УДК: 159.923.2
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Волженцева Ирина Викторовна,
кандидат психологических наук, доцент, докторант
Национальный университет им. И.И. Мечникова, г. Одесса
Постановка проблемы. На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют различные индивидуально-психологические особенности, такие как уровень интеллекта (способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач), креативность (способность самому вырабатывать новые знания), учебная мотивация, обеспечивающая сильные положительные переживания при достижении учебных целей, высокая самооценка, приводящая к формированию высокого уровня притязаний, и др. Но ни каждое из этих качеств в отдельности, ни даже их сочетания не достаточны для того, чтобы гарантировать формирование установки студента на повседневный, упорный и тяжелый труд по овладению знаниями и профессиональным мастерством в условиях достаточно частых или длительных неудач, которые неизбежны в любой сложной деятельности.
Анализ исследований и публикаций. Б.Г. Ананьев, Ф.Е.Василюк, В.А. Ганзен, Э.И. Киршбаум, А.О. Прохоров, В.А. Семиченко, Ю.Е. Сосновикова, В.Н. Юрченко и др., отмечают, что различные формы поведения в любой сложной деятельности человека протекают на фоне некоторой совокупности психических состояний, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на адекватность и успешность поведения, деятельности в целом, и в частности на эффективность учебной деятельности.
Поэтому знания психологических особенностей проявления индивидуально-личностных характеристик, психических состояний студентов в учебной деятельности [2], их протекание у студентов различных специальностей, влияние на успешность обучения помогут преподавателям лучше понимать студента, находить с ним общий язык при решении важных для обеих сторон вопросов повышения эффективности учебной деятельности и уровня профессиональной подготовки, а также важны для организации и планирования работы психологической службы вуза, дифференцированного внедрения в учебный процесс различных методов регуляции и саморегуляции психических состояний студентов.
Целью данного исследования было изучение личностных характеристик студентов гуманитарных и технических специальностей, выявление их индивидуально-психологических особенностей, различий по стабильным параметрам в зависимости от специальности.
Изложение основного материала. В эксперименте участвовало 672 студента: 319 человек дневного и очно-заочного отделения специальности «Психология», факультета «Право и психология» Макеевского экономико-гуманитарного института (МЭГИ) в возрасте от 16 до 62 лет и 353 студента дневной формы обучения технических специальностей: «Промышленное гражданское строительство» (ПГС), «Автомобили и автомобильное хозяйство» (ААХ), «Подъемно-транспортные механизмы»(ПТМ) Донбасской национальной академии строительства и архитектуры (Дон НАСА) в возрасте от 16 до 24 лет.
Для изучения индивидуально-личностных особенностей студентов гуманитарных и технических специальностей применялись следующие статистические критерии: U-критерий Манна-Уитни [5] и z-критерий [3].
U-критерий Манна-Уитни применялся для анализа количественных показателей (методики 16-PF Р.Б. Кеттелла и УСК Дж. Роттера), а также для показателей индексов предпочтения фигур методики ТиГр, которые являлись порядковыми переменными. Данный критерий является непараметрическим, то есть нечувствительным к особенностям распределения выборки. Это обуславливает возможность его использования в данном исследовании безотносительно того, соответствует ли распределение в подвыборках, выделенных по параметрам «курс» и «специальность», гауссовому распределению.
Критерий z применялся для анализа тех параметров методики ТиГр, которые являлись номинальными переменными (тип и подтип). Данный критерий допускает, что если сравниваемые выборки имеют сравнительно большой размер (суммарное количество наблюдений в двух выборках превышает 100), то распределение разностей между пропорциями двух выборок будет очень близко к нормальному и для установления критических областей можно использовать кривую гауссового распределения.
