Реализация способностей и интересов учащихся в сфере проектно-технологической деятельности.

«Реализация способностей и интересов учащихся в сфере проектно-технологической деятельности»

Здравствуйте, меня зовут Самбурская Елена Викторовна. Я работаю в Раздольненской общеобразовательной школе  I – III cтупеней с 2009 года. Специалист. Окончила Крымский инженерно-педагогический университет в 2013 году.

Вот  уже пятый год на уроках трудового обучения я прививаю детям любовь к творчеству, развиваю у них  интерес к предмету.

В 2010 году  была введена новая программа по трудовому обучению. Она предусматривает модульный принцип, основанный на проектной деятельности.

Исходя из реальности сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учеников, я стала работать над темой «Реализация способностей и интересов учащихся в сфере проектно-технологической деятельности», так как метод проектов составляет дидактическую основу освоения нового интегрированного курса «Технологии»

Цель моей работы заключатся в следующем: развить индивидуальные творческие способности учащихся в ходе проектной деятельности.

Для реализации данной цели я поставила перед собой следующие задачи:

1.Способствовать формированию у школьников креативного мышления.

2.Создавать условия самостоятельного выбора решения проблемных ситуаций.

3.Способствовать формированию у школьников социальной позиции полноправных и ответственных хозяев жизни.

4.Помочь ученикам в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой.

Я считаю, что в обязанности учителя входит – подготовка учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности.

 Свою работу я планирую так, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству. Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью? Вот, пожалуй, главные вопросы, волнующие меня, когда обдумывалю новые формы работы, стимулирующие личностный рост каждого ученика.

Убеждена, что на основе проектного метода обучения можно не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. А условия таковы: при выборе темы проекта учитываю индивидуальные возможности каждого ученика: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.

 Индивидуальная работа с учащимися – это познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким какой он есть, делаю все возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия. Привлекательность проектного метода обучения состоит также в том, что в процессе работы над проектом у детей развиваются организационные и рефлексивные способности, они учатся планировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения.

Работа по теме «Реализация способностей и интересов учащихся в сфере проектно-технологической деятельности»проводилась в три этапа:

Ι этап – 2010/2011 учебный год.

Проведение начального исследования уровня творческих способностей учащихся посредством проектной технологии.

ΙΙ этап –с 2011/2012  по 2012\2013 учебный год

Создание условий для развития творческих способностей учащихся с учетом индивидуальных особенностей.

ΙΙΙ этап – 2013/2014 учебный год.

Обобщение опыта работы; описание результатов

Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы. А так же ее значимости для учащихся, его семьи, школы, общества и переходе к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения с целью получения изделия заданного качества.

Преимуществом метода проекта является:

1. Системное закрепление знаний

     2. Развитие когнитивных умений.

                       3. Развитие социальных и физических умений

                       4. Развитие уверенности в своих силах.

       Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.

Для учеников 5 класса характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики должны выполнять в основном конструкторско-технологические проекты. Конечно же, наибольшую трудность проекты представляют для учащихся 6-х классов, ведь большинство из них впервые сталкивается с такой работой. Чтобы облегчить им деятельность я рекомендую в 6 классе выбирать тот проект, который они выполняют в рамках изучения названных разделов программы. В 6-ом классе я очень подробно объясняю детям, что такое проект, из каких частей он состоит, какие требования предъявляются к каждой части проекта, как правильно оформить пояснительную записку, как пользоваться информационными ресурсами, где можно найти нужную информацию, как проводить опросы и интервью. Я учу детей правильно выделять проблему, искать пути её решения, ставить цели и задачи, решаемые в ходе работы над проектом. Попутно они изучают материалы и инструменты, безопасные приемы работы, экологическую безопасность изделия, учатся рассчитывать экономическую составляющую, сравнивать её со стоимостью схожих работ, увиденных в магазине и проводить социологический опрос.Конечно, в 6-ом классе социологический опрос может состоять всего лишь из нескольких вопросов одноклассникам или родителям по поводу оценки выполненной работы, но зато в дальнейшем дети уже не боятся проводить различные опросы, включая в свои проекты исследовательские моменты.

Все эти навыки, полученные в 6-ом классе, позволяют в дальнейшем детям без опаски браться практически за любые проекты.

 При изучении модуля «Технология изготовления швейных изделий», шестиклассники выполняют проекты «Фартук - рабочая форма», «Обрезки для пользы дела», что позволяет не только сформировать навыки изготовления данного изделия, но и способствует воспитанию интереса к предмету, творческого отношения к работе, формированию информационной компетентности.

Для старшеклассников характерны желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, поэтому они, должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты. Я уже не ограничиваю детей в выборе темы проекта, и они выбирают самые разнообразные направления:  изготовление швейных изделий, подарки и так далее.

