных дверей, перегородок и т. п.
Использование коры. В мозаичных работах используется кора некоторых деревьев. Наиболее широко применяется кора березы (береста), сосны в возрасте 45–60 лет, ивы, молодых побегов розового куста и др.
Бересту заготавливают в мае—июне, когда особенно сильное сокодвижение. Лучше других – кора с обычной березы, особенно с деревьев, растущих на умеренно-влажных грунтах: она чистая, без черных отметин и штрихов. Бересту отслаивают со срубленного дерева острым еловым или рябиновым клином по сделанным предварительно надрезам. После отделения от дерева ее тщательно протирают тканью; хранят в пачках под грузом в прохладном затененном месте. Перед работой бересту вымачивают в горячей воде, после чего она становится мягкой и податливой. Иногда береста бывает толще строганного шпона, и чтобы сделать ее тоньше, снимают несколько внутренних слоев. В процессе работы на бересту давить не рекомендуется, потому что она от этого уплотняется и темнеет. Под лаком береста также немного темнеет.
Кора сосны сверху имеет красно-оранжевую чешуйчатую структуру, под которой расположен зеленый подслой – молодая кора, легко снимаемая со ствола. Бить по коре не рекомендуется, так как в местах удара появляется почернение. После снятия с дерева кору сосны подсушивают до исчезновения излишков влаги. При высыхании она немного темнеет. После покрытия лаком цвет коры становится насыщеннее. Применяется кора сосны в основном для вставок, где необходим природный, зеленый цвет, в растительных орнаментах и т. д.
Полезные замечания. Для определения влажности древесины на свежий скол отщепа от заготовки кисточкой наносят спиртовой раствор йода. Если дерево заготовлено зимой (менее сырое), то прожилки приобретут темно-фиолетовый оттенок, если летом (более сырое) – желтоватый.ЛАМА
Если при ударе молотом или обухом топора по торцу заготовки получается глухой звук – древесина сырая, если звонкий – сухая. Однако определить таким образом влажность сучковатой заготовки трудно, так как наличие сучков будет усиливать «звучание» древесины.
Лучше всего влажность древесины определить по стружке, снимаемой фуганком с заготовки. Древесина будет сырая, если тонкую и длинную стружку можно завязать в узел, и сухая, если стружка ломается.
Плотность древесины можно определить по степени насыщения ее влагой. Так, чтобы отобрать дубовую доску высокого качества, одинаковые по размеру образцы нескольких досок помещают на несколько часов в воду, после чего их взвешивают. Самый тяжелый образец будет самого низкого качества, так как он впитал много воды, а это значит, что у него древесина менее плотная, чем у остальных.
В соках, которыми питается дерево во время своего роста, содержится много различных солей. При высыхании древесины они остаются в порах клетчатой структуры дерева, куда при определенных условиях поступает и влага с воздухом. Это способствует загниванию материала заготовок. Чтобы избавиться от солей, заготовки с грузом опускают на чистое речное дно комлем против течения. Через определенное время (обычно 7–8 месяцев) вода вымоет из древесины все соли. После сушки дерево становится очень прочным, почти не коробится и не трескается. Следует помнить, что не из каждого дерева можно таким способом избавить от солей, так как многие породы во влажной среде загнивают. Поэтому выщелачиванию подлежат лишь те породы, которые выносливы к пребыванию во влажной среде: дуб, сосна, ольха, тис и некоторые другие.
Тема: Выбор древесины и древесных материалов для изготовления столярных и мебельных изделий
1 . Мастерство столяра
Мастерство столяра - очень древнее. Оно предавалось из века в век и в наше время - в большом почёте, так как тесно связано с бытом человека и обработкой доступного всем материала.
Столярное мастерство требует сноровки и знания дела, пытливого ума и художественного вкуса. Поэтому, прежде чем заняться столярным делом, необходимо овладеть его профессиональными секретами и постепенно перейти от простых работ к более сложным.
Развитию столярного мастерства на Руси способствовали простота и доступность материала, наличие умелых мастеров, богатые традиции. Талант русского народа, присущие ему чувства прекрасного и гармонии позволили создать глубокие самобытные произведения резной мебели, домашней утвари, способствовали подъёму и расцвету высокого искусства народной архитектуры и домовой резьбы.
Дерево - прекрасный строительный и поделочный материал, оно обладает рядом ценных качеств: легко колется, пилится, режется, достаточно прочное и твёрдое, упругое, легко склеивается, имеет небольшой удельный вес, хотя имеет ряд недостатков - горит и гниёт. Древесину невозможно заменить другими материалами потому, что любой заменитель не даёт того тепла, цвета, красивой текстуры и рисунка, форм, запаха и многое другое.
Изготовление столярных и мебельных изделий требует определённых знаний о породе древесины, её свойствах, качестве, применении в обработке режущим инструментом с учётом различных характеристик - влажности, плотности, твёрдости, пороков древесины.
Для мастера столярного и мебельного производства важно правильно подобрать и рационально использовать древесину.
Столяр должен правильно определять породу древесины, знать её достоинства и недостатки, уметь отыскать в стволе дерева ту часть, которая наиболее подходит для изготовления определенной детали.
Производство современной мебели - это высокомеханизированная отрасль производства. Механизация и автоматизация производства, внедрение современного оборудования, новой технологии и материалов - все это позволяет вести изготовление мебели на высоком техническом уровне.
Основными материалами для изготовления мебели служат ДСП, ДВП, фанера, древесина хвойных и лиственных пород, облицовочные и отделочные материалы: лущёный и строганный шпон, синтетические плёнки и пластики.
