СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интегративный подход в профилактике зависимого поведения несовершеннолетних»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривается использование интегративного подхода в профилактике зависимого поведения несовершеннолетних.

Просмотр содержимого документа
««Интегративный подход в профилактике зависимого поведения несовершеннолетних»»

«Интегративный подход в профилактике зависимого поведения несовершеннолетних»
  1. Здоровье населения является одной из наиболее актуальных проблем в РФ в настоящее время. Она была выделена в один из существующих национальных проектов.

  2. Анализируя причины низкого уровня здоровья населения, можно отметить, что одной из основных подобных причин является употребление психоактивных веществ. Употребление алкоголя, табака, наркотических препаратов ежегодно уносят тысячи человеческих жизней. По данным мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, проведенного в 2004 году Центром социологических исследований Минобразования России, данным Госкомстата, ведомственной статистики, а также с учетом возможной коррекции в связи с наличием некоторого неучтенного контингента правомерно сделать вывод: среди подростков и молодежи в возрасте 11-24 лет сегодня имеется от 900 тысяч до 1 миллиона 100 тысяч наркозависимых. Этот показатель для всего населения России составляет от 1 миллиона 500 тысяч до 1 миллиона 800 тысяч человек. Территориальные масштабы потребления подростками и молодежью наркотических средств велики. Эпидемией охвачена, прежде всего, европейская часть России, а также и все остальные субъекты Российской Федерации в той или иной мере. Стационарное лечение человека от наркотической зависимости стоит немалых средств. При этом наиболее оптимальным вариантом решения данной проблемы является осуществление первичной и вторичной профилактики, то есть работа с человеком в то время, когда зависимость еще не подчинила его себе полностью. Современная социальная ситуация такова, что формирование наркотической зависимости начинается еще в подростковом возрасте. Средний возраст начала курения — 11,5 лет, потребления алкоголя — 13 лет, средний возраст первой пробы наркотиков — 14 лет.

  3. Подросток становится особенно уязвимым по отношению к психоактивным веществам в период 14-16 лет, когда он учится в старших классах, вследствие своих психологических возрастных особенностей. В подростковом возрасте появляется интерес к собственному миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. В этот период происходит перестройка системы ценностей, формирование осознанной самооценки подростка. Именно в этот период перед подростком встает задача самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути, что приводит к развитию у него сильного психологического кризиса. От решения подростком данных задач своего возрастного развития зависит в целом успешность процесса его социализации. Таким образом, в работе с подростками требуется целенаправленная коррекционная работа, предполагающая развитие рефлексии, формирование устойчивой положительной самооценки, позитивного «образа Я». Опираясь на исследования В.Д. Москаленко по эмоциональному воспитанию, мы можем утверждать, что развитие навыков распознавания и выражения эмоций и чувств позволит снять эмоциональное напряжение, поможет разрешить межличностные конфликты, благоприятно скажется на характере межличностных отношений, что в свою очередь также снизит риск употребления психоактивных веществ. Развитие навыков общения у подростков, совместно с эмоциональным воспитанием, будет способствовать завершению их личностной идентификации и формированию внутреннего локус-контроля.

Профилактика аддиктивного поведения имеет различные модели и формы работы. Самой распространенной моделью является модель запугивания, ориентированная на изложение отталкивающей и устрашающей информации о последствиях употребления психоактивных веществ. Но проведение подобной профилактической работы не является эффективным по нескольким причинам. Все что рассказывает педагог не имеет ожидаемого воздействия. С одной стороны, дети даже если общаются с теми, у кого есть зависимость чаще всего не видят последнюю стадию данной болезни, когда жизнь и смерть уравниваются и теряют свою экзистенциальную значимость. Для них опасности и ужасы зависимости остаются недоступны. Срабатывает механизм защиты: со мной этого не произойдет, я могу остановиться. С другой стороны, СМИ продолжают пропагандировать употребление различных психоактивных веществ, делая их атрибутом свободы, веселья и раскованности. В связи с этим, на первый план выступает использование позитивно-ориентированной профилактики аддиктивного поведения. В работе используются такие модели как: модель аффективного обучения, модель улучшения здоровья, модель альтернативной деятельности, модель обучения жизненным навыкам. Суть позитивно-ориентированной профилактики в выработке альтернативы аддиктивному поведению в виде здорового образа жизни в широком смысле. Проведение позитивной профилактики особую значимость приобретает в подростковом возрасте, так как именно в этот период начинают формироваться важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики зависимости. При работе с подростками важно учитывать их тягу к общению, выражению себя и своих мыслей. Исходя из этого необходимо построить занятие так, чтобы если не все, то большая часть учащихся могла получить внимание и быть услышанной. Таким образом мы не только располагаем учащихся к самому занятию, активизируем их внимание, но и ведем диалог, который наиболее продуктивен в работе. Обеспечить всестороннюю подготовку к взрослой жизни поможет интегративный подход в профилактике аддиктивного поведения. Он включает в себя: информирование, аффективное обучение, формирование жизненных навыков, предоставление альтернативной наркотизации деятельности.

В профилактической работе педагогами часто используются такие методы как беседа или в лучшем случае дискуссия. Но и тот и другой метод имеют значительный недостаток по сравнению с игрой. В ходе разговора чаще всего затрагивается теоретическая часть вопроса, но учащимся трудно на словах представить себя на месте другого человека, понять, почему он поступает так или иначе, какие чувства он испытывает. Проблематично таким образом изменить их поведение, установки. Игра же позволяет получить определенный опыт.

Если в работе использовать интегративный подход, включающий в себя различные дискуссии и тренинги, то подросток на практике может выразить, проявить себя, свои знания, умения. Создаваемый микромир позволяет экономично по времени и средствам, без риска, воспроизвести определенные ситуации из реальной жизни, то есть подросток без риска для себя (быть осмеянным, нелепо выглядеть и т. д.) может опробовать разные модели поведения и выбрать оптимальную для реализации в жизни. Подросток в игровой форме учится определить и выражать свои чувства в безопасной обстановке. Педагог может помочь ему научиться их проговаривать и конструктивно выражать. Важность работы заключается в том, что эти навыки снижают риск употребления психоактивных веществ для того, чтобы снять негативные состояния (напряжение, тревогу, злость и т. д.).

Исходя из вышеизложенного, мы можем говорить о том, что интегративный подход помещает подростка в ситуацию, которая повторяет те же законы, ограничения и социальные запреты, мотивы поведения, какие существуют в реальной жизни. Применяя его в работе, мы даем возможность подросткам развиваться и изменяться в безопасной обстановке, получать конструктивную обратную связь на свои действия, ошибки и результаты. Именно поэтому интегративный подход важно использовать в профилактической работе с подростками.