СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструментарий мониторинга личностного развития и метапредметных результатов младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Банк диагностических методик, тестов, анкет для обучающихся  по годам обучения, созданный с учетом возрастных особенностей детей;

2. Алгоритм работы с банком. Введение гиперссылок, позволяющих быстро и оперативно найти учителю весь необходимый материал для организации, проведения и подведения итогов мониторинга;

3.Набор средств для коррекции учебной деятельности по следам выявленных в ходе мониторинга проблем;

4. Динамика показателей проведенных мониторинговых исследований

Просмотр содержимого презентации
«Мониторинг личностного развития и метапредметных результатов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Средняя общеобразовательная школа №4  г. Пыть - Ях  Тюменской области  Конкурс инновационных проектов   Программа мониторинга  личностного развития и метапредметных результатов младших школьников  г. Пыть-Ях 2017 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 г. Пыть - Ях Тюменской области

Конкурс инновационных проектов

Программа мониторинга

личностного развития и метапредметных результатов младших школьников

г. Пыть-Ях

2017 г.

Актуальность 1. Новая парадигма образования и Федеральные государственные стандарты второго поколения ориентировали школу на новые результаты. Выпускник школы должен не просто получить глубокие , прочные знания. Он должен научиться учиться, жить и работать в обществе, быть мотивирован к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.  2. Наряду с планируемыми предметными и метапредметными результатами совершенно новой для учителя начальных классов является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития.   3. Проблемы несформированности у выпускников личностных универсальных учебных действий, снижения уровня их учебной мотивации заставили нас искать средства их решения.

Актуальность

1. Новая парадигма образования и Федеральные государственные стандарты второго поколения ориентировали школу на новые результаты. Выпускник школы должен не просто получить глубокие , прочные знания. Он должен научиться учиться, жить и работать в обществе, быть мотивирован к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

2. Наряду с планируемыми предметными и метапредметными результатами совершенно новой для учителя начальных классов является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития.

3. Проблемы несформированности у выпускников личностных универсальных учебных действий, снижения уровня их учебной мотивации заставили нас искать средства их решения.

Цель: создание  инструментария мониторинга динамики личностного развития и достижения метапредметных результатов обучающихся в соответствии с ФГОС

Цель:

создание инструментария мониторинга динамики личностного развития и достижения метапредметных результатов обучающихся в соответствии с ФГОС

Задачи: 1.Формирование банка диагностических материалов для организации и проведения мониторинга личностного развития и метапредметных результатов младших школьников;  2. Апробация системы критериев и показателей личностного развития и сформированности метапредметных результатов;  3. Апробация технологических карт и методик мониторинга динамики развития планируемых результатов;  4.  Отработка модели реализации Программы;  5. Усовершенствование технологии пользования банком диагностических материалов.

Задачи:

1.Формирование банка диагностических материалов для организации и проведения мониторинга личностного развития и метапредметных результатов младших школьников;

2. Апробация системы критериев и показателей личностного развития и сформированности метапредметных результатов;

3. Апробация технологических карт и методик мониторинга динамики развития планируемых результатов;

4. Отработка модели реализации Программы;

5. Усовершенствование технологии пользования банком диагностических материалов.

Новизна Создание системы непрерывной внутренней диагностики по ключевым критериям ФГОС, позволяющей не только отслеживать показатели динамики личностного развития и достижения метапредметных результатов школьников, но и активно управлять процессами развития личности.

Новизна

Создание системы непрерывной внутренней диагностики по ключевым критериям ФГОС, позволяющей не только отслеживать показатели динамики личностного развития и достижения метапредметных результатов школьников, но и активно управлять процессами развития личности.

