Внеклассное мероприятие по литературе
(инсценировка I, IV, V, XI, XIV глав повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
Учитель русского языка и литературы Омарова Сафражат Зиявудиновна
Тема внеклассного мероприятия:
«Живая жизнь обыкновенных людей на страницах исторического произведения…».
Цели внеклассного мероприятия - расширить представления учащихся о творчестве А.С. Пушкина; воспитывать уважение к родному языку и слову, к истории страны; развивать артистизм, эстетический вкус.
Задачи внеклассного мероприятия:
- развить навыки выразительного чтения;
- развить навыки анализа текста;
- активизировать творческие способности учащихся;
- воспитать чувство любви к творчеству А.С. Пушкина;
- способствовать формированию таких важных качеств, как ответственность, взаимопомощь, порядочность.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя.
Александр Сергеевич Пушкин был великим художником-историком. Он обладал не только могучей фантазией, но и изумительным историческим чутьем, которое помогало ему угадывать там, где не хватало точных фактов. «Капитанская дочка» - историческая повесть, созданию которой предшествовала большая подготовительная работа: Пушкин глубоко изучал архивные материалы, посещал местности, где развернулось восстание под предводительством Емельяна Пугачева, осматривал места событий, расспрашивал стариков, очевидцев восстания. Сюжет повести – переплетение частных судеб с грозными потрясениями всего народа. В ней много действующих лиц, и каждое из них дано впечатляюще, своеобразно, так что они все крепко запоминаются и не смешиваются одно с другим. В обрисовке образов Пушкин проявил все сильные стороны своего реализма, поставив характер человека в зависимость от породившей и воспитавшей его среды. И именно процесс становления характера главного героя – Петруши Гринева – является для нас интересной и достаточно поучительной работой. Мы попробуем показать, раскрыть героя в последовательно развивающихся событиях его жизни, в отношениях к окружающим людям, в его поступках.
Ведущая читает эпиграф к Главе 1, в которой рассказывается о детстве и юности, среде, воспитавшей Петра Гринева, о проявлении характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь:
- Был бы гвардии он завтра ж капитан.
- Того не надобно; пусть в армии послужит.
- Изрядно сказано! Пускай его потужит…
Андрей Петрович Гринев: Генерал-поручик!... Он у меня в роте был сержантом!... Обоих российских орденов кавалер!... А давно ли мы… Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?
Авдотья Васильевна: Да вот пошел семнадцатый годок. Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Герасимовна, и когда еще…
Андрей Петрович Гринев: Добро, пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни.
Авдотья Васильевна: Не забудь, Андрей Петрович, поклониться от меня князю; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.
Андрей Петрович Гринев: Что за вздор! К какой стати стану я писать к князю?
Авдотья Васильевна: Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши.
Андрей Петрович Гринев: Ну, а там что?
Авдотья Васильевна: Да ведь начальник Петруши – князь. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.
Андрей Петрович Гринев: Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? Подай сюда…. Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.
Савельич: Что это, сударь, с тобою сделалось? Где ты это нагрузился? Ахти господи! отроду такого греха не бывало!
Петр: Молчи, хрыч! Ты верно пьян, пошел спать... и уложи меня.
Савельич: Рано, Петр Андреич, рано начинаешь гулять. И в кого ты пошел? Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего: отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать. Выпей чаю.
Петр: Поди вон, Савельич; я чаю не хочу.
Савельич: Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется. Человек пьющий ни на что негоден... Выпей-ка огуречного рассолу с медом, а всего бы лучше опохмелиться полстаканчиком настойки. Не прикажешь ли? Я кругом виноват: что скажу господам? что их дитя пьет и играет?
Ведущая читает эпиграф к Главе 4, в которой рассказывается о поединке, о благородном поступке героя:
-Ин изволь, и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
Петр:
Мысль любовну истребляя,
Тщусь прекрасную забыть,
И ах, Машу избегая,
Мышлю вольность получить!
Но глаза, что мя пленили,
Всеминутно предо мной;
Они дух во мне смутили,
Сокрушили мой покой.
Ты, узнав мои напасти,
Сжалься, Маша, надо мной;
Зря меня в сей лютой части,
И что я пленен тобой.
- Как ты это находишь?
Швабрин: Песнь твоя нехороша.
Петр: Почему так?
Швабрин: Потому, что такие стихи достойны учителя моего, Василья Кирилыча Тредьяковского, и очень напоминают мне его любовные куплетцы.
Петр: Отроду не покажу тебе своих сочинений.
