СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инструментальная аранжировка народной песни. Роль музыкального сопровождения в создании художественного образа».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                      План открытого урока по вокалу.

Преподаватель: высшей категории класса «Музыкальный фольклор» Глущенко Н.И., Концертмейстер: Вислобоков В.Г.

Тема: «Инструментальная аранжировка народной песни. Роль музыкального сопровождения в создании художественного образа».

Учащаяся:  Гришина Наталья, 3 класс.

  • Цель урока: Создание инструментальной аранжировки хороводно-плясовой песни Белгородской обл. «Как у нас во садочку».
  • Задачи урока:
  1. Совместная творческая работа руководителя и концертмейстера в процессе создания инструментальной аранжировки.
  2. Создание высокохудожественного произведения, выполняющего познавательную, воспитательную, развивающую и общественную функцию.
  3. Создание имитации звучания  инструментов народного оркестра,  характеризующих  образное   содержания песни посредством различных приёмов игры на инструменте.
  4. Создание музыкально-тематического материала (аранжировки песни) соответствующего оригиналу.
  • Ход урока:
  1. Подробный музыкальный анализ исходного материала.

Ознакомиться   с жанровыми и стилевыми особенностями песенного материала.

Внимательно изучить материал и понять  характерные особенности, специфику жанра,  художественный образ, настроение, особенности мелодического развертывания, особенности гармонизации, фактурные решения, вопросы метра, ритма, темпа. 

 

  1. Определение основных направлений предстоящей работы.

 

Музыкальные образы, которые слышит аранжировщик, он должен

сделать «видимыми». Следовательно, ему необходимо сначала тщательно изучить совокупность поэтического и музыкального текста, проанализировать сюжетные  образы, события, а затем решить,  как системно воплотить их в своей работе с помощью комплекса выразительных средств.

 

  1. Практическое выполнение плана.

 

Аранжировщик всегда исходит из индивидуальных возможностей исполнителя и предлагаемых обстоятельств.

 

  1. Итог урока.

Конечный результат звучания аранжировки песни.

Просмотр содержимого документа
««Инструментальная аранжировка народной песни. Роль музыкального сопровождения в создании художественного образа».»

МБУДО ДШИ им. М.П. Мусоргского г. Фокино












Школьный открытый урок

по дополнительной предпрофессиональной программе

«Музыкальный фольклор».





Тема урока: «Инструментальная аранжировка народной песни. Роль музыкального сопровождения в создании художественного образа».


Учащаяся 3 класса – Гришина Наталья





Преподаватель: Глущенко Н.И.

Концертмейстер: Вислобоков В.Г.

Дата проведения: 3.03.2017г.

Время проведения: 15.10 – 16.00ч.









г. Фокино -2017г.


План открытого урока по вокалу.

Преподаватель: высшей категории класса «Музыкальный фольклор» Глущенко Н.И., Концертмейстер: Вислобоков В.Г.

Тема: «Инструментальная аранжировка народной песни. Роль музыкального сопровождения в создании художественного образа».

Учащаяся: Гришина Наталья, 3 класс.

  • Цель урока: Создание инструментальной аранжировки хороводно-плясовой песни Белгородской обл. «Как у нас во садочку».

  • Задачи урока:

  1. Совместная творческая работа руководителя и концертмейстера в процессе создания инструментальной аранжировки.

  2. Создание высокохудожественного произведения, выполняющего познавательную, воспитательную, развивающую и общественную функцию.

  3. Создание имитации звучания инструментов народного оркестра, характеризующих образное содержания песни посредством различных приёмов игры на инструменте.

  4. Создание музыкально-тематического материала (аранжировки песни) соответствующего оригиналу.

  • Ход урока:

  1. Подробный музыкальный анализ исходного материала.

Ознакомиться с жанровыми и стилевыми особенностями песенного материала.

Внимательно изучить материал и понять характерные особенности, специфику жанра, художественный образ, настроение, особенности мелодического развертывания, особенности гармонизации, фактурные решения, вопросы метра, ритма, темпа.


  1. Определение основных направлений предстоящей работы.

Музыкальные образы, которые слышит аранжировщик, он должен

сделать «видимыми». Следовательно, ему необходимо сначала тщательно изучить совокупность поэтического и музыкального текста, проанализировать сюжетные образы, события, а затем решить, как системно воплотить их в своей работе с помощью комплекса выразительных средств.


  1. Практическое выполнение плана.


Аранжировщик всегда исходит из индивидуальных возможностей исполнителя и предлагаемых обстоятельств.


  1. Итог урока.

Конечный результат звучания аранжировки песни.




Подробный план урока.

Тема: «Инструментальная аранжировка народной песни. Роль музыкального сопровождения в создании художественного образа».

Обучающаяся: Гришина Наталья, 3 класс.

