СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инсценировка нанайской сказки "Айога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инсценировка сказки входит в программу дополнительного образования "Школьный театр", актуальность которой определяется необходимостью успешной социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в современной обществе, повышения уровня их общей культуры, развития творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Инсценировка нанайской сказки "Айога"»

Светлолобова Татьяна Юрьевна – музыкальный руководитель ГОКУ СКШ№25г Братска

По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школьный театр» я работаю с 2022 года. Актуальность этой программы определяется необходимостью успешной социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в современной обществе, повышения уровня их общей культуры, развития творческих способностей.

Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театры и музеи, постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, спектакли и праздники.

Представляю текст инсценировки нанайской сказки «Айога» и видео одного из вариантов её постановки. Премьера состоялась в ноябре 2023года. В течение 2023-24гг было сыграно 6 спектаклей (для обучающихся школы, дошкольных образовательных учреждений, в МАУ ДО «Дом творчества детей и молодёжи» на конкурсе творчески одарённых детей с ограниченными возможностями здоровья «Апрельская капель» и др.

В проекте постановки принимали участие и обучающиеся школьного театра (2 состава): актёрская игра, изготовление элементов костюмов и декораций: и их родители: пошив костюмов, выпечка лепёшек и сотрудники школы: изготовление и крепёж декораций (чум, речка вешало для рыбы). Спасибо всем огромное!


Инсценировака нанайской сказки

АЙОГА

Действующие лица:

Ведущий

Айога

Отец

Мать

Соседская девочка


Необходимое оборудование, реквизит:

Национальные костюмы героев

Чум

Кострище

Лепёшки

Ведро, туеса

Рыба

Сеть, вешало для рыбы

Ружьё

Гусыня

Речка

2 пенька

Фонограмма нанайской народной мелодии



До начала представления ведущая общается со зрителями.

ВЕД: Наша родина Россия велика и прекрасна. Живут на её территории люди разных национальностей: русские и татары (побуждает детей к ответам,те продолжают)буряты и немцы,таджики и армяне…

У каждого народа свой язык, своя культура, кухня, свои традиции. Но у всех - уважение к старшим, к труду и трудолюбивым людям.Об этом нам говорят многочисленные пословицы, поговорки, сказки, были.

Вспомним русские пословицы о труде (дети отвечают)

- Без труда не вытащишь рыбку из пруда

- Без хорошего труда нет плода

- Терпенье и труд все перетрут

- Кто не работает, тот не ест

- Дело мастера боится

Нанайцы - коренной малочисленный народ Дольнего Востока, проживающий по берегам реки Амур

Их народная мудрость утверждает

Сегодня юные актеры нашего школьного театра представят инсценировку нанайской сказки «Айога» (в переводе «Гусыня»).


ВЕДУЩАЯ читает текст на фоне нанайской мелодии: Жил на берегу Амура один нанаец — Ла.

(выходит Ла с ведром рыбы и сетью, начинает развешивать рыбу. Одновременно с ним с противоположно стороны выходит Мать, разжигает костер, начинает выделывать шкуру).

ВЕДУЩАЯ: Была у него дочка по имени Айога…

(выход танцующей с платками Айоги)

ВЕДУЩАЯ: Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нету — ни в этом и ни в каком другом стойбище.

Загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо. Понравилась сама себе, смотрит — и не может оторваться, глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.

АЙОГА: А может ли красавица, которой краше нет,

Самой себе не нравиться?..

Конечно – нет!

ВЕДУЩАЯ: Ни-че-го делать Айога не хочет. Всё любуется собой. Совсем ленивая стала.

АЙОГА с недовольством, перебивая ведущую:

Ничуть я не ленивая,

Поскольку целый день,

Собою любоваться мне

Ни капельки не лень


ВЕДУЩАЯ: Вот один раз говорит ей мать:

МАТЬ: Пойди воды принеси, Айога!

АЙОГА: Я в воду упаду.

МАТЬ: А ты за куст держись.

АЙОГА: Куст оборвётся.

МАТЬ: А ты за крепкий куст возьмись.

АЙОГА: Руки поцарапаю...

МАТЬ: А ты рукавицы надень.

АЙОГА: Жалко, мамочка, порваться могут…

МАТЬ: Так ты зашей рукавицы иголкой.

АЙОГА: А вдруг иголка сломается?

В разговор включается Отец

ОТЕЦ: А ты то-о-олстую иголку возьми!

АЙОГА: Ама (отец), а толстая игла палец уколет,

МАТЬ: А ты напёрсток из крепкой кожи — ровдуги — надень.

АЙОГА: А вдруг он прорвётся?

(Отец качает осуждающе головой, собирается на охоту, берёт ружьё…уходит)

ВЕДУЩАЯ:… отвечает Айога, а сама ни с места (выходит соседская девочка. Айога встревожено наблюдает за ней…

ВЕДУЩАЯ: Тут соседская девочка говорит:

ДЕВ: Давайте, дорогая соседка, я схожу за водой. Я ни в воду не упаду, ни рук не поцарапаю. А если и поцарапаю – невелика беда!..

(Айога с гордым видом уходит на речку, присаживается на пенёк, любуется собой).

Ведущая комментирует действия Матери и девочки)

ВЕДУЩАЯ: Пошла девочка на реку… и принесла воды сколько надо…

Замесила мать тесто… Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла… Отменные получились лепёшки: румяные, душистые, с хрустящей корочкой…(Айога принюхивается к запаху лепешек)

ВЕДУЩАЯ: Увидела Айога лепёшки, кричит матери:

АЙОГА: Дай мне лепёшку, мать!

МАТЬ: Да горячая она — руки обожжёшь, — отвечает мать девочке.

АЙОГА: А я рукавицы надену, — говорит Айога.

МАТЬ: Рукавицы мокрые.

АЙОГА подбежав с другой стороны: Я их на солнце высушу.

МАТЬ: Покоробятся они

АЙОГА: Я их… (ищет взглядом и находит мялку) мялкой разомну!

МАТЬ: Руки заболят. Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет.

ВЕДУЩАЯ: И отдала мать лепёшку соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла на реку.

Смотрит на своё отражение в воде.

А соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт.

Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная-длинная стала. Говорит девочка Айоге:

ДЕВОЧКА: Не сердись, Айога, соседи жить в мире должны. разломим лепёшку пополам? Или.. возьми всю лепёшку, мне не жалко!..

ВЕДУЩАЯ: Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости

АЙОГА: Как это я, красавица, надкушенную лепешку есть буду?!!

ВЕДУЩАЯ:… и так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились.

АЙОГА: Не надо мне ничего-го-го!

ВЕДУЩАЯ: … кричит Айога. Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду и превратилась в гусыню. Плавает и кричит:

АЙОГА из-за кулис: Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..

ВЕДУЩАЯ:: Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.

Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:


АЙОГА: Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!

Звучит музыка

Выход на поклон