Столярные и мебельные изделия должны быть прочными и долговечными, поэтому учащиеся должны в первую очередь разбираться в породах древесины и древесных материалах и всем, что с ними связано.
2. Отбор древесины для производства столярных и мебельных работ.
Столярные работы бывают белодеревными и краснодеревными.
Исходным материалом для белодеревных работ служит древесина хвойных и мягких лиственных пород: берёза, липа, тополь, для краснодеревных - твёрдая древесина ценных лиственных пород. Для обоих видов работ применяются породы деревьев с относительной прямостойкостью и небольшим количеством здоровых сучков.
2.1. Влияние свойств древесины на выбор материала.
Чтобы правильно выбрать древесину, необходимо знать свойства древесных пород.
Хвойные породы используют в качестве основы при облицовывании деталей шпоном из твёрдых ценных пород; твёрдые лиственные породы (дуб, бук, берёзу обычную и карельскую, грецкий орех, граб, клён обычный и «птичий глаз», ясень и др.) применяют в натуральном, цельном виде.
В мозаичных работах используют шпон лиственных и хвойных пород. Для резьбы по дереву при последующем травлении и крашении древесины в тёмный цвет выбирают только некоторые лиственные породы - липу, осину, иву, рябину, берёзу. Если же хотят оставить натуральный цвет резного изделия, то для изготовления берут грушу, клён, грецкий орех, каштан, дуб и др.
Хвойные породы имеют мягкую древесину, и ее не используют для лицевых деталей. Это связано с тем, что мягкая древесина чувствительна к механическим повреждениям и ударам. Но при соблюдении определённых требований к техпроцессу хвойные породы можно использовать при изготовлении мебели.
Изделия небольших размеров изготовляют в основном из хвойных пород древесины без сучков, с красивыми ярко выраженными годичными слоями (кипарис, можжевельник, лиственница, красная сосна и др.) Ель с большим количеством сучков, а также белая сосна и пихта - породы, требующие дополнительной декоративной отделки тонированием или орнаментальной резьбой. Древесина хвойных пород легко окрашивается, но при интенсивной окраске цветовой тон глушит её декоративные достоинства.
При высыхании древесина сжимается в объёме и подвергается естественному короблению. В столярном деле нужно правильно определять время сушки древесины, так как в недосушенный или пересушенный материал в одинаковой степени непригоден для работы. В условиях эксплуатации с нормальной влажностью среды пересушенная древесина неизбежно будет впитывать влагу с воздуха и коробиться. На нормальное состояние древесины пагубно влияет и переменное изменение температуры: материал при этом трескается.
На состояние древесины, её сушку, разбухание влияет ряд причин: время заготовки, длительность, условия выдержки и др. У дерева, заготовленного зимой, древесина, по сравнению с летней, менее влажная, так как дерево в это время замедляет свой рост.
Необходимо всегда помнить, что недосушивание и пересушивание сильнее всего сказывается на твёрдых и плотных породах и слабее - на мягких и рыхлых. Для изготовления изделия необходимо подбирать древесину одинаковых по структуре пород, чтобы степень усыхания заготовок была одинаковой.
У распиловочного материала при высыхании наблюдаются прогибы и выпуклости, т.е. происходит его коробление. У центровой доски коробление будет едва заметным, так как твёрдая ядровая древесина усыхает значительно меньше заболони.
Пригодность столярного материала можно определить по наружным признакам ствола сваленного дерева. При отборе древесины обращают внимание на лучевые трещины в торце: отсутствие их или наличие мелких трещин свидетельствует о доброкачественном материале. Глубокие трещины являются признаком его низкого качества. При глубоких лучевых трещинах в стволе могут возникнуть полости, а это относится к порокам древесины. Если трещины идут по годичным слоям древесины, т.е. дугами, то такое дерево непригодно для столярных работ.
При выборе древесины мягких хвойных пород обращают внимание на плотность годичных слоёв. Чем они гуще и переходы их плавнее тем древесина плотнее и однороднее, а. значит, и качественнее.
Широкослойность древесины указывает на её рыхлость и незначительную прочность. Изделия из такой древесины не должны подвергаться резким и переменным нагрузкам. Параллельность годичных слоёв свидетельствует об относительной прямолинейности древесины в продольном разрезе, а следовательно, о доброкачественности материала.
При отборе древесины следует обращать внимание на возраст дерева. Молодая древесина мягкая и рыхлая, а старая в большей степени подвержена гниению, поэтому лучше всего выбирать древесину среднего и зрелого периода роста. Для столярных работ лучшей считается древесина сосны в возрасте 80-90 лет, дуба - 80-150 лет, берёзы и ясеня -60-70 лет, ели- 120 лет, ольхи- 60 лет. Возраст сваленного дерева определяют по его поперечному разрезу, на котором хорошо видны годичные слои.
В столярном деле одни породы считаются более, другие менее гибкими (упругими). Древесина осенней заготовки более гибкая, чем зимней. Наибольшая гибкость дерева проявляется в его среднем возрасте.
Гибкая порода легко гнётся, но трудно ломается. По гибкости сосна уступает липе, а ольха - берёзе. Липа, берёза, ильм, осина являются наиболее гибкими, затем следует дуб, бук, ясень, клён; наименее гибкие - лиственница, ольха, граб, пихта, сосна. Гибкость дерева во многом зависит от места произрастания, наличия в почве питательных элементов, окружения в котором растёт дерево (в гуще леса или на открытом месте), наличия сучков.