В процессе работы над созданием песни с аккомпанементом важную роль играют профессиональные качества концертмейстера. Концертмейстер является главным помощником руководителя ансамбля. Владея в полной мере техническими средствами аккомпанемента, используя средства музыкальной выразительности, проникаясь творческими и художественными замыслами руководителя ансамбля, концертмейстер помогает ему добиваться решения той или иной поставленной творческой задачи.

При работе с народной песней, конечно предпочтение отдаётся концертмейстеру – оркестранту, т. к. оркестрант лучше знает все музыкально-выразительные особенности звучания инструментов народного оркестра. Надо сказать, что процесс аранжировки народной песни предполагает совместную творческую деятельность хормейстера и концертмейстера и оказывает взаимное влияние на качество конечного результата звучания песни как законченного произведения, концертного номера.Так как им вместе предстоит работа над созданием аранжировки песни, в этом деле концертмейстер - как опытный педагог, может помочь хормейстеру ценным советом, он даже может предложить свой вариант инструментального сопровождения или гармонизации песни.

Работа над песней начинается с хоровой аранжировки произведения хормейстером, и творческого замысла. Порой художественный образ песни или творческий замысел рождается в процессе совместной работы во время репетиции. Что мы сейчас вам попробуем продемонстрировать.

При подготовке открытого урока мною была выбрана хороводно-плясовая песня Белгородской обл. «Как у нас во садочку». На прошлом уроке я немного познакомила учащуюся с ней, а так же дала некоторые рекомендации концертмейстеру, которые необходимо будет учитывать в работе над созданием инструментальной аранжировки народной песни.

Особенности создания аранжировки народной песни несут дополнительные требования. Главным требованием является создание музыкально-тематического материала соответствующего оригиналу, т.е., аранжировка не должна нарушать главных характеристик оригинала.

Прежде всего, хормейстер делает хоровую аранжировку, раскладывает мелодию народной песни на голоса, соответственно жанровым и региональным особенностям звучания песни, в ходе работы делится своими творческими задумками с концертмейстером, а концертмейстер создаёт аранжировку музыкального сопровождения, учитывая ладовые особенности хоровой аранжировки.

Именно от хоровой аранжировки народной песни отталкивается концертмейстер.



Рекомендации хормейстера:

  • Главным является сохранение региональных стилистических особенностей звучания песни, т.е. характерной данной традиции мелодической,ладовой и гармонической основы,склада многоголосия.

  • Сохранение характерных особенностей жанра: темпа, ритма, динамики, музыкальной формы, характера звучания песни.

  • Историческая справка. История бытования песни. Период и условия создания, происхождения песни.

  • Особенности музыкально - поэтической фразировки.

  • Творческий замысел. Решение художественных целей и задач.

Работа концертмейстера-баяниста детского фольклорного ансамбля специфична. Аккомпанемент - это часть музыкального произведения и является сложным комплексом выразительных средств. Эта сложная организация представляет собой смысловое единство, требующее особого художественно-исполнительского решения.

Аккомпанемент на баяне отличается от аккомпанемента на других музыкальных инструментах. По природе звукоизвлечения баян имеет свои особенности, необходимо добавлять больше звуков, вариаций, создавать имитацию звучания инструментов народного оркестра посредством различных приёмов игры на инструменте. Необходимо так же владение композиторской техникой, полифоническим мышлением. Все это требует развитого творческого воображения.

Процесс аранжировки будет эстетически и художественно оправданным только как целостная продуманная система действий аранжировщика.


Подводя итог сказанному, данная работа обязывает хормейстера и концертмейстера быть разносторонне образованными музыкантами - педагогами, воспитателями, учителями музыки, артистами. Благодаря совместной деятельности двух грамотных профессионалов, детский певческий репертуар пополняется высокохудожественными произведениями, выполняющими познавательную, воспитательную, развивающую и общественную функцию.


Пояснение к уроку.

В ходе работы руководитель делится своими творческими задумками с концертмейстером. Им вместе предстоит работа над репертуаром и в этом деле концертмейстер как опытный педагог может помочь хормейстеру ценным советом, он даже может предложить свой вариант подбора музыкальных произведений.

Одной из форм совместной работы хормейстера и концертмейстера в процессе подбора хорового репертуара является аранжировка вокальных сочинений. Она значительно расширяет возможности выбора репертуара.

Хормейстер аранжирует одноголосную песню в многоголосном варианте, соответственно жанровым и региональным особенностям звучания тесни, а концертмейстер создаёт аранжировку музыкального сопровождения, учитывая ладовые особенности хоровой аранжировки.

Во многих народных песнях исполняются так называемые «проигрыши», инструментально озвучиваемые паузы в вокальной партии, где концертмейстер может продемонстрировать себя не только как технически подготовленный исполнитель, но и как аранжировщик.

