Инструментарий диагностических заданий по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в старшей группе.
Образовательная область «Познание. ФЭМП».
Тема. Количество и счет.
Цель: умение создавать множество предметов (группы предметов) из разных по качеству элементов (цвет, размер, формы). Различать вопросы «Сколько?, Который?, Какой? Умение сравнивать группы предметов. Умение определять состав чисел в пределах 5.
Д/игра «Скажи сколько?»
Д/игра «Скажи, который по счету предмет?»
Задание 1. Ребенок из предложенных предметов создает несколько групп предметов по признакам.
Вопрос. Посчитай, сколько предметов в каждой группе?
В какой группе больше ( меньше) предметов.
Как уравнять группы предметов?
Задание 2. Рассмотреть предметные картинки. Определить каким по счету стоит тот или иной предмет.
Д/игра «В одну корзину»
Задание. Собрать в корзину названное количество (на пример 5) плодов.
Вопрос. Сколько овощей и фруктов в корзине?
Какая цифра соответствует этому количеству?
(Я собрал 2 огурца и 3 груши, всего 5).
Тема. Величина.
Цель: умение устанавливать размерные отношения между 5 – 10 предметами разной длины, высоты, ширины. Умение систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине.
Умение отражать в речи порядок расположения предметов (красная лента самая длинная…).
Д/и «Спортсмены строятся»
Д/упражнение «Сравни ленточки»
Задание.
Построить спортсменов в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий».
Построить ленточки в порядке убывания ширины, пользуясь словами «самая широкая», «немного уже», «самая узкая».
Тема. Геометрические фигуры. Форма.
Цель: умение находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы. Умение из одной формы сделать другую.
Д/игра «Что где лежит?»
Задание 1. Какие геометрические фигуры ты видишь? Назови их.
Соотнеси картинку с геометрической фигурой.
Задание 2. Раздели квадрат на два треугольника.
Собери из двух квадратов прямоугольник.
Тема. Ориентировка в пространстве.
Цель: умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа и т д), умение двигаться в заданном направлении, определять свое местоположение, умение ориентироваться на листе бумаги.
Д /игра. «Встань там, где я скажу»
Задание. Ребенок двигается в заданном направлении.
Например: два шага вперед, шаг влево, три шага назад, два шага вправо.
Вопросы. Что ты видишь справа, слева? Что ты видишь впереди, сзади.
Задание. Выполнение задания на листе бумаги.
В центре листа нарисовать цветочек.
В левом верхнем углу нарисовать солнышко.
В правом верхнем углу нарисовать облако.
В левом нижнем углу нарисовать грибок.
В правом нижнем углу нарисовать зайку.
Тема. Ориентировка во времени.
Цель: умение определять последовательность частей суток,
устанавливать последовательность различных событий (что было раньше, позже), последовательность дней недели.
Д /игра «Назови соседей»
Задание. Разложи картинки по порядку, начиная с утра.
Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки).
Вопрос. Если вчера было воскресенье, то какой день недели сегодня?
Какой день недели следует за средой? И т д.
Необходимый материал: наборы цифр, предметных картинок, коробка с мелкими предметами, раздаточный материал, набор цветных ленточек, набор геометрических фигур, лист бумаги, карандаши для рисования.
Примечание.
На начало и конец года дети выполняют одни и те же задания.