Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 г. Пыть - Ях Тюменской области
Конкурс инновационных проектов
Программа мониторинга
личностного развития и метапредметных результатов младших школьников
г. Пыть-Ях
2017 г.
Актуальность
1. Новая парадигма образования и Федеральные государственные стандарты второго поколения ориентировали школу на новые результаты. Выпускник школы должен не просто получить глубокие , прочные знания. Он должен научиться учиться, жить и работать в обществе, быть мотивирован к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.
2. Наряду с планируемыми предметными и метапредметными результатами совершенно новой для учителя начальных классов является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития.
3. Проблемы несформированности у выпускников личностных универсальных учебных действий, снижения уровня их учебной мотивации заставили нас искать средства их решения.
Цель:
создание инструментария мониторинга динамики личностного развития и достижения метапредметных результатов обучающихся в соответствии с ФГОС
Задачи:
1.Формирование банка диагностических материалов для организации и проведения мониторинга личностного развития и метапредметных результатов младших школьников;
2. Апробация системы критериев и показателей личностного развития и сформированности метапредметных результатов;
3. Апробация технологических карт и методик мониторинга динамики развития планируемых результатов;
4. Отработка модели реализации Программы;
5. Усовершенствование технологии пользования банком диагностических материалов.
Новизна
Создание системы непрерывной внутренней диагностики по ключевым критериям ФГОС, позволяющей не только отслеживать показатели динамики личностного развития и достижения метапредметных результатов школьников, но и активно управлять процессами развития личности.
Объекты мониторинга:
1.Личностные и метапредметные результаты обучающихся;
2.Психолого- педагогические условия обучения;
3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Ожидаемые результаты :
1. Инструментарий объективной внутренней диагностики позволяющий не только отслеживать показатели динамики личностного развития и достижения метапредметных результатов школьников, но и активно управлять процессами их развития ;
2. Формирование развивающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный прогресс каждого ребенка и всей совокупности обучающихся;
3. Повышение учебно- познавательной мотивации школьников;
4. Повышение качества образования обучающихся образовательной организации в целом;
5. Присвоение учителями технологий и методик новой системы оценивания планируемых результатов обучающихся.
Условия реализации Программы
1. Курсы повышения квалификации учителей по проблемам новой системы оценки планируемых результатов;
2. Расширение психологической службы школы;
3. Освоение новых информационных технологий и программ по мониторинговым исследованиям.
Этапы реализации:
I. Ознакомительный этап .
- теоретическое осмысление проблемы;
- анализ литературы по проблеме исследования;
- создание банка диагностических методик;
- составление таблиц обработки результатов диагностик по классу и индивидуальной карты развития УУД для каждого обучающегося ;
II. Технологический этап .
- апробация диагностических методик оценки личностного развития и метапредметных результатов;
- апробация критериев показателей личностногоразвития и метапредметных результатов;
- формирование портфолио обучающихся по результатам мониторинга
III. Практико-деятельностный этап анализ и обобщение результатов: систематизация опыта работы, формулировка выводов и планирование дальнейшей работы
Возможные риски
- недостаточность психологических знаний учителя;
Пути их преодоления:
- организация психологических семинаров, тематических круглых столов;
- дополнительная нагрузка на учителей, недостаток времени;
- поиск ресурсов стимулирования работы учителей;
- использование уроков рефлексии, мероприятий воспитательной работы.
- популяризация ресурсов мониторинга на родительских собраниях, в индивидуальных консультациях и через школьный сайт.
- недостаточная активность родителей и «умалчивание» проблем.
Механизмы реализации
1.Банк диагностических методик, тестов, анкет для обучающихся по годам обучения, созданный с учетом возрастных особенностей детей;
2. Алгоритм работы с банком. Введение гиперссылок, позволяющих быстро и оперативно найти учителю весь необходимый материал для организации, проведения и подведения итогов мониторинга;
3.Набор средств для коррекции учебной деятельности по следам выявленных в ходе мониторинга проблем;
4. Динамика показателей проведенных мониторинговых исследований.