Концертмейстер является главным помощником руководителя ансамбля. Владея в полной мере большинством технических аспектов аккомпанемента народной песни, используя средства музыкальной выразительности, проникаясь творческими и художественными замыслами руководителя ансамбля, концертмейстер помогает ему добиваться решения той или иной поставленной творческой задачи.

















Рекомендации концертмейстеру.

При любой разновидности хоровой аранжировки автор ее обязан сохранить:

1. главный музыкально-тематический материал оригинала;

2. ладовую структуру; гармонический язык;

3. ритм и темп; динамику и форму;

4. литературный текст.

Аранжировщик может передать главный тематический материал в другой по сравнению с оригиналом регистр хоровой партитуры; сменить тональность, близкой по характеру к оригиналу и позволяющей диапазон, тесситуру. Чрезвычайно важно помнить лишь о том, что они не должны нарушать главных характеристик оригинала.

Чем точнее переложение воспроизведет специфику его звучания,

тем лучше выполнит оно свою задачу. Иногда в переложении возникает необходимость замены аккорда его обращением или даже другим аккордом, но обязательно в рамках гармонического звучания оригинала.

Аранжировка инструментального сопровождения также должна быть выполнена с максимальным профессионализмом.


Для этого аранжировщику необходимо:

1. Уметь правильно создать идею будущей композиции;

2. Разбираться в фактуре произведения. Уметь правильно распределять группы голосов. Знать, что типично для каждого голоса, ознакомиться с правилами голосоведения;

3. Знать обобщенные фактурные формулы (гамообразные построения, ломанное или короткое арпеджио, аккордовые или хроматические последовательности) и уметь пользоваться ими. Показателем

художественного качества аранжировки является умение комбинировать при необходимости формулы фактуры в одной и той же пьесе (сменить фактурную формулу в припеве, втором эпизоде);

4. Научиться анализировать музыку. Научиться прислушиваться к звучанию каждого голоса, анализируя сколько голосов звучит, какой тембр каждого,

какую функцию каждый выполняет. В своей работе аранжировщику самому необходимо научиться грамотно использовать пространство. Необязательно, чтобы в его аранжировке все голоса звучали одновременно. Можно, к примеру, уменьшив количество голосов, достигнуть сильного эффекта звучания при вступлении всех голосов;

5. Знание гармонии, умение перегармонизовать мелодическую линию, досочинить, поменять расположение аккордов и т.д.;

6. Знание основных ритмических формул, танцевальных ритмов. Умение разнообразно использовать ритмические формулы в своем варианте;

7. Развитое чувство формы. Возможно потребуется умение досочинить вступление, связки, коду, а иногда – целый мелодический отрезок. Необходимо владение композиторской техникой, полифоническим мышлением. Все это требует развитого творческого воображения.


Процесс аранжировки будет эстетически и художественно оправданным только как целостная продуманная система действий аранжировщика. Он разбит на четыре необходимых этапа:

1. Подробный анализ исходного текста (очень важно ознакомиться с творчеством композитора, с его стилем, важно внимательно изучить его произведение, понять его характерные особенности, специфику жанра, художественный образ, настроение, особенности мелодического развертывания, особенности гармонизации, фактурные решения, вопросы метра, ритма, темпа);

2. Определение основных направлений предстоящей работы. ( музыкальные образы, которые слышит аранжировщик, он должен

сделать видимыми, следовательно ему необходимо сначала тщательно

изучить совокупность музыкальных событий и музыкальных персонажей, а затем решить как системно воплотить их в своей работе с помощью комплекса выразительных средств);

3. Практическое выполнение плана (аранжировщик всегда исходит из

индивидуальных возможностей исполнителя и логики музыки.




















Как у нас во садочку.


(вступление)

  1. Как у нас во садочку,

Во зелёном(ы) лужочку.

Припев: Ой, лёлюш(и)ки, лёли,

Ой, лёли, ляли.

  1. Во зелёном(ы) лужочку

хорошо пташки пели.

Припев.

  1. Хорошо пташки пели,

Хорошо распевали.

Припев.

(проигрыш)

  1. А мне молоден(и)кой

Хотелос(и) послушат(и).

Припев.

  1. Хотелос(и) послушат(и)

Пташку-канарейку.

(проигрыш)

Припев.

  1. Как(ы) за те послушки

Меня батюш(и)ка бил(ы), бил(ы).

Припев.

  1. Меня батюш(и)кА бил(ы), бил(ы),

Да не лёг(ы)ким(ы) – тяжёлым(ы).

Припев.

  1. Да не лёгким(ы)-тяжёлым(ы) –

Платочком(ы) пуховым(ы).

Припев.

(проигрыш)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!