СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструменты креативного мышления школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предлагает некоторые инструменты для формирования краетивного мышления школьников

Просмотр содержимого документа
«Инструменты креативного мышления школьников»

9



7 Инструментов креативного мышления.

Посмотрите на этот предмет, напишите, как можно больше вариантов его использования. Что у вас получилось?

А теперь подумайте, как еще можно использовать этот предмет?

Сейчас мы использовали один из инструментов креативного мышления, о которых сегодня и поговорим.

Мышление как процесс интеллектуальной деятельности имеет сложное строение, зависящее от множества факторов, учитывая которые, необходимо развивать творческую составляющую интеллектуальных способностей.

Индивидуальные достижения, в том числе и творческие, определяются уровнем общего интеллекта, т.е. высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но не достаточным, достижение творческого предела будет зависеть от ряда других качеств личности (мотивации, компетентности, работоспособности).

Креативность от латинского creatio созидание, сотворение - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Креативность-это ключ к будущему. Весь прогресс является результатом нахождения новых, зачастую неожиданных, более эффективных, простых и быстрых методов решения каких-либо проблем. А это требует непрерывного совершенствования творческих навыков.

Креативные качества обеспечивают создание субъективно или объективно нового образовательного продукта. Креативные качества - это эмоционально-образные качества: вдохновение, воображение, фантазия, ассоциативность, мечтательность, инициативность, неординарность, нестандартность, способность к генерации идей, применение к решению проблемы различных средств, методов, поиск их наилучшей комбинации и прогноз изменений объекта, его динамики развития, формулирование гипотез, конструирование закономерностей, формул, теорий.

Оргдеятельностные качества проявляются при организации познания и творчества, включают в себя: умение ставить и достигать цель, планировать деятельность, корректировать этапы деятельности, проводить самоанализ и самооценку; способность взаимодействовать с другими субъектами образования и окружающим миром, умение вести спор; способность организовывать творчество других, совместное познание и генерация идей.

Творческое развитие личности эффективно осуществляется в рамках целостной системы. Только непрерывное, систематическое взаимодействие педагога и обучающегося способствует успешной активизации творческой деятельности. Творчество - мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами. Творчество при доминировании в процессе мышления проявляется как воображение. Будучи компонентом цели и способа деятельности, оно поднимает до уровня творческой деятельности как обязательного условия мастерства и инициативы.

Однако креативность рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Поэтому для педагога все дети должны быть потенциально креативными, важно заметить своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее. Но мало выявить креатив ребенка, еще и среда, в которой их креативность могла бы проявиться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью, то есть богатством возможностей. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

Способность к креативному мышлению не является мистической способностью лишь отдельных людей. Различные исследования и наблюдения за деятельностью учеников показали, что креативные способности можно развить путем тренировки быстроты, гибкости и прогностичности ума.

Креативное мышление предполагает прокладку новых путей к цели, которые раньше были неизвестны субъекту деятельности. Эти пути могут быть сотканы из совершенно новых элементов мысли, а также собраны в обновленных цепочках из уже встречавшихся структур. Креативное мышление предполагает умственную концентрацию на проблеме и сосредоточение на ней интеллектуальных усилий.

Поэтому на сегодняшний день остро встает вопрос развития креативного мышления у подрастающего поколения. Без осознания законов дидактического воздействия на личность, без развития творческой мысли, полного восприятия мира трудно воспитать гармонично развитую личность.

Для начала нужно понять, а что такое креативное мышление. Креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. Это определение разбивает процесс креативного мышления на два этапа:

  1. создание необычных решений

  2. выбор достаточно хороших решений, чтобы справиться с проблемой.

По такому принципу выделяют два типа креативного мышления:

  1. дивергентное — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи

  2. конвергентное — способность выбрать наиболее оптимальный способ решения из имеющихся.