В столярном деле при гнутье древесины очень важным является вязкость. При высокой вязкости древесина гнётся по всем направлениям, не ломаясь но и не принимая прежней прямолинейности. Таким качеством обладают клён, вяз. можжевельник, орешник, берёза, ясень, лиственница, молодой дуб, бук; хрупкими породами считаются ольха, осина, ель.
В большой мере на вязкость и хрупкость древесины оказывает влияние почва, на которой растёт дерево. Если сосна и бук росли на влажной почве, то древесина будет иметь высокую вязкость, а если на сухой, то среднюю вязкость. Дуб имеет высокую хрупкость, если произрастает во влажной или совсем сухой среде. В производственных условиях для получения однородной вязкости определённые породы перед обработкой пропаривают, насыщая древесину влагой, а затем подвергают гнутью.
Древесина имеет свойство раскалываться по направлению волокон и чем более прямолинейна её структура, тем легче она раскалывается. Плотные и гибкие породы раскалываются легче мягких. Сучковатость, свилеватость, наплывность и перепутанность древесных волокон снижают степень раскалываемости. Легче раскалываются дуб, бук, ясень, ольха, ель, труднее- груша, тополь, граб и т.д. Для резьбы подбирают породы с более низкой раскалываемость.
Долгое хранение древесины снижает её прочность, поэтому столяр должен соблюдать правила хранения материала, а готовые изделия защищать от атмосферных влияний, покрывая их лаками, мастиками, олифой.
Отбирая материал для столярных работ, столяр обращает внимание на цвет в разрезе или в расщепе древесины. Если её цвет неравномерный или слишком яркий, то это начинается грибковое заболевание. Дерево не пригодно для столярной работы.
3. Отличительные особенности и применение древесных пород.
3.1. Хвойные породы
Сосна - наиболее распространённое дерево хвойной породы. Цвет её древесины может быть бурым, красноватым, желтоватым и почти белым с лёгкими разводами красноты. Лучший материал получают из деревьев, которые растут на возвышенности, сухих холмах, песчаниках; годичные слои у них расположены близко друг к другу, а древесина имеет плотную структуру.
Структура древесины, растущей на влажных местах, более рыхлая.
В сухом виде сосна - лёгкая и податливая для столярных работ порода.
Вдоль волокон она строгается хорошо, поперёк - с трудом, а пилится поперёк - хорошо, вдоль - плохо. Древесина сосны хорошо склеивается. Из неё изготовляют мебель, каркасы конструкций столярных изделий и конструкции под облицовку строганным шпоном ценных пород. Сосна широко применяется для изготовления оконных и дверных блоков, настилки полов, облицовки стен и т.д.
Древесина хорошо обрабатывается лаками и красителями после обессмоливания, сосну используют также для мозаичных и резных работ.
Ель - мягче сосны, но она имеет большое количество мелких и средних сучков, что затрудняет её применение в ответственных столярных конструкциях. Текстура её древесины невыразительна. Ель менее влагостойка, чем сосна, и скорее поддаётся гниению, зато её древесина мало подвержена короблению, что является положительным качеством этого материала. Она плохо отделывается, но склеивается лучше сосны.
Широко применяется в мозаичных наборах благодаря сучковатой текстуре.
В столярном деле используется в основном для неответственных конструкций мебели, не испытывающих больших нагрузок во время эксплуатации. Обладая хорошими резонансными свойствами, ель широко применяется для изготовления музыкальных инструментов.
Наравне с елью применяется сибирская пихта, хотя имеет пониженные физико - механические свойства.
Лиственница занимает особое место среди других хвойных пород, она относится к твёрдым хвойным породам. Цвет её древесины имеет красновато - коричневый, иногда бурый оттенок и отличается высокой прочностью (прочнее дуба) и влагостойкостью. Сухая древесина лиственницы хорошо обрабатывается. Лиственница мало подвержена короблению, но при быстрой сушке в древесине ствола могут возникнуть внутренние трещины. Для отделки лиственницы используют в основном нитроцеллюлозные лаки. Порода используется для мозаичных и резных работ, но в основном для изготовления корабельных днищ и мостовых свай.
Кедр - имеет беловато - жёлтую древесину с различными цветовыми оттенками в зависимости от места произрастания. Древесина кедра не отличается высокой плотностью и прочностью, обладает стойкостью против гниения, мало подвержена червоточине, имеет сильный специфический запах, хорошо колется. В столярном деле употребляется для изделий, не подвергающихся большим нагрузкам. Полировку кедрового дерева применяют мало, ее отделывают в основном воском.
Древесина кедра, как и лиственницы, хорошо обрабатывается режущим инструментом. Кедр - хороший материал для резьбы.
Пихта - она самая лёгкая и мягкая из хвойных пород. Древесина не имеет смоляных ходов, что позволяет использовать её для изготовления пищевой тары. Из пихты получают резонансный кряж для изготовления музыкальных инструментов. Древесина отличается красивой текстурой и используется в виде шпона для отделки мебели. Из коры пихты добывают бальзам для оптической промышленности.
3.2. Лиственные породы
Наибольшее значение в столярном деле имеют не хвойные, а лиственные породы.
Дуб - отличается высокой прочностью, твёрдостью, стойкостью против гниения, и хорошо обрабатывается способностью к гнутью, имеет красивую текстуру и цвет.
Древесина дуба обладает достаточной вязкостью и хорошо обрабатывается режущим инструментом. Пролежав в воде несколько десятков лет без доступа воздуха, она приобретает шелковистую темно - фиолетовую с зелёным отливом окраску (под «вороное крыло»). Её твёрдость по сравнению с сухой древесиной выше, но выше и хрупкость. Обработка морёного дуба затруднительна.