Результатом применения U-критерия Манна-Уитни и z-критерия являлись показатели статистической значимости (p) различий между независимыми выборками или различий между двумя пропорциями выборок соответственно. Установлено, что статистический параметр, характеризующий, к примеру, различие между группами, силу ассоциации, оценку рисков и т.д., является значимым при p
Обобщая сравнительный анализ, сделанный в разрезе курсов, мы провели изучение различий по индивидуально-психологическим показателям между группами студентов, дифференцируемых только по специальности (группа студентов 1-5 курсов гуманитарных специальностей и группа студентов 1-4 курсов технических специальностей). В таблице 1 представлены различия по показателям методик 16-PF и УСК между группами студентов различных специальностей всех курсов. Статистически значимыми маркерами дифференциации являются три фактора опросника Р.Б. Кеттелла – А, I (у гуманитариев – повышенные значения) и Q2 (у гуманитариев – пониженные значения). Рассматривая три указанных фактора совместно, следует отметить, что они отражают общий психологический конструкт, связанный с аффилиативной потребностью, привязанностью к объектам, эмпатическим проникновением в личность другого человека.
Таблица 1
Различия по показателям методик 16-PF и УСК между группами студентов
различных специальностей всех курсов
Показатель | Специальность | U | р |
Гуманитарная | Техническая |
Mе | M | Mе | M |
MD | 5,000 | 5,554 | 6,000 | 5,746 | 12458,000 | 0,426 |
A | 9,000 | 8,772 | 8,000 | 8,300 | 11351,000 | 0,035 |
B | 3,000 | 3,353 | 4,000 | 3,708 | 11463,000 | 0,054 |
C | 7,000 | 7,243 | 7,000 | 7,162 | 12509,000 | 0,461 |
E | 6,000 | 6,292 | 6,000 | 6,292 | 12892,000 | 0,778 |
F | 6,000 | 5,738 | 6,000 | 5,677 | 12988,000 | 0,866 |
G | 7,000 | 7,084 | 7,000 | 6,900 | 12263,000 | 0,304 |
H | 7,000 | 7,025 | 7,000 | 7,262 | 11963,000 | 0,166 |
I | 8,000 | 8,030 | 6,000 | 5,876 | 6044,000 | 0,000 |
L | 6,000 | 5,668 | 6,000 | 5,777 | 12821,500 | 0,713 |
M | 7,000 | 6,401 | 6,000 | 6,062 | 11773,500 | 0,107 |
N | 5,000 | 4,851 | 5,000 | 5,169 | 11754,500 | 0,101 |
O | 7,000 | 6,733 | 7,000 | 6,577 | 12730,500 | 0,637 |
Q1 | 7,000 | 7,069 | 7,000 | 6,954 | 12729,500 | 0,635 |
Q2 | 5,000 | 5,050 | 6,000 | 5,546 | 10803,000 | 0,006 |
Q3 | 6,000 | 5,856 | 6,000 | 6,177 | 11753,000 | 0,102 |
Q4 | 6,000 | 5,644 | 5,000 | 5,423 | 12093,500 | 0,219 |
Интеллектуальный блок | 5,600 | 5,520 | 5,600 | 5,562 | 13558,500 | 0,976 |
Эмоционально-волевой блок | 6,600 | 6,390 | 6,500 | 6,484 | 13237,000 | 0,691 |
Коммуникативный блок | 6,200 | 6,144 | 6,300 | 6,401 | 11982,000 | 0,067 |
Экстернальность | 10,000 | 10,495 | 10,000 | 10,156 | 13312,500 | 0,504 |
Интернальность | 12,000 | 12,306 | 13,000 | 12,452 | 13592,000 | 0,724 |
Примечание: жирным шрифтом отмечены статистически значимые различия (р.
Действительно, данный конструкт отражает свойства, имеющие большее сродство к профессиональной деятельности психолога. И, наоборот, противоположный полюс данного конструкта включает в себя такие характеристики, как отгороженность от людей, желание взаимодействовать с неживыми предметами, ощущение самодостаточности и стремление к рациональному пониманию окружающей действительности. Описанный полюс конструкта в большей степени соответствует предрасположенности к техническим специальностям.
Анализ различий по индексам предпочтения методики ТиГр между группами студентов различных специальностей всех курсов (табл. 2) показал, что студенты гуманитарных специальностей статистически значимо чаще используют в своих рисунках круги, тогда как студенты технических специальностей – квадраты. Тем самым, данной характеристикой подчеркивается гибкость, чувствительность и социальная направленность студентов-гуманитариев и стабильность, волевой контроль и рационалистичность студентов из группы сравнения.