Объекты мониторинга:  1.Личностные и метапредметные результаты обучающихся;  2.Психолого- педагогические условия обучения;  3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Объекты мониторинга:

1.Личностные и метапредметные результаты обучающихся;

2.Психолого- педагогические условия обучения;

3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Ожидаемые результаты : 1. Инструментарий объективной внутренней диагностики позволяющий не только отслеживать показатели динамики личностного развития и достижения метапредметных результатов школьников, но и активно управлять процессами их развития ;  2. Формирование развивающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный прогресс каждого ребенка и всей совокупности обучающихся;  3. Повышение учебно- познавательной мотивации школьников; 4. Повышение качества образования обучающихся образовательной организации в целом; 5. Присвоение учителями технологий и методик новой системы оценивания планируемых результатов обучающихся.

Ожидаемые результаты :

1. Инструментарий объективной внутренней диагностики позволяющий не только отслеживать показатели динамики личностного развития и достижения метапредметных результатов школьников, но и активно управлять процессами их развития ;

2. Формирование развивающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный прогресс каждого ребенка и всей совокупности обучающихся;

3. Повышение учебно- познавательной мотивации школьников;

4. Повышение качества образования обучающихся образовательной организации в целом;

5. Присвоение учителями технологий и методик новой системы оценивания планируемых результатов обучающихся.

Условия реализации Программы  1. Курсы повышения квалификации учителей по проблемам новой системы оценки планируемых результатов;  2. Расширение психологической службы школы;  3. Освоение новых информационных технологий и программ по мониторинговым исследованиям.

Условия реализации Программы

1. Курсы повышения квалификации учителей по проблемам новой системы оценки планируемых результатов;

2. Расширение психологической службы школы;

3. Освоение новых информационных технологий и программ по мониторинговым исследованиям.

Этапы реализации: I.  Ознакомительный этап .

Этапы реализации:

I. Ознакомительный этап .

  • теоретическое осмысление проблемы;
  • анализ литературы по проблеме исследования;
  • создание банка диагностических методик;
  • составление таблиц обработки результатов диагностик по классу и индивидуальной карты развития УУД для каждого обучающегося ;
II. Технологический этап .

II. Технологический этап .

  • апробация диагностических методик оценки личностного развития и метапредметных результатов;
  • апробация критериев показателей личностногоразвития и метапредметных результатов;
  • формирование портфолио обучающихся по результатам мониторинга
III. Практико-деятельностный этап  анализ и обобщение результатов: систематизация опыта работы, формулировка выводов и планирование дальнейшей работы

III. Практико-деятельностный этап анализ и обобщение результатов: систематизация опыта работы, формулировка выводов и планирование дальнейшей работы

Возможные риски недостаточность психологических знаний учителя; Пути их преодоления: организация психологических семинаров, тематических круглых столов;   саморазвитие учителя;   дополнительная нагрузка на учителей, недостаток времени; поиск ресурсов стимулирования работы учителей;  использование уроков рефлексии, мероприятий воспитательной работы. популяризация ресурсов мониторинга на родительских собраниях, в индивидуальных консультациях и через школьный сайт.   недостаточная активность родителей и «умалчивание» проблем.

Возможные риски

  • недостаточность психологических знаний учителя;

Пути их преодоления:

  • организация психологических семинаров, тематических круглых столов;

  • саморазвитие учителя;

  • дополнительная нагрузка на учителей, недостаток времени;
  • поиск ресурсов стимулирования работы учителей;
  • использование уроков рефлексии, мероприятий воспитательной работы.
  • популяризация ресурсов мониторинга на родительских собраниях, в индивидуальных консультациях и через школьный сайт.

  • недостаточная активность родителей и «умалчивание» проблем.

Механизмы реализации 1.Банк диагностических методик, тестов, анкет для обучающихся по годам обучения, созданный с учетом возрастных особенностей детей;  2. Алгоритм работы с банком. Введение гиперссылок, позволяющих быстро и оперативно найти учителю весь необходимый материал для организации, проведения и подведения итогов мониторинга;  3.Набор средств для коррекции учебной деятельности по следам выявленных в ходе мониторинга проблем;  4. Динамика показателей проведенных мониторинговых исследований.

