Тема: История развития комбинаторики, теории вероятностей и статистики и их роль в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Правила комбинаторики. Размещения, сочетания и перестановки.
Практическое занятие 16
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
1. корректировать знания, умения и навыки в теме: «История развития комбинаторики».
2. формирование основных понятий комбинаторики: размещения из m элементов по n, сочетания из m элементов по n, перестановки из n элементов;
3. Определить уровень усвоения знаний, оценить результат деятельности уч-ся.
ОБОРУДОВАНИЕ: инструкционно-технологические карты, микрокалькуляторы, учебник М.И. Башмаков «Математика».
Основные теоретические сведения
Определение.
Произведение всех натуральных чисел от 1 до n включительно называют
n- факториалом и пишут
.
Виды соединений:
а) Соединения из n элементов, отличающиеся друг от друга только порядком расположения в них элементов, называются перестановки
Перестановки обозначаются символом Рn, где n- число элементов, входящих в каждую перестановку.

б) Соединения из m элементов по n, отличающихся друг от друга только составом элементов, называются сочетания
Сочетаниями называются все возможные комбинации из m элементов по n, которые отличаются друг от друга по крайней мере хотя бы одним элементом (здесь m и n-натуральные числа, причем n
m).

в) Соединения из m элементов по n, отличающихся друг от друга составом элементом и порядком их расположения, называются размещения
Размещения обозначаются символом
, где m- число всех имеющихся элементов, n- число элементов в каждой комбинации. При этом полагают, что n
m.

Практическая часть.
Ответить на вопросы в тетради, используя материал учебника стр.75, 76.
Часть 1
1. Какие закономерности удалось открыть с помощью комбинаторики?
2. Кого можно считать родоначальниками комбинаторики?
3. В чем заключается задача Мере?
4.Записать в тетрадь правила комбинаторики (правила сложения и умножения), иллюстрируя схемами из учебника.
Часть 2
5.Вычислить 

6. Вычислить 
7.Упростить 
8. Упростить 
9.Вычислить 
10.Вычислить
11. Вычислить 
12. Сколько слов можно получить, переставляя буквы в слове «солнце», «молоко»?
13.Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1,2,3,8,9 так, чтобы в каждом числе не было одинаковых цифр?
14. Учащиеся изучают 12. Предметов. Сколькими способами можно составить расписание уроков на один день так, чтобы 6 уроков были различными?
11. Сколькими способами можно составить дежурство по классу по 4 человека, если в классе 28 человек?
12.Решить уравнение 
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится за 10 верно выполненных заданий части 2 и представлены ответы на вопросы части 1.
Оценка «4» ставится за 7 верно выполненных заданий части 2 и представлены ответы на вопросы части 1.
Оценка «3» ставится за 5 верно выполненное заданий части 2 и представлены ответы на вопросы части 1.