Таблица 2
Различия по индексам предпочтения методики ТиГр между группами студентов различных специальностей всех курсов
Индекс предпочтения | Специальность | U | р |
Гуманитарная | Техническая |
Mе | M | Mе | M |
Треугольников | 12,000 | 12,769 | 12,000 | 12,438 | 12064,000 | 0,611 |
Кругов | 9,000 | 9,077 | 8,000 | 7,742 | 9585,000 | 0,000 |
Квадратов | 8,000 | 8,092 | 9,000 | 9,688 | 9862,000 | 0,001 |
Примечание: жирным шрифтом отмечены статистически значимые различия (р.
Характеристики рационалистичности и социальной направленности в связи с предпочитаемым использованием квадратов или кругов не акцентируется авторами методики ТиГр. Тем не менее, подобную интерпретацию символов, от которых данные геометрические фигуры являются производными (соответственно две линии под прямым углом и полукруг) можно найти у Э. Вартегга – автора Теста незаконченных рисунков [1]
Соответственно, данные полученные по методике ТиГр корреспондируют с данными, полученными путем применения опросников. Следовательно, описываемые тенденции отмечаются у испытуемых как на сознательном уровне (вербальные тесты), так и на неосознаваемом уровне (проективные методики).
Представленный в таблице 3 частотный анализ встречаемости основных типов, определяемых по методике ТиГр у студентов различных специальностей, выявил целый ряд статистически значимых различий.
Таблица 3
Частотный анализ типологического статуса студентов всех курсов различных специальностей.
| Специальность | p |
Гуманитарная | Техническая |
Доля лиц с соответствующим типом (в %) | Ведущий | Актуальный | Потенциальный | Ведущий | Актуальный | Потенциальный | Ведущий | Актуальный | Потенциальный |
Организующий | 29,5 | 26,5 | 23,5 | 24,2 | 19,5 | 21,9 | 0,127 | 0,034 | 0,626 |
Старательный | 25,5 | 23,0 | 18,0 | 25,8 | 27,3 | 18,0 | 0,930 | 0,207 | 1,000 |
Инициативный | 10,0 | 10,0 | 12,5 | 13,3 | 15,6 | 10,9 | 0,191 | 0,034 | 0,525 |
Эмотивный | 4,5 | 6,5 | 7,0 | 1,6 | 4,7 | 5,5 | 0,030 | 0,317 | 0,428 |
Интуитивный | 8,0 | 10,5 | 12,0 | 3,9 | 7,0 | 10,2 | 0,026 | 0,113 | 0,465 |
Независимый | 7,5 | 5,0 | 8,0 | 5,5 | 5,5 | 8,6 | 0,300 | 0,775 | 0,782 |
Коммуникативный | 7,5 | 12,5 | 8,5 | 14,1 | 10,2 | 13,3 | 0,007 | 0,355 | 0,051 |
Самодостаточный | 7,5 | 6,0 | 10,5 | 11,7 | 10,2 | 11,7 | 0,071 | 0,051 | 0,736 |
Примечание: жирным шрифтом отмечены статистически значимые различия (р.
Итак, можно утверждать, что в целом, изучаемые подвыборки типологически различны – это касается как ведущего, так и актуального типов. Однако по потенциальному типу данные группы подобны, хотя в разрезе курсов, как было показано выше, типологические различия по нему присутствуют. Очевидно, что в процессе обучения у студентов на различных его этапах формируется потенциал к развитию индивидуально-психологических особенностей, свойственных определенным типам. Эта динамика обусловлена, по-видимому, как внешними факторами, определяемыми спецификой учебного процесса и групповой динамикой, так и внутренними, связанными с развитием личности студента и его профессиональным становлением как будущего специалиста.
Таким образом, в качестве ведущих типов у гуманитариев отмечалось статистически значимое преобладание эмотивного и интуитивного типов, а у студентов технических специальностей – коммуникативного. Если свойственная гуманитариям-психологам сензитивность, эмпатичность, отражает характерный для них психологический конструкт, то почти двукратное преобладание коммуникативного типа во второй группе обусловлено особенностями выборки – более 40% всех испытуемых технических специальностей составляют обучающиеся на 4-м курсе, именно в этот период обучения данные студенты активно структурируют коммуникативное пространство.
