СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инсценировка глав повести "Капитанская дочка". Внеклассное мероприятие

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инсценировка глав повести "Капитанская дочка". Внеклассное мероприятие»



Внеклассное мероприятие по литературе

(инсценировка I, IV, V, XI, XIV глав повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Учитель русского языка и литературы Омарова Сафражат Зиявудиновна

Тема внеклассного мероприятия:

«Живая жизнь обыкновенных людей на страницах исторического произведения…».



Цели внеклассного мероприятия - расширить представления учащихся о творчестве А.С. Пушкина; воспитывать уважение к родному языку и слову, к истории страны; развивать артистизм, эстетический вкус.

Задачи внеклассного мероприятия:

- развить навыки выразительного чтения;

- развить навыки анализа текста;

- активизировать творческие способности учащихся;

- воспитать чувство любви к творчеству А.С. Пушкина;

- способствовать формированию таких важных качеств, как ответственность, взаимопомощь, порядочность.



Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя.

  1. Александр Сергеевич Пушкин был великим художником-историком. Он обладал не только могучей фантазией, но и изумительным историческим чутьем, которое помогало ему угадывать там, где не хватало точных фактов. «Капитанская дочка» - историческая повесть, созданию которой предшествовала большая подготовительная работа: Пушкин глубоко изучал архивные материалы, посещал местности, где развернулось восстание под предводительством Емельяна Пугачева, осматривал места событий, расспрашивал стариков, очевидцев восстания. Сюжет повести – переплетение частных судеб с грозными потрясениями всего народа. В ней много действующих лиц, и каждое из них дано впечатляюще, своеобразно, так что они все крепко запоминаются и не смешиваются одно с другим. В обрисовке образов Пушкин проявил все сильные стороны своего реализма, поставив характер человека в зависимость от породившей и воспитавшей его среды. И именно процесс становления характера главного героя – Петруши Гринева – является для нас интересной и достаточно поучительной работой. Мы попробуем показать, раскрыть героя в последовательно развивающихся событиях его жизни, в отношениях к окружающим людям, в его поступках.

Ведущая читает эпиграф к Главе 1, в которой рассказывается о детстве и юности, среде, воспитавшей Петра Гринева, о проявлении характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь:

- Был бы гвардии он завтра ж капитан.

- Того не надобно; пусть в армии послужит.

- Изрядно сказано! Пускай его потужит…





Андрей Петрович Гринев: Генерал-поручик!... Он у меня в роте был сержантом!... Обоих российских орденов кавалер!... А давно ли мы… Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?

Авдотья Васильевна: Да вот пошел семнадцатый годок. Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Герасимовна, и когда еще…

Андрей Петрович Гринев: Добро, пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни.

Авдотья Васильевна: Не забудь, Андрей Петрович, поклониться от меня князю; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

Андрей Петрович Гринев: Что за вздор! К какой стати стану я писать к князю?

Авдотья Васильевна: Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши.

Андрей Петрович Гринев: Ну, а там что?

Авдотья Васильевна: Да ведь начальник Петруши – князь. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

Андрей Петрович Гринев: Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? Подай сюда…. Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.

Савельич:   Что это, сударь, с тобою сделалось? Где ты это нагрузился? Ахти господи! отроду такого греха не бывало!

Петр: Молчи, хрыч! Ты верно пьян, пошел спать... и уложи меня. 

Савельич:  Рано, Петр Андреич, рано начинаешь гулять. И в кого ты пошел? Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего: отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать. Выпей чаю.

Петр: Поди вон, Савельич; я чаю не хочу.

Савельич: Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется. Человек пьющий ни на что негоден... Выпей-ка огуречного рассолу с медом, а всего бы лучше опохмелиться полстаканчиком настойки. Не прикажешь ли? Я кругом виноват: что скажу господам? что их дитя пьет и играет?



Ведущая читает эпиграф к Главе 4, в которой рассказывается о поединке, о благородном поступке героя:

-Ин изволь, и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Петр:

Мысль любовну истребляя, 
     Тщусь прекрасную забыть, 
     И ах, Машу избегая, 
     Мышлю вольность получить! 
     Но глаза, что мя пленили, 
     Всеминутно предо мной; 
     Они дух во мне смутили, 
     Сокрушили мой покой. 
     Ты, узнав мои напасти, 
     Сжалься, Маша, надо мной; 
     Зря меня в сей лютой части, 
     И что я пленен тобой. 


     - Как ты это находишь?

Швабрин: Песнь твоя нехороша. 

Петр: Почему так?    

Швабрин: Потому, что такие стихи достойны учителя моего, Василья Кирилыча Тредьяковского, и очень напоминают мне его любовные куплетцы.