Древесина дуба широко используется для изготовления мебели, паркета, предметов декоративно - прикладного искусства, а также в бондарном деле.
Шпон из дуба применяется для облицовывания малоценных пород, фанеры.
Древесина дуба плохо принимает спиртовые лаки и политуру, но хорошо клеится.
Ясень - древесиной похож на дуб, но не имеет ярко выраженных сердцевинных лучей. При обесцвечивании приобретает оттенок седины.
Хорошо гнётся после пропаривания. При сушке ясень трескается мало; из-за высокой вязкости и прочности древесина обрабатывается с трудом.
Ясень легко подвергается червоточине, поэтому древесину антисептируют.
Гибкая и прочная древесина ясеня применяется для спортивного инвентаря: гимнастической стенки, гимнастических досок, а также перил, полов.
Ясень плохо полируется и требует порозаполнения.
Для ясеня рекомендуется декоративное покрытие нитролаками и воском.
Бук - имеет прочную и твёрдую древесину; по прочности она не уступает дубу. В чистом виде бук не имеет ярко выраженной структуры, но на тангенциальном и радиальном разрезах она очень красива, и эти декоративные качества используются при облицовывании мебели строганным шпоном. Бук гигроскопичен, поэтому его не употребляют для изделий, находящихся в неблагоприятной среде.
Древесина быстро сушится и не трескается. Бук легко колется, пилится и обрабатывается режущим инструментом; хорошо гнётся в пропаренном виде; полируется с трудом. Применение бука в столярном деле разнообразно: от колодок строгальных инструментов до мебели из массива.
Древесина используется в резьбе, хотя и имеет высокую твёрдость, а также в мозаичных работах. Она хорошо отделывается нитро – полиэфирными лаками, воскованием, окрашивается в различных растворах и отбеливается.
Граб - его называют белым буком. Он имеет твёрдую, прочную, плотную древесину беловато - серого цвета. Текстура граба не отличается яркостью, как например, у ясеня; на ровно матовом фоне его древесины разбросаны светлые точки. Нередко эта порода имеет косослойное строение древесины, поэтому граб колется с трудом. После просушивания граб почти не подвержен короблению; его твёрдость становится выше, чем у дуба.
Режущим инструментом обрабатывается с трудом.
Применение граба в столярном деле разнообразно, хотя и не такое широкое, как у дуба, ясеня или бука; используется в мозаичном деле.
Граб хорошо отделывается и травится.
Берёза обыкновенная - отличается высокой прочностью, однородностью строения и цвета, средней плотностью и твёрдостью. Древесина берёзы неустойчива против гниения; используется в основном для изготовления фанеры, лущёного шпона, ДСП, пластиков, применяется в столярном деле и в мебельном производстве.
Берёза легко обрабатывается и отделывается, при травлении хорошо окрашивается под более ценные породы - красное дерево.
Древесина в распаренном виде хорошо гнётся. Берёзовые капы (наросты на стволе) дают ценный материал для мозаичных работ.
Благодаря однородности, вязкости и твёрдости древесины, берёзу применяют для изготовления резных изделий.
Недостатки этой породы: долго высыхает, легко колется, сильно трескается, коробится, подвержена червоточине.
Карельская берёза - растёт на северо - западе нашей страны. Древесина её вязкая и твёрдая, легко поддаётся столярной обработке. Среди лиственных пород ей нет равных по красоте текстуры. Очень высоко ценится в мозаичных работах и как поделочный материал.
Дубильные вещества карельской берёзы способствуют качественному окрашиванию ее древесины и тонированию в различные цвета.
Благодаря свилеватости и перепутанности древесных волокон. Эта порода почти не колется, поэтому её иногда применяют для изготовления ударных частей инструментов.
Клён обыкновенный - имеет прочную, твёрдую и колкую светло – жёлтую древесину. Принадлежит к безъядровым породам. Древесина хорошо обрабатывается режущим инструментом, нестойка против сырости, хотя коробится мало. Благодаря дубильным веществам, она принимает в солях металлов нужную окраску и тон. Клён прекрасно режется и полируется, поэтому используется для резных работ с мелкой профилировкой.
Древесину часто имитируют под другие породы с ровной текстурой.
Клён применяется для изготовления мебели, строганного шпона, паркета, музыкальных инструментов. Древесина его почти не трескается, поэтому идёт на изготовление декоративной посуды.
Явор - разновидность клёна обыкновенного. Имеет свилеватую структуру, которая ценится в мозаичных работах.
Клён «птичий глаз» - имеет очень красивую, характерную текстуру. Высоко ценится облицовочный материал из этой разновидности клёна. Иногда эту породу называют «сахарный клён». В нашей стране он растёт на юге и на Кавказе.
Липа - как и клён, относится к безъядровым породам; имеет лёгкую, белую древесину. Текстура у липы не выражена.
Применяется в виде лущёного шпона для изготовления фанеры. В мозаичных работах используется в виде вставок при наборах орнамента.
Липа относится к породам, которые почти не трескаются и мало усыхают.
Благодаря однородности текстуры и равномерному строению древесных волокон, липа является лучшим материалом для резьбы. Древесина вынослива к сырости, не подвержена червоточине. Мягкость и податливость древесины позволяет использовать древесину для изготовления чертёжных досок.
Липа почти не имеет дубильных веществ, поэтому плохо травится и окрашивается. Для окрашивания древесину насыщают дубильными веществами.
