СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инсценированный урок на тему:Работа гласных букв

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в занимательной форме. 

Просмотр содержимого документа
«Инсценированный урок на тему:Работа гласных букв»

Инсценированный урок

по обучению грамоте

Работа гласных букв

Рязанцева Т. А. учитель начальных классов

Павловской С О Ш № 2 Воронежской области

Действующие лица:

Маша и Алёша – ученики 1 класса

Фонетика – добрая фея царства звуков

Графика – строгая, но справедливая фея царства букв

Авойсик, Небойсик, дядюшка Ага, дедушка Ус – герои букваря, которые помогают учиться первоклассникам



Маша и Алёша: Учись читать!

Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто умеет сам читать

Совсем не знает скуки!

Помогут нам открывать тайны русского языка наши феи Фонетика и Графика. Им слово.

Фонетика и Графика: Дорогие дети! Уверяем вас, ведущая роль в грамоте принадлежит Г Л А С Н Ы М.

Фонетика: Гласных звуков только шесть

Их нетрудно перечесть:

[ а, о, у, э, ы, и]

Вот и все друзья мои!

Графика: А гласных букв десять!

Маша и Алёша: Почему так?

Графика: У каждой гласной буквы, дорогие дети, своя работа.


У гласной буквы А две работы: обозначать твёрдый согласный звук и гласный звук [а]

У гласной же буквы Я тоже две работы: обозначать мягкий согласный звук и гласный звук [а]

Дядюшка Ага: Понятно! Смотрю на гласную, если стоит буква А, читаю м а л.

А если стоит буква Я , читаю м Я л.


Графика: У гласной буквы У две работы: обозначать твёрдый согласный звук и гласный звук [ У]

А у гласной буквы Ю тоже две работы: обозначать мягкий согласный звук и гласный звук [у]



Дедушка Уc: Ясненько! Смотрю на гласный. Если стоит буква У , надо читать твёрдо: л У к.А если стоит буква Ю, надо читать мягко: м Я л



Графика: Продолжаем наш урок. У гласной буквы О две работы: обозначать твёрдый согласный звук и гласный звук [О].

У гласной же буквы Ё две работы: обозначать мягкий согласный звук и гласный звук [о]

Дядюшка Ага: Интересно как! Смотрю на гласную: если вижу букву У , то читаю твёрдо м О л. А если вижу букву Ё, то читаю мягко м Ё л.

Графика: У гласной буквы Э две работы: обозначать твёрдый согласный звук и

гласный звук [э)].У гласной буквы Е две работы: обозначать мягкий согласный звук и гласный звук [э].



Маша: Я тоже поняла. Если стоит буква Э, то читай твёрдо м Э р, а если видим букву Е, то читаем м Е л.

Графика: Умница! У гласной буквы Ы две работы: обозначать твёрдый согласный звук и гласный звук [ы]. А у гласной буквы И тоже две работы: обозначать мягкий согласный звук и гласный звук [и].


Алёша: Теперь можно я прочитаю? Ы – м Ы л. И – м И р.


Авойсик: Значит у всех гласных всегда две работы!

Дедушка Ус: Подождите, друзья! Это верно в позиции: согласный – гласный. А какую работу будут выполнять гласные, если они станут в другие позиции?

Например: арбуз, орлик, утро, этот, ива. Сколько работ у выделенных гласных?

Дядюшка Ага: Конечно, одна: обозначать гласный звук.

Дедушка Ус: А прочитайте-ка вот эти слова: ёлка, ель, яхта, юмор.

Поём, играем, маяк, моют.

Маша и Алёша: А что случилось с буквами я, ё, ю, е? Они что-то прячут за спинами пушистое, зелёное.

Дядюшка Ага: .Да это же звук [й]. В этих словах он слышится, но не пишется, поэтому и прячется.

Дедушка Ус: Значит у гласных е, ё, ю, я опять две работы: обозначать два звука.

Ё – [й о], е – [ й э], ю –[й у], я –[й а].

Графика: А теперь построим буквы в ряды по их работе. Слушай мою команду! Буквы, которые могут выполнять одну или две работы, становись!

Выходят буквы: а, о, у, э, и.

Буквы, которые могут выполнять всегда две работы, становись!

Выходят буквы: я, ю, ё, е, ы.

Маша: Стойте, стойте! Буква Ы заблудилась! Она же не обозначает два звука.

Алёша: Но она не может выполнять и одну работу. Ведь мы узнали от совы, что нет слов на букву Ы.

Маша: Значит всё правильно, её место здесь.

Все герои хором: Буквы, буквы, буквочки!

Эй! Эй! Эй!

Ваши дверцы запирал ча – ро – дей!

Кто умеет открывать 33 замка

В любую книгу заходи -

Вот моя рука!