Петр: Отроду не покажу тебе своих сочинений.

Швабрин: Посмотрим, сдержишь ли ты свое слово: стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом. А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в нежной страсти и в любовной напасти? Уж не Марья ль Ивановна? 

Петр: Не твое дело, кто бы ни была эта Маша. Не требую ни твоего мнения, ни твоих догадок. 

Швабрин: Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! Но послушай дружеского совета: коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками. 

Петр: Что это, сударь, значит? Изволь объясниться. 

Швабрин: С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.

 Петр: А почему ты об ней такого мнения?

Швабрин:  А потому, что знаю по опыту ее нрав и обычай.

Петр:  Ты лжешь, мерзавец! Ты лжешь самым бесстыдным образом. 

Швабрин: Это тебе так не пройдет. Вы мне дадите сатисфакцию

Петр: . Изволь; когда хочешь!    

(зрителям)

В эту минуту я готов был растерзать его.


Музыка. Е. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Ведущая читает эпиграф к Главе 5 «Любовь»:


     Ах ты, девка, девка красная! 
     Не ходи, девка, молода замуж; 
     Ты спроси, девка, отца, матери, 
     Отца, матери, роду-племени; 
     Накопи, девка, ума-разума, 
     Ума-разума, приданова. 
     Песня народная. 
     Буде лучше меня найдешь, позабудешь. 
     Если хуже меня найдешь, вспомянешь. 
     То же. 

 Маша:  Что? Каков?

Савельич: Все в одном положении, все без памяти, вот уже пятые сутки.

Петр: Где я? кто здесь?

Маша: Что? как вы себя чувствуете?

Петр: Слава богу. Это вы, Марья Ивановна? скажите мне...

Савельич: Опомнился! опомнился! Слава тебе, владыко! Ну, батюшка Петр Андреич! напугал ты меня! легко ли? пятые сутки!..

Маша: Не говори с ним много, Савельич. Он еще слаб.

Петр: Милая, добрая Марья Ивановна, будь моею женою, согласись на мое счастие.

Маша: Ради бога успокойтесь. Вы еще в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня.

Петр: Она будет моя! она меня любит!

Я решился писать к батюшке как можно красноречивее, прося родительского благословения. Со Швабриным я помирился. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника (уходит).

Звучит музыка. Музыка. Е. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»


Ведущая читает эпиграф к Главе 11 «Мятежная слобода»:


     В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. 
     "Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?"
 
     Спросил он ласково.
 
     А. Сумароков.
     

Пугачёв: О чем, ваше благородие, изволил задуматься?

Пётр: Как не задуматься. Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня сижу вот рядом с тобой, и счастие всей моей жизни зависит от тебя. 
     Пугачёв: Что ж? Страшно тебе? И ты прав, ей богу прав! Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился, помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья. Что говорят обо мне в Оренбурге?

Пётр: Да говорят, что с тобою сладить трудновато; нечего сказать: дал ты себя знать. 
     Пугачёв: Да! Я воюю хоть куда. Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой? Сорок енаралов убито, четыре армии взято в полон. Как ты думаешь: прусский король мог ли бы со мною потягаться?

Пётр: Сам как ты думаешь? Управился ли бы ты с Фридериком? 
     Пугачёв: С Федор Федоровичем? А как же нет? С вашими енаралами ведь я же управляюсь; а они его бивали. Доселе оружие мое было счастливо. Дай срок, то ли еще будет, как пойду на Москву. 

Пётр: А ты полагаешь идти на Москву? 

Пугачёв: Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою. 
     Пётр: То-то! Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни? 

Пугачёв: Нет, поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удается! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою. 
     Пётр: А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили! 

Пугачёв: Слушай. Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! - Какова калмыцкая сказка?

Пётр: Затейлива. Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину. 
   

 Звучит красивая осенняя мелодия

Ведущая читает эпиграф к Главе 14 (о сокрушительной силе любви):

     Мирская молва - 
     Морская волна.
 
     Пословица.
 

Государыня: Вы верно не здешние?

Маша: Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.

Государыня: Вы приехали с вашими родными? 

Маша: Никак нет-с. Я приехала одна.

Государыня: Одна! Но вы так еще молоды. 

Маша: У меня нет ни отца, ни матери.

 Государыня: Вы здесь конечно по каким-нибудь делам?

Маша: Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне. 

Государыня: Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?

Маша: Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия. 

Государыня: Позвольте спросить, кто вы таковы?

Маша: Я дочь капитана Миронова. 


     Государыня: Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?

Маша: Точно так-с.

 Государыня: Извините меня, если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь….
     Вы просите за Гринева? Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй. 