Тополь серебристый широкого применения не имеет из-за мягкости древесины. Наросты и наплывы на стволе тополя имеют выразительную текстуру, которая высоко ценится для облицовывания мебели и в мозаике.
Вяз имеет тёмное ядро и хорошо различимые годичные слои, которые в радиальном разрезе образуют красивый рисунок. По твёрдости и некоторым другим качествам древесина вяза приближается к дубу. Со временем она, как и у дуба темнеет.
Древесина вяза гибкая, плотная, используется для изготовления рукояток к ударным столярным инструментам, станин столярных верстаков. Вяз с трудом колется, полируется и обрабатывается режущим инструментом; с успехом применяется в мозаичных работах. Вязочные капы, благодаря красивой текстуре волокон, имеют преимущества перед капами тополя, грецкого ореха и даже карельской берёзы.
Ильм по свойствам древесины напоминает вяз, но твёрже его. Цвет древесины сероватый, с красивыми продолговатыми пятнышками.
Ольха - мягкая безъядровая порода, не имеющая ярко выраженной текстуры. Древесина свежесрубленной ольхи на воздухе быстро темнеет.
Хорошо обрабатывается режущим инструментом, прекрасно тонируется под другие породы однородного строения, особенно под красное и чёрное дерево. Ольха устойчива против гниения в сырых и влажных условиях, но в сухих местах подвергается червоточине, высыхает быстрее других пород.
Древесина ольхи хорошо полируется. Вследствие лёгкости, однородности строения и незначительного коробления хорошо режется и широко применяется в декоративно - прикладном искусстве, особенно для резных изделий.
Осина во многом схожа с ольхой; легко поддаётся столярной обработке.
Применяется для изготовления фанеры, гонта, спичек, используется в резных работах.
Осина обладает рядом замечательных качеств: морозо-, влаго- и кислотоустойчивостью.
Древесина осины отличается мягкостью, однородностью текстуры, белизной и чистотой, меньше других поддаётся червоточине.
Одно из важнейших её свойств - светоустойчивость. Она долгое время не желтеет, если находится в помещении. При сгорании осина не даёт копоти.
Важное качество осины - способность долго не гнить в воде, поэтому её используют для срубов погребов и колодцев.
Мелкослойная древесина в воде становится очень плотной и слабо пропускает воду, поэтому используется для изготовления бочек, ушатов, корыт. Для кровли использовали дранку из осины.
Купола знаменитых северных деревянных храмов покрывали лемехом (гонтом) - небольшими фигурными дощечками, которые со временем приобретали красивую серебристо - серую окраску.
3.3. Твёрдая древесина фруктовых и плодовых деревьев
Яблоня - имеет слаботекстурный с незначительными отклонениями тона розоватый с краснотой или побурением цвет. Древесина её умеренно плотная и твёрдая, прочная и вязкая, хорошо отделывается и полируется и обрабатывается режущим инструментом, точится на токарном станке ,но сильно коробится.
В столярном деле применяется для изготовления колодок, ручных столярных инструментов, чертёжных линеек, деталей музыкальных инструментов, производства дорогой мебели, ножевой фанеры, тростей.
Наросты на стволах яблони (капы и наплывы) используются для изготовления шкатулок, портсигаров, трубок и письменных приборов.
Груша имеет красивую розоватую, иногда желтовато - белую (дикая груша) древесину. У старых деревьев она обычно темнее, чем у молодых.
Древесина груши твёрдая, плотная, тяжёлая, однородного строения, хорошо режется и обрабатывается режущим инструментом во всех направлениях, легко отделывается, хорошо воспринимает краску, особенно при имитации под чёрное дерево. Груша мало коробится, из неё изготовляют шпон, высококачественную мебель, музыкальные инструменты.
Чтобы повысить твёрдость, грушевую древесину помещают в воду и выдерживают продолжительное время, после чего сушат в тени. После просушивания она приобретает буроватый оттенок.
В мебельном производстве грушу часто тонируют в чёрный цвет.
Благодаря плотной структуре, древесина хорошо полируется и даёт превосходный материал для самых мелких профилей в резьбе. При сушке груша почти не коробится и не растрескивается, но подвержена червоточине.
Белая акация считается самой твёрдой из лиственных пород нашей страны. Цвет её древесины жёлтый; на срезах чётко выделяются годичные слои. В сухом виде акация обрабатывается с большим трудом. Древесина не трескается и не коробится, имеет большое сопротивление трению, очень упруга и прекрасно полируется. На воздухе под воздействием света она со временем заметно темнеет, отчего текстура становится выразительнее и ярче.
Из древесины белой акации изготовляют колодки строгальных инструментов и винты для столярных верстаков. Применяется в виде строганного шпона для мозаичных работ.
Рябина имеет твёрдую, плотную, прочную, тяжёлую, огнестойкую, мелкослоистую древесину, которая отличается хорошей сопротивляемостью ударам и с успехом используется для изготовления рукояток ударных столярных инструментов и колодок рубанков, токарные и резные изделия, зубья, блоки и другие детали, требующие большой прочности. В дело употребляют только хорошо высушенную древесину.
Текстура рябины выражена слабо.
Грецкий орех имеет очень красивую текстуру с большой гаммой тональных переходов. Чем больше возраст грецкого ореха, тем ценнее его древесина. Капы этого дерева в виде строганного шпона является прекрасным материалом для мозаичных работ.
Очень ценится грецкий орех у резчиков по дереву, так как хотя и имеет плотную, но податливую древесину.
