Научно-методический совет
20 января 2014г
Повестка
- Самоанализ проведенных уроков педагогами гимназии в условиях ФГОС
- Утверждение планов по самообразованию аттестуемых педагогов
- Итоги промежуточной аттестации
Инструментарий современного урока
- Образование стоит перед вызовом XXI века – необходимостью развития нового мировоззрения, нового содержания образования, освоения современных образовательных технологий. (М.Поташник)
Учитель и его инструмент урок – вот основа старой и новой концепции школы
(К. Победоносцев)
Основа образовательных стандартов – формирование базовых компетенций :
• информационной – умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем
• коммуникативной – умение эффективно сотрудничать с другими людьми
•
самоорганизации – умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы
• самообразования – готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность
Деятельностный подход к обучению
предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива ( желания узнать, открыть, научиться ) и конкретной учебной цели ( понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися
способа действия , позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников
умения контролировать свои действия –
как после их завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения жизненных (познавательных) задач.
Основные особенности современного урока:
к организации обучения
2. Коммуникативная
направленность
3. Изменение системы
обучения
Черты современного урока:
комплексное решение задач обучения , развития , воспитания
атмосфера сотрудничества
детей с учителем
и друг с другом
атмосфера сотрудничества
детей с учителем
и друг с другом
определённая логика развёртывания деятельности детей: от мотивации, постановки учебной задачи
к осознанному выполнению различных действий
к контролю и самоконтролю, оценке и самооценке
определённая логика развёртывания деятельности детей: от мотивации, постановки учебной задачи
определённая логика
к осознанному выполнению различных действий
детей: от
к контролю и самоконтролю, оценке и самооценке
Технологическая карта –основной инструментарий современного урока
Этап урока
Деятельность учеников
Организационный
(мотивация, актуализация опорных знаний учащихся)
1.Работа с интерактивным текстом «Пословицы»
Задание: восстановить текст с помощью наречий.
Доп. Задание по развитию речи: записать одну пословицу, объяснить смысл.
Деятельность учителя
Образов. Ресурсы
Координировать действия.
Акцентировать внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Обеспечивать положительную реакцию детей на высказывания одноклассников.
Методический комментарий
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1bf8b42d-36db-4336-b9d8-35d9ef8d3f61/%5BRUS7_141%5D_%5BIM_356%5D
Данное задание нестандартно, устанавливает метопредметные связи (русский язык и литература), дает возможность учителю актуализировать имеющиеся знания, мотивировать учащихся к последующему изучению данной темы. Кроме того, учащиеся учатся строить устное высказывание с учетом предложенной ситуации.
Этап урока
Деятельность учеников
Повторение и углубление темы
Деятельность учителя
1.Работа с интерактивной таблицей наречия».
2.Работа в группах (группы формируются по рядам): придумать предложения, используя наречия
1гр.: места и цели
2гр.: времени и образа действия
3гр.: причины, меры и степени
Образов. ресурсы
Координировать действия.
Отмечать степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Организовать фронтальную и групповую работу.
Методический комментарий
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd363c11-b7c4-4133-adeb-310e0e5ed05a/%5BRUS7_143%5D_%5BIA_373%5D.swf
http://fcior.edu.ru/card/28795/upotreblenie-deeprichastiy-v-rechi.html - для учащихся , затрудняющихся в усвоении материала
http://fcior.edu.ru/card/23799/upotreblenie-deeprichastiy-v-rechi.html - для сильных учащихся
Работа с таблицей даст возможность повторить, что такое наречие, смысловые группы наречий, увидеть примеры использования наречий в предложении, отработать устное высказывание по теме. Во втором задании необходимо применить полученные знания на практике, задание облегчается тем, что на доске интерактивная таблица со смысловыми разрядами и примерами.
Этап урока
Деятельность учеников
Промежуточный контроль
Деятельность учителя
Выполнение текста «Понятие о наречии. Наречие – неизменяемая часть речи» Задание индивидуальное дифференцированное:
1вариант – для учащихся, испытывающих затруднения в освоении предмета
2вариант – для сильных учащихся
Образов. ресурсы
Контролировать выполнение работы.
Осуществлять выборочный контроль.
Организовать проверку выполнения задания.
Методический комментарий
http :// fcior . edu . ru / card /28742/ upotreblenie - deeprichastiy - v - rechi . html - для учащихся с ограниченными возможностями
http://fcior.edu.ru/card/23553/upotreblenie-deeprichastiy-v-rechi.html - для сильных учащихся
Данное задание формирует умение выполнять логические операции анализа и классификации.
Необходимо выбрать из предложенных слов наречия, можно усложнить задание, предложив определить, какими частями речи являются слова, не являющиеся наречиями, или определить разряд выбранных наречий.
Это задание поможет учителю определить, насколько усвоена учащимися данная тема.
Этап урока
Деятельность учеников
Закрепление полученных знаний
1.Работа с интерактивным текстом с заданием.
Вариант 4
Задание на классификацию:
Распределить наречия из текста по смысловым группам
Деятельность учителя
Образов. ресурсы
Разъяснить действия.
Контролировать выполнение работы.
Методический комментарий
Данное задание на классификацию: необходимо распределить наречия по смысловым группам. Его можно выполнять фронтально или индивидуально, все зависит от результатов промежуточного контроля. Можно дополнительно поработать с текстом: определить, из какого произведения
И. С. Тургенева этот фрагмент, каков стиль речи.
Этап урока
Деятельность учеников
Контроль полученных знаний
Самостоятельная работа с интерактивным текстом с заданием.
Вариант 5
Задание на выбор: определить разряд наречий
Самоконтроль
Деятельность учителя
Образов. ресурсы
Разъяснять действия.
Контролировать выполнение работы.
Методический комментарий
Данное задание является итоговым на данном уроке, дает возможность учащимся проверить свои знания, поэтому предполагается самоконтроль.
Этап урока
Деятельность учеников
Подведение итого. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Деятельность учителя
Образов. ресурсы
Вместе с учащимися подвести тоги урока, мотивировать на последующее изучение темы (например, а знаете ли вы, как в древнерусском языке звучали наречия всегда, сегодня, очень? Я расскажу вам об этом на следующем уроке…)
Оценить работу учащихся
Методический комментарий
Очень важно, чтобы ребята в конце каждого урока испытывали желание вернуться. Для этого их нужно заинтересовать, показать, что на уроке русского языка может быть интересно. Использование ИКТ, электронных образовательных ресурсов – одна из возможностей сделать урок не только познавательным, но и увлекательным для ребят.
Учитель есть самая сущность школы, и без учителя никакая школа немыслима…
(К. Победоносцев)