Маша: Ах, неправда!

Государыня: Как неправда!

Маша: Неправда, ей богу, неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня.

Государыня: Где вы остановились?

Маша: У Анны Власьевны…

Государыня: А! знаю. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо.

 

Заключительное слово учителя.

Таков Петр Гринев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Несмотря на промахи героя повести, о которых говорилось раньше, на легкомысленность по молодости, перед нами возникает образ честного, доброго и отважного человека, способного к большому чувству, верного в любви, своему долгу. Что сделало его таким? Осознание своих обязательств, чувство долга и, конечно, искреннее чувство к Маше Мироновой…

  1. Путь к осознанию собственной ответственности человека любой эпохи очень поучителен. Интересно привести слова из не включенного Пушкиным в окончательную редакцию введения к повести – обращения пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: «Ты увидишь, что завлеченный пылкостию моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых. То же пророчу и тебе…если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества…доброту и благородство». Вот эти два качества и являются в Петре Гриневе основными, они и делают его образ таким привлекательным. Я думаю, что эти качества делают привлекательным каждого человека. В понимании, в осознании этого вами, учащимися, и заключается главная цель нашего внеклассного мероприятия.

  2. От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке»? (Завершая повесть, Пушкин пишет: «Здесь прекращаются записки Петра Гринёва…Мы решились, с разрешения родственников, издать её (рукопись) особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена». Себя поэт называет только издателем повести (1; 292) .)

  3. Почему же Пушкин решил вести повествование не от своего имени, а от имени Гринёва? (Все события даются с точки зрения Гринёва, несут на себе печать его убеждений. «Капитанская дочка» - история взросления души, кто лучше самого героя расскажет об этом.)

Кого еще из героев мы не имеем права отодвинуть на второй план? Кто является главной героиней повести? (Капитанская дочка – Маша Миронова, возлюбленная Петра Гринёва).

Почему Маша отказалась венчаться с любимым, прочтя письмо отца Гринева? О ком она заботилась?

1.(Маша не хотела идти против воли отца Гринёва, она боялась, что, если Петр воспротивится воли родителя, отец его лишит благословения. Миронова волновалась о судьбе любимого.)
2. Почему Миронова просит у императрицы «Милости, а не правосудия»? (Потому что, с точки зрения закона, Гринёв был виновен: вошёл в сотрудничество с бунтовщиком, странным образом был пощажен и отпущен. Тем более Гринёв не стал называть подлинных причин своих поступков, чтобы сохранить доброе имя Маши Мироновой. Поэтому Гринев осужден вполне справедливо, а спасти его может именно милость государыни.)
3. Пушкин назвал произведение «Капитанская дочка», а не «Гринёв» или «Пугачев». С чем это связано? (Вокруг Маши, её судьбы развертываются все события повести, героиня стоит в центре сюжета.)

Мы с вами охарактеризовали Пугачева, указывая и историческую правду и художественный вымысел, упомянули о милости государыни Екатерины II

Как вы считаете, кто больше всего заслуживает характеристики «великодушный государь»? (Мнения детей могут разойтись. Здесь главное – обоснованное доказательство учеников. Пугачев – в повести проявляет великодушие к Гринёву, Екатерина – именно благодаря её милости воссоединились сердца влюбленных.)

Все в данном случае правы, аргументируя свою позицию. Вернемся к началу урока, где мы указывали эпиграфы к произведению и к уроку .

Объясните смысл эпиграфа к повести «Береги честь смолоду». (Можно отнести и к чести Гринёва, который является ярким примером – он не предал родину, не стал упоминать имя Маши, выполнял свои обещания. Высшее проявление чести – самопожертвование ради другого человека. А также Маша выступает носительницей высокой нравственности и чести.) Мы можем также отметить: А. С. Пушкин своим произведением утверждает, что даже в смутные времена необходимо сохранять честь и милосердие.

Итог урока:

Мы вспомнили сегодня и охарактеризовали основных главных героев повести Пушкина «Капитанская дочка», проанализировали смысл отдельных моментов повести, выявили исторические моменты, вспомнили такие понятия, как ирония, сюжет, композиция. Рассмотрели разнообразные иллюстрации к произведению. Услышали мнения по поводу названия повести и её эпиграфа. Все плодотворно поработали – ответили устно, заполнили таблицы и выполнили соотношения между отдельными понятиями. Оценка каждого из присутствующих дополнится еще заданием, которое вы выполните дома.


Рефлексия: Ребята, скажите честно, повесть оставила вас равнодушными? Почему же произведение о таких далёких событиях читается до сих пор с неослабевающим интересом?