Р
егулятивные
УУД
Коммуникативные УУД
Лознаватель
ные УУД
Смыслообразование
Нравственно
-
Этическая
ориентация
Самоопределение
самопознание
Стартовая
Итоговая
Аттестация кадров
Мониторинговое
исследование
Промежуточная
Аккредитация ОУ
Модель мониторинга
ФГОС
Требования
к результатам
ООП
освоения
етапредметные
М
Л
ичностные
результаты
результаты
редметные
П
зультаты
ре
истема
С
истема
С
предметных
предметных
действ
ий
знаний
В
нутренняя
В
нешняя
оценка
оценка
В
В
нутренняя
нутренняя
нешняя
В
нешняя
В
оценка
оценка
оценка
оценка
К
онтроль
ндивидуальные
И
К
онтрольно
-
ф
ициро
еперсони
Н
листы наблюдения
,
измерительные
анный
в
анкеты,
материалы
-
мониторинг
исследование
тесты,
листы
опросные
Индивидуальные листы наблюдения, достижений,
диагностические работы, олимпиадные работы
Итоговая комплексная работа
Программа
изучения
личности
ученика
Якиманская И.С. Рябоштам Е.П.
и др.
Рефлексивная
самооценка
учебной
деятельности по различным
методикам
ИТОГОВАЯ
ПРОЕКТНАЯ
ЗАДАЧА
Обобщенная
ПОРТФОЛИО
14
Решение проектных задач
Алгоритм действий проведения мониторинга
личностного развития и метапредметных результатов
1.Первичное наблюдение за проявлениями личностного развития
обучающихся;
2. Предварительное формулирование зафиксированных проблем;
3. Консультации психолога;
4. Подбор диагностических методик для проведения и подведения итогов
мониторинга;
5. Работа по гиперссылкам методического сборника « Инструментарий
мониторинга личностного развития и метапредметных результатов
младших школьников»;
6. Консультация психолога;
7. Сбор и обработка информации в соответствии с данным
инструментарием;
8. Педагогический консилиум с участием работающих учителей,
методиста, психологов, членов администрации;
9. Выработка рекомендаций учителю, классному руководителю по
коррекции образовательно-воспитательной деятельности.
Методики диагностики Цель: Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальной школы.
- Методика «Школьная мотивация»
Н.Г. Лусканова.
- Методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»
- «Методика выявления понимаемых мотивов учебной деятельности» М.В.Матюхина.
Методы сбора информации:
Тестирование
Наблюдение
Беседа
Анкетирование
Использование результатов диагностики в образовательной деятельности
Прежде всего данные диагностики показывают, насколько в учебной деятельности обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД . Результаты дают возможность учителю:
- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; - определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов; - увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).
«Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский
Виды мотивов учения младших школьников
Мотив благополучия
(хорошая отметка)
Мотив престижа- стремление
быть первым
Мотив само-
определения
( связь с будущим)
Виды мотивов
учения
Мотив
давления,
избегания неприятностей
Учебно- познавательный мотив - интерес к содержанию
Социальный мотив ( долга, ответственности)
Коррекция учебной деятельности
Организация учебной деятельности
Операционально-
познавательный
этап
Мотивационный этап
Рефлексивно-
оценочный
этап
Важнейшие предпосылки формирования у школьника познавательного интереса к учению
Новизна учебного
материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания.
Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя .
Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя.
Мотивация учебной деятельности
2 классы
Мотивация учебной деятельности
3 классы
Мотивация учебной деятельности
4 классы
Практическая значимость
1. Данная Программа востребована, необходима для
полноценной реализации требований ФГОС.
2. Созданная база диагностических методик, предложенный алгоритм действий, ее техническая оснащенность дают возможность оперативно и грамотно отслеживать динамику личностного развития и метапредметных результатов обучающихся.
3. Мониторинг способствует повышению качества образования образовательной организации в целом.
4. Программа может быть использована всеми учителями, испытывающими трудности в вопросах
диагностики планируемых личностных и метапредметных результатов.