Выдерживая листы шпона в перекиси водорода, можно достичь абсолютной белоснежности древесины.
Часто грецкий орех тонируют в чёрное дерево. По текстуре, цвету, тональным переходам и вязкости, благодаря которой шпон не трескается во время вырезания самых сложных и мелких деталей, древесина грецкого ореха является лучшим материалом для мозаичных работ.
Широко применяется в столярном деле, особенно при изготовлении мебели.
Каштан имеет несколько разновидностей; из них наиболее известны каштан съедобный и каштан конский. Благодаря мягкости и равноплотности каштан съедобный применяют в столярном деле и для резьбы.
Своим строением эта порода несколько похожа на дуб и ясень, но в радиальном разрезе не имеет свойственного дубу блеска сердцевинных лучей.
Каштан конский косослоен и сероватым оттенком напоминает сосну; имеет прочную древесину и благодаря дубильным веществам хорошо травится в растворах. Его используют в мозаичных работах в виде строганного шпона и для изготовления мебели.
3.4. Фруктовые деревья и кустарники (слива, вишня, черешня, абрикос, сирень, крушина, лещина, боярышник, ракитник, кизильник)
Они используются для изготовления мелких столярных изделий. Древесина твёрдая, различных цветовых оттенков - от бело-розового до фиолетового в сердцевинных частях стволов, хорошо полируется, красится и протравливается в химических растворах. Стружка, опилки и кора идёт на изготовление красящих веществ.
4. Пиломатериалы и древесные материалы
Древесные материалы бывают в виде распиленной, измельчённой и клеёной древесины, а также шпона.
Распиловочный сортимент, используемый в столярном производстве, получается в результате распиловки ствола дерева.
Сортимент пиломатериалов определяется наличием различных дефектов древесины и зависит от точности её распиловки, чистоты обработки и степени покоробленности.
Приобретая и заготавливая материал, исходят из его размеров и необходимого объёма. Заготавливают материал всегда чуть больше, чем необходимо, учитывая скрытый брак заготовок.
Наиболее употребительны размеры пиломатериалов для работы следующие: досок - 13- 45 мм, брусков - 50-100 и 80-200130…мм, брусьев-сечение 130… 250×130…250 мм. Длина пиломатериалов -6,5 м.
4.1. Размеры пиломатериалов хвойных пород.
Размеры по длине пиломатериалов от 1 до 6,5 м устанавливают с градацией 0,25 м, для коротких пиломатериалов от 0,5 до 0,9 м с градацией 0,1 м.
Пиломатериалы длиной свыше 6,5 м поставляются по спецзаказу.
Размеры пиломатериалов устанавливаются для древесины влажностью 20-22%. При большей влажности пиломатериалы должны иметь припуски на усушку по ГОСТ 6782 -98 для хвойных пород и по ГОСТ 4369 -92 для лиственных пород.
Отклонения от установленных размеров пиломатериала допускаются: по длине +50 и -25 мм; по толщине до 32 мм включительно ±1,0 мм; по толщине, а для обрезных материалов и по ширине от 40 до 100 м ±2 мм и более 100 мм ±3 мм.
4.2. Размеры пиломатериалов лиственных пород.
Размеры пиломатериалов: по длине - от 1 до 6,5 м с градацией 0,1 м; по толщине - 7, 10, 13, 16, 19,22, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 60, 70, 80, 90, 100, 110, 120, 130, 150, 180, 200 и 220 мм; по ширине - от 50 мм и более с градацией 10 мм.
Ширина необрезных пиломатериалов определяется как полусумма ширин двух пластей, измеренных посередине длины пиломатериалов, причём доли до 0,5 см не учитываются, а 0,5 см и более считаются за 1 см.
Отклонения от установленных размеров пиломатериалов допускаются: по длине - +75 и – 25 мм; по толщине при размерах до 35 мм ±1,4 мм; а для обрезных пиломатериалов по толщине и ширине при размерах от 40 до 100 мм ±2 мм; при размерах от 110 и более ±3 мм.
Для столярных работ лучше использовать обрезной материал, выпиленный ближе к центру, так как он меньше подвержен усадке высыхании.
5. Примерное назначение пиломатериалов хвойных пород различных сортов.
5.1. Применение пиломатериалов отборного сорта
Для использования в целом виде и для раскроя преимущественно на крупные заготовки, предназначаемые для обшивки деталей и связей, в судостроении (с дополнительными требованиями), для отдельных наиболее ответственных и нагруженных деталей: дышла и мотовильные планки сельскохозяйственных машин, решётки бортов грузовых автомобилей и т.п.
5.2. Применение пиломатериалов первого сорта
Для использования в целом виде и для раскроя на крупные заготовки, предназначаемые для ответственных деталей, а также в строительстве: настил внутренних палуб в специальном судостроении (с дополнительными требованиями), детали семенных ящиков сеялок, делители жаток, поперечные балки кузовов автомобилей, элементы несущих конструкций I категории, детали оконных и дверных блоков, строганные детали первого сорта, а также для раскроя на заготовки более высокого качества менее крупных заготовок.
5.3. Применение пиломатериалов второго сорта
Для использования в целом виде и для раскроя на крупные заготовки, предназначаемые для массовых деталей изделий, а также в строительстве: для настила и площадок, брусья спиц и укосин сельхозмашин, верхние доски бортов и крайние доски пола грузовых автомобилей, тонкая обшивка стен и пола в просвете погрузочных дверей грузовых железнодорожных вагонов, элементы несущих конструкций II категории, детали оконных и дверных блоков, строганные детали второго сорта, а также для раскроя на мелкие заготовки более высокого качества меньших размеров.
