Открытый урок 12.11.2024 5 класс
тема: «Интарсия – деревянная мозаика»
1Цель: «Интарсия» — освоение учащимися практических умений и навыков по новой технологии художественной обработки древесины.
2Задачи:
Образовательные: формирование у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки древесины. Вовлечение обучающихся в творческую исследовательскую деятельность в процессе знакомства с техникой «Интарсия». Приобретение умений логически связывать и сопоставлять изученный материал с другими областями знаний.
Развивающие: развитие познавательной самостоятельности и творческой активности, стремления повысить положительную мотивацию к изучению предмета технологии; раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка; развитие умений заботиться о других, быть нравственным человеком, сохранить здоровье;
Воспитательные: побуждение интереса к предмету, воспитание чувства
сотрудничества, аккуратности в работе. Соблюдение правил техники безопасности
3Ожидаемые учебные результаты:
получить общее представление о технологии украшения изделий из древесины;
приобрести опыт самостоятельного изготовления мозаичного набора в технологии «интарсия»;
развить внимание, трудолюбие, точность исполнения, самостоятельность в принятии решений, эстетическое мышление;
приобрести опыт совместной работы, освоить коммуникативные навыки, навыки самооценки, рефлексии.
4. Конструкторский этап.
Материалы: Фанера, толщиной 6 мм
Инструменты: Измерительные инструменты, шлифовальная шкурка различной степени зернистости, карандаш, лобзик, пилки для ручного лобзика, набор надфилей, клей ПВА, клей «Момент» по дереву.
Оборудование: Столярный верстак
5Планируемые результаты урока
Личностные: развитие умения планировать свою деятельность на уроке, трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Проявление познавательного интереса к предмету своей деятельности, самостоятельная организация работы по созданию изделий; оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
Метапредметные: развитие умений организовать поиск новых решений возникшей технической проблемы; алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.
Предметные: распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологическом процессе; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; планирование технологического процесса и процесса труда; осознание ответственности за качество результатов труда; рациональная эстетическая организация работы; формирование рабочей группы для выполнения изделия с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.
Ход урока.
Организационный этап.
Здравствуйте, ребята!
Вдохновение -это такая гостья, которая не любит посещать ленивых .
-(объяснение ребят Это ощущение энтузиазма и желания действовать, которое возникает при взгляде на что-то вдохновляющее.) правильно
Это слова великого русского композитора Петра Ильича Чайковского
-Я желаю вам на нашем уроке вдохновения, творчества, творить и создавать прекрасное.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
я предлагаю вам достать телефоны
-вы видите, в кабинете развешены куар коды .
Вопросы
Приложение 1(куар коды)
- инструмент для криволинейного распиливания материалов (Лобзик)5
- это инструмент для придания формы дереву с использованием мышечной силы для прижатия режущего лезвия к поверхности древесины. (Рубанок)1
-Мастер специализирующий на работе по деревеву (столяр)1
- узкая металлическая лента с острыми зубьями (полотно)6
-Орудие производства (Инструмент)1
- естественный рисунок, видимый при разрезе ствола (текстура)1
-режущий инструмент для ручной обработки(ножовка)7
это специальный молоток для работы с мягким или хрупким материалом: деревом, камнем, тонколистовым металлом и кожей.(Киянка)3
-в них закодированы вопросы (правая)
-А на другой ответ
Но сначала давайте распределимся по группам
- вам нужно вытянуть жетон с цифрой, которую вы будете искать
Как только вы находите букву, выстраиваете на доске слово ( Интарсия)
-Учитель записывает
( дети выполняют задание )
Индивидуальное задание: по теме экологические краски морилки
Морилки бывают не только коричневых оттенков. Заваривать можно:
1. Ромашку - заваривается для получения желтого тона;
2. Каркаде (гибискус) - заваривается для получения красного или розового оттенка;
3. Зеленый чай - для получения зелено-желтого оттенка;
4. Обычный черный чай - для коричневых и бежевых оттенков;
5. Гранулированный или сублимированный кофе - для оттенков серо-коричневого.
Совет: Морилки можно смешивать между собой для коррекции оттенков!
Важно: Чаи из пакетиков с добавлением ароматизаторов использовать не эффективно. Они не дают насыщенный цвет.
. Ребята, давайте теперь сформулируем тему сегодняшнего урока. (Интарсия – деревянная мозаика).
- А что вы хотите узнать про этот новый вид декоративно прикладного искусства? ( Высказывают пожелания познания нового, потом учитель обобщает, формулирует цели урока)
Сегодня мы познакомимся с вами с породами древесины, которые лучше всего подходят для мозаичных работ, с приемами работы в технике интарсия.
Актуализация знания
Показ презентации
Первичное усвоение новых знаний.
- Основным материалом для интарсии является древесина различных пород. Какие породы древесины вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
- Ребята, как выдумаете, какие инструменты необходимы для изготовления работ, представленных на выставке?
(обсуждение техники работ)
- Распил – дело трудное и одновременно благодарное дело. В искусстве интарсии это важнейший и самый ответственный шаг. В отличии от многих других этапов, этот окончательный и бесповоротный. Если деталь выпилим больше, то много времени и сил уйдет на подгонку до нужных размеров. Если же деталь окажется меньше, то в готовом изделии будут видны щели, - которые портят весь эстетический вид, или вообще придется выпиливать новую. При подгонке стараются, чтобы все зазоры между деталями были одинаковыми, значит, менее заметными.
- Сначала шлифуют самые тонкие детали, потом те, что потолще, и, наконец, самые толстые
проверка понимания.
- Перечислите мне этапы выполнения изделия в технике интарсия.
этапы выполнения изделия в технике интарсия:
Выбор заготовки. Для основы подойдёт доска или фанера.
Перевод рисунка на доску. Для этого используют копировальную бумагу, карандаш и фанеру.
Выпиливание деталей по контуру. Для работы понадобятся лобзик, пилки и доска.
Первично подогнать детали.
Закруглить кромки деталей. Для этого используют напильники и надфили.
Отшлифовать детали. Для работы понадобится наждачная бумага.
Покрыть морилкой каждую деталь определённого цвета. Для этого используют кисти, морилку и детали.
Повторно отшлифовать детали.
Вторично подогнать детали.
Подготовить фанеру для основы: выпилить, отшлифовать, покрыть морилкой и повторно отшлифовать. Для работы понадобятся фанера, верстак, ножовка, наждачная колодка, экологическая морилка и кисти.
Приклеить детали на основу. Для этого используют клей, например «Титан». Клей пистолет
Обрамить изделие. Для этого понадобятся рейки и клей.
Покрыть лаком готовое изделие. Для работы используют лак и кисти
- Практическая работа
Игра « Углы» Если бы у вас была возможность обладать сверх способностью, что бы вы выбрали Летать, Читать мысли, Контролировать время, Стать невидимым
-Работа в группах
Рефлексия (подведение итогов занятия).магнитная доска на ней вы должны написать свои эмоции настроение, а кто не может выразить словами можно изобразить в рисунке смайлике
Учитель пишет свои эмоции
Наша работа подошла к концу. Давайте посмотрим и оценим вашу работу . Вам нравятся работа? Заинтересовала ли кого-либо из вас новая техника обработки древесины? А где в жизни вы можете использовать знания, полученные сегодня на уроке? С работой вы справились. Поэтому я всем вам ставлю «отлично». Спасибо за урок!