СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегративность курса ОБЖ

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБЖ обладает уникальными возможностями для объединения и систематизации знаний по всем общеобразовательным предметам, их обобщения и развития кругозор обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Интегративность курса ОБЖ»

Интегративность курса ОБЖ

Бурашников Валерий Анатольевич,

преподаватель ОБЖ

МБОУ «Цнинская СОШ №2»

Тамбовского района

Тамбовской области

В современном мире все большую распространенность получает тенденция ведения здорового образа жизни. Ее популярность возрастает среди всех категорий людей. Все более значимым становится здоровый образ жизни среди молодежи.

Прошли времена 90-х годов, когда молодежь стремилась вырваться из под опеки родителей, старалась всеми силами продемонстрировать свою «взрослость», перенимая у взрослого поколения не самые полезные привычки: курение, алкоголь, фастфуд и другую малополезную еду, малоактивный образ жизни. Тем самым они пытались примерить на себя образ взрослого, независимого человека - таким они его видели.

В настоящее же время проблема перехода к правильному питанию и физической активности с каждым днем становится все актуальнее. Если раньше всевозможные ресурсы пестрили информацией об изнуряющих диетах, которые подрывали здоровье и психику человека и при том не имели никакого ожидаемого результата, то сегодня, несомненно, благодаря широкой пропаганде здорового образа жизни среди молодежи, молодое поколение стало более образованным и разборчивым в этой теме. К счастью, молодежь начала осознавать, что для того, чтобы поддержать отличное здоровье и форму, не нужны изнуряющие диеты, сомнительные препараты и прочее.

Роль школы в формировании у подростков здорового образа жизни является наиболее значимой. И работа эта должна вестись не только на уроках ОБЖ. Положительный результат можно получить только при системной работе школы в данном направлении.

Темы безопасности жизнедеятельности, правильного поведения, укрепления духовного, физического и психического здоровья детей, должны пронизывать все предметы без исключения.

Разум человека – гарант его здоровья. Только мыслящий человек может быть здоровым. Направить мысли ребенка в нужную сторону основа работы учителей школы.

Интегративность содержания курса ОБЖ базируется на идеях сохранения и повышения качества жизни и здоровья человека, сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у школьников активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества и окружающей среды.

ОБЖ обладает уникальными возможностями для объединения и систематизации знаний по другим предметам, их обобщения и развития кругозора обучающихся. Содержание курса ОБЖ переплетается с основами естественнонаучных дисциплин, таких как: биология, физика, химия, география, физическая культура и другими науками.

Межпредметные связи работают не только в урочной форме обучения, но наиболее полно могут раскрыться в самостоятельной работе учащихся и во внеурочной деятельности. Практика показала, что особенно значимыми межпредметные связи становятся при проведении массовых мероприятий комплексной направленности.

В практике обучения ОБЖ, учитель использует разнообразные приемы и методы работы, направленные на реализацию межпредметных связей: вопросы и задания, наглядные пособия, проблемные ситуации, решение ситуационных задач. Необходимо побуждать учеников вспоминать пройденный материал, связывая его с изучаемой темой, с практическим назначением в повседневной жизни, а также подготавливать учеников к восприятию информации на других предметах.

В процессе обучения ОБЖ выделяют несколько видов межпредметных связей:

1. Предшествующие. Учитель опирается на знания учащихся, полученные ими при изучении других предметов. Так, при изучении темы «Последствия извержения вулканов. Защита населения» учащиеся уже знают информацию из курса географии, и на эти знания можно опираться.

2. Сопутствующие. Различные аспекты одного явления могут изучаться в разных предметах в одно и то же время. При этом знания из разных областей дополняют друг друга, создавая целостную картину, формирующую научное мировоззрение. Такое случается не часто, поэтому данный вид связей тяжело реализовать на практике.

3. Опережающие. Некоторые темы безопасности в ЧС изучаются в курсе ОБЖ раньше, чем даны естественнонаучные основы таких явлений в курсах других предметов. В таких случаях необходимо на уроках ОБЖ уделять больше внимания объяснению основ и вводной части. Можно использовать опережающие задания и доклады учащихся. Так, например, в восьмом классе при изучении темы «Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия» учащиеся не знакомы с соответствующими физико-химическими явлениями, об этом им только предстоит узнать на уроках физики и химии. В этом особенность, интегративность предмета ОБЖ, способствующего обобщению предметных знаний, сразу по нескольким естественнонаучным направлениям, а также, уточнению, систематизации, корректировке и дополнению полученной информации на уроках биологии, географии, физики и химии.

Предмет Основы безопасности жизнедеятельности носит черты междисциплинарности и является интегрированной и практикоориентированной дисциплиной.

Использование межпредметных связей на уроках и во внеурочной работе способствует развитию научного мышления, формированию представлений о взаимосвязи явлений и событий и, в целом, создает единую картину мира.

Курс «ОБЖ», способен дать представление о практическом применении полученных знаний, тем самым формируя сознательную личность безопасного типа поведения. Таким образом, предметная область «Основ безопасности жизнедеятельности» способствует созданию целостной научной картины мира, что соответствует требованиям ФГОС.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!