Механизмы реализации

1.Банк диагностических методик, тестов, анкет для обучающихся по годам обучения, созданный с учетом возрастных особенностей детей;

2. Алгоритм работы с банком. Введение гиперссылок, позволяющих быстро и оперативно найти учителю весь необходимый материал для организации, проведения и подведения итогов мониторинга;

3.Набор средств для коррекции учебной деятельности по следам выявленных в ходе мониторинга проблем;

4. Динамика показателей проведенных мониторинговых исследований.

Р егулятивные УУД  Коммуникативные УУД  Лознаватель ные УУД  Смыслообразование  Нравственно - Этическая  ориентация  Самоопределение  самопознание  Стартовая   Итоговая  Аттестация кадров  Мониторинговое  исследование  Промежуточная  Аккредитация ОУ   Модель мониторинга  ФГОС Требования к результатам   ООП  освоения   етапредметные  М  Л ичностные  результаты  результаты редметные П зультаты ре   истема С  истема С  предметных  предметных действ  ий  знаний В нутренняя  В нешняя     оценка оценка В В нутренняя  нутренняя  нешняя В нешняя   В   оценка   оценка оценка  оценка   К онтроль    ндивидуальные И  К онтрольно - ф ициро еперсони Н листы наблюдения ,   измерительные анный  в  анкеты,  материалы - мониторинг  исследование  тесты, листы опросные   Индивидуальные листы наблюдения, достижений, диагностические работы, олимпиадные работы Итоговая комплексная работа Программа изучения личности ученика Якиманская И.С. Рябоштам Е.П.  и др. Рефлексивная самооценка учебной деятельности по различным методикам ИТОГОВАЯ ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА Обобщенная ПОРТФОЛИО 14

Р

егулятивные

УУД

Коммуникативные УУД

Лознаватель

ные УУД

Смыслообразование

Нравственно

-

Этическая

ориентация

Самоопределение

самопознание

Стартовая

Итоговая

Аттестация кадров

Мониторинговое

исследование

Промежуточная

Аккредитация ОУ

Модель мониторинга

ФГОС

Требования

к результатам

ООП

освоения

етапредметные

М

Л

ичностные

результаты

результаты

редметные

П

зультаты

ре

истема

С

истема

С

предметных

предметных

действ

ий

знаний

В

нутренняя

В

нешняя

оценка

оценка

В

В

нутренняя

нутренняя

нешняя

В

нешняя

В

оценка

оценка

оценка

оценка

К

онтроль

ндивидуальные

И

К

онтрольно

-

ф

ициро

еперсони

Н

листы наблюдения

,

измерительные

анный

в

анкеты,

материалы

-

мониторинг

исследование

тесты,

листы

опросные

Индивидуальные листы наблюдения, достижений,

диагностические работы, олимпиадные работы

Итоговая комплексная работа

Программа

изучения

личности

ученика

Якиманская И.С. Рябоштам Е.П.

и др.

Рефлексивная

самооценка

учебной

деятельности по различным

методикам

ИТОГОВАЯ

ПРОЕКТНАЯ

ЗАДАЧА

Обобщенная

ПОРТФОЛИО

14

Решение проектных задач

Решение проектных задач

Алгоритм действий проведения мониторинга  личностного развития и метапредметных результатов 1.Первичное наблюдение за проявлениями личностного развития  обучающихся; 2. Предварительное формулирование зафиксированных проблем; 3. Консультации психолога; 4. Подбор диагностических методик для проведения и подведения итогов  мониторинга; 5. Работа по гиперссылкам методического сборника « Инструментарий  мониторинга личностного развития и метапредметных результатов  младших школьников»; 6. Консультация психолога; 7. Сбор и обработка информации в соответствии с данным  инструментарием; 8. Педагогический консилиум с участием работающих учителей,  методиста, психологов, членов администрации; 9. Выработка рекомендаций учителю, классному руководителю по  коррекции образовательно-воспитательной деятельности.