Однако сам учебный материал ещё не может обеспечить креативное мышление учащихся в нужной системе, для осуществления которой необходимы определенные педагогические условия, а именно:

- тщательный отбор и оптимальная дозировка материала на урок;

-личностная значимость предметного содержания деятельности ученика;

- исходный тип мотивационной структуры;

- применение новых технологий в обучении;

- специфика учебного предмета и вид учебного задания.

Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития творческих способностей обучаемых.

Итак, для творчества не нужно изыскивать дополнительное время и, тем более специальных занятий. Творчеством должен быть пронизан весь урок, все, что делается на уроке. Обязательные компоненты урока следует пополнить творчеством.

Таким образом, креативное мышление определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях, при решении практических и теоретических задач, то есть эти знания используются в форме умения и на их основе решаются новые, оригинальные задачи.

Особенности современного мышления

Можно выделить 3 свойства современного мышления:

  • способность к изменениям становится основной ценностью. Если раньше ценилась способность запоминать и держать в голове большой объем информации, то сегодня этот навык не поможет достичь успеха. Нет необходимости держать в голове информацию, когда любые данные можно найти за считанные минуты в сети. Гораздо ценнее гибкость, способность меняться и не «застревать» на достигнутом. Умение учиться всю жизнь и переучиваться, быть частью изменений становится основой успеха.

  • краткосрочная память преобладает над долгосрочной. Важнее умение мыслить в моменте, чем помнить прежние схемы. Долгосрочная память подсказывает алгоритмы, которые сработали в прошлом, и человек пытается применить их к текущей ситуации. Но мир меняется с такой скоростью, что проверенные способы действовать и мыслить очень быстро перестают быть актуальными.

  • твиттеризация мышления. Человек хуже запоминает и понимает большие тексты. Преимущество получает контент, который дробится на фрагменты например, в общем забеге вырывается вперед микрообучение. Отсюда страсть современного мира к сериалам и сиквелам людям нравится снова и снова оказываться в уже знакомом художественном мире и не тратить время на постижение иной реальности.

  • воображение задействуется все меньше. Люди меньше потребляют контент, который требует творческой активности (классическая музыка, книги). На его место приходят компьютерные игры с высокой степенью детализации, когда от игрока уже не требуется домысливать, как выглядят герои все придумано за него.

Таким образом, современный мир требует гибкости, но при этом не заинтересован в развитии творческого мышления людей. Это задача остается на самостоятельную работу для любого человека, который хочет использовать по максимуму собственные способности. И эта задача ставиться перед нами – педагогами!

    1. инструментов для развития креативного мышления

1.Изменить точку зрения

Попробуйте взглянуть на проблему под другим углом, и вам может прийти в голову новое решение. В писательских практиках есть упражнение, когда рассказ предлагается написать от лица ложки или детской игрушки, которая много лет пылится на полке.

Есть упражнение, которое называется «Шесть цветных шляп». Человек представляет, что на его голове поочередно оказываются шесть разноцветных шляп, и от их цвета зависит подход к проблеме: в белой он думает беспристрастно (собирает информацию, анализирует), в черной становится скептиком (ищет подвох), в желтой оптимистом (ищет преимущества), в красной захвачен эмоциями (развиваются интуиция, предчувствия), в зеленой творцом (генерирует идеи), в синей подводит итоги.

Попробуйте представить себя на месте своих учеников. Поймите, что им нравится, что приводит в восторг, а что раздражает.

2.Синтез создать новое из элементов старого

По этому принципу построен бестиарий — энциклопедия выдуманных существ. Несуществующие животные там созданы из фрагментов вполне реальных животных. Например, мантикора это чудовище с лицом человека, телом льва и хвостом скорпиона.

Принцип синтеза используется в курировании контента, когда вы собираете информацию в сети, чтобы предоставить слушателям максимально полезный контент. Попробуйте совместить две знакомых техники и посмотреть, что получится.