Швабрин: Посмотрим, сдержишь ли ты свое слово: стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом. А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в нежной страсти и в любовной напасти? Уж не Марья ль Ивановна?
Петр: Не твое дело, кто бы ни была эта Маша. Не требую ни твоего мнения, ни твоих догадок.
Швабрин: Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! Но послушай дружеского совета: коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками.
Петр: Что это, сударь, значит? Изволь объясниться.
Швабрин: С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.
Петр: А почему ты об ней такого мнения?
Швабрин: А потому, что знаю по опыту ее нрав и обычай.
Петр: Ты лжешь, мерзавец! Ты лжешь самым бесстыдным образом.
Швабрин: Это тебе так не пройдет. Вы мне дадите сатисфакцию
Петр: . Изволь; когда хочешь!
(зрителям)
В эту минуту я готов был растерзать его.
Музыка. Е. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Ведущая читает эпиграф к Главе 5 «Любовь»:
Ах ты, девка, девка красная!
Не ходи, девка, молода замуж;
Ты спроси, девка, отца, матери,
Отца, матери, роду-племени;
Накопи, девка, ума-разума,
Ума-разума, приданова.
Песня народная.
Буде лучше меня найдешь, позабудешь.
Если хуже меня найдешь, вспомянешь.
То же.
Маша: Что? Каков?
Савельич: Все в одном положении, все без памяти, вот уже пятые сутки.
Петр: Где я? кто здесь?
Маша: Что? как вы себя чувствуете?
Петр: Слава богу. Это вы, Марья Ивановна? скажите мне...
Савельич: Опомнился! опомнился! Слава тебе, владыко! Ну, батюшка Петр Андреич! напугал ты меня! легко ли? пятые сутки!..
Маша: Не говори с ним много, Савельич. Он еще слаб.
Петр: Милая, добрая Марья Ивановна, будь моею женою, согласись на мое счастие.
Маша: Ради бога успокойтесь. Вы еще в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня.
Петр: Она будет моя! она меня любит!
Я решился писать к батюшке как можно красноречивее, прося родительского благословения. Со Швабриным я помирился. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника (уходит).
Звучит музыка. Музыка. Е. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Ведущая читает эпиграф к Главе 11 «Мятежная слобода»:
В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
"Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?"
Спросил он ласково.
А. Сумароков.
Пугачёв: О чем, ваше благородие, изволил задуматься?
Пётр: Как не задуматься. Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня сижу вот рядом с тобой, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.
Пугачёв: Что ж? Страшно тебе? И ты прав, ей богу прав! Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился, помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья. Что говорят обо мне в Оренбурге?
Пётр: Да говорят, что с тобою сладить трудновато; нечего сказать: дал ты себя знать.
Пугачёв: Да! Я воюю хоть куда. Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой? Сорок енаралов убито, четыре армии взято в полон. Как ты думаешь: прусский король мог ли бы со мною потягаться?
Пётр: Сам как ты думаешь? Управился ли бы ты с Фридериком?
Пугачёв: С Федор Федоровичем? А как же нет? С вашими енаралами ведь я же управляюсь; а они его бивали. Доселе оружие мое было счастливо. Дай срок, то ли еще будет, как пойду на Москву.
Пётр: А ты полагаешь идти на Москву?
Пугачёв: Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.
Пётр: То-то! Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?
Пугачёв: Нет, поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удается! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою.
Пётр: А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!
Пугачёв: Слушай. Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! - Какова калмыцкая сказка?
Пётр: Затейлива. Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.
Звучит красивая осенняя мелодия
Ведущая читает эпиграф к Главе 14 (о сокрушительной силе любви):
Мирская молва -
Морская волна.
Пословица.
Государыня: Вы верно не здешние?
Маша: Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.
Государыня: Вы приехали с вашими родными?
Маша: Никак нет-с. Я приехала одна.
Государыня: Одна! Но вы так еще молоды.
Маша: У меня нет ни отца, ни матери.
Государыня: Вы здесь конечно по каким-нибудь делам?
Маша: Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.
Государыня: Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?
Маша: Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.
Государыня: Позвольте спросить, кто вы таковы?
Маша: Я дочь капитана Миронова.
Государыня: Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?
Маша: Точно так-с.
Государыня: Извините меня, если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь….
Вы просите за Гринева? Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.
Маша: Ах, неправда!
Государыня: Как неправда!
Маша: Неправда, ей богу, неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня.
Государыня: Где вы остановились?