У студентов гуманитарных специальностей в качестве актуального типа преобладал относительно группы сравнения организующий тип, а у студентов технических специальностей в качестве такового – инициативный. Если представителей первого типа отличает высокая адаптивность к социуму, склонность к руководству и организаторской деятельности, выраженная потребность в активных действиях. То представителей второго типа – умение абстрагироваться от реальности, называемое авторами как «концептуальный ум» [4, с. 63].
При анализе частот распределения подтипов между группами студентов были обнаружены следующие статистически значимые различия. В качестве ведущего подтипа статистически значимо у студентов технических специальностей преобладал подтип 415 (10,2% против 2,6%, p=0,000) и 514 (7,8% против 3,1%, p=0,010), в качестве актуального – 514 (10,2% против 2,6%, p=0,000) и 433 (9,4% против 3,6%, p=0,003), в качестве потенциального подтипа также преобладал подтип 415 (6,3% против 1,5, p=0,002). У студентов гуманитарных специальностей относительно чаще ведущим подтипом являлся подтип 541 (6,6% против 1,6, p=0,001), также как и актуальным и потенциальным (соответственно 8,2% против 3,1, p=0,000 и 6,6% против 1,6, p=0,001). Чаще встречался в качестве актуального и подтип 631 (10,2% против 5,6, p=0,029).
Следует отметить, что у гуманитариев подтип 532 наиболее часто встречался в качестве ведущего и актуального подтипов (доля в общей выборке 11,2% и 10,2% соответственно). В качестве потенциального подтипа у них встречался подтип 631. Интересно, что в контрастной группе – у испытуемых технических специальностей в качестве ведущего, актуального и потенциального также встречался подтип 532. У них также с одинаковой частотой в качестве актуального подтипа встречались следующие сочетания: 433 и 514.
Поскольку различия по подтипу 532 между группами были статистически незначимы, проанализируем остальные сочетания. Все они отличают студентов гуманитарных специальностей от технических преобладанием в представленных подтипах кругов, а не квадратов и треугольников. Также следует отметить, что для подтипа 433 характерно доминирование от случая к случаю, всплесками, которое может проявляться в позерстве, в игре на публику, в крайнем случае, в негативизме. Это свидетельствует о более выраженных трудностях в реализации лидерских качеств, свойственных студентам технических специальностей.
Выводы. Таким образом, нами были получены результаты интегрального сравнительного анализа, характеризующие основные индивидуально-личностных характеристик студентов гуманитарных и технических специальностей Обобщая данные, изложенные в данной статье, необходимо указать на следующие тенденции.
Студенты-гуманитарии 1-го курса являются более оптимистичными и беспечными, чем студенты технических специальностей, которые в свою очередь более самостоятельны в принятии решений. Для первых также более характерны мягкость, чувствительность и эмпатичность. У гуманитариев также чаще можно обнаружить стремление к тому, чтобы в будущем легко вовлекаться в происходящие вокруг события, покорять окружающих своей оригинальностью и самобытностью, эмоциональностью, образным складом мышления.
Студенты-гуманитарии 2-го курса также были более сензитивны и эмпатичны, чем их сокурсники технических специальностей. У них у них более развиты воображение, способность к абстрагированию, тогда как студенты технических специальностей более склонны, чем гуманитарии действовать планомерно и упорядоченно. У второкурсников - гуманитариев более выражена склонность к оптимистическому восприятию будущего, потребность развивать свою оригинальность и нешаблонность и использовать нестандартное мышление для разрешения возникающих проблемных ситуаций.
На 3-м курсе студентов гуманитарных специальностей отличает процесс невротизации, ведущий к снижению фрустрационной толерантности. При этом в поведении они проявляют более выраженную эмпатичность и гибкость, характеризуются независимым от большинства мнением, богатым воображением. У студентов технических специальностей развивается способность к техническим профессиям. Они лучше выдерживают высокие стрессовые нагрузки и проявляют стратегию стабильности в поведении.