Алгоритм действий проведения мониторинга

личностного развития и метапредметных результатов

1.Первичное наблюдение за проявлениями личностного развития

обучающихся;

2. Предварительное формулирование зафиксированных проблем;

3. Консультации психолога;

4. Подбор диагностических методик для проведения и подведения итогов

мониторинга;

5. Работа по гиперссылкам методического сборника « Инструментарий

мониторинга личностного развития и метапредметных результатов

младших школьников»;

6. Консультация психолога;

7. Сбор и обработка информации в соответствии с данным

инструментарием;

8. Педагогический консилиум с участием работающих учителей,

методиста, психологов, членов администрации;

9. Выработка рекомендаций учителю, классному руководителю по

коррекции образовательно-воспитательной деятельности.

Методики диагностики  Цель: Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальной школы. Методика «Школьная мотивация»  Н.Г. Лусканова.  Методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»

Методики диагностики Цель: Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальной школы.

  • Методика «Школьная мотивация»

Н.Г. Лусканова.

  • Методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»

  • «Методика выявления понимаемых мотивов учебной деятельности» М.В.Матюхина.
Методы сбора информации: Тестирование Наблюдение Беседа Анкетирование

Методы сбора информации:

Тестирование

Наблюдение

Беседа

Анкетирование

Использование результатов диагностики в образовательной деятельности Прежде всего данные диагностики показывают, насколько в учебной деятельности обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД .    Результаты дают возможность учителю: - скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;   - определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов;   - увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

Использование результатов диагностики в образовательной деятельности

Прежде всего данные диагностики показывают, насколько в учебной деятельности обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД . Результаты дают возможность учителю:

- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; - определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов; - увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

«Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»   В.А. Сухомлинский

«Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский

Виды мотивов учения младших школьников  Мотив благополучия (хорошая отметка) Мотив престижа- стремление  быть первым Мотив само- определения ( связь с будущим)   Виды мотивов учения Мотив  давления,  избегания неприятностей Учебно- познавательный мотив - интерес к содержанию    Социальный мотив ( долга, ответственности)

Виды мотивов учения младших школьников

Мотив благополучия

(хорошая отметка)

Мотив престижа- стремление

быть первым

Мотив само-

определения

( связь с будущим)

Виды мотивов

учения

Мотив

давления,

избегания неприятностей

Учебно- познавательный мотив - интерес к содержанию

Социальный мотив ( долга, ответственности)

Коррекция учебной деятельности Организация учебной деятельности Операционально- познавательный этап Мотивационный этап Рефлексивно- оценочный этап

Коррекция учебной деятельности

Организация учебной деятельности

Операционально-

познавательный

этап

Мотивационный этап

Рефлексивно-

оценочный

этап

Важнейшие предпосылки формирования у школьника познавательного интереса к учению Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания. Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя .  Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.

Важнейшие предпосылки формирования у школьника познавательного интереса к учению

Новизна учебного

материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания.

Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя .

Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.

Мотивация учебной деятельности 2 классы

Мотивация учебной деятельности

2 классы

Мотивация учебной деятельности 3 классы

Мотивация учебной деятельности

3 классы

Мотивация учебной деятельности 4 классы

Мотивация учебной деятельности

4 классы

Практическая значимость 1. Данная Программа востребована, необходима для  полноценной реализации требований ФГОС. 2. Созданная база диагностических методик, предложенный алгоритм действий, ее техническая оснащенность дают возможность оперативно и грамотно отслеживать динамику личностного развития и метапредметных результатов обучающихся. 3. Мониторинг способствует повышению качества образования образовательной организации в целом. 4. Программа может быть использована всеми учителями, испытывающими трудности в вопросах диагностики планируемых личностных и метапредметных результатов.

Практическая значимость

1. Данная Программа востребована, необходима для

полноценной реализации требований ФГОС.

2. Созданная база диагностических методик, предложенный алгоритм действий, ее техническая оснащенность дают возможность оперативно и грамотно отслеживать динамику личностного развития и метапредметных результатов обучающихся.

3. Мониторинг способствует повышению качества образования образовательной организации в целом.

4. Программа может быть использована всеми учителями, испытывающими трудности в вопросах

диагностики планируемых личностных и метапредметных результатов.