5.4. Применение пиломатериалов третьего сорта
Для использования в целом виде и для раскроя на заготовки, предназначаемые для массовых менее нагруженных деталей изделий, а также в строительстве: доски бортов и пола грузовых автомобилей, доски пола и толстой обшивки стен, обшивка крыши грузовых железнодорожных
вагонов, элементы несущих конструкций III категории, детали оконных и дверных блоков,, строганные детали третьего сорта, а также для раскроя на мелкие заготовки более высокого качества.
6. Продукты переработки древесины
Продуктами переработки являются строганый и лущёный шпон, фанера, модифицированные плиты, ДСП и ДВП, пластики.
Строганный и лущёный шпон служит материалом для облицовочных и мозаичных работ. Строганный шпон: грецкого ореха, ясеня, дуба, бука, клёна.
Лущёный шпон: берёзы, ольхи, ели, сосны, бука, липы и других пород, со слабо выраженной текстурой. Иногда используется пилёный шпон, получаемый распиливанием древесины обычными лучковыми пилами с соответствующим разводом зубьев.
6.1. Фанера
Фанера состоит из нескольких нечётных склеенных слоёв лущёного шпона. Основными породами древесины для получения лущёного шпона являются: ольха, берёза, сосна, бук, липа, ясень, ильм, дуб, осина, ель, кедр и пихта.
Симметрично расположенные слои шпона (по толщине фанеры) должны быть одной породы и одинаковой толщины. Фанера относится к той породе древесины, из которой изготовлены её рубашки.
В зависимости от водостойкости, фанеру выпускают следующих марок:
ФСФ - фанера повышенной водостойкости, склеенная фенолформальдегидными клеями;
ФК и ФБА - фанера средней водостойкости, склеенная карбамидными или альбумино - казеиновыми клеями;
В зависимости от вида обработки поверхностей рубашек фанера может быть шлифованной (или циклёванной) с одной или двух сторон и нешлифованной.
Влажность фанеры марок ФБА должна быть не выше 15% абсолютной, а марок ФК и ФСФ - не выше 12%.
Допускаемые отклонения фанеры по длине и ширине:
Длина (или ширина) в мм 1830 1525 1200
Допускаемые отклонения в мм ±5 ±5 ±4
Ширина ( или длина) в мм 1220 1525 725
Допускаемые отклонения в мм ±4 ±5 ±3,5
Длина листа фанеры определяется по направлению волокон древесины рубашек.
Клеёную фанеру изготовляют толщиной 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 9;10 и 12 мм.
Наименьшая толщина фанеры из древесины берёзы и ольхи равна 1,5 мм, а из других пород 3 мм.
6.2. Предел прочности клеёной фанеры
Предел прочности при скалывании по клеевому слою для фанеры повышенной, средней и ограниченной водостойкости (ФСФ, ФК и ФБА) в сухом виде, после 1 часа кипения в воде и после вымачивания в воде в течение 24 часов должен составлять не менее: для березовой 12 кг/см² (для фанеры марки ФБА на альбумино-казеиновых клеях после 1 часа кипения – 5 кг/см²); для ольховой, буковой, липовой, ясеневой, ильмовой, дубовой, пихтовой, сосновой, еловой и кедровой 10 кг/см².
Фанеру используют в качестве основного конструкционного и облицовочного материала. Её оклеивают строганным шпоном ценных пород - дуба, ясеня, грецкого ореха, красного дерева, клёна и т.д. Вместо шпона фанеру можно оклеивать текстурной бумагой или декоративными пластиками. Толщина фанеры 3-18 мм, а свыше - фанерные плиты.
6.3. Столярные плиты
Столярные плиты подразделяются: по конструкции - на блочно-шпоновые, блочно - реечные( склеенные между собой или несклеенные рейки собраны в щиты);
по виду материала рубашек - на облицованные строганной фанерой с одной или с двух сторон и необлицованные, т.е. склеенных с обеих сторон только шпоном (толщина шпона 3,6 мм для плит толщиной 16-35 мм и 4,0 мм для плит толщиной свыше 35 мм);
по виду обработки поверхности рубашек - на шлифованные с одной или двух сторон и нешлифованные;
по точности обработки (за исключением блочно - шпоновых) - на плиты обычной ( при ширине реек не более 3/2 толщины рейки) и повышенной точности ( при ширине реек не более 20 мм);
по виду клея, применяемого для склеивания рубашек, - на склеенные искусственными смолами и склеенные белковыми клеями.
Плиты изготовляют толщиной 16; 19; 22; 25; 30; 35; 40; 45; 50 мм следующих основных форматов ( длина и ширина): 2500×1525; 2500×1220; 2120×1270 и 1800×1220 мм.
Необлицованные плиты изготовляют трёх сортов: А, АВ и В.
Сорт определяется по качеству лицевых рубашек.
Облицованные плиты изготовляют двух сортов: 1-й и 2-й сорта плиты соответствуют сорту строганной фанеры, применяемой для облицовки.
Щиты столярных плит изготовляют из древесины хвойных, мягких лиственных пород и берёзы, при этом в одном щите подбирают рейки одной породы.
Влажность столярных плит 8±2% абс. По качеству древесина столярных плит должна отвечать требованиям ГОСТ 5204 - 94.
Столярные плиты - это склеенные между собой рейки, облицованные строганным, лущёным шпоном или фанерой. Для облегчения конструкций изготовляют плиты, в которых рейки размещены блоками с образованием пустот. Эти щиты не гнутся и не трескаются. Толщина столярных плит 16-50 мм. Такие плиты можно изготовить и самим из отходов фанеры и ДВП.