При изучении раздела «Технология изготовления изделий дизайна интерьера» выполняют  проекты и изготавливают изделия в различных техниках «Светлый ангел» (квиллинг), «Украинские сувениры»      (тесто пластика), «Летний дворик»,(вышивка лентами) и  которые позволяют дифференцировать работу учащихся по интересам, формируют толерантное отношение к другим видам декоративно прикладного искусства.

Для запуска проекта использую следующие методические приемы: мозговой штурм, ролевая игра, проблемные вопросы, задания и упражнения для развития проектной деятельности учащихся. Стараюсь максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе реализации проектов. Ведь если грамотно согласовать содержание и формы проектной деятельности с интересами школьников, то они тогда сами будут стремиться к познанию. Стараюсь оптимально подбирать темп, ритм и сложность обучения с возможностями учащихся. Это приводит к успеху в проектной деятельности. А, как известно, успех порождает успех.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

организационно-подготовительного,

технологического

заключительного.

Мое сотрудничество с учащимися во время реализации ими проектов можно представить следующей структурой деятельности, где учитель независимый консультант, а ученик активный участник проектной деятельности.

Проведенная мною работа подтвердила актуальность вышеуказанной темы. Результаты проектного метода обучения уже на ранних стадиях внедрения проявляются в изменении сферы интересов, расширении кругозора. Проектное обучение создаёт положительную мотивацию для развития творческих способностей. Это, пожалуй, его самая сильная сторона.

Тест креативности П. Торенса.

Рис. 1. Уровни креативности учащихся 5 – 7 классов до и после проведения          эксперимента           

        

Рис. 2. Уровни креативности учащихся 8 - 10 классов до и после проведения эксперимента

Из сводной диаграммы видим, что уровень креативности у учащихся  5 - 7  и 8 – 10 классов от установленного изначально «ниже нормы» возрос на три позиции до «несколько выше нормы». Полученные результаты апробации свидетельствует об эффективности применения метода проекта среди учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы.

Использование проектной технологии, оцениваю по качеству обучающихся на достаточном и высоком уровне, и по количеству учащихся ставшими победителями и призёрами районных олимпиад и участию в конкурсах.

с 2009\2010 учебнго года по 2012\2013 учебный год  ученики школы Онищук Кристина, Кушнарева Надежда, Данилова Анастасия являются победителями регионального конкурса «Налоги глазами детей».

в 2011\2012 учебном году: Елесина Ксения Сытько Анастастасия стали победителями II этапа Всеукраинских ученических олимпиад по трудовому обучению, а 2012\2013 - Завялец Евгения и Елесина Ксения.

Ежегодно ученики школы становятся активными участниками конкурсных программ «Планета юных мастеров», «Мягкая игрушка», «Лоскутная мозаика». Работы учеников выставлялись на выставках поделок II и III этапов.  

Мой небольшой опыт показывает, что работа над проектами действительно помогает учащимся быть самостоятельными, развивать критическое мышление.

Ученик, занимающийся проектной деятельностью, учится самостоятельно творчески мыслить, последовательно рассуждать, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей;

прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения; устанавливать причинно-следственные связи; критически мыслить в условиях работы с большими объемами информации; детально разрабатывать проблему, которая заканчивается практическим результатом.

Внедрение в образовательный процесс метода проектов открывает значительные возможности для развития самостоятельности, коммуникативных навыков, организационных и рефлексивных способностей школьников. Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика.

В итоге активная разносторонняя проектная деятельность способствует формированию личности, способной к творческой преобразовательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Реализация способностей и интересов учащихся в сфере проектно-технологической деятельности.»

РЕАЛИЗАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В СФЕРЕ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ В СФЕРЕ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ПРОЕКТ – ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ    ЗАВЕРШЕННАЯ РАБОТА, ВЫПОЛНЕННАЯ   УЧАЩИМИСЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ

ПРОЕКТЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЗАВЕРШЕННАЯ РАБОТА, ВЫПОЛНЕННАЯ УЧАЩИМИСЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ

 ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: « Реализация способностей и интересов учащихся в сфере проектно-технологической деятельности» Этап 2010\2011 учебный год  Проведение начального исследования уровня творчески способностей учащихся посредствам проектно технологической деятельности 2. Этап 2011\2012 учебный год Создание условий для развития творческих способностей учащихся с учетом индивидуальных особенностей . 3 . Этап 2013\2014 учебный год Обобщение опыта работы; описание результатов

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ:

« Реализация способностей и интересов учащихся в сфере проектно-технологической деятельности»

  • Этап 2010\2011 учебный год

Проведение начального исследования уровня творчески способностей учащихся посредствам проектно технологической деятельности

2. Этап 2011\2012 учебный год

Создание условий для развития творческих способностей учащихся с учетом индивидуальных особенностей .