3. Мозговой штурм

Суть: один или несколько человек садятся и начинают генерировать идеи - абсолютно все, что придут в голову. На втором этапе идеи анализируются и выбираются самые лучшие, которые и будут впоследствии воплощены в жизнь.

10 главных правилах мозгового штурма:

4. Десять идей в день

Все просто: вы ставите себе задачу придумывать ровно по 10 идей в день (можно больше). Неважно, на какую тему они будут. Неважно, насколько окажутся оригинальными.

Суть метода: раскрыть творческий потенциал, заставить мозг работать.

5.Нестандартное применение

Составление списков - отличная помощь в развитии креативного мышления. Только списки должны быть не простые.

Суть: искать нестандартные применения стандартных вещей. Все зависит от вашей фантазии!

Пример: возьмите любой предмет (компьютерную мышку, ежедневник, стакан с водой) и напишите сферы его применения. Написали? Отлично. Теперь подумайте, как еще можно использовать этот предмет. Чем необычнее будет идея - тем лучше.


6. Метод ассоциаций

Один из самых простых методов, который дает толчок к нестандартному мышлению.

Суть: все просто - используйте ассоциации к любому слову или предмету. Или к ситуации в целом.

Так проделайте с каждым словом, а затем по очереди подставляйте полученные ассоциации в исходную фразу. Меняйте слова местами, комбинируйте в самые неожиданные варианты. 


7. Латеральное мышление

Этот термин означает “боковое”, “направленное в сторону” мышление, призванное посмотреть на проблему или ситуации с совершенно новой стороны.

Суть: заменить привычное понимание ситуации на нечто совсем иное, которое ранее никем не использовалось.


В общем -то, довольно простые техники. Абсолютно каждый может использовать их для решения поставленных задач. Как писал автор книги “Рисовый штурм” Майкл Микалко, у творческих и нетворческих людей есть всего лишь одно отличие. Первые уверены в своей креативности, а вторые думают, что это не про них. 

Советы, как эффективно мыслить

  • Изучите себя. Чтобы стимулировать у себя способность творчески мыслить, стоит разобраться, что вы любите и в каких обстоятельствах вам думается лучше. Например, Агата Кристи придумывала идеи для романов, пока мыла посуду. Она говорила, что это настолько угнетающее занятие, что в голову сами собой приходят мысли об убийстве. Подумайте, какая обстановка будет триггером для вас

  • Подумайте, что вас вдохновляет. Возможно, трудности (чем сложнее задача, тем сильнее хочется найти решение), отказ от удовольствия («пока не придумаю, этот шоколад останется лежать, где лежит»), игра (представьте, что вы затеяли соревнование с другом, кто за минуту придумает больше идей для нового проекта)

  • Ограничивайте себя. Когда просят «что-то сказать», в голове немедленно образуется пустота. Ограничения необходимы для творческого мышления. У писателей есть интересное упражнение: придумать полноценный рассказ, состоящий из 6 слов. Так, Хемингуэй поспорил, что напишет рассказ, состоящий из нескольких слов, но способный растрогать любого. Спор он выиграл, сочинив рассказ: «Продаются детские ботиночки. Не ношенные» (в английской версии рассказ состоит из шести слов)

  • Не останавливайтесь на достигнутом. Все люди мыслят похоже. Именно поэтому невозможно выдумать идею, которая никогда никому не приходила в голову. Разница только в том, на каком этапе вы останавливаетесь. Перебрав все обычные варианты? Или сумев перейти от шаблонов к инсайтам и новым стратегиям?

  • Используйте метод мозгового штурма. Однако не надейтесь, что он сработает без подготовки. Изучите как можно больше о вопросе, и тогда процент здравых идей окажется куда больше.

Я перечислила только несколько инструментов креативного мышления на самом деле их куда больше. Как и примеров, как применять их на практике.

Разрешите себе генерировать новые идеи - и вскоре вы сами себя не узнаете. Позвольте себе это! Удачи!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!