6.4. Древесно - стружечные плиты
ДСП изготовляют из измельчённой древесины, сушат, сортируют, смешивают со связующим и формуют при определённом давлении и температуре, толщина плит 10-20 мм. Плиты бывают водостойкие и неводостойкие, разной плотности, шлифованные и нешлифованные.
Различают два вида плит: облицованные и необлицованные.
Необлицованные - однослойные (ПС-1), двухслойные (ПС-2), трёхслойные (ПС-3), многослойные (ПС-М), выпускаются двух сортов: 1-го и 2-го.
Облицованные - одним слоем лущёного или строганного шпона (ПСШ-1), двумя слоями лущёного шпона или одним слоем строганого шпона с подслоем лущёного шпона (ПСШ-2), бумагой (ПСБ), плёнкой, пропитанной синтетическими смолами (ПСПБ), слоистым пластиком (ПСП), выпускаются трёх сортов: 1-го, 2-го и 3-го.
Плиты изготовляют из специально изготовленных стружек, дроблёных отходов (дроблёнки), отходов деревообрабатывающих предприятий.
По виду применяемого связующего плиты выпускаются на фенолформальдегидных и мочевино - формальдегидных смолах.
В зависимости от обработки поверхности они могут быть шлифованными и нешлифованными.
Конструкция облицованных плит должна быть симметричной, т.е. рубашки должны быть одинаковой толщины, в плитах не допускается коробление.
По качеству стружечные плиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 9381- 90.
ДСП применяют для устройства перегородок, обшивки каркасов конструкций и изготовления отдельных предметов мебели.
6.5. Древесно - волокнистые плиты
ДВП также изготовляют из дроблёной древесины или иных растительных волокон со специальной обработкой. Толщина их - 2,5 -25 мм. Плиты имеют разную плотность, водостойкость, степень звукопоглощения. ДВП повышенной твёрдости применяют для облицовывания каркасов мебели, щитовых конструкций раздвижных дверей и перегородок.
Древесно - волокнистые плиты подразделяются на: прессованные и непрессованные; плиты с окрашенной поверхностью, акустические,
пропитанные синтетическими водостойкими смолами для покрытия пола.
В зависимости от назначения изготовляются следующих видов: твёрдые, сверхтвёрдые, полутвёрдые, изоляционные, изоляционно-отделочные.
По качеству ДВП должны соответствовать требованиям ГОСТ 4598-90.
6.6. Использование коры.
Она используется в мозаичных работах. Наиболее широко применяется кора берёзы (береста), сосны в возрасте 45-60 лет, ивы, молодых побегов розового куста.
Бересту заготавливают в мае-июне, когда особенно сильно сокодвижение.
Лучшей корой считается кора с обычной берёзы, растущей на умеренно влажных грунтах: она чистая, без черных отметин и штрихов.
Кору сосны используют в основном для вставок, где необходим природный зелёный цвет, в растительных орнаментах.
7. Профессиональные способы определения влажности и плотности древесины.
Для определения влажности древесины на свежий скол наносят кисточкой спиртовой раствор йода. Если зимняя заготовка древесины, то прожилки будут темно - фиолетового цвета, если летом (более сырое сырье), то цвет жёлтый.
Если при ударе молотком или обухом топора по торцу заготовки получается глухой звук - древесина сырая, если звонкий - сухая. Влажность сучковатой древесины таким способом определить трудно, так как наличие сучков будет усиливать «звучание древесины».
Лучше всего влажность определить по стружке, снимаемой с заготовки фуганком. Древесина будет сырая, если тонкую и длинную стружку можно завязать в узел, и сухая, если стружка ломается.
Плотность древесины можно определить по степени насыщения её влагой.
Для того, чтобы отобрать качественную дубовую доску для столярных работ, надо взять три образца от нескольких досок, поместить на несколько часов в воду, а затем их взвесить. Самый тяжёлый образец будет низкого качества, так как впитал в себя много влаги, а это значит, что древесина менее плотная, чем у остальных.
Чтобы избавиться от солей, которые присутствуют в древесине по мере роста дерева, необходимо заготовки с грузом опустить в чистое речное дно комлем против течения. Через 7-8 месяцев вода вымоет все соли. После сушки дерево становится очень прочным, почти не коробится и не трескается. Но не каждое дерево можно таким образом освобождать от солей, так как многие породы от этого загнивают. Подлежат породы, выносливые к пребыванию во влажной среде: дуб, сосна, осина, ольха.
Литература
Бобиков П.Д. Изготовление художественной мебели - Москва. Высшая школа, 1988.
Бобиков П.Д. Изготовление столярных и мебельных изделий – Москва. Профобриздат, 2000.
Бобиков П.Д. Мебель для нашего дома - Москва, Нива России, 2000.
Буриков В.Г. Домовая резьба - Москва, Нива России, 2000.
Григорьев М.А. Столярные работы - Москва, Цитадель, 2004.
Клюев Г.И. Мастер столярного и мебельного производства – Москва. Издательский центр «Академия», 2008.
Коноваленко А.М. Столярничаю сам - Киев « Будивэльник» 1998.
Шепелев А.М. Изготовление мебели своими руками - Москва, ВО «Агропромиздат», 1998.
Лесников В.Е. «Справочник по деревообработке» - Москва, издательство «Лесная промышленность», 1965.
Обливин В.Н. Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях. Москва, изд. центр «Академия», 2005.