СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструментарий отслеживания и оценки процесса развития базовых учебных действий (БУД) в рамках ФГОС УО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мониторинга уровня сформированности БУД:

отследить уровень сформированности базовых учебных действий на определенном этапе развития обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Задачи мониторинга:

  1. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов на каждый период/ класс образования в условиях внедрения ФГОС.
  2. Апробация системы критериев и показателей уровня сформированности БУД на всех этапах обучения.
  3. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию БУД.
  4.  

Просмотр содержимого документа
«Инструментарий отслеживания и оценки процесса развития базовых учебных действий (БУД) в рамках ФГОС УО»

Инструментарий отслеживания и оценки процесса развития базовых учебных действий (БУД)

в рамках ФГОС УО


Инструментом для отслеживания и оценки процесса развития базовых учебных действий (БУД) в рамках ФГОС УО, (далее ФГОС) является мониторинг.

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Мониторинг формирования БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и реализует коррекционно-развивающие принципы обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Согласно теории Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, стимулирующих детское действие.

Методологической и теоретической основой формирования учебных действий является деятельностный подход, разработчиками которого являлись Л.С. Выготский, А Н Леонтьев, П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов.

Цель мониторинга уровня сформированности БУД:

отследить уровень сформированности базовых учебных действий на определенном этапе развития обучающихся в условиях реализации ФГОС.

Задачи мониторинга:

  1. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов на каждый период/ класс образования в условиях внедрения ФГОС.

  2. Апробация системы критериев и показателей уровня сформированности БУД на всех этапах обучения.

  3. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию БУД.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и положительное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению у обучающегося социальных ролей.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики развития обучающегося, для прогнозирования профессиональной деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка. 

Оценивание сформированности БУД осуществляется по 4 уровням: минимальный, достаточный, расширенный, углубленный.

Которые устанавливаются тремя способами

  • Подсчет количественных показателей.

  • Описание качественных показателей - критериев оценки, которые раскрывают структуру деятельности, ее содержание.

  • Описание используемой ребёнком помощи со стороны учителя или класса (уровень самостоятельности): от стимулирующей и направляющей до конкретной, прямой.

Качественная характеристика уровней сформированности БУД:

  1. Минимальный уровень –узнавание объекта изучения, частичное воспроизведение учебного материала;

  2. Достаточный уровень- неосознанное воспроизведение учебного материала, наличие существенных ошибок;

  3. Расширенный уровень – воспроизведение материала на уровне понимания, наличие несущественных ошибок, применение знаний в знакомой ситуации;

  4. Углубленный уровень – полное воспроизведение учебного материал с единичными ошибками, владение им на уровне применения в знакомой ситуации.

Мониторинг БУД осуществляется с периодичностью 3 раза в год.

  • Входная диагностика (1 декада сентября);

  • Рубежная диагностика по итогам первого полугодия (2 декада декабря);

  • Промежуточная диагностика по итогам учебного года (1 декада мая).

Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности обучающихся, поступивших в школу. Результаты диагностики позволят поставить педагогические задачи на адаптационный период. Поэтому в начале сентября проводится входная диагностика совместно с психологом школы. Вторая рубежная диагностика по итогам первого полугодия проводится в декабре и на конец года осуществляется промежуточная диагностика БУД. И в конце 4 класса осуществляется итоговая диагностика за 4 года обучения.

Мониторинг качества образования в коррекционной школе является механизмом контроля и оценки качества образовательного процесса и позволяет выявить тенденции в развитии обучающегося, а также позволяет получить данные, характеризующие подготовку обучающихся на промежуточных и завершающих этапах обязательного школьного образования.

Представленный мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на качество образовательного процесса, и принять адекватные педагогические и управленческие решения по коррекции процесса воспитания и обучения и созданию условий для совершенствования образовательной среды. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки: шкальная и уровневая.

Шкальная предполагает:

0 баллов ― действие отсутствует;

1 балл ― действия понимает, но применяет нерегулярно;

2 балла -― действие появляется;

Уровневая предполагает:

  • Низкий уровень - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

  • Средний уровень - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

  • Уровень выше среднего - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • Высокий уровень - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

Балльная система оценки позволяет объективно оценить рубежные и промежуточные достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Способы фиксации сформированности БУД:

- «Портфолио» позволяет фиксировать индивидуальные достижения учащегося в различных сферах деятельности.

- «Индивидуальные листы достижения»

Для мониторинга по каждому из 4 базовому учебному действию выбираются 5 основных критериев – оснований. Из получаемых 20 показателей максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся – 40 баллов.

Для обобщения и сведения информации выводится средний балл по показаниям. Округление результатов осуществляется в пользу обучающегося.

Наглядное представление результатов мониторинга БУД демонстрируется построением диаграмм, гистограмм с группировкой и лепестковой диаграммой.

Механизмы и инструменты оценки сформированности БУД.

- Метод экспертной оценки.

- Метод включённого педагогического наблюдения,

- Метод тестов.

Метод экспертной оценки — это разновидность исследования, в котором респондентами являются эксперты — специалисты в определенной области деятельности.

Экспертами выступают ведущие специалисты обучающегося (логопед, если присутствуют нарушения речевой сферы, психолог, если у обучающегося наблюдаются нарушения поведенческой или эмоционально-психических сфер развития)

Оценка сформированности БУД осуществляется экспертами при помощи шкал, где берутся показатели от 0 до 2 баллов.

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие по указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

Затем на одном листе по каждому из 4 базовому учебному действию эксперты выставляют оценку для 5 основных критериев – оснований.

Полученные данные по каждому обучающемуся вносятся в «Сводный лист экспертной оценки достижения БУД»

Для обобщения и сведения информации выводится средний балл по показаниям. Округление результатов осуществляется в пользу обучающегося.

Наглядное представление результатов экспертной оценки демонстрируется построением диаграмм, гистограмм и лепестковой диаграммой.

Метод включённого педагогического наблюдения характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности, в целостности и динамики их изменения;

- Метод тестов.

Все эти методы представляют собой качественную оценку сформированности БУД.

Результаты данных фиксируются в «Листах экспертной оценки достижения БУД».

Методы сбора информации: наблюдение, беседа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!