Студенты гуманитарных специальностей 4-го курса более склоны к интуитивному восприятию действительности, тогда как у студентов технических специальностей чаще встречается склонность формировать мнение, независимое от общепринятого. Поведенческие стратегии гуманитариев в данный период характеризуются наступательностью, тогда как студентов технических специальностей – стабильностью. Зоной ближайшего развития четверокурсников технических специальностей в отличие от гуманитариев являются: умение трансформировать в воображении негативные тенденции в позитивные образы, тщательность в работе, способность совершенствовать процесс деятельности.
Итак, в целом по всей выборке студенты-гуманитарии характеризовались более выраженной аффилиативной потребностью, привязанностью к объектам, эмпатическим проникновением в личность другого человека. Тогда как студентов технических специальностей отличали отгороженность от людей, желание взаимодействовать с неживыми предметами, ощущение самодостаточности и стремление к рациональному пониманию окружающей действительности. Также необходимо отметить гибкость, чувствительность и социальную направленность студентов-гуманитариев и стабильность, волевой контроль и рационалистичность студентов из группы сравнения.
Резюме. Знания психологических особенностей проявления индивидуально-личностных характеристик важны для организации и планирования работы психологической службы вуза, дифференцированного внедрения в учебный процесс различных методов регуляции и саморегуляции психических состояний студентов. В результате интегрального сравнительного анализа личностных характеристик студентов гуманитарных и технических специальностей, выявлены их целостные характеристики, отмечены некоторые различия по стабильным параметрам. Согласно полученным данным у студентов-гуманитариев выражена аффилиативная потребность, социальная направленность, чувствительность, эмпатичность, у студентов технических специальностей - ощущение самодостаточности, отгороженность от людей, рационалистичность, стабильность и волевой контроль.
Ключевые слова: интегральный сравнительный анализ, индивидуально-личностные характеристики, студенты гуманитарных и технических специальностей.
Резюме. Знання психологічних особливостей прояву індивідуально-особистісних характеристик важливі для організації й планування роботи психологічної служби вузу, диференційованого впровадження в навчальний процес різних методів регуляції та саморегуляції психічних станів студентів. В результаті інтегрального порівняльного аналізу особистісних характеристик студентів гуманітарних і технічних спеціальностей, виявлені їх цілісні характеристики, відмічені деякі відмінності за стабільними параметрами. Згідно з отриманими даними у студентів-гуманітаріїв виражена аффіліативна потреба, соціальна спрямованість, чутливість, емпатичність, у студентів технічних спеціальностей - відчуття самодостатності, відгородженість від людей, раціоналістичність, стабільність і вольовий контроль.
Ключові слова: інтегральний порівняльний аналіз, індивідуально-особистісні характеристики, студенти гуманітарних і технічних спеціальностей.
Summary. Knowledge of psychological features of developing process of individually-personal performances is important for organization and scheduling of psychological service of high school, a differentiated intrusion in studying process of regulation's various methods and self regulation of mental condition of students. As a result of the integral comparative analysis of personal performances of students of humanitarian and technical specialties, their complete performances are determined; some differences on stable parameters are noted. According to the received data at students-humanists the requirement, social directivity, responsively, empathic, at students of technical specialties - sensation of self-sufficiency, partition off from people, rational, stability and strong-willed control is expressed affiliative.
Keywords: the integral comparative analysis, individually-personal performances, students of humanitarian and technical specialties.
Литература
Вартегг Э. Уровневая диагностика личности / Э. Вартегг // Калиненко В.К. Рисуночный тест Вартегга. – М.: Смысл, 2006. – С. 4-110.
Волженцева И.В. Психология музыкального воздействия / И.В. Волженцева. - Учебное пособие для студентов высших учебных заведений специальности "Психология". - Макеевка: МЭГИ, Донецк: Норд-Пресс, 2011. – 348 с.
Дубина И.Н. Математические основы эмпирических социально-экономических исследований / И.Н. Дубина. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. – 263c.
Либин А. В. Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм / А. В. Либин, А. В. Либина, В. В. Либин. - М.: Эксмо, 2008. - 368 с.
Основы научно-литературной работы в медицине / [Маймулов В.Г., Лучкевич В.С., Румянцев А.П., Семенова В.В.]. — : - СПб: СПбГМА 1996. – 128с.