3 . Этап 2013\2014 учебный год

Обобщение опыта работы; описание результатов

ПРЕИМУЩЕСТВО МЕТОДА ПРОЕКТА  1 . СИСТЕМНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ 2. РАЗВИТИЕ КОГНЕТИВНЫХ УМЕНИЙ 3. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ УМЕНИЙ 4. РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СВОИХ СИЛАХ

ПРЕИМУЩЕСТВО МЕТОДА ПРОЕКТА

1 . СИСТЕМНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

2. РАЗВИТИЕ КОГНЕТИВНЫХ УМЕНИЙ

3. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

4. РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СВОИХ СИЛАХ

Конструирование  и моделирование.  Фартук  6 класс

Конструирование и моделирование. Фартук 6 класс

ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕПКИ

ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕПКИ

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ 11

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

11

 ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА ПОИСК ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ ОБЛАСТИ ВЫБОР МАТЕРИАЛА ВЫБОР ИНСТРУМЕНТА И ОБОРУДОВАНИЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА 12

ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ЭТАП ПРОЕКТА

ПОИСК ПРОБЛЕМЫ

ОСОЗНАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ ОБЛАСТИ

ВЫБОР МАТЕРИАЛА

ВЫБОР ИНСТРУМЕНТА И ОБОРУДОВАНИЯ

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

12

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА ПОДБОР РЕЖИМА ОБРАБОТКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КОРРЕКТИРОВКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАЦИЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СБОРКИ. СОБЛЮДЕНИЕ ТЕНОЛОГИЧЕСКОЙ И ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ РАБОЧЕГО МЕСТА 13

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА

ПОДБОР РЕЖИМА ОБРАБОТКИ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

КОРРЕКТИРОВКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАЦИЙ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СБОРКИ.

СОБЛЮДЕНИЕ ТЕНОЛОГИЧЕСКОЙ И ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЬ РАБОЧЕГО МЕСТА

13

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА КОРРЕКЦИЯ КОНТРОЛЬ, ИСПЫТАНИЕ РЕКЛАМА ОФОРМЛЕНИЕ САМООЦЕНКА ЗАЩИТА ПРОЕКТА 14

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

КОРРЕКЦИЯ

КОНТРОЛЬ, ИСПЫТАНИЕ

РЕКЛАМА

ОФОРМЛЕНИЕ

САМООЦЕНКА

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

14

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА  УЧИТЕЛЬ –  НЕЗАВИСИМЫЙ КОНСУЛЬТАНТ  УЧЕНИК – АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

УЧИТЕЛЬ –

НЕЗАВИСИМЫЙ КОНСУЛЬТАНТ

УЧЕНИК –

АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК ПОМОГАЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСКРЫВАЕТ ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ЗНАНИЯ СОДЕЙСТВУЕТ ПРОГНОЗИРОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТА ЭКСПЕРЕМЕНТИРУЕТ ВЫБИРАЕТ ПУТИ РЕШЕНИЯ СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКОВ АКТИВЕН ПАРТНЕР УЧЕНИКА СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ ПОМОГАЕТ ОЦЕНИТЬ ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

ПОМОГАЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОПРЕДЕЛЯЕТ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАСКРЫВАЕТ ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

СОДЕЙСТВУЕТ ПРОГНОЗИРОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТА

ЭКСПЕРЕМЕНТИРУЕТ

ВЫБИРАЕТ ПУТИ РЕШЕНИЯ

СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКОВ

АКТИВЕН

ПАРТНЕР УЧЕНИКА

СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ

ПОМОГАЕТ ОЦЕНИТЬ ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

.  Т ЕСТ КРЕАТИВНОСТИ П. ТОРЕНСА Рис. 1. Уровни креативности учащихся 5 – 7 классов до и после проведения  эксперимента. Рис. 2. Уровни креативности учащихся 8 - 10 классов до и после проведения эксперимента.

. Т ЕСТ КРЕАТИВНОСТИ П. ТОРЕНСА

Рис. 1. Уровни креативности учащихся 5 7 классов до

и после проведения эксперимента.

Рис. 2. Уровни креативности учащихся 8 - 10 классов до

и после проведения эксперимента.

Лучшие работы учащихся Раздольенской ОШ I – III ступеней, представленные на выставке III этапа Всеукраинских ученических олимпиад

Лучшие работы учащихся Раздольенской ОШ I III ступеней, представленные на выставке III этапа Всеукраинских ученических олимпиад

 Выставка работ учащихся 5-6 классов.

Выставка работ учащихся 5-6 классов.


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас