Интеграция детей-сирот в современное общество
посредством занятий по социально-бытовой ориентировке.
Социальная адаптация, то есть активное приспособление путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.
Социализация детей-сирот и их интеграция в общество протекают с большими трудностями, чем у их сверстников из благополучных семей.
Длительное проживание в детском учреждении и специфика первичной социализации затрудняют формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков. Положение этих детей является плачевным еще и потому, что они не имеют представления о многих житейских, бытовых и семейных проблемах. Учёные отмечают, что дети-сироты являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских учреждений.
Для подготовки к самостоятельной жизни в обществе требуются специальные социально-педагогические программы. Одна из них, программа по социально-бытовой ориентировке. Цель данной программы: развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями в условиях интернатного учреждения. Данная цель достигается посредством организации аудиторной и самостоятельной работы воспитанников, а также посредством проведения практических работ и экскурсий. Задачи курса:
формирование у воспитанников навыков самостоятельной жизни;
освоение теоретической информации, а также приобретения бытовых навыков;
развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.
В результате обучения по социально-бытовой ориентировке у воспитанников будут сформированы следующие компетенции: социальная, бытовая и коммуникативная.
Знания, которые дают педагоги по социально-бытовой ориентировке о правилах и нормах поведения, и практические навыки позволяют формировать сознательное стремление воспитанников овладеть нормами, принятыми в обществе. Личный опыт воспитанников еще очень беден, поэтому ребенок учреждения для детей-сирот может нарушать эти нормы лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступать, как применить то, что он уже успел усвоить. Нередко воспитанники усваивают многое по подражанию, наблюдая за поведением взрослых, часто отрицательным. Поэтому большое внимание педагогу следует уделять осознанию ребенком своего поведения, своих действий. Это необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек, нравственных норм поведения, а это в свою очередь является одним из путей формирования нравственно-волевых качеств личности. Но сам этот процесс очень сложный, требующий времени и совместных усилий ребенка и воспитателей.
Так, научившись мыть посуду, воспитанник постепенно выполняет работу быстрее, чище и аккуратнее. Эта обязанность в результате приобретения навыка становится совсем не утомительной, привычной. А затем он просто не может оставить после себя грязную посуду. Человек, привыкший на ночь умываться и чистить зубы, обычно испытывает неприятное чувство, если он должен обойтись без привычного и уже необходимого вечернего туалета. У такого воспитанника вообще выработана привычка к чистоте, опрятности и аккуратности.
Освоение программы предусматривает сочетание аудиторских занятий, основанных на интерактивных формах учебного содержания, а также использования примеров и ситуаций из опыта знакомых детям литературных произведений, а также самостоятельной работы, ориентированной на включение теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни. Освоение программы осуществляется в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, экскурсий, практических работ.
Из опыта своей работы могу сказать, что данные занятия для детей-сирот необходимы для их дальнейшей социализации в общество. Занятия по СБО проводились мною в выходные дни в кружковом объединении «В самостоятельную жизнь» в течение семи лет. В помощь мне были методические пособия по социально-бытовой ориентировке под редакцией В.П.Субчевой. А материал для занятий находила в газетах и журналах, Интернете, книгах. Вместе с детьми рассматривались темы: «Личная гигиена», «Ремонт одежды», «Питание», «Жилище», «Взаимоотношения в семье», «Уход за ребенком», «Транспорт», «Торговля», «Я и моя будущая профессия» и др.
Интегрированные занятия очень нравились детям, так как всегда содержали игровые моменты. Конечно, такие занятия требовали большей подготовки, и как показывает опыт, воспитанники гораздо лучше усваивали в игре знания, которые им понадобились для самостоятельной жизни. Многие выпускники нашего учреждения при встрече говорили о том, что занятия по СБО им очень помогли в дальнейшей жизни.
В заключение хотелось бы сказать о том, что для обеспечения успешной социализации выпускников учреждений для детей-сирот, их интеграции в общество предстоит ещё многое сделать, например, привести в соответствие нормативно-правовую базу, наладить профессиональную подготовку кадров по работе с данной категорией детей, наладить взаимодействие выпускников с различными учреждениями. В основу реализации государственной социальной политики в направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускников данных учреждений необходимо заложить не работу по преодолению причин самого явления – сиротства, а систему слаженных и хорошо отработанных механизмов по социализации детей-сирот в общество.