Маша: У Анны Власьевны…
Государыня: А! знаю. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы недолго будете ждать ответа на ваше письмо.
Заключительное слово учителя.
Таков Петр Гринев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Несмотря на промахи героя повести, о которых говорилось раньше, на легкомысленность по молодости, перед нами возникает образ честного, доброго и отважного человека, способного к большому чувству, верного в любви, своему долгу. Что сделало его таким? Осознание своих обязательств, чувство долга и, конечно, искреннее чувство к Маше Мироновой…
Путь к осознанию собственной ответственности человека любой эпохи очень поучителен. Интересно привести слова из не включенного Пушкиным в окончательную редакцию введения к повести – обращения пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: «Ты увидишь, что завлеченный пылкостию моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых. То же пророчу и тебе…если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества…доброту и благородство». Вот эти два качества и являются в Петре Гриневе основными, они и делают его образ таким привлекательным. Я думаю, что эти качества делают привлекательным каждого человека. В понимании, в осознании этого вами, учащимися, и заключается главная цель нашего внеклассного мероприятия.
От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке»? (Завершая повесть, Пушкин пишет: «Здесь прекращаются записки Петра Гринёва…Мы решились, с разрешения родственников, издать её (рукопись) особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена». Себя поэт называет только издателем повести (1; 292) .)
Почему же Пушкин решил вести повествование не от своего имени, а от имени Гринёва? (Все события даются с точки зрения Гринёва, несут на себе печать его убеждений. «Капитанская дочка» - история взросления души, кто лучше самого героя расскажет об этом.)
Кого еще из героев мы не имеем права отодвинуть на второй план? Кто является главной героиней повести? (Капитанская дочка – Маша Миронова, возлюбленная Петра Гринёва).
Почему Маша отказалась венчаться с любимым, прочтя письмо отца Гринева? О ком она заботилась?
1.(Маша не хотела идти против воли отца Гринёва, она боялась, что, если Петр воспротивится воли родителя, отец его лишит благословения. Миронова волновалась о судьбе любимого.)
2. Почему Миронова просит у императрицы «Милости, а не правосудия»? (Потому что, с точки зрения закона, Гринёв был виновен: вошёл в сотрудничество с бунтовщиком, странным образом был пощажен и отпущен. Тем более Гринёв не стал называть подлинных причин своих поступков, чтобы сохранить доброе имя Маши Мироновой. Поэтому Гринев осужден вполне справедливо, а спасти его может именно милость государыни.)
3. Пушкин назвал произведение «Капитанская дочка», а не «Гринёв» или «Пугачев». С чем это связано? (Вокруг Маши, её судьбы развертываются все события повести, героиня стоит в центре сюжета.)
Мы с вами охарактеризовали Пугачева, указывая и историческую правду и художественный вымысел, упомянули о милости государыни Екатерины II
Как вы считаете, кто больше всего заслуживает характеристики «великодушный государь»? (Мнения детей могут разойтись. Здесь главное – обоснованное доказательство учеников. Пугачев – в повести проявляет великодушие к Гринёву, Екатерина – именно благодаря её милости воссоединились сердца влюбленных.)
Все в данном случае правы, аргументируя свою позицию. Вернемся к началу урока, где мы указывали эпиграфы к произведению и к уроку .
Объясните смысл эпиграфа к повести «Береги честь смолоду». (Можно отнести и к чести Гринёва, который является ярким примером – он не предал родину, не стал упоминать имя Маши, выполнял свои обещания. Высшее проявление чести – самопожертвование ради другого человека. А также Маша выступает носительницей высокой нравственности и чести.) Мы можем также отметить: А. С. Пушкин своим произведением утверждает, что даже в смутные времена необходимо сохранять честь и милосердие.
Итог урока:
Мы вспомнили сегодня и охарактеризовали основных главных героев повести Пушкина «Капитанская дочка», проанализировали смысл отдельных моментов повести, выявили исторические моменты, вспомнили такие понятия, как ирония, сюжет, композиция. Рассмотрели разнообразные иллюстрации к произведению. Услышали мнения по поводу названия повести и её эпиграфа. Все плодотворно поработали – ответили устно, заполнили таблицы и выполнили соотношения между отдельными понятиями. Оценка каждого из присутствующих дополнится еще заданием, которое вы выполните дома.
Рефлексия: Ребята, скажите честно, повесть оставила вас равнодушными? Почему же произведение о таких далёких событиях читается до сих пор с неослабевающим интересом?